Церковнославянский язык для начинающих
Содержание:
- Церковнославянский язык — история и развитие
- Знаки ударения
- Распространение на славянских землях[править | править код]
- Памятники Церковнославянского языка
- Популярное за 7 дней
- Письменность и правописание[править | править код]
- Церковнославянский язык сакральный, изначально предназначенный для общения человека с Богом — молитвы
- История[править | править код]
- Внешние ссылки[править | править код]
- Народноразговорная основа Церковнославянского языка
- Знаки препинания
- Цифровые значения букв
- Знаки титла
- Первый аргумент
- Перевод богослужения на русский язык: позиция «против»
- Литература[править | править код]
- Особенности фонетики[править | править код]
- Памятники Церковнославянского языка
Церковнославянский язык — история и развитие
Он восходит к старославянскому языку, возникший в 9 веке в ходе проповеди христианства среди славянских народов. К тому моменту у них ещё не было письменности. Поэтому византийские братья-миссионеры Кирилл и Мефодий для перевода Священного Писания и богослужебных текстов разработали первые славянские азбуку и книжный язык (старославянский).
Язык во многом основывался на хорошо знакомом братьям солунском диалекте древнеболгарского языка. В чём-то новый язык опирался и на греческую лингвистическую основу священных книг.
Старославянский использовали не только для переводов священных текстов, но и для обучения чтению и письму. Противопоставленный живому древнерусскому языку, высокий книжный старославянский постепенно вышел за пределы Церкви и стал литературным. На нём начали создавать оригинальные русские сочинения: летописи, жития, повести, государственные документы. Профессор Владимир Кириллин подчёркивает:
В течение столетий созданный Кириллом и Мефодием книжный язык развивался. Он упрощался и изменялся под влиянием локальных разговорных наречий. Так возникли различные его диалекты, которые принято называть церковнославянским языком того или иного извода – мораво-чешского, болгарского, древнерусского и т.п. Профессор Елена Галинская отмечает:
К началу 19 века новый книжный язык заменил собой прежний практически во всех сферах жизни. Церковнославянский продолжил выполнять лишь свою первоначальную функцию – молитвенно-богослужебную. Однако он оказал колоссальное влияние на развитие литературного русского языка. Например, наполнил его словами высокого стиля (очи, злато, ныне, уста) и даже абсолютно новыми понятиями (млекопитающие, пресмыкающиеся). Многие фразеологизмы тоже пришли в русский из церковнославянского («за други своя», «в поте лица», «око за око, зуб за зуб»).
Знаки ударения
В церковнославянском языке ударение бывает трех видов:
- a — острое ударение, или nxjz
- A — тяжелое ударение, или варjz
- † — облегченное ударение, или кам0ра
Различие знаков ударения не связано с особенностями произношения. Так, слова рaбъ и р†бъ, землS и землs читаются одинаково. Церковнославянские знаки ударения заимствованы из греческого. Острое ударение ставится над гласной в начале и середине слова, например ѓдъ, сотвори1ти. Тяжелое ставится в том случае, если слово оканчивается на ударную гласную, например распни2 є3го2. Однако если после такого слова стоят слова: бо, же, ли, мz, ми, тz, ти, сz, си, ны, вы, не имеющие собственного ударения, то на предыдущем гласном сохраняется острое ударение, например:землs же бЁ неви1дима и3 неустр0ена .
Облегченное ударение служит для того, что бы различить формы единственного числа и формы множественного (двойственного) числа. Например:
- цaрь (И. ед) — ц†рь (Р. мн.)
- царS (Р. ед) — цар‰ (И. или В. дв.)
Распространение на славянских землях[править | править код]
Церковнославянский язык (в различных вариантах) широко использовался и в других православных странах: Болгарии, Сербии, Румынии. В настоящее время он там также вытеснен национальными языками (но может сохраняться в богослужении). Литературные языки славян, в разной мере сочетавшие церковнославянские и национальные элементы, известны под названиями «славянорусский», «славяносербский» и т. п.; они употреблялись преимущественно до начала XIX века.
Новоцерковнославянский язык русского извода оформился в середине XVII века, в ходе книжной справы времён патриарха Никона. Он является продолжением церковнославянского языка старого московского извода (сохраняющегося в книжной традиции старообрядчества), но помноженного на западнорусские грамматико-орфографические учения, в ряду которых особенно важен труд «Ґрамма́тїки славе́нския пра́вилное сѵ́нтаґма» Мелетия Смотрицкого (первое издание — Евье, 1619; множество переизданий XVII и XVIII века в разных странах и переводов).
Сегодня кроме Русской православной церкви церковнославянский язык — основной богослужебный язык славяно-византийского обряда Российской греко-католической церкви и Русинской греко-католической церкви, употребляется наряду с украинским в УГКЦ, с белорусским — в БГКЦ. До реформ 1960‒70-х гг. наряду с латинским употреблялся в некоторых местах в латинской церкви (См. глаголический обряд), где сохранялась в рукописных, а затем и печатных книгах глаголица.
Памятники Церковнославянского языка
Церковнославянский язык дошел до нас в довольно многочисленных письменных памятниках, но ни один из них не восходит к эпохе славянских первоучителей, т. е. в. Древнейшие из этих памятников (если не считать не так давно найденной надгробной надписи 993 г.), датированные и не датированные, принадлежат веку, значит, во всяком случае, отделены от эпохи первоучителей по крайней мере целым столетием и даже больше, а то так и двумя. Это обстоятельство, а также то, что эти памятники, за исключением некоторых, носят более или менее сильные следы влияния различных живых славянских языков, обусловливает собой невозможность представить церковнославянский язык в том виде, в каком он являлся в веке. Мы имеем дело уже с позднейшей фазой его развития, часто с очень заметными уклонениями от первичного состояния, причем далеко не всегда представляется возможным решить, зависят ли эти уклонения от самостоятельного развития церковнославянского языка, или от постороннего влияния. Сообразно с различными живыми языками, следы влияния которых могут быть указаны в памятниках церковнославянского языка, эти последние принято разделять по изводам.
Паннонский извод
Сюда принадлежат древнейшие памятники, писанные глаголицей и кириллицей:
- Глаголические памятники
- Киевские листки в.
- Зографское евангелие, начало в., может быть конец в.
- Мариинское евангелие (того же времени, с некоторыми следами сербского влияния)
- евангелие Ассемани ( в., также не без сербизмов)
- Синайские псалтирь ( в.) и молитвослов, или Эвхологий ( в.)
- Сборник графа Клода, или Griagolita Clozianus ( в.)
- несколько незначительных по объему отрывков (Охридского евангелия, македонский листок и т. д.;
Кириллические памятники (все в.)
- Саввина книга, (не без сербизмов)
- Супрасльская рукопись
- Хиландарские листки или Катехизис Кирилла Иерусалимского
- Евангелие Ундольского
- Слуцкая псалтирь (один листок)
Болгарский извод
Представляет черты влияния средне- и новоболгарского языков. Сюда принадлежат более поздние памятники XII, XIII, XIV в., как
- Болонская псалтырь, конец XII в.
- Охридский и Слепченский апостолы, XII в.
- Погодинская псалтырь, XII в.
- Григоровичевы Паремейник и Триодь, XII — XIII в.
- Трновское евангелие, конец XIII в.
- Патерик Михановича, XIII в.
- Струмицкий апостол, XIII в.
- Болгарский номоканон
- Струмицкий октоих
- октоих Михановича, XIII в.
- многие другие памятники.
Сербский извод
Представляет влияние живого сербского языка
- Мирославово евангелие, конец XII в.
- Волканово евангелие, конец XII в.
- Кормчая Михановича, 1282 г.
- Шишатовацкий апостол, 1324 г.
- Толковая псалтырь Бранка Младеновича, 1346 г.
- Хвалова рукопись, начало в.
- Никольское евангелие, начало в.
- Кормчая XIII — XIV в., описанная Срезневским,
- многие другие памятники
Хорватский извод
писаны угловатою, «хорватскою» глаголицею; древнейшие их образцы не старше XIII — XIV в. Родина их — Далмация и главным образом Далматинский архипелаг.
Чешский или Моравский извод
Памятники весьма немногочисленны и невелики по объему. Отражают влияние чешского или моравского живого говора
- киевские отрывки в., глаголические
- пражские отрывки — XII в., глаголические
- Реймское евангелие XIV в., глаголическая его часть
Древнерусский извод церковнославянского языка
Самый богатый по количеству памятников (все кириллические) с очевидными следами влияния живого русского языка (ж, ч вместо шт, жд: свеча, межю; o и e вм. ъ и ь; «полногласие», третье лицо ед. и мн. ч. на -ть и т. д.).
- в.
- Остромирово евангелие 1056 — 1057 г. (списанное, очевидно, с очень древнего оригинала)
- 13 слов Григория Богослова
- Туровское евангелие
- Изборники Святослава 1073 г. и 1076 г.
- Пандект Антиохов
- Архангельское евангелие 1092 г.
- Евгениевская псалтырь
- Новгородские минеи 1096 и 1097 г.
XII в.
- Мстиславское Евангелие 1125 — 1132 г.
- Юрьевское евангелие
- Добрилово евангелие 1164 г.
- Длинный ряд этих памятников заканчивается печатными книгами XVI века, среди которых главное место занимает Острожская библия, представляющая уже почти целиком современный церковнославянский язык наших богослужебных и церковных книг
Словинский извод
Фрейзингенские отрывки, написаны латинской азбукой и ведут свое начало, по мнению некоторых, из в. Язык их не имеет ближайшей связи с церковнославянским языком и мог бы скорее всего получить название «древнесловинского».
Наконец, можно указать еще румынскую разновидность церковнославянского языка, возникшую у православных румын.
Популярное за 7 дней
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
Письменность и правописание[править | править код]
- Основная статья: Старославянская азбука
Пример церковнославянского печатного текста
На письме церковнославянский язык использует кириллицу. Церковнославянская азбука содержит около 40 букв, некоторые из которых представлены более чем одним вариантом написания (неопределённость с числом букв связана с неоднозначностью границы между разными буквами и разными вариантами одной буквы). Используются многочисленные надстрочные знаки (три вида ударения, придыхание, три сочетания придыхания с ударениями, ерок, кендема, краткая, простое титло, разнообразные буквенные титла). Знаки препинания несколько отличны от русских: так, вместо вопросительного знака используется точка с запятой, а вместо той — двоеточие. Различаются прописные и строчные буквы, употребление которых может быть либо аналогичным русскому, либо следовать древней системе, в которой с большой буквы писалось преимущественно только первое слово абзаца.
Грамматика и орфография церковнославянского языка довольно строги и единообразны, хотя в ряде случаев возможны варианты написания (число которых с середины XVII века неуклонно уменьшается). Выработка кодифицированных грамматических норм происходила под влиянием учебников грамматики греческого и латинского языков.Российское библейское общество в 1810-х — 1820-х годах издало было несколько книг в чуть упрощённой орфографии (без «излишеств», вроде ударений в односложных словах), но этот эксперимент развития не получил; впрочем, Библия в таком «упрощённом» варианте стереотипно переиздавалась ещё почти полвека.
Всеобъемлющего свода правил, подобного существующим для русского языка («Правила» 1956 года, справочники Д. Э. Розенталя и т. п.), для церковнославянского нет. Практически единственным доступным справочником является краткая «Грамматика церковно-славянскаго языка» иеромонаха Алипия (Гамановича) (ныне архиепископ Чикагский и Детройтский РПЦЗ), впервые изданная в 1964 году в Джорданвилле, шт. Нью-Йорк. Нормативного орфографического словаря также пока нет (известный «Полный церковно-славянскій словарь» прот. Г. Дьяченко, впервые изданный в 1900 году, в орфографическом смысле очень слаб). Есть учебные словари (например, «Церковно-славянский словарь» протоиерея Свирелина).
Типографикаправить | править код
Церковнославянский текст традиционно печатается шрифтами одного и того же рисунка, восходящего к строгому русскому полууставу XVI века. Соответствия жирному и курсивному шрифтам нет. Для выделений используется набор вразрядку, набор одними прописными буквами, набор более мелким или более крупным шрифтом. В богослужебных книгах применяется печать в две краски: например, красным печатаются заголовки и указания для читающего, а чёрным — то, что надо произносить вслух.
В настоящее время церковнославянский язык полностью поддерживается компьютерным стандартом Юникод (начиная с версии 5.1).
Суррогатные варианты письменностиправить | править код
В настоящее время встречаются церковнославянские тексты (например, молитвословы), напечатанные нынешним гражданским шрифтом с использованием русской современной или дореволюционной орфографии, но с обязательным обозначением ударения во всех многосложных словах. Их появление связано с техническими трудностями церковнославянского набора и с тем, что сейчас мало кто умеет читать церковнославянский текст в стандартной записи.
У униатов, особенно среди закарпатских и пряшевских русинов, для записи церковнославянских текстов используется также латиница: при Австро-Венгрии по венгерской системе, а в позднейшее время — по словацкой системе.
Церковнославянский язык сакральный, изначально предназначенный для общения человека с Богом — молитвы
Но важно быть не просто созерцателем этого чуда, нужно быть живым соучастником этой Божественной Трапезы. Поэтому вопрос сознательного участия в богослужении каждого верующего очень важен
И при этом, огромную роль играет богослужебный язык, который служит средством инкорпорирования человека в живую литургическую реалию.
Язык, используемый в богослужении нашей Церкви, особенный. Качественным отличием церковнославянского языка от других является его первоначальная и до сих пор неизменная особая функция. Это язык сакральный, богослужебный, изначально предназначенный для общения человека с Богом — молитвы. Он характерен именно своей обособленностью от разговорной речи, своим высоким стилем, своей возвышенностью над простым обыденным говором. Это не язык улиц, рынка, рабочих или деловых отношений, политики. Он никогда не был повседневным, бытовым языком. Только в период упадка (во время набегов татар на наши земли или турецкого войска на территории южных славян) церковнославянский язык мог проявлять тенденцию к смешению с бытовой речью.
Французский писатель Антуан де Ривароль говорил: «Только сделавшись мертвыми, языки становятся бессмертными». Вероятно, такое утверждение зиждется на том основании, что таковой язык перестает «загрязняться» атмосферой повседневной рутины, бытовыми проблемами и остается на порядок выше всей этой житейской суеты. Однако церковнославянский язык очень трудно отнести к разряду мертвых языков. Это язык живого общения верующих людей с Богом Живым и Царем вечным (Иер.10,10), освященный тысячелетним употреблением в богослужении и используемый и поныне.
История[править | править код]
Ни одна из форм церковнославянского языка не тождественна с древнерусским языком (сведения о котором чрезвычайно отрывочны, ввиду малочисленности письменных памятников), хотя на Руси использовались оба и, естественно, они не могли не влиять друг на друга. Церковнославянский язык восходит к южномакедонскому (солунскому) славянскому диалекту, родному для создателей письменного старославянского языка Кирилла и Мефодия, хотя за время своего бытования он подвергся грамматическим и фонетическим упрощениям (в частности, исчезли носовые и редуцированные гласные) и сближению с живыми языками стран, в которых он бытует.
Церковнославянский язык никогда не был разговорным (на нём мог общаться только узкий круг образованных людей).
Развитие собственно русского литературного языка в течение XVIII века, в ходе которого в нём были упорядочены элементы разговорного, делового и высокого стиля, привело к тому, что русский язык стал пригоден к выражению всё более широкого круга понятий, в то время как сфера употребления церковнославянского языка постепенно сузилась, так что сейчас церковнославянский используется только в церкви.
Внешние ссылки[править | править код]
- Учебные пособия церковнославянского языка.
- Библиотека святоотеческой литературы (Крупнейшее в интернете собрание ц.-сл. текстов.)
- Богослужебные тексты (PDF).
- Библия на церковнославянском языке (PDF). (По «елизаветинскому» изданию 1900 г.)
- Сообщество славянской типографики + рассылки ССТ.
- Разработка и использование церковнославянских компьютерных шрифтов.
- Методы компьютерного отображения церковнославянских текстов.
- Ксения Кончаревич (Белград). «Социолингвистические аспекты церковнославянского языка сегодня».
- Церковнославянский язык как поздний вариант старославянского
- Филолог Александр Кравецкий: Богослужебный язык Русской церкви совершенно не изучен
- Кузьминова Е. А., Николенкова Н. В. Грамматика церковнославянского языка Ивана Иконника: история создания //Вестник церковной истории. 2009. № 1‒2(13‒14). С. 148‒172.
- Библия на церковнославянском языке (PDF)
- Полный церковнословянский словарь (with Old East Slavic words) (рус.)
На английском языкеправить | править код
- Old Church Slavonic and the Macedonian recension of the Church Slavonic language, Elka Ulchar Шаблон:Mk icon
- Orthodox Christian Liturgical Texts in Church Slavonic
- (iPhone / iPod Touch)
- Шаблон:CathEncy
- Church Slavonic Keyboard Online
- CyrAcademisator Bi-directional transliteration tool for Church Slavonic including a virtual keyboard.
Народноразговорная основа Церковнославянского языка
Осуществляя свои первые переводы, явившиеся образцом для последующих славянских переводов и оригинальных произведений, Кирилл, несомненно, ориентировался на какой-то живой славянский диалект. Если Кирилл начал перевод греческих текстов еще до поездки в Моравию, то, очевидно, он должен был ориентироваться на известный ему славянский диалект. А таким был диалект солунских славян, который, можно думать, и является основой первых переводов. Славянские языки в середине в. были очень близки друг другу и различались очень немногими чертами. И эти немногие черты указывают на болгаромакедонскую основу церковнославянского языка . На принадлежность церковнославянского языка болгаромакедонской группе указывает и состав народных (не книжных) греческих заимствований, что могло характеризовать лишь язык славян, постоянно общавшихся с греками.
Знаки препинания
В церковнославянском языке правила постановки знаков препинания менее строгие, чем в русском, т.е. в одном и том же случае могут стоять разные знаки, а может и вообще отсутствовать какой-либо знак препинания
Следует обратить внимание на наиболее значительные отличия церковнославянских знаков препинания от современных русских:
- Точка с запятой в церковнославянском языке указывает на вопросительную интонацию, т.е. выполняет те же функции, что и знак вопроса в современном русском языке: маловёре, почто2 ўсумнёлсz є3си2; — Маловерный, почему ты усомнился? .
- В богослужебных книгах вместо часто повторяющихся молитв и возгласов приводятся только первые слова. Так, вместо возгласа Слaва nц7Y и3 сн7у и3 с0му д¦у, и3 нhнэ и3 при1снw и3 во вёки вёкHвъ, ґми1нь приводятся слова Слaва, и3 нhнэ:. При этом вместо многоточия ставится двоеточие. Если в богослужебной книге написано Џ§е нaшъ:, то в этом месте целиком читается молитва Отче наш .
- Мы видели, что в церковнославянском языке знак <;> (точка с запятой) соответствует вопросительному знаку современного русского языка. В функции точки с запятой в церковнославянском языке выступает точка, которая в этом случае называется малой точкой. По размеру она ничем не отличается от обычной точки, однако после нее предложение продолжается с маленькой буквы.
- Строгих правил постановки запятых в церковнославянском языке нет. Но запятые, как и в современном русском языке, помогают понять членение предложения и выделить его основные части.
Цифровые значения букв
В церковнославянских текстах не употребляются арабские и латинские цифры. Для записи чисел используются буквы церковнославянского алфавита, которые имеют числовые значения. В этом случае над буквой ставится знак титла.
№ — 1 | } — 8 | … — 60 | µ7 — 400 |
в7 — 2 | f7 — 9 | o7 — 70 | ф\ — 500 |
G — 3 | ‹ — 10 | п7 — 80 | ¦ — 600 |
д7 — 4 | к7 — 20 | § — 90 | p\ — 700 |
є7 — 5 | l — 30 | R — 100 | t\ — 800 |
ѕ7 — 6 | м7 — 40 | — 200 | ц7 — 900 |
з7 — 7 | н7 — 50 | — 300 | ¤а — 1000 |
Если число записано двумя или более буквами, то знак титла, как правило, ставится над второй буквой от конца.
Числа от 11 до 19 записываются так: на первом месте — буквы, обозначающие единицы, а на втором буква i, имеющая цифровое значение «десять», например №i — 11, в7i — 12, Gi — 13 и т.д.; числа от 21 и далее записываются так: сначала пишется буква, обозначающая десяток, потом буква, обозначающая единицу, например к7з — 27, н7г — 53, o7а — 71. Это правило легко запомнить, если понять, что буквы в церковнославянском числе записываются так, как произносится число, например 11 — один-над-дцать (дцать — десять), 13 — три-над-дцать, 23 — два-дцать-три
Тысячи обозначаются знаком ¤, который может присоединяться к любой букве, ниже уровня строки, например ¤в7 — 2000, ¤f7 — 9000, ¤… — 60 000, ¤ф\ — 500 000.
Летосчисление может вестись как от Рождества Христова, так и от сотворения мира. Временной промежуток между этими событиями, по церковному преданию, равен 5 508 годам. Следовательно, если дата указана как ¤з7ф (7 500), то это обозначает 1992 г. от Рождества Христова или же по-славянски ¤ац§в
Знаки титла
Ряд слов в церковнославянском языке пишутся не полностью, а сокращенно. Сокращения выделяются при помощи специального знака, который называется знаком титла. Под титлом пишутся слова, относящиеся к сакральной сфере, т.е. обозначающие священные, почитаемые предметы, например бGъ — Бог, бцdа — Богородица, сп7съ — Спас.
В некоторых случаях знак титла используют для того, чтобы отличить Бога (это слово пишется под знаком титла, когда речь идет о Боге, в Которого веруют христиане) от языческих богов (в этом случае б0гъ, б0зи пишется без знака титла). Точно так же, когда речь идет об ангелах Божиих, то слово ѓгGлъ пишется под знаком титла, а если говорится о падшем ангеле, сатане, то слово ѓггелъ пишется полностью без знака титла и читается .
Имеется несколько вариантов знака титла:
- 7 — простое титло.
- буквенные титла, (т.е. способ сокращения слова, когда одна из пропущенных букв выносится над строкой):
- d добро-титло — бцdа
- g глагол-титло — є3ђліе
- b он-титло — пррb0къ
- > рцы-титло — и3м>къ
- c слово-титло — кrтъ
Первый аргумент
Слово «алтарь» переводится с латинского языка как «возвышение» или «возвышенный жертвенник». Это нечто отделенное от мира, уже не принадлежащее миру, но Богу. Место, где встречается Бог и человек. И человек внутри себя словно бы должен отделиться от земной юдоли, от привычного житейского земного мира, чтобы вступить на «святую землю» – в общение с Богом для собственного спасения. Поэтому здесь важна именно эта «возвышенность», «отделенность», «надмирность», которая присутствует в православном храме, являющемся небом на земле. Храм есть, собственно говоря, дверь в духовное Небо. Поэтому все предметы в нем также отделены от мира: иконы, кадило, ладан, свечи и пр. Примерно то же происходит и с церковнославянским языком, являющимся исключительно богослужебным языком, не употребляемым в бытовом общении.
Это словно бы наш словесный «ладан», который мы влагаем в кадильницу наших сердец, совершая моление-каждение Богу Всевышнему.
Причем утверждение, что церковнославянский язык есть русским языком, неверное. Церковнославянский язык не является ни русским, ни украинским языком. Это общий для всех славян язык богослужения.
Примеры. Иногда при совершении определенных треб (молебен перед порождением или хирургической операцией) я пользуюсь довольно удобным сербским требником. Молитвы в нем – на церковнославянском языке, общем и для сербов, и для нас. Читаешь – все понятно.
Во время поездки на Афон мы присутствовали на богослужении в Рыльском монастыре Болгарской Православной Церкви. Было понятно каждое слово, потому что молитва звучала на том же церковнославянском языке, что и в наших храмах.
Причем при бытовом общении с болгарами и сербами ты практически их не понимаешь. А богослужебный язык церковнославянский – один на всех. Разве это не прекрасно? Разве это не дело Божие? Соборность и объединение родственных братских народов вокруг Христа.
Церковнославянский язык является богослужебным языком для всех славян – украинцев, русских, белорусов, сербов, болгар, поляков, чехов. Он наше духовное сокровище. Так почему мы не должны его хранить? Тем более что это нам завещали святые отцы и подвижники благочестия нового времени.
Перевод богослужения на русский язык: позиция «против»
Противники перевода отстаивают мнение, что церковнославянский язык, напротив, нужно беречь как духовное сокровище Русского Православия. В радикальных реформах они видят «покушение на национальную идентичность» и «акт антицерковного вандализма». Приведём слова профессора Дмитрия Лихачёва:
Консерваторы отмечают, что церковный язык несравнимо выше, поэтичнее современного русского. Последний не способен настолько тонко передать отношения человека и Бога, описать сложные духовные понятия. Следовательно, адекватный перевод молитв и богослужений невозможен. А неудачные его попытки лишь вызовут отторжение у людей. Филолог Александра Плетнёва приводит наглядный пример:
Многие церковные деятели призывают искать корень проблемы не в самом церковнославянском языке. Главная причина — в неподготовленности людей, в лишении их возможности изучать богослужение. В связи с этим высказываются пожелания о расширении и совершенствовании просветительской деятельности Церкви. Священники также отмечают, что понимание богослужения кроется не на лингвистическом, а на духовном уровне. Иерей Георгий Рябых говорит:
Об этом говорил и святитель Николай Японский (Касаткин):
Литература[править | править код]
«Церковнославянский язык». Учебное пособие. Стульцев А.Г.
- Біленька-Свистович Л. В., Рибак Н. Р. Церковнослов’янська мова: Підручник зі словником:Понад 3500 слів. — К. : Криниця, 2000. — 336с.
- Мельник Я., Лазарович О. Церковнослов’янська мова: Навч.-метод. посіб. / Прикарпатський університет ім. Василя Стефаника; Івано-Франківська теологічна академія. — Івано-Франківськ : Гостинець, 2004. — 244с.
Словариправить | править код
- Архимандрит д-р Атанасий Бончев. Речник на църковнославянския език. Том I (А — О). — София: Народна библиотека «св. св. Кирил и Методий», 2002. — ISBN 954-523-064-9. — 352 с.
- А. Гусев. Справочный церковно-славянский словарь. — Выходные данные оригинала неизвестны, репринт: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1992. — 128 с.
- Протоіерей Г. Дьяченко. Полный церковно-славянскій словарь. — М., 1900. — XL+1120+(8) с. (Интернет-версия.)
- Протоіерей Василій Михайловскій. Словарь церковно-славянскихъ словъ, не совсѣмъ понятныхъ въ священныхъ и богослужебныхъ книгахъ. — Спб.: Изданіе книжнаго магазина Ѳ. Я. Москвитина, типографія И. Генералова, 1911 (14-е изд.). — 96 с.
- Прота Сава Петковић. Речник црквенословенскога језика. — Сремски Карловци, 1935. — (2)+X+(2)+352 с.
Грамматикиправить | править код
- I҆еромона́хъ А҆лѵ́пїй (Гамано́вичъ). Грамматика церковно-славянскагШаблон:Омега языка. — Jordanville (N. Y.): Holy Trinity monastery. Printing shop St. Iov of Pochaev, 1964. — 272 с.
- Архимандрит д-р Атанасий Бончев. Църковнославянска граматика и Речник на църковнославянския език. — София: Синодално издателство, 1952. — 236 с.
- Иеромонах Алипий (Гаманович). Методическое пособие по церковнославянскому языку. (PDF)
- Виноградов П. Краткая славянская грамматика. — Издания: , , .
- Пенинский И. С. Грамматика славянская. — 3‑е изд. — СПб.: в тип. ДНП, 1827. (Изд. )
- Аполлос. Грамматика руководствующая к познанию славено-российскаго языка. Киев, 1794. электронная копия в НЭБ.
- Максимов Ф. Грамматика славенская. СПб., 1723. электронная копия в НЭБ.
- Грамматика Мелетия Смотрицкого. XVIII в. электронная копия в НЭБ.
- Смотрицкий Мелетий. Грамматики Славенския правилное Синтагма. — Евье, 1619 (в НЭБ, Скан, DjVu). Изд.: (РГБ).
- Зизаний, Лаврентий. Грамматика словенска. — Вильня, 1596.
- Зизаний, Лаврентий. Грамматика славянского языка. Грамматика словенска совершеннаго искуства осми частей слова и иных нужных. 1596. электронная копия в НЭБ.
- Адельфотес. Грамматика доброглаголивого Еллинославянского языка 1591. электронная копия в НЭБ.
- Грамматика (Припис. Псевдо-Дамаскину, первод Иоанну экзарху Болгарскому), 1586. электронная копия в НЭБ.
Особенности фонетики[править | править код]
Церковнославянский язык по своему происхождению — южнославянский, а потому фонетические процессы, отразившиеся в нём, часто не совпадают с русскими. Поэтому многочисленные заимствования церковнославянских слов породили в русском языке своеобразное явление — фонетически выраженную стилевую разницу в парах слов одного и того же корня, например: золото/злато, город/град, рожать/рождать (первое слово каждой пары русское, второе заимствовано из церковнославянского). В образовавшихся таким образом синонимических парах церковнославянское заимствование обычно относится к более «высокому» стилю. В ряде случаев русский и церковнославянский варианты одного и того же слова разошлись (полностью или частично) в семантике и уже не являются синонимами: горячий/горящий, ровный/равный, сбор/собор, порох/прах, совершённый/совершенный, падёж/падеж.
Памятники Церковнославянского языка
IXXIIX
Паннонский извод
- Глаголические памятники
- Мариинское евангелие (того же времени, с некоторыми следами сербского влияния)
- евангелие Ассемани (XI в., также не без сербизмов)
- Синайские псалтирь (XI в.) и молитвослов, или Эвхологий (XI в.)
- Сборник графа Клода, или Griagolita Clozianus (XI в.)
- несколько незначительных по объему отрывков (Охридского евангелия, македонский листок и т. д.;
- Кириллические памятники (все XI в.)
- Супрасльская рукопись
- Хиландарские листки или Катехизис Кирилла Иерусалимского
- Евангелие Ундольского
- Слуцкая псалтирь (один листок)
Болгарский извод
XIIXIIIXIV
- Болонская псалтырь, конец XII в.
- Охридский и Слепченский апостолы, XII в.
- Погодинская псалтырь, XII в.
- Григоровичевы Паремейник и Триодь, XII — XIII в.
- Трновское евангелие, конец XIII в.
- Патерик Михановича, XIII в.
- Струмицкий апостол, XIII в.
- Болгарский номоканон
- Струмицкий октоих
- октоих Михановича, XIII в.
- многие другие памятники.
Сербский извод
- Мирославово евангелие, конец XII в.
- Волканово евангелие, конец XII в.
- Кормчая Михановича, г.
- Шишатовацкий апостол, г.
- Толковая псалтырь Бранка Младеновича, г.
- Хвалова рукопись, начало XV в.
- Никольское евангелие, начало XV в.
- Кормчая XIII — XIV в., описанная Срезневским,
- многие другие памятники
Чешский или Моравский извод
- киевские отрывки XI в., глаголические
- пражские отрывки XI — XII в., глаголические
- Реймское евангелие XIV в., глаголическая его часть
Древнерусский извод церковнославянского языка
-
XI в.
- 13 слов Григория Богослова
- Туровское евангелие
- Изборники Святослава г. и г.
- Пандект Антиохов
- Евгениевская псалтырь
- Новгородские минеи и г.
-
XII в.
- Юрьевское евангелие
- Добрилово евангелие г.
Словинский извод
Фрейзингенские отрывки, написаны латинской азбукой и ведут свое начало, по мнению некоторых, из X в. Язык их не имеет ближайшей связи с церковнославянским языком и мог бы скорее всего получить название «древнесловинского».
Наконец, можно указать еще румынскую разновидность церковнославянского языка, возникшую у православных румын.