Моисей раздвинул море

4Переход через море

Тем временем, узнав, что евреи уходят из Египта, разъяренный фараон во главе шестисот военных колесниц кинулся в погоню за беглецами. Испугавшись евреи, стали роптать на Моисея: «Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне» (Исх. 14.12). Но Моисей сказал народу: «не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14.13—14).

И вот облачный столп, который привел израильтян к морю, встал между конницей фараона и евреями, так что египтяне никак не могли приблизиться к беглецам. Евреи же остановились у самого берега, дальше им путь преграждали воды Чермного моря. Но по повелению Божию «простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исх. 14.21). Как только море расступилось, израильтяне поспешили перейти на другой берег. Они были уже на противоположном берегу, когда египетское войско во главе с фараоном ринулось вслед за беглецами в море. В тот момент, когда египтяне находились среди моря, Моисей еще раз простер свою руку на море, и по его знаку воды обрушились на преследователей. Так чудесным образом израильский народ навсегда покинул страну рабства.

Библейское чудо

Согласно Библии, в XIII веке до нашей эры основоположник религии иудаизма Моисей, сумевший сплотить все израильские племена в единый народ, получил повеление Бога вывести своих соплеменников из Египта. К тому времени израильтяне уже не одно десятилетие находились под властью фараона Рамсеса II, талантливого и жестокого полководца, который отчаянно стремился восстановить былое величие Египта, покорив Азию. С этой целью он вторгся в землю Гесем, находившуюся в дельте Нила, где на протяжении нескольких столетий проживали израильские племена, и на захваченной территории построил города Пифом и Раамсес, ставшие для фараона стратегическим плацдармом в решающем броске на восток. С этого времени начался красочно описанный в Ветхом Завете длительный период израильского рабства и гонений со стороны египетских властей на многочисленный, но разрозненный народ. После многочисленных чудес, явленных Моисеем, которые разгневали жестокосердного фараона, и свершившихся «казней египетских» 45 тысяч израильтян со скотом и домашним скарбом покинули Египет. Узнав о бегстве покорённого народа, Рамсес II вместе со своим войском пустился в погоню за израильтянами и настиг их у берега Чермного (Красного) моря. Узнав о приближении преследователей, Моисей с помощью волшебного жезла «рассёк» воды. По обнажившемуся дну израильтяне благополучно перебрались на противоположный берег. Когда колесницы фараона въехали в образовавшийся между бурлящих стен воды проход, Моисей простёр руки — и в мгновенье ока море сомкнулось над головами врагов.

6Рефидим. Битва с амаликитянами

Из пустыни Син Моисей повел народ вглубь Синайского полуострова к горе Синай. Последней остановкой перед Синаем было местечко Рефидим. И снова у евреев не было воды для питья, и опять начался ропот. И взмолился Моисей к Богу: «что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями» (Исх. 17.4). И тогда повелел ему Господь взять свой жезл и ударить им в скалу. Моисей сделал так, как сказал ему Бог, из скалы пошла вода, и народ утолил свою жажду. В том же Рефидиме израильтянам предстояло помериться оружием с воинственными племенами пустыни — амаликитянами, решившими преградить дорогу израильтянам и поживиться добычей. Моисей поручил командование своими войсками храброму и талантливому воину Иисусу Навину, который быстро повел свои отряды против врага. Битва продолжалась с утра до вечера с переменным успехом. Моисей в сопровождении Аарона и Ора взошел на гору и усердно молил Господа о победе израильского войска. Когда Моисей подымал руки и горячо молился, брали верх израильтяне, а когда он от усталости опускал руки, победа переходила к амаликитянам. Тогда Аарон и Ор стали помогать Моисею, поддерживая его руки, и к захождению солнца Иисус Навин победил амаликитян. На том месте, где проходила битва, Моисей воздвиг благодарственный жертвенник.

Конец странствования. Смерть Моисея.

Еще 40 лет вел Моисей свой народ к земле обетованной – Ханаану. В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть на шесте медное изображение змия, чтобы каждый, кто с верою смотрел на него, оставался невредимым. Вознесенный в пустыне змей, – по выражению св. Григория Нисского, – есть знамение крестного таинства.

Медный змий. Картина Ф.А. Бруни

Несмотря на большие трудности пророк Моисей до конца жизни остался верным служителем Господа Бога. Он вёл, учил и наставлял свой народ. Он устроил их будущее, однако в Землю Обетованную не вошёл за маловерие, проявленное им и братом его Аароном у вод Меривы в Кадесе. Моисей дважды ударил по скале своим жезлом, и из камня потекла вода, хотя достаточно было одного раза — и Бог, разгневавшись объявил, что ни он, ни его брат Аарон не войдут в Землю Обетованную.

По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле». Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего. В каком-то смысле судьба Моисея подобна судьбе самого Ветхого Завета, который сквозь пустыню язычества довёл народ Израиля до Нового Завета и замер на его пороге. Моисей умер в конце сорокалетних странствий на вершине горы Нево, с которой он мог издали видеть обетованную землю — Палестину. Бог сказал ему: «Вот земля, о которой я клялся Аврааму, Исааку и Иакову… Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь».

Было ему 120 лет, но ни зрение его не притупилось, ни сила не иссякла. 40 лет провёл во дворце египетского фараона, другие 40 — со стадами овец в земле мадиамской, и последние 40 — в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне. Израильтяне почтили кончину Моисея 30-дневным плачем. Его могила была скрыта Богом, чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа.

После Моисея еврейским народом, духовно обновленным в пустыне, руководил его ученик Иисус Навин, который привел евреев на Обетованную Землю. За сорок лет скитаний не осталось в живых ни одного человека, вышедших с Моисеем из Египта, и кто усомнился в Боге и поклонился золотому тельцу у Хорива. Таким образом был создан действительно новый народ, живущий по закону, данному Богом на Синае.

Моисей был и первым Боговдохновенным писателем. По преданию он является автором книг Библии – Пятикнижия в составе Ветхого Завета. Моисею приписывается и псалом 89 «Молитва Моисея, человека Божия».

Светлана Финогенова

Назад в раздел

Жизнь пророка во дворце

После того как Моисей немного подрос и перестал нуждаться в кормилице, его мать отвела будущего пророка во дворец. Там он прожил довольно долго, а также был усыновлен дочерью фараона. Моисей знал, какого он рода, знал, что он еврей. И хотя обучался наравне с остальными детьми царской семьи, но не впитал в себя жестокости.

История Моисея из Библии свидетельствует о том, что он не стал поклоняться многочисленным богам Египта, а остался верен верованиям своих предков.

Моисей любил свой народ и каждый раз страдал, когда видел его мучения, когда видел, как нещадно эксплуатировали каждого израильтянина. Однажды случилось то, что заставило будущего пророка бежать из Египта. Моисей стал свидетелем жестокого избиения одного из народа его. В порыве ярости будущий пророк вырвал плеть из рук надсмотрщика и убил его. Так как никто не видел, что он сделал (как думал Моисей), то тело было просто закопано.

Через некоторое время Моисей понял, что многим уже известно о том, что он сделал. Фараон приказывает арестовать и убить сына своей дочери. Как относились друг к другу Моисей и Рамзес, история умалчивает. Почему за убийство надсмотрщика его решили судить? Можно учитывать разные версии происходящего, однако, скорей всего, решающим было то, что Моисей был не египтянином. В результате всего этого будущий пророк решает бежать из Египта.

Установление Пасхи и исход из Египта

Перед последней казнью, которая обрушилась на народ египетский, Моисей предупредил людей Израиля о ней. Это было умерщвление первенцев в каждой семье. Однако предупрежденные израильтяне помазали свою дверь кровью ягненка не старше одного года, и кара их минула.

В эту же ночь произошло празднование первой Пасхи. История Моисея из Библии рассказывает о ритуалах, которые ей предшествовали. Заколотого ягненка необходимо было запечь целым. Затем кушать стоя, собравшись всей семьей. После этого события народ Израиля покинул землю египетскую. Фараон в страхе даже просил это сделать скорее, видя то, что случилось ночью.

С первой зарей вышли беглецы. Знаком воли божьей был столп, который ночью был огненный, а днем облачным. Считается, что именно эта Пасха со временем преобразовалась в ту, которую мы знаем сейчас. Освобождение еврейского народа от рабства символизировало именно это.

Еще одним чудом, которое случилось практически сразу после выхода из Египта, был переход через Красное море. По велению Господа расступились воды, и образовалась суша, по которой израильтяне и перешли на другой берег. Фараон, который погнался за ними, также решил последовать по дну моря. Однако Моисей со своим народом уже были на другой стороне, и воды моря опять сомкнулись. Так погиб фараон.

Сонник — Мора

У южных и западных славян Мора — демон, который душит и мучает спящего человека, наваливаясь ночью ему на грудь. Поляки и кашубы считают, что если в семье подряд рождаются шесть или семь дочерей, то последняя становится Морой. По чешским верованиям, Морой становятся дети, родившиеся с зубами, а по сербским и хорватским, — дети, рожденные в «рубашке», обычно кровавой или синей. Сербы полагают, что Мора — девушка, родившаяся в кровавой сорочке, которую повитуха сожгла на огне. Сербы и хорваты также считают, что Мора — дочь вештицы, а также, что Морами становятся дети, зачатые женщиной в праздник или во время месячных. По польским поверьям, девочка, из которой получается Мора, имеет две души — добрую и злую, при этом злая душа вылетает из тела спящей Моры и вредит людям, но сама Мора ничего не подозревает. Демонические свойства Моры проявляются ночью, а в остальное время она ничем не отличается от окружающих. Западные славяне считают, что Моры душат людей помимо своей воли, когда придет их час. Согласно болгарским и польским поверьям, Моры — души людей, умерших без исповеди, похороненных с нарушением погребального ритуала, а также детей некрещеных или неправильно окрещенных младенцев. У поляков, чехов и лужичан известны поверья и о Морах-мужчинах. Поляки считают, что Мора невидима или выглядит, как неясно различимая человеческая тень, у нее прозрачное тело, она худа, костлява, у нее ненормально длинные ноги, руки, ногти. По сербским поверьям, Мора может принимать вид ночной бабочки или комара, а также животных, связанных с потусторонним миром: летучей мыши, кота, мыши. Мора забирается на грудь спящего человека, давит и мучает его, пьет у него кровь, а у женщин сосет из грудей молоко. По некоторым поверьям, существует несколько разновидностей Мор: одна сосет и душит людей, другая сосет сок деревьев, третья — овощи и сорняки. Жертва Моры бледнеет, чахнет и скоро умирает. Мора может проникнуть в помещение через любое, даже самое маленькое отверстие, в том числе через замочную скважину. Поляки и кашубы полагают, что Мора передвигается в решете, на метле, колесе от тачки, мотовиле, коловороте от прялки (ср. Прялка) или в тележке с одним колесом. В качестве оберегов от Моры используются нож, иголка, воткнутая в одежду, топор или другой железный предмет, чеснок, пояс, который кладут поверх одеяла, хлеб, зеркало. Чтобы прекратить посещение Моры, необходимо ее распознать. Для этого человек, которого душит Мора, должен сказать ей: «Приходи утром, дам тебе хлеба и соли». Первая пришедшая утром женщина и будет Морой . Ей нужно дать обещанное, после чего она больше не будет приходить в этот дом. От Моры можно избавиться, поймав то животное, в которое она обернулась, и искалечив его. Новорожденному с зубами давали в рот кусок дерева, чтобы на него перешла вредоносность ребёнка. Мора происходит из двоедушников. Польская мора душит спящих людей. Хорваты трижды закрещивали мору, который мучил ребенка, кукишем, предварительно на него плюнув).

Моисей в мировых религиях[править | править код]

В иудаизмеправить | править код

Моисей (ивр. משֶׁה, «Моше») — главный пророк в иудаизме, получивший от Бога Тору на вершине горы Синай. Считается «отцом» (главным) всех последующих пророков, так как уровень его пророчества является наивысшим из возможных, как сказано: «Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше, доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он.» (Числа. 12,6—8).

Своё имя (Моше, обычно говорят — Моше Рабейну, то есть «наш учитель») он получил от спасшей и воспитавшей его египетской принцессы, дочери фараона; оно значит «взятый из воды» (Исх. 2:10).

В христианствеправить | править код


Моисей пророк. Икона. Каргополь, 1590-е гг.

Моисей — великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (т. н. Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа — Завет Новый.

Во время Преображения на горе Фавор, с Иисусом были пророки Моисей и Илья.

Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.

Память пророка Моисея отмечается Русской православной церковью 17 сентября (нов. ст.).

В исламеправить | править код

В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса́ (арабск. موسى). Он — пророк в исламе, которому был ниспослан Таурат.

Призвание Мусы на пророчествоправить | править код

Муса — один из потомков пророка Якуба. Он родился и некоторое время
прожил в Египте. В то время там властвовал фараон, который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу, который в это время владел Мадьяном.

Однажды Муса двигался по дороге, направляясь в Египет, мимо горы Аль-Тур. Ночью, когда похолодало, он с женой сидел в палатке и вдруг увидел в отдалении огонь. Муса сказал жене:
— Подожди здесь, я схожу посмотрю, что это за костер и принесу огня, чтобы растопить очаг и согреться.

Подойдя к тому месту, где он видел огонь, Муса ничего не обнаружил, но вдруг услышал обращённый к нему голос: «О Муса! Истинно, Я это Я — Владыка твой. Посему разуйся, ибо ты в священной долине Тува.

Я избрал тебя; итак, внимай откровению. Истинно, Я это Я — Аллах; нет бога, кроме Меня. Посему поклоняйся Мне и соблюдай Молитву в память обо Мне.

Пойди к фараону и вежливо скажи ему, что, может быть, он вспомнит Аллаха и перестанет быть жестоким и несправедливым. А чтобы он поверил тебе, покажи ему это чудо».

Муса боялся возвращаться в Египет из-за того, что фараон схватит и казнит его за того человека, которого Муса когда-то убил.

Муса был косноязычен, и говорить ему было трудно. Он боялся, что не сможет ничего сказать фараону. В Египте у Мусы оставался брат Харун, который был праведным человеком.
Муса воззвал к Владыке своему:

«Владыка мой, боюсь я, что они обвинят меня во лжи. У меня перехватит дыхание, и не смогу я вымолвить слова. Пошли со мной Харуна, так как я виновен перед ними и боюсь, что они убьют меня».

Аллах сказал ему:
«О Муса, не бойся и помни, что Я спас тебя, когда ты был младенцем. Идите со знамениями Нашими. Я с тобой и не оставлю тебя. Иди ты и твой брат Харун.
Итак, идите вы оба к фараону и скажите ему:
— Мы Посланники Господа своего, Владыки Миров.
Попросите его, чтобы избавил он сынов Израиля от мук и унижений».

Так Аллах Всевышний даровал Мусе и его брату Харуну, мир им, откровение, и они
стали Посланниками Аллаха. Аллах послал их к фараону, призывать его принять
Ислам.

Смерть Мусыправить | править код

Пророк Муса переехал со своим народом на Святую землю (Земля Израиля), где жили враждебно-настроенные многобожные племена. Люди сказали пророку Мусе: «Мы не пойдем туда, пока они не покинут её». Другие сказали: «Пока они живут там, мы ни за что не пойдем туда. Ты сам иди и воюй с ними, а мы останемся здесь». Пророк Муса рассердился и назвал их грешниками.

Аллах Всевышний наказал народ Мусы, мир ему. Они блуждали по земле днем и ночью в течение сорока лет.

Пророк Муса продолжал призывать людей к вере в Единого Бога. И так учил людей до самой смерти. Сначала умер его брат Харун, а через некоторое время Ангел смерти Азраиль взял дух пророка Мусы, мир им.

9Сооружение скинии

После этого начал Моисей сооружать посреди стана скинию, как показал ему Господь на горе. Это было делом всего народа Израильского. Поставили скинию в первый день первого месяца, т. е. ровно через год после выхода из Египта.

Скиния состояла из трех частей: Святая Святых, Святилища и двора. Святая Святых являлась самой главной частью храма. В ней находился Ковчег Завета, который представлял собой ящик из дерева ситтим, обложенный внутри и снаружи коваными золотыми листами. Ковчег считался самой большой и главной святыней храма. Моисей, по повелению Божию, положил в Ковчег скрижали, а перед Ковчегом поставил сосуд с манной.

Когда Скиния была закончена, Моисей ее освятил, помазав все ее священные предметы елеем. Тогда же для совершения богослужений при Скинии были избраны Аарон и его сыновья из колена Левия. Если до дарования закона у евреев любой глава семьи мог выполнять священнические обязанности, т. е. приносить жертвы Богу, то теперь священниками могли быть только потомки Аарона. Во главе священников стоял первосвященник. Первым первосвященником был Аарон, которого помазал Моисей. Для помощи в службе священникам при скинии были поставлены остальные представители колена Левия (не потомки Аарона) — левиты.

Когда скиния была сооружена, тогда покрыло ее облако, «и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40.34). Облако над скинией было символом присутствия Господа среди Израиля.

Жизнеописание[править | править код]

Основной источник сведений о Моисее — библейское повествование. Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.

Паоло Веронезе. Нахождение Моисея. 2-я треть XVI в. Картинная галерея. Дрезден

Рождение и детствоправить | править код

Книга Исход повествует о том, что родители Моисея принадлежали колену Леви (Исх.). Моисей родился в Египте в царствование фараона, который «не знал Иосифа» (Исх.), бывшего первым вельможей при его предшественнике. Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил израильтян в рабов.

Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. В ту пору в семье Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иохаведе (Йохевед) удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание.

Поняв, что перед ней один «из еврейских детей» (Исх.), она, однако, сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мариам (Исх.), издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мариам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына» (Исх.).

Существуют предположения, что этой доброй принцессой была Термутис, дочь Рамсеса II, или, по другому предположению, Хат-асу (Хатшепсут ??), дочь Тотмеса I, знаменитая впоследствии самостоятельная правительница Египта из XVIII династии.

Моисей был посвящен «во всю мудрость египетскую», то есть во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Предание рассказывает, что он во главе египетского войска совершил блестящий поход в Эфиопию и женился на эфиопской принцессе Фарбис.

Из Библии известно только, что Моисей, глубоко огорчённый рабским положением своего народа, однажды в порыве ярости убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с рабами-израильтянами, и, опасаясь наказания, «убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской» Исх. у священника Иофора (Итро), Исх., или (второе имя) Рагуила . Там он женится на его дочери Сепфоре (Ципоре) и пасёт скот своего тестя.

Откровение и Исходправить | править код

Пася скот у горы Хорев (Синай), он из «неопалимой купины» получил призыв Бога к освобождению своего народа и, возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта.

Рембрандт. Моисей, разбивающий скрижали,

Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращение вод Нила в кровь; нашествие жаб; мор скота; болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; град и огонь между градом; нашествие саранчи; тьма; смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота.

Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через море. В третий месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Моисей получил от Бога Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Моисеево законодательство и особенно знаменитое «Десятословие» легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества. Так Сыны Израиля стали настоящим народом — евреями. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и законам богослужения.

Моисей дважды всходил на гору, оставаясь там по 40 дней, и видел Бога лицом к лицу. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил: сделал Золотого тельца, перед которым израильтяне начали служить и веселиться. Моисей в гневе уничтожил тельца.

Дальнейшая жизньправить | править код

Жил Моисей 120 лет. Сорок лет провёл во дворце, другие сорок — со стадами овец в земле мадиамской, и последние сорок — в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне, которое было сопряжено для Моисея со множеством невзгод. Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести свой народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых и приход Мессии. Но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершенного ими у вод Меривы в Кадесе (не проявили достаточной веры, чтобы явить святость Божию). Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную и был похоронен на горе Нево. Его могила была скрыта Богом, чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа.

Невероятные гипотезы

Так, в частности, израильский геолог Егуди Менахем в 2005 году заявил, что обнажение дна Красного моря во время перехода его Моисеем было связано с сильным землетрясением, произошедшем на Аравийском полуострове во второй половине XIII века до нашей эры. Землетрясение вызвало стремительный отлив воды в Аденский залив, а затем обернулось разрушительным цунами, которое, скорее всего, и погубило армию фараона. Американский востоковед Дэвид Уоррен после анализа китайских хроник того периода предположил, что легендарный отход воды был вызван гравитационными силами крупной кометы, замеченной тогда в небе. Ему вторит английский исследователь Чарльз Мастерсон, который в 2009 году заявил, что библейское чудо было вызвано… планетой Ниби-ру, приблизившейся в тот день к Земле на минимальное расстояние. По мнению Мастерсона, негативным воздействием космической гостьи объясняются и знаменитые «казни египетские», обрушившиеся на подданных Рамсеса II. Не менее любопытной представляется версия Британского уфологического общества, по мнению членов которого, обнажение дна было вызвано воздействием… инопланетного корабля. Эта гипотеза, по мнению уфологов, находит подтверждение в ряде древнеегипетских источников, отражена она и в поздних римских летописях, где упоминается огненная колесница, осенявшая с неба путь кораблям, направлявшимся в порты Красного моря. Косвенно об этом упоминает и Библия, указывающая, что дорогу Моисею в его опасном путешествии освещало яркое облако, посланное якобы богом Яхве. Сегодня многие ставят под сомнение реальность событий, описанных в библейских источниках. И это не удивительно, ведь современному человеку трудно представить себе, насколько безграничным и необъяснимым может быть влияние высших сил, о существовании которых было хорошо известно людям прежних исторических эпох.

Метки: Древний Египет, Тайны 20 века, вода, море, библия, гипотеза, Красное море, евреи, исход, Моисей

  • Назад
  • Вперед

Исход иудеев из Египта, ниспослание Торы (Тауры) на горе Синай

Моисею пришлось выводить своих соплеменников иудеев под покровом ночи, а когда перед ними встало Красное море, пророк Моисей, по велению Всевышнего Аллаха, ударом посоха раздвинул морские волны и перешел по морскому дну со своим народом на другой берег. Фараон, узнав о бешстве израильтян, собрал армию и бросился в погоню, когда же войска Фараона, возглавляемые правителем, устремились вслед за еврейским народом по морю, морские воды сомкнулось над ними, и они погибли в его волнах. Благодаря помощи Господа исход иудеев из Египта состоялся успешно и они были спасены от мучений и гибели от египтян.

Сам же фараон, увидев как морские волны стали смыкаться над ним и осознав свою погибель, уверовал Господа, осознав Его Могущество и свою неминуемую кару, однако его покаяние было слишком запоздалым, Господь сохранил тело фараона, как знамение для следующих поколений и это также стало одним из великих чудес: «Мы переправили сынов Исраила (Израиля) через море, а Фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же Фараон стал тонуть, он сказал: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраила (Израиля). Я стал одним из мусульман». Аллах сказал: «Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие. Сегодня Мы спасем твое тело, чтобы ты стал знамением для тех, кто будет после тебя». Воистину, многие люди пренебрегают Нашими знамениями» (сура Йунус, 90-92 аяты).

Песня на море — Шират а-Ям [↑]

Чудесный переход через море, ощущение всемогущества Творца, Его пристальной опеки и заботы неимоверно возвысили духовный уровень каждого еврея. Как выражались наши мудрецы (см. Раши на Шмот, 15:2

): «Даже служанка созерцала на море в большей степени, чем будущие пророки!». В тот момент весь народ удостоилсяРуах а-Кодеш (духовного уровня, близкого к пророчеству), на них снизошло видение скрытой реальности и постижение будущего, и именно в этом состоянии они вознесли Творцу неповторимую хвалебную песнь — Песнь Красного моря (Шират а-Ям).

Песню благодарения у Ям Суф сначала пел Моше, а потом ее повторяли сыны Израиля.

Хотя песня выражает благодарность за спасение у Ям Суф, большинство ее благодарений относится к будущему, к великому и окончательному избавлению, которое нам предстоит пережить во времена Машиаха.

Поскольку, согласно закону Торы, мужчинам и женщинам запрещено петь вместе, женщины пели благодарственную песню сами, отдельно. Пророчица Мирьям взяла в руки цимбалы и пела песню женщинам, которые потом повторяли ее точно так же, как это делали Моше и мужчины.

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах, называется Шабат Шира («Суббота Песни») — несмотря на то, что эта глава содержит описание многих других важнейших событий, в том числе — выхода из Египта, перехода через море, дарования многих законов, историю выпадения мана (манны) и колодца, шедшего за евреями по пустыне. Именно Песня на море является выражением наивысшего духовного подъема, пережитого еврейским народом.

Достижения Великого фараона

Итак, что великого сделал Рамзес Второй? Достижений у него много:

  1. Победа над ливийцами и нубийцами.
  2. Победа над мощными хеттами, которая позволила закрепиться на Ближнем Востоке.
  3. Победа над шерданами – одним из «народов моря», которые с кораблей пытались высадить десант. Битва напоминала Невскую.
  4. Разгром Сирии и Финикии. В отличие от своих предшественников, например, от легендарного Тутмоса Третьего, Рамзес Великий и его армия овладели искусством брать укрепленные города. Почти все крупные крепости в Сирии и Финикии был взяты не измором, как раньше, а штурмом. Однако стоит заметить, что Рамзес Великий так и не восстановил империю Тутмоса Третьего. Всему виной хетты, которые постоянно вмешивались в борьбу за Ближний Восток.
  5. Рамзес подписал первый в истории международный мирный договор, положив начало дипломатии.
  6. Расширение мировой торговли Египта со странами Азии.
  7. Успехи во внутренней политике: строительство, перевооружение армии, развитие мастерских, рудников, поиск новых водных источников и др.
  8. Основание красивого и мощного города Пер-Рамзеса.

Невероятные гипотезы

Так, в частности, израильский геолог Егуди Менахем в 2005 году заявил, что обнажение дна Красного моря во время перехода его Моисеем было связано с сильным землетрясением, произошедшем на Аравийском полуострове во второй половине XIII века до нашей эры. Землетрясение вызвало стремительный отлив воды в Аденский залив, а затем обернулось разрушительным цунами, которое, скорее всего, и погубило армию фараона. Американский востоковед Дэвид Уоррен после анализа китайских хроник того периода предположил, что легендарный отход воды был вызван гравитационными силами крупной кометы, замеченной тогда в небе. Ему вторит английский исследователь Чарльз Мастерсон, который в 2009 году заявил, что библейское чудо было вызвано… планетой Ниби-ру, приблизившейся в тот день к Земле на минимальное расстояние. По мнению Мастерсона, негативным воздействием космической гостьи объясняются и знаменитые «казни египетские», обрушившиеся на подданных Рамсеса II. Не менее любопытной представляется версия Британского уфологического общества, по мнению членов которого, обнажение дна было вызвано воздействием… инопланетного корабля. Эта гипотеза, по мнению уфологов, находит подтверждение в ряде древнеегипетских источников, отражена она и в поздних римских летописях, где упоминается огненная колесница, осенявшая с неба путь кораблям, направлявшимся в порты Красного моря. Косвенно об этом упоминает и Библия, указывающая, что дорогу Моисею в его опасном путешествии освещало яркое облако, посланное якобы богом Яхве. Сегодня многие ставят под сомнение реальность событий, описанных в библейских источниках. И это не удивительно, ведь современному человеку трудно представить себе, насколько безграничным и необъяснимым может быть влияние высших сил, о существовании которых было хорошо известно людям прежних исторических эпох.

Метки: Древний Египет, Тайны 20 века, вода, море, библия, гипотеза, Красное море, евреи, исход, Моисей

  • Назад
  • Вперед

Год исхода евреев из Египта.

Многие интересуются, когда Моисей вывел евреев из Египта, какой год считается годом Исхода. В Библии не указано время исхода, что, конечно, породило множество версий, касательно возможного года, когда Моисей вывел народ Израиля из Египта. Большинство версий охватывают период между 2100 и 1050 годами до н. э.

Предпринимались многочисленные попытки вывести год исхода из текста Библии. Если отталкиваться от текста Третьей Книги Царств:

то можно сделать вывод, что год исхода – 1446 год. Однако эта дата часто подвергается критике, ввиду того, что число 480 весьма символично, его рассматривают как результат умножения символичного для всего Пятикнижия Моисеева числа 40 на 12 – количество колен Израиля. Более того, если обратится к хронологии Библейской Книги Судей, то дата не подтвердится.

Рассмотрим еще несколько версий датировки исхода, не основанных на тексте Библии:

Эммануэль Анати считает, что исход евреев имел место быть около 2100 года до н. э. Он отождествляет гору Синай с горой Хар-Карком, где существовал храм (скиния) и осуществлялась культовая практика именно в это время. Позже гора Хар-Карком была покинута. Это полностью ложится на факты, описанные в Библии: евреи пришли на гору Синай, где жили в течение года, построив здесь походный храм и назначив священников.

Нужно сказать, что практически никто из историков, археологов и библеистов не поддерживает эту точку зрения по причине того, что нет данных о том, что народ Израиля существовал в это время, а также археологических данных о появлении нового этноса в данном регионе.

Иосиф Флавий считал, что исход евреев из Египта был между 1700 и 1800 гг до н. э. В своей точке зрения, он полагался на труды историка Манефона, который, к сожалению, не дошли до нашего времени. Манефон описывал некий народ гиксосов, которые создали свое царство в дельте Нила и были впоследствии изгнаны египетским фараоном. Именно с гиксосами Флавий отождествляет народ Израиля.

Генри Холл, известный египетский археолог, в целом поддерживал теорию Иосифа Флавия, однако считал, что эти события произошли несколько позже – примерно в 1400 гг до н. э.

Уильям Олбрайт считает, что Исход евреев произошел между 1250 и 1200 годами. Эта точка зрения имеет большое количество последователей среди археологов, которые отмечают появления нового типа керамики, а, значит, и новой этнической группы в регионе.

Доподлинно известно, что этнос израильтян уже существовал в Ханаане около 1210 года до н. э. Доказательством данного факта является Стела Мернептаха, также известная как Израильская Стела. Стела является самым ранним древнеегипетским документом, в котором упоминается «I.si.ri.ar» или «Isirial», что толкуется учёными как «Израиль».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector