Гора синай в египте (гора моисея, гора хорив)
Содержание:
Базилика Юстиниана
Самая первая часовня была выстроена на вершине горы Синай (согласно Феодориту Кирскому, богослову и историку церкви) в 360 – 363 гг. преподобным Иулианом (Саввой) Осроенским. Ее алтарь находился как раз над тем местом на скале, где по преданию Господь сотворил скрижали с десятью заповедями. Это было описано паломницей Эгерией, посетившей Синай в 380 г. и Антонином (знаменитым аскетом), пришедшим на эту землю в начале VI в..
Остатки этой очень маленькой постройки были найдены при раскопках в 1998 г. В VI в. во времена правлению Юстиниана на этом месте была воздвигнута большая (27×12 м) трехнефная базилика с апсидой. Строение было выполнено из розового гранита и достигало своими размерами того места, где сейчас находится мечеть. Боковые нефы были отделены от главного четырехгранными колоннами. Здание поддерживалось внешними несущими конструкциями, а в состав комплекса вошли также цистерна и другие помещения. Крыша была деревянной, сохранились некоторые фрагменты богатой внутренней отделки. В XI в.базилика вместе с другими христианскими постройками была разрушена по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима, известного своей религиозной нетерпимостью к иноверцам.
В 1934 г. на месте восточного крыла главного нефа базилики была воздвигнута часовня Святой Троицы. Некоторые гранитные блоки здания VI в. были использованы при ее строительстве, остальные разбросаны вокруг. Предполагается, что их добывали в районе Источника Илии. На некоторых каменных блоках можно видеть высеченные кругообразные христианские кресты, что указывает на эпоху Юстиниана. Новая часовня расписана изнутри сценами из жизни пророка Моисея. Здесь часто проводятся божественные литургии, главным образом во время посещения православных верующих и паломников. Площадь вокруг часовни была раскопана, и планируется не восстанавливать участок полностью, чтобы посетитель мог воочию увидеть первоначальные размеры базилики VI в..
По преданию, к северной стене здания примыкает расщелина в скале, в которой находился Моисей, когда Господь «показал ему свою славу». «И сказал Господь: вот, место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо» (Исход 33: 21 – 23).
Около церкви к югу находиться мечеть, при строительстве которой также использовались блоки древней базилики. Она упоминалась уже в XII в. и представляет собой простое квадратное здание. Под мечетью находится небольшая пещера с молитвенной нишей, которая вероятно была криптой старинной церкви, стены в которой испещрены надписями на греческом и армянском языках. По преданию, здесь находится пещера, в которой Моисей постясь провел сорок дней и ночей, прежде чем получить от Господа скрижали с заповедями (Исход 24: 1 – 18). Сюда можно попасть через небольшую лестницу. Вход, также исписанный надписями, находится с восточной стороны, а сама пещера имеет длину более 2 м. И часовня и мечеть закрыты для обычных посетителей, ключи выдаются внизу в монастыре вместе с разрешением на посещение.
На расстоянии 4 км к юго-западу от горы Моисея находится гора Катерин, «Св. Екатерины», «Jebel Kathrin (самая высокая вершина в Египте, высота – 2.642 м). По преданию, сюда перенесли ангелы тело мученицы Екатерины после ее смерти и позднее монахи обрели ее мощи. На самом верху находится маленькая часовня с двумя простыми комнатами, где паломники могут переночевать.
Горы всегда имели особое значение для человека. Даже в наши дни пребывание на вершине значит для нас не только наслаждение чистым воздухом и прекрасными ландшафтами, но и освобождение от ежедневной суеты. Это возможность побыть в покое и одиночестве, наедине с собой и первозданной природной красотой. В прежние времена горы всегда считались местом присутствия божественного.
Со времен раннего христианства паломники с сердцами, наполненными верой, поднимались на гору Синай. Они чувствовали, что являются преемниками народа, объединенного с Богом Заветом, народа, узревшего Господа. Можно без преувеличения говорить о духовном единении древних христианских паломников, идентифицировавших свой подъем на гору с судьбой Пророка Моисея.
Паломничество на гору Синай
Гора Синай
Гора Сина́й (ивр. הַר סִינַי, Хар-Синай; также гора Моисея, гора Хорив) — гора на Синайском полуострове в Египте. Согласно Библии на этой горе Бог являлся Моисею и дал Десять заповедей.
Еврейская традиция не сохранила точного местонахождения горы Синай. Почитание нынешней горы Моисея , как горы Синай является древней христианской традицией, восходящей к началу IV века.
На вершине горы Моисея находятся православный храм Святой Троицы и маленькая мечеть. К северу от церкви под скалой есть небольшая пещера, где, согласно Библии, в течение сорока дней и ночей укрывался Моисей .На северном склоне горы расположены православный пещерный храм пророка Илии и его колодец, а также православная часовня Богородицы. С севера у подножия горы стоит монастырь Святой Екатерины.
На Синае подвизался выдающийся христианский святой Иоанн Лествичник — игумен горы Синайской, главное произведение которого «Лествица» имеет название, указывающее на восхождение человека по духовным ступеням в Царство Небесное, земным подобием которого может являться подъём на гору Синай.
В Библии гора упоминается под разными названиями: Синай, гора Божия , гора Божия Хорив , гора Хорив .
История
Православный греческий храм во имя Святой Троицы на вершине горы Моисея. Построен в 1935 году из остатков церкви времен императора Юстиниана Великого |
Еврейская традиция утратила знание точного местонахождения горы Синай (израильско-итальянский археолог Э. Анати отождествил библейский Синай с горой Хар-Карком в пустыне Негев, где он обнаружил многочисленные останки святилищ). Оно было забыто, по-видимому, уже в эпоху царей, поэтому христианская и мусульманская традиция почитания горы Моисея не связана непосредственно с древней еврейской традицией.
Христианские отшельники селились в южном Синае со II века. Они старались определить места, упоминаемые в Библии в связи с событиями Исхода, в том числе и гору Синай. Нынешнюю гору Моисея христиане почитают как библейскую гору Синай с начала IV века. В 330 году монахи при поддержке святой императрицы Елены построили у Неопалимой купины, растущей у самого подножия горы, маленькую церковь и башню. В 527 году святой император Юстиниан Великий основал здесь монастырь, который с XI века стал называться монастырём Святой Екатерины, в честь Екатерины Александрийской.
Паломничество
Христиане совершали паломничество к горе Синай с древнейших времен. В последние десятилетия на гору ежедневно поднимаются от нескольких десятков до нескольких сотен человек в день, паломников .В настоящее время в связи с политической нестабильностью количество паломником очень снизилось. От монастыря Святой Екатерины на вершину идут две тропы: короткая и длинная, они соединяются недалеко от вершины. Короткая тропа гораздо более крутая и трудная, это традиционный монашеский и паломнический путь. Он насчитывает примерно 3100 ступеней, и пройти по нему можно только пешком в дневное время, причем он ведет непосредственно мимо церкви пророка Илии и часовни Богородицы.
Длинная тропа более пологая и позволяет проехать почти до вершины на верблюде, которых предлагают желающим местные бедуины. Вдоль длинной тропы устроены палатки для отдыха, где продаются горячие напитки и сладости и предлагаются одеяла.
Нынешняя практика подниматься на гору ночью, чтобы встретить восход солнца, недавнего происхождения, является продуктом туристической индустрии. В этом случае паломнику предпочтительнее подниматься ночью по длинной, а спускаться уже в светлое время по короткой тропе. Но здесь надо правильно рассчитать свои силы, потому что спуск по короткой, как и подъём, труднее, чем по длинной. Все храмы и часовни, находящиеся на горе, как правило, закрыты. Посетить их можно, только получив в монастыре сопровождающего или ключи по специальной договоренности. Тамара Николаевна на вершине горы Синай(19 ноября 20213г.) .
Памятка паломникам Синая
Путешествие на гору Синай непростое. Происходит все ночью, в темноте, возможно, на холоде. Поэтому, чтобы оно прошло максимально комфортно, необходимо правильно подготовиться.
Одежда должна быть теплой, а обувь удобной. Посетители храма должны быть одеты соответственно – одежда закрытая (шорты, короткие юбки и открытые майки недопустимы). Каждый турист должен взять с собой еду и воду. У подножья горы есть кафе, но надеяться на это не стоит.
Обязательно возьмите фото- или видеокамеру. Если планируете покупку сувениров, не забудьте взять разменные деньги, лучше в долларах. Кроме того, в святых местах принято делать пожертвования. Во время прогулок по Дахабу вам может захотеться зайти в музей.
Путешествие на гору Синай в жизни многих людей остается одним из главных событий. Но даже если вы не вкладываете в это свой особый смысл, посетить это место стоит. Даже если для вас это – просто интересная экскурсия.
Религиозные традиции
христианство
Вид на монастырь Святой Екатерины с тропы на вершину.
Согласно самым ранним христианским традициям, это событие происходило на близлежащей горе Сербал , у подножия которой в 4 веке был основан монастырь; только в VI веке монастырь переместился к подножию горы Екатерины , следуя указаниям более раннего заявления Иосифа Флавия о том, что Синай был самой высокой горой в этом районе.
Самые ранние упоминания о Джебель-Мусе как о горе Синай или горе Синай, находящейся на территории современного Синайского полуострова, неубедительны. Есть свидетельства того, что до 100 г. н.э., задолго до христианского монашеского периода, еврейские мудрецы приравнивали Джебель-Мусу к горе Синай. Грэм Дэвис из Кембриджского университета утверждает, что ранние еврейские паломничества идентифицировали Джабаль Муса как гору Синай, и это определение позже было принято христианскими паломниками. Р.К. Харрисон заявляет, что «Джебель-Муса … кажется, пользовался особой святостью задолго до христианских времен, кульминацией чего стало его отождествление с горой Синай».
Монастырь Святой Екатерины ( греч . Μονὴ τῆς Ἁγίας Αἰκατερίνης ) расположен на Синайском полуострове , в устье неприступного ущелья у подножия современной горы Синай в Святой Екатерине на высоте 1550 метров. Монастырь является греческим православным и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . Согласно отчету ЮНЕСКО (60100 га / Ref: 954) и веб-сайту ниже, этот монастырь был назван самым старым действующим христианским монастырем в мире, хотя монастырь Святого Антония , расположенный на берегу Красного моря в пустыне к югу от Каира, также претендует на это звание.
Христиане поселились на этой горе в третьем веке нашей эры. Грузины с Кавказа переселились на Синайский полуостров в пятом веке, а в девятом веке здесь образовалась грузинская колония. Грузины построили свои церкви в районе современного Синая. Строительство одной из таких церквей было связано с именем Давида Строителя , который способствовал возведению церквей в Грузии и за рубежом. Расположение церкви на горе Синай было обусловлено политическими, культурными и религиозными мотивами. Проживающие здесь грузинские монахи были глубоко связаны со своей родиной. У церкви были свои участки в Картли . Некоторые из грузинских рукописей Синая сохранились там, но другие хранятся в Тбилиси , Санкт-Петербурге , Праге , Нью-Йорке , Париже или в частных коллекциях.
ислам
Мечеть на вершине
Полуостров ассоциируется с Аароном и Моисеем , которых также считают Пророками . В частности, многочисленные ссылки на гору существуют в Коране, где она называется Шур Сина , Шур Синин , а также Ас-Шур и аль-Джабаль (оба означают «Гора»). Что касается прилегающей к ней Вад- Шува ( долины Тува), то она считается мукаддас ( священной ), и ее часть называется Аль-Букха аль-Мубарака ( арабский : ٱلْبُقْعَة ٱلْمُبَارَكَة , «Благословенное место»).
Некоторые современные библеисты объясняют гору Синай священным местом, посвященным одному из семитских божеств, еще до того, как израильтяне столкнулись с ней. Другие считают, что набор законов, данных на горе, возник в разные периоды времени друг от друга, причем более поздние в основном являются результатом естественной эволюции на протяжении веков более ранних, а не все происходящие из одного момента времени. .
Привал с чаепитием на горе Моисея
Подниматься было не сложно. Мы шли по спирали, несколько раз обогнув гору. Через некоторое время мы остановились на привале, на котором мы смогли подкрепиться и немного отдохнуть. Наш гид сказал, что мы прошли самую легкую часть пути и теперь здесь, группа разделиться. Каждый должен решить пойдет ли он дальше. Как нам объяснили, следующий отрезок пути – самый трудный. Предстоит подняться по 750 ступеням. Мы решили идти дальше, некоторые уже задыхались от усталости и решили остаться.
Единственный привал перед ступенями. Здесь можно было выпить горячего чаю, но мы предпочли ром, так как начинало уже сильно морозить и хотелось побыстрее согреться. Адреналин зашкаливает — совсем скоро мы окажемся на культовом месте и увидим незабываемый восход солнца!
Что же представляют собой эти самые ступени. Как я говорила, в народе их называют лестницей покаяния. По преданию по ней когда-то прошел Моисей и получил на вершине горы от Господа скрижали, с десятью заповедями, которые по сегодняшний день являются нравственными законами человечества — почитай отца твоего и мать свою, не убивай, не делай себе кумира, не прелюбодействуй, не кради и т.д. Это упоминание можно прочитать не только в Библии, но и в Коране.
В реальности лестница, представляет собой уложенные валуны, без ограждений. Неверный шаг – покатишься в пропасть. Так как карабкались мы по ней в темноте и края лестницы не было видно, то паники среди туристов не было.
Кое как мы поднялись на вершину. А там уже места нет встать, везде люди, стоят ждут восхода солнца. Честно сказать, зрелище стоило потраченных усилий. Ты стоишь на самой высокой точке Синайского полуострова, вокруг лишь заснеженные верхушки гор, и смотришь, как огромный желтый диск солнца, начинает подниматься и освещать все вокруг. Усталость как рукой сняло.
Поселение Святой Екатерины
В то время как монастырь и гора Синай представляют основной интерес для туристов, большинство удобств и услуг для них сосредоточены в поселении Святой Екатерины, расположенной на расстоянии 3 километров. Маршрутные такси обеспечивают транспортное сообщение между двумя пунктами, стоимость проезда 5 фунтов. Дорога оканчивается на главной площади деревни, являющейся также автобусной станцией.
На одной стороне площади расположены банк (понедельник-четверг и воскресенье 8:30-14:00 и 18:00-21:00), несколько супермаркетов и ресторанов; на другой стороне – туристская полиция и небольшая больница. По соседству с мечетью расположен полицейский участок и телефонная станция. Небольшой выбор среди ресторанов (6:00-22:00), где готовят простые блюда из курицы, а также рис и спагетти болоньезе. В Panorama также подают суп и пиццу (20-25 фунтов). А в пекарне напротив мечети продают хлеб питу.
Для коротких прогулок пешком в этом районе карты можно приобрести в туристическом центре протектората Святой Екатерины и бедуинском музее в конце дороги перед монастырём. Если вы планируете предпринять поход в высокогорный регион, попросите местных показать вам путь к Аль-Милга, расположенной на подъёме, после главной площади (около 150 метров к северо-западу от бензозаправочной станции), где вы найдёте шейха Муса, руководителя бедуинских проводников, который организует экспедиции. Более подробную информацию ищите тут: высокогорье и оазис Фейран.
Проживание в поселении Святой Екатерины
Большинство людей организованными турами прибывают в ранние часы, чтобы подняться на гору Синай и увидеть восход солнца. Самостоятельные путешественники могут оставить свои рюкзаки в монастырской кладовой (2 фунта) и подняться по верблюжьей тропе, чтобы иметь возможность поспать на открытом воздухе. Когда ночная температура составляет около 10 градусов летом и около 0 градусов зимой (нередко случаются заморозки и снег), необходим спальный мешок; вы также можете взять напрокат одеяла на вершине.
Имейте, однако, в виду, что на вершине мест для ночёвки иногда совсем не остаётся, и, возможно, вам придётся лечь внизу в пещере Илии и закончить путешествие до рассвета. Лучший выбор для путешественников с небольшим бюджетом – это одна из двух баз отдыха рядом с посёлком Святой Екатерины, хотя большинство отелей, расположенных дальше, организуют транспорт.
1). Пансион Daniela Village – Номера с кондиционером и ванными комнатами; плюс ресторан, кафетерий и бар. Местонахождение: посёлок Святой Екатерины;
2). Отель/кемпинг El Malga Bedoin Camp – Гостеприимная гостиница с простыми номерами на двоих и общими спальнями (15 фунтов), с матрацами на полу. Очень чистые ванные комнаты. Местный проводник Салех поможет вам организовать поход в пустыню. Местонахождение: 150 метров после кооперативной автозаправочной станции в посёлке Святой Екатерины;
3). Отель El Wadi El Mouqudus – Дружелюбный менеджмент и просторные трёхзвездочные номера с холодильником и ТВ, плюс плавательный бассейн летом. Только полупансион. Местонахождение: между Katherine Plaza и Daniela Village;
4). Отель/кемпинг Fox Desert Camp – Это самое дешёвое место в этой зоне, с простыми каменными домиками и проеденными молью матрацами. Вы можете поставить рядом палатки за 7 фунтов и пользоваться общими душевыми и рестораном. Местонахождение: 800 метров от деревни, рядом с главным пересечением дорог;
5). Отель Katherine Plaza – Приятная четырёхзвёздочная гостиница; номера с кондиционером, есть ресторан и бар. Местонахождение: За пределами деревни;
6). Пансион Morgen Land Villadge – Общие спальни (10 долларов) или большие номера с душем; есть также ресторан. Местонахождение: 5 километров от монастыря;
7). Отель/кемпинг Safary Camp – Единственное бюджетное место в округе, где вы можете спать на кровати, а не на полу. Двух и трёхместные номера популярны среди туристов, вы можете разбить палатку за 10 фунтов. Рекомендовано в этом ценовом диапазоне, завтрак включён. Местонахождение: 500 метров от деревни за Katherine Plaza, также известный как Moonland;
8). Отель Saint Catherine’s Monastery Guesthouse – Расположенная прямо за монастырскими стенами под красными утёсами горы Синай, эта гостиница находится, наверное, в самом живописном месте. Такие великолепные виды не могут стоить дёшево; двухместные номера небольшие и простые. Местонахождение: за стенами монастыря Святой Екатерины;
9). Отель Saint Catherine Tourist Villadge – Самый хороший отель в этой зоне, с комфортабельными номерами с кондиционерами; завтрак и ужин включены в стоимость проживания. Местонахождение: У главной дороги, 500 метров от монастыря.
История
Гора Синай, чья высота почти 2250 метров, расположена на одноименном полуострове, сегодня это территория Египта. Также имеет название Хар-Синай на иврите и Джебель-эль-Тур на арабском языке.
Священная гора Синай в Египте
Вопреки распространенному мнению это ряд вершин, а точнее 3 параллельных гребня: западный Джебель-эль-Хамр, средний Синай (который и считается горой Моисея) и восточный гребень.
Важно! Именно на этом месте по преданию Моисей получил 2 каменные скрижали, на которых сам Господь начертил 10 заповедей для еврейского народа. При этом еврейские документы древности не указывают точного местонахождения горы, а археолог Анати даже указывал совершенно иной пик в качестве библейского — гору Хар-Карком в пустыне Негев
Именно там археолог обнаружил многочисленные святилища и считает, что древние евреи почитали то место, в то время как мусульмане и христиане ошибочно отождествляют святое место с Синаем
При этом еврейские документы древности не указывают точного местонахождения горы, а археолог Анати даже указывал совершенно иной пик в качестве библейского — гору Хар-Карком в пустыне Негев. Именно там археолог обнаружил многочисленные святилища и считает, что древние евреи почитали то место, в то время как мусульмане и христиане ошибочно отождествляют святое место с Синаем.
Почитание данной местности считается древнехристианской традицией, начало которой было положено в 6 веке, согласно свидетельству Евсевий Кесарийский. Уже со II века на Хориве селились христианские монахи и отшельники, которые желали найти и обозначить упоминаемые места в Писании.
В 249 году в Египте правительство стало гнать христиан, и они стали убегать в горы, положив начало нескольким церквям и монастырю на вершине. В 330 году н.э. с разрешения и поощрения императрицы Елены монахи воздвигли часовню и башню.
Позже сюда были перенесены останки великомученицы Екатерины и в 527 году уже другой правитель, император Юстиниан основал тут монастырь, который сегодня известен как обитель святой Екатерины, где и хранятся ее мощи.
Во времена крестовых походов и войн Синай особо не пострадал, его даже обходили стороной воинственные арабы и турки, но когда в 639 году мусульмане захватили Александрию они прервали связь Византии и местных христианских обителей.
Так, куст растущий тут считается Неопалимой купиной, той самой, из которой Бог заговорил с Моисеем при первой встрече.
Неопалимая купина поблизости горы Синай
С тех пор монастырь стал независим и в IX веке избрал своего епископа, а позже и архиепископа. Несмотря на самоуправление постепенно монахи попали под влияние католической церкви и смог вернуть независимость лишь в 1439 году.
На заметку! Сегодня гора является местом поклонения сразу трех религий: иудаизма, ислама и христианства. Монастырь святой Екатерины является центром Синайской православной церкви и находится под юрисдикцией иерусалимского патриарха.
Упоминания в Священных книгах
Пик упоминается в двух священных религиозных книгах — в Библии и Коране. При этом в первой имя Синай часто заменяется другими названиями: гора Божия (Исх. 18:5), гора Хорив (Исх. 33:6) или просто место Хорив, также наименование Фаран употребляется для этой вершины.
Разные названия возникли из-за трудностей перевода, поскольку в древнееврейском языке авторы Библии использовали разные слова для обозначения этой местности, например, Хорив означает пустынность, а Фаран — пещеры, которые образуются в скалах в этих горах.
Интересно! Само же слово Синай имеет древнееврейский корень «син», что означает куст терновника — это отсылка к истории о Неопалимой Купине с которой встретился Моисей.
Помимо конкретных упоминай местности, пик употребляется в Библии и в переносном значении, например «завет от горы Синайской» упоминается в послании Галатам апостолом Павлом как метафора плененного человечества. Очень часто это место упоминается как подножие или престол Бога, поэтому и считается у евреев священным местом.
В Коране же встречается только два упоминания о Хориве как о святом месте:
- В 95 главе суре «Ат-Тин»: Аллах там клянется святой вершиной «Клянусь горой Синаем!» (Ат-Тин: 2);
- В суре «Аль-Муминун» как место произрастания дерева, чьи плоды употребляются в пищу человеком: «Мы вырастили дерево, которое растет на горе Синай…» (Аль-Муминун: 20).
Помимо этих упоминаний, вершина часто встречается в исторических древнееврейских документах, что подтверждает особое значение ее в иудаизме. Христиане же считают это место священным опираясь только на Библию и тексты святых отцов церкви.