Как называется картина петрова-водкина, написанная в 1918 году?

Биография Петрова-Водкина

Кузьма Сергеевич
Петров-Водкин

(1878–1939), русский
художник, теоретик искусства и писатель.

Родился в Хвалынске
(Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 в семье сапожника; сумел
получить художественное образование при поддержке местных купцов. Учился в
классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова в Самаре (1895–1897) и Центральном
училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895–1897). В 1905
окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его
наставников был В.А.Серов. Посещал студию А.Ашбе в Мюнхене (1901) и частные
академии Парижа (1905–1908). В эти же годы много путешествовал по Западной
Европе и Средиземноморью, побывал в Северной Африке; позднее большое значение
для него имели также крымские и среднеазиатские впечатления. Испытал
разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и
старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения)
традиций. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в
Ленинграде, а с 1927 – в Пушкине.

Целиком в духе символизма
решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы легенды или волшебного
сна (Сон, 1911; Играющие мальчики, 1911; обе работы – в Русском музее, Петербург).
Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно
Купание красного коня (1912) – простой сельский сюжет превращен (благодаря
плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение
о судьбах России. Так же воспринимаются картины Мать (1913) и Девушки на
Волге (1915). В своих новаторских монументально-декоративных работах (росписи
в храме Василия Златоверхого в Овруче, 1910, Морском Никольском соборе
Кронштадта
, 1913, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы, 1915)
Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна».
Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции (1918 год в
Петрограде (с фигурой Богоматери с Младенцем на первом плане), 1920; все
картины – в Третьяковской галерее).

В 1910-е годы складывается
особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль
играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему, изображая
натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты».
По-своему «планетарны», монументально-значительны даже его натюрморты
(Селедка, 1918, Русский музей), портреты же воспринимаются как масштабные
духовные вехи своего времени (Автопортрет, 1918; А.А.Ахматова, 1922; оба
портрета – в Третьяковской галерее). Искренний «попутчик» революции, мастер
создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны (После боя, 1923,
Центральный музей Вооруженных сил, Москва; Смерть комиссара, 1928, Русский
музей). Но картина 1919 год. Тревога (1934, там же), с питерским рабочим,
которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как
предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами, а
многофигурное Новоселье (1937, Третьяковская галерея) –на тему «уплотнения
бывших буржуев» – как сатира на новый быт.

Петров-Водкин часто
(начиная с ранних подражаний М.Метерлинку) обращался к литературе, особенно в
свой поздний период. Романтически-эмоциональны, весьма самобытны по жанру его
Хлыновск (1930) и Пространство Эвклида (1933) – своего рода «вымышленные
автобиографии», где причудливо сочетаются черты авантюрного романа,
теоретического трактата и мемуаров. Плодотворно работал также как художник
театра и педагог (преподавал в школе Е.Н.Званцевой (1910–1915) и Академии
художеств (1918–1933).

Умер Петров-Водкин в
Ленинграде 15 февраля 1939.

Связанные ссылки:

Творчество Петрова-Водкина

В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна».

Петров-Водкин испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, результатом чего считается разработка им сферической перспективы. Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты.

Некоторые работы Петрова-Водкина были восприняты как содержащие эротизм.

В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты».

Среди картин Петрова-Водкина немало изображений обнажённых мужчин.

«Купание красного коня» (1912)

Картина «Купание красного коня» стала вехой как в истории русской живописи, так и в истории России. «Купание красного коня» являлась символом предстоящих перемен в стране. Автор удивлялся ее новому звучанию вначале Первой мировой войны:

Тогда в 1912 году можно было только предчувствовать то, что ждет Россию. Предчувствия владели устроителями выставки «Мира искусства», повесившими картину над входом, как алый стяг.

В этой загадочной картине соединены традиции иконописи (образ св. Георгия Победоносца) и модернизма.

Огненный конь, сошедший со старинных икон, вдохновлен иконописной традицией: в иконописи конь Георгия Победоносца символизировал светлую силу, побеждающую зло.

Первые наброски к «Купанию красного коня» относятся к лету 1912 года. Зарисовки Петров-Водкин делал с коня, которого звали Мальчик. Этого коня художник увидел на хуторе Мишкина Пристань недалеко от села Гусевка Царицынского уезда, где гостил с женой в семье своей учительницы Натальи Грековой (дочери генерала Петра Грекова). Конь очень понравился жене Петрова-Водкина, Марии Федоровне, совершавшей на нем длительные прогулки. Осенью, когда Мария Федоровна уехала готовить квартиру к зиме в Петербург, Петров-Водкин писал ей о Мальчике:

Из воспоминаний художника:

По возвращению в Петербург художник заехал к родителям в Хвалынск, где написал отрока, сидящего верхом на коне. Моделью для юноши послужил двоюродный брат Шура.

Существует версия, что художник запечатлел на картине своего ученика Сергея Ивановича Калмыкова, который очень походил на представителя петербургской богемы. Загадкой остается контраст между могучим, романтически-прекрасным конем и утонченным, словно пришедшим из другого мира юным всадником.

Уже в Петербурге Петрова-Водкина поразили колорит и композиция расчищенных от позднейших записей новгородских икон ХV века. Благодаря встрече с новгородскими иконами «Красный конь» стал красным, и картина приобрела символическое звучание.

В то время художник не предполагал, что его полотну будет суждено стать символом эпохи. Долгое время полотно находилось за границей. С весны 1914 года оно экспонировалось на Международной Балтийской выставке, проходившей в Швеции и в связи с началом Первой мировой войны там и осталось. По требованию жены художника в 1950 году картина вернулась в Россию.

В этом главном произведении представлена вся водкинская колористическая (трехцветная) система, определившая будущее творчество художника. Известно, что Петров-Водкин наделял каждую национальную культуру «своим» цветом. По его мнению, красный цвет является главным цветом России, дополняющим зелень полей. О культуре он судил по степени ее красочности.

В этой работе присутствует сферическая перспектива. Здесь не виден горизонт. Река, вздымаясь, образует «вертикальный» фон, не устремляется вдаль. Ее вода взвихряется, словно грозовые облака, готовые разверзнуться молниями. От ног удаляющегося коня расходятся труднопреодолимые волны, словно разрезанные складки тяжелого полотна.

Символом предстоящих перемен являются и натянутые поводья в худой руке юноши.

В советское время картину трактовали как предзнаменование грядущих революционных пожаров. Некоторые исследователи предполагают более сложный щемяще-трагический подтекст: наступление власти мощной народной стихии на рафинированный, оторванный от реальной жизни мир интеллигенции.

Последние годы жизни

В 1928 году здоровье Петрова-Водкина серьёзно пошатнулось, в начале следующего года у него диагностировали туберкулёз лёгких, который, оказывается, начался давно. Чтобы скорей вернуться в строй, художник интенсивно лечится: выполняет все предписания врачей, едет в Крым, временно оставляет живопись. И начинает автобиографическую повесть, которая была издана в 1931-м.

В конце 1930 года стал заслуженным деятелем искусств РСФСР, начал получать персональную пенсию. Преподавание оставляет лишь в конце 1932-го – очень мешала болезнь. Но остаётся во главе Союза художников (его Ленинградского отделения), заканчивает и издаёт вторую книгу воспоминаний. Взявшись и за третью, бросает её, чтобы заняться живописью – улучшилось самочувствие. В этот период он создаёт портреты писателей-современников, Пушкина, Ленина. Надо сказать, близкие люди считали, что у Кузьмы Сергеевича есть дар предвидения, и картина под названием «1919 год. Тревога» (1934) заставляет поверить в это утверждение. Страна подходила к страшным репрессиям, перемоловшим впоследствии миллионы судеб. И Петров-Водкин, возможно, это понимал.

Не стало художника 15 февраля 1939 года, он умер от туберкулёза. Поклониться ему приходят на Литераторские мостки Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Детство

Родился будущий живописец на севере Саратовской области, в городке Хвалынске, расположившемся на правом берегу Волги. Семья Петровых-Водкиных «прославилась» своим предком, любителем «беленькой» Петром. Дед Кузьмы во хмелю зарезал кроильным ножом супругу, а спустя несколько часов и сам скончался. С тех пор детей Петра называли то Петровыми, то Водкиными.

Автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина

Художнику досталась в «наследство» двойная фамилия, не слишком почетная и напоминающая о семейной трагедии. Отец живописца, Сергей Петрович, получив «прививку» от пагубного пристрастия, был абсолютным трезвенником и лучшим в городе сапожником.

Творческое начало в Кузьме родные отметили в детстве. Мальчик так правдоподобно рассказывал небылицы, что слушатели поневоле верили. Тяга к рисованию тоже проявилась в ранние годы. Первой поклонницей творчества внука оказалась бабушка Арина. Пейзаж, нарисованный Кузьмой масляными красками на куске жести, женщина одобрила и украсила им могилу деда Федора.

Фото Кузьмы Петрова-Водкина

Вторая «картина» Петрова-Водкина тоже украсила кладбищенское надгробие. В этот раз – в благодарность за спасенную жизнь. Кузьма купался в Волге, но заплыл слишком далеко и, выбившись из сил, начал тонуть. Спас мальчика перевозчик Илья Захаров, успевший подплыть на лодке.

Спустя неделю Захаров, спасая очередную жертву волн, утонул сам. Нарисованная на жестяной пластине Волга с маленькой лодкой перевозчика и головами тонущих, посвященная погибшему спасателю, – первое «тематическое» полотно живописца.

Портрет матери Кузьмы Петрова-Водкина

Учился Кузьма Петров-Водкин в 4-классном училище. Там познакомился с иконописцами и попытался повторить увиденное. Первую работу не одобрил священник: уж очень приземленной оказалась Богородица, напоминавшая обуреваемую земными страстями деревенскую бабу.

В 1893 году, окончив училище, Петров-Водкин поехал в Самару, чтобы продолжить образование и получить специальность железнодорожника. Экзамены Кузьма провалил, но не растерялся и поступил в школу живописца Федора Бурова. Через 2 года Федор Емельянович умер, учеников распустили. 15-летний живописец вернулся домой.

Автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина

Путь к художественному Олимпу сыну открыла мама, горничная в купеческом доме Казариных. Она показала работы Кузьмы прибывшему по приглашению хозяев архитектору Роберту-Фридриху Мельцеру. Пораженный талантом мальчика, архитектор повез юного живописца в Петербург и помог с поступлением в училище технического рисования Штиглица.

Меценатами и спонсорами одаренного земляка стали купцы Казарины. Они оплачивали квартиру и учебу Кузьмы.

Как называется картина Кузьмы Петрова-Водкина, написанная в 1918 году?

Кузьма Петров-Водкин – один из гениев русского искусства XX века. На ряду с Малевичем и Филоновым в своей живописи Петров-Водкин воплощает свою философскую и живописную концепции. Родился художник в 1878 году в семье сапожника.

Его педагогическая деятельность также была значительной. Помимо традиционных тем изобразительного искусства, они касались начертательной геометрии, оптики, физики движения, технологии лакокрасочных материалов и значения перспективы. Его ученикам сначала разрешалось рисовать только по теории «трех цветов», только позже и постепенно они могли использовать другие цвета. Он пытался помочь с выбором сюжета и кадрированием изображения с помощью регулярных ситуационных упражнений.

Существует несколько списков картин художника Кузьмы Петрова-Водкина. Некоторые из них он вел при жизни. В 1940 году, после его смерти, вдова составила списки живописных и графических работ, на оборотах холстов были написаны названия и даты создания работ (эти даты нередко неверны). Ниже даны названия шести картин, написанных Кузьмой Петровым-Водкиным в 1918 году.

Очень интересно:

Известная многим картина «Купание красного коня» написана в 1912 году и выставлена в Третьяковской галерее. А вот в Русском музее имеется полотно, где на столе изображена костлявая селедка. Рядом находится кусок черного хлеба и две картофелины. Это основная еда в России в первые годы после революции.

  1. «Автопортрет»
  2. «Розовый натюрморт»
  3. «Селедка»
  4. «Натюрморт. Свеча и графин»
  5. «Скрипка»
  6. «Утренний натюрморт»

Сопоставив эти картины с предложенными вариантами в викторине, можно с легкостью выбрать верный ответ.

Натюрморт «Селедка» это своеобразный оммаж голландских натюрмортов, нередко таящих в себе глубокий религиозный смысл. Рыба, хлеб – элементы христианской символики. Картошка – голодная действительность Петрограда 1918 года.

Последние годы жизни Кузьма Сергеевич страдал туберкулёзом, и врачи посоветовали отказаться от масляных красок. Тогда художник переключился на литературу и написал «Мою повесть» – книгу воспоминаний. Умер Кузьма Петров-Водкин в 1939 году.

  • Селедка
  • Едоки картофеля
  • Рыбы, вино и фрукты

Ответ: Селедка.

Картина Кузьмы Петрова-Водкина, написанная в 1918 году, называется «Селедка». Это правильный ответ на вопрос викторины, за который мы получим по 10 бонусов клуба в качестве награды за любознательность.

Известные картины

Произведения Петрова-Водкина находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, Саратовского художественного музея и других, а также в частных коллекциях.

Самые известные работы:

  • «Купание красного коня» (1912);
  • «Девушки на Волге» (1915);
  • «Селёдка» (1918);
  • «Натюрморт с сиренью» (1928);
  • «Смерть комиссара» (1928);
  • «Весна» (1935);
  • «Пушкин в Петербурге» (1937);
  • «Новоселье» (1937).

По воспоминаниям друзей Кузьма Петров-Водкин был не только художником и писателем, но и мыслителем, пламенным, прямолинейным и глубоким. Всматриваясь в его картины, понимаешь это в полной мере.

Купание красного коня – Многозначное пророчество

Биография Ильи Сергеевича Глазунова: вклад в искусство и общественную жизнь России

Биография Константина Коровина

После революции

После 1917-го Петров-Водкин в числе прочих занимался реорганизаторской работой художественных учебных заведений в Петрограде. В начале 1918 года стал профессором живописного отделения сначала академии, затем свободных мастерских. Названия менялись ещё не раз, но художник здесь задержался до 1932 года, параллельно преподавал на прочих курсах, в том числе сценических постановок. Работа не давала в полной мере заниматься собственной живописью, в письме матери художник жаловался, что профессорство и болтовня отнимали всё время.

Но именно в эти годы появляются натюрморты Петрова-Водкина, картины на военную тему, особенно яркий автопортрет, переосмысление темы красного коня в картине под названием «Фантазия» (1925).

В 1921 году с группой специалистов побывал в Самарканде, впоследствии красотой и впечатлением сравнив узбекское великолепие с Северной Африкой. Ему не хватало времени, чтобы набросать всё, что восхитило. Родилась тут, а впоследствии воплотилась в жизнь идея книги «Самаркандия».

Смерть комиссара (1928)

В советский период Петров-Водкин создал огромное по значимости полотно, которое раскрывало и эпоху, и тему жертвенности ради светлого будущего. Картина «Смерть комиссара» написана после окончания гражданской войны, полной братского кровопролития и жестокости.

Сюжетом картины стала трагическая история гибели комиссара на поле боя в Гражданскую войну. На переднем плане на вершине холма красноармеец поддерживает умирающего комиссара. За их спиной красноармейцы продолжают движение вперёд. Для отображения масштабов происходящего художник мастерски использовал сферическую перспективу.

Колорит картины основан на сочетании охры, голубого и зелёного цветов. Отлично передано пространство. С высоты холма виден сложный рельеф округи, голубая лента реки и небольшой город.

Самые красивые фильмы о войне.

13

Смерть

В 1928-м медики запретили Петрову-Водкину работать с красками: испарения вредили пораженным туберкулезом легким.

Кузьма Иванович перебрался из северной столицы в Детское Село, где его окружили знаменитые литераторы Алексей Толстой, Константин Федин и Вячеслав Шишков.

Могила Кузьмы Петрова-Водкина

Художник тоже взялся за перо и написал 20 рассказов, 12 пьес и 3 романа. Два романа Петров-Водкин отнес в издательство, но начинание «зарубил» Максим Горький. После критики сочинений издательства закрыли двери перед Кузьмой Ивановичем.

Не стало яркого представителя символизма и постимпрессионизма в середине февраля 1939 года. Судьба отмерила ему 60 лет, а причиной смерти стал туберкулез.

Купание красного коня (1912)

Картина К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня» на художественной выставке 1912 года произвела фурор. Это была новаторская идея — соединить прошлое и будущее в развитии живописи. Здесь объединялись и приёмы иконописи, и монументализм, и стиль «модерн» и декоративное искусство. Красный конь — частый герой русских икон и былин.

На картине Петрова-Водкина красный конь — центральная и многозначительная фигура картины. Он изображён на фоне изумрудной воды. Тело обнажённого мальчика, сидящего верхом, выписано с анатомической точностью, а его лицо выглядит несколько схематично и отрешённо. Это монументальное произведение вошло в мир людей, как символ предстоящих революционных изменений в судьбе России.

Кстати, о самых красивых породах лошадей на нашем сайте есть очень красивая статья со множеством фотографий.

3

Годы учёбы профессии

Начав осенью 1895 года учиться в Петербурге в училище Штиглица декоративно-прикладному искусству, молодой художник со временем понял, что его влечёт живопись, а не технические зарисовки мебели. Заручившись поддержкой Мельцера и Казариной, отправился в Москву – МУЖВЗ больше соответствовало его стремлениям. Серов, Горский и Касаткин стали его педагогами, здесь же написан первый автопортрет Петрова-Водкина.

Но бедность и зависимое положение от благодетельницы били по его самолюбию – он использовал все возможности заработать. В помощи нуждалась и мать начинающего живописца, которая вынуждена была заботиться о детях другого сына, умершего в 1899 году. Московский студент брался проектировать и лепить гончарные изразцы, давал частные уроки, расписывал церкви.

Заказами его снабжал и Мельцер – первой большой работой стало 5-метровое панно для фасада церкви по его проекту. В ходе подготовки потребовалась обработка картины Петрова-Водкина на керамической фабрике в Лондоне, куда он и отправился в 1904 году. В ноябре того же года на фасаде новой церкви уже красовалась работа начинающего живописца.

Начав зарабатывать как художник Кузьма Петров Водкин несколько месяцев провёл в Мюнхене, где учился в частной школе Ажбе, известной своими принципами развивать у молодых талантов прежде всего индивидуальность и собственную творческую манеру.

С самого начала учёбы в Москве Петров-Водкин всегда участвовал в выставках-аукционах училища, здесь он найдёт друзей и единомышленников, с головой уйдёт не только в искусство, но и в науку. В 1904 году училище успешно закончено – повзрослевший, теперь живописец, интеллектуал и личность, не оставляющий и литературное поприще, Петров-Водкин нацелился на заграничную поездку.

Библиография

  • Костин В. И. К. С. Петров-Водкин. — М.: Советский художник, 1966.
  • К. С. Петров-Водкин. 1878—1939. Каталог выставки. — М.-Л.: Советский художник, 1966.
  • Адаскина Н. Л. Петров-Водкин. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — 40 с. — (Мастера советского искусства в собрании Государственной Третьяковской галереи).
  • К. С. Петров-Водкин. Альбом. Вступительная статья Л. Мочалова. — Л.: Аврора, 1971.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, 

Кузьма Петров-Водкин: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Кузьма Петров-Водкин: жизнь и творчество художникаПроголосуйте

Подросток

В 1893 году после училища Кузьма всё лето работал подмастерьем в порту, а осенью держал экзамен в Самарское железнодорожное училище. Препятствием для поступления стал собственный литературный дар – кратко и сухо изложить материал на экзамене по истории оказалось непросто, хотелось всё расписывать в деталях. Провалившись, Кузьма Петров Водкин, вспомнил о рисовании и записался на уроки к самарскому живописцу Фёдору Бурову (1845-1895), который совсем недавно по собственной инициативе разработал программу подготовки художников за 3 года и начал набор в классы. Учёба состояла в знакомстве посредством фотографий, альбомов и гравюр с творчеством состоявшихся и известных живописцев. Здесь молодой художник начал осваивать искусство рисования, но ему не хватало темпов обучения и настоящего дела – так, за два года ученики ни разу не писали натуру. Смерть Бурова оборвала сумбурный учебный процесс, профессию Петрову-Водкину получить не удалось.

Учась у Бурова, Кузьма не оставлял самостоятельных литературных занятий и даже решился показать их результаты молодому самарскому журналисту Максиму Горькому, который сюда недавно перебрался и был у читателей городской прессы чрезвычайно популярен. Встреча на Петрова-Водкина, по его признанию, имела отрезвляющее действие.

Происхождение и детство

Родился 5 ноября 1878 года в приволжском Хвалынске Саратовской губернии в бедной трудовой семье. В недавнем прошлом крепостные, родители Кузьмы всю жизнь усердно работали: отец, Сергей Фёдорович, был мастером сапожных дел, мать, Анна Пантелеевна, нянчила детей и прислуживала в семье местных богачей.

Мальчик рос в любви и заботе родных. От матери с малых лет слышал множество рассказов, стихов и сказок, она, подобно пушкинской Арине Родионовне, привила сыну любовь к народному творчеству и поэзии. Полуграмотность Анны Пантелеевны не была помехой её духовному богатству, благодаря которому чутким стал и сын. Его платоническая связь с матерью позволила впоследствии всю жизнь с ней переписываться как с собственным духовником и главным советчиком.

Бедность не мешала Кузьме расти счастливым: бегал с друзьями на Волгу купаться, на городскую пристань смотреть на корабли и баржи, в сады за яблоками. Пришло время – учился в начальном городском училище, с первых классов проявляя себя одарённым учеником. Сначала его захватили литературные увлечения. Хорошая память позволяла знать наизусть многое из Пушкина, воодушевление от певучих строк гения рождало в голове ребёнка собственные стихи. В 12 лет подросток увидел, как работают иконописцы – теперь его потянуло к живописи. В этот период он впервые ощутил некоторую магию кисти, красок, но с пробами икон и пейзажей понимания по сути ещё ребёнком своего призвания пока не случилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector