Сретенский монастырь

Сретенский монастырь: где остановиться

Для того чтобы ближе познакомиться с жизнью монастыря, стоит провести в Москве несколько дней. К сожалению, для паломников на территории монастыря не предусмотрено специальной паломнической гостиницы, поэтому придется подыскать что-нибудь поблизости, благо центр белокаменной изобилует отелями и хостелами.

  • В 400 метрах от монастыря расположились гостиница «Сретенская» (улица Сретенка, д. 15), оформленная в стиле русского фольклора, с обязательной резьбой и лепниной. Номер в этом четырехзвездочном отеле обойдется от 4000 рублей за ночь. Забронировать номера можно по телефону.
  • Нетрудно найти себе ночлег и подешевле. В районе Сретенского монастыря находится много демократических хостелов с самой разнообразной ценовой политикой. От хостела «УголОК на Чистых прудах» (бульвар Сретенский, д. 6/1, стр. 1, апарт. 40) до монастыря всего 200 метров, а стоимость ночлега для одного человека – от 500 рублей.
  • Около 600 рублей обойдется ночь в хостеле «HQ» (бульвар Рождественский, д. 10/7), который находится от монастыря не дальше, чем предыдущий.
  • От хостела «Art Gindza Hostel» до Сретенского монастыря придется пройти около полукилометра, но здесь ценовая политика начинается от 300 рублей.

Посещение обители, режим работы

Посетители могут попасть на территорию монастыря в строго ограниченное время: утром он открывается в 6.00, вечером закрывается в 21.00. Экскурсии для посетителей проводят ежедневно, с 9.00 до 18.00. Если вы решили посетить эту обитель, помните, что она является действующей, поэтому следует соблюдать такую форму одежды:

  • для женщин – платья или юбки, закрывающие колени; закрытые плечи, покрытая голова (платок, косынка, шапка);
  • для мужчин – закрытые ноги и плечи (в шортах в обитель не пустят), снятый головной убор.

У монастыря есть два подворья: в Измайлово, где располагается высочайший деревянный храм столицы (действующий), а также в Рязанской области, где находится скит во имя Сергия Радонежского. Отправиться туда можно самостоятельно, без экскурсовода.

Официальный сайт Сретенского монастыря

https://www.pravoslavie.ru/

Адрес

Москва, Большая Лубянка, 19

После того, как к власти пришли коммунисты, Сретенский монастырь в Москве долгое время оставался маяком христианской веры и, как мог, боролся с насаждаемым атеизмом. В страшные для православных христиан годы владыкой обители являлся архиепископ Илларион (Троицкий), талантливый богослов и проповедник, о печальной судьбе которого мы сообщили выше.

В начале 20-х годов обитель лишили реликвий, а затем её захватили «обновленцы» — было такое сомнительное церковное объединение. Год в монастыре хозяйствовал епископ Антонин (Грановский), затем обитель благодаря усилиям священномученика Иллариона удалось вернуть под крыло Православной Церкви, но ненадолго — в 1926 году Сретенский монастырь закрыли. Почти все его сооружения сравняли с землей — «для расширения уличного движения». Предметы церковного обихода и иконы, которые коммунисты не успели национализировать, получили свою новую прописку в музеях и организациях культуры. К примеру, икона «Воздвижение креста», которая датируется XVIII веком, до сегодняшнего дня числится в коллекции Третьяковской галереи.

На монастырских землях в XX столетии было устроено общежитие для сотрудников НКВД, которые сотнями расстреливали людей прямо в обители. Чтобы почтить память жертв советского произвола и в качестве горького напоминания, у монастыря в 90-е годы установили поклонный крест.

Власть «рабочих и крестьян» не пощадила и кладбище при монастыре, где нашли своё упокоение участники войны с Наполеоном. На его месте появилась средняя школа — учёба на костях героев. В Сретенском соборе долгое время функционировал научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря. Вначале 90-х храм вновь стал действующим. Позднее на частные средства были заново возведены ограда и звонница, по стилю напоминающие архитектуру XVII столетия. В 1996 году Сретенский ставропигиальный мужской монастырь открыл новую страницу своей летописи.

За прошедшие годы московская обитель возродилась — проведена реставрация, построено несколько зданий для монахов (их сейчас насчитывается около 40 человек), открыта Сретенская духовная семинария, студенты которой серьёзно вовлечены в дела монастыря — они живут в обители, принимают участие в литургиях, выполняют послушания.

Сретенский монастырь ведёт широкую просветительскую работу — на его землях функционирует одно из самых больших православных издательств, ведётся портал Православие.Ru. При обители организован центр по исследованию Туринской Плащаницы. Отдельного упоминания заслуживает хор Сретенского монастыря. Он числится главным в Православной Церкви и поёт на больших богослужениях, а ещё выступает с концертами по всему миру.

Скиты

В ведении обители два скита. Один, названный именем преподобного Серафима Саровского, расположен на месте восстановленной братией усадьбы Красное в Рязанской области. Поселение монахов выглядит как круглая крепость, где есть церковь, братские кельи, пасека, грядки, пруд, скотный двор.

Там же, в Рязанской области, в Михайлове, монастырь опекает местный дом ребёнка, директором которого является священник — выпускник Сретенской семинарии.

Другой, женский, скит во имя пророка Ильи, находится в Московской области.

Святыни

В монастыре хранятся: список святого образа Владимирской Божьей Матери, мощи священномученика Иллариона и других святых угодников, детальная копия Туринской Плащаницы, икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей.

Сретенский монастырь: где остановиться

Для того чтобы ближе познакомиться с жизнью монастыря, стоит провести в Москве несколько дней. К сожалению, для паломников на территории монастыря не предусмотрено специальной паломнической гостиницы, поэтому придется подыскать что-нибудь поблизости, благо центр белокаменной изобилует отелями и хостелами.

  • В 400 метрах от монастыря расположились гостиница «Сретенская» (улица Сретенка, д. 15), оформленная в стиле русского фольклора, с обязательной резьбой и лепниной. Номер в этом четырехзвездочном отеле обойдется от 4000 рублей за ночь. Забронировать номера можно по телефону.
  • Нетрудно найти себе ночлег и подешевле. В районе Сретенского монастыря находится много демократических хостелов с самой разнообразной ценовой политикой. От хостела «УголОК на Чистых прудах» (бульвар Сретенский, д. 6/1, стр. 1, апарт. 40) до монастыря всего 200 метров, а стоимость ночлега для одного человека – от 500 рублей.
  • Около 600 рублей обойдется ночь в хостеле «HQ» (бульвар Рождественский, д. 10/7), который находится от монастыря не дальше, чем предыдущий.
  • От хостела «Art Gindza Hostel» до Сретенского монастыря придется пройти около полукилометра, но здесь ценовая политика начинается от 300 рублей.

Монастырь на новом месте

В XVII веке из-за возведения каменной стены Китай-города обитель перевели в ту часть Москвы, где она располагается сегодня. Все началось со строительства каменной часовни, но монастырь быстро разросся. Он получал щедрые пожертвования из царской казны, поэтому за короткое время здесь выросли храмы и братские корпуса.

Потом ситуация изменилась. В 1737 году в центре города случился сильный пожар, и огонь уничтожил несколько монастырских зданий. В 1764 году российская императрица Екатерина II провела церковную реформу. Обитель объявили заштатной, прекратили финансирование из казны, и разрешили жить в стенах монастыря не более чем семи монахам.

В XIX столетии московские митрополиты предприняли немало усилий по возрождению монастырской жизнь. Когда началась война с французами, в монастыре ежедневно проходили церковные службы, а в день Бородинского сражения из обители провели многолюдный крестный ход. Потом в монастырь привезли раненых русских солдат. Больных выхаживали, а те, кто умирал от ран, находили последний приют на кладбище монастыря.

К началу прошлого века обитель была широко известна, благодаря великолепным колокольным звонам. На монастырской территории существовали гостиница для паломников и церковно-приходская школа, а на здешнем кладбище хоронили представителей известных дворянских родов.

С приходом советской власти старинный монастырь закрыли не сразу. В начале 1920-х годов из храмов вывезли всю ценную богослужебную утварь, серебряные оклады и старинные иконы. Настоятеля монастыря епископа Иллариона арестовали и этапировали в ссылку под Архангельск. Потом его вернули в Москву, но вскоре опять заключили под стражу, судили и отправили на Соловки.

Монастырь ликвидировали в 1926 году. В стране шла активная антирелигиозная кампания, и были уничтожены все монастырские храмы, за исключением Сретенского собора. Верующие очень сожалели об утраченной церкви Марии Египетской — одной из самых древних в Москве.

Чтобы добротное здание бывшего собора не пустовало, его приспособили под общежитие для сотрудников НКВД. Потом в храме располагался гараж, а после него — мастерские реставраторов. В 1950-е годы на бывшем монастырском некрополе, где находились могилы участников войны 1812 года, выросло здание средней школы.

С 1958 по 1962 год фасады Сретенского храма отреставрировали. Тогда церковь еще не была восстановлена в правах, поэтому на обновленном храме не установили православные кресты. До 1990 года внутри храма находились реставрационные мастерские, и посторонних в здание не пускали.

В начале 1990-х годов старинный собор вернули верующим. Поначалу его сделали приходским, и здесь собирались члены возрождающейся церковной общины. Спустя два года храм получил статус подворья знаменитой Псково-Печерской обители.

Собор Владимирской иконы Божией Матери Сретения

Летом 1996 года на базе собора восстановили мужской монастырь. Постепенно на территории появились колокольня и ограда. А с 1999 года в обители открыли училище, которое вскоре переросло в духовную семинарию.

Мощи Иллариона

К особо почитаемым в Сретенском монастыре относятся мощи Священномученика Иллариона.

Родился Илларион в 1886 году в семье священнослужителя в селе, расположенном в Тульской губернии. Всю жизнь он усердно учился, занимался научными трудами, а монашество принял в 1913 году.

После революции Илларион не отринул веру, продолжал вести службы и работу над историческими трудами. В 1921 году он подвергся аресту, поводом к которому послужила организация многолюдного молебна в стенах Сретенской обители.

Проведя непродолжительное время в тюрьме, архиепископ был освобожден и вновь взят под стражу через два года. После нескольких лет на Соловках Иллариона направили в Казахстан. В пути его ограбили, и он, страдающий от тифа, оказался в Ленинграде.

В декабре 1929 года 43-хлетний архиепископ скончался в горячечном бреду. Умирая он твердил, что обрел долгожданную свободу. При отпевании в измученном старце невозможно было узнать былого Иллариона.

За год до начала 21 века архиепископа причислили к лику святых и его святые останки были перенесены в Сретенскую обитель. День памяти – 15 декабря.

Сретенский монастырь: расписание богослужений

Богослужения в Сретенском монастыре в Москве проводятся по определенному графику.

  • Как правило, в будние дни с 6:30 служится Полунощница.
  • Божественная литургия начинается в 8:00.
  • Вечернее богослужение – с 18:00.
  • Пятничным вечером обычно вычитывается акафист Божией Матери.
  • По воскресеньям и праздничным дням Божественная литургия служится с 7:00 и с 10:00.
  • В Сретенском монастыре совершаются требы, как и в любом другом православном храме.

Расписание служб в Сретенском монастыре в Москве регулярно публикуется на официальном сайте, где отображается самая актуальная и достоверная информация. Перед посещением монастыря рекомендуем ознакомиться с текущим расписанием.

Литература

  • Великие монастыри. 100 святынь православия / под ред. Л. Мартьяновой. — М., 2010. — 384 с.
  • Вострышев М. Москва православная. Все храмы и часовни. — М., 2012. — 544 с.
  • Иеромонах Иосиф. Московский Сретенский монастырь. — М., 1911. — 32 с.
  • Лажечников И. Походные записки русского офицера, изданные И. Лажечниковым. — М.: тип. Н. Степанова, 1836. — 286 с.
  • Михайлов К. Москва, которую мы потеряли. — М., 2010. — 493 с.
  • Муравьев В. Московские легенды. По заветной дороге российской истории. — М., 2012. — 928 с.
  • Паламарчук П. Сорок сороков: Кремль и монастыри. — М., 1992. — Т. 1.
  • Рачинский Я. Во имя Пречистыя Богородицы честнаго Стретения»: к вопросу о первоначальном местонахождении московского Сретенского монастыря // Московский журнал. История государства Российского. — 2011. — № 11. — С. 78—86.
  • Русский синодик. Помянник Московского Сретенского монастыря. Исторический справочник. — М.: Московское подворье Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря, 1995. — 302 с.
  • Смирнова О. Энциклопедия по святым местам центра России: в помощь путешествующим. — 2020.
  • Указатель церквей и часовен Китай-города / под ред. А. Лидова. — М., 1916. — 31 с.
  • Чудотворная икона в Византии и Древней Руси / под ред. А. Лидова. — М.: Мартис, 1996. — 560 с.

История возведения обители

Первый камень будущей святыни был заложен в 1397 году. Его строительству предшествовало чудесное спасение Москвы от набега Тимура-Тамерлана. Во время крестного хода на пути процессии повстречалась Владимирская икона Пресвятой Богородицы, а на следующий день враг отошел прочь. Именно тогда князь Василий I решил возвести на Кучковом поле, месте, где произошло чудо, Сретенский монастырь.

В 1922 году лавра лишилась почти всех своих церковных реликвий, а чуть позже ее официально признали обновленческой. Совсем недолго после этого там служил епископ Антонин, однако через год монастырь был передан под патриаршую юрисдикцию. Еще спустя пару лет (1926 г.) обитель упразднили, а главную церковь сделали приходской.

Конец 20-х годов XX столетия стал для Сретенского скита особенно трагическим. Тогда большая часть строений, в том числе и собор преподобной Марии Египетской, была разобрана до основания, а церковные святыни разошлись по музеям. Те здания, которые уцелели, заселили офицерами НКВД, а на самой территории скита совершали расстрелы. Тела жертв хоронили там же, на монастырском погосте.

Строительство святыни началось в 1397 году

При советской власти на месте захоронения была построена школа, а до 90-х годов здание Сретенского храма принадлежало Всесоюзному художественному научно-реставрационному центру им. Грабаря.

В начале 1991 года церковь Сретения Владимирской иконы Богородицы перешло РПЦ, а спустя пару лет (1993 г.) на территории лавры было открыто подворье Псково-Печерской обители. Статус ставропигиальной обитель получила только через три года (1996 г.), тогда же настоятелем скита стал игумен Тихон.

Стоимость требы

Требами, совершаемыми в различных вероисповеданиях, называют религиозные обряды, выполняемые по требованиям и просьбам верующих. Требы не входят в обязательное суточное расписание богослужений.

Размер платы за богослужения по требованиям или запискам лучше узнавать непосредственно в храме.

Примерные суммы пожертвований за требы, выполняемые за здравие либо упокой:

  • обедня, включающая 10 имен в 1 записке – около 20 руб.;
  • сорокоусты на 1 имя около 150 руб.;
  • молебен и служба по умершему, содержащие 10 имен в 1 записке – 30 руб.;
  • псалтирь молитвенных песнопений 1 имя от 200 до 2000 руб., в зависимости от количества дней, на которые заказывается.

Настоятели, наместники

  • Иона (1580)
  • Маркелл (1598)
  • Ефрем (1613, 1614, 1619 и 1627)
  • Моисей (1634 — 1644)
  • Варлаам (1645 — 1648)
  • Дионисий (9 мая 1653 — октябрь 1657)
  • Дионисий, 2 раз (1674 — 1682)
  • Пахомий (1688 — 1691)
  • Корнилий (январь 1692 — 1693)
  • Моисей (Великосельский) (1693 — 26 февраля 1719)
  • Исаакий (1721 — 1726)
  • Феодор (Левонов) (23 февраля 1731 — 2 января 1732)
  • Евсевий (Леонов) (20 января 1732 — 1736)
  • Иаков (1737 — 1738)
  • Петр (Котляревский) (1740 — 1742)
  • Софроний (Зиминский) (1742 — 1744)
  • Лаврентий (Уваров) (1744 — 22 ноября 1757)
  • Максим (1758)
  • Иоасаф (? — ноябрь 1759)
  • Маркелл II (Тросницкий) (4 ноября 1761 — 1765)
  • Антоний I (Горский) (5 мая 1765 — 1767)
  • Антоний II (Протопопов) (17 июля 1767 — 11 мая 1770)
  • Гедеон (1770)
  • Никон (1772 — 1778)
  • Арсений (упом. 5 января 1783)
  • Максим II (Погудкин) (19 сентября 1805 — 1806)
  • Филарет (январь 1806)
  • Феофилакт (1806 — 1814)
  • Израиль (1819 — 1822)
  • Сергий (? — 31 августа 1836)
  • Мелхиседек (12 августа 1836 — 23 ноября 1842)
  • Ионафан (? — 24 мая 1853)
  • Виктор (Саврасов) (1853 — 1859)
  • Вениамин (Петухов) (1863 — 1872)
  • Виктор (Саврасов), 2 раз (май 1872 — 1880)
  • Мелетий (1880 — 1883 )
  • Антонин (Державин) (23 апреля 1883 — 25 октября 1883)
  • Серафим (Богоявленский) (21 февраля 1884 — февраль 1890 )
  • Никон (? — ноябрь 1891)
  • Димитрий (Ключарев) (16 ноября 1891 — 1904 )
  • Никон (Нечаев) (1904 — 1907)
  • Афанасий (Самбикин) (1908 — 1919)
  • Сергий (Плаксин) (1918 — 1920) и/о
  • Леонид (Скобеев) (1919)
  • Гурий (Степанов) (1919 — 1920)
  • Сщмч. Иларион (Троицкий) (1920 — 1922)
  • Сергий (Плаксин) (23 июня 1920 — 1925)

Борис (Рукин) (1925 — ?)

1925 — 1991 — закрыт

Тихон (Шевкунов) (июль 1996 — 19 мая 2018)

Иоанн (Лудищев) (19 мая 2021 — 30 августа 2019) и/о

Амвросий (Ермаков) (30 августа 2021 — 25 августа 2020)
Иоанн (Лудищев) (с 25 августа 2020)

История возведения обители

Первый камень будущей святыни был заложен в 1397 году. Его строительству предшествовало чудесное спасение Москвы от набега Тимура-Тамерлана. Во время крестного хода на пути процессии повстречалась Владимирская икона Пресвятой Богородицы, а на следующий день враг отошел прочь. Именно тогда князь Василий I решил возвести на Кучковом поле, месте, где произошло чудо, Сретенский монастырь.

В 1922 году лавра лишилась почти всех своих церковных реликвий, а чуть позже ее официально признали обновленческой. Совсем недолго после этого там служил епископ Антонин, однако через год монастырь был передан под патриаршую юрисдикцию. Еще спустя пару лет (1926 г.) обитель упразднили, а главную церковь сделали приходской.

Конец 20-х годов XX столетия стал для Сретенского скита особенно трагическим. Тогда большая часть строений, в том числе и собор преподобной Марии Египетской, была разобрана до основания, а церковные святыни разошлись по музеям. Те здания, которые уцелели, заселили офицерами НКВД, а на самой территории скита совершали расстрелы. Тела жертв хоронили там же, на монастырском погосте.


Строительство святыни началось в 1397 году

При советской власти на месте захоронения была построена школа, а до 90-х годов здание Сретенского храма принадлежало Всесоюзному художественному научно-реставрационному центру им. Грабаря.

В начале 1991 года церковь Сретения Владимирской иконы Богородицы перешло РПЦ, а спустя пару лет (1993 г.) на территории лавры было открыто подворье Псково-Печерской обители. Статус ставропигиальной обитель получила только через три года (1996 г.), тогда же настоятелем скита стал игумен Тихон.

Настоятели и святыни святой обители

С момента передачи скита Русской Православной Церкви и вплоть до 2018 года настоятелем монастыря был Тихон (Шевкунов). С мая месяца игуменом обители стал Иоанн (Лудищев).

Сретенская лавра всегда привлекала паломником со всех уголков России. Верующие не перестают приезжать сюда, чтобы поклониться таким святыням:

  • точному списку Туринской Плащаницы (в натуральную величину);
  • копии Владимирской иконы Пресвятой Богородицы;
  • мощам великомученика Иллариона.

Также здесь находятся частички мощей преподобной Марии Египетской, Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Серафима Саровского и других святых.

История создания монастыря

История Сретенского монастыря берет свое начало в XIV веке. Название монастырь получил в честь праздника Сретения Владимирской иконы Божией Матери, образ которой, как говорят, был встречен москвичами на том самом месте и ознаменовал победу над полчищами Тамерлана. Конечно, с тех далеких времен постройки не сохранились: самое старое строение из уцелевших датируется концом XVII века.

История всегда была сурова к монастырю, который оставался для своих прихожан поддержкой и опорой на протяжении всех горестных событий: во времена набегов монголо-татар, в часы Смуты, в Отечественную войну 1812 года. Но с 1917 года начались тяжелые времена для самого монастыря: монахов выселяли, постройки подвергались разрушениям. Новая жизнь влилась в монастырь в 1994 году, когда он получил статус ставропигиального. С 2000 года под патронатом монастыря успешно функционирует духовная семинария.

АТЕИСТЫ ПРИШЛИ

На территории кладбища монастыря были похоронены многие выдающиеся люди России. В 1931 году некрополь Данилова монастыря был в очередной раз разграблен.

После революции могилы Гоголя, Хомякова , Языкова были вскрыты в присутствие советских литераторов, из списка присутствовавших на осквернении “литераторов“ я знаю только Олешу и Светлова.

Пропали ребра и берцовая кость, предметы одежды, пуговицы с мундира останков Гоголя. Литераторы растащили их на сувениры. Светлов впоследствии демонстрировал гостям ребро Гоголя, лежавшее у него на столе.

Красный террор

Монастырь был небогатый, 3-го класса, братия Данилова обители, никогда не было многочисленной. Перед закрытием, в период революции было 50 монахов, все за исключением трех умерших в ссылках, были расстреляны в тюрьмах. Все пострадали за имя Христово.

С 1 мая 1917 года и до закрытия, настоятеля монастыря был архиепископ Волоколамский Феодор Поздеевский, до этого он был ректором Московской Духовной Академии. Пережив неоднократные аресты и многолетнее пребывание в лагерях архиепископ Феодор был расстрелян в Ивановской тюрьме 23 октября 1937 года.


Московский Данилов Монастырь

Братия монастыря, кто не был арестован подвизались в обители до 1930 года, затем монастырь был закрыт и передан под изолятор НКВД, для детей “врагов народа”.

Братия монастыря

Братия перешла служить в Храм Воскресения Словущего который был приходским храмом, они взяли с собой мощи Святого Князя Даниила и спрятали от поругания в подземных ходах, ведущих от Кремля к Храму Воскресения Словущего и далее к Москве-реке.

Поскольку вся братия монастыря была убита и замучена то никаких сведений, где могут находиться мощи не сохранилось. Остается ждать когда сам Святой Князь явит себя, как было когда-то.

На сегодня остались только частицы мощей, которые были сохранены американской православной церковью и еще несколько частиц находились у академика Дмитрий Сергеевич Лихачев, который передал их восьмидесятые годы в Данилов Монастырь. Также американская церковь вернула частицы мощей Даниловой обители.

С 1930 по 1972 год в монастыре размещалась тюрьма для несовершеннолетних. Сначала сюда привозили детей репрессированных лиц. В настоятельском корпусе было помещением для девочек. В Храмах были кинотеатры и туалеты. По коммунистической традиции, туалеты размещали в Алтарях. Было разрушено все и испоганено все до чего дотянулись крючковатые лапы коммунистов.

Расписание богослужений в Сретенском монастыре

Добраться до известной мужской обители не трудно. Она находится по адресу: г. Москва, Б. Лубянка, дом 19, строение 1.

Лавра открыта для паломников ежедневно. Все службы проводятся строго по расписанию на церковно-славянском языке:

  • литургия – 8:00 (будни), 7:00 и 10:00 (выходные, праздничные дни);
  • полунощница – 6:30;
  • вечерня – 18:00;
  • акафист Богородице – по пятницам вечером.

Для паломников лавра открыта ежедневно

Также обитель отмечает престольные праздники:

  • 15 февраля – Сретение Господне;
  • 9 и 14 апреля – празднование во имя Марии Египетской;
  • 22 мая и 19 декабря – перенесение мощей Николая Чудотворца;
  • 3 июня – избавление от нашествия Махмет-Гирея;
  • 6 июля – чудесное спасение от хана Ахмата;
  • 8 сентября – перенесение Владимирской иконы Богоматери;
  • 3 ноября – празднование Св. Иллариона.

Несмотря на свою драматическую историю, Сретенский мужской монастырь до сих пор продолжает играть большую просветительскую роль. На его территории открыта духовная семинария, есть свой хор, действует одно из издательств РПЦ, а также открыт собственный интернет-портал.

Бескорыстие во славу Божию

Люди, которые бескорыстно и добровольно трудятся во славу Божью, находятся при православных монастырях, но не являются послушниками — это так называемые трудники. Сретенский монастырь в Москве, как и другие церковные учреждения, нуждается в их помощи. Трудники отличаются и от паломников, и от послушников. В основном это люди, только готовящиеся посвятить себя церкви полностью. Существует положение о трудниках, в котором к ним предъявляются определенные требования, и нарушать их не рекомендуется. Обычно трудники приезжают в монастыри на определенное время, и им, конечно, нужно место проживания. Гостиница Сретенского монастыря в Москве под названием «Подушкин» для этого и предназначалась. Но, к большому сожалению, в 2012 году, осенью, она оказалась в центре скандала из-за того, что в список предоставляемых услуг, по данным правоохранительных органов, входили и интимные. Наместник Сретенского монастыря назвал информацию клеветой.

  • https://ikona-i-molitva.info/sretenskij-monastyr-v-moskve/
  • https://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/sretenskij-stavropigialnyj-muzhskoj-monastyr-v-moskve.html
  • https://fb.ru/article/148478/sretenskiy-monastyir-v-moskve-hor-svyatyini-gostinitsa

Стоимость требы

Требами, совершаемыми в различных вероисповеданиях, называют религиозные обряды, выполняемые по требованиям и просьбам верующих. Требы не входят в обязательное суточное расписание богослужений.

Размер платы за богослужения по требованиям или запискам лучше узнавать непосредственно в храме.

Примерные суммы пожертвований за требы, выполняемые за здравие либо упокой:

  • обедня, включающая 10 имен в 1 записке – около 20 руб.;
  • сорокоусты на 1 имя около 150 руб.;
  • молебен и служба по умершему, содержащие 10 имен в 1 записке – 30 руб.;
  • псалтирь молитвенных песнопений 1 имя от 200 до 2000 руб., в зависимости от количества дней, на которые заказывается.

Немного истории

13 век! Как это было…

Разрешив миром, без военных действий, спор между двумя своими братьями, благодарный московский князь в 1282 году заложил храм в честь Даниила Столпника, которого почитал как своего небесного и всемогущего покровителя.

По древней легенде, князь Даниил позже принял постриг в монахи и завещал похоронить себя, обязательно, в основанном им самим монастыре. Что и было, конечно же, сделано.

А в 1652 году его мощи были обретены нетленными. С достойными почестями, при огромном стечении народа, по указу царя Алексея Михайловича, они были перемещены в храм Семи Вселенских Соборов, находящийся здесь же.

В наши дни недалеко от монастыря, почти у выхода из метро Тульская в небольшом сквере установлен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому. Его координаты: 55.7129, 37.62305.

Но вернемся к монастырской истории.

Забвение и возрождение обители

В 1330 году сын Даниила перевёл насельников монастыря в Кремль, на княжеский двор. Современные учёные предполагают, что сделал он это потому, что всерьёз задумывался о том, чтобы Москву сделать столицей государства. На целых 300 лет небольшая деревянная церковь и маленькое село при ней остались без должного внимания и ухода. Всё постепенно ветшало и приходило в упадок.

Только в 1650 году заброшенный храм был возрождён по решению царя Ивана Грозного. Времена были неспокойные, и монастырь всё время находился в центре разрушительных военных событий. А в 1812 году, перед вступлением в Москву войск Наполеона, был, можно сказать, эвакуирован. Его святые реликвии и казну просто вывезли из города.

Когда ситуация стала более-менее спокойной, всё вернулось на круги своя. Монастырь зажил обычной жизнью. Постепенно он принимал вид существующий и поныне.

Известно, что с начала 19 века в нём размещался приют для пожилых священнослужителей и престарелых женщин, их вдов.

Страницы истории. Это тоже было

В 1918 году монастырь прекратил своё существование, но только формально. На самом же деле, жизнь там продолжалась. Но это не продлилось долго, и в 1929 году начались глобальные изменения. Новая власть приказала колокольню Даниловского монастыря разобрать, а колокола отправить на переплавку.

По документам всё так и было сделано. Но в жизни этого не случилось. Американский дипломат Чарльз Крейн чудом сумел их увезти в Гарвардский университет, где они и находились до 2007 года. Первым был возвращён на родину колокол под названием «Будничный».

Даже покойникам было неспокойно в то время. Монастырское кладбище, существовавшее там, было разорено, а после и совсем уничтожено. Особо знаменитых людей: Гоголя, Языкова и некоторых других перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

В 1930 году на святой земле монастыря находился изолятор для детей, так называемых, врагов народа. В основном это были дети людей, расстрелянных на Бутовском полигоне НКВД. «Русской Голгофой» назвал этот страшный полигон Алексий-2 — Патриарх Московский и Всея Руси. Более 20000 человек были расстреляны там.

А их детей собирали в детприёмник на территории Свято-Троицкого Данилова монастыря. Естественно, ни о каких нормальных условиях не могло быть и речи. Дети там болели и умирали. У одной из монастырских стен обнаружено место с многочисленными детскими останками.

В память о всех, похороненных на землях Свято-Даниловского монастыря за всю его историю, здесь установлена поминальная часовня.

С 1983 года монастырский комплекс на Тульской стал возрождаться. Сейчас он носит гордое название «ставропигиальный», то есть, Настоятелем Даниловского монастыря является только сам правящий епископ Москвы (Патриарх всея Руси). Кроме того, на его территории размещается Отдел внешних церковных связей и здание, где проводятся заседания Священного Синода.

В 2007 году под одной из галерей храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов случайно был обнаружен склеп из белого камня. Предполагают, что там был когда-то захоронен архиепископ Никифор Феотокис — греческий просветитель. Недалеко от этого места сейчас установлен памятный крест из белого мрамора.

В подклете больничного корпуса, в настоящий момент, размещается храм Серафима Саровского, В здании резиденции Патриарха — церковь во имя Всех святых, о земле Российской просивших.

Это интересно: Русско-японская война: разбираемся внимательно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector