Гостиница монастыря

Первый и второй этажи:

Двухместный однокомнатный номер — площадь 24,1 кв.м. Кровати 90*200 см, прикроватные тумбы, письменный стол, стулья. В ванной комнате – душевая кабина, раковина, туалет. (номер 207)

Трехместный однокомнатный номер – площадь 24,1 кв.м. Две кровати 90*200 см, кресло-кровать 70*200 см, прикроватные тумбы, письменный стол, стулья. В ванной комнате – душевая кабина, раковина, туалет. (номер 109)

Трехместный номер с ребенком до 3 лет – площадь 24,1 кв.м. Две кровати 90*200 см, детская кроватка 60*120 см, пеленальный стол, горшок, детская табуретка. В ванной комнате – душевая кабина, раковина, туалет. (номер 110)

Четырехместный однокомнатный номер – площадь 30,2 кв.м. Четыре кровати 90*200 см, прикроватные тумбы, стулья, письменный стол. В ванной комнате – душевая кабина, раковина, туалет. (номер 206)

Семейный двухкомнатный блок – площадь 38 кв.м. Комнаты изолированные. Шкаф, напольная вешалка. Большая комната: кровать 160*200 см, прикроватные тумбы, стулья, кресло, письменный стол.  Маленькая: кровать 90*200 см, письменный стол, журнальный стол, стул. В ванной комнате – душевая кабина, раковина, туалет. Окна на две стороны. (номер 113)

Просторный семейный номер для проживания с двумя детьми – площадь 38 кв.м. Кровать 160*200, двухъярусная кровать 90*200 см, прикроватные тумбы, комод, кресло, письменный стол, стулья. В ванной комнате – душевая кабина, раковина, туалет, детское сиденье для унитаза. Окна на две стороны. (номер 214)

Двухкомнатный номер повышенной категории – площадь 42,5 кв.м. Спальная и гостиная. Кровать 160*200 см, платяной шкаф, прикроватные тумбы, письменный стол, стул. Диван (французская раскладушка, спальное место 145*180 см), два кресла, журнальный столик. В ванной комнате – джакузи, раковина, туалет. Окна выходят на монастырь. (номер 203)

Двухкомнатный номер повышенной категории – площадь 42,5 кв.м. Спальная, гостиная, прихожая. Кровать 160*200 см, платяной шкаф, прикроватные тумбы, письменный стол, стул.  Диван (французская раскладушка, спальное место 115*180 см), два кресла, журнальный столик. В ванной комнате – джакузи, раковина, туалет. Окна выходят во двор. (номер 204)

ОБИТЕЛЬ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА…

Сколько торжественно-величественных и по-настоящему трагических событий видели её стены. И те наши предки, чью жизнь мы изучаем по учебникам истории, и совершенно неизвестные простолюдины – все находили здесь утешение, поддержку и вразумление, при жизни преподобного Иосифа – лично от него самого, а по его праведной кончине – после молитвы в основанном им монастыре. И даже в годы Советской власти, когда обитель была закрыта, а проявление религиозности всячески преследовалось, местные бабушки не забывали приходить к этим святым стенам и просить помощи у хозяина Волоколамской земли. И по свидетельствам детей и внуков этих простых женщин, после таких молитв и тихих слёз помощь приходила всегда.

Преподобный Иосиф не оставлял своим вниманием ни одного аспекта человеческой жизни. Всё было объектом его неустанного попечения и молитв

Просветительскую деятельность в ту пору невозможно переоценить, потому что на Руси ещё не было книгопечатания и все книги переписывались вручную, а это был очень серьёзный и ответственный труд. Почти у каждого насельника обители было послушание – переписывать книги. Сам преподобный игумен был непревзойдённым каллиграфом. Благодаря этому библиотека Иосифо-Волоколамского монастыря не знала себе равных на Руси, по описи середины XVI века в ней насчитывалось около тысячи книг.

Не оставался равнодушным преподобный Иосиф к несчастьям и страданиям мирских людей. Любой крестьянин или холоп мог найти в его лице заступника и ходатая перед князем или боярами. В неурожайные годы обитель поддерживала местное население и безвозмездно снабжала крестьян зерном, скотом и орудиями труда, помогая неимущим пережить страшное время. Кормилось в обители в такие дни по шестьсот-семьсот человек.

И, конечно, главная заслуга преподобного Иосифа в том, что он отстоял чистоту православного вероучения. Итогом его более чем тридцатилетней борьбы с ересью жидовствующих  стало сочинение «Просветитель» – и до сей поры фундаментальное изложение основных вероучительных истин, подвергавшихся нападкам еретиков.

Веками привлекал внимание путников непревзойдённый архитектурный ансамбль монастыря. Отстроенный после Смуты начала XVII века заново, монастырь представляет собой боевую крепость, где всё предусмотрено для ведения боя или длительной осады

В центре обители – красавец-собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Его внутреннее убранство во многом перекликается с Успенским собором Московского Кремля, резной иконостас конца XVII века поражает тонкостью работы и великолепием, а огромные изразцы «Павлинье око», разместившиеся по четверику собора и под куполами, являются визитной карточкой монастыря.

Величественная одностолпная Трапезная палата с храмом Богоявления и приделом во имя преподобного Сергия Радонежского, уютная надвратная церковь апостолов Петра и Павла, небольшой монастырский некрополь, братские корпуса и монастырские службы – всё создано основательно, на века, но с глубоким чувством стиля и вышеестественной красоты.

Святыни, хранящиеся в обители – это прежде всего рака с мощами преподобного Иосифа, вериги, которые он носил при жизни, чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» и современный список с древней Волоколамской иконы Богоматери, которую в 1572 году прислал в монастырь главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Верующие с благоговением и надеждой воссылают свои молитвы перед этими святынями.

И каждого Господь утешает в его нужде так, как угодно Его всесвятой воле.

Тихие, немноголюдные будничные службы и торжественные церковные праздники, кропотливый летний труд в монастырском саду, на пасеке и в огороде и морозное, снежное Рождество с детскими ёлками, представлениями и подарками, занятия в сельской школе, беседы со специально приезжающими в обитель студентами и скаутами, сотрудничество со следственным изолятором и местной прессой, труды по восстановлению и реставрации икон, росписей и памятников архитектуры, издательская деятельность и социальное служение – так в молитве и трудах проходит жизнь братии монастыря. И в каждом деле молитвенно вспоминается преподобный игумен этого места, «скорый помощник и преславный чудотворец» старец Иосиф. Для его современников в XV-XVI веках он был личностью яркой, выдающейся и вызывал неоднозначные оценки. Достаточно вспомнить его взгляд на образ служения монастырей, который впоследствии отразился в так называемой полемике с «нестяжателями» или его строгую любовь к еретикам – эти вопросы всколыхнули всю церковно-историческую науку вплоть до нашего времени. При этом преподобный Иосиф оставался истинным монахом, очень строго соблюдавшим иноческие обеты.

Нелёгкое время

Рисунок 3. Вид через озеро

За свою многовековую историю монастырю пришлось пройти через множество испытаний. Так, в период «смутного времени» обители пришлось побывать пристанищем польского отряда, поддерживающего самозванца Лжедмитрия Второго.

А в Великую Отечественную войну территория монастыря была занята немецкими войсками группы «Центр». Во время отступления красной армии была взорвана колокольня, в основании которой находился храм Смоленской Божьей Матери — шедевр древнерусской архитектуры. С высоты этого здания в хорошую погоду можно было увидеть Москву. Поэтому такой объект нельзя было оставлять врагу.

В годы войны и до неё в стенах обители располагался детский дом, а в главном храме монастыря — кинотеатр.

Мощи

Несмотря на то, что в свое время работа обители была приостановлена, он некоторый период времени даже относился к музею, сегодня его работа полностью восстановлена. После проведения реставрации здесь снова проводят богослжение в Иосифо Волоцком храме. Обитель имеет статус ставропигиального. Возрождению обители способствовали изучения и стремления к восстановлению традиций, которые в свое время были заложены его основателем.

Во время реставрации был отремонтирован корпус с трапезной, певческий, казначейский и братский корпуса

Но особо осторожно проводились ремонтные работы в храме – в Успенском соборе. А в октябре 2001 года произошло одно из главных событий этого святого места – были обретены мощи преподобного Волоцкого

Перед ними молятся и просят о помощи исцеления от:

  • онкологических болезней,
  • бесплодия,
  • молятся о целомудрии,
  • просят о создании крепкой семьи.

Лучшая статья для Вас, переходите: Ипатьевский монастырь Кострома

Для того чтобы посетить данную обитель не только с целью экскурсии, но и преклонится перед святыми, не лишним будет изучить расписание богослужений, которое постоянно обновляется на официальном сайте монастыря.

История обители

Рисунок 1. Иосиф Волоцкий

Создателем монастыря был Иосиф Волоцкий. Этот человек прославлен церковью в лике преподобных святых. Он жил в 16-м веке и происходил из дворянской семьи, имевшей литовские корни. Иосиф был первым человеком в роду, принявшим монашеский постриг. Впоследствии ещё несколько мужчин из этой семьи последовали его примеру.

Долгое время он жил в Саввиной обители и даже был ее настоятелем. Однако строгий аскетический уклад жизни, который завёл Иосиф, не понравился остальной братии. И преподобный оставил обитель для того, чтобы основать собственный Волоколамский монастырь. Его также называют Иосифо-Волоцким.

В этой обители с самого начала был установлен строгий уклад жизни. Преподобный Иосиф принимал в него всех монахов, желающих поселиться здесь. Большую часть бюджета обители святой отдавал нуждающимся.

Впоследствии возле храма построили высокую колокольню в форме восьмигранной башни. По её образцу была возведена колокольня Ивана Великого в Москве. В основании этой башни находилась церковь Иконы Смоленской Божьей Матери.

Стены и башни

Новые крепостные стены возводит мастер Трофим Игнатьев. Это мощные стены с тремя рядами бойниц. Основные укрепления находятся с северо-запада: по-прежнему главными противниками считаются Литва и Польша. Нападение ожидается именно оттуда. Все башни делаются разными – они имеют от восьми до двадцати четырех граней. Две башни имели каменные завершения, остальные деревянные (они заменены на каменные уже в XVIII веке). Самая высокая башня, Кузнечная, насчитывает сорок четыре метра в высоту. Толщина ее стен – два с половиной метра. По лестницам внутри башен можно было попасть на проход внутри стены между узкими бойницами и вести обстрел противника.

Но стены и башни имели не только стратегическое значение. Белоснежные башни с изразцовыми узорами были еще и красивы и до сих пор поражают воображение. Каждая башня имеет свои уникальные украшения и узоры.

Житие преподобного Фотия

У прп. Кассиана было два ученика в послушании: прп. Фотий и Иона Голова.

Фотий родом был из Киева, от благочестивых и знатных родителей. Феодор было имя его. И служил сей Феодор у князя Богдана Путивльского. Когда же воеводы Ивана Васильевича, самодержца всея Руси, взяли город Путивль, то вместе с князем Богданом и с прочими близкими взяли в плен и того Феодора. И пробыл в плену он несколько лет. Затем пришёл Феодор в монастырь ко прп. игумену Иосифу. Постриг его преподобный во иноческий образ и нарёк его Фотием. И жил в Иосифовом монастыре Фотий неисходно до кончины своей 45 лет в великих духовных подвигах и воздержании, с начала и до преставления не изменяя своего келейного правила. А правило его было: днём и ночью читал по четыре кафизмы, и по два канона, и главу из Евангелия, и 600 Иисусовых молитв, а седьмую сотню молитв – Богородице, говоря так: “Владычице моя, Пресвятая Богородица, помилуй меня, грешного”, да совершал 300 поклонов. Остальное же время упражнялся он в чтении Божественного Писания и в рукоделии. Спал он всего три или четыре часа, лёжа на земле. Иной же раз и вовсе не ложился, а сидя дремал. И к началу службы церковной всегда с великим тщанием ходил и на клиросе с великим усердием стоял.

Послушание его было в хлебопекарне, и, кроме того, славился он как переписчик книг. Так, некогда работая сполна в хлебопекарне, переписал Фотий Евангелие полностью за 12 недель, а в другое время, не ходя в пекарню, переписал Евангелие за девять недель, так же целиком, а в келейном правиле никакого облегчения себе не давал. Таково было его тщание. Прочих же книг – Евангелий, Псалтирей и других – много написал. В келье же, кроме необходимых вещей, инструментов для рукоделия и книг, ничего не имел. А если кто по навету вражию оскорблял его, то он с сердечным воздыханием и слезами многими молил Бога, и Пречистую, и всех святых, и прп. Иосифа, чтоб даровали ему терпение. И вменял себе Фотий страдание от людей в великую милость от Бога. А человеческой помощи совсем не искал и о мщении не задумывался. Так проводил жизнь сей чудный старец в великих подвигах, и слезах, и терпении, и прежде смерти в умерщвлении в трудах ради Иисуса Христа, Господа нашего.

Пред исходом из сей жизни явилась ему Матерь Божия и сказала: “Сегодня же у нас будешь”. Причастился тогда Фотий Христовых тайн, поцеловал образ Пречистой Богородицы и в тот час предал душу свою в руце Божии.

Настоятели

Игумены
  • Иосиф Волоцкий (1479—1515)
  • Даниил Рязанец (1515—1522)
  • Герасим (Ленков) (1522) после двух месяцев оставил игуменство
  • Нифонт (Кормилицын) (1522—1543)
  • Гурий (Руготин) (1544—1551)
  • Галактион (1552—1558)
  • Пимен (Садыков) (1558—1561)
  • Вавила (1562)
  • Леонид (Протасьев) (1563—1566)
  • Лаврентий (1566—1568)
  • Леонид (Протасьев) (1568—1573)
  • Тихон (Хворостинин) (1573—1575)
  • Евфимий (Турков) (1575—1587)
  • Варлаам (Белковский) (1587) 3,5 месяца
  • Евфимий (Турков) (1587) 5 месяцев
  • Левкий (1587—1590)
  • Иоасаф (1590—1592)
  • Вассиан (1593—1595, 1599—1601)
  • Геласий (1595—1599)
  • Нил (1602—1604)
  • Арсений (1605—1623)
  • Мисаил (1623—1624)
  • Левкий (1625—1634)
  • Макарий (1634—1641)
  • Зосима (1642—1652)
Архимандриты
  • Иов (1652—1654)
  • Тихон (1654—1661)
  • Корнилий (1661—1666)
  • Савватий (1666—1668)
  • Гермоген (1668)
  • Герасим (1668—1673)
  • Корнилий (1673—1681)
  • Александр (1682—1685)
  • Тимофей (1685—1687)
  • Иоасаф (1687—1688)
  • Ефрем (1689—1690)
  • Николай (1690—1694)
  • Алексий (1695—1702)
  • Герман (1702—1722)
  • Иоаким (Чудовский) (1722—1723), (1728—1738)
  • Мелхиседек (Борщев) (1723—1727)
  • Сергий (Прозоровский) (1727—1728)
  • Варлаам (1739—1745)
  • епископ Серапион (Лятошевич) (1745—1753) имел пребывание в монастыре и управлял им; архимандрита не было
  • Панкратий (Чарныйский) (1753)
  • Пахомий (Симанский) (1753—1758)
  • Геннадий (Драницын) (1758—1760)
  • Адриан (1761—1766)
  • Варлаам (Синьковский) (1767—1773)
  • Пахомий (Поляница) (1773—1775)
  • Вонифатий (1775—1778)
  • Нектарий (Чернявский) (1778—1789)
  • Евгений (Романов) (1789)
  • Евгений (Резанцов) (1794)
  • Виктор (Прокопович-Антонский) (1794—1799)
  • Иустин (Вишневский) (1799)
  • Вениамин (Жуков) (1800)
  • Ираклий (Евреинов) (1800—1804)
  • Евграф (Музалевский-Платонов) (1804—1808)
  • Геннадий (Челноков) (1808—1810)
  • Владимир (1810—1811)
  • Иона (Васильевский) (1811—1812)
  • Леонид (Зарецкий) (1812—1813)
  • Филарет (Амфитеатров) (1813—1817)
  • Григорий (Постников) (29 июля 1817 — 1822)
  • Геннадий (Баранович) (1822—1825)
  • Гавриил (Игнатьев) (18 марта 1825 — 4 апреля 1839)
  • Агапит (Введенский) (1839—1852)
  • Гедеон (октябрь 1852—1883)
  • Сергий (Свешников) (1883—1896)
  • Михей (Алексеев) (1897—1901)
  • Геронтий (Кургановский) (март 1902 — 26 ноября 1903)
  • Нифонт (1907—1908)
  • Иннокентий (Бобцов) (11 декабря 1915—1920)
наместники
  • митрополит Питирим (Нечаев) (1989 — 4 ноября 2003)
  • Феоктист (Дорошко) (2003—2004) временный управляющий
  • Сергий (Воронков) (с 24 декабря 2004)

История становления обители

Заслуга по ее основанию принадлежит Иосифу Волоцкому, считающемуся святым. Произошло строительство святыни во владениях князя Волоцкого Бориса Васильевича в конце XV столетия, в один из православных праздников. Монастырь, названный вначале Успенским, прежде чем стать собственностью московского митрополита, находился в подчинении у новгородской епархии. Первоначально он был полностью деревянный, но через 6 лет после основания на его месте построили комплекс из камня – это произошло еще в годы жизни Иосифа. Позднее православный святой по праву игумена упорядочил проводящиеся тут богослужения, ввел особые правила, которым должны были следовать местные монахи. Но порядок, установившийся тут, был разрушен с появлением в его стенах агрессивно настроенных шляхтичей из Литвы и Польши. И даже мощные крепостные стены не защитили обитель от разорения. В XVI-XVII вв. Иосифо-Волоцкий монастырь сильно изменился. По распоряжению властей в него стали ссылать провинившихся представителей духовенства и государственных преступников. Тут побывали такие известные исторические личности, как Максим Грек, митрополит Даниил, Василий IV Шуйский, Василий Курицын, еретик Матвей Башкин. В обители были заточены и военнопленные поляки – в XVII столетии, французы – во время Отечественной войны 1812 г. В XVIII веке комплекс служил школой для будущих церковных чиновников, правда, просуществовавшей недолго. По количеству земельной собственности с Иосифо-Волоцким монастырем не могла сравниться ни одна другая церковь в регионе. В его владения входили многие деревни, пустоши и сельские населенные пункты. Однако ситуация изменилась после изъятия государством некоторых земель. Площадь принадлежащей храму земли уменьшилась до 305 га в Клинском и Волоколамском уездах. После церковные чиновники приняли решение приобрести еще 350 га плодородной земли.


Многие иконы, хранящиеся на территории обители, создавались руками известного иконописца, приверженца традиций Андрея Рублева, Дионисия, работающего вместе со своими сыновьями. Последний начал рисование образов по инициативе Иосифа. В конце XVIII столетия молитвы святого Иосифа спасли множество человек от разразившейся в городе чумы. Благое деяние не было позабыто местными жителями, среди них появился обычай на сретение устраивать крестный ход из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь с иконой святого в руках. В 90-х гг. XX века Иосифо-Волоцкий монастырь стал неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. В нем был сделан ряд преобразований. Главный храм отреставрирован, в нем начал работу православный музей. Обитель святого Иосифа обрела свое первоначальное назначение мужского монастырского комплекса.

Успенский собор

Сохранившееся до наших дней здание – 1692 года постройки. Это образец классической московской архитектуры XVII века: величественный пятиглавый храм, украшенный поясами изразцов, резными полуколоннами, наличниками и карнизами. У храма большие для этого времени окна, поэтому внутри всегда было светло. Иконостас также был резным. Часть икон из его самой старой части сохранилась до нашего времени и сейчас находится в музее им. Рублева в Москве. Росписи храма значительно менялись со временем. Последний раз он был расписан в 1904 году палехским живописцем Н. Сафоновым. Эта же артель потом будет расписывать Грановитую палату в Москве. Нижний храм монастыря перестроен в XVIII веке из усыпальницы Волоколамских князей и монастырских настоятелей. Здесь устроили храм, посвященный самому Иосифу Волоцкому, здесь же находятся сейчас его мощи.

Рядом была поставлена каменная колокольня с часами-курантами. В середине XIX века она начала крениться и ее долго укрепляли и перестраивали. Но до наших дней колокольня не дожила – она была взорвана в 1941 году.

Кроме главного собора в монастыре интересна трапезная, построенная по образцу московской Грановитой палаты вокруг одного столба, корпус настоятеля и корпус казначея. В 1679 году над святыми вратами построена изящная надвратная церковь Петра и Павла.

Описание Иосифо-Волоцкого монастыря в Теряево

План Иосифо-Волоцкого монастыря


С 1484 г. и до начала XVI в. здесь неоднократно работал известный московский художник Дионисий. Первоначально обитель имела деревянные стены. В связи с усилением значения монастыря как крепости в 1543—1566 гг. они были заменены на каменные, с девятью башнями. В начале XVII века стены выдержали натиск польских интервентов; в конце XVII века они обветшали и были перестроены. Оборонительный пояс возводился московским подмастерьем Иваном Неверовым. Строительство велось с 1676 по 1686 г. Некоторые из башен декорированы изразцами, изготовленными в Москве, в Гончарной слободе. Надвратная пятиглавая церковь 1589 г., сооружена на вклад Малюты Скуратова, и претерпела некоторые изменения.


С 1484 г. и до начала XVI в. здесь неоднократно работал известный московский художник Дионисий. Первоначально обитель имела деревянные стены. В связи с усилением значения монастыря как крепости в 1543—1566 гг. они были заменены на каменные, с девятью башнями. В начале XVII века стены выдержали натиск польских интервентов; в конце XVII века они обветшали и были перестроены. Оборонительный пояс возводился московским подмастерьем Иваном Неверовым. Строительство велось с 1676 по 1686 г. Некоторые из башен декорированы изразцами, изготовленными в Москве, в Гончарной слободе. Надвратная пятиглавая церковь 1589 г., сооружена на вклад Малюты Скуратова, и претерпела некоторые изменения. Живописна верхняя галерея, охватывающая эту церковь по периметру и богатое убранство из поливной керамики по сторонам въездных ворот. Композиционный центр обители — массивный Успенский собор, построенный на вклад дьяка Силина и царские пожертвования с 1688 по 1696 год. Пятиглавый двусветный храм стоит на высоком подклете, который использовался для погребений особо привилегированных персон. Собор окружён открытыми галереями, и украшен ленточными поясками из полихромных изразцов «павлинье око» работы мастера Степана Полубеса. Монастырская колокольня по высоте и красоте равная кремлёвской Ивана Великого была взорвана гитлеровцами в 1941 г. и более не возобновлялась, поэтому не покидает ощущение, что в общей композиции ансамбля чего-то не хватает…

Житие преподобного Кассиана Босого

Родился сей святой от благочестивых родителей и наречён был Козьмой. Подрос да возмужал Козьма, и дал ему Бог великую силу и ловкость, так что слух о нём дошел до царского двора; и самого самодержца, великого князя Ивана Васильевича, научил Козьма меткой стрельбе. Но однажды осознал Козьма суету мира сего и пошёл в монастырь к прп. Пафнутию в Боровск. Преподобный постриг его в монахи и нарёк Кассианом. Любил прп. Пафнутий Кассиана за его смирение, послушание и за великие его труды.

После же смерти прп. Пафнутия, когда прп. Иосиф начал строить свой монастырь, пришёл старец Кассиан к Иосифу с братией и, видя великие и тяжкие их труды, возревновал им духовною ревностию и остался подвизаться в сей обители.

Возложил Кассиан панцирь на нагое тело и пёк хлеб на братию. Правило его келейное составляли 6000 молитв Иисусовых и 1000 поклонов. А когда рассыпался панцирь, то возложил он на себя вериги тяжкие, – и так трудился и постился. Вкушал Кассиан только хлеб и воду, да и то не каждый день. И до тех пор так трудился, пока в очах его и свет померк. И запрещал ему Иосиф великим запрещением так чрезмерно изнурять себя. Кассиан послушался Иосифа и немножко ослабил пост, – и выздоровели его глаза.

Затем вновь впал он в немощь, и отнялись у него ноги, так что мог он только ползать. И взмолился он Пречистой Богородице со слезами многими: “О, Пречистая Владычице! Если дашь мне на своих ногах ходить, никогда не одену я сапог на ноги, ни шубы на грешное тело моё до конца жизни”. И в тот же час встал и устремился в церковь Божию. И до конца жизни не изменил обета своего: и летом, и зимой ходил в одной рясе и без всякой обуви.

Некогда же случилась зима лютая, так что и птицы замерзали. Но терпел старец Кассиан, говоря себе: “Терпи, грешный Кассиан, терпи! Горек мороз, но сладок рай!”

И такая великая слава у сего старца была, что великий князь всея Руси Василий Иванович кланялся ему, сняв царский венец с главы своей, и просил крестить сына своего, первенца.

Однажды случился в обители пожар, едва не занялись все кельи пламенем. Преподобный Кассиан стал просить Пречистую послать “наказание с милостью”. И тотчас же повернуло пламя в другую сторону, да и погасло всё само собой.

Прожил прп. Кассиан 93 года и с миром отошёл ко Господу. Погребли честные мощи его в усыпальнице, где до ныне же почивают.

Иосиф Волоцкий – основатель монастыря

Святой Иосиф Волоцкий жил в конце XIV- начале XV века. Он 18 лет был монахом монастыря в Боровске и ближайшим учеником св. Пафнутия Боровского. После его смерти он был назначен игуменом, но монахи его не приняли – и тогда он ушел основывать собственный монастырь под Волоколамск. Иосиф сам был родом из волоцкого дворянского рода Саниных, там находились их родовые вотчины. Иосиф давно имел дружеские отношения с сыном московского князя Василия Темного Борисом, который был в эти годы волоцким князем.

1479 год считается годом основания монастыря. Средства на него выделил князь Борис. В те годы здесь рос густой лес, но предание говорит, что место под монастырь очистила страшная буря. Поначалу монастырь представлял собой несколько деревянных келий и церковку у родника, но уже в 1486 году был построен каменный собор в честь Успения Богородицы. Расписывает его знаменитый Дионисий. Устав для монастыря Иосиф составляет сам. Устав «общежительный», то есть все имущество братии считается общим и все равны между собой.

Иосиф Волоцкий был писателем и богословом. Он отстаивал право Церкви иметь земные богатства. Он и его последователи, «иосифляне», полемизировали с движением так называемых «нестяжателей», которые считали, что монаху нужно думать исключительно о Боге, а не заниматься хозяйством. Иосиф думал, что церковь должна быть сильной, что ее миссия – это проповедь и благотворительность, а без денег несение активного добра невозможно. Об этой проблеме спорят до сих пор. Так или иначе, его монастырь и монастыри, основанные его учениками, были богатыми, разумно устроенными, и могли помогать окрестными жителям: лечили, кормили в голодные годы и давали возможность заработать. О проповеди он тоже заботился – ему принадлежит мнение о том, что еретиков, смущающих народ, должно преследовать государство. Скончался Иосиф в 1515 году, а уже в 1579 был канонизирован.

Музей Библии

Сейчас в монастыре расположен уникальный музей – музей Библии. Это продолжение традиций, ведь когда-то здесь была и мастерская по переписыванию книг и огромная монастырская библиотека. В музее можно увидеть уникальные книги: библию 1581 года, богато гравированную елизаветинскую библию 1751 года, современные библии в разных изданиях. Самая древняя книга музея – французская библия 1568 года. Всего музей занимает три зала. Отдельная экспозиция посвящена Волоколамскому митрополиту Питириму – первому игумену возрождённого монастыря.

Неподалёку от монастыря находится скит Всех святых. Он был основан в 1855 году на месте самой первой кельи св. Иосифа и источника, найденного им когда-то. Там сохранилось здание богадельни 1903 года – в советское время в скиту была больница. Сейчас скит возрождается.

XX-XXI века

После революции этот монастырь, как и многие другие, был превращен в «трудовую коммуну». Жили здесь все те же монахи, а председателем стал настоятель. В 1922 году ликвидировали и коммуну. Монастырь стал детским домом, в соборе устроили кинотеатр, а основные ценности разошлись по столичным музеям.

В 1941 году вокруг крепости снова развернулись бои. По волоколамскому направлению проходила линия фронта: советские войска, упорно сопротивляясь, отступали. При отступлении из монастыря была взорвана колокольня – ведь от нее просматривалась Москва. Осенью 1941 года территория монастыря была занята немцами, а зимой 1941 года снова освобождена. После войны сюда вернулся детский дом.

Монастырь вернули Церкви в 1988 году. Были открыты мощи св. Иосифа. По благословению настоятеля было произведено научное исследование тела. Была подтверждена приблизительная датировка смерти и даже диагностировано заболевание, которое дало ту картину, которая описана в житии: слабость, истощение и сильные головные боли. С 2001 года рака с мощами выставлена в нижнем храме собора для поклонения.

В 2004 году монастырю из музея официально передали вериги преподобного Иосифа, сейчас они также выставлены в Успенском соборе. В 2009 году был установлен памятник св. Иосифу работы скульптора С. Исакова.

Одной из святынь монастыря является Волоколамская икона Богородицы. Это точный список Владимирской иконы, по преданию выполненный в 1572 году по заказу и обету некоего вельможи. Этим вельможей считается Григорий Бельский, более известный нам как знаменитый Малюта Скуратов, опричник и сподвижник Ивана Грозного. В монастыре верят, что перед смертью Малюта покаялся во всех своих преступлениях, а пожертвованная им икона сразу начала творить чудеса. Сейчас сама икона находится в музее им. А. Рублева в Москве, а в монастыре чтят ее точный список.

Малюта Скуратов-Бельский вообще был связан с этой обителью довольно тесно. Здесь были монахами его отец и один из братьев, и здесь же он был похоронен. Сам царь Иван Грозный и родственники Малюты давали монастырю богатые пожертвования за поминания его души.

Иосифо-Волоцкий монастырь – как доехать

Общественным транспортом:

  • электричкой следует доехать до станции Волоколамск или станции Чисмена (от Москвы-Рижской);
  • от станции метро Тушинской ходят автобусы до Волоколамска. В обоих случаях далее следует сесть на автобус то Теряево.
  • Автомобилем из столицы необходимо ехать по Ново-Рижскому шоссе. На девяносто восьмом километре поверните направо, к станции Чисмена, проезжайте железнодорожный переезд и продолжайте движение около 22 км. На перекрестке поверните налево, а еще через 2,3 км, на перекрестке в Теряево, сверните направо, проехав около километра. На всем пути вы сможете ориентироваться по указателям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector