Где и как евреи перешли красное море

Зачем Моисей 40 лет водил евреев по пустыне?

Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, связанные с жизнью Моисея, ставшего волей Божьей величайшим израильским пророком и вождём, мы находим на страницах Ветхого Завета. Причина тому — в маловерии народа, выразившемся в отступлении от истинного Бога, и поклонении Золотому тельцу. Когда через сорок лет пути евреи, наконец, достигли границ Земли обетованной, среди них не осталось в живых ни одного участника тех позорных событий. Они представляли собой уже совершенно иной народ, живущий по Божьим Законам, полученным на горе Синай, и навсегда стряхнувший с себя узы рабства.

Господь всемогущ и в мгновение ока мог бы перенести Своих избранников на землю, обещанную Им ещё праотцу Аврааму, но в этом случае в неё вошли бы люди, до конца дней своих остающиеся рабами, а раб не может быть предан душой и способен лишь подчиняться под страхом возмездия. Когда же возникает реальное или мнимое ощущение безнаказанности, он легко предаёт того, кому ещё вчера поклонялся. Пройдя же долгий путь борьбы за выживание, и многократно убедившись в собственном бессилии победить окружающий мир без помощи его Творца, евреи уже не мыслили себя без Бога. Вот, зачем Моисей 40 лет водил евреев по пустыне.

[править] Ход событий по Библии

Согласно Библии, древние израильтяне жили в Египте. Некий фараон стал их сильно притеснять, принуждать к работе, а даже приказал убивать рождавшихся израильских мальчиков. Один из мальчиков чудесным образом спасся, будучи усыновлённым дочерью фараона, которая назвала его порождённый («-мос» или «-мсес», «мосе» — «сын») — Моисеем.

Моисей вырос и по велению Бога потребовал от фараона отпустить израильтян. Отказ фараона поверг на Египет десять казней, фараон согласился отпустить израильтян, но затем всё же отправился в погоню. Моисей со своим народом переправился через расступившееся море, а войско фараона утонуло в нём.

По Библии, 600 тысяч израильтян покинули Египет. Однако, еврейское слово «элеф» — тысяча, означает также семью или «обитателей одного шатра», в таком случае израильтян было около 5 тысяч.

Согласно Книги Исхода, глава 12, стих 35–36: «сыны Израилевы обобрали египтян». В еврейском подлиннике глагол «обобрал» обозначается термином «мицаэль» (מיצאל), что значит «ограбить», «обобрать до нитки». Также указывается, что у израильтян было оружие:

В описании Исхода много чудес и противоречий (откуда у рабов оружие? откуда у израильтян взялись солдаты, если египтяне убили всех рождавшихся мальчиков и т. д.), тем не менее, в нём также отражаются и реальные события, так как израильтяне вышли из Египта.

Израильтяне вступили в пустыню, где их ожидало дарование Торы. На горе Синай Бог провозглашает народу Десять заповедей. Израильтяне заключили с Богом завет.

Так же сообщается, что часть израильтян ещё раньше Моисея мигрировала в Ханаан.

Авторы Библии с одной стороны важно было подчеркнуть значение Моисея, а с другой стороны — чудеса Бога, поэтому они изобразили жизнь израильтян в Египте не просто как рабство, а как находившихся на гране истребления. Хотя Библия говорит о разных чудесах, но там же говорится и о ропоте («и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта?»)

К Исходу приурочили древний праздник Пейсах.

7Дарование Синайского законодательства

В первый день третьего месяца после исхода из Египта израильтяне расположились станом в пустыне напротив горы Синай. Моисей взошел на гору, чтобы вознести благодарственную молитву Богу, который избрал его с этой горы для спасения израильского народа. Во время молитвы Господь явился Моисею и сказал, что он желает заключить завет с израильским народом: «Так скажи дому Иаковлеву: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым…» (Исх. 19.3—6). Моисей, спустившись, пересказал народу все слова Господни, «И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним и будем послушны» (Исх. 19.8). После того, как Моисей передал Богу решение Израиля, Господь сказал Моисею: «вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда» (Исх. 19.9). И на третий день Моисей вывел народ из стана на встречу с Богом и повелел им стать у подножия горы. Над горой загремел гром, засверкали молнии, раздался сильный звук трубы, и гора исчезла в густых клубах дыма и огня. И народ с великим трепетом слушал, как Господь говорит с Моисеем. Как ни прекрасны были слова Господа, народ израильский был слаб, испугался и не смог до конца вынести особого присутствия Божия. Евреи попросили Моисея быть посредником между ними и Богом. Тогда Моисей распустил все собрание по шатрам, а сам еще раз поднялся на вершину святой горы, где Господь помимо десяти заповедей дал ему еще другие законы, касающиеся как гражданской, так и религиозной жизни. Сойдя с горы, Моисей ночью записал все заповеди в Книгу Завета. Утром по повелению Божию он у горы Синай построил жертвенник из двенадцати камней и созвал весь народ для жертвоприношения. Во время жертвоприношения Моисей прочитал перед народом Книгу Завета. Весь народ в один голос обещал ревностно исполнять волю Божию. Тогда Моисей налил в чашу жертвенной крови и окропил ею жертвенник, Книгу Завета и всех людей.

После жертвоприношения, поручив Аарону управление народом, Моисей с Иисусом Навином по повелению Божию поднялись на святую гору, где пробыли сорок дней и ночей. В течение этого времени Господь являлся Моисею и дал ему подробный план построения походного храма — скинии. На сороковой же день Господь вручил Моисею две каменные скрижали (доски), на которых Божественным перстом были написаны десять заповедей Завета.

Исход евреев из Египта — это библейское предание, описанное в Ветхом Завете в книге Исход

Исход (иврит Yetsi’at Mitzrayim) в переводе с древнееврейского означает «выход из Египта». Это библейское предание о порабощении евреев или израильтян в Египте.

В его рамках также рассказывается об их массовом выходе из страны по воле Бога под руководством пророка Моисея.

Кроме того, предание также рассказывает о явлении им Бога у горы Синай, заключении завета (договора) между Богом и избранным народом, а так же о том, как евреи скитались до начала завоевания ими Ханаана.

«Исход из Египта» Ричард Дадд. 1849 — 50 годы. Исход евреев из Египта — это их бегство из египетского плена в землю обетованную. Фото: ja-tora.com

Предание изложено в Библии, в Пятикнижии, в основном в Книге Исход, главы 1 — 15. Как светские, так и религиозные исследователи до сих пор спорят о степени историчности событий исхода, возможной дате, обстоятельствах и интерпретации эпизодов предания которые повествует Ветхий Завет.

При этом Великий Исход евреев из Египта — это фундамент иудаизма. В христианстве это также весьма важный сюжет, оказавший влияние на теологию некоторых движений, например протестантизма.

Тематический словарь исхода:

  • см. {C} в Исх 12:33
  • бегство Израильтян из Египта

А. Прокомментированные темы

  • {T}СВОБОДА как тема Исхода => Исх 6:6

{T}ПЕРЕХОД как тема Чисел => Чис 9:18
Б. Иаков и его сыновья в Египте

  • — отправились в Египет => Быт 46:1-27

— стали рабами Египтян => Исх 1:8-14
В. Божие освобождение для Своего народа

  • 1. Божий выбор освободителя — Моисей убережен после рождения => Исх 2:1-10

— Моисей призван освободителем => Исх 3:7-22
— Аарону назначено помогать Моисею => Исх 4:13-17,27-31
2. Процесс освобождения

  • — знамения, данные Моисею => Исх 4:1-9

— первое появление перед фараоном => Исх 5:1-5
— второе появление перед фараоном => Исх 7:10-13
— первые девять казней => Исх 7:14-10:29
— подготовка к десятой казни => Исх 11:1-12:28
— истребление первенцев в Египте => Исх 12:29,30
— бегство из Египта => Исх 12:31-39 {C}
— погоня за Израильтянами => Исх 14:5-9
переход через Чермное море *(Чермное — старое русское название Красного моря (чермный в древнерусском языке oзначает один из оттенков красного цвета).) => Исх 14:10-22,29
— египтяне утонули => Исх 14:23-28
3. Божии мотивы исхода

  • — верность Своим обетованиям => Быт 15:13-16

— любовь к Своему народу => Втор 7:8,9 ; Ос 11:1
Г. Воспоминания Израильтян об исходе

  • — торжественная песнь после перехода через Чермное море => Исх 15:1-21

— установлен ежегодный праздник — Пасха => Исх 13:3-16
— упоминается в Десяти Заповедях => Исх 20:2 ; Втор 5:6
— славится псалмопевцами => Пс 65:5,6 ; Пс 77:12-16 ; Пс 104:26-38 ; Пс 105:8-12
— напоминается пророками => Ис 43:16-21 ; Ис 63:11-14 ; Ос 12:9,13 ; Наум 1:4
Д. Исход в Новом Завете — утверждение и пример могущества Божия => Деян 13:17 ; Рим 9:17

  • — спасения во Христе => 1Кор 10:1-4

— Божией заботы => Ин 6:31-33
— человеческой верности => Евр 11:29
— предупреждения против неповиновения => Евр 3:7-4:2 ; Иуд 5

Исход евреев из Египта – станы Исхода.

Известно, что исход евреев из Египта длился долгие 40 лет. Причиной тому стало то, что народ до конца не поверил в силу Господа. Когда, уйдя с горы Синай, народ Израиля пересек пустыню Фаран и подошел к границе Ханнаана, то евреи усомнились в том, что Господь поможет им одолеть хананеев. За это Бог обрек их на сорокалетнее скитание по пустыне, за время которого умер каждый, кто был в плену в Египте. Когда евреи вышли к Иордану, это было уже новое поколение.

В Библии описывается 42 локации, которые были посещены евреями во время исхода из египетского плена под предводительством Моисея. Станы сынов Израилевых описаны в 33 главе книги Числа. Много данных есть также в книге Исход и во Второзаконии.

Если верить документальной гипотезе, список мест, посещенных при исходе евреев из Египта не входил в оригинальный текст Пятикнижия и был добавлен позже.

Путь евреев был нелегким, однако господь помогал им не умереть от голода и жажды, посылая им манну небесную.

Библия описывает 42 остановки израильтян по пути из Египта в Ханаан

Моисей ходил по пустыне со своим народом 40 лет. В Библии описывается 42 локации, которые были посещены евреями во время исхода из египетского плена под предводительством Моисея.

Все станы сынов Израилевых описаны в 33 главе книги Чисел. Информацию о них можно также найти в книге Исход и во Второзаконии.

Примерная карта Пути Моисея из Египта в Ханаан. Движение израильтян отмечено красной стрелкой. В наше время выдуться споры, о том, достоверен ли он или нет. Фото: bibliya-online.ru

Исследователи, придерживающиеся документальной гипотезы, говорят о том, что первоначально список мест, посещенных при исходе евреев из Египта, не входил в оригинальный текст Пятикнижия, и он добавлен позже.

В любом случае евреи долгое время скитались по пустыне, пока добрались до территории Синайского полуострова. Бог помогал им в скитаниях, посылая в качестве пищи манну небесную.

Существуют примерные карты Пути Моисея, но по ним спорят исследователи.

В наше время существуют разногласия между теологами и историками на тему, каким был путь Моисея из Египта в Ханаан. При этом все-таки существуют примерные карты исхода.

Кроме того, до сих пор ведутся многочисленные исследования, в которых ученые, толкуя текст Библии, пытаются реконструировать тот маршрут, по которому Моисей вывел евреев из Египта.

[править] Предыстория

Согласно Библии, во времена Иосифа Прекрасного евреи переселились в Египет, где «расплодились и размножились и возросли и усилились чрезвычайно». Некоторые авторы (начиная с древних историков Манефона и Иосифа Флавия), отождествляют это событие с временным завоеванием Египта гиксосами или с хабиру.

Евреи заселили область Гесем.

И вот, согласно Библии, пришёл к власти новый фараон (вероятно, Рамсес II), «не знавший Иосифа», который усмотрел угрозу в наличии в стране многочисленного народа. Этот фараон закабалил израильтян и отправил их на строительство городов Питом и Ра‘амсес:

Это принуждение к физическому труду в виде вассальной зависимости естественно пришлось не по нраву вчерашним привилегированным жителям Египта: «И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу».

В результате вспыхнуло еврейское восстание, которое возглавили Моисей и его брат Аарон.

Предыстория исхода евреев из Египта.

Род Израиля переселился в Египет из-за голода, который царил в Ханаане. Согласно Ветхому Завету, евреи жили в Египте на протяжение более 400 лет. За это время значительно возросла их численность. В книге Исход говорится:

На трон взошел новый фараон, который боялся, что народ Израильский со временем может покорить местное население, а потому отправил евреев на изнурительные работы, чтобы сократить их численность. Следующая мера, которую предпринял фараон, — убийство еврейских мальчиков. Он приказал повивальным бабкам убивать всякого мальчика, рождавшегося в еврейской семье, однако женщины были богобоязненны и не исполняли жестокого приказа фараона. Тогда фараон просто приказал топить мальчиков.

В это время родился Моисей, которому предначертано было вывести народ Израиля из египетского плена. Мать Моисея, чтобы спасти сына, положила его в корзинку и отправила по течению реки. Моисея нашла дочь фараона и взяла во дворец.

Моисей рос в доме фараона. Однажды он увидел, как египетский надсмотрщик жестко обращается с одним из евреев на каторжных работах. Моисей вступился за бедолагу и убил надсмотрщика. Фараон приказал убить Моисея за этот поступок, однако тот успел сбежать в землю Мадиамскую, где женился на дочери местного священника.

Спустя некоторое время Моисею явился Господь в горящем кустарнике и приказал ему вернуться в Египет и вывести евреев из египетского плена в землю обетованную. Моисей возвращается в Египет и предстает перед фараоном, требуя отпустить народ Израиля. Фараон отказывается и тогда бог насылает на страну Десять казней египетских. Подробней о 10 казнях Вы можете прочесть в этой статье или, непосредственно в главах Библии (Книга Исход, главы 7 — 12).

Гора Синай. Заповеди

Народ Израиля продолжил свой путь и остановился у горы Синай. Шел уже третий месяц его скитаний. Бог послал Моисея на вершину горы и сказал, чтобы Его народ приготовился к встрече с Ним, чтобы он был чист и выстирал свои одежды. На третий день была молния и гром, и был сильный звук трубы. Десять Заповедей Моисей и народ получили из уст Божьих, и теперь они должны были жить по ним.

  • Первое: служите Единственному Истинному Богу, который вывел вас из земли Египетской.
  • Второе: не создавайте себе кумира.
  • Третье: не произноси имя Господа всуе.
  • Четвертое: не трудитесь по субботам, но прославляйте имя Господа.
  • Пятое: почитай своих родителей, чтобы тебе было хорошо и дни твоей жизни на земле продлились.
  • Шесть: Не убивай.
  • Седьмая заповедь: Не прелюбодействуй.
  • Восьмое: не воруй.
  • Девятое: не неси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  • Десятое: не желай ничего вблизи ближнего твоего, ни дома его, ни жены его, ни поля его, ни раба его, ни раба его, ни вола его, ни осла его.

Господь призвал Моисея на гору Синай и долго беседовал с ним, после окончания беседы подарил ему две каменные скрижали с заповедями. Сорок дней Моисей провел на горе, и Бог научил его, как правильно выполнять Его наставления, как строить походную скинию и служить в ней своему Богу.

Фома Неверующий – первый миссионер в Индии

Первым, кто принес слово Христа на полуостров Индостан, считается апостол Фома – тот самый, что был неверующим, пока не прикоснулся к ранам Спасителя после Воскресения. «Итак, идите, научите все народы» — гласило Великое поручение Христа, и апостолу Фоме достались для исполнения поручения именно эти дальние края. Церковь, основанная Святой Фомой в Индии, сейчас насчитывает около двух миллионов последователей, на месте предполагаемой гибели апостола, в городе Ченнаи (бывший Мадрас) находится базилика, где покоятся мощи святого.

Начиная с XIV века миссионерством в Индии занимались монахи некоторых католических орденов – первыми были доминиканцы, за ними прибыли францисканцы, капуцины, иезуиты. Два столетия спустя южная часть Индии была сферой влияния португальцев: те в обмен на свои услуги по защите берегов от арабских кораблей требовали переходить в католическую веру и крестили индийцев сразу деревнями. Западному миру в те времена требовалось противостоять влиятельной Османской империи, поэтому вопрос экспансии христианства на восток был как никогда актуален.

А к XVIII веку Индия была предметом интереса уже нескольких крупных европейских держав, и прежде всего – Англии, которая в христианизации населения видела основное средство укрепления колониальной власти. Миссионерство того времени связано с именем Уильяма Кэри, баптистского проповедника и ученого, который во время работы в Индии перевел Библию на несколько языков, включая бенгальский и санскрит.

Обращение индийцев в христианскую религию встречало серьезные затруднения: препятствовала тому и кастовая система общества, и большое количество диалектов, и многовековые традиции и ритуалы местных верований. Не на одну лишь Индию был направлен интерес миссионеров прошлого: проповедовать новозаветные истины отправлялись и на другие континенты, включая Африку и обе Америки, а в Азии работа проповедников христианства велась еще и в Китае.

Предыстория исхода евреев из Египта.

Род Израиля переселился в Египет из-за голода, который царил в Ханаане. Согласно Ветхому Завету, евреи жили в Египте на протяжение более 400 лет. За это время значительно возросла их численность. В книге Исход говорится:

На трон взошел новый фараон, который боялся, что народ Израильский со временем может покорить местное население, а потому отправил евреев на изнурительные работы, чтобы сократить их численность. Следующая мера, которую предпринял фараон, — убийство еврейских мальчиков. Он приказал повивальным бабкам убивать всякого мальчика, рождавшегося в еврейской семье, однако женщины были богобоязненны и не исполняли жестокого приказа фараона. Тогда фараон просто приказал топить мальчиков.

В это время родился Моисей, которому предначертано было вывести народ Израиля из египетского плена. Мать Моисея, чтобы спасти сына, положила его в корзинку и отправила по течению реки. Моисея нашла дочь фараона и взяла во дворец.

Моисей рос в доме фараона. Однажды он увидел, как египетский надсмотрщик жестко обращается с одним из евреев на каторжных работах. Моисей вступился за бедолагу и убил надсмотрщика. Фараон приказал убить Моисея за этот поступок, однако тот успел сбежать в землю Мадиамскую, где женился на дочери местного священника.

8Золотой телец

Пока Моисей с Иисусом Навином были на горе, среди евреев началось волнение. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Исх. 32.1). Под напором требований народа Аарон сделал ему золотого тельца. «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32.4), и стали приносить ему жертвы и праздновать. «И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» (Исх. 32.9—10). Но Моисей умолил Бога отменить Свой приговор и поспешил со скрижалями Закона в руках вниз к народу. Однако, увидев тельца и пляски, Моисей в гневе разбил скрижали. И уничтожив тельца, Моисей, встав в воротах стана, сказал: «кто Господень, иди ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины» (Исх. 32.26). И приказал Моисей сынам Левия убивать продолжающих праздновать, и было убито около 3 тысяч человек.

На следующий же день Моисей возвратился на гору, чтобы загладить перед Богом грех народа. Из-за любви к своим братьям он просит Бога о прощении, не заботясь даже о себе: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32.32). «И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее; и пошлю пред тобою Ангела Моего, и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, Гергесеев, Евеев и Иевусеев, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный» (Исх. 33.1—3). Тогда поставил Моисей себе шатер вдали от стана, и там Господь говорил с Моисеем «лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33.11). И умолил Моисей Бога не оставлять Израиль и Самому вести их в землю, которую заповедал им, потому что Моисей приобрел благоволение в очах Божьих. Вновь взошел Моисей на гору и был там сорок дней и ночей, и дал ему Господь новые скрижали с записанными заповедями и подтвердил Свой завет с Израилем. И когда спустился Моисей с горы, то «лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34.29), так что люди боялись подойти к нему, и положил он на лицо свое покрывало.

4Переход через море

Тем временем, узнав, что евреи уходят из Египта, разъяренный фараон во главе шестисот военных колесниц кинулся в погоню за беглецами. Испугавшись евреи, стали роптать на Моисея: «Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне» (Исх. 14.12). Но Моисей сказал народу: «не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14.13—14).

И вот облачный столп, который привел израильтян к морю, встал между конницей фараона и евреями, так что египтяне никак не могли приблизиться к беглецам. Евреи же остановились у самого берега, дальше им путь преграждали воды Чермного моря. Но по повелению Божию «простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исх. 14.21). Как только море расступилось, израильтяне поспешили перейти на другой берег. Они были уже на противоположном берегу, когда египетское войско во главе с фараоном ринулось вслед за беглецами в море. В тот момент, когда египтяне находились среди моря, Моисей еще раз простер свою руку на море, и по его знаку воды обрушились на преследователей. Так чудесным образом израильский народ навсегда покинул страну рабства.

[править] Источники

  1. О древности еврейского народа. Против Апиона
  2. Иова, 31, 1
  3. История, V
  4. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа», XXXVI
  5. География, XVI
  6. Историческая библиотека, 40.
  7. Исход, 2
  8. Сота, 12б; Мег., 13а; Schem. rab., Ι, 27; Wajik. rab., Ι, 3
  9. Бытие, 46
  10. Левит, 24, 10

Исход евреев из Египта по небиблейским источникам относится к Египетским евреям

Этносы Гиксосы • Хабиру • Чекеры • Данайцы • Колена Израилевы 
Личности Агарь • Иосиф Прекрасный • Жена Потифара • Асенат • Бифья • Моисей • Мирьям • Циппора • Ониас IV • Анания, сын Онии IV • Хелкия бен-Ония • Досифей • Филон Александрийский • Тиберий Юлий Александр • Мария Хебреа • Саадия Гаон • Якуб ибн Киллис • Юсеф Аслан Каттауи Паша • Джозеф де Пиччиотто Бей • Овадия Харари • Давид Харари • Хаим Сабан • Ролан Морено • Эли Ронен 
Войны Восстание евреев против Египта • Конфликт евреев Элефантины с египтянами • Конфликт александрийских евреев и самаритян • Конфликт евреев с самаритянами в Птолемеевском Египте • Участие евреев в завоевании Цезарем Египта • Еврейский погром в Александрии (38 год) • Еврейский погром в Александрии (41 год) • Битва в Дельте • Восстание евреев в Египте в конце Иудейской войны • Война Квиета • Аполлинополь • Мемфис • Оксиринх • Александрия • Истребление евреев в ходе Войны Квиета • При Юлиане • Битва евреев и христиан в Александрии (414) • Каирский погром 1945 года • Теракты в Каире 1948 года 
Материалы Армия гиксосов • Аварис • Гесем • Исход евреев из Египта • Исход евреев из Египта по небиблейским источникам • Евреи в египетской армии • Евреи в персидской армии • Евреи в птолемеевской армии • Храм Ониаса • Онийский округ • Телль эль-Яхудия • Евреи в государстве Фатимидов • Дахаб • Эль-Ариш • Ямит

Возвращение в Египет

Помощником Моисея Бог назначает брата Аарона. Они пришли к народу своему и показали знамения, чтобы те поверили тому, что Бог хочет, чтобы они служили ему, и народ поверил. Потом Моисей и его брат пришли к фараону и просили его, чтобы тот отпустил народ Израилев, потому что так велит их Бог. Но фараон был непреклонен и все знамения Божия посчитал дешевым фокусом. Его сердце ожесточилось еще больше.

Тогда Бог посылает фараону одну за другой страшные десять казней: то вода озер и рек превратилась в кровь, где рыба стала мертвой и смердящей, то вся земля покрылась жабами, то налетели мошки, то песьи мухи, то случилась моровая язва, то нарывы, то ледяной град, то саранча, то тьма. Каждый раз, когда случалась одна из этих казней, фараон смягчался и обещал отпустить народ Израилев. Но когда получал прощение у Бога, обещания свои не сдерживал.

Исход евреев из Египта становится практически невозможным, но только не для Бога, который подвергает его народ самой страшной казни. В полночь Господь поразил смертью всех египетских первенцев. И только тогда фараон отпустил израильтян. И вот Моисей выводит евреев из Египта. Путь к земле обетованной Моисею и Аарону показывал Господь днем и ночью в виде огненного столпа.

Моисей и брат его Аарон идут к фараону

Повинуясь воле Бога, Моисей отправляется в Египет. На своем пути он встречает своего брата Аарона, который по приказу Бога вышел в пустыню навстречу Моисею, и они вместе в скором времени пришли в Египет. К тому времени Моисею было уже 80 лет, и в Египте его никто не помнил. К тому же давно умерла дочь прежнего правителя Египта, приемная мать Моисея.

Первым делом Моисей с Аароном собрали всех старейшин сынов Израилевых, и пересказал Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею, и сделал Моисей знамения пред глазами народа, и поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились.

После встречи с народом Израиля Моисей и Арон направились к фараону и огласили ему волю Бога Израилева, чтобы тот отпустил народ еврейский в пустыню для служения Богу: Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. Но в ответ фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу. (Исх. 5:1-2).

Ожесточился после этого фараон и усилил притеснения народа Израиля.

И обратился Моисей к Господу и сказал: Господи! для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, для чего послал меня?  ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим, избавить же, Ты не избавил народа Твоего.

И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном, по действию руки крепкой он отпустит их, по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей.

Пришел Моисей к фараону и объявил, что если он не отпустит народ Израиля, то Бог пошлет на Египет многие «Казни» (несчастия и бедствия). Но фараон не послушался слов Моисея и пророчества посланника Божия сбылись.

Казни египетские

Ссылка Казнь Что случилось
1 Исх. 7: 20-21 Прев­ра­щение во­ды в кровь Умерла в реке ры­ба, и стала плохо пахнуть ре­ка, лю­дям негде было напиться.
2 Исх. 8: 6 Жа­бы И вышли из во­ды жа­бы и пок­рыли всю зем­лю.
3 Исх. 8: 17 Мош­ки Вся Египетская пыль прев­ра­тилась в огромную ту­чу мош­ка­ры.
4 Исх. 8: 24 Песьи му­хи И была покрыта земля ту­чей мух.
5 Исх. 9: 6 Мор ско­та До единого умер скот егип­тян, а скот из­ра­иль­тян был здоров.
6 Исх. 9: 8-11 Яз­вы и на­рывы Поразили ужас­ные на­рывы весь народ егип­тский.
7 Исх. 9: 23-25 Гром, мол­нии и ог­ненный град Сильный град убил всех ра­бов и жи­вот­ных египетских, тех которые на­ходились под от­кры­тым не­бом, и погубил почти все рас­те­ния.
8 Исх. 10: 13-15 Са­ран­ча Са­ран­ча покрыла землю Еги­петскую и съ­ела все то, что ос­та­валось пос­ле гра­да.
9 Исх. 10: 22-23 Ть­ма Наступила в Егип­те тем­но­та, так что ник­то из Египтян не смог сде­лать и ша­гу, но у ев­ре­ев был свет.
10 Исх. 12: 29-30 Смерть пер­венцев Умер­ли у людей Егип­етских пер­венцы и у ско­та их, а народ израильский был от это­го из­бавлен.

Потрясенный случившимся фараон вызвал ночью к себе Моисея с Аароном и приказал им, чтобы они вместе со всем их народом и скотом шли в пустыню и совершили там богослужение и, чтобы они благословили фараона.

Историчность Исхода Евреев.

Ранее библейское повествование о том, как Моисей вывел евреев из Египта, воспринималось как документально точное описание. Подобная точка зрения была основной до начала ХХ века. На сегодняшний день существует несколько точек зрения на историчность исхода евреев, описанного в Ветхом Завете.

  • События исхода вполне достоверны и соответствуют реальной истории, хотя и претерпели поэтическое переосмысление в Библии (точка зрения школы Библейской археологии).
  • События исхода имели место быть, однако имели меньший масштаб и со временем, переродившись в народный эпос, для которого характерно преувеличение и возвеличивание, стали основой библейского предания об исходе (точка зрения многих западных ученых-библеистов).
  • События исхода – миф, то есть исключительно народное творчество, не имеющее под собой исторических оснований.
  • Предание об исходе евреев – вымышленное и имеет исключительно имеет богословское значение. Придумано оно было в 5—4 веках до н. э в среде израильских священников (точка зрения библейского ревизионизма).

Историчность Исхода Евреев.

Ранее библейское повествование о том, как Моисей вывел евреев из Египта, воспринималось как документально точное описание. Подобная точка зрения была основной до начала ХХ века. На сегодняшний день существует несколько точек зрения на историчность исхода евреев, описанного в Ветхом Завете.

  • События исхода вполне достоверны и соответствуют реальной истории, хотя и претерпели поэтическое переосмысление в Библии (точка зрения школы Библейской археологии).
  • События исхода имели место быть, однако имели меньший масштаб и со временем, переродившись в народный эпос, для которого характерно преувеличение и возвеличивание, стали основой библейского предания об исходе (точка зрения многих западных ученых-библеистов).
  • События исхода – миф, то есть исключительно народное творчество, не имеющее под собой исторических оснований.
  • Предание об исходе евреев – вымышленное и имеет исключительно имеет богословское значение. Придумано оно было в 5—4 веках до н. э в среде израильских священников (точка зрения библейского ревизионизма).

Приёмный сын фараона

Новорожденный сын, ставший первенцем в семье Амрама и его жены Йохевед, был с момента рождения обречён на смерть, так как фараон повелел уничтожать всех еврейских младенцев мужского пола. Чтобы спасти ребёнку жизнь, мать прибегла к хитрости – зная о том, что у дочери фараона доброе сердце, она сумела подбросить ей своего ребёнка.

Положив его в корзину, промазанную смолой, несчастная мать пустила её в воды Нила, там, где принцесса имела обыкновение купаться. В своих надеждах она не ошиблась, и с тех пор мальчик рос и воспитывался в дворцовых покоях как приёмный сын фараона.

История Моисея, встающая перед нами со страниц Ветхого Завета, создаёт образ юноши, оставшегося верным своему народу, несмотря на все превратности постигшей его судьбы. Заступившись однажды за своего соплеменника, и, по несчастью, став причиной смерти его обидчика-египтянина, он был вынужден бежать в землю Медиамскую, где пас скот у местного священника, дочь которого взял себе в жёны.

Моисей выводит евреев из Египта

Придя в себя от ужаса, фараон отправляется за ними вдогонку, взявши с собою шестьсот отборных колесниц. Увидев приближение к ним египетского войска, сыны Израилевы, расположившиеся у моря, сильно испугались и завопили. Они стали упрекать Моисея в том, что лучше быть рабами египтян, чем умереть в пустыне. Тогда Моисей с повеления Господа поднял жезл, и море расступилось, образовалась суша. И пошел народ Израилев из шестисот тысяч, но египетские колесницы тоже не остановились, тогда вода сомкнулась вновь и потопила все вражеское войско.

Израильтяне держали путь через безводную пустыню. Постепенно запасы воды иссякли, и люди стали страдать от жажды. И вдруг они нашли источник, но вода в нем оказалась горькой. Тогда Моисей бросил в него дерево, и она стала сладкой и пригодной для питья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector