Максим грек — биография, новости, личная жизнь

Максим Грек

Борьба иосифлян и белозерских старцев была во всем разгаре, когда является новый сильный борец против иосифлян – Максим Грек. Это был афонский монах, весьма образованный, начитанный и умный человек. Он побывал и в Париже, и во Флоренции, слушал знаменитых ученых богословов. Особенно сильно подействовал на Максима Иероним Саванарола, который в то время увлекал народ во Флоренции своим пламенным красноречием и беспощадно громил в смелых проповедях роскошь и безнравственность, царившие тогда в Италии. Максим Грек приехал в Москву в 1518 году. У великого князя было огромное собрание разных греческих рукописей; надо было разобрать их, привести в порядок, а на Руси тогда нельзя было найти человека, который смог бы это сделать, – вот зачем понадобился ученый грек Максим великому князю. Кроме того, надо было перевести некоторые сочинения на русский язык (Толковую псалтырь, Толкования деяний апостольских, Беседы Златоуста и др.). Дела было очень много. Максим Грек, сначала и занялся тем, для чего его призвали, но мало-помалу невольно втянулся в церковные дела и споры, которые тогда волновали всех мыслящих русских людей. К нему, как к ученому, обращались часто за разрешением различных вопросов и споров, да и сам Максим Грек был не такой человек, чтобы сторониться от жизни. Приглядевшись к русской жизни да освоившись с русским языком, немедля принял он участие в разных церковных вопросах.

Написал Максим Грек очень много сочинений: писал против магометан (от частых сношений с татарами могли заходить к русским некоторые особенности магометанства), против латинян, потому что в это время папа снова пытался склонить русских к церковной унии. Сильно обличает он различные суеверия, которые в то время господствовали на Руси (гадание по звездам, верования в различные приметы, волшебство и т. д.). Как верное средство освободиться от грубых суеверий, затемняющих ум человеческий, мешающих разумной жизни, он указывает на просвещение, на сближение с западными, более образованными народами.

Максиму Греку, как человеку умному, и притом свежему, еще не успевшему сжиться с русскими порядками, должно было, конечно, броситься в глаза, что набожные русские люди, строго исполняя все обряды, соблюдая все посты, в то же время жили совсем не по-христиански, творили спокойно всякие неправды к тяжкие грехи. Плохая нравственность, прикрытая внешнею набожностью, возмущала Максима. В своих посланиях он обличает тех, которые не ели мяса по понедельникам, но готовы были целый день пить вино, соблюдали все посты, а терзали бедных подручников. В одном сочинении Максима Грека Господь говорит людям, что они только гневят Его, предлагая Ему доброгласное пение, звон колоколов, драгоценные украшения икон, а не милуя нищих и сирот, не отставая от неправды, лихвы и проч. «Вы книгу Моих словес (Евангелие) и внутри, и извне обильно украшаете сребром и златом, силу же писанных в ней Моих велений не приемлете и не исполняете».

С самого же начала своей деятельности Максим Грек стал на сторону белозерских старцев и Вассиана и постоянно, подобно им, утверждал, что инок должен быть «странен, незнаем, бездомен и безымянен». В нескольких сочинениях сильно корит он монастыри за то, что они владеют поместьями, а в одном из своих трудов «Повести страшной о совершенном иноческом жительстве» доходит даже до проклятий монахам-вотчинникам.

Эти резкие обличения и смелые нападки, конечно, не прошли Максиму Греку даром: у него явилось множество врагов, и притом – врагов сильных. Большая часть высших духовных лиц были иосифляне. Сам митрополит был последователем Иосифа. Не только в среде духовенства, но и между сильными мирянами нашлось не мало недругов смелому обличителю. Он в своих сочинениях между прочим беспощадно обличал и мирские власти, говорил, что такого неправосудия, как у православных русских, нет даже у латинян ляхов. Эти резкие выходки оскорбляли не только отдельных лиц, но и вообще русское чувство.

Невзлюбил Максима Грека и сам великий князь. Василий Иванович не имел детей, приходилось ему признать наследником брата своего Юрия Ивановича; но великий князь недружно жил с ним, считал его и следующего брата Андрея неспособными управлять государством и очень хотел иметь сына-наследника, задумал даже развестись с бездетной своей супругой и жениться на другой. Митрополит дал церковное разрешение на развод, но Вассиан Косой и Максим Грек сильно осуждали намерение государя. Он, конечно, не посмотрел на них – женился на Елене Глинской, но в сердце его закралось недоброе чувство к противникам его воле…

Труды преподобного Максима Грека:

  • «Ответы христиан против агарян, хулящих нашу православную христианскую веру»
  • «Слово обличительное против агарянскаго заблуждения и против измыслившего его Магомета»
  • «Слово 2-е, о том же к благочестивым против богоборца Магомета; здесь же отчасти и сказание о кончине века сего»
  • «Нравственные поучения»
  • «О том, какой грех в естестве человеческом есть первый»
  • «Объяснение о рукописании греховном»
  • «Исповедание Православной веры Максима инока из Святой Горы»
  • «Слово о Рождестве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в том же и на иудея»
  • «Совет собору православному против еврея Исаака, волхва и обманщика»
  • «Возражение против глав Самуила евреянина»
  • «Слово обличительно на еллинскую прелесть»
  • «Слово против армянского зловерия»
  • «Слово похвальное к святым апостолам Петру и Павлу, в томже обличения и на латыньскыя три большия ереси»
  • «Слово, списано иноком Максимом Греком Cвятогорским, противу льстиваго списаниа Николая немчина, егоже списал о совокуплении православным християном и латыном»
  • «Против латинян, о том, что не следует ничего ни прибавлять, ни убавлять в Божественном исповедании непорочной христианской веры»
  • «Против Николая латинянина – слово об исхождении Святого Духа»
  • «Послание ко многоучительному Николаю немчину»
  • «Послание к господину Феодору Ивановичу Карпову»
  • «О том, что Промыслом Божиим, а не звездами и кругом счастья устраивается человеческая судьба»
  • «Против тех, которые усиливаются посредством рассматривания звезд предсказывать будущее, и о свободной воле человека»
  • «Поучительное послание к некоторому князю о лживости звездочетства и утешительное для живущих в скорбях»
  • «Послание к некоторому иноку, саном игумену, о немецкой прелести именуемой Фортуною, и о колесе ее»
  • «Против Николая немчина обманщика и звездочетца»
  • «Слово обличительное, отчасти, против латинского зловерия; здесь же и против «Альманаха», который возвелеречил, что будет всемирный потоп более гибельный, чем упоминаемый когда-либо»
  • «Против хулителей Пречистой Божией Матери»
  • Ответ Николаю латинянину
  • Разные сочинения

Рука и язык как жертва Господу

В эти годы Византийская
империя теряла территории под натиском арабов. Раздоры православных с
монофизитами добавляли проблем и императоры объявили монофелитство
государственным исповеданием веры, чтобы на его базе воссоединить страну. Так
богословский спор стал политическим. Многие защитники Православия подверглись
ссылке, а церковную кафедру в Константинополе занял патриарх-еретик.


Вопросы и ответы к Фалассию

Преподобный Максим не мог
согласиться с торжеством ереси и отправился в Рим, чтобы просить помощи у папы
Мартина. Святой Мартин созвал Латеранский собор. 150 епископов Запада и 37
делегатов с Востока поддержали преподобного Максима и православное исповедание
веры и осудили ересь монофелитства. Разгневанный император приказал схватить
папу и преподобного и привезти на суд.

Византийские
военачальники пленили святых и отдали их в руки еретиков. После суда папа
Мартин был сослан в Крым, где и умер вскоре от тяжких трудов в каменоломнях. А
преподобному Максиму отрубили правую руку и вырвали язык, чтобы он не мог
говорить и писать, и сослали на Кавказ. Житие подвижника говорит нам о том, что
чудом Божиим здесь он вновь обрёл дар речи и освоил письмо. За свою твёрдость в
вере преподобный получил прозвище «Исповедник».

ОБ ОБЕТЕ ПОСТА

В отношении поста Максим Грек, наоборот, несколько отступал от догматической точки зрения, считая, что не столь важно соблюдать установленные каноны, как поститься внутри себя, бороться со страстями: „Одно воздержание от пищи не только не приносит пользы, но еще более меня осуждает и уподобляет бесам… Не достойно ли слез, что некоторые обрекаются не есть мяса в понедельник ради большого спасения, а на винопитии сидят целый день, и только ищут: где братчина или пирование, упиваются допьяна и бесчинствуют; лучше бы им отрекаться от всякого пития, потому что лишнее винопитие причина всякому злу; от мясоедения ничего такого не бывает“. 

Память: 21 января / 3 февраля, 21 июня / 4 июля (Обретение мощей)

Преподобный Максим Грек
после получения блестящего европейского образования и
многих путешествий по Европе прибыл на Афон и
принял иночество в Ватопедской обители,
где с увлечением изучал древние рукописи. По ходатайству князя Василия Иоанновича
прибыл в Россию начал заниматься переводом на
церковно-славянский язык греческих
церковно-богослужебных книг. Он писал апологетические
и нравоучительные письма против магометан, папизма,
язычников, также толкования святителя Иоанна Златоуста
на Евангелия от Матфея и Иоанна.

За прямоту и правду попал при
митрополите Данииле в многолетнюю опалу: претерпел
несправедливый суд, ложные обвинения, отлучение от
Причастия, тюрьму, ссылку (всего 26 лет — шесть лет
тюрьмы и 20 лет ссылки в Твери).

Среди страданий преподобный стяжал и
великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал:
«Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». В
темнице преподобный старец написал углем на стене канон
Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: «Иже
манною препитавый Израиля в
пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни
Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну…»

Лишь через двадцать лет пребывания в
Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли
с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни
преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре.
Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на
здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал
трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом
преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на
славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили
преподобного Максима.

Преподобный Максим Грек — небесный
покровитель ученых, богословов, переводчиков, студентов
и семинаристов. Молитвенный ходатай за миссионеров,
катехизаторов и апологетов. Преподобному Максиму Греку
молятся для утверждения в вере, крепости духа и веры,
разумения православного вероучения и Писания, 
обращения к Православию иноверцев и сектантов, у него
просят помощи и поддержки при гонениях за веру  и
несправедливом притеснении власти. Преподобный Максим
Грек облает даром исцеления при различных заболеваниях,
особенно от депрессии и уныния.

Назначение в Москву

Первым крупным произведением Максима в России был перевод Псалтири вместе с русскими переводчиками (в том числе ученым Дмитрием Герасимовым ) и писцами , который должен был быть торжественно одобрен русским духовенством и самим великим князем. После того, как Василий III отклонил его просьбу вернуться домой, Максим продолжил работу над переводами и исправлением книг для богослужения . Наблюдая за «изъянами» и несправедливостью московской жизни, которые ему казались прямо противоположными его христианским идеалам, Максим стал разоблачать их и критиковать власть, привлекая разных людей с похожими взглядами, таких как Иван Берсен-Беклемишев , Вассиан Патрикеев , и другие. Что касается монашеских имений, которые уже разделили русское духовенство на два антагонистических лагеря (Собственников и Не-собственников), Максим встал на сторону Нилуса Сорского и его старцев , которые возглавили лагерь не-собственников. Это сделало бы его одним из злейших врагов иосифян , которые отстаивали право монастырей владеть землей. Максим и его последователи свободно обсуждали недостатки внутренней и внешней политики России, критиковали образ жизни российского духовенства, эксплуатацию крестьян и систему поддержки местных властей путем «доения» крестьян (так называемое кормление или кормление ). .

Нестяжатели и иосифляне при Василии III

В княжение Василия Ивановича споры о монастырских вотчинах и казни еретиков продолжались. Иосифляне (сторонники Иосифа Волоцкого) стояли за мнения своего наставника, а противники их – белозерские старцы, последователи Нила Сорского (нестяжатели), – в своих сочинениях сильно нападали на Иосифа и его сторонников. Спорили горячо, дело доходило даже до колкостей. Суровый Иосиф, требуя беспощадной казни еретиков, ссылается, например, на апостола, по молитве которого Симона-волхва постигла смерть. Белозерские старцы в своем послании в ответ Иосифу насмешливо напоминают о разнице между ним и апостолами, которые не требовали, чтобы люди казнили еретиков, а молитвою поражали их, и прибавляют: «И ты, господине Иосифе, сотвори молитву, чтобы земля пожрала еретиков…» Думают, что это послание написано учеником Нила, Вассианом Косым (бывший боярин, князь Патрикеев). Он был самым сильным противником иосифлян и написал несколько посланий, где резко изобразил все язвы и пороки в монашестве, происходившие потому, что монастыри были богаты, владели поместьями. Вассиан, как и все нестяжатели, сильно нападает на роскошь в монастырях, на корыстолюбие монахов, на тяжбы их, попрошайство, угодничество сильным и богатым, обременение своих крестьян тяжелыми оброками, лихоимство и пр.

Википедия

Подробности
Родительская категория: Житие преподобного Максима Грека
Категория: Жизнеописания

МАКСИМ ГРЕК (в миру — Михаил Триволис) (1470, Арта, Греция — 21 января 1556, Троицкий монастырь, Сергиев Посад)— первый русский религиозный публицист, один из первых православных писателей и переводчиков. Канонизирован Русской церковью в лике преподобных, память совершается 21 января (3 февраля) и 21 июня (4 июля) (обретение мощей в 1996 г.).

Жизнеописание Ранние годыМаксим Грек был послан в Италию, чтобы изучить древние языки, священнослужение и философские работы. Здесь, он познакомился с некоторыми видными фигурами эпохи Возрождения: Альдом Мануцием и Константином Ласкарисом, который стал его преподавателем. Максим Грек был под влиянием проповеди доминиканского священника Иеронима Савонаролы. После возвращения в 1507 году из Италии принял монашество в Ватопедском монастыре на Афоне. В 1515 году Великий князь Василий III попросил игумена монастыря послать ему монаха Савву для перевода духовных книг. Однако последний был настолько стар, что монахи решили послать вместо него энергичного Максима Грека. Максим не говорил по-русски, но, поскольку монахи ручались за него, отправился в Москву и был встречен там с большой честью.

Миссия в Москве Первой большой работой Максима Грека в России был перевод Псалтыри вместе с русскими переводчиками и писцами Дмитрием Герасимовым и Власом Игнатовым, который был одобрен русским духовенством и великим князем. Василий III отклонил его просьбу вернуться домой, Максим продолжал переводить и позже создал княжскую библиотеку и исправил книги для богослужения.

Борьба Наблюдая «дефекты» и несправедливость русской жизни, которая была в прямой оппозиции его христианским идеалам, Максим Грек начал критиковать власти, привлекая различных людей с подобными представлениями, как Ивана Берсень-Беклемишева, Вассиана Патрикеева, Фёдора Жарено́го и других. Относительно вопроса монашеских состояний, которые уже разделили все русское духовенство на два антагонистических лагеря, Максим Грек стал на сторону Нила Сорского и его старцев. Это сделало его одним из худших врагов иосифлян, которые поддерживали право монастырей иметь землю. Максим Грек и его последователи, осуждая недостатки внутренней и внешней политики России, критиковали образ жизни русского духовенства, эксплуатацию крестьян и систему поддержки местных властей, «дойку» крестьян. Отношения Максима Грека с Вассианом Патрикеевым, Иваном Берсень-Беклемишевым и турецким послом Скиндером, враждебность митрополита Даниила к нему и отрицательное отношение Грека к намерению Василия разводиться со своей женой решили его судьбу. Собор 1525 года обвинил Максима Грека в ереси, в сношениях с турецким правительством; он был отлучён от причастия и заточен в Иосифо-Волоцкий монастырь. Условия заточения были очень суровы. В 1531 году он был вторично вызван на Собор: ему были предъявлены новые обвинения, в частности в «порче» богослужебных книг. Максима сослали в Тверской Отроч монастырь под надзор Тверского епископа Акакия, который весьма уважал его («яко и на трапезу ему седети вкупе со Святителем и ясти с единаго блюда») и предоставил возможность читать и писать; но только в 1541 году ему было разрешено причащаться Святых Тайн. В 1551 или 1547 году, после неоднократных обращений Восточных Патриархов и митрополита Макария, Максима Грека перевели на покой в Троице-Сергиев монастырь. Святитель Макарий внёс часть его поучений в Великие Четьи-Минеи (всего перу преподобного принадлежит до 365 текстов) .

Кончина и прославление Максим Грек скончался в Троицком монастыре в день памяти своего небесного покровителя преподобного Максима Исповедника. Был погребён в Троицком монастыре, у северо-западной стены церкви Сошествия Святого Духа. Прославлен в лике преподобных на Поместном соборе 1988 года. 24 июня 1996 года, после молебна преподобному Максиму, были начаты археологические изыскания у северо-западной стены Свято-Духовского храма. 3 июля 1996 года мощи преподобного были обретены и во временной раке помещены в Свято-Духовской церкви Лавры. Сейчас мощи пребывают в Успенском Соборе Троице-Сергиевой Лавры.

Жизнь до монашества

Максим Грек (в миру Михаил Триволис) родился в 1470 году в Албании

, в древнем городе Арта, в семье греческого сановника. Он происходил из старинного и знатного византийского рода Триволисов. Один из его предков занимал престол Константинопольских патриархов. Его дядя, Димитрий Триволис, был другом Фомы Палеолога, брата последнего византийского императора Константина XI и деда великого князя Московского Василия II. Родители святого, Мануил и Ирина, были людьми образованными и отличались благочестием и преданностью православной вере, которую воспитали и в сыне. Состоятельные родители дали ему прекрасное образование.

Около 1480 года Михаил попадает на остров Корфу (Керкира), принадлежавший Венеции; здесь он проходит обучение классическим наукам у Иоанна Мосхоса. Законив школу на острове Корфу, он в 20-летнем возрасте уже баллотировался в совет этой самоупровляемой территории, но потерпел неудачу. В 1492 году юный Михаил отправляется для продолжения образования в Италию, которая после падения Константинополя стала средоточием греческой образованности. Михаил Триволис много путешествовал: жил и учился в Венеции, в существовавшей здесь издавна греческой школе, в Падуе, славившейся своим университетом, в друтих городах. Позднее об этом времени своей жизни преподобный Максим писал:

«Если бы Господь, пекущийся о спасении всех, не помиловал меня и… не озарил светом Своим мысль мою, то давно погиб бы и я с находящимися там проповедниками нечестия».

С 1498 по 1502 год Михаил Триволис находился на службе у Джованни Франческо Пикко делла Мирандолы; здесь он обучал детей и взрослых греческому языку, а также переписывал труды греческих отцов Церкви и античных классиков. При наступлении войск французского короля Франциска и Джованни Франческо удалился в Баварию, а Михаил Триволис вернулся во Флоренцию и постригся в доминиканском монастыре Св. Марка, где незадолго до этого жил Иероним Савонаролла, проповеди которого не раз доводилось слушать Михаилу.

Афонский монах

В 1505 году на Афоне с именем Максима был пострижен в монахи сын одного из знатных византийских сановников.

Он родился около 1475 года в древней Арте (территория современной Албании). Это было время распада Римской империи – под ударами турок исчезало когда-то великое государство. Греческая аристократия связывала собственное будущее и будущее своих детей с Западной Европой. Именно туда, в Италию, родители отправили Михаила Триволиса.

В Падуе и Венеции юноша изучил несколько языков, увлёкся модной в то время античной культурой – это была эпоха Возрождения. Новые веяния пленяли новизной, заставляли иначе оценивать то, что было привито в семье, исповедовавшей традиционное Православие.

Будучи во Флоренции, Михаил услышал католического монаха Джироламо Савонаролу, который перевернул его сознание. Доминиканец доступно объяснял несовместимость новой, а, по сути, языческой культуры с христианством. В Савонароле Михаил увидел одного из Отцов Церкви – позже он напишет о нём: «был яко един от древних, токмо что верой латинянин».


М. да Брешиа. Портрет Дж.Савонаролы

Оставив учёбу, молодой человек пришёл в обитель Сан-Марко, чтобы в будущем так же, как учитель, стать доминиканским монахом. Два года он провёл рядом с Джироламо, но после того, как тот был казнён, Михаил покинул монастырь.

Возвращение на родину стало возвратом к ценностям, наследованным от родителей, и Михаил окончательно решил уйти из мира, избрав для этого путь православного монашества. Именно тогда, в 1505 году, он принял постриг в Ватопедском монастыре на Афоне. Десять лет прошли на Святой Горе. Это время стало периодом обучения монашеской жизни и изучения святоотеческого наследия.

Ватопедский монастырь. Современный вид

Ранние годы

Максимус родился Михаил Триволис ( греческий : Μιχαήλ Τριβώλης , русский : Михаил Триволис ) c.  1475 год в Арте , затем в Османской империи , потомок знатной греческой семьи со связями с византийским императором в Константинополе , выходец из Спарты . Оба родителя Максима были греками- христианами ; его матерью была Ирэн, а отцом, Мануэль, был воевода . Ирина и Мануэль вместе покинули Константинополь и отправились в Арту, и последний, возможно, был византийским военным губернатором Арты до того, как город пал оттоманской империи в 1449 году.

Деметриос Триволис, брат Мануила и дядя Максима, был греческим писцом, который идентифицировал себя как «пелопоннесец из Спарты» ( греч . : Πελοποννήσιος εκ Σπάρτης ). В 1461-1462 гг Димитриос воспроизведен рукопись Платона Тимей в Корфу и в 1465 году , он скопировал Плотина «s Эннеадах в Крит ; после его завершения работы Платона, Деметрий написал следующее примечание: » Η βίβλος ἥδε ἐγράφη διοἰκείας χειρὸς ἐμοῦ Δημητρίου Τριβώλη Πελοποννησίου ἐκ Σπάρτης τὰς διατριβὰς ποιοῦντος ἐν Κερκυραίων νήσῳ · μετὰ τὴν τῆς ἡμετέρας πατρίδος ἅλωσιν » , что переводится как: «Настоящая книга был написан моей рукой Деметриосом Триволисом Пелопоннесианцем из Спарты, который сделал эти работы на острове Керкирея после падения нашего отечества »( имея в виду падение его родной Лаконии оттоманской империи). В другой ноте, Деметрий пишет: » κάλλιστον βιβλίον εμόν εστι κτήμα Δημητρίου Τριβώλη Πελοποννησίου εκ Σπαρτης επριαμην δε και τουτο μετα την εμης πατριδος αλωσιν της Λακεδαιμονος της ποτ «ευδαιμονος.. » , Что переводится как:» Это самая красивая моя книга является собственностью Деметриос Триволис Пелопоннесский из Спарты. Я купил его после падения нашего отечества Лакедемонии, которое когда-то было удачным ». Семья Триволи позже была связана с династией Палеологов в Мистре.

Максимус учился на острове Корфу под руководством Джона Мошоса и Джона Ласкариса, а затем отправился с Ласкарисом во Флоренцию (в 1492 или 1493 году) и продолжил свое обучение в Болонье , Флоренции , Ферраре , Милане, Падуе и Венеции . Находясь в Италии, он изучал древние языки, а также церковные и философские труды (особенно неоплатонизм ). Он знал выдающихся деятелей эпохи Возрождения, таких как венецианский печатник Альд Манутиус, и познакомился с учеными Анджело Полициано , Марсилио Фичино , Пико делла Мирандола , Сципио Каллерджес и Фонтегуэрри. На Максимуса также сильно повлияли проповеди пламенного доминиканского священника и реформатора Джироламо Савонарола , прах которого он собрал в 1498 году.

Труды Максима Грека

При жизни святой написал множество книг: догматического характера, поучительного, богословского. Также есть письма некоторым духовным чадам. Все они имеют огромную ценность для потомков, особенно верующих. Благодаря им можно прикоснуться к живой душе святого, понять его мысли, чем он жил. Также преподобный написал немало церковно- служебных творений (канон, молитвы), но делал это он не ради славы человеческой. Слова молитв были внушены ему Свыше и свободно лились из его святой души.

Некоторые из творений этого святого были переписаны его учениками еще при жизни святого. Такие рукописи можно встретить в библиотеке Лавры. Язык святого не всегда прост для восприятия современного читателя, сказывался речевой стиль того времени, древние обороты речи. Но смысл его творений понятен любой верующей душе.

Догматико-полемические

Святой при жизни много боролся с ересями и различными уклонениями от правой веры. Несмотря на то, что в начале он подвизался в католичестве, позже, приняв православие, он изучил его лучше, чем все остальные. Максим много обличал еретиков в своих творениях.

Среди таких книг имеются имеются следующие:

  1. О том, какой грех в естестве человеческом есть первый.
  2. Против хулителей Пречистой Божией Матери.
  3. Против лютеран — слово о поклонении святым иконам.

В те времена существовало множество странных мнений, которые считались истинными. Святой горячо опровергал их. Например, что в местах захоронения самоубийц, земля бывает неплодородной. Или что на Светлую седмицу солнце не заходило все семь дней.

Нравственно-аскетические

Святой оставил своим последователям много разных духовных поучений.

Среди таких книг:

  1. О правде и милости.
  2. О великодушии и совете.
  3. Семь степеней человеческого возраста
  4. О святителе и чудотворце Спиридоне и др.

Прочитав их, можно понять многое о молитве, духовном росте, жизни некоторых святых. Также святой много толковал мест из Евангелия, псалтири, других церковных книг. Известна его книга «Нравственные поучения» — богатый духовный опыт святого.

Гимнография

Сюда относится прежде всего: «Канон Божественному и поклоняемому Пресвятому Духу Параклиту». Это творение он написал после явления к нему Ангела. Записал текст святой углем на стене в заточении. Это очень трогательный канон, написанный на церковно-славянском языке. Слова полны глубоким смыслом, который можно понять, только отрекшись от всего земного.

Вот отрывок из этого творения:

Сюда же можно отнести и «Исповедание Православной веры». За эту книгу святой много пострадал при жизни. Написан текст также на древнем славянском языке. Он довольно труден для восприятия. Преподобный вложил в эту книгу свои догматические познания, а также свои духовные чувства.

Собрание сочинений

Собрания сочинений святого было издано и переиздано в разные века. Впервые три тома его творений были изданы в конце 19-го века. Затем были переизданы в 1910 году.

Тюремное заключение

Максим Грек пользуется наибольшей репутацией среди старообрядцев , и его изображения обычно есть в каждой старообрядческой церкви.

Отношения Максима с Вассианом Патрикеевым , Иваном Берсен-Беклемишевым и турецким послом Скиндером, враждебность митрополита Даниила к нему и собственное негативное отношение самого Грека к намерению Василия III развестись с Соломонией Сабуровой решили его судьбу. в 1525 году обвинил Maximus в нонконформизме и ереси на основе его взглядов и переводов церковных книг, без учета его неполного знания русского языка и очевидных ошибок со стороны русских писцов (его неправильное использование несовершенного напряженной использовались в виде , что он больше не верил, что Святой Дух был Третьим Лицом Троицы, но только временно). Затем он был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь и помещен в темницу без права причащения и переписки. «Раздражающее» поведение Максимуса в монастыре, недавно обнаруженные ошибки в его переводах и старые подозрения в его бессовестных отношениях с ныне покойным турецким послом — все это было снова использовано против него на новом соборе 1531 года. После заключения Максимус признал некоторые незначительные ошибки в своих переводах и чрезмерное употребление вина. Наконец, собор запретил ему причащаться и сослал в Отрочский монастырь в Твери , где он проведет следующие двадцать лет. Патриарх Антиохийский , патриарх Константинопольский и Иерусалимский патриарх все пытались вести переговоры освобождения Максимуса с российскими властями, но безрезультатно. Сам он умолял Ивана Грозного (годы правления 1547–1584) и митрополита Макария о своей свободе. Москва боялась способности Максимуса разоблачать проступки и критиковать власть имущих и поэтому не хотела его отпускать. В 1551 году (или 1553 году по другим данным) Максим был переведен в Троице-Сергиеву Лавру по настоянию бояр и игумена Артемия из лавры . В том же году, по некоторым данным, царь посетил Максима во время его паломничества в Кирилло-Белозерский монастырь ; Максимус описывается как посоветовавший правителю позаботиться о семьях солдат, погибших при завоевании Казани, а не просто молиться за мертвых. В 1554 году Максима пригласили присоединиться к собору, посвященному ереси Матвея Башкина , но он отказался, опасаясь запутаться в этом деле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector