Наперсный крест
Содержание:
- Установление права ношения крестов белыми священниками
- Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню
- Формы креста
- Епитрахиль — облачение священника и епископа
- История нательного крестика
- Миф № 7. Уронить свой нательный крест — тоже к несчастью. Особенно если это произошло на кладбище. В этом случае поднимать свой крест нельзя: он уже принадлежит духам умерших.
- Современное состояние
- Почему священники носят черную рясу?
- Подрясник и ряса — основные повседневные одеяния православного монашества всех степеней
- История
- Отличие православного креста от католического
- История иерусалимского креста
- Виды крестов
- Популярное за 7 дней
- Материал и оформление православного креста
- Чем объясняется то, что священники носят золотые кресты?
- Распространение крестов
Установление права ношения крестов белыми священниками
Белое, то есть женатое духовенство получило право носить крест наперсный в конце XVIII века. Конечно, разрешили это не всем сразу. Сначала император Павел ввел данный атрибут в качестве одной из церковных наград для священников. Его можно было получить за какие-либо заслуги. Например, особый образец креста был дарован многим священникам в 1814 году в честь победы двумя годами ранее над французским войском. С 1820-го кресты стали также даваться тем священнослужителям, которые проходили свое служение за границей или при императорском дворе. Однако права ношения этого предмета могли и лишить, если духовное лицо прослужило на своем месте менее семи лет. В остальных случаях крест наперсный оставался у иерея навсегда.
Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню
Молитва
Перевод: Да воскреснет Бог, и разсеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.
Формы креста
Установленное распятие имеет глубокий смысл – символ веры, света, вознесения души, ее пребывание в вечности. Когда православный человек умирает, ритуальная атрибутика выбирается с учетом его религии
Важно не просто решить, где будет крест, в ногах или голове, но и узнать, какой формы конструкцию с распятием следует выбирать
Четырехконечный католический
Данный вариант ставился на могилах в период раннего христианства, когда еще не произошел его раскол. Постепенно традицию ставить четырехконечный католический крест переняли католики, протестанты – представители конфессий христианства. Но даже они сегодня редко используют четырехконечную модель. Такой вариант используется, если хоронят человека, не относившегося к конфессиям, но являющегося христианином.
На фото четырёхконечные католические кресты
Шестиконечный православный
Конструкция более сложная – сверху или снизу перекрестия располагается прямая или косая перекладина. Именно она добавляет еще 2 конца, которые способствовали появлению новой формы распятия – шестиконечного. Она является универсальной, используется представителями разных конфессий: православными, католиками.
В Православии каноническим считается шестиконечное распятие
Восьмиконечный старинный православный
Это еще одна разновидность креста, используемого в давние времена, когда еще не произошел раскол христианства. Применялась наряду с четырехконечным. Сегодня ее популярность намного ниже, т. к. считается, что конструкция слишком вычурная. Зачем же тогда использовать такой крест: эта модель может быть поставлена на церковных куполах, ее также устанавливают на могилах истинно верующих.
Старинный восьмиконечный православный крест
Епитрахиль — облачение священника и епископа
Далее обратим внимание на еще одну деталь священного облачения — это епитрахиль. Епитрахиль — это облачение священника и епископа
Епитрахиль — это длинная лента огибающая шею обоими концами, и спускающееся на грудь до самого низа. Первоначально епитрахиль одевался только диаконом, в знак сугубых благодатных дарований.
Епитрахиль — это длинная лента огибающая шею обоими концами, и спускающееся на грудь до самого низа
Уже впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скрепляться пуговицами. Епитрахиль надевается поверх подрясника или рясы, это как раз и символизирует благодатные дарования священнослужителя.
Без епитрахили священник не может совершать божественную литургию.
Епитрахиль означал, что священник приобретает особую сугубую благодать, которая дает ему право совершать таинства церкви.
Когда одевается епитрахиль читается молитва:
«Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко Миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его».
В некоторых в тяжких и крайних обстоятельствах вместо епитрахили священник может использовать любой длинный кусок материи, или веревки, которой по особому благословлена.
История нательного крестика
В 4 веке в Иерусалиме произошло чудесное обретение Креста Господнего святой царицей Еленой. Тогда началось широкое почитание этого благодатного символа, в том числе через ношение его на теле. Позднее на крестиках стали изображать распятого Господа. В Средние века Его нередко представляли в ином виде – благословляющим или восседающим на троне.
На Руси первые нательные крестики появились в середине 10 века, ещё до официального принятия христианства (988 год). Их надевали отдельные христиане, перешедшие в Православие раньше остальных соотечественников, «по собственной инициативе». После Крещения Руси крестики некоторое время носили поверх одежды, чтобы публично заявить о своей вере. Позднее стало принято скрывать святыню от посторонних глаз. Ведь подлинная вера проявляется не внешними атрибутами, а жизнью и делами. Протодиакон Сергий Шалберов, говоря о том, обязательно ли носить крестик, отмечает:
В периоды богоборческих гонений многие христиане пострадали и стали святыми мучениками за отказ снять с себя крест и отречься от Христа. У славян существовал благочестивый обычай обмениваться личными крестиками в знак братской любви и верности.
Миф № 7. Уронить свой нательный крест — тоже к несчастью. Особенно если это произошло на кладбище. В этом случае поднимать свой крест нельзя: он уже принадлежит духам умерших.
Ничего страшного в этом нет. Перекрестись, поцелуй свой крест и снова надень его на себя. То же самое на кладбище. Придавать какое-то сакральное значение кладбищенской земле или самому месту не стоит. Духи умерших находятся у Бога, в Его обителях, они не на кладбище. Здесь одно из народных суеверий, которых великое множество.
С ранних веков появились разные формы православных крестов, каждая из которых имела своё духовное значение.
Крест восьмиконечный
Он наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был распят Христос. Верхняя перекладина означает надписание «Иисус Христос Царь Иудейский», которое сделал Понтий Пилат, а нижняя — подножие.
Крест «мальтийский», или «георгиевский»
Эта форма креста была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Георгиевский крест стал высшей наградой воинов. Нередко кресты такой формы встречаются и в качестве нательных.
Крест каплевидный
«Капли» на концах символизируют кровь Иисуса. Такой крест впервые был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого II веком. Он также символизирует борьбу за веру до конца.
Крест четырёхконечный
Православная Церковь, называя этот крест «латинским», не отвергает его, также признавая истинной формой креста, равночестной другим. Начиная с III века такое самое простое изображение креста появляется в римских катакомбах.
Крест святой Нины
По преданию, крест, сплетённый из веток виноградной лозы, вручила Пресвятая Богородица просветительнице Грузии, посылая её на проповедь. Реликвия хранится в Сиони, кафедральном соборе города Тбилиси. Уменьшенные копии святыни очень популярны в Грузии.
Современное состояние
Ныне восьмиконечный наперсный крест является в Русской Православной Церкви принадлежностью иерейского сана, в то время как в Греческих Церквях, как это было в России до года, обычные священники наперсных крестов не носят.
Видоизмененный «павловский» золотой крест в Русской Церкви, называемый в просторечии также «протоиерейским», ныне является иерейской наградой, следующей за камилавкой (для монашествующих — за набедренником).
В качестве еще высшей награды, пресвитерам после палицы даруется наперсный крест с украшениями, подобный тому который носится архиереями.
Высшим признанием заслуг протоиерея является награждение вторым крестом с украшениями — патриаршим крестом — после чего он может быть возведен в сан протопресвитера.
Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, епархиальным архиереем возводятся в сан игумении с вручением посоха и возложением наперсного креста золотого цвета. В случае оставления ими должности они сохраняют сан игумении и право ношения наперсного креста золотого цвета, но лишаются права использования посоха.
Во внимание к продолжительным трудам на благо Церкви в должности настоятельницы патриаршим указом игумения монастыря может быть удостоена права ношения наперсного креста с украшениями, которое сохраняется пожизненно.
За особые заслуги в трудах на благо Церкви патриаршим указом монахиня какого-либо монастыря, а также настоятельница архиерейского подворья может быть удостоена права ношения наперсного креста золотого цвета, которое сохраняется пожизненно.
В исключительных случаях, по инициативе и указом патриарха, независимо от выслуги лет и предшествующих наград, игумении могут быть удостоены права ношения патриаршего наперсного креста. При этом патриарший наперсный крест носится в качестве второго креста.
Почему священники носят черную рясу?
02.11.2015 20:10
Одеяния священников бывают повседневными и богослужебными. Повседневным одеянием монашества и духовенства всех степеней являются ряса и подрясник. Подрясник – представляет собой длинное, почти до пят, нижнее одеяние с узкими рукавами и наглухо застегнутым воротом. Ряса – одевается поверх подрясника и выглядит как длинное одеяние-платье с длинными, широкими, ниже ладоней рукавами. Богослужения священнослужители совершают в особых одеждах- облачениях.
Все церковные одежды глубоко символичны и имеют свою историю, поэтому их основа неизменна. Ряса и подрясник по своей сути напоминают одежду Спасителя. Само слово «ряса» имеет греческое происхождение от слова «то расон», что в переводе дословно означает — «поношенная, вытертая, лишенная ворса». Именно такую, поношенную и неприглядную, почти нищенскую одежду полагалось носить монахам в древней Церкви. И позднее ряса из монашеской среды вошла в обиход всего духовенства.
Ряса и подрясник имеют свое символическое значение – это являются свидетельством отрешения от мирской суеты, отказ от всех благ материального мира и обретение духовного покоя. Эти одеяния символизируют одежды Иисус Христос, и означают, что монашество и духовенство призвано подражать Его жизни.
Но почему тогда для таких священных одежд выбран черный цвет, почему попы одеваются в одежды траурного цвета, ведь их призвание – нести в мир добро и свет? Скорее всего, такой выбор основан на строгости черного цвета, на его торжественности. Ведь когда идешь к высшему руководству – принято одеваться строго и скромно, а Бог для священнослужителей – и есть царь и начальник. Но у священнослужителей есть и другие, цветные одежды, голубые, белые и красные, которые они одевают в алтаре перед служениями праздничных месс.
Повседневный черный цвет одеяния священника служит его образом покаяния. Священнослужитель считает себя грешным, и, нося черный свет – он осознает всю свою немощь, всю свою болезнь, и ему нужен Врач и Спаситель. Черная одежда попа – символ покаяния для мирян. Но когда священник входи для богослужения в храм – он надевает праздничные цветные одеяния – потому что служение Богу – высшая радость и это всегда праздник. Поэтому и в храмах всегда так ярко, красочно и празднично – это дом Света, дом Всевышнего.
Даже во время Великого поста, черный и фиолетовый цвет – являют в себе не печаль и уныние, а деяние покаяния и очищения от греха. Печать по Господу и Спасителю – несет в себе спасение, и священники своими одеждами несут в себе призыв всех к покаянию и смирению.
Если у Вашего предприятия есть проблема с отходами, тогда Вам будет нужен пресс пакетировочный, который позволяет значительно уменьшить объемы занимаемой территории отходами, и сэкономить на вывозе мусора. Такой пресс используют на сегодняшний день множество предприятий. Купить пакетировочный пресс Вы сможете на сайте компании 1-top.ru по выгодной цене.
Подрясник и ряса — основные повседневные одеяния православного монашества всех степеней
Монашеское облачение, носимое монашествующими всех степеней в православии, представляет собой подрясник и рясу. Подрясник ― это длинное, до пят, одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами.
Подрясник — нижнее одеяние. Он чёрного цвета. Этим монахи отличаются от клира. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.
Главные предметы из облачения православного монаха. Одеяние монаха может меняться, в зависимости от того, на какой степени монашества он находится
Под рясой понимается верхнее одеяние. Оно имеет длинные, ниже ладоней, широкие рукава. Рясы преимущественно черного цвета, но могут быть темно-синего, коричневого, белого, реже кремового и серого цвета.
Материалы для ряс те же, что и для подрясников. И ряса и подрясник символизируют одежды Христа. Похожую одежду Он носил, естественно, что выглядела она немного иначе.
На Руси рясы стали носить после Поместного Собора 1666-1667 годов.
Слово «ряса» происходит от греческого слова «то рáсон». Оно означает оскребанная, вытертая, лишенная ворса, поношенная.
Такая, почти, что нищенствующая одежда носилась в Древней Церкви монашествующими. Именно из монашеской среды ряса вошла в обиход всего православного духовенства.
«Суд над патриархом Никоном». С.Д.Милорадович. 1885 год, холст, масло. Большой Московский Собор не только породил раскол в Русской Церкви, но и ввёл ношение среди священников и монахов ношение рясы, по образцу православного Востока
В Русской Церкви до ХVII века рясы не были обязательны. Большой Московский собор 1666-1667 годов постановил благословить для русских священнослужителей и монахов духовные одеяния, принятые в то время на православном Востоке.
При этом делалась оговорка, что Собор не принуждает, а только благословляет ношение таких одеяний и строго запрещает осуждать тех, кто не решится носить их. С ХVIII века монашествующие стали носить в основном только черные подрясники и рясы первого вида, тогда как в древности они часто носили зеленые однорядки, а белое духовенство сузило цветовую гамму своих одежд.
История
Золотой лангобардский наперсный крест (конец VI — начало VII веков)
В первые века христианства взрослые люди креста обычно не носили. Носились медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. В актах Седьмого Вселенского Собора 787 года (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий Кесарийский (умер в 303 году), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине-мученике Оресте (умер в 304 году). Иоанн Златоуст (347—407 годы), порицая «неразумных» женщин, возлагавших на просвещённых Святым Крещением младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста». Кресты носились как на теле (под одеждой), так и поверх одежды, причём во втором случае крест символизирует род служения, которое несёт человек (епископ, священник).
Предшественником наперсного креста является употреблявшийся в древней христианской церкви, а также в старину на Руси, так называемый энколпион или энколпий (от греч. έν κολπειώ — за пазухой, на груди). Энколпионы сначала имели форму четырёхстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их помещалось изображение монограммы имени Иисуса Христа, а позже — и креста различной формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений — списки священных христианских книг. Два экземпляра энколпия, относящиеся, по мнению археологов, ко времени не позже IV века, найдены в 1571 году при раскопке одной из могил Ватикана.
О существовании энколпиев в IV веке свидетельствует Иоанн Златоуст в слове «Против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог»: «Почему к этому самому древу, на котором святое тело Иисусово было распростерто и пригвождено, все наперерыв притекают? Почему многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив её золотом, вешают на свою шею, как украшение, между тем как оно было некогда знаком осуждения и наказания? Потому, что создавший все и все преобразующий, избавивши вселенную от нечестия и соделавший землю небом, Он и это орудие ненавистное и позорнейшее всех смертей превознес выше небес». (Выделенные слова нередко приводят в качестве цитаты из слова «Против аномеев», доказывая этим, будто этот обычай каким-то образом связан с арианством, но источник такого цитирования трудно установить).
Позже они имеют форму креста, сохраняя по-прежнему пустоту внутри, для хранения священных реликвий. В этом виде они стали принадлежностью епископского сана и носились епископами поверх одежды. Древнейший экземпляр такого энколпия найден в 1862 году в развалинах построенной Константином Великим базилики Святого Лаврентия в Риме, на груди скелета человека, погребенного при церкви — вероятно, епископа. Кресты-энколпии были также принадлежностью царского торжественного облачения в Константинополе, а позже — и в России, до Петра Великого. В Древней Руси их носили иногда (под одеждой) и простые монашествующие, и даже благочестивые миряне, например паломники. В церковно-археологических коллекциях, например в музее Санкт-Петербургской духовной академии, находятся энколпии, замечательные по величине и рисунку.
В XVIII веке энколпии с ящичками внутри выходят из употребления и заменяются для епископов крестами меньшей величины, сделанными из металла или финифти, без пустоты или вложений внутри. В России ношение таких крестов с 1741 года было усвоено и архимандритам, состоявшим в составе Святейшего Правительствующего Синода, а с 1742 года, по примеру монастырей (где наперсные кресты издавна носились всеми архимандритами) — всем архимандритам, в отличие от игуменов, что сохраняется и по настоящее время.
Отличие православного креста от католического
С обретением веры предков многие новоиспеченные христиане не знают основных отличий католического креста от православного. Обозначим их:
- На православном кресте всегда больше одной перекладины.
- В католическом восьмиконечном кресте все перекладины параллельны друг другу, а в православном нижняя — косая.
- Лицо Спасителя на православном кресте не выражает мучений.
- Ноги Спасителя на православном кресте сомкнуты, на католическом изображены одна над другой.
Привлекает особое внимание изображение Христа на католическом и православном кресте. На православном мы видим Спасителя, даровавшего человечеству путь к вечной жизни
На католическом кресте изображен мертвый человек, претерпевший страшные мучения.
Если вы будете знать эти отличия, без труда определите принадлежность символа христианского креста к той или иной церкви.
Несмотря на разнообразие форм и символики креста, его сила заключается не в количестве концов или изображенного на них распятия, а в покаянии и вере в спасение. Любой крест несет в себе животворящую силу.
История иерусалимского креста
Широкую известность вифлеемский крест обрел во времена Крестового похода (начало XI века). Именно он был изображен на гербе герцога Лотарингии, Готфрида Бульонского, стоящего во главе крестоносцев. Однако история возникновения святыни берет свое начало задолго до этого, а именно со времен правления римского императора Константина I.
Перед решающей битвой у Мульвийского моста правителю Древнего Рима явилось знамение. Вместе со своими воинами он увидел на небе равносторонний крест с хризмой, а рядом сияла надпись: «С ним побеждай». Узрев в этом видении знак, Константин поместил изображение на боевые флаги, что вскоре привело его к победе над противником. Спустя несколько лет он обратил свой народ в христианство, а столицу перенес на Восток, в Константинополь (нынешний Стамбул).
Для Иерусалима равносторонний символ с четырьмя маленькими крестиками означает раны Христовы
Долгие века христиане почитали два вида крестов: шести- или восьмиугольный и иерусалимский. Традиционный образ знаменовал жертву Христа, принесенную во имя спасения человечества, а иудейский отождествлялся с победой над злом. Разным также было применение: с первым совершали церковные службы и таинства, а второй наносили на флаги, гербы или украшали храмы. Сегодня равностороннюю форму имеют протоиерейский и иерейский наперсные кресты.
Позже к традиционному изображению израильского креста стали дорисовывать дополнительные символы. Такие элементы придавали более глубокое значение реликвии, наделяя ее духовным смыслом. Так, на византийском флаге крестообразный рисунок дополняют четыре буквы «В», что означает: «Царь царей, царствующий над царями». Подобная иконография показывает Византию, как центр христианства, главой которого является Иисус Христос.
В начале XI столетия, когда церковь поделилась на католическую и православную, Вселенским собором была признана новая геральдика – центральный крест окружали четыре маленьких крестика. Это символизировало единство пяти патриархов, главным из которых был Константинопольский.
Равносторонний символ также присутствовал на знаменах русских войск с начала XVI века. Именно тогда он получил название «Иерусалимский». Еврейский крест воспринимался верующими, как символ обретения христианских святынь и не имел ничего общего с крестоносцами. Он же изображался на многих иконах.
Виды крестов
Как уже было сказано выше, кресты отличаются друг от друга. Вышеописанный серебряный Николаевский крест — это атрибут, с которого духовное лицо начинает свою карьеру священнослужителя. За заслуги перед церковью или выслугу лет его могут наградить правом носить четырехконечный золотой крест. С ним иерей служит до тех пор, пока не будет возведен в чин протоиерея. Когда это происходит, у него появляется возможность получить следующую награду – наперсный крест с украшениями.
Эта разновидность обычно богато инкрустирована драгоценными камнями и, в принципе, не отличается ничем от атрибутики, которую носят епископы. Обычно на этом награды в области нагрудных украшений заканчиваются. Иногда, правда, некоторым священнослужителям дается право носить сразу два креста. Еще одна, очень редкая награда – золотой крест патриарха. Но этой чести удостаиваются буквально единицы. С 2011 года появился, а точнее, был восстановлен крест наперсный, называемый докторским. Вручают его, соответственно, священникам, имеющим степень доктора богословия.
Популярное за 7 дней
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
Материал и оформление православного креста
При выборе вида распятия учитывают, из чего его изготовили. Возможные варианты:
- дерево;
- металл;
- камень.
Желательно рассматривать более легкие изделия. Но они не всегда долговечные
Важно, чтобы материал отличался устойчивостью к внешним факторам, т. к
изделие будет стоять на кладбище достаточно долго, хоть и со временем будет заменен. Конструкция подвергается воздействию воды, ветра, мелким и более крупным частицам земли, пыли, прочих загрязнений, т. к. местность открытая. Все это оказывает негативное влияние не ее внешний вид.
Металлический крест
Деревянный
Вариант креста из древесины – наиболее давний. Считалось, что этот материал – вместилище живой силы, божественной. У таких изделий есть преимущества:
- малый вес;
- экологичность;
- привлекательность;
- приверженность традициям;
- простота утилизации, когда придет время заменить конструкцию.
Деревянный крест на могилах
Металлический
Изделие отличается прочностью, может противостоять воздействию любых внешних факторов: снега, дождя, ветра и даже града. По всем параметрам такой вариант превосходит деревянный аналог. Но отмечают несколько недостатков:
- добротный, сделанный из металла крест, после погребения может способствовать уплотнению грунта – он просядет под давлением собственного веса;
- металл подвержен ржавлению, при отсутствии должного ухода после погребения начнется процесс разрушения этой конструкции, но даже при этом она будет дольше служить, чем деревянная.
Виды металлических изделий, которые можно ставить, когда хоронят православных:
- сварной: бюджетный вариант, изготавливается из профильных труб прямоугольного или круглого сечения, почти не содержит декоративных элементов, цена меньше, чем деревянного аналога с резьбой;
- кованый: привлекательная конструкция, сложна в изготовлении, особенно если планируется делать своими руками, но отличается надежностью, повышенной прочностью, не подвержена коррозии (из нержавеющей стали), часто содержит декоративные элементы, но стоимость намного выше сварного аналога.
Каменный
Часто изготавливается из мрамора, гранита. Конструкция красивая, но с минимальным количеством декора. Украшает крест обычно особая техника оформления, позволяющая сделать сколы, углубления и др. Отличается существенным весом, что является основным минусом, т. к. рыхлый грунт сразу просядет над могилой.
Чем объясняется то, что священники носят золотые кресты?
Многие люди, наблюдающие церковные богослужения лишь по телевизору по торжественным случаям – на Пасху, Рождество, – обращают своё внимание на необычайно пышные облачения священников. Объяснить это достаточно просто:
- праздник − он и есть праздник;
- в торжественных богослужениях, особенно тех, что транслируют по ТВ, главными действующими лицами выступают далеко не последние лица в церковной иерархии.
Собственно же нательный крест можно, выражаясь армейским языком, воспринимать как часть униформы, знак различия ранга и выслуги лет. Поэтому далеко не каждому священнику полагается носить жёлтый наперсный крест. Каждый священник получает свой крест из рук епископа, возглавляющего территориальную епархию, как знак того, что ему разрешено проводить службы. В случае серьёзной провинности епископ вправе наказать нерадивого батюшку, сняв с его шеи крест и наложив запрет на проведение им богослужений.
Жёлтый наперсный (нагрудный) крест полагается к ношению только за определённые заслуги перед церковью, или за длительное служение в приходе. Молодые священники, только недавно заступившие на службу, носят белые кресты. Таким образом, жёлтые кресты выступают не предметом роскоши или украшения, а являются своеобразной наградой, знаком отличия в системе РПЦ.
В дни Великого поста, предшествующего Пасхе, все без исключения священнослужители носят деревянные нательные кресты, облачаясь в торжественные наряды только по случаю Воскресения господня. Вот эту «парадную униформу» и видят зрители по телевизору во время трансляций, поражаясь неподобающей, по мнению обывателя, роскоши нарядов церковных деятелей.
Распространение крестов
В XVIII веке энколпионы практически повсеместно выходят из употребления. Вместо них стали использовать металлические кресты без полостей внутри. При этом право ношения наперсного креста впервые было присвоено епископам. Начиная с сороковых годов того же века этим правом в России наделяются монашествующие священники в чине архимандрита, но только в том случае, если они являются членами Священного Синода.
Но уже год спустя, а именно в 1742-м, возможность носить крест наперсный получают все архимандриты вообще. Произошло это по примеру Киевской митрополии, в которой такая практика распространилась стихийно еще до формального ее утверждения.