Святой пророк моисей

История жизни пророка Моисея

Имя Моисей, то есть спасенный из воды, согласно Библии, означало не столько факт его рождения, сколько факт его спасения. Вот как это произошло.

Одна из израильских матерей, Иохаведе, сумела три месяца скрывать от египтян своего новорожденного. Она очень любила сына, младенец был такой крепкий и славный, и хотела, чтобы он остался в живых.

Кому его оставить? Некому. Все вокруг такие же бесправные израильтяне, боявшиеся слуг фараона. А если его подложить кому-то из богатых египтян, может быть они возьмут славного младенца на воспитание.

Она положила ребенка в плетеную корзину и тайно отнесла на берег Нила. Там спрятала в камышах, надеясь, что найдутся добрые египтяне, которые не станут убивать чудесного малыша.

С берега за всем происходящим наблюдала оставленная ею дочка, Мириам, сестра новорожденного. В этот момент на берегу, как сообщает Библия, появилась дочь фараона со служанками.

Дочь фараона хотела искупаться. Служанки первыми вошли в воду и неожиданно в камышах увидели корзинку с ребенком.

Служанки показали дочери фараона найденного младенца. Девушка сразу поняла, что перед ней младенец еврейского происхождения, но он ей очень понравился, было жаль оставить в воде такого красивого мальчика.

Как Моисей попал во дворец фараона

В этот момент из камышей появилась Мириам и посоветовала взять для ребенка кормилицу, израильскую женщину по имени Иохаведе. Дочь фараона согласилась.

Так во дворце фараона появился Моисей вместе со своей кормилицей-матерью.

В глубокой древности земля между Средиземным морем и рекой Иордан называлась Финикией, а в библейские времена стала упоминаться уже как Ханаанская, или Палестинская, от названия народа филистимлян, пришедших в эти земли с острова Крит.

Сегодня Ханаан, Палестину, занимают государства Израиль, Ливан, Сирия и Иордания.

В добиблейские времена финикийцы славились производством пурпурной ткани, которую они окрашивали с помощью моллюсков.

Считается, что именно финикийцы изобрели алфавит, предтечу латинского, были известными мореходами и торговцами.

Еврейские племена появились на этой земле между 2000 и 1600 г. до н. э. Они многое переняли у финикийцев и других народов, населявших эту землю.

Но сами местные племена постоянно враждовали друг с другом, отличались изощренной жестокостью, совершали человеческие жертвоприношения.

Согласно греческим и римским свидетельствам, ханаане приносили детей в жертву своему богу Молоху. Этот жестокий обычай переняли, вероятно, и евреи.

Детей клали на руки каменного или деревянного идола и под ним зажигали костер. Чтобы заглушить крики младенца, они устраивали вокруг костра пляски с песнопениями.

Моисей критиковал своих соплеменников за такую форму поклонения Богу. Иудейский царь Иосия в начале VII в. до н. э. провел религиозную реформу, которая запрещала всякие человеческие жертвоприношения.

Земля Ханаанская в патриархальные времена. Карта 1880 г.

Синайский Завет и 10 Заповедей

В 3-й месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай и расположились станом против горы. Сначала на гору взошел Моисей, и Бог предупредил его, что появится перед народом на третий день.

И вот пришел этот день. Страшными явлениями сопровождалось явление на Синае: облако, дым, молния, гром, пламя, землетрясение, трубный глас. Это общение продолжалось 40 дней, и Бог передал Моисею две скрижали — каменные таблицы, на которых был записан Закон.

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его) ничего, что у ближнего твоего.

Закон, который был дан древнему Израилю Богом, имел несколько целей. Во-первых, он утверждал общественный порядок и справедливость. Во-вторых, он выделял еврейский народ как особую религиозную общину, исповедующую единобожие. В-третьих, он должен был произвести внутреннее изменение в человеке, нравственно усовершенствовать человека, приблизить человека к Богу через привитие человеку любви к Богу. Наконец, закон Ветхого Завета подготавливал человечество к принятию в будущем христианской веры.

Десятословие (десять заповедей) легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества.

Кроме десяти заповедей, Бог продиктовал Моисею законы, в которых говорилось о том, как должен жить народ Израиля. Так Сыны Израиля стали народом — евреями.

Жизнеописание[править | править код]

Основной источник сведений о Моисее — библейское повествование. Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.

Паоло Веронезе. Нахождение Моисея. 2-я треть XVI в. Картинная галерея. Дрезден

Рождение и детствоправить | править код

Книга Исход повествует о том, что родители Моисея принадлежали колену Леви (Исх.). Моисей родился в Египте в царствование фараона, который «не знал Иосифа» (Исх.), бывшего первым вельможей при его предшественнике. Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил израильтян в рабов.

Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. В ту пору в семье Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иохаведе (Йохевед) удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание.

Поняв, что перед ней один «из еврейских детей» (Исх.), она, однако, сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мариам (Исх.), издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мариам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына» (Исх.).

Существуют предположения, что этой доброй принцессой была Термутис, дочь Рамсеса II, или, по другому предположению, Хат-асу (Хатшепсут ??), дочь Тотмеса I, знаменитая впоследствии самостоятельная правительница Египта из XVIII династии.

Моисей был посвящен «во всю мудрость египетскую», то есть во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Предание рассказывает, что он во главе египетского войска совершил блестящий поход в Эфиопию и женился на эфиопской принцессе Фарбис.

Из Библии известно только, что Моисей, глубоко огорчённый рабским положением своего народа, однажды в порыве ярости убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с рабами-израильтянами, и, опасаясь наказания, «убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской» Исх. у священника Иофора (Итро), Исх., или (второе имя) Рагуила . Там он женится на его дочери Сепфоре (Ципоре) и пасёт скот своего тестя.

Откровение и Исходправить | править код

Пася скот у горы Хорев (Синай), он из «неопалимой купины» получил призыв Бога к освобождению своего народа и, возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта.

Рембрандт. Моисей, разбивающий скрижали,

Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращение вод Нила в кровь; нашествие жаб; мор скота; болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; град и огонь между градом; нашествие саранчи; тьма; смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота.

Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через море. В третий месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Моисей получил от Бога Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Моисеево законодательство и особенно знаменитое «Десятословие» легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества. Так Сыны Израиля стали настоящим народом — евреями. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и законам богослужения.

Моисей дважды всходил на гору, оставаясь там по 40 дней, и видел Бога лицом к лицу. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил: сделал Золотого тельца, перед которым израильтяне начали служить и веселиться. Моисей в гневе уничтожил тельца.

Дальнейшая жизньправить | править код

Жил Моисей 120 лет. Сорок лет провёл во дворце, другие сорок — со стадами овец в земле мадиамской, и последние сорок — в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне, которое было сопряжено для Моисея со множеством невзгод. Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести свой народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых и приход Мессии. Но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершенного ими у вод Меривы в Кадесе (не проявили достаточной веры, чтобы явить святость Божию). Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную и был похоронен на горе Нево. Его могила была скрыта Богом, чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа.

Достижения Великого фараона

Итак, что великого сделал Рамзес Второй? Достижений у него много:

  1. Победа над ливийцами и нубийцами.
  2. Победа над мощными хеттами, которая позволила закрепиться на Ближнем Востоке.
  3. Победа над шерданами – одним из «народов моря», которые с кораблей пытались высадить десант. Битва напоминала Невскую.
  4. Разгром Сирии и Финикии. В отличие от своих предшественников, например, от легендарного Тутмоса Третьего, Рамзес Великий и его армия овладели искусством брать укрепленные города. Почти все крупные крепости в Сирии и Финикии был взяты не измором, как раньше, а штурмом. Однако стоит заметить, что Рамзес Великий так и не восстановил империю Тутмоса Третьего. Всему виной хетты, которые постоянно вмешивались в борьбу за Ближний Восток.
  5. Рамзес подписал первый в истории международный мирный договор, положив начало дипломатии.
  6. Расширение мировой торговли Египта со странами Азии.
  7. Успехи во внутренней политике: строительство, перевооружение армии, развитие мастерских, рудников, поиск новых водных источников и др.
  8. Основание красивого и мощного города Пер-Рамзеса.

Исход. Переход через Чермное море.

Той же ночью весь израильский народ навсегда покинул Египет. В Библии указано число ушедших «600 тыс. евреев» (не считая женщин, детей и скот). Ушли евреи не с пустыми руками: перед бегством Моисей велел им просить у соседей-египтян золотые и серебряные вещи, а также богатые одежды. Везли они с собой и мумию Иосифа, которую в течение трех дней разыскивал Моисей, пока его соплеменники собирали имущество у египтян. Бог сам вел их, находясь днем в облачном столпе, а ночью — в столпе огненном, так что беглецы шли днем и ночью, пока не вышли к берегу моря.

Тем временем фараон понял, что евреи его обманули, и бросился за ними в погоню. Шестьсот боевых колесниц и отборная египетская конница быстро настигали беглецов. Спасения, казалось, не было. Евреи — мужчины, женщины, дети, старики — толпились на берегу моря, готовясь к неизбежной смерти. Только Моисей был спокоен. По повелению Бога он протянул руку к морю, ударил по воде своим жезлом, и море расступилось, освободив дорогу. Израильтяне пошли по морскому дну, а воды моря стеной стояли справа и слева от них.

Увидев это, египтяне погнались за евреями по дну моря. Колесницы фараона были уже на середине моря, когда дно неожиданно стало настолько вязким, что они едва двигались. Тем временем израильтяне выбрались на противоположный берег. Египетские воины поняли, что дело худо, и решили повернуть назад, но было поздно: Моисей вновь протянул руку к морю, и оно сомкнулось над войском фараона…

Переход через Чермное (ныне Красное) море, совершившийся перед лицом неминуемой смертельной опасности, становится кульминацией спасительного чуда. Воды отдалили спасенных от «дома рабства». Поэтому переход стал прообразом таинства крещения. Новое прохождение через воду есть также путь к свободе, но к свободе во Христе. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу. «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море…» Эта торжественная песнь израильтян Господу в лежит в основе первой из девяти священных песней, составляющих песенный канон, ежедневно воспеваемый Православной Церковью на богослужении.

По библейскому преданию, израильтяне прожили в Египте 430 лет. А Исход евреев из Египта совершился, по вычислениям египтологов, около 1250 года до Р.Х. Однако, согласно традиционной точке зрения, Исход произошел в XV в. до н. э., за 480 лет (~5 веков) до начала строительства Храма Соломона в Иерусалиме (3Цар.6:1). Существует значительное число альтернативных теорий хронологии Исхода, в разной степени согласующихся как с религиозной, так и с современной археологической точкой зрения.

Конец странствования. Смерть Моисея.

Еще 40 лет вел Моисей свой народ к земле обетованной – Ханаану. В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть на шесте медное изображение змия, чтобы каждый, кто с верою смотрел на него, оставался невредимым. Вознесенный в пустыне змей, – по выражению св. Григория Нисского, – есть знамение крестного таинства.

Медный змий. Картина Ф.А. Бруни

Несмотря на большие трудности пророк Моисей до конца жизни остался верным служителем Господа Бога. Он вёл, учил и наставлял свой народ. Он устроил их будущее, однако в Землю Обетованную не вошёл за маловерие, проявленное им и братом его Аароном у вод Меривы в Кадесе. Моисей дважды ударил по скале своим жезлом, и из камня потекла вода, хотя достаточно было одного раза — и Бог, разгневавшись объявил, что ни он, ни его брат Аарон не войдут в Землю Обетованную.

По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле». Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего. В каком-то смысле судьба Моисея подобна судьбе самого Ветхого Завета, который сквозь пустыню язычества довёл народ Израиля до Нового Завета и замер на его пороге. Моисей умер в конце сорокалетних странствий на вершине горы Нево, с которой он мог издали видеть обетованную землю — Палестину. Бог сказал ему: «Вот земля, о которой я клялся Аврааму, Исааку и Иакову… Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь».

Было ему 120 лет, но ни зрение его не притупилось, ни сила не иссякла. 40 лет провёл во дворце египетского фараона, другие 40 — со стадами овец в земле мадиамской, и последние 40 — в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне. Израильтяне почтили кончину Моисея 30-дневным плачем. Его могила была скрыта Богом, чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа.

После Моисея еврейским народом, духовно обновленным в пустыне, руководил его ученик Иисус Навин, который привел евреев на Обетованную Землю. За сорок лет скитаний не осталось в живых ни одного человека, вышедших с Моисеем из Египта, и кто усомнился в Боге и поклонился золотому тельцу у Хорива. Таким образом был создан действительно новый народ, живущий по закону, данному Богом на Синае.

Моисей был и первым Боговдохновенным писателем. По преданию он является автором книг Библии – Пятикнижия в составе Ветхого Завета. Моисею приписывается и псалом 89 «Молитва Моисея, человека Божия».

Светлана Финогенова

Назад в раздел

Гибель кебитянина от рук Моисея

Описывается случай, как Мойсей шел по городу и увидел, как один из кебитян дерется с израильтянином, который обратился за помощью к проходящему Мусе. Моисей поспешил на помощь, чтобы не допустить несправедливости и жестокости, поскольку знал о том, что кебитяне, которые в то время считались аристократической категорией населения, обращались с израильтянами жестоко. Есть также версия, по которой Муса потому столкнулся с кебитянином, что тот отказывался оплачивать труд израильтянина. Во время драки Муса сильно ударил в грудь своего противника, и тот упал замертво. У Мусы не было намерения убивать его, поскольку это было чревато проблемами не только для него, но и для израильтянина. Моисей сразу же раскаялся в непреднамеренном убийстве, и стал просить прощения у Всевышнего. Этот случай положил начало восстанию себитян, что заставило Мусу сильно нервничать: он ожидал беды каждую минуту, ведь его драка стала достоянием общественности.

Люди из окружения Фараона и жрецы высказывали недовольство тем, что говорил Муса, и стали плести интриги против него. И об этом событии рассказали Фараону, который отдал приказ казнить Моисея. У фараона был родственник, которого звали Хезикл, он предупредил Моисея о грозящей для него опасности. Муса спешно покинул город и бежал на юг Шама в город Мадиан, поскольку на этот город власть фараона не распространялась.

Чудеса Моисея

Исход евреев из Египта

Дорога в Обетованную Землю пролегала через суровую и огромную Аравийскую пустыню. Сначала 3 дня они шли пустыней Сур и не находили воды, кроме горькой (Мерры) (Исх.15:22–26), но Бог усладил эту воду, повелев Моисею бросить в воду кусок какого-то особого дерева.

Вскоре, дойдя до пустыни Син, народ начал роптать от голода, вспоминая Египет, когда они «сидели у котлов с мясом и ели хлеб досыта!» И Бог услышал их, и послал им с неба манну небесную (Исх. 16).

Как-то утром, проснувшись, они увидели, что вся пустыня покрыта чем-то белым, будто инеем. Начали разглядывать: белый налет оказался мелкими крупинками, похожими на град или семена трав. В ответ на удивленные возгласы Моисей сказал: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Взрослые и дети бросились сгребать манну и печь хлеб. С тех пор каждое утро в течение 40 лет находили они манну небесную и питались ею.

Манна небесная

Сбор манны происходил по утрам, так как к полудню она таяла под лучами солнца. «Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах» (Чис.11:7). Согласно талмудической литературе, поедая манну, юноши чувствовали вкус хлеба, старики — вкус мёда, дети — вкус масла.

В Рефидиме Моисей по повелению Божию извел воду из скалы горы Хорив, ударив в нее своим жезлом.

Моисей открывает родник в скале

Здесь на евреев напало дикое племя амалекитов, но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх.17).

Моисей в мировых религиях[править | править код]

В иудаизмеправить | править код

Моисей (ивр. משֶׁה, «Моше») — главный пророк в иудаизме, получивший от Бога Тору на вершине горы Синай. Считается «отцом» (главным) всех последующих пророков, так как уровень его пророчества является наивысшим из возможных, как сказано: «Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше, доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он.» (Числа. 12,6—8).

Своё имя (Моше, обычно говорят — Моше Рабейну, то есть «наш учитель») он получил от спасшей и воспитавшей его египетской принцессы, дочери фараона; оно значит «взятый из воды» (Исх. 2:10).

В христианствеправить | править код


Моисей пророк. Икона. Каргополь, 1590-е гг.

Моисей — великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (т. н. Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа — Завет Новый.

Во время Преображения на горе Фавор, с Иисусом были пророки Моисей и Илья.

Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.

Память пророка Моисея отмечается Русской православной церковью 17 сентября (нов. ст.).

В исламеправить | править код

В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса́ (арабск. موسى). Он — пророк в исламе, которому был ниспослан Таурат.

Призвание Мусы на пророчествоправить | править код

Муса — один из потомков пророка Якуба. Он родился и некоторое время
прожил в Египте. В то время там властвовал фараон, который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу, который в это время владел Мадьяном.

Однажды Муса двигался по дороге, направляясь в Египет, мимо горы Аль-Тур. Ночью, когда похолодало, он с женой сидел в палатке и вдруг увидел в отдалении огонь. Муса сказал жене:
— Подожди здесь, я схожу посмотрю, что это за костер и принесу огня, чтобы растопить очаг и согреться.

Подойдя к тому месту, где он видел огонь, Муса ничего не обнаружил, но вдруг услышал обращённый к нему голос: «О Муса! Истинно, Я это Я — Владыка твой. Посему разуйся, ибо ты в священной долине Тува.

Я избрал тебя; итак, внимай откровению. Истинно, Я это Я — Аллах; нет бога, кроме Меня. Посему поклоняйся Мне и соблюдай Молитву в память обо Мне.

Пойди к фараону и вежливо скажи ему, что, может быть, он вспомнит Аллаха и перестанет быть жестоким и несправедливым. А чтобы он поверил тебе, покажи ему это чудо».

Муса боялся возвращаться в Египет из-за того, что фараон схватит и казнит его за того человека, которого Муса когда-то убил.

Муса был косноязычен, и говорить ему было трудно. Он боялся, что не сможет ничего сказать фараону. В Египте у Мусы оставался брат Харун, который был праведным человеком.
Муса воззвал к Владыке своему:

«Владыка мой, боюсь я, что они обвинят меня во лжи. У меня перехватит дыхание, и не смогу я вымолвить слова. Пошли со мной Харуна, так как я виновен перед ними и боюсь, что они убьют меня».

Аллах сказал ему:
«О Муса, не бойся и помни, что Я спас тебя, когда ты был младенцем. Идите со знамениями Нашими. Я с тобой и не оставлю тебя. Иди ты и твой брат Харун.
Итак, идите вы оба к фараону и скажите ему:
— Мы Посланники Господа своего, Владыки Миров.
Попросите его, чтобы избавил он сынов Израиля от мук и унижений».

Так Аллах Всевышний даровал Мусе и его брату Харуну, мир им, откровение, и они
стали Посланниками Аллаха. Аллах послал их к фараону, призывать его принять
Ислам.

Смерть Мусыправить | править код

Пророк Муса переехал со своим народом на Святую землю (Земля Израиля), где жили враждебно-настроенные многобожные племена. Люди сказали пророку Мусе: «Мы не пойдем туда, пока они не покинут её». Другие сказали: «Пока они живут там, мы ни за что не пойдем туда. Ты сам иди и воюй с ними, а мы останемся здесь». Пророк Муса рассердился и назвал их грешниками.

Аллах Всевышний наказал народ Мусы, мир ему. Они блуждали по земле днем и ночью в течение сорока лет.

Пророк Муса продолжал призывать людей к вере в Единого Бога. И так учил людей до самой смерти. Сначала умер его брат Харун, а через некоторое время Ангел смерти Азраиль взял дух пророка Мусы, мир им.

Чудеса

Дорога через пустыню была трудной. Народ израильский часто роптал на Моисея, вспоминая свою жизнь в Египте. Пророк, данной ему Господом силой, совершал чудеса для спасения людей. В Аравийской пустыне люди страдали от жажды, вода была горькой от соли. По велению Моисея в воду бросили дерево, и она стала сладкой. Скот погиб в пустыне, и нечего стало есть. Малодушный народ стал требовать мяса. Бог, по молитве Моисея, в течение всего времени исхода посылал для пропитания манну небесную.

По прошествии нескольких лет манна приелась, евреи стали требовать мяса. Разгневанный Бог наслал стаю перепелов, которых стали с жадностью поедать, а затем умирать от обжорства. Когда амалекитяне напали на стан евреев, пророк молился все время битвы, сидя на горе с поднятыми руками, потому что когда он от усталости опускал руки, то враг начинал побеждать.

Путь к земле обетованной мог бы закончиться намного быстрее, если б отправленные Моисеем соглядатаи не сообщили, что земли, к которым их привел Моисей по указанию Господа, заселены великанами. Рассерженные евреи хотели убить пророка и вернуться в Египет. После этого Иегова осудил их и назначил бродить по пустыне 40 лет, пока не умрут те, кто вышел из Египта.

С наступлением сорокового года евреи вышли к границе страны Иудемейской, в пустыне Син. Из-за сильной жажды они снова начали роптать на Моисея. По указу Господа он должен был один раз ударить жезлом по скале, из которой забьет источник. Но Моисей усомнился в словах Бога и ударил два раза. За неверие в силу Божию, Иегова предрек ему, что он и Аарон умрут вне земли обетованной.

10 заповедей

На горе Синай пророк увидел Бога и получил от него наставления. На третий месяц исхода евреи подошли к подножию горы Синай. По повелению Иеговы Моисей один взошел на гору, запретив остальным приближаться к ней.

Три дня сверкали молнии, гремел гром. Царь Небесный провозгласил десять заповедей для своего избранного народа. После чего Моисей спустился вниз и записал их в Книгу. По велению Бога он снова поднялся на Синай, где 40 дней и ночей не ел, не пил, молился Господу. Господь дал ему наставления о сооружении скинии и начертал ему заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Первые 4 заповеди раскрывают отношения человека и Бога, остальные 6 – между людьми.

Золотой телец

В отсутствие Моисея народ решил создать себе египетского идола, отлив Золотого Тельца. Изготовление Тельца было нарушением первой Заповеди, вероотступничеством. Спустившийся с горы пророк в гневе разбил скрижали, Золотого Тельца сжег и развеял его пепел. По его велению было убито 3000 зачинщиков.

После этого Моисей вернулся на вершину Синая и в течение 40 суток молил Иегову простить его народ. Господь внял его просьбе и повелел вернуться на гору с новыми скрижалями. Еще 40 дней и ночей постился и молился Моисей. Господь явился ему, он упал ниц, но божественный отблеск сохранился на его лице.

Сооружение скинии

Спустя 6 месяцев была сооружен походный храм (скиния), как повелел Бог. Священнослужителем был определен Аарон со своими сыновьями. Моисей поместил туда скрижали с Заветом Господа и накрыл завесой. На храм опустилось божественное облако для освящения скинии. Никто не мог войти внутрь собрания. Когда облако покинуло храм, израильтяне продолжили свой исход.

Смерть

Подходил к концу сороковой год странствий. Моисей испросил у Бога, кому передать бразды правления народом израильским, благословил его и поднялся на вершину горы Нево. Господь показал ему землю обетованную, обещанную Аврааму, Исааку и Иакову. После этого Моисей умер и был похоронен у Иордана, близ Иерихона. Тридцать дней оплакивал пророка его народ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector