Джотто: жизнь и творчество художника

Истории Анны и Иоахима

Первые шесть панелей южной стены повествуют об Анне и Иоакиме, родителях Мадонны, по сюжету апокрифического Евангелия, то есть Протоевангелия от Святого Иакова. У пожилых супругов, не было детей, а в то время это считалось бесчестием. Поэтому Иоаким был изгнан из Иерусалимского храма и, униженный, скрылся у пастухов. Но архангел Гавриил объявил Анне, что она скоро станет матерью. Иоахим, предупрежденный во сне ангелом, смог вернуться домой.

Джотто, Благовещение Святой Анны, из Историй Анны и Иоакима, 1303-5. Фреска, 2 x 1,85 м. Падуя, капелла Скровеньи

Встреча с женой происходит у Золотых Ворот Иерусалима, которая на фреске Джотто изображена под названием «Встреча Анны и Иоакима у Золотых Ворот» и напоминает Арку Августа в Римини, городе, где Джотто останавливался до приезда в Падую. Двое обнимаются и целуются в губы. Это один из самых нежных и искренних супружеских поцелуев за всю историю итальянской живописи. За Иоахимом следует пастух, который наполовину вырезан из сцены, предполагая, что пространство выходит за рамки картины — очень современное и эффективное художественное решение для того времени.

Цвета и богословские добродетели

Анну сопровождает группа женщин, одетых в праздничную одежду, цвета которой символизируют богословские добродетели: зеленый — Надежду, белый — Веру, красный — Милосердие. Только одна женщина полностью одета в черное и частично закрывает лицо мантией. Эта таинственная фигура может символизировать иудейскую религию или Синагогу, изображённую в противовес рождающейся христианской церкви, или состояние фактической вдовы, которое Анна переживала в отсутствие мужа и которое сейчас подходит к концу.

Джотто, Встреча Анны и Иоакима у Золотых ворот, из рассказов Анны и Иоакима, 1303-5. Фреска, 2 x 1,85 м. Падуя, капелла СкровеньиДжотто, Встреча Анны и Иоакима у Золотых ворот, из рассказов Анны и Иоакима, фрагмент

Многовремённость (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Джотто был первым, но и последним. Он, что называется, не только поставил, но и решил огромное количество задач, не просто создав композицию «Я, Джотто, это решение драматургическое вижу так: вот мои действующие лица, вот мой хор!», а когда проработав это психологически, когда он ещё показывает в одном действии многовремённость.

Каждая из его фресок вызывает большое изумление, и даже недоумение. Каким образом человек за одну свою жизнь, не имея прецедентов, что называется, выйдя в трансцендентный ноль, создал с чистого листа современное европейское искусство, композицию как временное действие, как причинно-следственную связь, насытив ее разновременностью и очень большим количеством психологических оттенков?

Энергетика и напряжённость

Всегда о Джотто говорят с некой иронией: «Что открыл Джотто?». Например, в «Амаркорде» у Феллини, когда в школе учительница по искусству спрашивает о том, что создал Джотто, ученики хором кричат: «Перспективу». Это очень смешно. Ведь никакой перспективы Джотто не создал. Это неправильное утверждение. Он не перспективу создал, а другое пространство картины, где под пространством следует понимать действие, разворачивающееся перед зрителем.

Взгляните на фреску «Поцелуй Иуды». Там толпа народа. И эта толпа вошла в ночи. По тёмному небу факелы, горящие вправо и влево. Вы чувствуете движение на фоне неба. По тёмному небу эти огни, языки пламени колеблются, вы ощущаете волнение и наэлектризованность толпы. Что интересно в массовке? То, что она отнюдь не индифферентна. В этой массовке, если посмотреть внимательно, разработан почти каждый участник. Там есть просто невероятно переданные состояния.

Современная жизнь колокольни Джотто

Погожим солнечным днем, современный гость Флоренции может прогуляться по Соборной площади, наслаждаясь совершенной красотой зданий, входящих в состав Дуомо. Колокольня сама по себе является прекрасным образчиком готической архитектуры. Изукрашенная красными, белыми и зелеными мраморными плитами башня служит в качестве смотровой вышки. С высоты практически в сотню метров открывается роскошный вид на красно-коричневые крыши домов и ломаную линию холмов на горизонте.

К услугам посетителей кампанилы предоставлены 400 с лишним ступенек, образующих  внутреннюю лестницу. Неспешно преодолевая шесть ярусов башни на своих двоих, туристы смогут взглянуть на Флоренцию с разных ракурсов и высоты.

Узкие окошки окружают внутреннюю лестницу колокольни снизу до верха. На смотровой площадке, помимо дальних границ города можно в подробностях рассмотреть купол Бруннелески, венчающий кафедральный собор. А также свысока взглянуть на приземистое здание Баптистерия святого Иоанна Крестителя.

«Какая же колокольня без колокола?», — спросите вы, и будете абсолютно правы! Колокол наличествует. Его можно найти на верхнем ярусе башни. Правда он не выполняет свою основную функцию, а выставлен в одной из ниш в качестве музейного экспоната.

Точка всех устремлений гостей города – это смотровая галерея, организованная по периметру крыши колокольни Джотто. Для удобства посетителей, галерея оборудована стационарными биноклями. А чтобы обезопасить путешественников, смотровые ходы забраны металлической клетью. Однако подобная мелочь неспособна умалить восхищение человека, впервые взглянувшего на древний прекрасный итальянский город с подобной высоты.

Капелла Скровеньи

В 1300 году богатый банкир Энрико Скровеньи купил в Падуе землю на месте древнеримского амфитеатра. Между 1302 и 1303 годами он построил небольшую однонефную часовню — 30 м в длину, 8 м в ширину и 12 м в высоту, первоначально посвященную Святой Деве Марие, а позже названную Капеллой Скровеньи.Частная часовня, открытая для публики, была связанна с дворцом Скровеньи, разрушенным в 1827 году, сегодня представляется как самостоятельное строение.

Капелла Скровеньи, Падуя, фасад

Энрико унаследовал огромное состояние, но в вместе с ним и очень плохую репутацию. Его отец Ринальдо был ростовщиком, да таким беспощадным, что оказался на одном из кругов ада в «Божественной комедии» Данте. Строительство капеллы, маленькой городской церкви, необходимо было Энрико для того, чтобы очистить свой семейный облик от отеческих грехов и предстать перед народом благочестивым и преданным благодетелем.

Джотто, Энрико Скровеньи приносит Капеллу Скровеньи в дар Мадонне, фрагм. фрески «Страшный Суд», Падуя, Капелла Скровеньи

В 1303 году Энрико попросил Джотто, к тому времени сорокалетнего художника в разгаре славы, украсить стены капеллы фресками. Работа заняла у него два года, но шла довольно быстро. Известно, что в марте 1304 года Папа Бенедикт XI отпускал грехи верующим, и что они активно посещали капеллу как в поисках милости, так и чтобы полюбоваться фресками Джотто, почти законченными к тому времени. В 1317-1320 годах завершилось строительство алтаря, за которым находились гробницы Энрико и его супруги, роспись которых, однако, принадлежат работе обычного падуанского живописца, работавшего в стиле Джотто.

Хронологические рамки эпохи Ренессанса в Италии

Номер периода Название Года Название периода
1 период Дученто (от итальянского ducento — двести) — название произошло от сочетания двух слов Ду (то есть 2) и ченто (сто) — это итальянское название XIII века. 1200-е гг. Проторенессанс (прото – пред)
2 период Треченто (Трече́нто от итальянского trecento — триста) — принятое в итальянском языке наименование XIV в. — название произошло от сочетания двух слов тре (то есть 3) и ченто (100 — сто) 1300-е гг. Ранее Возрождение
3 период Кватроченто название произошло от сочетания двух слов Кватро (то есть 4) и ченто (сто в переводе с итальянского языка). Кватроченто — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века. 1400-е гг. Высокое Возрождение
4 период Чинквеченто — название произошло от сочетания двух слов Чинквеченто (то есть 5) и ченто (сто). Чинквеченто в переводе с итальянского буквально пятьсот, а также 1500-е годы) — итальянское название XVI в. 1500-е гг. Позднее Возрождение

Разобравшись в формировании названия того или иного периода, можно легко атрибутировать произведение, увидев дату его создания. Например, диптих «Мадонна с младенцем», датируется 1340 годом, значит речь идет о треченто или Раннем Возрождении.

Биография Джотто: годы детства и учения

Он родился около 1267 года (дата предположительна) в деревне Веспиньяно, расположившейся в 14 милях на восток от Флоренции, в небогатой крестьянской семье. С детства Джотто отличала непоседливость, живой ум и задорный нрав. Его отец рано начнёт приобщать сына к семейному делу: доверит ему пасти овец. Согласно распространённой легенде, за этим занятием подростка застал проезжавший мимо флорентийский художник Чимабуэ. Весёлый пастушок рисовал углём на камне барашка, благо натура всегда была под рукой. Чимабуэ убедил родителей Джотто, что нужно учиться, а для этого – поступить в его мастерскую. Так юный провинциал впервые попал в столицу Тосканы.

Флоренция рубежа XIII-XIV веков – великолепный и политически независимый город с населением в немыслимые для этого времени 100 тысяч. Она процветает благодаря торговле шерстью и банковскому делу. А следовательно, здесь всегда есть запрос на масштабное строительство и заказы для художников мастерской Чимабуэ.

Довольно быстро Джотто перешёл от этапа растирания красок и подготовки доски для Чимабуэ к самостоятельному написанию фонов и даже второстепенных фигур и получил первую известность. А ещё во Флоренции он познакомился со своим современником и почти ровесником – Данте Алигьери, который станет его другом и увековечит художника на страницах «Божественной комедии». Само это время, рубеж XIII – XIV веков, позднее будут называть «эпохой Данте и Джотто».

«Поцелуй Иуды»

Это еще одно знаменитое произведение работы Джотто. Фреска также написана для капеллы Падуи. Именно в них живописец впервые стал использовать свтотень, уйдя от средневекового цветосвечения. Фигуры его произведений приобретают объемность, а пространство — глубину.

Интересно, что свои фрески Джотто впервые стал располагать ярусами в членениях, на которые были разделены стены собора. Как и картины, их обрамляют рамы. Именно благодаря такому решению зародился в творчестве мастера новый вид живописи — монументальное панно.

В панно «Поцелуй Иуды» Джотто вновь обращается к тексту Евангелия и рассказывает историю страшного предательства одного из учеников Христа — Иуды Искариота, который выдал его страже, поцеловав в полумраке. Об этом предательстве Иисус знал заранее и дал возможность Иуде отказаться от намерения предать, сообщив о грядущем в беседе с апостолами. Но Иуда не воспользовался шансом.

Молчаливый диалог между Учителем и одним из его учеников и изображает Джотто во всей его психологической напряженности. Он противоставляет образ чистого и прекрасного ликом Иисуса предателю Иуде, почти что уроду с точки зрения изображенной внешности. По сути, живописец представляет здесь извечное противостояние в мире Добра и Зла.

Среди прочих картин этого цикла картина Джотто «Поцелуй Иуды» занимает особое место и поднимает проблемы, волнующие людей всех эпох и народов.

Джотто Ди Бондоне

(сокращенное от Амброджотто или Анджелотто)

(1266?—1337) итальянский живописец

Чем больше времени проходит со дня смерти великого художника, тем больше его имя обрастает легендами и домыслами. Любопытно, что Дж.

Вазари, выдающийся архитектор, живописец и теоретик искусства, в своих известных «Жизнеописаниях» сообщает о тех произведениях Джотто, которые до нас не дошли или, по мнению современных специалистов, принадлежат совсем другим мастерам.

Вот почему многие исследователи задают вопрос: существовал ли на самом деле Джотто и сохранилось ли его живописное наследие?

Проезжавший мимо известный живописец Чимабуэ, который жил а период начиная примерно с 1240-го и до 1302 года, заметил мальчика и пригласил учиться у него в мастерской.

В то время распространенной практикой было поручать ученику дописывать работы мастера. И Джотто занимался этим целых десять лет, с 1280 по 1290 год.

Основным местом работы для него становится Флоренция. Здесь живет его семья, тут он начал свою самостоятельную работу и здесь же провел последние два года жизни. Жизнь художника протекала между тремя городами: Ассизи, Флоренцией и Падуей, в церквях этих городов он создавал фрески на религиозные сюжеты.

С его именем связан новый этап в развитии не только итальянского, но и всего европейского искусства. Он первым попытался отойти от канонов в изображении святых и воскресил традицию рисовать с натуры. Сегодня полагают, что на одной из фресок ему удалось запечатлеть образ молодого Данте, создав один из немногих известных нам портретов великого поэта.

Один из первых самостоятельных заказов Джотто Ди Бондоне — фрески в Капелле дель Арена (другое название современники дали ей по имени заказчика — Капелла Скровенья) в Падуе.

Художник работал над ними с 1303 по 1306 год. Традиционный евангельский сюжет из жизни Христа и Марии, Джотто превратил в живой рассказ о своих современниках.

Все 38 сцен взаимосвязаны и помогают раскрыть сложную внутреннюю жизнь его непростого времени.

А ведь, казалось бы, Джотто расположил свои фрески по традиционной композиционной схеме, в три ряда, на глухой стене с освещением из пяти окон, находящихся на противоположной стороне. Над входом в капеллу расположена роспись «Страшный суд», а на противоположной стене — сцена «Благовещение»,

Новаторство Джотто Ди Бондоне, проявилось в смелом построении пространства каждой фрески.

Он отказывается от канонической перспективы и вводит трехмерное пространство, которое достигается посредством определенного расположения фигур различной величины на плоскости сцены, как это сделано, например, на фреске «Явление ангела святой Анне». К этому добавляется необычайный, светлый, праздничный колорит.

Объем прописан почти со скульптурной пластичностью, каждая из фигур имеет свое место на фреске. И сами фигуры уже не плоские, а объемные. Любопытно, что, хотя Джотто еще не открыл законов перспективы, он вплотную подошел к решению этой проблемы. Ее решил другой скульптор, Донателло, создавший образы пророков для колокольни, построенной Джотто.

Ясность и четкость работ Джотто Ди Бондоне, делают евангельские сюжеты доступными и понятными любому молящемуся, и недаром росписи капеллы позже стали называть «евангелием Джотто для неграмотных».

Побывав в Риме, поработав в Падуе, Джотто снова и снова возвращается во Флоренцию, где живет его семья, в которой было восемь детей. Работоспособность художника была уникальной.

Конечно, ему помогали ученики, а часть росписей просто приписывается ему.

Но тем не менее известно, что только во Флоренции он расписал четыре капеллы, в том числе в знаменитой церкви Санта-Кроче; создал, вероятно, мозаику в церкви Святого Павла, написал целый ряд картин в Неаполе, из которых сохранилось только семь.

Колокольня этого собора, которую он создал вместе со скульптором Андреа Пизано, украсившим фасад здания статуями, становится лучшей работой Джотто Ди Бондоне. Художник тщательно проработал всю будущую конструкцию собора, но закончить ее не успел.

И сегодня легкий силуэт колокольни, дополняющий величественное здание собора, остается выдающимся символом Флоренции.

Благодаря своему веселому и жизнерадостному характеру он на долгие годы остался в памяти горожан, даже стал героем знаменитых новелл Франко Саккетти.

Полагают, что почти все флорентийские и большинство сиенских живописцев находились под его влиянием, а в Падуе живопись складывалась под влиянием так называемой флорентийской школы. Косвенное влияние Джотто испытал и великий Микеланджело.

Вот почему потомки благодарно назвали этого художника отцом итальянского Возрождения.

Картины Джотто ди Бондоне

Первой крупной работой Джотто стали росписи верхней церкви Сан Франческо в Ассизи (Умбрия, Италия).

Церковь Сан-Франческо в Ассизи (план и разрез)

Это был очень важный заказ, поскольку храм был построен в честь Франциска Ассизского – одного из самых почитаемых в католической церкви святых, основателя монашеского ордена францисканцев, происходившего из этих мест.

Церковь Сан-Франческо в Ассизи

Работа была начата около 1288 года, и завершена к 1290 году. Такой колоссальный объем фресок сложно было выполнить в такие рекордно короткие сроки, работая в одиночку. Поэтому искусствоведы полагают, что Джотто помогала целая артель художников, которых он обучил манере, абсолютно идентичной своей собственной, что практически полностью исключает возможность явить свету имена этих «рук». В истории изобразительного искусства их принято называть джоттесками (репликами искусства Джотто).

Вид верхней церкви Сан-Франческо

К другим крупным работам Джотто относятся:

  • Фрески Капеллы Скровеньи в Падуе
  • Фрески в церкви Флорентийского аббатства (итал. Badia Fiorentina) во Флоренции
  • Фрески в церкви Святого Креста во Флоренции

Джотто работал не только как монументальный художник (мастер фрески), но и как станковый живописец (станковое произведение – это самостоятельное произведение, выполненное на отдельной доске или холсте). Особую страницу в его творчестве занимают расписные кресты, а также диптихи (таблички-книжки для записи, представлявшие собой две дощечки, внешние стороны которых покрываться разного рода украшениями), а также триптихи и полиптихи – алтарные образы, состоящие из трех или большего числа створок, соответственно.

К самым известным относят:

  • Полиптих Барончелли. Около 1334 г. Церковь Санта-Кроче, Флоренция.
  • Триптих Стефанески. Около 1330 г. Пинакотека, Ватикан.
  • Алтарь Перуцци. 1310—1315 гг. Музей искусства Университета Северной Каролины, Рэйли.
  • Расписной крест. Около 1315 г. Лувр, Париж.

Внешняя отделка

Нижние яруса колокольни, как мы упоминали ранее, выглядят более приземистыми. Они богато украшены резными плитами и барельефами. Работа над первым ярусом — заслуга мастера Джотто. На фоне серо-зеленого мрамора, зодчий распорядился разместить вертикальные картины из розового мрамора в белой окантовке. По центру каждой плитки располагаются медальоны, иллюстрирующие семь таинств и сцены из библии. Каждая из четырех стен башни украшена семью такими картинами-плитами.

Следующие ярусы кампанилы отделаны барельефами, которые родились в умелых руках Луки делла Робиа и Андреа Пизано. Талантливые художники показали в своих работах сложный путь прогресса человечества. Барельефы иллюстрируют генезис человека, а затем познание им ремесел, науки и культуры. Изображены вполне типичные для средних веков профессии: винодел, астроном, камнетес, пастух и т.п. Дела мирские разбавлены целой коллекцией добродетелей.

Один из ярусов лишен декоративных барельефов. По четыре плиты с каждой стороны сиротливо сияют ничем незаполненными рамками. Четвертый ярус башни лишился своих украшений – скульптур, воплощавших в камне библейских пророков. Работы зодчих Нино Пизано, Донателло, Андреа Пизано и Нанни ди Бартоло были определены в Музей Дуомо, где им гарантирована сохранность.

Яруса колокольни имеют явное горизонтальное разделение за счет мозаичных вставок, созданных братьями-художниками Космати. Три завершающих этажа башни имеют вытянутые окна в стрельчатых рамах. Снаружи эти окна отделаны лепниной, напоминающей витый шнур, что придает строению дополнительную элегантность. Легкость линий и ажурная внешняя отделка превращают кампанилу в нечто воздушное, сводя на нет тяжеловесный камень и огромную высоту.

Кстати, в музее при соборе можно увидеть рисунок, выполненный Джотто, изображающий общий вид колокольни. Нынешнее здание выглядит на порядок интереснее и изящнее задуманного. Тем не менее, башня носит имя художника и архитектора, положившего последние годы своей жизни на ее создание.

Изображение массовых сцен

На фресках в верхней части изображены массовые сцены, расположенные в трех наложенных регистрах таким образом, чтобы строго придерживаться повествовательной последовательности. Сцены рассказывают об Истории Анны и Иоакима, родителей Богоматери, в первом регистре в верхней части южной стены, справа от алтаря; затем Истории Марии в первом регистре в верхней части северной стены, слева от алтаря.

Истории Христовы начинаются на Триумфальной арке главного алтаря, с Бога Отца и Благовещения, продолжаются Встречей Марии и Елизаветы, также на Триумфальной арке, а затем переходят на второй регистр южной стены, продолжая вдоль северной стены, снова проходят через Триумфальную арку, с одной сценой, и переходят на третий регистр у подножия обеих стен.

Наличие шести окон только на одной стороне капеллы, делало стены асимметричными и ограничивало планировку фресок. Для придания равновесия и создания панелей одинакового размера, Джотто вставил на другой стене, на уровне второго и третьего регистров, орнаментальные полосы напротив каждого окна. Но несмотря на такую коррекцию, фресок на северной стороне больше — 18 вместо 16. Цикл фресок в Скровеньи завершается большим изображением Страшного суда, написанным на внутренней стене фасада.

Джотто, капелла Скровеньи, 1303-05. Внутренняя сторона фасада со «Страшным Судом»Джотто, капелла Скровеньи, 1303-05. Вид на алтарьСхема капеллы Скровеньи по направлению к алтарю с распределением эпизодов и персонажей на стенах и в своде, указывающая последовательность прочтения. 1-6 Истории Анны и Иоакима 1 Изгнание Иоакима; 2 Иоаким у пастухов; 3 Объявление Анне; 4 Жертва Иоакима; 5 Сон Иоакима; 6 Встреча у Золотых ворот. 7-12 Истории Марии 7 Рождение Богородицы; 8 Представление Богородицы в храме; 9 Церемония палок; 10 Молитва о чуде; 11 Бракосочетание Богородицы; 12 Свадебная процессия. 13-39 Истории Христа 13 Архангел Гавриил; 14 Бог Отец в окружении Ангелов; 15 Благовещение; 16 Встреча; 17 Рождество Христово; 18 Богоявление; 19 Явление в храме; 20 Бегство в Египет; 21 Резня невинных; 22 Христос среди врачей; 23 Крещение Христа; 24 Свадьба в Кане; 25 Воскресение Лазаря; 26 Вход Христа в Иерусалим; 27 Изгнание купцов из храма; 28 Предательство Иуды; 29 Тайная вечеря; 30 Омовение ног; 31 Поцелуй Иуды; 32 Христос в Синедрионе; 33 Осмеянный Христос; 34 Шествие на Голгофу; 35 Распятие; 36 Оплакивание; 37 Воскресение; 38 Вознесение; 39 Пятидесятница. 40-41 Ниши 42-48 Добродетели 42 Благоразумие; 43 Сила; 44 Воздержание; 45 Справедливость; 46 Вера; 47 Милосердие; 48 Надежда. 49-55 Пороки 49 Отчаяние; 50 Зависть; 51 Неверие; 52 Несправедливость; 53 Гнев; 54 Непостоянство; 55 Безумие. 56-58 Свод 56 Искупитель; 57 Мадонна с Младенцем; 58 Иоанн Креститель и ПророкиДжотто, капелла Скровеньи, 1303-05. Южная стенаДжотто, капелла Скровеньи, 1303-05. Северная стена

Уникальная коллекция: «Великие художники». Джотто

Мы увеличиваем нашу коллекцию до 80 альбомов!

Еще 30 выдающихся имен!

51 Василий Тропинин 52 Антуан Ватто 53 Иван Билибин 54 Никола Пуссен 55 Густав Климт 56 Василий Верещагин 57 Василий Кандинский 58 Константин Коровин 59 Альфред Сислей 60 Илья Глазунов 61 Константин Маковский 62 Аполлинарий Васнецов 63 Ван Дейк 64 Игорь Грабарь 65 Александр Бенуа 66 Орест Кипренский 67 Кузьма Петров – Водкин 68 Владимир Боровиковский 69 Ян Вермеер 70 Федор Рокотов 71 Глазунов Илья 72 Якопо Тинторетто 73 Камиль Писсаро 74 Виктор Борисов – Мусатов 75 Джотто 76 Михаил Нестеров 77 Лукас Кранах Старший 78 Жан Энгр 79 Аркадий Пластов 80 Зинаида Серебрякова

Отец итальянской живописи Денис Корсаков, заместитель редактора отдела культуры «КП», — о своем любимом художнике:

Денис Корсаков

Заказать сейчас

— О жизни Джотто нам известно довольно мало: даже точная дата его рождения остается загадкой. Множество его картин утрачено, об авторстве других искусствоведы спорят веками. Лакуны в биографии за почти семь столетий, прошедших со дня его смерти, заполнились анекдотами и легендами. Рассказывали, например, что Джотто в детстве пас овец и от нечего делать рисовал их на скалах с помощью заостренных камней; проезжавший мимо живописец Чимабуэ, считавшийся в Тоскане одним из лучших, увидел мальчика, восхитился его наброском и взял в ученики. Ученик довольно быстро превзошел учителя (Данте через тридцать лет напишет в «Божественной комедии»: «Кисть Чимабуэ славилась одна, а ныне Джотто чествуют без лести, и живопись того затемнена»). Так или иначе, в конце XIII века Джотто, возможно, расписывал вместе с Чимабуэ стены церкви Св. Франциска в Ассизи, а в начале XIV, уже вместе со своими собственными учениками, приступил к главной работе всей жизни — росписи падуанской капеллы Скровенья. Яркие фрески, полные золота и лазури, изображают жизнь Христа и Девы Марии. Эти фрески навсегда изменили европейскую живопись. На стенах капеллы Скровенья Джотто совершил революцию: вместо статичных персонажей икон на его фресках были живые люди, к которым, казалось, можно прикоснуться. Они располагались среди настоящих скал, деревьев и зданий, их движения выражали живые и искренние эмоции; эти фигуры рассказывали историю, и рассказывали ее очень ясно и увлекательно. «Богослужение стремится к сохранению позы, символизм церковного обряда удерживается в некоторых положениях, занимаемых священнослужителями, и всякое движение в храме есть только тихий переход от одного такого положения к другому. Живопись Джотто похожа на богослужение, — писал Павел Муратов в «Образах Италии». — Старинное прозвание Джотто «отцом итальянской живописи» остается в полной силе и теперь. Джотто не только до конца исчерпал художественные возможности своей эпохи, но и последующие эпохи в искусстве были возможны только благодаря тому, что было сделано Джотто». Говорят, он был веселым и жизнерадостным человеком; в этом отношении он практически ничем не напоминал своего великого соотечественника и современника Данте Алигьери (впрочем, Джотто — автор единственного портрета, который можно с оговорками считать прижизненным портретом Данте). При этом, по свидетельству знакомых, художник, создавший самые прекрасные фрески своей эпохи, не отличался красотой (его называли «самым безобразным человеком во всей Флоренции»). Его многочисленные дети тоже были некрасивыми. («Я делал их в темноте», — оправдывался Джотто, когда Данте в шутку его в этом упрекнул.) Впрочем, и эта фраза, и сам факт дружбы и вообще знакомства Джотто и Данте являются недоказуемыми, непроверяемыми. Мы не можем даже с уверенностью говорить, что знаем, где именно в огромном флорентийском соборе Санта Мария дель Фьоре был похоронен Джотто. Его эпоха потонула во мраке, и туда же отправилось множество работ гениального художника. Но кроме мрака, есть еще золото и лазурь фресок в Падуе, Ассизи и Флоренции — и они, слава богу, до нас дошли. Cпрашивайте в киосках города!

«Великие художники». Джотто

Заказать сейчас

Дорогие читатели! Пропущенный том еще не потерян! Если вы не успели купить один или несколько томов, вы можете приобрести любой из вышедших альбомов в нашем фирменном магазине по адресу: Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1. Пн. — пт.: с 10.00 до 20.00; сб.: с 10.00 до 18.00. Без перерыва на обед. Проезд: ст. м. «Динамо», далее автобусом № 84 или маршрутным такси № 384 до остановки «Фабрика «Вымпел». По всем вопросам, связанным с коллекцией, обращайтесь по телефону. Также подробная информация об этой и других коллекциях размещена на нашем сайте

Джотто — один из…

Джотто — представитель флорентийской живописной школы, шедший к этому статусу издалека, через Милан и Рим, Неаполь и Падую.

Еще до поступления во флорентийское цеховое живописное братство он успел не только выучиться художественному ремеслу, но и обзавестись учениками. Вместе с ними он поступает на обучение к Чимабуэ во Флоренции. Вместе с учителем участвует в создании его самых известных полотен, дописывая по традиции того времени наименее значимые элементы.

Интересна бытующая легенда о начале его обучения у мастера: считается, что Чимабуэ заметил его и позвал в ученики, благодаря рисунку на скале, оставленному юным пастушком Джотто.

Постепенно в процессе обучения он овладевает уникальным мастерством универсалиста, его живописные работы становятся новаторскими, а их автор — реформатором живописи того времени, переломившим устойчивые средневековые традиции. Кроме живописи осваивает он и мастерство архитектора, которое с успехом применит в руководстве строительством флорентийского Дуомо и его колокольни.

Джотто ди Бондоне

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (ок.1266-1337). Родился в Веспиньяно. Согласно Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ, который был потрясен художественным талантом двенадцатилетнего мальчика, увидев, как тот рисует овцу на плоском камне. Чимабуэ уговорил отца одаренного ребенка позволить обучать его живописи. Однако о годах ученичества и раннем периоде творчества художника ничего не известно.

Первое упоминание о Джотто относится к 1298 году в связи с выполнением им мозаики «Навичелла» в старом соборе Св. Петра в Риме. (К сожалению, она утратила свой первоначальный облик при перенесении из собора.) Самые ранние из сохранившихся работ художника — сцены жития св. Франциска в верхней церкви в Ассизи (1300-1304). Однако эти фрески сильно переписаны, и многие исследователи не признают их подлинными работами мастера.

Стиль Джотто достиг зрелости во фресках Капеллы дель Арена в Падуе (1304-1306). Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, умелая пластическая моделировка, четкость в построении пространства, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит, а также внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи.

Среди других упоминающихся в документах и приписываемых Джотто фресок сохранились только росписи капеллы Св. Марии Магдалины в нижней церкви Св. Франциска в Ассизи (между 1314 и 1329) и капелл Барди и Перуцци в церкви Санта Кроче во Флоренции (после 1317). Во фресках Санта Кроче, обнаруженных под слоем штукатурки уже в XX веке, представлены сцены жития св. Франциска, композиционно перекликающиеся с фресками в Ассизи, а также эпизоды житий святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Из алтарных образов Джотто сохранился лишь один — «Мадонна во славе» (ок. 1310).

Джотто был состоятельным человеком и хорошим семьянином: у него было шестеро детей. В последние годы жизни художник достиг вершины славы. В 1330 году неаполитанский король Роберт пожаловал ему титул придворного живописца, а в 1334 году художник был назначен главным архитектором Флорентийского собора.

Джотто признан величайшим художником Раннего итальянского Ренессанса и истинным новатором живописи. Именно ему принадлежит честь основания итальянской школы живописи, преодолевшей жесткие каноны средневекового искусства.

Художник умер во Флоренции 8 января 1337 года.

Святой Франциск в творчестве Джотто, Ассизи

Примерно за сто лет до вышеупомянутой эпохи в Италии в городке Ассизи жил некий Франциск, сначала обычный гражданин из богатой семьи, затем учитель и проповедник, выбравший путь покаяния и нищенствования. Обличение развращённой церкви, лечение больных и прокажённых, душеспасительные проповеди стали его целью. Своей жизнью, полной мук и лишений, он обозначил новую эпоху католицизма.

В память о Франциске, причисленному к лику святых, через два года после его смерти, в 1228 году, в Ассизи начали строить величественный храм. По окончании строительства в 1253 году началась отделка, которая продлилась не одно десятилетие. Глава францисканского ордена пригласил расписывать церковь именитого мастера Чимабуэ (около 1278 года), а затем и его ученика Джотто (в 1282 году), который уже зарекомендовал себя как талантливый художник. Вообще обширный фресковый цикл в церквях храма святого Франциска начал создаваться около 1260 года, последняя фреска датирована 1368 годом.

В Ассизи случится не такое уж редкое явление в истории расстановки сил в паре учитель-ученик: фрески молодого художника затмят работу его почтенного наставника. Споры искусствоведов относительно авторства привели к убеждению, что большинство фресок, повествующих о жизни Франциска (которых 28), это работы Джотто. Такой вывод базируется на анализе дальнейшего творчества живописца, в котором активно будут использоваться ассизские художественные приёмы: реалистичность деталей, в основном написанных с натуры, последовательное повествование согласно хронологии событий.

Значение творчества Джотто

Для ранних работ Джотто характерны яркий свет и тщательная проработка деталей. В дальнейшем в его работах появляется чувство пространства. Он умело смещал перспективу, направляя взгляд зрителя в необходимую точку картины. Живописные эффекты у Джотто создавались не за счёт количества цветов, а за счёт передачи постепенного перехода одного цвета в другой. Именно эти особенности были характерны для его стиля и позволяли безошибочно определить руку мастера.

Джотто «Проповедь птицам»Особенностями фресок Джотто и его мастерской были «сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, пластическая моделировка объёмов, чёткость пространственных построений, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит и внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи» (словарь Брокгауза).Он разработал приёмы моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона – это позволило придать изображённым формам почти скульптурную объёмность и сохранить чистоту цвета. Джотто стал первым, кто сумел блестяще использовать изображение трёхмерного пространства в своих работах.Главной чертой стиля Джотто является утончённость.

Джованни Дюпре «Джотто» (1845). Статуя на фасаде галереи Уффици

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector