Волковское кладбище, санкт-петербург. литераторские мостки

Появление нового погоста

Волковское кладбище начинает свою историю с постановления Сената, датированного 11 мая 1756 года. Согласно этому документу, был отведён значительный участок земли для захоронения жителей близлежащих районов Санкт-Петербурга. Территорию для погоста выделили, но средств на его содержание и благоустройство почти не отпускали, так как хоронить предполагалось в основном городскую бедноту. Доходов в казну кладбище не приносило. Похоронить на Волковском кладбище было очень дёшево, и места на нём предоставлялись либо совершенно даром, либо за символическую плату. В результате государство устранилось от всякой опеки над ним.

Подобная дешевизна явилась причиной того, что Волковское кладбище стало быстро разрастаться. Известно, например, что за первые полгода его существования было произведено около девятисот захоронений. В дальнейшем темпы заполнения территории увеличивались, что послужило причиной ряда вынужденных прирезок площади. Вначале места для погребений выбирались без всякой системы и при полном отсутствии плана.

Особенный хаос вносили казённые учреждения и военные команды, хоронившие своих служащих, где им вздумается, и не считавших нужным согласовывать действия с администрацией. Относительный порядок начал устанавливаться только после передачи кладбища в епархиальное ведомство, которая последовала по высочайшему Указу от 13 сентября 1781 года. С этого дня всеми организационными и хозяйственными вопросами стал заниматься вновь назначенный настоятель Иван Григорьев ― человек исполнительный и энергичный. Благодаря его стараниям появились учётные документы, ставшие в наши дни бесценным историческим материалом, позволяющим воссоздать картину тех лет.

Православное кладбище

Волково кладбище было основано по указу Сената 11 мая 1756 года, в связи с закрытием по приказу императрицы Елизаветы Петровны кладбища при церкви Иоанна Предтечи.

Своё название кладбище получило из-за находившейся рядом (на другом берегу Волковки, в то время называвшейся Чёрной речкой) Волковой деревни, которая, в свою очередь, получила своё название из-за большого числа волков, населявших окружающую местность.

Согласно документам того времени, волки нередко нападали стаями на одиноко идущих людей в этой местности даже в XVIII веке.

На содержание кладбища выделялось немного средств, оно предназначалось для малоимущих людей, поэтому благоустройством кладбища никто не занимался. Кроме того, не велось надзора за тем, кто и где устраивает захоронение. По этой причине, на кладбище отсутствовали дорожки, во многих местах их невозможно было провести, не задев могил.

В 1759 году на территории кладбища была построена деревянная церковь, которую 3 декабря освятили во имя Спаса Нерукотворного Образа. К 1795 году она обветшала и была разобрана.

В октябре 1777 года построена деревянная церковь «в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме». Эта церковь сгорела 1 января 1782 года, и в том же году на её месте под руководством архитектора И. Е. Старова началось строительство каменной Воскресенской церкви, которое завершилось в 1785 году.

В 1808 году указом императора Александра I территория кладбища была существенно увеличена.

В 1812 году кладбище было обустроено: были выкопаны канавы, посажены деревья.

В 1832—1834 годах по проекту П. Ф. Воцкого сооружена колокольня и ворота.

С 1837 по 1842 год велось строительство главой каменной церкви Спаса Нерукотворного под руководством архитекторов Ф. И. Руска и В. И. Беретти.

С 1850 по 1852 год по проекту Ф. И. Руски строилась новая каменная церковь, которую освятил во имя Всех Святых митрополит Никанор 26 августа 1852 года.

Строительство велось на средства купца П. И. Пономарёва, поэтому в народе её прозвали Пономарёвской.

В 1885 году началось строительство церкви Святого праведного Иова. Церковь строилась на средства П. М. Крюковой над могилой её мужа. Архитектор И. А. Аристархов, работавший над созданием этого храма, умер до окончания строительства, и был похоронен в подцерковье.

Строительство закончилось в 1887 году. В советское время и в годы блокады храм не закрывался, и действует по сей день.

В 1910—1913 году на территории кладбища по проекту А. П. Аплаксина была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1920—1930 годы кладбище претерпело значительные изменения. Было разрушено много склепов и памятников, часть могил были перенесена, в 1932 году была разрушена Успенская церковь, в 1935 году — Всесвятская.

Спасскую церковь в 1937 году перестроили под цеха завода «Монументскульптура». Храм Воскресения Словущего закрыли 28 января 1936 года, через полгода после организации музея-некрополя «Литераторские мостки», которому и передали здание. С 2008 года храм стал снова действующим.

В годы блокады на кладбище устраивались массовые захоронения, место которых отмечено памятником. В настоящее время кладбище имеет статус действующего, на нём продолжают хоронить людей.

Церковь Воскресения Словущего

Экскурсии по Литераторским мосткам

Существует два варианта экскурсий по Литераторским мосткам. Первые проводятся непосредственно музеем-некрополем — на них необходима предварительная запись. Вторые проводят независимые экскурсоводы — найти их можно в интернете, либо просто встретить на улицах Санкт-Петербурга. Часто экскурсия по Литераторским мосткам входит в состав другой комплексной экскурсии. Вход в музей в любом случае будет бесплатным.

Как правило, на экскурсиях рассказывается об истории места и о похороненных там людях, об их жизненном пути и вкладе в культуру, науку или общественную жизнь России.

Андрей Смирнов

Православное кладбище

План православного кладбища и Литераторских мостков, 1914 год

Волково кладбище было основано по указу Сената 11 мая 1756 года в связи с закрытием по приказу императрицы Елизаветы Петровны кладбища при церкви во имя Иоанна Предтечи. Своё название кладбище получило из-за находившейся рядом (на другом берегу Волковки, в то время называвшейся Чёрной речкой) Волковой деревни, которая, в свою очередь, получила своё название из-за большого числа волков, населявших окружающую местность. Согласно документам того времени, волки нередко нападали стаями на одиноко идущих людей в этой местности даже в XVIII веке.

На содержание кладбища выделялось немного средств, оно предназначалось для малоимущих людей, поэтому благоустройством кладбища никто не занимался. Кроме того, не велось надзора за тем, кто и где устраивает захоронение. По этой причине на кладбище отсутствовали дорожки, во многих местах их невозможно было провести, не задев могил.

В 1759 году на территории кладбища была построена деревянная церковь, которую 3 декабря освятили во имя Спаса Нерукотворного Образа. К 1795 году она обветшала и была разобрана.

В октябре 1777 года построена деревянная церковь «в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме». Эта церковь сгорела 1 января 1782 года, и в том же году на её месте под руководством архитектора Ивана Старова началось строительство каменной Воскресенской церкви, которое завершилось в 1785 году.

В 1808 году указом императора Александра I территория кладбища была существенно увеличена.

В 1812 году кладбище было обустроено: были выкопаны канавы, посажены деревья.

В 1832—1834 годах по проекту Павла Воцкого сооружена колокольня и ворота.

С 1837 по 1842 год велось строительство главой каменной церкви Спаса Нерукотворного под руководством архитекторов Франца Руски и Викентия Беретти.

С 1850 по 1852 год по проекту Руски строилась новая каменная церковь, которую освятил во имя Всех Святых митрополит Никанор 26 августа 1852 года. Строительство велось на средства купца П. И. Пономарёва, поэтому в народе её прозвали Пономарёвской.

В 1885 году началось строительство церкви во имя Святого праведного Иова. Церковь строилась на средства П. М. Крюковой над могилой её мужа. Архитектор И. А. Аристархов, работавший над созданием этого храма, умер до окончания строительства и был похоронен в подцерковье. Строительство закончилось в 1887 году. В советское время и в годы блокады храм не закрывался и действует по сей день.

Могила камер-казака Тихона Сидорова, погибшего при исполнении служебных обязанностей во время крушения императорского поезда в 1888 году

В 1888 году, после крушения императорского поезда возле станции Борки по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны на Волковском кладбище был похоронен погибший при крушении её камер-казак Тихон Сидоров, чья могила на Глазуновской дорожке сохранилась до настоящего времени.

В 1910—1913 годах на территории кладбища по проекту Андрея Аплаксина была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1920—1930-х годах кладбище претерпело значительные изменения. Было разрушено много склепов и памятников, часть могил была перенесена, в 1932 году была разрушена Успенская церковь, в 1935 году — Всесвятская. Спасскую церковь в 1937 году перестроили под цеха завода «Монументскульптура». Храм Воскресения Словущего закрыли 28 января 1936 года, через полгода после организации музея-некрополя «Литераторские мостки», которому и передали здание. В 2008 году храм стал снова действующим.

В годы блокады на кладбище устраивались массовые захоронения, место которых отмечено памятником. В настоящее время кладбище имеет статус действующего.

Храм

Практически на каждом кладбище присутствует небольшое культовое сооружение, Волковском не стало исключением. Для посещения открыта Воскресенская церковь. В ее ограде установлена мемориальная доска Радищеву, поскольку его могила не сохранилась и посетить ее невозможно.

Храм был освящен в сентябре 1785 г. Каменное здание с колокольней появилось на этом месте после того, как сгорел первый деревянный храм, что был построен за 8 лет до того, в 1777 г. В том же году он был освящен во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Сооружение, возведенное по проекту архитектора Старова, затем ремонтировалось в 1813 г. В советские годы храм был закрыт. Официально здание, являющееся памятником архитектуры федерального значения, до сих пор не возвращено Епархии — хотя этот вопрос обсуждается на протяжении многих лет.

При этом службы в храме идут. Литургии проводятся по средам, пятницам и выходным дням, а также в дни всех Великих Православных праздников. Начинаются они в 10:00, исповедаться можно с 9:30. Актуальное расписание богослужений можно уточнить на сайте храма или на его официальной странице «ВКонтакте». Службы ведутся на церковнославянском языке.

Церковь Воскресения Словущего,  Ксения Шестеренко

Еврейские кладбища

В настоящее время часть территории лютеранского кладбища занята могилами представителей иудейской религии ― это еврейское кладбище. Его история начинается с того, что в 1802 году евреям предоставили территорию между рекой Волковкой и западной границей лютеранского погоста. Со временем она было заполнена могилами, и власти были вынуждены добавить к ней значительную площадь, также примыкающую к захоронениям лютеран, но на этот раз с юго-восточной стороны.

Этот участок получил название Нового еврейского кладбища, а первоначальный, соответственно, Старого. Площади обоих некрополей сравнительно небольшие ― по 0, 2 гектара каждый. В 1916 году осуществлялась прокладка трамвайных путей по набережной реки Волковки, и часть памятников, мешавших строительству, пришлось перенести на новый участок. В настоящее время среди надгробий, сохранившихся на еврейском кладбище, самое старинное датируется 1867 годом, а принадлежит оно петербургскому врачу Генриху Курицкому.

После революции на территории некрополя была осуществлена значительная перепланировка, в связи с которой общая площадь уменьшилась, а часть надгробий безвозвратно пропала. Многие памятники на Волковском кладбище вместе с останками тех, кому они были посвящены, перенесли на новые места. К их числу относятся могилы И. С. Тургенева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Блока и многих других деятелей искусства и науки. В этот же период были полностью уничтожены Всесвятская и Успенская церкви.

Учёные

  • Анненский Николай Федорович (1843—1912) — экономист, статистик, публицист-народник, журналист, общественный деятель.
  • Берг, Лев Семёнович (1876—1950) — отечественный зоолог и географ, автор теории номогенеза, идеи о природных комплексах.
  • Бехтерев, Владимир Михайлович (1857—1927) — русский медик-психиатр.
  • Визе, Владимир Юльевич (1886—1954) — полярный исследователь, учёный.
  • Гаккель, Яков Модестович (1874—1945) — инженер-электротехник.
  • Гвоздев, Алексей Александрович (1887—1939) — основоположник истории западноевропейского театра.
  • Гольдштейн, Михаил Юльевич (1853—1905) — российский учёный, педагог, общественный деятель.
  • Иоффе, Абрам Фёдорович (1880−1960) — физик, организатор науки, создатель научной школы.
  • Качалов, Николай Николаевич (1883—1961) — химик-технолог, член-корреспондент АН СССР.
  • Киселёв, Андрей Петрович (1852—1940) — русский и советский педагог, «законодатель» школьной математики.
  • Кони, Анатолий Фёдорович (1844—1927) — русский юрист, государственный и общественный деятель.
  • Костомаров, Николай Иванович (1817—1885) — историк, писатель, член-корр. Петербургской АН (1876).
  • Крачковский, Игнатий Юлианович (1883—1951) — российский востоковед, академик.
  • Крылов, Алексей Николаевич (1863—1945) — кораблестроитель, специалист в области механики, математик.
  • Лесгафт, Пётр Францевич (1837—1909) — врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания.
  • Марков, Андрей Андреевич (старший) (1856—1922) — русский математик.
  • Менделеев, Дмитрий Иванович (1834—1907) — учёный-энциклопедист.
  • Миклухо-Маклай, Николай Николаевич (1846—1888) — российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник.
  • Михайловский, Николай Константинович (1842—1904) — публицист, социолог и критик, идеолог народничества.
  • Павлов, Иван Петрович (1849—1936) — учёный-физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности.
  • Павлов, Николай Никифорович (1902—1985) — астроном, учёный.
  • Попов, Александр Степанович (1859—1905) — русский физик и электротехник, изобретатель радио.
  • Соломенко, Николай Степанович — (1923—1995) — учёный-механик, академик АН СССР, академик РАН, инженер-контр-адмирал.
  • Ухтомский, Алексей Алексеевич (1875—1942) — физиолог, академик АН СССР.
  • Филиппов, Михаил Михайлович (1858—1903) — химик, математик, научный критик.

Последующее благоустройство и расширение территории

Но как бы ни были ничтожны кладбищенские доходы, всё же удалось, хоть и с большим трудом, скопить определённую сумму и в 20-х годах XIX века построить по проекту архитектора П. Ф. Воцкого те самые Святые ворота, которые сохранились до наших дней, и часть прилегающей к ней ограды. Следующее десятилетие было отмечено последней прирезкой 20500 саженей земли и закладкой каменного храма, автором проекта которого и исполнителем работ был петербургский архитектор Ф. И. Руска. С тех пор Волковское кладбище вплоть до Октябрьского переворота оставалось в своих неизменных границах.

В середине века была выстроена ещё одна каменная церковь. Название своё ― Паномарская ― она получила по имени купца Паномарёва, на чьи пожертвования была построена и освящена в 1852 году. Место для неё выбрали на равном удалении от Вознесенской и Спасской церквей, а строил её всё тот же архитектор Ф. Руска. Здесь, в склепе, расположенном под церковными плитами, нашёл упокоение прах самого жертвователя, на чьи средства было осуществлено строительство. Это было сделано в традициях, освящённых веками: построить храм и в нём же быть погребённым.

Тремя десятилетиями позже появилась ещё одна церковь, называвшаяся в просторечии по имени благодетеля, финансировавшего постройку. Это заложенная в 1885 году и единственная действующая сегодня на территории погоста церковь Иова Многострадального. Она была построена на средства потомственного почётного гражданина Иова Михайловича Крюкова и долгое время в среде окрестных жителей именовалась Крюковской. Следует заметить, что её очень любил и неоднократно посещал император Николай II, считавший святого Иова своим небесным покровителем.

История

Связанная с этим некрополем традиция восходит к 1802 году, когда здесь возле церкви Воскресения Словущего похоронили А. Радищева (могила не сохранилась, позже на кладбище был установлен кенотаф). В 1844 году здесь был захоронен историк и переводчик Д. И. Языков, в 1848 году — публицист В. Г. Белинский. В 1861 году рядом с могилой Белинского был похоронен ещё один критик левого толка, Н. А. Добролюбов, а в 1868 году рядом с ними — публицист Д. И. Писарев.

На «Литераторских мостках» похоронены писатели И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, С. Я. Надсон, А. И. Куприн, революционеры Г. В. Плеханов и В. И. Засулич, Н. С. Тютчев, учёные Д. И. Менделеев, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. С. Попов, скульптор В. В. Козлов и др. Здесь же покоятся мать В. И. Ленина и его сёстры.

В 1935 году «Литераторские мостки» были превращены в отдел Государственного музея городской скульптуры. Сюда были перенесены останки литераторов с кладбищ, которые предназначались к уничтожению, — Н. Г. Помяловского, А. А. Блока, И. А. Гончарова. В отдельных случаях переносили только надгробия, но не сами останки. На территории некрополя насчитывается около 500 надгробных памятников, в том числе имеющих значительную художественную ценность.

В ходе реконструкции Волковского кладбища и создания музея «Литераторские мостки» были бесследно утрачены или затеряны могилы многих выдающихся петербуржцев, деятелей отечественной истории, науки и культуры, таких как В. Ф. Адлерберг, Е. В. Аладьин, генерал-лейтенант Н. И. Ахвердов, сын камердинера Петра III А. Я. Бастидон, А. П. Башуцкий, П. Я. Башуцкий, генерал-лейтенант, профессор Николаевской инженерной академии Н. В. Болдырев, П. Г. Бутков, А. Л. Витберг, сенатор Н. М. Гамалея, книгоиздатели И. П. Глазунов и И. И. Глазунов, С. Н. Глинка, И. И. Григорович, профессор-акушер С. А. Громов, П. Ф. Данилов, обер-священник армии и флота И. С. Державин, издатель «Медицинского вестника» врач-офтальмолог Д. И. Дмитровский, А. И. Ермолаев, И. В. Забелин, П. В. Злов, П. М. Копьев, главный священник армии и флота В. И. Кушневич, К. Н. Лебедев, отец М. В. Петрашевского В. М. Петрашевский, Д. П. Рунич, С. В. Руссов, А. И. Рыхлевский, Ф. Ф. Сидонский, А. Ф. Смирдин, генерал-майор С. Н. Старов — участник дуэли с А. С. Пушкиным, А. Н. Страннолюбский, лейб-медик Д. К. Тарасов, А. И. Теребенев, И. И. Теребенев, композитор А. С. Фаминцын, Д. И. Языков.

Захоронения выдающихся деятелей искусства и культуры

Как и многие кладбища Санкт-Петербурга, Волковский некрополь находился на заболоченном и сыром месте ― таковы особенности местной почвы. Чтобы как-то решить проблему передвижения по территории объекта, решено было мостить дорожки досками ― это и послужило причиной тому, что отдельные участки кладбища стали называться «мостками». К концу XIX века таких дорожек-мостков насчитывалось около ста двадцати, а их общая протяжённость превышала двенадцать вёрст.

С середины XIX века северо-восточная часть некрополя получила название Литераторские мостки. Это объясняется сложившейся к тому времени традицией хоронить здесь выдающихся деятелей литературы, науки и искусства. Одним из первых тут был погребён А. Н. Радищев. Его могила не сохранилась, но в память о крупнейшем писателе и публицисте екатерининской эпохи на стене Воскресенской церкви уже в наши дни была установлена памятная мемориальная доска.

На территории Литераторских мостков нашёл своё упокоение и один из ближайших друзей А. С. Пушкина ― поэт А. А. Дельвиг. Недалеко от его могилы можно увидеть двойное захоронение, обнесённое общей чугунной оградой. Здесь покоятся столпы российской словесности ― В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов, а чуть поодаль от них ― Д. Н. Писарев и И. С. Тургенев. Перечислить всех, кто похоронен на Волковском кладбище и на его Литераторских мостках, очень трудно, так как их имена относятся к обширнейшему периоду прогресса творческой мысли в России.

Лютеранское кладбище

В настоящее время лютеранским кладбищем называется участок восточнее православного кладбища, однако исторически он состоит из пяти участков: лютеранского, старообрядческого, единоверческого и двух еврейских.

Лютеранское кладбище

Лютеранское кладбище было основано во второй половине XVIII века напротив православного за речкой Волковкой. Кладбище предназначалось для захоронения лютеран, которые составляли в то время значительную часть населения Санкт-Петербурга. Прошение о выделении места под кладбище было подано от конвента Петрикирхе ещё в 1741 году, но место в сто двадцать сажен длиной и восемьдесят шириной под кладбище было выделено только в 1773 году после закрытия Сампсониевского кладбища. Первым, кто был похоронен на этом кладбище, оказался немецкий купец Иоганн Гебхард Бретфельд, умерший 30 мая 1773 года. По этой причине долгое время кладбище называлось Бретфельдовым.

План лютеранского кладбища, 1914 год

В 1790 году на средства Петрикирхе был построен мост через речку и новая дорога к кладбищу.

В 1842 году построены каменные ворота с деревянной оградой.

В 1877 году по проекту архитектора И. Вольфа было начато строительство часовни, которую освятили 21 мая 1879 года.

В 1900 году были построены новые, более высокие, ворота, необходимость в которых была вызвана увеличившейся высотой катафалков. Архитектором являлся Е. Гельман, который ранее был автором проектов ряда деревянных сооружений на территории кладбища. Ансамбль кладбища приобрёл законченный вид.

В 1920-е годы все деревянные постройки, принадлежащие кладбищу, были разобраны на дрова, ворота и часовня — на кирпичи. Многие захоронения из-за отсутствия надлежащего ухода были разрушены. Позже некоторые памятники вместе с захоронениями были перенесены в некрополь Александро-Невской Лавры (например, захоронение Росси), некоторые были перенесены отдельно, как образцы художественных надгробий.

В 1990-е годы начались работы по обследованию кладбища по инициативе Санкт-Петербургского немецкого общества. В 1996 году работы закончились. В ходе этих исследований было описано более 2000 памятников, 3800 захороненных лиц, все данные занесены в компьютерную базу.

25 января 1998 года на Волковском лютеранском кладбище неизвестными было разрушено 82 могильных памятника.

Старообрядческое кладбище

Старообрядческое кладбище было основано купцами Воробьевым и Волковым в 1787 году. Оно располагалось севернее лютеранского. 31 августа 1834 года к лютеранскому кладбищу примкнули участки Волковой деревни, отделяющие старообрядческое и лютеранское кладбища. В настоящий момент оба кладбища составляют единое целое. В 1884 году на территории старообрядческого кладбища по проекту архитекторов Ф. И. Габерцетеля и А. О. Томишко были построены мужская и женская богадельни с молельными, закрытые в 1930-е годы, а позже перестроенные под диспансер. К началу 1990-х годов на кладбище не сохранилось старинных памятников

Единоверческое кладбище

Единоверческое кладбище было основано в конце XVIII века. В 1818 году по проекту архитектора Беретти на нём была построена Благовещенская церковь, которая была закрыта в 1931 году, а позже, как и другие, была уничтожена. Кладбище также слилось с лютеранским в XX веке.

Еврейские кладбища

Старое еврейское кладбище, устроенное в 1802 (1809) году, располагалось между речкой Волковкой и западной границей лютеранского кладбища. Новое еврейское кладбище, устроенное в 1859 (1862) году, располагается вдоль западной стороны бывшей Нобелевской улицы, примыкая к юго-восточной части лютеранского кладбища. Площадь каждого из этих еврейских кладбищ — приблизительно 0,2 гектара. В 1916 году часть надгробий со старого кладбища была перенесена на новое в связи с прокладкой трамвайных путей по набережной реки Волковки. К настоящему времени на новом кладбище сохранилось несколько надгробий, на старейшем из них — доктора Генриха Курицкого — указан 1867 год.

Кто похоронен на Литераторских мостках

Самым первым человеком, похороненным в этом месте, был А. Н. Радищев. Автор «Путешествия из Петербурга в Москву» впал в немилость, был подвергнут репрессиям и затем похоронен на Волковском кладбище, изначально построенном для нищих. Однако это не опустило его на позицию нищего, а подняло место до его уровня. Место его захоронения стало последним пристанищем и для других известных личностей науки и искусства. Позже там был похоронен еще один известный литератор — Виссарион Белинский. В 1861 г. на кладбище появилась могила Добролюбова. На его похоронах выступал Чернышевский.

Постепенно культовые могилы были обнесены металлической оградой. И когда спустя несколько лет умер Дмитрий Иванович Писарев, место для захоронения было выбрано тоже на Мостках, в «компании» его коллег литературного творчества. Невероятным событием оказались похороны там же Тургенева. Во время них стояла атмосфера угрюмости, так как писатель не одобрялся властью. Позже здесь были погребены другие известные люди: М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский. Постепенно место становилось все более литераторским, и все забывали, почему оно связывается с мостками.

Надгробие на могиле писателя А.И. Куприна,  Anastasia Galyamicheva

Дело в том, что в самом начале постройки кладбища почва представляла собой привычную для Петербурга болотную грязь. По ней было крайне сложно ходить, поэтому были проложены мостки, от которых и пошло название музейного комплекса-некрополя.

Здесь начали хоронить не только деятелей литературного творчества, но и ученых: Дмитрия Менделеева, Владимира Бехтерева и других. Также здесь были похоронены и деятели революции, например, Вера Засулич, а также мать и сестры Владимира Ульянова (Ленина). Нашли свое последнее пристанище некоторые артисты, танцоры, скульпторы.

В связи с получением местом музейного статуса, на нем были перезахоронены и другие писатели, такие как Александр Блок, Иван Гончаров. Их могилы могли быть уничтожены, и перемещение оказалось весьма кстати.

Списка похороненных на официальном сайте музея

Тулип

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector