Пророк мухаммед
Содержание:
В Медине
После смерти дяди Мухаммада Абу Талиба, его главного покровителя, новый глава рода отказал ему в поддержке.
Мухаммад был вынужден искать помощь вне Мекки. Около 620 г. он вступил в тайное соглашение с группой жителей Ясриба, крупного земледельческого оазиса к северу от Мекки. Жившие там языческие племена и племена, принявшие иудаизм, устали от затянувшихся междоусобиц и были готовы признать пророческую миссию Мухаммада и сделать его третейским судьей, чтобы наладить мирную жизнь. Сначала в Ясриб из Мекки переселилось большинство сподвижников, а затем в июле (по другой версии — в сентябре) 622 г. и сам пророк. Город стал позднее называться Мединой (Мадинат ан-Наби — Город пророка), а от первого дня года переселения пророка (хиджра) мусульмане ведут свое летосчисление.
Мухаммад получил значительную политическую власть в городе. Его опорой стали мусульмане, пришедшие из Мекки (мухаджиры), и мединские новообращенные в ислам (ансары). Мухаммад рассчитывал также на поддержку местных иудеев, но они отказались признать в нем пророка. Скрытыми и открытыми союзниками иудеев стали и некоторые ясрибцы, принявшие ислам, но недовольные правлением (в Коране они названы мунафикун, т.е. лицемерами).
В Медине пророк осуждал иудеев и христиан за забвение ими истинных заветов Бога и их пророков. Первостепенное значение приобрела мекканская святыня Кааба, к которой верующие стали обращаться во время молитвы (кибла). В Медине была построена первая мечеть, установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуалы бракосочетания и погребения, порядок сбора средств на нужды общины, порядок наследования, дележа имущества и предоставления кредита. Были сформулированы основные принципы религиозного учения и организации общины. Они были выражены в откровениях, вошедших в Коран.
Укрепившись в Медине, Мухаммад начал вести борьбу с мекканцами, не признавшими его пророчеств. В первые годы, предшествовавшие распространению ислама по территории всей Аравии, Мухаммад последовательно принял участие в трех важнейших сражениях, которые выдвинули его на первое место как политического лидера. Это битва при Бадре (624) — первая, одержанная мусульманами победа; битва при Ухуде (625), завершившаяся полным разгромом войска Мухаммада; и осада Медины тремя мекканскими армиями (под командованием Абу Суфьяна из рода Омейядов), которая завершилась провалом для осаждающих и позволила Мухаммаду укрепить свое положение как политического и военного лидера в городе и в Аравии в целом.
Связь Мекки с внутренней мединской оппозицией вызвала решительные меры. Многие из противников пророка были уничтожены, иудейские племена изгнаны из Медины. В 628 г. большое мусульманское войско во главе с самим пророком двинулось в сторону Мекки, но до военных действий дело не дошло. В местечке Худайбийа состоялись переговоры с мекканцами, завершившиеся перемирием. Через год пророку и его сподвижникам было разрешено совершить малое паломничество в Мекку.
Власть пророка крепла, многие мекканцы открыто или тайно переходили на его сторону. В 630 г. Мекка без боя сдалась мусульманам. Вступив в родной город, пророк разрушил находившиеся в Каабе идолы и символы за исключением «черного камня». Однако после этого пророк Мухаммад продолжал жить в Медине, лишь однажды, в 10/623 г. совершив «прощальный» хадж (Хиджжат ал-Вада) в Мекку, во время которого Ему были посланы откровения о правилах хаджжа. Победа над мекканцами укрепила его авторитет во всей Аравии. Многие аравийские племена заключили с пророком договор о союзе и приняли ислам. Значительная часть Аравии оказалась в составе религиозно-политического союза, возглавляемого Мухаммадом, который готовился распространить власть этого союза на север, в Палестину и Сирию, однако в 632 г. он, не оставив мужского потомства, умер в возрасте 63 лет в Медине, 12 раби’ ал-аввала, 10 года хиджры на руках у любимой жены Аиши. Похоронен пророк Мухаммад в Мединской мечети Пророка (ал-Масджид ан-Наби). После смерти Мухаммада общиной управляли халифы — заместители Пророка. Дочь Фатима вышла замуж за его ученика и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. От их сыновей Хасана и Хусейна происходят все потомки пророка, которых в мусульманском мире называют сейидами и шарифами.
В Медине Мухаммад создал теократическое государство, в котором каждый должен был жить по законам ислама. Он выступал одновременно в роли основателя религии, дипломата, законодателя, военачальника и главы государства.
Части этой статьи
- Жизнь Мухаммада Положение Аравии до начала пророчества (часть 1 из 12)
- Жизнь Мухаммада. От рождения до зрелости (часть 2 из 12)
- Жизнь Мухаммада. Первые откровения (часть 3 из 12)
- Жизнь Мухаммада. Преследование в Мекке (часть 4 из 12)
- Жизнь Мухаммада: Причины для переселения (часть 5 из 12)
- Жизнь Мухаммада: Переселение (часть 6 из 12)
- Жизнь Мухаммада: Новая ступень – Медина (часть 7 из 12)
- Жизнь Мухаммада: Битва при Бадре (часть 8 из 12)
- Жизнь Мухаммада. Предательство союзников (часть 9 из 12)
- Жизнь Мухаммада. Договор Худайбийи (часть 10 из 12)
- Жизнь Мухаммада. Возвращение в Мекку (часть 11 из 12)
- Жизнь Мухаммада. Прощание (часть 12 из 12)
Чудеса Пророка
Многим пророкам Всевышний посылал особенные чудеса с помощью которых они могли доказать истину Ислама. Пророку Мухаммаду было даровано много удивительного.
- Например исра – ночное перенесение из мекканского Масджидуль-Харама в Иерусалим, точнее в мечеть Аль-Акса, которую некоторые стали называть «храм пророка»;
- Мирадж – вознесение посланника Аллаха на небеса сразу после перенесения в Аль-Акса;
- Подтверждение пророчества животными, младенцами и даже неодушевленными вещами;
- Раскол луны на две половинки;
- Истечение воды между пальцами Пророка в пустыне – когда целому войску нужно было взять тахарат;
- Камушки в руках посланника Аллаха, которые восхваляли Всевышнего.
И многие другие чудеса. Но самым главным чудом является Священный Коран. Само слово «кур’ан» означает «чтение». В одном из аятов сказано, что вплоть до Судного дня ни одна буква и ни одна точка в Коране не будет изменена. И спустя полторы тысячи лет мы видим, что Аллах защищает Священную книгу так, что даже сегодня мы читаем точно те же слова, что были ниспосланы Пророку.
Откровение началось со слова «Читай» и закончилось аятом, где говорится о том, что Всевышний довел до конца религию и усовершенстовал ее.
От строчек Корана мурашки по коже и слезы на глазах — ведь это Речь Аллаха переданная Пророку через Джибриля. В Священной книге содержится полный свод правил жизни праведного мусульманина – от поклонения до семейных отношений, от торговли до прав наследования. Говорят, в Куране можно найти ответ на любой вопрос.
Сегодня о жизни пророка Мухаммада легко узнать даже не выходя из дома – достаточно набрать в поисковике «скачать пророк» — и получите массу книг или просто статей. Есть так же фильм «Пророк Мухаммад», повествующий о жизни посланника Аллаха, который может помочь в изучении сиры – его можно найти и посмотреть онлайн. Про пророков написаны целые тома и сняты сериалы, но помните, что учиться нужно у учителя, а не по книгам и кино – так как самостоятельное обучение может ввести вас в заблуждение и сбить с истинного пути.
[править] Знаменитые люди о Мухаммаде
Великие люди о Пророке Мухаммаде (мир ему)
Известные люди России о Пророке Мухаммаде (с.а.с.)
Махатма Ганди (1869-1948) — один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии:
«Я хотел бы знать лучшего из тех, кто сегодня имеет бесспорную власть над сердцами миллионов людей. Я стал более чем уверен, что не меч завоевал Исламу место в то время… Это была непреклонная чистота, высшее самопожертвование Пророка, пристальное выполнение своих обязанностей, его большая преданность своим друзьям и последователям, его отвага, его бесстрашие, его абсолютная вера в Бога и свою собственную миссию».
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) — русский поэт, драматург и прозаик.
«Творцу молитесь; Он Могучий:Он правит ветром; в знойный деньНа небо насылает тучи;Дает земле древесну сень.Он Милосерд: Он МагометуОткрыл Сияющий Коран,Да притечем и мы ко светуИ да падет с очей туман».
Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1932) — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.
«Пречист Иисус и был покорен лишь Богу одному Единому;Оскорбляло Бога, что возвеличили как Бога Иисуса.Пусть воссияет правда, которую донес до нас Мухаммад,Который через постижение Единого Весь мир к покорности склонил».
Джо́рдж Бернард Шоу (1856-1950) — британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии:
«Если бы человеку, подобному Мухаммаду, суждено было единолично управлять нынешним миром, он преуспел бы в разрешении его проблем, что, в свою очередь, принесло бы этому миру покой и счастье, которых ему так недостает. Я изучал его, человека удивительного и далекого от того, чтобы быть Антихристом, — напротив, его следует назвать Спасителем человечества… Если какая-нибудь религия и имеет шанс властвовать в Англии и Европе следующие сто лет, то эта религия — Ислам».
Петр Чаадаев (1794-1856) — российский мыслитель и публицист:
«Мухаммад несравненно более заслуживает уважения со стороны людей, чем вся эта толпа бесполезных мудрецов, которые не сумели ни одного из своих размышлений облечь в плоть и кровь и ни в одно человеческое сердце вселить твердое убеждение; которые лишь внесли разделение в человеческое существо вместо того, чтобы постараться объединить разрозненные элементы его природы».
Карл Маркс (1818-1983) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель:
«Рискуя своей жизнью, он начал призывать к единобожию идолопоклонников и начал засеивать поле вечной жизни. Было бы несправедливо причислять его лишь к выдающимся людям человеческой истории. Мы обязаны признать его пророчество и то, что он небесный посланник на Земле».
Пауло Коэльо (родился в 1947) — бразильский писатель и поэт:
«Они (критики Мухаммада) видят огонь вместо света, безобразное вместо хорошего. Они искажают и представляют каждое хорошее качество как великий порок. Это отражает их собственную порочность… Критики слепы. Они не могут видеть, что единственный «меч», который есть в руках Мухаммада, — это оружие милосердия, со страдания, дружбы и прощения, оружие, которое покоряет врагов и очищает их сердца. Его оружие острее, чем стальной меч»
Анни Безант (1847-1933) — известный теософ, борец за права женщин, писатель и оратор, сторонница независимости Ирландии и Индии.
«Он не был ни цезарем, ни папой. У него никогда не было таких претензий. За его спиной не было их войск. Ни о какой личной охране и речи не было. Он не имел ни жалования, ни определённого материального состояния. Никогда он не жил во дворцах. Если кто-нибудь мог вести за собой массы лишь с помощью религиозных канонов, то это был Мухаммад. Он никогда не нуждался в поддержке или в специальной одежде. Он никогда не переоценивал себя. Право быть Пророком, без сомнения, принадлежало ему. Ныне те, кто исследует жизнь и взгляды этого Пророка, глубоко преклоняются перед его величием. На эту тему я могла бы сказать многое, но в обобщенном виде я хотела бы отметить: любой текст о нём вызывает во мне чувство преклонения и восхищения. И надолго я остаюсь в плену этого замечательного Учителя».
О жизни пророка известно мало, и то — из поздних источников
О жизни пророка Мухаммеда, увы, известно не так уж и много
Он жил в местах, где ещё не было устоявшейся письменной культуры, и вряд ли первое время привлекал внимание масс. Даже об облике доисламской Аравии сегодня есть только крупицы информации
Чего уж говорить о юности Мухаммеда.
Скудные источники сообщают, что они с дядей, Абу Талибом занимались торговлей. Есть миф о встрече Мухаммеда в этот период с христианским монахом Бахиром, женитьбе не сорокалетней вдове Хадиджи, но все эти сведения в основном относятся к более поздним векам.
А вот от современников Мухаммеда нам мало что осталось.
О пророке Мухаммеде почти ничего не известно из-за отсутствия источников.
Даже Коран, который приписывают перу пророка, всего пять раз упоминает его имя в подобных отрывках:
«Мухаммад — не отец кого-либо из ваших мужей, а Посланник Аллаха и печать пророков (или последний из пророков). Аллах знает о всякой вещи»
Всё это делает расследование историчности Мухаммеда не менее сложным, чем историчности Христа. Кто-то уверен, что пророк не существовал вовсе, другие, что существовал, но не был столь влиятельным, а кто-то верит в каждое слово религии и подобные рассуждения счёл бы оскорбительными.
Несколько фактов о пророке довольно интересны, хоть и не имеют прямого отношения к религии:
Возможно, у него была очень молодая жена. Аиша бинт Абу Бакр вышла за Мухаммеда в шесть лет, а брачную жизнь начала с девяти, согласно большинству источников. В этом ничего страшного нет, ибо культура тех лет сильно отличалась от сегодняшней. Не было место инфантильности. Дети с раннего возраста были готовы к роли супругов, ибо это считалось нормой и не было как снег на голову;
Впрочем, есть мнения, что девочка была старше. Некоторые указывают возраст в пятнадцать или семнадцать лет.
- Мухаммед любил кошек. Домашняя кошка Муизза даже лежала у пророка на коленях во время проповедей. А однажды на его одежде уснул котёнок. Чтобы не потревожить его сон, пророк отрезал часть одежды и ушёл. И поныне мусульмане сохранили тёплое отношение к животным, а кошкам даже разрешён вход в мечеть;
- Потомки Мухаммеда живут до сих пор. Считается, что Абдалла II ибн Хусейн, король Иордании — прямой потомок пророка.
Король Иордании, Абдалла II ибн Хусейн, прямой потомок пророка Мухаммеда
Другие имена
Также он ﷺ называл себя Хаширом, за которым в Судный день последуют люди, когда Мухаммада ﷺ называли «собирающим», то имели в виду то, что он соберет людей вокруг себя и поведет за собой. Он называл себя Акибом и Хатимуль-Анбийя — Печатью пророков. Мухаммед ﷺ также говорил о том, что он будет последним пророком, и после него больше пророков не будет. Имя Ахир, также означает «последний» подразумевая окончание пророческой миссии человечеству.
На той стороне Священной Киблы, которая выходит на Могилу Мухаммеда ﷺ, изысканной каллиграфической вязью нанесены благословенные качества и имена Пророка Всевышнего ﷺ:
- Махмуд (было дано ему после его смерти);
- Ахмад;
- Халид;
- Мухаммад;
- Башир;
- Хамид, что означает «достойный похвалы»;
- Бурхан или «довод» в переводе;
- Назир или «предостерегающий»;
- Амин, что в переводе означает «надежный».
Также Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) называли следующими именами и атрибутами:
Хабибуллах, что в переводе значит «любимый Аллахом», Хади, что означает «указывающий истинный путь».
Также там нанесены имена Хатим — «Печать», Мухтар, Мустафа, Мутаххар — «Заключительный», Муджтаба, Наби — «Пророк», Нур — «Свет», Рауф — «Сострадательный», Рахим — «Милосердный», Расулюллах — «Посланник Аллаха», Рахматан лиль-Алямин — «Милость для миров» и Расулюс-Сакалейн, Сайидуль-Каунайн и Сайидуль-Мурсалин — «Господин посланников», Имамуль-Муттакин — «Имам богобоязненных» и Имамуль-Харамайн — «Имам двух святынь», Шамс — «Солнце» и Шафиуль-музнибин, Умми и Та-ха.
Биография
Мухаммед – арабский проповедник единобожия, основатель и центральная фигура религии ислама, пророк мусульман. Согласно исламскому вероучению, Аллах ниспослал Мухаммеду священное писание — Коран.
Родился посланник Аллаха в Мекке 22 апреля 571 года. О появлении особенного ребенка матери Мухаммеда сообщил ангел, пришедший во сне. Рождение пророка сопровождали удивительные события. Трон короля персов Кисры вздрогнул под правителем как от толчка землетрясения. В королевском зале обрушилось 14 балконов. Мальчик появился обрезанным. Присутствующие при рождении увидели, что новорожденный поднимает голову и опирается на руки.
Мухаммед принадлежал к племени Курайш, считавшемся у арабов элитой. Семья будущего проповедника Корана относилась к хашимитам, клану, названному по имени прадеда Мухаммеда – Хашима, богатого араба, удостоившегося чести кормить паломников. Отец пророка Абдоллах – внук могущественного Хашима, но богатства, как дед, не нажил. Мелкий купец едва зарабатывал на пищу семье. Сына, ставшего величайшим пророком, отец не увидел – умер до рождения Мухаммеда.
Печать пророка Мухаммеда
В 6 лет мальчик стал круглым сиротой – скончалась Амина, мама Мухаммеда. Женщина на время отдавала сына на воспитание бедуинке Халиме, жившей в пустыне. Осиротевшего мальчика взял к себе дедушка, но вскоре Мухаммед попал в дом к дяде. Абу-Талиб был добрым, но чрезвычайно бедным человеком. Племяннику пришлось рано взяться за работу и научиться зарабатывать на пропитание. За копейки маленький Мухаммед пас коз и овец, принадлежавших зажиточным мекканцам, собирал в пустыне ягоды.
В 12 лет подросток впервые погрузился в атмосферу духовных исканий: вместе с дядей Мухаммед побывал в Сирии, где познакомился с религиозными течениями иудаизма, христианства, иных верований. Он трудился погонщиком верблюдов, затем стал торговцем, но вопросы веры не оставляли парня. Когда Мухаммеду исполнилось 20, его взяли приказчиком в дом овдовевшей женщины Хадиджи. Молодой человек, выполняя поручения хозяйки, путешествовал по стране, интересовался местными обычаями и верованиями племен.
Известные носители имени Мухаммед
Имя Мухаммеда ﷺ стало основой для целого ряда имен, которые носят мужчины мусульмане в наши дни. Они представляют собой сокращение имени Мухаммед ﷺ или его более краткое производное. Это Хамид или Гамид, Ахмет или Ахмад, Мехмет, Махмут или Махмуд, а также имя Мамед. Это самостоятельные имена, но они являются производными или родственными имени Мухаммад.
От имени Мухаммед образовано также много фамилий. Среди них такие известные, как Ахметьев и Ахметов, Хамидов и Гамидов, Махмудов и Магомедов, а также многие другие.
Помимо самого знаменитого носителя имени Мухаммад, в честь которого и называют своих детей мусульмане, есть еще ряд знаменитых носителей, среди которых немало личностей, прославившихся на весь мир:
- Турецкий султан Мехмет II, прозванный Фатих – Завоеватель, совершил то, о чем мечтали его предшественники султаны – в 1453 году он захватил Константинополь, и сделал его столицей Османской империи.
- Имя Мухаммед носил и знаменитый иракский поэт и мыслитель Физули, которого на самом деле звали которого было Магомед Сулейман оглы Физули или Мухаммед ибн Сулейман. В разных исторических источниках можно встретить упоминание о нем, как о османском поэте, азербайджанском или турецком литературном деятеле. Этот знаменитый носитель имени Мухаммад является классиком турецкой и азербайджанской поэзии в жанре «диван». Он писал свои произведения на арабском, персидском и азербайджанском языке.
- Еще один знаменитый носитель имени Мухаммед, о котором обязательно надо рассказать, — это Кассиус Клэй, боксер, взявший себе имя Мухаммед Али. Это величайший спортсмен в истории мирового спорта, выигравший Олимпийские игры в 1960 году, многократно становившийся чемпионом мира. Его таланту принадлежит знаменитая тактика «Порхать как бабочка и жалить как пчела», которую на вооружение взяли многие боксеры мира. Мухаммед Али – обладатель титула «Спортсмен века». Имя Мухаммед-Али — состоит из двух производных имен «Мухаммед» и «Али» (Али был двоюродным братом и зятем Пророка Мухаммеда ﷺ, четвёртый праведный халиф Арабского Халифата).
- Под именем Мухаммед родилось немало знаменитых и очень талантливых спортсменов. Будет уместным вспомнить Мохамеда ад-Деайю, футболиста из Саудовской Аравии, вратаря, который провел рекордное количество матчей за сборную – сто восемьдесят один матч. Заслужил звание «Лучший голкипер Азии двадцатого века».
В Коране Иисус говорит пророчества о Мухаммеде
Нам, как христианам, наиболее интересно, имеет ли отношение посланник Аллаха к нашей традиции. Скажем, говорил ли Иисус о Мухаммеде?
Тут всё зависит от того, на какой источник мы опираемся. Если это Библия, то нет. А вот в Коране Иисус о Мухаммеде говорит следующее:
(Сура.61.6)
С XIV века Мухаммеда стали изображать с закрытым лицом. На этой иллюстрации он сидит возле исламской святыни Каабы — постройки кубической формы
Некоторые мусульманские толкователи отождествляют эту фразу со следующим высказыванием Христа:
(Ин. 14:15–18)
Иногда даже находят корни древнегреческого языка, которые позволяют преобразовать слово «утешитель» в «Мухаммед».
Но в другом месте Нового Завета поясняется, что утешитель — это Святой Дух:
(Ин. 14:26)
Факты о пророке Мухаммаде
С этой фигурой в исламе связано огромное количество информации, при этом некоторые факты для многих являются малоизвестными.
- Есть предположение, что посланник Аллаха страдал эпилепсией. В древности его считали одержимым из-за необычных припадков и помутнений сознания, но это распространенные симптомы эпилептического состояния.
- Нравы пророка Мухаммада считаются идеалом, и к ним должен стремиться каждый человек.
- Первый брак был по большой любви и супруги прожили в счастье 24 года.
- Многих интересует, что делал пророк Мухаммад, когда начал пророчить события. Согласно преданию первыми чувствами были сомнения и отчаяние.
- Он являлся реформатором, поскольку откровения требовали социальную и экономическую справедливость, с чем не была согласна элита.
- Достоинства пророка Мухаммада огромны, так известно, что за всю свою жизнь он никого не обидел и не опорочил, при этом он сторонился бесчестных людей и сплетен.
Дочери пророка Мухаммада
Зайнаб
Старшую из дочерей Пророка Всевышнего ﷺ звали Зайнаб (Zainab bint Muhammad). Она родилась, когда Пророку Мухаммеду ﷺ было тридцать лет. Выйдя замуж за ‘Аса, своего двоюродного брата по материнской линии, она стала матерью сына Али, который покинул этот мир еще до своего совершеннолетия, и дочери Умама. Мужа Зайнаб взяли в плен при Бадре еще до принятия Ислама, и, чтобы выкупить его из плена, она передала подаренную ей матерью на свадьбу золотую цепочку, чтобы выкупить его. ‘Аса освободили без выкупа, но поставили условие, что он отпустит Зайнаб в Медину, как только прибудет в Мекку. Вскоре ‘Ас переселился в Медину вслед за Зайнаб после того, как добровольно принял Ислам. Зайнаб умерла в 8 год хиджры, оставив после себя дочь Умама. Зайнаб была любимой дочерью Пророка Мухаммада ﷺ.
Рукайя
Вторую дочь Посланника Аллаха (мир ему и благословение) звали Рукайя или Рукийя (Ruqayyah bint Muhammad). Она вышла замуж за сына Абу Ляхаба, который заставил своего сына развестись с ней назло Пророку Мухаммаду ﷺ, и того же требовали родственники ‘Аса. Однако, ‘Ас хотел быть только с Зайнаб, в результате чего обрел спасение и был возвеличен в Исламе – в противоположность сыну Абу Ляхаба, который был погублен. Рукайя после развода с ним была выдана замуж за Усмана. Их первенец покинул этот мир еще в детстве, а позже и сама Рукайя покинула этот мир – тяжелая болезнь сразила ее во время битвы при Бадре, Усман ухаживал за ней, поэтому участия в битве не принимал, но все-таки она умерла. Будучи замужем за Усманом, Рукайе дважды пришлось переселяться – в Эфиопию и в Медину.
Фатима
Дочь пророка Мухаммеда ﷺ Фатима (Fatimah bint Muhammad) была четвертым ребенком среди его ﷺ детей. Она родилась, когда Пророку Мухаммаду ﷺ было тридцать пять лет – в то время Кааба возводилась заново, и была любимой дочерью Мухаммада ﷺ. Мухаммад ﷺ выдал ее замуж за Али, сказав, что его он любит больше всех из людей. У Али и Фатимы родилось пятеро детей – Мухсин, Хусейн, Хасан, Зайнаб и Уммукульсум. Мухсин умер, будучи еще младенцем.
Фатима вошла в историю как предводительница правоверных в Ахирате и в миру – не было никого более усердного в молитвах, чем она, более терпеливого в бедах, чем она, более правильной в речи и убежденной в величии Посланника ﷺ, чем она. Она была похожа своим характером на своего отца ﷺ. По словам ‘Аишы, Фатима была очень дорога ей – дороже нее был для ‘Аиши только их отец Мухаммад ﷺ.
Сам Посланник Аллаха ﷺ тепло говорил о Фатиме, называя ее «куском моей плоти» и говоря, что будет считать своим личным обидчиком того, кто посмеет обидеть дочь – об этом упоминается в хадисе аль-Бухари.
Фатима была свидетельницей притеснений и обид, которые терпел от неверных Мухаммад ﷺ, но и сама претерпела много притеснений и обид. Когда неверный оскорбил Пророка Мухаммада ﷺ, поклоняющегося возле Каабы, бросив на него верблюжьи внутренности, Фатима бросилась к отцу и смыла нечистоты с его шеи, ругая Укбу. Когда Мухаммед ﷺ после битвы при Ухуде страдал от огромной потери крови, Фатима и Али смывали кровь с ран Мухаммада ﷺ, а затем натирали золой рану Пророка ﷺ, чтобы остановить кровь.
Последние слова Пророка ﷺ перед смертью были обращены к Фатиме. После его слов Фатима заплакала, но Посланник Аллаха ﷺ произнес еще одни слова, и Фатима обрадовалась, однако никому до самой смерти Пророка Мухаммада ﷺ она не сказала, о чем говорил ей отец.
‘Аиша попросила рассказать о последних словах отца после смерти Мухаммеда ﷺ, и Фатима рассказала, что сначала он сказал, что скоро умрет – его смерть приближается, и тогда Фатима заплакала. Но тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал о том, что Фатима из всей семьи будет первой, кто умрет после него, и станет старшей среди женщин в Раю, и эти слова зажгли радость в сердце Фатимы.
Фатима покинула этот мир через полгода после смерти Пророка Мухаммада ﷺ: она умерла в двадцать девять или двадцать пять лет, оставив после себя единственное потомство Пророка Мухаммада ﷺ.
Уммукульсум
Дочь Мухаммеда ﷺ Уммукульсум (Umm Kulthum bint Muhammad) стала его пятым ребенком. Выйдя замуж за второго сына Абу Ляхаба, она также покинула эту семью, когда семья ее мужа отказалась принимать Ислам. После развода она вернулась в дом отца. Но когда умерла Рукайя, за ее мужа Усмана Пророк ﷺ выдал Уммукульсум. В результате Усман получил прозвище «Обладатель двух светочей» или «Зуннурайн». Уммукульсум скончалась в 9-м году хиджры, прожив в браке с Усманом шесть лет. Посланник Аллаха ﷺ даже говорил, что выдал бы за Усмана и третью дочь, если бы она у него была.
Дети Пророка
У посланника Аллаха было семь детей. Шестерых ему родила Хадиджа, а одного из сыновей Марият.
Первый сын Касим был рожден в Мекке и умер маленьким. Старшая дочь Зайнаб так же родилась в Мекке, была замужем за двоюродным братом Пророка и родила ему двоих детей: Али и Умамат.
Рукия – вторая дочь посланника Аллаха рождена в Мекке, стала женой Усмана, но умерла в день битвы при Бадре.
Фатима тоже родилась в Мекке, была замужем за Али – двоюродным братом Пророка и родила шестерых детей среди которых Хасан и Хусейн – продолжатели рода посланника Аллаха.
Умму-Кульмум – четвертая из дочерей Мухаммада, родилась уже после того, как было ниспослано откровение. Была замужем за сахабом Усманом, но умерла в молодости.
Второй сын Пророка Абдуллах так же, как старший, умер в раннем детстве.
Ибрагим был рожден на девятом году хиджры и умер в возрасте 18 месяцев.
В жизни посланника Аллаха было много испытаний, самыми трудными из которых была смерть его детей. Только Фатима ненадолго пережила отца – все остальные умерли еще при его жизни. Но все это Мухаммад принимал с терпением и покорностью и это наилучший пример для нас.