Петров-водкин биография многогранного таланта

«Купание красного коня» (1912)

Картина «Купание красного коня» стала вехой как в истории русской живописи, так и в истории России. «Купание красного коня» являлась символом предстоящих перемен в стране. Автор удивлялся ее новому звучанию вначале Первой мировой войны:

Тогда в 1912 году можно было только предчувствовать то, что ждет Россию. Предчувствия владели устроителями выставки «Мира искусства», повесившими картину над входом, как алый стяг.

В этой загадочной картине соединены традиции иконописи (образ св. Георгия Победоносца) и модернизма.

Огненный конь, сошедший со старинных икон, вдохновлен иконописной традицией: в иконописи конь Георгия Победоносца символизировал светлую силу, побеждающую зло.

Первые наброски к «Купанию красного коня» относятся к лету 1912 года. Зарисовки Петров-Водкин делал с коня, которого звали Мальчик. Этого коня художник увидел на хуторе Мишкина Пристань недалеко от села Гусевка Царицынского уезда, где гостил с женой в семье своей учительницы Натальи Грековой (дочери генерала Петра Грекова). Конь очень понравился жене Петрова-Водкина, Марии Федоровне, совершавшей на нем длительные прогулки. Осенью, когда Мария Федоровна уехала готовить квартиру к зиме в Петербург, Петров-Водкин писал ей о Мальчике:

Из воспоминаний художника:

По возвращению в Петербург художник заехал к родителям в Хвалынск, где написал отрока, сидящего верхом на коне. Моделью для юноши послужил двоюродный брат Шура.

Существует версия, что художник запечатлел на картине своего ученика Сергея Ивановича Калмыкова, который очень походил на представителя петербургской богемы. Загадкой остается контраст между могучим, романтически-прекрасным конем и утонченным, словно пришедшим из другого мира юным всадником.

Уже в Петербурге Петрова-Водкина поразили колорит и композиция расчищенных от позднейших записей новгородских икон ХV века. Благодаря встрече с новгородскими иконами «Красный конь» стал красным, и картина приобрела символическое звучание.

В то время художник не предполагал, что его полотну будет суждено стать символом эпохи. Долгое время полотно находилось за границей. С весны 1914 года оно экспонировалось на Международной Балтийской выставке, проходившей в Швеции и в связи с началом Первой мировой войны там и осталось. По требованию жены художника в 1950 году картина вернулась в Россию.

В этом главном произведении представлена вся водкинская колористическая (трехцветная) система, определившая будущее творчество художника. Известно, что Петров-Водкин наделял каждую национальную культуру «своим» цветом. По его мнению, красный цвет является главным цветом России, дополняющим зелень полей. О культуре он судил по степени ее красочности.

В этой работе присутствует сферическая перспектива. Здесь не виден горизонт. Река, вздымаясь, образует «вертикальный» фон, не устремляется вдаль. Ее вода взвихряется, словно грозовые облака, готовые разверзнуться молниями. От ног удаляющегося коня расходятся труднопреодолимые волны, словно разрезанные складки тяжелого полотна.

Символом предстоящих перемен являются и натянутые поводья в худой руке юноши.

В советское время картину трактовали как предзнаменование грядущих революционных пожаров. Некоторые исследователи предполагают более сложный щемяще-трагический подтекст: наступление власти мощной народной стихии на рафинированный, оторванный от реальной жизни мир интеллигенции.

Художник или писатель?

В процессе учёбы Петров-Водкин решил набраться впечатлений и отправился во Францию, а оттуда занесло его в Африку. Там, в Европе и Африке, проявился второй талант Кузьмы — сочинять истории. Читавшим его письма хвалынским и петербургским приятелям оставалось только гадать: в самом ли деле их товарищ соблазняет итальянских красоток, попадает в плен к бандитам и отстреливается из револьвера от кочевников или сидит себе на лавочке где-нибудь в Риме или Париже и «пули льёт» для забавы? До сих пор неизвестно, что именно из приключений Петрова-Водкина правда, а что — для красного словца. Не исключено, что всё — правда.

Истории свои Кузьма принёс как-то в одно издательство (уже почти твёрдо решив стать писателем, а не художником), и там произошла, можно сказать, его историческая встреча с Максимом Горьким, который тоже принёс в издательство свои сочинения. Хотелось бы сообщить здесь, как высоко оценили друг друга два «матёрых человечища», но так как Горький и Петров-Водкин встретились, будучи конкурентами, да и характер у обоих был не ангельский, дружбы не сложилось. Скорее, наоборот. Горький, проникнув в недра издательства раньше Кузьмы, начал оттуда «войну», поливая «несостоявшегося богомаза и писаку» не совсем приличными для будущего «буревестника революции» пасквилями. Возможно, это окончательно решило судьбу Петрова-Водкина. Почитав, что о нём пишет уже довольно известный сочинитель, он решил не связываться и не лезть в литературу, а остаться при своей живописи.

Обучение

Биография Петрова-Водкина удивительна: как такой необразованный человек смог добиться таких высот? Это можно объяснить только упорной работой над собой, ведь, как известно, ремесленники и их дети очень усердны.

Свое начальное образование Кузьма получил в приходской школе. Это были всего четыре класса, где мальчик познал азы арифметики и научился писать. Знакомство с живописью произошло в церкви. Именно там Кузьма познакомился с иконописцами и стал активно копировать их работы, а также создавать собственные творческие произведения.

Занятия живописью никто не воспринимал всерьез: ни будущий художник, ни его родители. Поэтому в 15 лет Кузьма собрал вещи и поехал поступать в железнодорожное училище. Переезд в Самару был довольно затратный, да и возвращаться домой юноше не хотелось, поэтому после провала на экзамене Кузьма поступает в живописный класс Ф. Бурова

Здесь трудолюбивый юноша осваивает азы реалистического искусства, большое внимание уделяет изучению литературы. По окончании начального образования, благодаря удачной судьбе, Кузьма поступает в Петербургское училище рисования

Именно здесь, в классах В. Серова, Петров-Водкин официально закончил учиться на художника.

Снова дома

В Россию Петров-Водкин вернулся с солидным багажом знаний, впечатлений и работ. С января 1909 года выставлялся в Петербурге и Москве, к осени впервые была организована персональная выставка художника.

Позже, оценивая своё пребывание за границей, живописец приходит к выводу, что, набираясь впечатлений и учась, он ещё не видел ясно своего пути в искусстве. Только дома, в России, поиски себя усиливаются, появляются работы-этапы в становлении индивидуального стиля живописи. Некоторые из них вызывают шквал критики, как «Сон» (1910), «Мальчики» (1911). Но художник её не боялся, как и возможных ошибок или обвинений в подражаниях – писал, как чувствовал, всегда отстаивая свою точку зрения.

В этот период Петров-Водкин загружен работой по воплощению собственных художественных замыслов, преподаванию, росписи храмов. В картинах определяется влияние русской иконописи, самым ярким примером чего является полотно «Купание красного коня» (1912) – дореволюционный стиль живописи Петрова-Водкина утвердился.

Летом 1914 года после поездки на Кавказ живописец покупает под Хвалынском участок земли, засаженный яблонями – здесь решено построить семейное гнездо с мастерской. Начавшаяся Первая мировая война первое время никак не путает планов, Кузьма Сергеевич поглощён проектом застройки территории и даже готовится к поездке в Италию для выполнения заказа по росписи церкви. Но в конце 1916 года военная комиссия направляет его в Петроград – ситуация в стране накаляется. Февральская революция 1917-го окрыляет художника и вселяет в него надежду на скорую мирную жизнь. Но весной его чуть не отправили на фронт в числе прочих – спасло участие в Совете по делам искусств под руководством Горького. Страна закипала, империя рушилась…

Очень краткая биография (в двух словах)

Родился 5 ноября 1878 года в городе Хвалынск, Саратовской губернии. В 1893 году окончил городское училище. В 1897 году окончил Центральное училище технического рисования барона Штиглица, а в 1905 году — Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1910 по 1916 год преподавал в художественной школе-студии Званцевой в Санкт-Петербурге. С 1918 по 1933 г. преподавал в различных художественных учебных мастерских. В 1932 году был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников. Умер­ 15 февраля 1939 года в Ленинграде в возрасте 60 лет. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. Главные картины: «Купание красного коня», «Сон», «Смерть комиссара», «Черёмуха в стакане», «Портрет Татули» («Девочка с куклой»), «Новоселье», «Утренний натюрморт», «Полдень» и другие.

После революции

После 1917-го Петров-Водкин в числе прочих занимался реорганизаторской работой художественных учебных заведений в Петрограде. В начале 1918 года стал профессором живописного отделения сначала академии, затем свободных мастерских. Названия менялись ещё не раз, но художник здесь задержался до 1932 года, параллельно преподавал на прочих курсах, в том числе сценических постановок. Работа не давала в полной мере заниматься собственной живописью, в письме матери художник жаловался, что профессорство и болтовня отнимали всё время.

Но именно в эти годы появляются натюрморты Петрова-Водкина, картины на военную тему, особенно яркий автопортрет, переосмысление темы красного коня в картине под названием «Фантазия» (1925).

В 1921 году с группой специалистов побывал в Самарканде, впоследствии красотой и впечатлением сравнив узбекское великолепие с Северной Африкой. Ему не хватало времени, чтобы набросать всё, что восхитило. Родилась тут, а впоследствии воплотилась в жизнь идея книги «Самаркандия».

Биография и интересные сведения о художнике

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, краткая биография которого описана в этой статье, сумел много добиться. Расскажем о странных, интересных или просто судьбоносных событиях в жизни художника.

  1. Дед Кузьмы был страшный пьяница, и в один из своих запойный вечеров в порыве гнева убил свою жену.
  2. Архитектор Мельцев первым смог разглядеть талант художника и помог устроить юное дарование в Петербургское училище рисования Штиглица.
  3. Графиня Ю. Казарьина, у которой работала мать Кузьмы, оплачивала петербургское обучение и спонсировала дальнейшею жизнь художника в течение 18 лет.
  4. В своем творчестве Петров-Водкин использовал всего три цвета: красный, желтый и голубой. Правда, голубой цвет художник иногда заменял на зеленый.
  5. Кузьма Сергеевич был не только художником-живописцем, но и смог проявить себя как талантливый график и оформитель театральных декораций.

Селёдка (1918)

Разруха, недостаток предельно скудной пищи и суровость быта отражаются в натюрморте «Селёдка», написанном Петровым-Водкиным в 1918. Картошка, чёрный хлеб, ржавая селёдка — это всё, что можно было отыскать в Петрограде, охваченном революцией. Лаконизм и простота, чёткость и многогранность форм предметов делают этот натюрморт культовым и монументальным. Это своеобразный гимн эпохи.

Художник относится к этим незамысловатым продуктам как к драгоценности. Селёдка переливается золотыми отблесками на фоне аккуратного куска синей бумаги, картофель и маленькая горбушка хлеба кажутся драгоценными камнями на розовой скатерти. Из-за края стола видно лицо ребёнка художника, ожидающего начала жалкого обеда.

6

Лучшие произведения

Художник Петров–Водкин, биографию которого мы рассмотрели выше, был очень талантлив.

  • «Купание красного коня» – это самая известная работа Петрова-Водкина. Сюжет, ракурс и стиль – все необычно и ярко. Вдохновением для написания полотна Кузьме послужили древнерусские иконы, именно поэтому все фигуры на картине вытянуты и выполнены в непривычном развороте.
  • «Сон» – наиболее скандальная картина художника. Нельзя сказать, что самая яркая, но именно благодаря этому полотну фамилия Петрова-Водкина не сходила с уст интеллигентных граждан более полугода. Картина для того времени была слишком откровенная, и не все ее смогли оценить по достоинству.
  • «Портрет Анны Ахматовой». Художнику очень нравилось творчество поэтессы, стихи которой читали на любом собрании в любой компании. Но как человек, Анна живописцу не нравилась никогда. Ее портрет, несмотря на самобытность, пронизан холодом и отчуждением, хотя и выполнен с достоверной точностью.

Смерть

В 1928-м медики запретили Петрову-Водкину работать с красками: испарения вредили пораженным туберкулезом легким.

Кузьма Иванович перебрался из северной столицы в Детское Село, где его окружили знаменитые литераторы Алексей Толстой, Константин Федин и Вячеслав Шишков.

Могила Кузьмы Петрова-Водкина

Художник тоже взялся за перо и написал 20 рассказов, 12 пьес и 3 романа. Два романа Петров-Водкин отнес в издательство, но начинание «зарубил» Максим Горький. После критики сочинений издательства закрыли двери перед Кузьмой Ивановичем.

Не стало яркого представителя символизма и постимпрессионизма в середине февраля 1939 года. Судьба отмерила ему 60 лет, а причиной смерти стал туберкулез.

Юноша снова дома

По возвращении домой, без специальности, планов и возможностей, Кузьма встретился с человеком, впоследствии сыгравшем огромную роль в его дальнейшей жизни. Судьбоносная встреча состоялась благодаря матери юноши, которая работала в доме сестры купчихи Казариной, а ей строил дом архитектор из Петербурга Роман Фёдорович Мельцер. Ему-то мать и догадалась показать рисунки сына летом 1895 года. Мельцер был впечатлён и не отделался просто советом продолжить учёбу в Петербурге, а убедил Казарину участвовать в этом материально (впоследствии она субсидировала начинающего художника почти 10 лет).

Закат творчества

В свои последние годы художник не мог брать в руки кисть. Врачи поставили ему диагноз «туберкулез», когда Кузьме было 30 лет. Но молодой человек никак не хотел лечить свою болезнь и продолжал жить в средней полосе России, где погода иногда бывает слишком сурова.

Художник Петров-Водкин, краткая биография которого очень насыщенна событиями, последние годы своей жизни провел довольно плодотворно. Ему пришлось оставить полюбившиеся столицы и переехать в Крым. Писать маслом он не мог, так как болезнь обострялась от резких запахов. Поэтому живописец решил заняться полюбившейся ему с детства литературой. Он писал рассказы и даже пьесы. Современники не оценили его литературных начинаний, но художник и не собирался переквалифицироваться в писателя. Перед самой смертью опять взял в руки кисть, так как знал, что дни его сочтены.

Умер Кузьма Сергеевич в 1939 году в Ленинграде.

Творческий путь

  1. 1889 год – поступление в Хвалынское городское училище (в этом заведении ребята учились всего четыре года). Там Кузьма Сергеевич познакомился с несколькими иконописцами и нередко наблюдал за процессом создания икон. Это вдохновило будущего художника самому попробовать писать масляными красками не только иконы, но и пейзажи.
  2. 1893 год – неудачная попытка поступить в железнодорожное училище в Самаре. Продолжать сапожное дело своего отца Кузьма все же не захотел и, не собираясь бросать свои занятия рисованием, отправился к Федору Бурову, который преподавал живопись и рисунок.
  3. 1895 год – смерть Бурова. Так и не завершив свое художественное образование, Кузьма вернулся в Хвалынск. Однако сам он не сильно из-за этого огорчился, так стиль преподавания Бурова ему не нравился. Несмотря на то, что некоторые азы рисования ученики Бурова все же освоили, они ни разу «не подошли к натуре». В этом же году начинающему живописцу улыбнулась удача: крохотный городок на Волге посетил довольно известный в то время архитектор из Петербурга – Р. Ф. Мельцер. Пригласила его помещица Казарина для того, чтобы спроектировать новый особняк. Мать Кузьмы, работавшая горничной у Казариной, догадалась показать работы своего сына архитектора. Мельцер сразу признал талант начинающего живописца. Кузьма Сергеевич с помощью Мельцера уехал в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования, принадлежащее барону Штиглицу. Следует отметить, что Кузьма весьма достойно сдал вступительные экзамены. Примечательно, что Казарина и другие хвалынские помещики каждый месяц высылали художнику небольшую сумму для платы за обучение.
  4. 1897 год – переезд в Москву. Там Кузьма Сергеевич поступил в МУЖВЗ – Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителем стал известный художник Валентин Александрович Серов.
  5. 1905 год – завершение учебы в МУЖВЗ. После этого Кузьма Сергеевич на три года уехал за границу, где посетил Италию, Грецию и Северную Африку. Там он написал картины «Африканский мальчик», «Семья кочевников». Также он успел поучиться в нескольких частных академиях в Париже и Мюнхене.
  6. 1910 год – написание первой известной картины «Сон». Обнаженные фигуры персонажей вызвали резонанс в творческих кругах, пресса отнеслась к работе негативно. Полемика главным образом разразилась между Ильей Репиным и Александром Бенуа: первый картину упорно критиковал, а второй защищал.
  7. 1911 год – вступление в объединение «Мир искусства». Несмотря на то, что в раннем творчестве Петрова-Водкина прослеживаются яркие черты европейского модерна и символизма, к 1910 году он увлекается живописью эпохи Кватроченто (раннее Возрождение) и вновь обращается к русской иконописи, что и стало предпосылками к вступлению в «Мир искусства». В 1911 году художник пишет самую значимую для себя картину – «Купания красного коня». Именно из-за увлечения иконописью, особенно Новгородской школой, конь Петрова-Водкина написан красным цветом, как и конь на иконе Георгия Победоносца. Увидев эту картину, Илья Репин стал относиться к Кузьме Сергеевичу более благосклонно, признав его талант.
  8. 1913 год – начало работы в театре Незлобина. Там Кузьма Сергеевич проработал более 20 лет и оформил такие спектакли, как «Орлеанская дева», «Дневник сатаны», «Женитьба Фигаро».
  9. 1918 год – начало преподавательской деятельности в условиях реорганизации советского художественного образования. Преподавал Сергей Кузьмич сначала в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских, затем во ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, и наконец в Институте пролетарского изобразительного искусства до 1933 года. В это время художник пробует писать натюрморты, наиболее известна картина «Селедка».
  10. 1928 год – переезд из Ленинграда в Детское Село, в котором жила творческая элита. Врачи диагностировали прогрессирующий туберкулез, и Петров-Водкин был вынужден отказаться от живописи маслом. Он решил заняться литературным творчеством и пишет несколько автобиографических повестей и более десятка пьес и рассказов. Он даже попытался отдать некоторые из них в печать, но они были раскритикованы Максимом Горьким.
  11. 1932 год – избрание председателем ЛОССХ – Ленинградского отделения Союза советских художников.
  12. 1934 год – художник пишет свою последнюю картину – «Портрет В. И. Ленина», которая не была принята обществом и цензурой из-за «домашнего образа».
  13. 1936, 1937 годы – последние персональные выставки Петрова-Водкина, которые прошли в Москве и Ленинграде. В 1939 году художник умирает.

Семейная жизнь

Биография Петрова-Водкина довольно разнообразна, а вот личная жизнь художника спокойна и размеренна. Женился Кузьма рано и свою жену привез себе из первой заграничной поездки. Мария Йованович была дочерью владелицы квартиры, которую снимал художник в Париже. Рассказы супругов о том, кто кому сделал предложение руки и сердца, очень противоречивы.

Кузьма говорит, что именно Мария хотела выйти замуж за начинающего и уже успешного художника. Мара говорит о том, что Кузьма сделал ей предложение в то время, когда она позировала ему для картины. Так или иначе, этот союз был крепким. Художник обожал жену и, будучи в командировках, писал ей длинные письма. Долгое время у супругов не было детей, и только на 37-м году жизни Мария подарила Кузьме дочку.

Художник обожал Леночку, и именно ему приходилось ухаживать за ребенком в первые годы жизни девочки.

Красный конь

Картину «Купание красного коня» знают, пожалуй, все, даже те, кто понятия не имеет о её авторе. Картина, кстати, никакой «большевистской» подоплёки не несёт, так как написана она в 1912 году, когда газета «Правда» ещё только начала издаваться. Однако все как один корифеи живописи утверждают и утверждали, что «Купание красного коня» есть некий предвестник перемен.

Сам Петров-Водкин говорил, что два года воспринимал эту картину как чисто бытовую сценку. А конь имеет такой красный ненатуральный цвет только потому, что, незадолго до создания картины, художник изучал очищенные от многолетней копоти старинные русские иконы и был поражён яркостью их красок. В частности, цветом коня под Георгием-Победоносцем.

Однако с момента начала Первой мировой войны (1914 год) даже сам художник почувствовал что-то, о чём ему долгое время говорили друзья — «пророческая» картина действительно предрекала всему миру глобальные перемены.

Наступление этих перемен Петров-Водкин принял без оговорок и условий. Революция (или переворот, кому как нравится) 1917 года оказалась очень кстати и вознесла художника достаточно высоко. В 1918 году он становится профессором Высшего художественного училища и начинает преподавать в Петроградской Академии художеств. Петров-Водкин берет на себя оформление театральных постановок, создаёт череду революционных полотен, таких как «Смерть комиссара» (1928 год), и уже не спорит с утверждениями, что его «Красный конь» не просто предвестник перемен, а настоящий символ «диктатуры пролетариата».

Россия – дом родной

Поселившись с семьёй под Ленинградом, художник окунается в работу. Для этого периода характерны картины Петрова-Водкина с названиями, от которых уже веет теплотой: «За самоваром» (так и сквозит любовь к семье), «Ленушка в кровати» (обожание дочери).

Тем временем перемены в Академии 1926-го и последующих лет расстраивают Петрова-Водкина, там теперь много говорят и мало делают. Он пытается вернуть устоявшуюся систему обучения (были ликвидированы преподавательские мастерские, и студенты стали контролировать работу профессоров!), пламенно выступает с прямолинейными протестами. Но система сильнее человека, кроме того, на художника обрушивается критика, что мастер воспринимает болезненно.

Подросток

В 1893 году после училища Кузьма всё лето работал подмастерьем в порту, а осенью держал экзамен в Самарское железнодорожное училище. Препятствием для поступления стал собственный литературный дар – кратко и сухо изложить материал на экзамене по истории оказалось непросто, хотелось всё расписывать в деталях. Провалившись, Кузьма Петров Водкин, вспомнил о рисовании и записался на уроки к самарскому живописцу Фёдору Бурову (1845-1895), который совсем недавно по собственной инициативе разработал программу подготовки художников за 3 года и начал набор в классы. Учёба состояла в знакомстве посредством фотографий, альбомов и гравюр с творчеством состоявшихся и известных живописцев. Здесь молодой художник начал осваивать искусство рисования, но ему не хватало темпов обучения и настоящего дела – так, за два года ученики ни разу не писали натуру. Смерть Бурова оборвала сумбурный учебный процесс, профессию Петрову-Водкину получить не удалось.

Учась у Бурова, Кузьма не оставлял самостоятельных литературных занятий и даже решился показать их результаты молодому самарскому журналисту Максиму Горькому, который сюда недавно перебрался и был у читателей городской прессы чрезвычайно популярен. Встреча на Петрова-Водкина, по его признанию, имела отрезвляющее действие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector