Глазуновильясергеевич
Содержание:
- Семья
- Биография И. Глазунова
- Творчество
- Заграничный период
- Краткая биография
- Биография
- Расцвет композиторской деятельности
- Почести
- Образование
- Личная жизнь
- Дороги войны» (1985)
- Портрет С.В. Михалкова (1988)
- «Раскулачивание» (2010)
- Илья Глазунов: жизнь и творчество
- Ранний период творчества
- «Художником меня сделал Ленинград…» (И. Глазунов)
- «Нет ничего фантастичнее реальности» (Ф.М. Достоевский)
- Другие работы И. Глазунова
- Общественная деятельность
Семья
Ещё в 1922 году в России Александр Константинович тайно обвенчался с Ольгой Николаевной Гавриловой – она работала в доме Глазуновых помощницей матери композитора. Пара не афишировала свои отношения, т.к. у Гавриловой была дочь Елена. Глазунов удочерил девочку, дал ей свои отчество и фамилию и всегда относился к ней, как к собственному ребенку. Елена тоже крепко полюбила своего приёмного отца. Он занимался с девочкой музыкой, они часто вместе выступали в концертах.
В 1936 г. в Париже Александр Константинович и Ольга Николаевна официально вступили в брак. Супруги 15 лет прожили в любви и уважении. После смерти мужа Ольга Николаевна ушла в монастырь и приняла сан схимонахини Александры – имя взяла в память о супруге. С 1960 г. жила в женском монастыре в Иерусалиме.
С женой Ольгой
Дочь Елена Александровна (в замужестве Гюнтер-Глазунова) стала блестящей пианисткой. В 2001 г. она основала Фонд им. Глазунова в Мюнхене, куда перевезла личные вещи и архив своего отца из Парижа, а в 2002 г. Фонд переехал в Россию.
Александр Глазунов с дочерью Еленой. Ленинград. 1920-ые
Биография И. Глазунова
1930 — 9 июня Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде. 1942 — 11-летнего Илью после смерти всех его родных от голода в осажденном Ленинграде эвакуируют в деревню Гребло Новгородской области. 1948 — Первое упоминание в прессе о художнике Глазунове (газета «Ленинградская правда» от 28 октября). 1951 — Поступает на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Учится в мастерской Б. В. Иогансона. 1956 — Получает Гран-при на IV Международном конгрессе студентов в Праге за картину «Юлиус Фучик». 1957 — Создает серии портретов деятелей мирового искусства, таких, как Д. Сикейрос, Д. Сорано, Ф. Феллини, М. Шометт, М. Казарес, положивших начало мировой известности Глазунова как портретиста.1958 — Первая персональная выставка Глазунова. 1963 — Первая поездка в Италию по приглашению Д. Лоллобриджиды для написания ее портрета. 1964 — Работает над иллюстрациями к произведениям А. И. Куприна «Яма», «Брегет», «Гамбринус» и другим. Пишет книгу «Дорога к тебе. Из записок художника», в которой излагает свои взгляды на предназначение художника. 1967 — Творческая командировка во Вьетнам. Результат ее — серия работ о сражающемся Вьетнаме. Выпущен альбом «Дни и ночи Вьетнама» 1967 — И. С. Глазунов принят в Союз художников СССР. 1973 — Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Едет по приглашению в Индию для написания портрета премьер-министра Индиры Ганди. Присуждена премия имени Джавахарлала Неру за укрепление индийско-советской дружбы.1974 — Едет по приглашению в Финляндию для написания портрета президента Урхо Кекконена. 1976 — Вышел документальный фильм «Илья Глазунов». 1977 — Творческая командировка на строительство Байкало-Амурской магистрали. Создает серию работ «БАМ». 1978 — Начинает преподавательскую деятельность в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. 1979 — Присвоено звание «Народный художник РСФСР». 1979 — Присвоено звание почетного члена Мадридской Королевской академии изящных искусств Сан Фернандо и барселонской Королевской академии изящных искусств Сан Хорхе. 1980 — По предложению ЮНЕСКО пишет живописное панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию». Картина явилась даром СССР ЮНЕСКО. Работает совместно с женой — художницей Н. А. Виноградовой-Бенуа над декорациями и костюмами к опере А. П. Бородина «Князь Игорь» для Государственной оперы в Берлине, ГДР. Присвоено звание «Народный художник СССР» 1981 — По поручению Министерства культуры СССР в Москве Глазунов организует Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства. 1987 — Назначен ректором Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества. 1990 В связи с тридцатилетием творческой деятельности в Москве проходила выставка работ И. С. Глазунова, на которой экспонировалось более 400 произведений. 1997 – удостаивается Государственной премии РФ за реставрацию Московского Кремля 2000 — действительный член Российской академии художеств, профессор, бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.По результатам общественного опроса, проведенного ВЦИОМом в 1999 году накануне своего 70-летия И.С. Глазунова, он назван «самым выдающимся художником ХХ века». Его имя присвоено одной из малых планет, а ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды — золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру. Король Лаоса, в молодости хорошо знавший Шаляпина, наградил Глазунова орденом Вишну, Индира Ганди вручила премию имени Д. Неру, португальский принц Браганца — орден Святого Михаила. Две старейшие испанские Королевские академии художеств — в Мадриде и Барселоне — избрали Глазунова своим почетным членом. 9 июля 2017 — ушел из жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Ссылки по теме:БиографияРаботыМонументальные работы
Творчество
Ранние живописные работы середины 1950-х — начала 1960-х годов выполнены в академической манере, отличаются психологизмом и эмоциональностью. Иногда заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма («Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно»).
- Дипломная работа в ЛИЖСА «На колхозной ферме» (1957)
- Работа «Дороги войны», изображающая отступающую Красную армию в 1941 году (1957). Не сохранилась до наших дней; художником позднее исполнена авторская копия.
- Цикл графических работ, посвящённых жизни современного города. Цикл начат в студенческие годы. На листах того времени, исполненных чёрным соусом, художник изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и интерьеров Ленинграда («Двое», «Размолвка», «Любовь»). В более поздних графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую архитектуру и человека.
- Живописное полотно «Мистерия XX века» (1978 и 1999). В картине представлены наиболее выдающиеся события и герои прошедшего столетия с его борьбой идей, войнами и катастрофами.
- Живописное полотно «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за тысячу лет (1988).
- Исполненные в графически стилизованной манере произведения, посвящённых русской старине: циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др.
- Серия работ на темы основных произведений Фёдора Достоевского (триптих «Легенда о Великом Инквизиторе»).
- Создал живописные панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (здание ЮНЕСКО, Париж, 1980).
- Картина «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус».
- Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Мирей Матьё, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щёлоков).
- Серия работ «Вьетнам», «Чили» и «Никарагуа».
- Театральный художник (создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» Александра Бородина и «Пиковая дама» Петра Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» Арама Хачатуряна в Одесском оперном театре и др.)
- Интерьер советского посольства в Мадриде.
- Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлёвского дворца.
- На последних выставках в московском Манеже (2010) и Санкт-Петербургском Манеже (2011) выставил новые полотна «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», а также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике; также зрители увидели лирический автопортрет художника «И снова весна».
Заграничный период
- Осенью 1928 г. композитора пригласили на Международный Шубертовский фестиваль в Вену. Глазунов отправился в Австрию вместе с супругой Ольгой и приёмной дочерью Еленой. После завершения мероприятия Глазуновы решили посетить несколько европейских столиц, а также пройти курс лечения в Германии – здоровье Александра Константиновича пошатнулось. Однако он давал концерты, его приглашали выступать на различных концертных площадках Европы. Популярность Глазунова была очень высока.
- Получил он приглашение и в США, но во время гастролей сильно заболел, отменил выступления, за что оказался на грани банкротства из-за уплаты неустойки устроителям концертов. Расплатиться с долгами помог С.В. Рахманинов.
- В 1932 г. Глазуновы поселились в Париже, где прошли последние годы жизни композитора. Несмотря на болезнь, он иногда выступал и сочинял, освоил новый для того времени инструмент саксофон.
- 21 марта 1936 г. А.К. Глазунов умер в больнице в Париже. Похоронили композитора на кладбище Нейи-сюр-Сен, однако в 1972 г. его прах был перенесён на родину – в Питер, и перезахоронен в Александро-Невской лавре.
Александр Глазунов на смертном одре. Париж. 1936 г.
Краткая биография
- В 1951 г. поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. Его учителем живописи в Институте был художник Б. Иогансон. Во время учёбы молодой художник проводил студенческие каникулы и практику в творческих поездках: посетил Поволжье, Плес, Углич, Куйбышев.
- В 1956 г. женился на Нине Виноградовой-Бенуа.
- В 1956 г. получил I премию за портрет Юлиуса Фучика на конкурсе в Праге.
- В 1957 г. окончил Институт. Его дипломной работой стала картина «Дороги войны», которую учёный совет не принял, призвав уничтожить. На ней изображено отступление Красной армии в первые месяцы войны. Полотно было признано не отвечающим идеологии социализма.
- Получив за диплом низкий балл, был распределён простым учителем рисования в г. Ижевск. Затем переехал в Иваново, потом в Москву.
- В 1950-х годах началось увлечение творчеством Ф.М. Достоевского, которое в дальнейшем станет источником многих его картин. Иллюстрирует его романы «Идиот» и «Бесы».
- В феврале 1957 г. в Москве, в Доме работников искусств, прошла первая выставка его работ. Она имела большой успех, но вызвала много споров. Ранние работы созданы в академическом стиле, некоторые – под влиянием импрессионизма.
- В 1958 г. познакомился с С. Михалковым, который на всю жизнь остался его помощником и идейным товарищем.
- В 1960-х годах работал на Севере над циклом картин о древнерусской истории. Посетил Италию.
- В 60-х годах его творчество оценило высшее партийное руководство страны, разрешён выезд за границу.
- В 1967 г. был принят в Союз художников.
- В 1969 г. родился сын Иван.
- В 1970 г. решительно протестовал против реконструкции Москвы, разрушения исторической части города. Привлёк к этому протесту многих общественных деятелей, в результате план реконструкции был отозван.
- В 1973 г. родилась дочь Вера.
- В 70- годы иллюстрировал произведения русских писателей-классиков Лермонтова, А. Толстого, Куприна.
- В 1977 г. на выставке в Манеже была показана его грандиозная картина «Мистерия ХХ века». Через 5 дней по требованию Союза художников Москвы выставка была закрыта, а картина Глазунова была признана противоречащей советской идеологии.
- В 1978 г. назначен руководителем мастерской портрета в художественном иституте им. Сурикова в Москве.
- Создаёт много живописных портретов своих современников. Совершает поездки и проводит выставки за рубежом.
- Поездка во Вьетнам, создание «Вьетнамского цикла» (более 150 работ).
- 1970-е годы – очень плодотворные для художника: он создаёт иллюстрации к произведениям Блока, Гончарова, Достоевского, Лескова, Некрасова. Совершает творческие поездки в Индию и Чили. Выставляет свои картины в Финляндии, Швеции, Японии.
- В середине 70-х годов был в Сибири и создал цикл картин «БАМ».
- Вместе с женой в Берлинской опере оформил постановку оперы А. Бородина «Князь Игорь».
- В 1978 г. начал преподавать в Московском художественном институте.
- В 1980 г. окончил цикл картин «Поле Куликово».
- В 1981 г. организовал Музей декоративно-прикладного искусства, став его директором.
- Оформил вместе с женой несколько постановок опер и балетов русских и советских композиторов в Берлине, Одессе и Большом театре (Москва).
- Совершил творческие командировки в Никарагуа и на Кубу. Создал портрет Фиделя Кастро.
- 1987 г. – создатель и бессменный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
- В период 1990-1999 гг. совершает со студентами поездку в Италию, пишет много картин, проводит выставки во многих городах России (Кисловодск, Краснодар, Пермь, Сыктывкар и др.).
- Участвует в конкурсе по реконструкции Московского Кремля и побеждает.
- В 2004 г. в Москве на Волхонке открылась Галерея его имени (более 300 картин).
- В 1997 г. присвоена Государственная премия РФ.
- В 2010 г. в Манеже открылась выставка работ в честь 80-летия художника.
- В 2017 г. открыл Музей сословий (в крыле галереи Глазунова), в его основе – древние иконы, собранные им в советское время в разных уголках страны.
- Умер от сердечной недостаточности 9 июля 2017 г. в Москве.
- Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Биография
Внешние изображения |
---|
Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец — Сергей Фёдорович Глазунов, историк; дядя по отцу — патологоанатом и коллекционер живописи М. Ф. Глазунов. Мать — Ольга Константиновна Глазунова (Флуг); дядя по матери — востоковед К. К. Флуг, потомки петербургского немецкого фабриканта Г. И. Флуга.
Пережил блокаду Ленинграда, а отец, мать, бабушка и другие родственники погибли. В 12-летнем возрасте вывезен из осаждённого города через Ладогу по «Дороге жизни».
Жил в деревне Гребло под Новгородом. После снятия блокады в 1944 году вернулся в Ленинград. Учился в Ленинградской средней художественной школе, в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ЛИЖСА) в мастерской Б. В. Иогансона (1951—1957). По распределению был направлен в Ижевск учителем рисования и тригонометрии, оттуда перевелся в Иваново, затем — в Москву.
В начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ художника, имевшая большой успех.
Его долгие годы опекал поэт Сергей Михалков, как вспоминал о нём сам Глазунов: «которому я обязан буквально всем».
В 1977 году выставка, содержащая картину «Мистерия ХХ века» (работа 1978 года), была закрыта как «противоречила советской идеологии».
C 1978 года руководил мастерской портрета в Московского художественного института им. В. И. Сурикова.
В 1981 году организовал в Москве Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором.
Крест на Новодевичьем на могиле Глазунова Ильи Сергеевича (июль 2017г).
С 1987 года — бессменный ректор созданной по его инициативе Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
31 августа 2004 года была торжественно открыта Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова.
Скончался 9 июля 2017 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь
- Первая жена (с 1956) — Нина Александровна Виноградова-Бенуа (—), по официальной версии покончила жизнь самоубийством. Сам же художник считал, что её смерть — убийство.
- Сын — Иван Глазунов (род. 1969), художник, автор полотна «Распни его!», картин из жизни русских святых, пейзажей русского севера. Народный художник Российской Федерации (2020).
- Дочь — Вера Глазунова (род. 1973), художник, автор картины «Великая княгиня Елисавета Феодоровна перед казнью в Алапаевске».
- Будучи женат первым браком, имел роман со студенткой ВГИКа Ларисой Кадочниковой. Кадочникова вспоминала:
- Вторая жена — Инесса Дмитриевна Орлова (род. 1970), директор картинной галереи Ильи Глазунова.
Расцвет композиторской деятельности
- В 1888 г. началась дирижёрская деятельность Александра Глазунова. В этот период он много сочинял, приобрел солидный композиторский и исполнительский опыт. Определился его интерес к камерно-инструментальному жанру. Среди сочинений 1880-1900-х годов – восемь симфоний, I-V квартеты, симфонические произведения «Кремль», «Лес», «Памяти героя», скрипичный концерт, балеты «Раймонда», «Времена года», «Барышня-служанка» и др.
- В 1887 г. скоропостижно умер участник «Могучей кучки» композитор А.П. Бородин, не успев закончить оперу «Князь Игорь» и Третью симфонию. Глазунов завершил и оркестровал оба этих сочинения, пользуясь своей феноменальной памятью: незадолго до смерти Бородина он слышал их при проигрывании на рояле самим автором.
Фотопортрет работы Е.Л. Мрозовской (1891)
Почести
Малая планета , 3616 Глазунов , открыл советский астроном Людмила Журавлева в 1984 году, назван в его честь.
-
Орден «За заслуги перед Отечеством» ;
- 1 класс (10 июня 2010 г.) — за выдающийся вклад в развитие национального искусства, многолетнюю творческую и просветительскую деятельность.
- 2 класс (11 октября 2005 г.) — за выдающиеся достижения в области отечественного искусства и образования.
- 3 класс (9 июня 2000 г.) — за выдающийся вклад в развитие отечественного искусства.
- 4 класс (29 мая 1995 г.) — за заслуги перед государством, достижения в работе и значительный вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами.
- Орден Трудового Красного Знамени (1985 г.)
- Народный артист СССР (1980).
- Заслуженный артист РСФСР (1973).
- Государственная премия Российской Федерации (1997 г.) — за восстановление Московского Кремля.
- Знак «За заслуги перед Москвой» — за большие заслуги в области искусства и художественного образования.
- Орден Святого Андрея Рублева I степени (Русская Православная Церковь, 4 декабря 2010 г.) — за выдающийся вклад в развитие русского искусства к 80-летию со дня его рождения.
- Почетный член Историко-патриотического объединения «Русское Знамя» (1989).
- Бессменный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
- Член Академии управления в образовании и культуре (1997).
- «Самый выдающийся художник ХХ века» по результатам опроса (1999).
- Золотая медаль ЮНЕСКО — за «выдающийся вклад в мировую культуру».
- Действительный член Российской Академии Художеств (2000).
Образование
- Глазунов увлекался рисованием, начал музицировать на рояле под руководством матери. Позднее освоил виолончель, скрипку и другие инструменты. В 10 лет начал заниматься с преподавателями-пианистами: в 1875 г. – с Н.Г. Холодковой, в 1877 г. – с Н.Н. Еленковским, который научил юного ученика беглому чтению нот с листа, музыкальной грамоте, значительно расширил его музыкальный кругозор.
- В 1876 г. Саша поступил в реальное училище, где получил общее среднее образование. Будучи скромным и застенчивым, он не рассказывал друзьям и педагогам о своём увлечении музыкой. В эти годы он уже начал сочинять свои первые произведения – пьесы для фортепиано, романсы.
- С 1879 г. по рекомендации М.А. Балакирева юноша приступил к занятиям с Н.А. Римским-Корсаковым. Глазунов был настолько способным, что всего за два года общения с мэтром освоил полный курс гармонии, полифонии, композиции и инструментовки. И это при том, что музыкальные занятия проходили всего два раза в неделю, а всё остальное время Саша осваивал общеобразовательные предметы в реальном училище. И очень много сочинял: к 17 годам он уже написал такие произведения крупной формы, как увертюры, квартеты и даже симфонию.
Личная жизнь
Первая жена – Нина Александровна Виноградова-Бенуа (1936-1986), из династии художников Бенуа. Художник, художник-декоратор, график, искусствовед, специалист по истории русского народного костюма, иллюстратор, акварелист. Была его музой, её образ присутствует во многих картинах Глазунова.
С женой Ниной в молодости (1957)
Погибла при странных обстоятельствах, упав с балкона. Версии: самоубийство, убийство.
Дети:
- Сын Иван Ильич (р. 1969) – заслуженный художник РФ. Ректор основанной отцом Академии.
- Дочь Вера Ильинична (р. 1973) – художник.
С первой женой и детьми
Вторая жена – Инесса Дмитриевна Орлова. В настоящее время – директор галереи Глазунова.
Со второй женой Инессой
Дороги войны» (1985)
Фото: mos.ru
Илья Глазунов родился в Ленинграде. Когда началась Великая Отечественная война, будущему художнику едва исполнилось 11 лет. В блокаду погибли его отец, мать, бабушка, дедушка, тетя и дядя. По Дороге жизни в Новгородскую область увезли единственного выжившего из Глазуновых – мальчика Илью. После снятия блокады в 1944 году он вернулся в родной город.
В 1951-м Илья Глазунов поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Его первая выставка прошла в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ) в Москве в 1957 году, во время учебы на последнем курсе института. Работы, которые Илья Сергеевич представил публике, поразили и простых зрителей, и художников.
Выбирая тему дипломной работы, он не сомневался. Он давно решил, что его картина будет посвящена непростому периоду Великой Отечественной войны, когда Красной армии приходилось отступать, а победа над врагом еще была очень далека. «Дороги войны» – так Глазунов решил назвать работу. Через много лет в своей автобиографической книге «Россия распятая» Илья Сергеевич вспоминал:
«Я помню, словно это было вчера, как сквозь клубы пыли и дыма нескончаемым потоком шли солдаты, беженцы, стада овец, словно гонимые бурей войны. Каждую минуту из разорванных грозовых туч могли появиться немецкие самолеты. Смерть, горе, рев моторов… Золотая рожь вдавлена в землю гусеницами танков…»
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Узнав о теме работы студента Глазунова, профессора из экзаменационной комиссии настоятельно рекомендовали ему отказаться от нее – мысли, которые он хотел выразить на картине, многие посчитали антисоветскими и пораженческими. Давление на молодого художника было велико, и ему пришлось согласиться с требованиями преподавателей. На экзамене он представил работу «Рождение теленка» – трогательную бытовую сцену он написал по этюду, сделанному несколько лет назад в деревне. Через несколько лет он все же закончил «Дороги войны» и представил ее на выставке в московском Манеже в 1964 году. Вновь вмешалась цензура – картину изъяли прямо из зала. Ее судьба до сих пор остается загадкой.
В 1980-х годах художник сделал авторское повторение утраченного полотна – картина сегодня хранится в алма-атинском Государственном музее искусств имени А. Кастеева. Сегодня на сайте Галереи Ильи Глазунова открыта выставка «Дороги войны. История одной картины», на которой можно увидеть не только эту работу, но и этюды и эскизы к ней.
Портрет С.В. Михалкова (1988)
Фото: mos.ru
После окончания института Глазунов отправился по распределению сначала в Ижевск, а затем в Иваново. После этого Илья Сергеевич переехал в Москву. В столице молодой художник столкнулся с серьезными трудностями: у него не было прописки и жилья, его не принимали в Союз художников. Денег было очень мало – приходилось даже подрабатывать грузчиком. Глазунов ночевал в кладовке, которую ему предоставил скульптор Дионисио Гарсиа. Все изменилось к лучшему, когда Илья Сергеевич познакомился с Сергеем Михалковым.
С главным детским поэтом и автором гимна СССР Илья Глазунов впервые встретился в 1958 году. Как-то раз в кладовку, где он жил, постучали, и в дверь вошел Михалков. Он видел картины Глазунова на выставке в 1957 году и высоко оценил талант художника. Увидев место, в котором Илья Сергеевич жил с женой Ниной Виноградовой-Бенуа, Михалков пообещал помочь.
Спустя какое-то время на новогоднем балу Сергей Владимирович встретился с министром культуры Екатериной Фурцевой. Михалков пригласил ее на танец, рассказал о положении молодого художника и попросил помочь ему.
Через год после встречи с Михалковым Илья Сергеевич переселился в предоставленную ему однокомнатную квартиру и получил московскую прописку. С тех пор Глазунов называл Михалкова своим благодетелем. Когда поэта не стало, Илья Сергеевич сказал: «После моих родителей Сергей Владимирович Михалков был самым близким и любимым человеком, который во многом определил мою судьбу гражданина и художника».
«Раскулачивание» (2010)
Фото: mos.ru
Русская история всегда была источником вдохновения для Ильи Глазунова. Художник изображал важных исторических персон и поворотные события в истории государства. Темой одной из картин стал период, когда в СССР проводилась политика раскулачивания. 1930-е годы стали также временем жесточайших гонений на религию, и Илья Сергеевич глубоко переживал этот период истории.
«Раскулачивание» Илья Глазунов писал около пяти лет, закончив в 2010 году, хотя идея появилась у него еще во время учебы в институте. На огромном полотне живописца около 100 фигур – убитый священник, испуганная мать с новорожденным ребенком, комиссар, со злобной улыбкой смотрящий на зрителя сквозь серебряный оклад иконы «Спас Нерукотворный». Многие образы крестьян пришли из поездок художника по русской глубинке. «Раскулачивание» стало последним монументальным произведением Ильи Глазунова.
Илья Глазунов: жизнь и творчество
- Details
- Category: Изобразительное искусство и архитектура советского периода
- Published on Tuesday, 30 October 2018 17:42
- Hits: 2224
Творчество и личность художника Ильи Глазунова всегда вызывали споры. Наряду с восторгами публики постоянно присутствует критика. Одно только остаётся постоянным – интерес к его творчеству.
Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 г. в Ленинграде в семье историка.Во время блокады Ленинграда погибли все родственники мальчика: отец, мать, бабушка и др., а его самого вывезли из осаждённого города через Ладогу по «Дороге жизни». 12-летнего Илью Глазунова привезли в деревню Гребло под Новгородом, где он прожил 2 года, а после снятия блокады в 1944 г. вернулся в Ленинград.Художественное образование получил в ленинградской средней художественной школе, затем в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в мастерской профессора Б. Иогансона.
Ранний период творчества
- 17 марта 1882 г. состоялась премьера 1-й симфонии Глазунова. Событие происходило в концертном зале Петербургской Бесплатной музыкальной школы, за дирижёрским пультом стоял сам М.А. Балакирев. Симфония имела большой успех, и когда слушатели устроили овации, на поклон вышел смущённый 17-летний юноша. В августе произведение было исполнено в Москве, дирижировал Римский-Корсаков.
- Глазунов вошёл в круг выдающихся музыкально-общественных деятелей того времени. Он общался с П.И. Чайковским, С. И. Танеевым, композиторами «Могучей кучки». Но особенно важным стало знакомство с меценатом М.П. Беляевым, который высоко оценил творчество юного дарования и захотел пропагандировать его в Европе.
- В 1884 г. Глазунов вместе со своим покровителем Беляевым отправился в Германию в г. Веймар, где была исполнена его 1-я симфония. Здесь молодой композитор познакомился с Ф. Листом. Путешественники посетили «Вагнеровские торжества» в Байрейте, затем отправились во Францию, Испанию, далее – в Марокко. В поездке Глазунов получил яркие впечатления от национальных музыкальных культур, которые позднее отразились в его произведениях.
«Художником меня сделал Ленинград…» (И. Глазунов)
«Художником меня сделал Ленинград, — говорил он, — с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер… Эрмитаж – мерцание будто бы свечей, отраженное в паркете, темные прорывы картин в золоченых рамах… Сколько помню себя – рисовал. Первое мое впечатление в сознательной жизни – кусок синего неба с ослепительно белой пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав: «Живи!»Но, конечно же, ленинградскую блокаду он забыть не мог никогда. Она осталась в его сердце, в неотступных ночных кошмарах, в осознании своего сиротства… Свои воспоминания о том страшном времени он выразил в картине «Дороги войны», которую предложил в качестве дипломной работы. Но картину отвергли, назвав ее антисоветской, искажающей правду и смысл Великой Отечественной войны советского народа: «Война характерна победой, а вы смакуете отступление советских войск – такого еще не было в советском искусстве».
И. Глазунов «Дороги войны» (1985). Холст, масло. 250×500 см. Художественный музей (Алма-Ата)Картину уничтожили. В 1985 г. художник написал повторение.Но и деревня, в которой провёл он 2 года среди местных сверстников, занимаясь сельским трудом, также оставила глубокий след в его сердце, а главное – научила его умению трудиться, понимать простых людей, видеть красоту и поэзию русского пейзажа.
«Нет ничего фантастичнее реальности» (Ф.М. Достоевский)
Годы обучения были временем поисков своего пути в искусстве. В это же время он встретил женщину, которая стала его женой – Нину Александровну Виноградову-Бенуа, из известной семьи Бенуа.Первая выставка тогда ещё студента Ильи Глазунова состоялась в 1957 г. в Центральном Доме работников искусств в Москве и имела большой успех. Мировая пресса отозвалась о ней как о начале конца эпохи социалистического реализма. 80 графических и живописных работ были выполнены в реалистической манере, но по Достоевскому: «Нет ничего фантастичнее реальности». Уже на этой выставке мнения зрителей о творчестве художника разделились, и такие противоречивые оценки о нём остаются до сегодняшнего дня: его поклонники отмечают глубоко национальный характер творчества Глазунова, правду жизни, поэтический взгляд, свежесть трактовок «вечных тем», а противники – увлеченность западными идеями, упадничество и пессимизм.
Другие работы И. Глазунова
И. Глазунов «Малый Китеж» (1983). Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Картон, темпера. 60 x 90 см. Музей Большого театра (Москва)
Женские боярские костюмы (1983). Эскизы костюмов к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Автор Н.А. Виноградова-Бенуа. Картон, темпера. 60 x 90 см. Музей Большого театра (Москва)Вместе с женой он создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» А. Бородина и «Пиковая дама» П. Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» А. Хачатуряна в Одесском оперном театре.
И. Глазунов «Затмение солнца» (1980). Эскиз декорации к опере А. Бородина «Князь Игорь». Картон, темпера. 60 x 90 см. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина (Москва)Он всегда выступал против модернистских течений и натурализма на театральной сцене.В Мадриде, в новом здании советского посольства, он оформил интерьеры, в которых отобразил дух русского зодчества.Много сил отдал художник, чтобы спасти постройки исторической Москвы. Он вместе с другими неравнодушными художниками создал альбом былой Москвы, архитектура которой была образцом мирового градостроительного искусства. Собирал подписи выдающихся деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС, и Генплан по реконструкции Москвы не был принят. Он участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского Дворца. Был одним из основателей Организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Возглавлял мастерскую портрета в Институте имени Сурикова. По инициативе И.С. Глазунова в Москве в 1987 г. была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой он стал ректором.ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды – золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру. Он имел награды многих стран: Лаоса, Индии, Португалии, Испании.«Из всего многотрудного, необъятного мира Илья Глазунов взял и сделал главным объектом изображения Родину, родной народ, его историю и его духовный мир… Он мастер самобытного творческого почерка, художник острый, с ярким напряженным колоритом. Его картины одухотворены и никого не оставляют равнодушными… Искусство Ильи Глазунова доносит до нас живую правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров» (В. Солоухин).Илья Сергеевич Глазунов скончался 9 июля 2017 г. и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
- < Prev
- Next >
Общественная деятельность
С президентом России Владимиром Путиным в Музее сословий России, 2 июня 2015 года
В начале 1960-х годов создал патриотический клуб «Родина», который вскоре был ликвидирован.
В 1970-е годы выступил против Генерального плана реконструкции Москвы, угрожавшего практически полным разрушением исторической части города. Вместе с единомышленниками создал альбом, посвящённый «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства. Ему и композитору Вячеславу Овчинникову удалось собрать подписи деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован общественностью. После чего план был отозван, а при ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без решения которого разрушения исторической застройки не могли быть допущены.
- Участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего законную возможность вести борьбу за сохранение русских архитектурных памятников.
- По инициативе художника в Москве в 1987 году была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой ведётся обучение по специальностям «живопись», «скульптура», «реставрация и технология живописи», «архитектура», «история и теория изобразительного искусства». Со дня основания являлся её ректором.
- В 1991 году был одним из инициаторов создания Петровской академии наук и искусств
- По некоторым источникам был агентом КГБ; помог завербовать посла Испании в СССР Самаранча.