От пасхи до вознесения вместе с детьми
Содержание:
ДОСТОЙНО ЕСТЬ
Архангел Гавриил учит инока песнопению «Достойно есть». Икона XX-XXI в. Греция (?) |
Достойно есть (греч. Ἄξιον Ἐστί) — первые слова известной молитвы ко Пресвятой Богородице и название одновременно прославившегося Её образа
Полный церковнославянский текст молитвы:
Песнопение-молитва «Достойно есть» составлено из двух частей различного происхождения.
Вторая половина молитвословия
Более древней является вторая часть — «Честнейшую херувим». Это — ирмос трипеснца Великой Пятницы, написанный в VIII веке преподобным Космой Маиумским. «Честнейшую херувим» — это прославление Божией Матери, Которая родила «без истления», то есть девственно, Бога-Слово. Поэтому Она выше самых высших ангельских чинов — херувимов и серафимов. Благодаря красоте слов это песнопение стало одним из самых любимых и распространённых в Церкви. Иногда оно употребляется в богослужении само по себе — т.е. без начальной части.
Начальная половина молитвословия
Начальная часть — «Достойно есть» — была чудесно открыта Афонскому послушнику в воскресенье, 11 июня 982 года. Это произошо в келлии старца-священноинока, которая стояла в овраге при потоке, в местности Адин, недалеко от Кареи, близ монастыря Пантократор. В то время старец-священноинок оставил своего послушника в келлии одного. Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок, назвавшийся смиренным Гавриилом и попросившийся на ночлег.
Наутро оба они встали на молитву перед стоявшей в келье иконой Божией Матери «Милующая». Инок по обыкновению славил Богородицу словами: «Честнейшую херувим. «, но незнакомец неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному, добавляя сначала слова «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего.» Когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова и, т. к. в келье не оказалось ни чернил, ни пергамента, по просьбе незнакомца поставил перед ним каменную плиту. Тот стал писать на ней пальцем, как на вощеной дощечке, и, закончив, исчез. Икона еще некоторое время продолжала излучать чудесный свет.
Потрясенный, послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы. Старец сразу же понял, что приходил в келию архангел Гавриил. Старец и послушник рассказали о случившемся проту. Тот благословил собрать Собор старцев, на котором было поведано о чудесном вестнике и его словах. Здесь же, на Соборе, вознесли молитву Богородице «Достойно есть,» а плиту со словами молитвы отправили патриарху Николаю в Константинополь как свидетельство чуда. Келья Успения Богородицы, в которой архангел открыл молитву «Достойно есть», сохраняется поныне и принадлежит Пантократорскому монастырю.
Употребление молитвословия
С того времени песнопение «Честнейшую херувим» было дополнено припевом «Достойно есть» и стало одним из любимых православных песнопений – оно поётся во время каждой Божественной литургии. Эта молитва звучит или в заключении определённых частей службы, или в самом её конце. На домашней молитве «Достойно есть» обычно читается или поётся в самом конце.
Об иконе Божией Матери «Достойно есть» см. статью «Достойно есть, икона».
Молитва оптинских старцев
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
Молитва Богородице «Достойно есть»
Икона божьей матери «Достойно есть», находиться в столице Афон — полуостров в Восточной Греции, в городе Карее
Найдена эта икона была в 960 году, а в 1864 году она прославилась одним интересным случаем, после чего молитва иконе «Достойно есть» стала важной частью православного богослужения
В конце X века, недалеко от Афонского Карейского монастыря, в келье,вместе со своим помощником жил один мудрец. Вечером мудрец ушел на ночную службу в храм, оставив инока в одиночестве. Во время вечерней молитвы, помощник услышал стук в дверь, открыл ее и увидел незнакомца, молодого монаха, который назвался Гавриилом. Инок покормил его и пригласил остаться на службу ночную, на что гость согласился.
Служба текла своим чередом, пока не наступило время поклонения к Пресвятой Богородице. Инок стоял перед иконой «Достойно есть» и начал было читать принятую обществом молитву. Но монах предложил ему другие слова этой молитвы (на греческом языке), он был уверен, что инок не запомнит ее слов с первого раза, и попросил их записать.
Поскольку ни бумаги, ни чернил не оказалось, монах прикоснулся к камню, и он обмяк, как воск. Незнакомец написал на нем слова молитвы и быстро покинул келью.
Помощник дождался мудреца и поведал ему о происходящих событиях, показав новые слова молитвы на камне. Вот тут-то мудрец понял, что пришедший был архангелом Гавриилом. Весть о чудном приходе архангела очень быстро разнеслась и даже дошла до Константинополя, в скором времени каменную плиту туда и доставили. С тех пор «Достойно есть» поется во всем мире, она стала неотъемлемой частью православного богослужения.
Икона, прощающая смертные грехи
На иконе «Достойно есть» изображена Пресвятая Богородица, на руках у которой сидит младенец. Она славится своими чудесными свойствами, и тысячи верующих ежегоднопреклоняют перед ней колени.
Со времени явления иконы прошло более тысячи лет, но за все время существования она покидала свою родину всего четыре раза. Ездила икона в другие страны для того, чтобы вразумить и исцелить православных верующих, у которых нет возможности приехать к ней.
Молитва «Достойно есть» изначально была написана на греческом языке, сегодня она переведена на все языки мира.
Каждый православный христианин, в любой точке земного шара, может помолиться на нее о счастье в браке, за успех во всех делах. Также она исцеляет телесные болезни и душевные травмы, а самое главное — это одна из немногих икон, которая прощает верующему даже смертные грехи, если он искренне покается.
Комментариев — 2,
Ничего не знала о том, как люди узнали молитву Богородице «Достойно есть», очень познавательно. И я верю, что все именно так и могло быть, что именно через Архангелов Господь передавал нужную для нас информацию. Я очень люблю именно эту молитву, ведь, читая ее, мы обращаемся к Божьей Матери, которая всегда за всех нас молится. Молитва небольшая, но после ее прочтения всегда на душе светлеет, и становится радостно и спокойно.
Сильная молитва, очень хочу чтобы она помогла воссаидиниться с сыном у нам с ним очень плохие отношения, прошу дать нам любовь в нашей семье и уважения
История молитвы «Достойно есть»
Молитва — это общение с Богом. Некоторые молитвы, такие, как молитва «Отче наш» мы знаем из Писания. Церковные гимнографы пишут молитвы, которые мы можем прочитать в Минее, келейно люди обращаются в молитвах, которые пишут сами. У некоторых, таких как молитва «Достойно есть» — необычная история и значение. Молитва — это не всегда просьба, обращенная к Богу или благодарение. Мы славим Господа, Божию Матерь и святых, обращаясь к ним особым образом во время богослужения.
Молитвой «Достойно есть», как правило заканчивается молитвенное правило. Это — молитва Богородице. Молитва «Достойно есть» не относится ни к просительным, ни к благодарственным молитвам. Такие молитвы называются славословными. В этой молитве мы прославляем Богородицу как Божию Матерь, достойно восхваляем Ту, Кто непорочно зачал Христа. Это означает, что мы признаем Деву Марию Матерью Бога нашего. А Иисуса — Спасителем и Мессией.
Молитва «Достойно есть» создавалась в те времена, когда существовали ереси о том, что Деву Марию правильно называть — не Богородица, а Христородица. Виной тому стала ересь Павла Самосатского, который утверждал, что Христос не родился Богом, но стал Им, а значит Дева Мария — Христородица, а не Богородица. Велись серьезные дискуссии на эту тему, но Церковь решительно отказалась от этого еретического утверждения, так как оно умаляло славу Божией Матери. Молитва «Достойно есть» признает Деву Марию сверхнепорочной, непорочной в высшей степени «Пренепорочную», Матерью Бога.
После III Вселенского Собора (Ефесского, который проходил в 431 году), было опровергнуто лжеучение константинопольского патриарха Нестория, который также заявлял, что Христос родился человеком, а Божественную природу приобрел лишь в момент Крещения. Несторий отрицал Богоматеринство и называл Деву Марию матерью человека Иисуса, Христородицей. С ним не согласились отцы Ефесского Собора и торжественно провозгласили Деву Марию Богородицей. Память об этих событиях стала причиной, по которой появилась необходимость в написании особой славословной молитвы.
В молитве говорится о том, что Богородица выше самых высших ангельских чинов. В славе Своей, Дева Мария превзошла ангелов. Слова «без истления» в молитве «Достойно есть» говорят о том, что без повреждения и нарушения чистоты Бога-Сына (Бога-Слово), Дева Мария родила Его в наш мир. Бог Триедин и Бог-Слово — одна из Его ипостасей. «Сущая Богородица» — эти слова означают «подлинную Богородицу».
В молитве мы выражаем доверие Божией Матери, славим Ее. Молитва «Достойно есть» состоит из двух частей. Вторая часть, начинающаяся с «Честнейшую херувим» появилась позже первой, которая начинается со слов «Достойно есть». В VIII веке вторую часть молитвы написал преподобный Косма епископ Маиумский. Преподобный Косма написал еще множество церковных гимнов и песнопений, молитв, которые можно найти в Минее.
Первая часть молитва «Достойно есть» возникла в X веке на святой горе Афон, у нее очень необычная история: согласно одному преданию считается, что некий инок увидел ангела Господня, который явился ему в образе монаха. Когда они вместе молились и читали молитву «Честнейшую херувим» и возгласил начало молитвы. Когда афонский монах огорченно сказал, что ему некуда записать текст молитвы «Достойно есть», ангел просто начертал его перстом на камне и растворился в воздухе.
Икона Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»)
Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» глубоко почитается верующими. К ней обращаются за помощью в самых различных ситуациях. Каждый год к святому образу стекается множество паломников.
Иконы, на которых изображена Богоматерь, высоко ценятся в православном мире. Среди них есть те, которые почитаются как чудотворные и приобретаются христианами в качестве сильного оберега, не позволяющего негативу проникнуть в дом и сердца людей. Одной из таких икон считается образ Божией Матери «Достойно есть».
История иконы
В конце десятого века послушнику одного старца-отшельника явил себя архангел Гавриил. Он постучал в дверь кельи, и удивленный юноша впустил незнакомца. Вошедший старец ничем не был примечателен. Однако когда пришло время возносить молитву пред иконой «Милующая», гость остановил юношу и произнес иные слова молитвы. Послушник удивился и попросил старца записать слова. Тот, не найдя в келье бумаги и чернил, начертал слова на камне, который стал податливым, словно воск. Затем он исчез, сказав удивленному послушнику свое имя. Весть о чудесном явлении архангела дошла до Константинополя, и послушник в доказательство своих слов предоставил каменную плиту с начертанной на ней молитвой, начинавшейся со слов «Достойно есть». С тех пор икона обрела второе наименование и ныне существует с двумя названиями.
Где находится икона «Достойно есть»
Чудотворная икона Божией Матери находится в столице Афона, в городе Карее, на алтаре соборного храма. Время ее явления определяется 980 годом, прославления — 1864 годом.
Копия афонской иконы находится в выстроенном в честь Богородицы храме города Санкт-Петербург. Еще одна копия есть в Москве, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Еще один список с иконы, доставленный из Афона, находится в Оренбурге. Там образу можно поклониться в женской обители.
Описание иконы
Икона «Достойно есть» со временем меняла свой облик. Изначально она изображала лик Девы Марии, которая держала на правой руке младенца Иисуса. С течением времени ее изображение стали писать иначе. Сейчас эта икона изображает Богородицу, к которой прильнул Сын Божий. Младенец держит в своих руках молитву. Видоизменяясь, икона не утратила своей значимости и продолжает помогать любому просящему в его бедах и смиренных просьбах.
В чем помогает икона Божьей Матери
К помощи пресвятой Богородицы обращаются все православные христиане. Икона помогает в следующем:
- дарит исцеление от болезней и недугов как физических, так и духовных;
- помогает при начале и окончании любого дела. У нее просят благословения перед трудными задачами и благодарят по завершении;
- иконе молятся при эпидемиях, несчастных случаях;
- Богородица помогает восстановить мир в семье, ограждает любящие сердца от завистников, а также способствует нахождению истинной любви одиноким сердцам;
- перед образом возносят молитвы для отпущения любых грехов.
Чудеса, которые творит икона, многочисленны. Например, бушевавший на Афоне пожар, уничтожающий обители, угас, когда на место трагедии была принесена икона и вознесены молитвы Божией Матери.
Молитва перед иконой
«Пресвятая милостивая Богородица! Смиренно молимся Тебе, припадая к лику святому. Не отринь просьб наших да проникнись бедами нашими и скорбями. Помоги, Богородица, рабам Божьим, беспомощным, помолись за нас Господу, прояви человеколюбие и милость Свою безграничную. Испроси у Господа нашего здоровья нам и нашим семьям да потуши пожар в телах, недугами снедаемых. Смиренно молим Тебя об избавлении от напастей да прославляем имя Твое в веках. Исцели, Мати, болящих и страдающих, да утешь скорбящих, да осени покровом своим всех лишенных благости в грешной жизни. Аминь».
День почитания иконы
Православные христиане отмечают день Божией Матери «Милующая» или «Достойно есть» 24 июня по новому стилю, 11 июня — по старому.
Любой православный может попросить у Богородицы покровительства, открыв сердце навстречу Господу. Особую силу икона обретает в день почитания, когда тысячи верующих возносят единую молитву. Говорят, что этот день Небеса открываются и внемлют каждому произнесенному слову. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на копки и
Молитвы на Пасху 2021 что нужно читать
Если вы совершаете молитвенное правило по молитвослову, стоит учесть, что после Пасхи порядок молитв меняется. Молитвы на Пасху читаются в особом порядке. На Светлой седмице не читают утренние и вечерние молитвы, а после некоторые молитвы, привычные до Пасхи, заменяются на другие.
Молитва Ефрема Сирина
Молитва Ефрема Сирина читается перед Пасхой и в Великий пост.
Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.
Молитва Ефрема Сирина читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней отличаются от общего великопостного строя). При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва Ефрема Сирина, после которой кладется один земной поклон.
Христос Воскресе из мертвых
Молитва Христос Воскресе из мертвых читается на Пасху. Праздник Вознесения наступает через 40 дней после Пасхи. В этот период все молитвословия принято начинать с Тропаря Пасхи:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». (Трижды)
«Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному.
Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем».
«Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши». (Читается трижды)
До Вознесения не читаются молитва «Царю Небесный», так как она обращена к Святому Духу.
На первой неделе после Пасхи вместо утренних и вечерних молитв читаются часы Пасхи.
Вместо молитвы «Достойно есть» читается задостойник Пасхи.
Задостойник Пасхи
«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».
Также до праздника Вознесения Господня вместо молитвы «Отче наш» перед едой читается тропарь Пасхи «Христос Воскресе из мертвых». После еды вместо «Благодарим Тя» — задостойник «Ангел вопияше».
Часы Пасхи
Тропарь:
Христос воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живот дарова́в. (Трижды)
Воскресение Христово видевше, поклони́мся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся святому Христову Воскресению: се бо прии́де Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, пое́м Воскресение Его: распятие бо претерпе́в, смертию смерть разруши. (трижды)
Ипакои:
Предвари́вшия утро я́же о Марии, и обре́тшия камень отвале́н от гроба, слы́шаху от Ангела: во свете присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что ищете яко человека? Видите гро́бныя пелены́, тецы́те и миру пропове́дите, яко воста́ Господь, умертви́вый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Кондак:
Аще и во гроб снизше́л еси, Безсме́ртне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Победитель, Христе Боже, жена́м мироносицам веща́вый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир да́руяй, падшим подая́й воскресение.
Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Яко Живоносец, яко рая́ красне́йший, воистинну и черто́га всякаго ца́рскаго показа́ся светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь:
Вы́шняго освяще́нное Божественное селение, радуйся: Тобою бо даде́ся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в жена́х еси, Всенепоро́чная Владычице.
Господи помилуй. (40 раз)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь:
Честнейшую Херувим и сла́внейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова ро́ждшую, су́щую Богородицу, Тя величаем.
Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (трижды)
Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.
Достойное есть молитва
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.
Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.
Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.
Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Традиции Пасхи
Если обратиться к сути христианства, заключающейся в смерти и воскресении Иисуса Христа, в его великой любви к людям, а также и в искупительной жертве Его — безгрешного — за грехи человечества, то Светлое Христово Воскресение — поистине наиглавнейший праздник христианства. И по этой причине православные считают его самым главным — праздником праздников и торжеством из торжеств. Католики же и протестанты больше внимания во всех отношениях отдают Рождеству Христову.
Вся всенощная пасхальная служба идет при распахнутых вратах алтаря, которые не закрываются и во всю Светлую Седмицу, продолжающуюся как празднование Пасхи в течение семи дней, до воскресенья, до Антипасхи. Во всю Седмицу поется пасхальный канон, пасхальные часы и праздничные песнопения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
- Меняется и все убранство в церкви с черного цвета на праздничный белый, включая и покров главного креста — храмовой Голгофы (распятия Спасителя на кресте в полный рост).
- Послабляются в эти дни правила приготовления к главному таинству — Причастию, разрешающие в любой день Сплошной Седмицы крещеным прихожанам подходить во время службы к Чаше.
- По церковному уставу с Пасхи до Вознесения отменяются во время церковной службы коленопреклонения (земные поклоны). В этот период христиане приветствуют друг друга при встрече словами: — Христос воскресе! В ответ: — Воистину воскресе!
- Во дни Сплошной Седмицы все желающие христиане могут подняться на колокольню по благословению настоятеля храма и самостоятельно позвонить в колокола, таким образом прославляя Пасху.
- По словам очень многих верующих, в эти праздничные дни они ощущают особое молитвенное состояние души и разума. Ни с чем не сравнимую радость. Бытует очень утешительная версия для представившихся в этот период — их души попадают на Небеса без воздушных мытарств, потому что в такой великий праздник бесы поражены и бессильны.
Приводим, как пример, прямую речь настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиерея Игоря (Сильченкова), что находится в поселке Рыбачье, Алушта: «Пасха — это праздник из праздников и торжество из торжеств, самое главное событие в истории человечества. Благодаря Воскресению Христову, больше нет никакой смерти, а есть только вечная, бесконечная жизнь человеческой души. И все наши долги, прегрешения и обиды прощены, благодаря крестным страданиям Господа нашего. И мы, благодаря таинствам исповеди и причастия, воскресаем со Христом всегда! Пока живем здесь на земле, пока бьются наши сердца, как бы нам плохо или греховно не было, но придя в храм, мы обновляем душу, которая снова и снова воскресает, восходит от земли к Небу, от ада в Царствие Небесное, в вечную жизнь. И помоги нам, Господи, всегда держать Твое Воскресение в своем сердце и своей жизни и никогда не унывать и не отчаиваться в своем спасении!»
Врата алтаря закрываются в канун Антипасхи, однако праздничные службы с пасхальными песнопениями ведутся до самого Вознесения еще в течение 40 дней по Пасхе.
Самое же великое христианское чудо — схождение Благодатного Огня на Гроб Господень — вершится в день православной Пасхи в Иерусалиме. Те, кому посчастливится оказаться в этом святом месте, в такой момент остро чувствуют и щемящую тревогу: сойдет ли в этом году. И спасительное упование на милость Божию и жизнь вечную.
В чем помогает икона «Достойно есть»
Человек во время жизненного пути не одинок — по крайней мере, верующий. Рядом с ним всегда пребывает Ангел-хранитель, Божия Мать и Сам Господь. Обращаться за помощью надо при помощи молитвы, традиционно православные делают это возле святых икон. В чем помогает икона «Достойно есть»:
- успешно завершить начатое предприятие (можно заказать молебен);
- обрести здоровье;
- наладить отношения в семье;
- получить прощение грехов — даже очень тяжких, называемых смертными.
Прибегать к Божией Матери можно даже в самых безнадежных ситуациях, потому что она известна своим терпением, усердием в молитве, всепрощающим отношением к грешникам.