Взалкал

Свт. Григорий Двоеслов

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

Но поскольку чтение прилично настоящим дням, потому что мы слышали о воздержании нашего Искупителя в продолжение сорока дней, — мы, которые начинаем время Четыредесятницы, то нам надобно разрешить вопрос: для чего это самое воздержание наблюдается в продолжение сорока дней? — Ибо Моисей для того, чтобы получить закон во второй раз, постился сорок дней (Исх. 34:28). Илия в пустыни постился сорок дней (3 Цар. 19:8). Сам Виновник людей, приходя к людям, в продолжение сорока дней решительно не принимал никакой пищи (Мф. 4:2). Постараемся и мы, в продолжение времени Четыредесятницы, укротить плоть нашу воздержанием, сколько можем. — Итак, почему в воздержании соблюдается сороковое число, если не потому, что сила Десятословия наполняет четыре книги Св. Евангелия? Ибо десять, помноженное на четыре, дает сорок; потому что мы исполняем заповеди Десятословия тогда, когда совершенно поступаем по четырем книгам Св. Евангелия. Из этого можно разуметь и другое. Ибо мы в этом смертном теле состоим из четырех стихий, а сластолюбием того же тела нарушаем заповеди Господни. А заповеди Господни приняты за Десятословие. — Итак, поскольку мы через пожелания плоти презрели заповеди Десятословия, то справедливость требует, чтобы мы ту же самую плоть умерщвляли сорок раз. — Впрочем, об этом времени Четыредесятницы можно судить и иначе. Ибо от настоящего дня до радостного Праздника Пасхи проходит шесть недель, которых дни составляют именно число сорок два. Из них, когда вычтем шесть дней воскресных, не подлежащих воздержанию, то остается в воздержании не более, как тридцать шесть дней. Но поскольку год состоит из триста шестидесяти пяти дней, и мы постимся тридцать шесть дней, то мы за год наш выдаем как бы десятину Богу, так что мы прожили для себя самих целый, дарованный нам год, а для Виновника нашего умерщвляем себя воздержанием в продолжение десятой части его. Поэтому, возлюбленнейшая братия, как в законе повелено было вам приносить Богу десятину (Лев. 27:30 и след.), так постарайтесь принести Ему и десятину дней. Каждый, насколько достанет силы, должен плоть измождить, пожелания ее обуздать, гнусные пожелания умертвить, дабы, по слову Павла, жертва была живая (Рим. 12:1). Ибо жертва и приносится, и жива бывает тогда, когда человек и от этой жизни не отстает, и однако же умерщвляет себя для плотских пожеланий. Радующаяся плоть довела нас до преступления, а оскорбленная пусть ведет к прощению. Ибо виновник нашей смерти преступил заповеди жизни посредством плода с запрещенного древа. Итак, мы, которые лишились райских радостей за пищу, должны возвратить оные посредством возможного воздержания.
Но никто не думай, будто можно ему довольствоваться одним только этим воздержанием, когда Господь через Пророка говорит: не таковаго бо поста Аз избрал; присовокупляя: раздробляй алчущим хлеб твой и нищия безкровныя введи в дом твой: аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри (Ис. 58:6-7). Следовательно, Бог одобряет тот пост, который пред очами Его возвышает руки милостыней, который проводится с любовью к ближнему, который устрояется из благочестия. Итак, то, что ты отнимаешь у себя, отдай другому, для того, чтобы оттуда, откуда твоя плоть терпит убыток, получала прибыль плоть бедного ближнего. Поэтому-то Господь через Пророка говорит: аще поститеся или плачевопльствите, постом ли поститеся Ми? И аще ясте или пиете, не вы ли ясте и пиете (Зах. 7:5-6)? Ибо для себя ест и пиет тот, кто телесные питания, которые суть общие дары Создателя, употребляет без бедных. И для себя постится каждый, если то, что он на время отнимает у себя, не бедным раздает, но сберегает для предложения чреву после поста. Поэтому через Иоиля говорится: освятите пост (Иоил. 1:14; Иоил. 2:15). Потому что освятить пост — значит показать воздержание плоти, достойное Бога, с присовокуплением других добрых дел. Да утихнет гнев, да престанут распри! Ибо напрасно измождается тело, если не обуздывается душа от нечистых своих наслаждений, тогда как Господь через Пророка говорит: во дни пощений ваших обретаете воли ваша, и вся подручная ваша томите (Ис. 58:3). Ибо не только тот, кто вытребывает от своего должника данное ему, поступает несправедливо, но надобно, чтобы каждый, кто предается сокрушению в покаянии, воспрещал себе требование даже того, что ему принадлежит по справедливости. Так, так нам, сокрушенным и кающимся, отпущается Богом то, что мы неправедно соделали, если, по любви к Нему, мы прощаем и то, что принадлежит нам по справедливости.

Сорок бесед на Евангелия.

Лопухин А.П.

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

(Лк. 4:2). Буквально — и постившись дней сорок и сорок ночей. Относительно поста Спасителя можно, по-видимому, поставить только единственный вопрос: возможно ли для человека пробыть такое продолжительное время вовсе без пищи и может ли он остаться после этого жив? Известно, что, несколько лет тому назад, в Америке произвели ряд подобных опытов, и эти опыты, под наблюдением врачей, доказали, что человек, даже и обыкновенный, может выдержать полный сорокадневный пост. О том, каково было душевное состояние Спасителя в пустыне, судить, конечно, трудно. Но всего более естественным представляется нам объяснение, по которому это время проведено было в непрестанной молитве. Такое объяснение ставит, прежде всего, в связь сорокадневное пребывание в пустыне с обстоятельствами самого крещения. “Иисус, крестившись, молился”, сказано в Евангелии от Луки. Почему же не предположить, что и дальнейшее пребывание Его в пустыне было продолжением этой молитвы крещения? Он и после много раз уходил в уединенные места для молитвы. Нет надобности предполагать, что все время сорока дней и ночей Он провел совершенно без сна, как думают некоторые экзегеты. По человечеству это едва ли могло быть. Во всяком случае, в Евангелиях на это нет никакого намека. Но что Он не вкушал никакой пищи, — это видно из свидетельства Луки, который говорит, что Он “ничего не ел в эти дни”. В Евангелиях Матфея и Луки указывается, что Он “напоследок” взалкал. Объясняют это так, что только в конце Своего долговременного поста Он почувствовал голод; но можно думать и так, что Он в течение всего поста чувствовал голод, который усиливался прогрессивно к концу поста и сделался напоследок самым сильнейшим и невыносимым. На это и указывают слова ὔστερον ἐπείνασεν.

Толковая Библия.

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

1. алка́ть,а́лчу,а́лчем,а́лчешь,а́лчете,а́лчет,а́лчут,а́лча,алка́л,алка́ла,алка́ло,алка́ли,а́лчи,а́лчите,а́лчущий,а́лчущая,а́лчущее,а́лчущие,а́лчущего,а́лчущей,а́лчущего,а́лчущих,а́лчущему,а́лчущей,а́лчущему,а́лчущим,а́лчущий,а́лчущую,а́лчущее,а́лчущие,а́лчущего,а́лчущую,а́лчущее,а́лчущих,а́лчущим,а́лчущей,а́лчущею,а́лчущим,а́лчущими,а́лчущем,а́лчущей,а́лчущем,а́лчущих,алка́вший,алка́вшая,алка́вшее,алка́вшие,алка́вшего,алка́вшей,алка́вшего,алка́вших,алка́вшему,алка́вшей,алка́вшему,алка́вшим,алка́вший,алка́вшую,алка́вшее,алка́вшие,алка́вшего,алка́вшую,алка́вшее,алка́вших,алка́вшим,алка́вшей,алка́вшею,алка́вшим,алка́вшими,алка́вшем,алка́вшей,алка́вшем,алка́вших2. алка́ть,алка́ю,алка́ем,алка́ешь,алка́ете,алка́ет,алка́ют,алка́я,алка́л,алка́ла,алка́ло,алка́ли,алка́й,алка́йте,алка́ющий,алка́ющая,алка́ющее,алка́ющие,алка́ющего,алка́ющей,алка́ющего,алка́ющих,алка́ющему,алка́ющей,алка́ющему,алка́ющим,алка́ющий,алка́ющую,алка́ющее,алка́ющие,алка́ющего,алка́ющую,алка́ющее,алка́ющих,алка́ющим,алка́ющей,алка́ющею,алка́ющим,алка́ющими,алка́ющем,алка́ющей,алка́ющем,алка́ющих,алка́вший,алка́вшая,алка́вшее,алка́вшие,алка́вшего,алка́вшей,алка́вшего,алка́вших,алка́вшему,алка́вшей,алка́вшему,алка́вшим,алка́вший,алка́вшую,алка́вшее,алка́вшие,алка́вшего,алка́вшую,алка́вшее,алка́вших,алка́вшим,алка́вшей,алка́вшею,алка́вшим,алка́вшими,алка́вшем,алка́вшей,алка́вшем,алка́вших

В словаре Даля

чего, алкаю и алчу; голодать, быть голодным, томиться голодом;
хотеть есть, позываться на еду, на выть, на пищу; | налагать на себя
голод, тощу; поститься, удерживаясь от еды; | *сильно хотеть, жаждать
чего, стремиться силою воли. Взалкать, захотеть есть, проголодаться.
Поалкать немного; переалкать, проалкать известный срок, время.
Наалкаться вдоволь. Доалкаться до тошноты. Заалкаться до смерти. Алкание
ср. алкота, алчба ж. голод; голодание. Ни жажда хлеба не просит, ни
алчба воды. Наделил Бог волка алкотою. | *Ненасытность, жадность;
алчность ж. жадность, в прям. и переносн. значении. Алчничество ср.
алчность на деле, поступки, уличающие в алчбе. Алчный, голодный,
алчущий. Оденем нагих, обуем босых, накормим алчных, напоим жаждых,
проводим мертвых — заслужим небесное царство. Алчен в кухарне, жаден в
пивоварне, а наг-бос в мыльне. | Жадный, ненасытный: прожорливый. Алчен
пес, да не корыстен кус. | *Неутомимо жадный к познаниям. Алчноватый, то
же, в меньшей степени. Алчноватость ж. свойство по значению прилаг.
Алчничать, жадничать, быть ненасытью. Алчник м. алчница ж. алкач м.
ненасыть, алчный человек или животное; более в переносн. знач. Алкатель
или алкач богатства. Алкательница светских услад. Алчнеть, становиться
алчным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector