Избрание моисея (комментарий к торе
Содержание:
- «Идите, научите все народы»
- Историчность Исхода Евреев.
- 10У границ Ханаана. Посылка соглядатаев
- 7. Странствовали ли евреи 40 лет по пустыне?
- Гнев Моисея и милость Божья
- Странствия евреев по пустыне под предводительством Моисея.
- 4Переход через море
- Моисей в мировых религиях[править | править код]
- Моисей на священной горе
- Тематический словарь исхода:
- [править] Исход по нееврейским источникам
- Четырёхконечный крест
- Расступалось ли Красное море?
- Моисей в авраамических религиях
- Песня на море — Шират а-Ям [↑]
- Побег из Египта
- [править] Мнение науки
- Народный гнев
«Идите, научите все народы»
С появлением каждой новой религии закономерно возникало и желание ее последователей поделиться новым знанием с ближним, некоторые же стремились обратить в свою веру и тех, кто жил на значительном удалении. Не всем конфессиям свойственно расширять таким образом количество своих последователей (некоторые, алавиты, например, не привлекают никого к своему учению и вообще информацию о нем не распространяют). И все же прозелитизм, желание обратить других в свою веру — явление давнее и обычное.
Этим занимаются преимущественно представители мировых религий, само же слово «миссионерство» связывается с христианами. Задачи миссионеров на протяжении двух тысяч лет существования этой религии могли варьироваться. Что значит «обратить в христианство»? Когда-то под этим понималось крещение всех инакомыслящих подряд, целыми деревнями – и, само собой, далеко не добровольно. Успех в этих случаях измерялся по количеству «обращенных» — чем их больше, тем успешнее миссия.
Другой вариант миссионерства – пропаганда христианских ценностей там, где до этого жизнь основывалась на других ценностях. Для этого использовали проповеди, общение с будущими единоверцами, порой имело место даже мученичество – отправившись в чужие края, верующий готов был идти со своей правдой до конца. В любом случае, с иноверцами общались, изучали их языки и культуру. Но поначалу использовали силовые методы – крестили под угрозой расправы.
С эпохой Просвещения методы миссионерской деятельности изменились: вместо насильственного навязывания своих ценностей христианские миссионеры ставили целью распространять знания, для чего во множестве строились школы, а помимо них – больницы и приюты, ведь это все повышало лояльность к чужакам, пришедшим «в чужой монастырь».
Историчность Исхода Евреев.
Ранее библейское повествование о том, как Моисей вывел евреев из Египта, воспринималось как документально точное описание. Подобная точка зрения была основной до начала ХХ века. На сегодняшний день существует несколько точек зрения на историчность исхода евреев, описанного в Ветхом Завете.
- События исхода вполне достоверны и соответствуют реальной истории, хотя и претерпели поэтическое переосмысление в Библии (точка зрения школы Библейской археологии).
- События исхода имели место быть, однако имели меньший масштаб и со временем, переродившись в народный эпос, для которого характерно преувеличение и возвеличивание, стали основой библейского предания об исходе (точка зрения многих западных ученых-библеистов).
- События исхода – миф, то есть исключительно народное творчество, не имеющее под собой исторических оснований.
- Предание об исходе евреев – вымышленное и имеет исключительно имеет богословское значение. Придумано оно было в 5—4 веках до н. э в среде израильских священников (точка зрения библейского ревизионизма).
10У границ Ханаана. Посылка соглядатаев
Как когда-то столб облачный и огненный вел евреев из Египта, так и теперь облако Господне над скинией указывало, когда народу Израильскому надо было отправляться в путь. «Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их» (Исх. 40.36—38) И, наконец, после тяжелых испытаний и невзгод, израильтяне дошли до южной границы Ханаана и остановились в пустыне Фаран, недалеко от города Кадеша. Чтобы перейти границу и начать военные действия против ханаанских княжеств, Моисею надо было иметь точные сведения о военном могуществе страны. С этой целью он посылает в Ханаан двенадцать соглядатаев (разведчиков), отобрав по одному из каждого колена. «Пойдите в эту южную страну и взойдите на гору, и осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен?» (Чис. 13.19). Разведчики, не встречая никаких препятствий, с успехом выполнили порученное им задание. Со слов разведчиков, Ханаан изобиловал природными богатствами, но о его завоевании не могло быть и речи, так как границы страны защищали мощные крепости, гарнизоны которых состояли из сильных и высоких воинов. Израильтяне вновь возроптали. «О, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» (Чис. 14.2—3). Иисус Навин и Халев, участвовавшие в разведке, старались успокоить взбунтовавшийся народ и, разорвав на себе одежды, убеждали маловеров, что с Божьей помощью можно овладеть Ханааном, для этого евреям надо иметь только крепкую веру в Того, Кто так чудесно вывел их из Египта. Израильтяне накинулись на Иисуса Навина и Халева, собираясь побить их камнями. Но те спрятались во дворе скинии, и разъяренная толпа, обступив скинию, хотела побить камнями уже не только Иисуса и Халева, но и Моисея с Аароном. Вдруг облако Господне осенила скинию, и Господь, обращаясь к Моисею, сказал: «Доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? Поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя и от дома отца твоего народ многочисленнее и сильнее его» (Чис. 14.11—12). Вновь Моисей с молитвой обратился к Богу о помиловании Израиля. И вновь молитва вождя спасла евреев от неминуемой гибели. И хотя по молитвам Моисея израильтяне избавились от гнева Божия, Господь повелевает Моисею сообщить народу о том, что ни один израильтянин старше двадцати лет не войдет в обетованную землю: «все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; только детям их, которые здесь со Мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а все, раздражавшие Меня, не увидят ее» (Чис. 14.22—23). В наказание за непослушание израильтянам предстояло скитаться в пустыне в течение сорока лет (по числу сорока дней пребывания соглядатаев в обетованной земле), и в пустыне закончило свою жизнь все старшее поколение.
7. Странствовали ли евреи 40 лет по пустыне?
В дипломатическом архиве фараона Эхнатона найдены письма царьков и правителей Ханаана — ставленников Египта, которые жалуются на враждебные действия бродячих кланов евреев, обитавших тогда в пустыне. Так, некий Абдхиба, правитель Иерусалима, пишет: «Пусть прибудут сюда царские стрелки. Царь не владеет страной: хабири опустошают всю царскую область. Если бы войска прибыли в этом году, страна удержалась бы за царем, но их нет, и земля потеряна… Да ведает царь: все земли гибнут, против меня вражда; область Гезера, Аскалона и город Лахиш дали им пищу, елей и все необходимое. Это дело Милкиила и сыновей Лабаия, которые предают царскую землю хабири… Да знает царь: я не могу послать каравана к царю… Царь запечатлел свое имя в земле Иерусалима навеки, посему он да не оставит земли Иерусалима».
Что же касается 40 лет, то следует помнить, что 40 — особое священное число в иудаизме, обозначающее период жизни одного поколения или довольно долгий период, продолжительность которого точно установить невозможно. Так, Всемирный потоп продолжался ровно сорок дней, 40 суток пробыл пророк Моисей на горе Синай, где получил Скрижали Завета. Да и сегодня в христианстве часто отмеряется именно сорокадневный срок: сорокадневные посты, сорокадневные поминовения усопших, сорокадневные епетимии, перемирия или какие-либо гражданские (общественные) службы, и тому подобное.
Поэтому все описанные в Библии чудес, особенно в Книге Исхода — от расступающегося моря до столпа огненного, указующего путь — следует понимать в свете гиперболического языка библейской и вообще восточной поэзии, которой свойственны красочные преувеличения, зрительные образы, поражающие воображение человека. И поэтому все библейские чудеса проявляются очень избирательно — так, чтобы они не посягали бы на свободу человека и не навязывали бы ему веры. Вспомним, что воскресший Христос именно по этой причине не явился Своим врагам и обидчикам. Да и вообще, когда Спаситель умирал на кресте, весь мир спал, ел, пил, ничего не замечая особенного. И даже когда на Иерусалим пала тьма, многие горожане не замечали никаких космических событий, но видели лишь обыкновенную тучу с молнией и громом.
По этой же самой причине для израильского народа побег из рабства прошел в обстановке сказочных чудес и знамений, это было незабываемое событие, положившее начало новой эпохи. А вот египтяне не заметили ничего, кроме массового побега рабов.
30.12.2014
Гнев Моисея и милость Божья
Спустившись с горы, Моисей стал свидетелем дикого празднества поклонения идолу. Разбив в гневе дарованные ему Богом скрижали, и сокрушив молотом фигуру тельца, он жестоко покарал зачинщиков творившегося в его отсутствие безумия, и пал пред Господом, моля Его о прощении.
Восходя милостью Своей к духовной немощи народа, едва вышедшего из рабства, Господь даровал ему прощение, а Моисею, вновь поднявшемуся на вершину, повелел высечь из камня новые скрижали, и начертать на них прежние заповеди. Кроме того, пророк получил от Бога обширный свод законов, которые навсегда вошли в историю как Ветхий Завет. «Заповеди Моисея» – другой часто встречающийся термин, это не что иное, как дословный пересказ, Божьих слов, слышанных им на вершине Синая.
Странствия евреев по пустыне под предводительством Моисея.
Через три месяца после исхода из Египта, Моисей привел евреев к горе Синай. Здесь Богоизбранный народ стал свидетелем явления Господа. Здесь, на горе Синай, Бог перезаключил Завет со Своим народом и дал ему 10 заповедей и большое количество законов, описанных в главах 21 – 24 Книги Исход. Законы эти призваны были регулировать повседневные отношения евреев.
Евреи оставались жить у горы Синай в течение года. За это время здесь был построен походный храм (скиния), были назначены священники из левитов. Первосвященником стал Аарон. Здесь же была первая перепись евреев, согласно которой среди них было более 603 тысяч здоровых мужчин, которые способны воевать.
4Переход через море
Тем временем, узнав, что евреи уходят из Египта, разъяренный фараон во главе шестисот военных колесниц кинулся в погоню за беглецами. Испугавшись евреи, стали роптать на Моисея: «Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне» (Исх. 14.12). Но Моисей сказал народу: «не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14.13—14).
И вот облачный столп, который привел израильтян к морю, встал между конницей фараона и евреями, так что египтяне никак не могли приблизиться к беглецам. Евреи же остановились у самого берега, дальше им путь преграждали воды Чермного моря. Но по повелению Божию «простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исх. 14.21). Как только море расступилось, израильтяне поспешили перейти на другой берег. Они были уже на противоположном берегу, когда египетское войско во главе с фараоном ринулось вслед за беглецами в море. В тот момент, когда египтяне находились среди моря, Моисей еще раз простер свою руку на море, и по его знаку воды обрушились на преследователей. Так чудесным образом израильский народ навсегда покинул страну рабства.
Моисей в мировых религиях[править | править код]
В иудаизмеправить | править код
Моисей (ивр. משֶׁה, «Моше») — главный пророк в иудаизме, получивший от Бога Тору на вершине горы Синай. Считается «отцом» (главным) всех последующих пророков, так как уровень его пророчества является наивысшим из возможных, как сказано: «Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше, доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он.» (Числа. 12,6—8).
Своё имя (Моше, обычно говорят — Моше Рабейну, то есть «наш учитель») он получил от спасшей и воспитавшей его египетской принцессы, дочери фараона; оно значит «взятый из воды» (Исх. 2:10).
В христианствеправить | править код
Моисей пророк. Икона. Каргополь, 1590-е гг.
Моисей — великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (т. н. Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.
В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа — Завет Новый.
Во время Преображения на горе Фавор, с Иисусом были пророки Моисей и Илья.
Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.
Память пророка Моисея отмечается Русской православной церковью 17 сентября (нов. ст.).
В исламеправить | править код
В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса́ (арабск. موسى). Он — пророк в исламе, которому был ниспослан Таурат.
Призвание Мусы на пророчествоправить | править код
Муса — один из потомков пророка Якуба. Он родился и некоторое время
прожил в Египте. В то время там властвовал фараон, который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу, который в это время владел Мадьяном.
Однажды Муса двигался по дороге, направляясь в Египет, мимо горы Аль-Тур. Ночью, когда похолодало, он с женой сидел в палатке и вдруг увидел в отдалении огонь. Муса сказал жене:
— Подожди здесь, я схожу посмотрю, что это за костер и принесу огня, чтобы растопить очаг и согреться.
Подойдя к тому месту, где он видел огонь, Муса ничего не обнаружил, но вдруг услышал обращённый к нему голос: «О Муса! Истинно, Я это Я — Владыка твой. Посему разуйся, ибо ты в священной долине Тува.
Я избрал тебя; итак, внимай откровению. Истинно, Я это Я — Аллах; нет бога, кроме Меня. Посему поклоняйся Мне и соблюдай Молитву в память обо Мне.
Пойди к фараону и вежливо скажи ему, что, может быть, он вспомнит Аллаха и перестанет быть жестоким и несправедливым. А чтобы он поверил тебе, покажи ему это чудо».
Муса боялся возвращаться в Египет из-за того, что фараон схватит и казнит его за того человека, которого Муса когда-то убил.
Муса был косноязычен, и говорить ему было трудно. Он боялся, что не сможет ничего сказать фараону. В Египте у Мусы оставался брат Харун, который был праведным человеком.
Муса воззвал к Владыке своему:
«Владыка мой, боюсь я, что они обвинят меня во лжи. У меня перехватит дыхание, и не смогу я вымолвить слова. Пошли со мной Харуна, так как я виновен перед ними и боюсь, что они убьют меня».
Аллах сказал ему:
«О Муса, не бойся и помни, что Я спас тебя, когда ты был младенцем. Идите со знамениями Нашими. Я с тобой и не оставлю тебя. Иди ты и твой брат Харун.
Итак, идите вы оба к фараону и скажите ему:
— Мы Посланники Господа своего, Владыки Миров.
Попросите его, чтобы избавил он сынов Израиля от мук и унижений».
Так Аллах Всевышний даровал Мусе и его брату Харуну, мир им, откровение, и они
стали Посланниками Аллаха. Аллах послал их к фараону, призывать его принять
Ислам.
Смерть Мусыправить | править код
Пророк Муса переехал со своим народом на Святую землю (Земля Израиля), где жили враждебно-настроенные многобожные племена. Люди сказали пророку Мусе: «Мы не пойдем туда, пока они не покинут её». Другие сказали: «Пока они живут там, мы ни за что не пойдем туда. Ты сам иди и воюй с ними, а мы останемся здесь». Пророк Муса рассердился и назвал их грешниками.
Аллах Всевышний наказал народ Мусы, мир ему. Они блуждали по земле днем и ночью в течение сорока лет.
Пророк Муса продолжал призывать людей к вере в Единого Бога. И так учил людей до самой смерти. Сначала умер его брат Харун, а через некоторое время Ангел смерти Азраиль взял дух пророка Мусы, мир им.
Моисей на священной горе
Но кульминацией всего стали события, связанные с восхождением Моисея на гору Синай. К её подножью он привёл свой народ в конце третьего месяца пути. Поднявшись на вершину и стоя среди обступавших его облаков, пророк в течение сорока дней говорил с Богом, внимал Его наставлениям и получил в дар каменные скрижали с высеченными на них десятью заповедями, – непреложным законом жизни избранного Им народа.
Однако внизу он испытал горькое разочарование. В то время, когда Моисей на горе Синай разговаривал с Господом, его соотечественники, истомлённые сорокадневным ожиданием, потребовали от его брата Аарона, выполнявшего обязанности первосвященника, показать им, наконец, истинного Бога, выведшего их из Египта. Опасаясь необузданного нрава своих соотечественников, Аарон был вынужден из золотых украшений, собранных среди еврейских женщин, отлить идола в виде тельца и указать на него как на всеобщего спасителя.
Тематический словарь исхода:
- см. {C} в Исх 12:33
- бегство Израильтян из Египта
А. Прокомментированные темы
- {T}СВОБОДА как тема Исхода => Исх 6:6
{T}ПЕРЕХОД как тема Чисел => Чис 9:18
Б. Иаков и его сыновья в Египте
- — отправились в Египет => Быт 46:1-27
— стали рабами Египтян => Исх 1:8-14
В. Божие освобождение для Своего народа
- 1. Божий выбор освободителя — Моисей убережен после рождения => Исх 2:1-10
— Моисей призван освободителем => Исх 3:7-22
— Аарону назначено помогать Моисею => Исх 4:13-17,27-31
2. Процесс освобождения
- — знамения, данные Моисею => Исх 4:1-9
— первое появление перед фараоном => Исх 5:1-5
— второе появление перед фараоном => Исх 7:10-13
— первые девять казней => Исх 7:14-10:29
— подготовка к десятой казни => Исх 11:1-12:28
— истребление первенцев в Египте => Исх 12:29,30
— бегство из Египта => Исх 12:31-39 {C}
— погоня за Израильтянами => Исх 14:5-9
— переход через Чермное море *(Чермное — старое русское название Красного моря (чермный в древнерусском языке oзначает один из оттенков красного цвета).) => Исх 14:10-22,29
— египтяне утонули => Исх 14:23-28
3. Божии мотивы исхода
- — верность Своим обетованиям => Быт 15:13-16
— любовь к Своему народу => Втор 7:8,9 ; Ос 11:1
Г. Воспоминания Израильтян об исходе
- — торжественная песнь после перехода через Чермное море => Исх 15:1-21
— установлен ежегодный праздник — Пасха => Исх 13:3-16
— упоминается в Десяти Заповедях => Исх 20:2 ; Втор 5:6
— славится псалмопевцами => Пс 65:5,6 ; Пс 77:12-16 ; Пс 104:26-38 ; Пс 105:8-12
— напоминается пророками => Ис 43:16-21 ; Ис 63:11-14 ; Ос 12:9,13 ; Наум 1:4
Д. Исход в Новом Завете — утверждение и пример могущества Божия => Деян 13:17 ; Рим 9:17
- — спасения во Христе => 1Кор 10:1-4
— Божией заботы => Ин 6:31-33
— человеческой верности => Евр 11:29
— предупреждения против неповиновения => Евр 3:7-4:2 ; Иуд 5
[править] Исход по нееврейским источникам
Античные египетские, греческие и римские авторы также упоминают исход евреев во главе с Моисеем из Египта. Однако, по их данным, евреев либо изгнали из Египта (Диодор Сицилийский, XL, 3), либо они ушли без всякого сопротивления со стороны египтян.
В версии изгнания соединяются две версии: с одной стороны из Египта изгнали гиксосов, а с другой прогнали прокажённых. По версии Манефона обе группы соединились в Иерусалиме (Флавий, Прот. Апиона, I, 25 и сл.).
Версия, что евреи были потомками изгнанных из Египта прокажённых была популярна и появилась в Египте (Флавий, Прот. Апиона, I, 34), где при персах и Птолемеях евреи служили в армии, по сути были опорой власти, поэтому египетские авторы отзывались о евреях крайне негативно.
Для египетских, а вслед за ними и эллинистических авторов прослеживается традиция считать Моисея египтянином, жрецом, реформатором религии, то есть мятежником, что сближает его с Ирсу.
Четырёхконечный крест
Четырёхконечный крест – один из самых древних вариантов христианской символики. Крест Армянской церкви, в которой христианство впервые в мире было признано государственной религией ещё в начале 4 века н.э., был и остаётся четырёхконечным.
Кроме того, кресты не только на древних, но и на известнейших православных соборах имеют четырёхконечную форму. Например, на соборах Святой Софии в Константинополе, Успенском соборе во Владимире, Спасо-Преображенском соборе в Переславле, Петропавловском православном храме в Санкт-Петербурге.
Так же можно встретить кресты с полумесяцем. Полумесяц на кресте, по разным версиям, символизирует якорь (Церковь, как место спасения), Евхаристическую Чашу, колыбель Христа или крещенскую купель.
Однако если в православных храмах четырёхконечная форма креста встречается не часто, то в католической церкви используется только один вариант креста – четырёхконечный, иначе называемый латинский крест.
Расступалось ли Красное море?
Самым близким путем в Ханаан была дорога, которая сто лет спустя получила название Филистимской. Она вела на северо-восток вдоль Средиземного моря. Но как раз по ней двигались войска восставших против Египта сирийцев и «народов моря» (среди них и филистимлян), которые недавно вторглись на ханаанское побережье. Поэтому Моисей повел толпы беглецов на юго-восток, в район нынешнего Суэцкого канала. На пути их находился водоем, именуемый в Библии Ям Суф — «Море тростников». Так называли египтяне цепь соленых озер, которые на юге примыкали к Красному морю (но в греческом и латинском переводах Ям Суф назван просто Красным морем).
Моисей в авраамических религиях
В иудаизме
Моисей (ивр. מֹשֶׁה, «Моше») — главный пророк в иудаизме, получивший от Бога Тору на вершине горы Синай. Считается «отцом» всех последующих пророков, так как уровень его пророчества является наивысшим из возможных. Так в книге Второзаконие сказано: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Втор. 34:10). Также о нём говорится: «Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше, доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он.» (Чис. 12:6-8). Однако в Книге Исход Моисею запрещено видеть лицо Бога: «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20).
На основе повествования Книги Исход иудеи считают, что свод религиозных законов иудаизма (тора) был дан Моисею Богом на горе Синай. Однако, когда Моисей, спустившись с горы, увидел, как евреи поклоняются золотому тельцу, он в гневе разбил скрижали. После этого Моисей вернулся на вершину горы и написал заповеди своей рукой.
В каббале раскрывается соответствие Моисея (Моше) и сфиры нецах. А также то, что Моисей — это кругооборот (гилгул) души Авеля.
Обычно иудеи упоминают Моисея как Моше Рабейну, то есть «наш учитель».
В христианстве
Моисей пророк. Икона. Каргополь, 1590-е гг.
Моисей — великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.
В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа в Нагорной проповеди — Новый Завет.
Согласно синоптическим евангелиям, во время Преображения на горе Фавор, с были пророки Моисей и Илия.
Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.
Память пророка Моисея отмечается Русской православной церковью 17 сентября (нов. ст.).
Филон Александрийский и Григорий Нисский составили подробные аллегорические толкования жизнеописания пророка.
В исламе
В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса́ (араб. موسى). Он — один из величайших пророков, собеседник Аллаха, которому был ниспослан Таурат (Тора). В Коране Муса (Моисей) упоминается 136 раз. В суре 28-й Корана рассказывается о рождении и спасении Мусы из вод Нила (Коран, 28: 3 — 45 и др.)
Муса — пророк в исламе, один из потомков пророка Якуба. Он родился и некоторое время прожил в Египте. В то время там властвовал Фираун (Фараон), который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу, который в это время владел Мадьяном.
Песня на море — Шират а-Ям [↑]
Чудесный переход через море, ощущение всемогущества Творца, Его пристальной опеки и заботы неимоверно возвысили духовный уровень каждого еврея. Как выражались наши мудрецы (см. Раши на Шмот, 15:2
): «Даже служанка созерцала на море в большей степени, чем будущие пророки!». В тот момент весь народ удостоилсяРуах а-Кодеш (духовного уровня, близкого к пророчеству), на них снизошло видение скрытой реальности и постижение будущего, и именно в этом состоянии они вознесли Творцу неповторимую хвалебную песнь — Песнь Красного моря (Шират а-Ям).
Песню благодарения у Ям Суф сначала пел Моше, а потом ее повторяли сыны Израиля.
Хотя песня выражает благодарность за спасение у Ям Суф, большинство ее благодарений относится к будущему, к великому и окончательному избавлению, которое нам предстоит пережить во времена Машиаха.
Поскольку, согласно закону Торы, мужчинам и женщинам запрещено петь вместе, женщины пели благодарственную песню сами, отдельно. Пророчица Мирьям взяла в руки цимбалы и пела песню женщинам, которые потом повторяли ее точно так же, как это делали Моше и мужчины.
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах, называется Шабат Шира («Суббота Песни») — несмотря на то, что эта глава содержит описание многих других важнейших событий, в том числе — выхода из Египта, перехода через море, дарования многих законов, историю выпадения мана (манны) и колодца, шедшего за евреями по пустыне. Именно Песня на море является выражением наивысшего духовного подъема, пережитого еврейским народом.
Побег из Египта
Так Моисей оказался в земле Мадиамской, где встретил священника и его семью, одна из которых — Сепфора — стала его женой. Вскоре у них родился сын Герш.
Через некоторое время царь Египта умирает. Народ Израилев вопиет о своих страданиях, и Бог слышит этот вопль.
Однажды, когда Моисей пас овец, он увидел горящий куст терновника, который почему-то не горел. И вдруг он услышал голос Божий, который повелел Моисею вернуться в Египет, спасти сынов Израилевых от рабства и вывести их из Египта. Моисей очень испугался и стал молиться Богу, чтобы Он избрал кого-нибудь другого.
Он боялся, что они не поверят ему, и тогда Господь дал ему знамения. Он попросил бросить свой жезл на землю, который тут же превратился в змею, а затем заставил Моисея взять ее за хвост, чтобы жезл снова стал. Тогда Бог заставил Моисея положить руку себе на грудь, и тогда она побелела и покрылась проказой. И когда он снова положил его ей на грудь, она стала здоровой.
[править] Мнение науки
И. П. Липовский считает, что было несколько миграций израильтян из Египта. Вначале были изгнаны те, кто входил в число гиксосов («дом Иосифа»), а при Моисее Египет покинул «дом Иакова».
Наиболее обоснованной считается версия, что фараоном-угнетателем был Рамсес II, так как именно при нём велись обширные строительные работы, и в частности был построен город Пер-Рамсес («дом Рамсеса»), который, согласно Библии и строили обращённые в рабов фараоном израильтяне (Исх., 1, 11).
Из Исх. 2:23 явствует, что фараон, закабаливший израильтян, умер до Исхода, значит, если Рамсес II закабалил евреев, Исход произошёл при его сыне Мернептахе; если же Исход имел место при Рамсесе, закабаление израильтян относится к царствованию его отца Сети I.
Существует гипотеза, что исход произошёл несколько позднее, при подавлении восстания Ирсу.
Эммануэль Анати отождествляет гору Синай с горой Хар-Карком.
Народный гнев
Через некоторое время народ Израиля с гневом набросился на Моисея за то, что ему не хватает хлеба и мяса. Моисей успокоил их, заверив, что вечером они будут есть мясо, а утром насытятся хлебом. Вечером спускались перепела, которых можно было поймать руками. А утром манна небесная упала, как иней, и легла на поверхность земли. На вкус он был как пирог с медом. Манна стала их постоянной пищей, посланной Господом, которую они ели до самого конца своего долгого путешествия.
На следующем этапе испытаний у них не было воды, и они снова набросились на Моисея с гневными речами. И Моисей, по воле Божией, ударил жезлом своим в скалу, и вода вышла из нее.
Через несколько дней амаликитяне напали на израильтян. Моисей велел своему верному слуге Иисусу выбрать сильных людей и сражаться, а сам стал молиться на высоком холме, воздевая руки к небу, как только руки его опускались, враги начинали побеждать. Тогда оба израильтянина стали поддерживать руки Моисея, и Амаликитяне были разбиты.