Иосиф волоцкий

Статьи на Православие.Ru

Перечитывая страницы житий – как Иосифова, так и Серапионова, – невольно задаешься вопросом: зачем понадобилось Божественному Промыслу столкнуть в непримиримом конфликте двоих верных служителей Церкви?

Было ли противостояние между Волоколамским игуменом и преподобным Нилом Сорским? Может ли материально бедная Церковь выполнять свою миссию в миру? Чему должны поучиться предприниматели у своего небесного заступника?

«Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси».

Преподобный Иосиф приходил на помощь всем нуждавшимся. В год страшного голода (1512) в его монастыре нашли пристанище и пищу около тысячи детей. В это время молодой князь Иван Рузский умер, не успев причаститься. Преподобный воскресил его молитвой, исповедал, причастил Святых Таин – и тогда князь Иван обрел вечное упокоение.

Оба направления в древнерусском иночестве (условно говоря – Иосифа Волоцкого и Нила Сорского) выражали две стороны в целом единой позиции Русской Церкви в ее отношении к миру – одновременного признания необходимости углубленной молитвы о нем (как важнейшей задачи православного иночества) и деятельной заботы о его реальных (духовных и даже материальных) нуждах. Недаром оба преподобных – и Иосиф, и Нил – всегда равно почитались всей православной Россией.

Литературная деятельность

Преподобный не только вел активную просветительскую и монашескую деятельность, он также является автором нескольких литературных трудов. был талантливым церковным писателем.


Иосиф Волоцкий – небесный покровитель православных бизнесменов

Перу игумена принадлежат труды:

книга «Просветитель» — основательное православное пособие, которое было создано как средство борьбы против ереси жидовствующих;
«Ответ недоверчивым…» — книга о жизни русских святых в монастырях;
«Послание иконописцу» — советы и пожелания всем мастерам, которые обладают талантом создавать святые образа;
«Три слова о почитании икон» — труд, который раскрывает важность иконописи;
«Послания» — собрание писем, которые были написаны для ряда влиятельных людей своей эпохи, среди которых князь Иван ІІІ, архимандрит Васиян, митрополит Симон и прочие.

Литературные труды настоятеля до сих пор не утратили своей значимости — он поднимал и раскрывал важные для православного общества темы, такие как почитание святых русских монахов, иконопись, борьба против различных ересей.

Важно! В посланиях не просто приведены мысли монаха, но изложены мысли философа и богослова, который переживает и радеет за русскую Православную Церковь

Канонизация преподобного Иосифа

За свои заслуги перед православной церковью Иосиф Волоцкий удостоился канонизации. Она произошла через 64 года после его кончины. В основанном им монастыре по сей день хранятся мощи святого. Кроме этого, там же можно увидеть и его вериги. Около девяти лет назад около обители был открыт памятник великому подвижнику Иосифу Волоцкому.

В чем помогает этот святой? Этим вопросом часто задаются православные, читая тропарь старцу. В старинных летописях данную информацию отыскать невозможно, так как только несколько лет назад патриарх Кирилл благословил святого на помощь в определенной области.

Так в чем помогает Иосиф Волоцкий? Этому старцу необходимо молиться тем, кто ждет помощи в области православного предпринимательства. Святой покровительствует таким людям и помогает им вести свои дела.

Литература

  • // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. I: Сентябрь, День 9. — С. 204.
  • Жмакин В. И. Иосиф (преподобный волоцкий) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Надгробное слово преподобному Иосифу Волоколамскому ученика и сродника его инока Досифея Топоркова. — М., 1865.
  • Житие преподобного Иосифа Волоколамского / сост. Саввою, еп. Крутицким. — М., 1865.
  • Попова Т. В. К вопросу о «редакциях» жития Иосифа Волоцкого // Отечественные архивы. 2001. — № 6 (66). — С. 251—264
  • Алексеев А. И. О «Просветителе» и посланиях преподобного Иосифа Волоцкого // Вестник церковной истории. — 2008. — № 2 (10). — С. 121—220.
  • Алексеев А. И. Сочинения Иосифа Волоцкого в контексте полемики 1480—1510-х гг.. — СПб.: Рос. нац. б-ка, 2010. — 392 с. — ISBN 978-5-8192-0407-8.
  • Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский / сост. иеромонах Герман (Чекунов). — М.: Рус. издат. центр, Иосифо-Волоцкий ставропигиальный муж. монастырь, 2011. — 320 с., ил. — 6000 экз. — ISBN 978-5-4249-0003-7
  • Ульянов О. Г. Духовная борьба за авторитет государственной власти на рубеже XV—XVI вв. (прп. Иосиф Волоцкий и Собор 1504 г.) // Духовные основы Российской государственности. Материалы XII Международных Рождественских чтений. М., 2004.
  • Ульянов О. Г. 500 лет собору «на еретиков» и его влияние на программу росписи 1508 г. Благовещенского храма Московского Кремля // Иерархия в Древней Руси. Материалы XII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. XII. Можайск, 2005. С. 153—172.
  • Фролов Д. Д. // Социально-экономическое развитие Москвы и Московской области в условиях современных глобальных вызовов: сб. науч. ст. / Е. Н. Геворкян. — М.: МГПУ, 2016. — С. 145–149. — 152 с. — 100 экз. — ISBN 978-5-243-00493-0.

Преставление Иосифа Волоцкого. Память

Игумен Иосиф преставился 9 сентября 1516 года. В 1579 году Московский собор причислил его к лику святых. Вскоре была составлена служба, утвержденная на соборе 1591 года. Патриарх Иов Московский и всея Руси внес ее в Минеи и повелел служить повсюду.

Преподобный Иосиф Волоцкий. Икона, XVI век. Из Иосифо-Волоцкого монастыря. Москва, ЦМиАР

Мощи преподобного Иосифа Волоцкого до 2001 года почивали под спудом. Теперь они находятся в Успенском соборе Волоколамского монастыря, в раке, обитой серебром с позолотою. Рядом в киоте лежат вериги преподобного.

Преподобный Иосиф Волоцкий. Пелена, XVII век. Москва, ГРМ

Житие преподобного Иосифа Волоцкого кратко описано в Прологе. Подробное жизнеописание содержится в «надгробном слове», которое было написано учеником преподобного Досифеем. Житие преподобного Иосифа написал и другой его ученик, епископ Сарский и Подонский Сава. Списки этих жизнеописаний находятся в Новгородской Софийской библиотеке. Досифей в похвальном своем слове среди всего прочего пишет, что преподобный Иосиф игумен в 1506 году построил каменную в своем монастыре колокольню, поставив на ней боевые часы.

Надвратная церковь Иосифо-Волоколамского монастыря

Авторитет Иосифа, его писания создали особое духовное течение, из которого вышли выдающиеся миссионеры, публицисты, проповедники, церковные иерархи. Во второй половине XVI в. представителей этого церковного течения стали называть «иосифляне».

14 июня 2009 г. рядом с обителью был поставлен бронзовый памятник преподобному Иосифу Волоцкому.

Преподобный Иосиф Волоцкий. Икона, XVII век

Во имя преподобного Иосифа Волоцкого был освящен храм в Старом Беляеве (г. Москва), в п. Развилка Московской области, а также было освящено 6 престолов в храмах Тверского края.

Старообрядческих храмов во имя преподобного Иосифа Волоцкого не имеется.

Памятник преподобному Иосифу Волоцкому

В Синодальной Патриаршей библиотеке хранится книга под названием «Устав Иосифа Волоколамского монастыря, написанный Иосифом Волоцким». В Иосифо-Волоцком монастыре доныне сохраняются многие рукописи, созданные преподобным, между коими замечательная Триодь Постная, списанная им в 1490 году.

От редакции:

По поводу известных утверждений преподобного Иосифа Волоцкого о казни еретиков и сегодня в старообрядчестве не утихает дискуссия. Так, священник о. Александр Панкратов (г. Великий Новгород) считает, что эти высказывания никак не противоречат православному учению, и преступление никоновых реформаторов заключается не в самих гонениях, а в том, что они были направлены против православных христиан. Как уже было сказано, совсем иного мнения придерживался начетчик Иван Усов, впоследствии митрополит Белокриницкий, который утверждал:

Настоятели

Игумены
  • Иосиф Волоцкий (1479—1515)
  • Даниил Рязанец (1515—1522)
  • Герасим (Ленков) (1522) после двух месяцев оставил игуменство
  • Нифонт (Кормилицын) (1522—1543)
  • Гурий (Руготин) (1544—1551)
  • Галактион (1552—1558)
  • Пимен (Садыков) (1558—1561)
  • Вавила (1562)
  • Леонид (Протасьев) (1563—1566)
  • Лаврентий (1566—1568)
  • Леонид (Протасьев) (1568—1573)
  • Тихон (Хворостинин) (1573—1575)
  • Евфимий (Турков) (1575—1587)
  • Варлаам (Белковский) (1587) 3,5 месяца
  • Евфимий (Турков) (1587) 5 месяцев
  • Левкий (1587—1590)
  • Иоасаф (1590—1592)
  • Вассиан (1593—1595, 1599—1601)
  • Геласий (1595—1599)
  • Нил (1602—1604)
  • Арсений (1605—1623)
  • Мисаил (1623—1624)
  • Левкий (1625—1634)
  • Макарий (1634—1641)
  • Зосима (1642—1652)
Архимандриты
  • Иов (1652—1654)
  • Тихон (1654—1661)
  • Корнилий (1661—1666)
  • Савватий (1666—1668)
  • Гермоген (1668)
  • Герасим (1668—1673)
  • Корнилий (1673—1681)
  • Александр (1682—1685)
  • Тимофей (1685—1687)
  • Иоасаф (1687—1688)
  • Ефрем (1689—1690)
  • Николай (1690—1694)
  • Алексий (1695—1702)
  • Герман (1702—1722)
  • Иоаким (Чудовский) (1722—1723), (1728—1738)
  • Мелхиседек (Борщев) (1723—1727)
  • Сергий (Прозоровский) (1727—1728)
  • Варлаам (1739—1745)
  • епископ Серапион (Лятошевич) (1745—1753) имел пребывание в монастыре и управлял им; архимандрита не было
  • Панкратий (Чарныйский) (1753)
  • Пахомий (Симанский) (1753—1758)
  • Геннадий (Драницын) (1758—1760)
  • Адриан (1761—1766)
  • Варлаам (Синьковский) (1767—1773)
  • Пахомий (Поляница) (1773—1775)
  • Вонифатий (1775—1778)
  • Нектарий (Чернявский) (1778—1789)
  • Евгений (Романов) (1789)
  • Евгений (Резанцов) (1794)
  • Виктор (Прокопович-Антонский) (1794—1799)
  • Иустин (Вишневский) (1799)
  • Вениамин (Жуков) (1800)
  • Ираклий (Евреинов) (1800—1804)
  • Евграф (Музалевский-Платонов) (1804—1808)
  • Геннадий (Челноков) (1808—1810)
  • Владимир (1810—1811)
  • Иона (Васильевский) (1811—1812)
  • Леонид (Зарецкий) (1812—1813)
  • Филарет (Амфитеатров) (1813—1817)
  • Григорий (Постников) (29 июля 1817 — 1822)
  • Геннадий (Баранович) (1822—1825)
  • Гавриил (Игнатьев) (18 марта 1825 — 4 апреля 1839)
  • Агапит (Введенский) (1839—1852)
  • Гедеон (октябрь 1852—1883)
  • Сергий (Свешников) (1883—1896)
  • Михей (Алексеев) (1897—1901)
  • Геронтий (Кургановский) (март 1902 — 26 ноября 1903)
  • Нифонт (1907—1908)
  • Иннокентий (Бобцов) (11 декабря 1915—1920)
наместники
  • митрополит Питирим (Нечаев) (1989 — 4 ноября 2003)
  • Феоктист (Дорошко) (2003—2004) временный управляющий
  • Сергий (Воронков) (с 24 декабря 2004)

Статьи на Православие.Ru

Перечитывая страницы житий – как Иосифова, так и Серапионова, – невольно задаешься вопросом: зачем понадобилось Божественному Промыслу столкнуть в непримиримом конфликте двоих верных служителей Церкви?

Было ли противостояние между Волоколамским игуменом и преподобным Нилом Сорским? Может ли материально бедная Церковь выполнять свою миссию в миру? Чему должны поучиться предприниматели у своего небесного заступника?

«Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси».

Преподобный Иосиф приходил на помощь всем нуждавшимся. В год страшного голода (1512) в его монастыре нашли пристанище и пищу около тысячи детей. В это время молодой князь Иван Рузский умер, не успев причаститься. Преподобный воскресил его молитвой, исповедал, причастил Святых Таин – и тогда князь Иван обрел вечное упокоение.

Оба направления в древнерусском иночестве (условно говоря – Иосифа Волоцкого и Нила Сорского) выражали две стороны в целом единой позиции Русской Церкви в ее отношении к миру – одновременного признания необходимости углубленной молитвы о нем (как важнейшей задачи православного иночества) и деятельной заботы о его реальных (духовных и даже материальных) нуждах. Недаром оба преподобных – и Иосиф, и Нил – всегда равно почитались всей православной Россией.

ОБИТЕЛЬ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА…

Сколько торжественно-величественных и по-настоящему трагических событий видели её стены. И те наши предки, чью жизнь мы изучаем по учебникам истории, и совершенно неизвестные простолюдины – все находили здесь утешение, поддержку и вразумление, при жизни преподобного Иосифа – лично от него самого, а по его праведной кончине – после молитвы в основанном им монастыре. И даже в годы Советской власти, когда обитель была закрыта, а проявление религиозности всячески преследовалось, местные бабушки не забывали приходить к этим святым стенам и просить помощи у хозяина Волоколамской земли. И по свидетельствам детей и внуков этих простых женщин, после таких молитв и тихих слёз помощь приходила всегда.

Преподобный Иосиф не оставлял своим вниманием ни одного аспекта человеческой жизни. Всё было объектом его неустанного попечения и молитв

Просветительскую деятельность в ту пору невозможно переоценить, потому что на Руси ещё не было книгопечатания и все книги переписывались вручную, а это был очень серьёзный и ответственный труд. Почти у каждого насельника обители было послушание – переписывать книги. Сам преподобный игумен был непревзойдённым каллиграфом. Благодаря этому библиотека Иосифо-Волоколамского монастыря не знала себе равных на Руси, по описи середины XVI века в ней насчитывалось около тысячи книг.

Не оставался равнодушным преподобный Иосиф к несчастьям и страданиям мирских людей. Любой крестьянин или холоп мог найти в его лице заступника и ходатая перед князем или боярами. В неурожайные годы обитель поддерживала местное население и безвозмездно снабжала крестьян зерном, скотом и орудиями труда, помогая неимущим пережить страшное время. Кормилось в обители в такие дни по шестьсот-семьсот человек.

И, конечно, главная заслуга преподобного Иосифа в том, что он отстоял чистоту православного вероучения. Итогом его более чем тридцатилетней борьбы с ересью жидовствующих  стало сочинение «Просветитель» – и до сей поры фундаментальное изложение основных вероучительных истин, подвергавшихся нападкам еретиков.

Веками привлекал внимание путников непревзойдённый архитектурный ансамбль монастыря. Отстроенный после Смуты начала XVII века заново, монастырь представляет собой боевую крепость, где всё предусмотрено для ведения боя или длительной осады

В центре обители – красавец-собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Его внутреннее убранство во многом перекликается с Успенским собором Московского Кремля, резной иконостас конца XVII века поражает тонкостью работы и великолепием, а огромные изразцы «Павлинье око», разместившиеся по четверику собора и под куполами, являются визитной карточкой монастыря.

Величественная одностолпная Трапезная палата с храмом Богоявления и приделом во имя преподобного Сергия Радонежского, уютная надвратная церковь апостолов Петра и Павла, небольшой монастырский некрополь, братские корпуса и монастырские службы – всё создано основательно, на века, но с глубоким чувством стиля и вышеестественной красоты.

Святыни, хранящиеся в обители – это прежде всего рака с мощами преподобного Иосифа, вериги, которые он носил при жизни, чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» и современный список с древней Волоколамской иконы Богоматери, которую в 1572 году прислал в монастырь главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Верующие с благоговением и надеждой воссылают свои молитвы перед этими святынями.

И каждого Господь утешает в его нужде так, как угодно Его всесвятой воле.

Тихие, немноголюдные будничные службы и торжественные церковные праздники, кропотливый летний труд в монастырском саду, на пасеке и в огороде и морозное, снежное Рождество с детскими ёлками, представлениями и подарками, занятия в сельской школе, беседы со специально приезжающими в обитель студентами и скаутами, сотрудничество со следственным изолятором и местной прессой, труды по восстановлению и реставрации икон, росписей и памятников архитектуры, издательская деятельность и социальное служение – так в молитве и трудах проходит жизнь братии монастыря. И в каждом деле молитвенно вспоминается преподобный игумен этого места, «скорый помощник и преславный чудотворец» старец Иосиф. Для его современников в XV-XVI веках он был личностью яркой, выдающейся и вызывал неоднозначные оценки. Достаточно вспомнить его взгляд на образ служения монастырей, который впоследствии отразился в так называемой полемике с «нестяжателями» или его строгую любовь к еретикам – эти вопросы всколыхнули всю церковно-историческую науку вплоть до нашего времени. При этом преподобный Иосиф оставался истинным монахом, очень строго соблюдавшим иноческие обеты.

Молитвы

Молитва преподобному Иосифу Волоцкому
О преблаженне и приснославне отче наш Иосифе! Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути: порабощени бо суще суетными, и грехолюбиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути, к кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем? Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим. Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам, искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражиих защити; препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и смущений молитвами твоими огради: да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки. Аминь.

Тропарь преподобного Иосифа
глас 5
Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя,/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим.

Кондак преподобного Иосифа
глас 8
Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне,/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Канонизация преподобного Иосифа

Спустя 64 года после кончины, Священный Синод пересмотрел жизнь и труды монаха и пришел к выводу, что этот христианин достоин чести быть присоединенным к Лону Святых Русской православной церкви. Заслуги в борьбе с ересями, стремление расширить сферу влияния монастырей, желание заботится о нищих и голодных — все это стало причиной канонизации монаха.


Мощи святого Иосифа Волоцкого в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря

Иосиф Волоцкий был канонизирован в 1579 году, святые мощи до сих пор хранятся в церкви Успения Иосифо-Волоцкого монастыря, вместе с веригами, которые использовал преподобный при жизни. В 2009 году на подворье был поставлен памятник русскому подвижнику монашества.

В декабре этого же года Патриарх Руси Кирилл объявил святого небесным покровителем православного предпринимательства и специалистов материально-технического обеспечения Вооружённых сил РФ — ему следует молиться всем бизнесменам и военным техникам. День памяти святого отмечается 9 сентября и 18 октября.

Преподобный Иосиф Волоцкий

Монашеский подвиг

Ещё в молодости Иоанн принял решение подчинить свою жизнь служению Богу, а в двадцатилетнем возрасте, хорошенько обдумав свой выбор, принял монашеский постриг.

Сообщается, что первоначально он поступил в Тверскую Саввину обитель. Однако, найдя несоответствие тамошней дисциплины собственным аскетическим ожиданиям, встретив там грубое сквернословие, он не захотел потакать местным порядкам и с благословения старца Варсонофия Неумоя перебрался в Боровскую обитель.

Здесь его постригли в монашество и дали новое имя, Иосиф, в честь известного подвижника Иосифа Прекрасного. В этой обители, под руководством преподобного Пафнутия, он приобрёл основы духовного опыта. Исполняя монастырское послушание, Иосиф безропотно и смиренно трудился в поварне, пекарне, лечебнице, певчим в храме.

После того как Иоанн (Иосиф) оставил мирские соблазны и земную суету, его кровный отец занемог. Болезнь так сковала силы, что он не мог самостоятельно развернуться на ложе. Ощущая к родителю искреннюю сыновнюю любовь, Иосиф испросил у преподобного Пафнутия благословение взять того под личную опеку, поселить его в своей келье.

Старец Пафнутий внял просьбе Иосифа, принял несчастного в монастырь и постриг в иночество. Иосиф ухаживал за отцом в продолжении пятнадцати лет, вплоть до его преставления.

Мать Иосифа, заручившись сыновней поддержкой, приняла иночество во Власиевском монастыре Волока Ламского.

Братья Иосифа, Вассиан и Акакий, и его племянники, Досифей и Вассиан, приняли постриг в Пафнутиевой Боровской обители.

Проблема собственности у Иосифа Волоцкого

Иосиф Волоцкий прекрасно понимал, что вопрос о власти, государственной, церковной, семейной, так или иначе касается проблемы собственности. Здесь у него была вполне определенная и достаточно жесткая позиция. Для него церковная собственность не имеет субъекта. Она не находится в ведении какого-либо лица, даже великого князя. Вот почему так болезненно воспринимались многими современниками попытки Ивана III распорядиться этими богатствами.

Но из этого следует не только стремление поставить предел посягательствам мирской власти, но и система воззрений, раскрывающая нравственную подоплеку всей монастырской жизни.

Монастырская собственность в определенном смысле принадлежит всем и никому. Всем — потому что монахи общежительного монастыря, так же как и простой народ, могут получать свою скромную долю от плодов общего труда. Никому — потому что на эти материальные блага никто не может претендовать. Они принадлежат только Богу.


Иосифо-Волоцкий монастырь

В монастыре господствует жестокая аскеза, личное нестяжание, отказ от излишеств. «Устав» Иосифа Волоцкого поражает своей суровостью. Монахи ограничены в общении, в еде, в праве на свободное время, в передвижении. На территорию монастыря запрещено пускать женщин и отроков. Иосиф Волоцкий вводит полный запрет на хмельные напитки, что даже по меркам Средневековья было крайней мерой. От монахов требуется постоянный труд. Праздность не допускается. Иосиф Волоцкий предложил емкую формулу этой аскетической жизни — «общего жития нестяжание». Гневные инвективы направлены против тех иноков, которые «стяжанию поработились».

Нестяжатели: суть движения

Философия Нила Сорского и его выступления на церковном соборе дали толчок к появлению такого движения, как нестяжатели. Старец в подтверждение своих суждений приводил тот факт, что при постриге монахи всегда давали клятву нестяжания. Поэтому владение любым имуществом, в том числе и в виде монастырских земель, считалось прямым нарушением обета.

Свое отношение у последователей старца было и к княжеской власти. Она автоматически ставилась выше самой церкви. Князь представлялся Нилом Сорским мудрым, справедливым и достойным человеком, который вполне мог выполнять функцию церковного управленца.

Старец считал, что все принадлежащие монастырям земли необходимо раздать князьям, дабы они могли поблагодарить своих людей за верную службу земельным наделом. В свою очередь, нестяжатели надеялись получить от государства взамен широкие возможности в плане решения религиозных вопросов. Нил Сорский был уверен, что в связи с отречением от мирских дел монахи смогут больше времени уделять своей прямой обязанности – молитве. При этом жить они могли только своим трудом и незначительными подаяниями. А вот сами монахи обязаны были подавать милостыню всем неимущим, независимо от их состояния и положения.

Даровитый юноша

Преподобный Иосиф Волоцкий родился 14 ноября 1439 года в дворянской семье Саниных. При святом крещении ему было дано имя Иван. Род Саниных находился на службе у князя Бориса Волоцкого (1449-1494 гг.).

Иван III посылает своих братьев Андрея и Бориса Волоцкого на Казань. Миниатюра Лицевого летописного свода

Санины владели селом Язвище, расположенном в удельном Волоцком княжестве. Известно, что кроме Ивана у них было еще три сына. Будучи восьмилетним отроком, Иван Санин учился грамоте у старца Арсения в Волоцком Крестовоздвиженском монастыре.

Иван отличался способностями и великим прилежанием к церковной службе. Он был так даровит, что за один год изучил Псалтырь, а за другой — все Священное Писание. Все поражались его необыкновенной памяти. Он мог наизусть молиться Псалтырь, Евангелие, Апостол.

Литературная деятельность

Сочинение Иосифа Волоцкого

Игумен Иосиф был талантливым церковным писателем. Он является автором книги «Просветитель» и нескольких посланий. Он занимал активную жизненную позицию и участвовал в обсуждении актуальных для того времени вопросов отношений церкви и государства. Во время мятежа удельных князей Бориса Волоцкого и Андрея Углицкого в 1480 году против их брата Ивана III, он выступил перед Иваном как посредник от имени своего покровителя Бориса.

Обличитель ереси жидовствующих, Иосиф Волоцкий призывал светские власти преследовать и казнить отступников от православия и тех еретиков, кто «прельщает» православных еретическими учениями:

В книге «Просветитель» и ряде посланий Иосиф Волоцкий, дискутируя с другим подвижником, духовным лидером «нестяжателей» Нилом Сорским, доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.

Авторитет Волоцкого игумена, его писания, миссия его монастыря создали особую духовную школу, из которой вышли выдающиеся миссионеры, публицисты, проповедники и в их числе многие церковные иерархи. Во второй половине XVI века представителей этой школы стали называть «иосифляне».

Требования казней еретиков и обогащения церкви встретили сильное противодействие среди ряда светских и духовных лиц. Монах и церковный писатель Вассиан Косой (князь Василий Патрикеев) в «Слове ответном» и «Слове о еретиках» критиковал иосифлян с позиции милосердия и нестяжательства, апеллируя к заповедям евангельской любви и бедности, а самого Иосифа именовал «учителем беззакония», «законопреступником» и «антихристом». Заволжские старцы, отвергавшие монастырское землевладение и не разделявшие многие идеи иосифлян, на соборе 1503 года сделали заявление о том, что церкви неприлично владеть землями, а в «Ответе кирилловских старцев» возражали Иосифу Волоцкому относительно предания еретиков смерти: «нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а покаявшихся и проклявших своё заблуждение еретиков Божья церковь принимает в распростёртые объятия». При этом они ссылались на заповедь «Не судите, да не судимы будете» и на рассказы о прощении Иисусом грешников.

Иосифляне: основные идеи

Иосиф Волоцкий был не только аскетичным монахом, но и активным деятелем, который активно высказывался по разным вопросам, касательно монашеского и церковного устава. Взгляды настоятеля Волоцкого разделяли многие православные, что привело к формированию так называемых иосифлян — последователей старца, которые отстаивали его взгляды.

Интересно! Они достаточно резко вели себя в полемике с последователями Нила Сорского, который имел совершенно иные взгляды. Основной идеей движения было отстаивание права монастырей на владение земельными угодьями.

Преподобный монах активно выступал за общежительный строй монастырей — владение большими земельными угодьями позволяет монахам не только существовать без переменной поддержки спонсоров, но и вести активную просветительскую деятельность среди населения, также занимаясь милостыней и благотворительностью. Нил Сорский же выступал против землевладений монастырей, выступая за полную аскезу.


Памятник Иосифу Волоцкому, Иосифо-Волоцкий монастырь

Подвижники несли в массы христиан идеи наставника, они стремились не только изменить течение монастырских обителей, но и добиться изменений в государственных законах, чтобы монахи получили законное право на владение землей. Кроме этого, они также выступали за:

  • необходимость храмовых украшений;
  • полезность обширного хозяйства у иноков;
  • обеспечение населения продовольствием во время неурожая;
  • открытую деятельность обителей;
  • необходимость в украшении церквей росписями;
  • миссионерское служение среди мирян;
  • полезность богатых украшений для икон и церковной утвари.

Активное противостояние двух течений достигло апогея в 1504 году, когда иосифляне выступили на Всеобщем Церковной Соборе с резким осуждением нестяжателей (последователей Нила Сорского). Их поддержал князь Иван III Васильевич и они получили признание Церкви.

Вехи борьбы между двумя церковными течениями

Если описывать ситуацию кратко, Нил Сорский и Иосиф Волоцкий впервые высказали свои взгляды на монастырские владения на соборе. Это вызвало ожесточенные споры, но служители церкви все же приняли решение в пользу иосифлян. Многие историки считают, что это произошло только потому, что они были в подавляющем большинстве.

Однако не все были довольны подобным исходом ситуации. Дело в том, что в шестнадцатом веке размеры Московской Руси были относительно невелики. А количество дворян, претендовавших на милость князя в виде земельного надела, постоянно увеличивалось. Все это заставляло главу государства с большим интересом смотреть на церковные наделы. Но все же принимать по отношению к ним какие-либо действия князья не решались.

После окончания собора открытым остался вопрос о еретиках. Нестяжатели считали, что их нельзя уничтожать, так как каждый грешник имеет шанс на раскаяние. Иосифляне же, в свою очередь, все более горячо отстаивали позицию применения физического наказания за ересь. Через несколько лет после окончания собора их влияние усилилось, поэтому церковь приняла решение о еретиках, предлагавшееся последователями старца Волоцкого.

Долгие годы борьба между двумя религиозными течениями не принимала сколько-нибудь серьезного оборота. Но вскоре поведение князя Василия III стало подвергаться осуждению нестяжателями. Причиной первого подобного выпада в адрес княжеской власти был развод Василия. Со своей законной женой он никак не мог завести детей, поэтому оформил развод и выбрал себе новую жену. Так как единственным поводом для развода, который может поддержать церковь, являлась измена, то нестяжатели во всеуслышание осудили поступок князя. Василий III не решился применить меры к представителям этого течения, он надеялся, что история со временем забудется. Но вскоре создалась еще одна неприятная для князя ситуация – он заточил в тюрьму представителей знатного рода, которых сам же и вызвал к себе и даже довольно приветливо встретил. Совершенную подлость вновь осудил нестяжатель Василий Патрикеев. Князь решил заточить его в Иосифо-Волоколамском монастыре, где он вскоре и скончался.

С этого момента иосифляне находились у власти в фаворе. В дальнейшем их представители не единожды оказывали серьезное влияние на события в государстве. К примеру, именно они стали идеологами введения опричнины, сумели укрепить в умах народа мысль о божественности княжеской власти, добились введения статуса патриархии относительно Московской митрополии, а также всеми силами стремились возвеличить Русь и поднять ее авторитет на международной арене.

Иосифо-Волоцкий монастырь – как доехать

Общественным транспортом:

  • электричкой следует доехать до станции Волоколамск или станции Чисмена (от Москвы-Рижской);
  • от станции метро Тушинской ходят автобусы до Волоколамска. В обоих случаях далее следует сесть на автобус то Теряево.
  • Автомобилем из столицы необходимо ехать по Ново-Рижскому шоссе. На девяносто восьмом километре поверните направо, к станции Чисмена, проезжайте железнодорожный переезд и продолжайте движение около 22 км. На перекрестке поверните налево, а еще через 2,3 км, на перекрестке в Теряево, сверните направо, проехав около километра. На всем пути вы сможете ориентироваться по указателям.

Кто такие нестяжатели и иосифляне

Термины «нестяжатели» и «иосифляне» появились позже, чем происходил сам конфликт между двумя этими течениями. Проповедующих нестяжательство еще называли «заволжскими старцами», потому что монастыри их, как правило, находились далеко от .

Происхождение слов

Слово «нестяжатели» произошло от термина «нестяжание», в православии это — нищета, избранная по собственной воле, — один из обетов, которые даются монахами при пострижении.

Иосифлянами (по имени Иосиф) стали называть приверженцев Иосифа Волоцкого, одного из духовных лидеров Русской Православной церкви конца XV — начала XVI веков.

Значение понятий

Иосифляне, приверженцы консервативного учения Иосифа Волоцкого, крайне негативно относились к любым группам, настаивавшим на реформировании Церкви, отстаивали возможность для монастырей владеть землей и ратовали за физическое уничтожение еретиков.

Нестяжатели, сторонники Нила Сорского, требовали безукоризненного соблюдения монахами своих обетов, в частности, обета бедности, а также выступали за снисходительное отношение к раскаявшимся еретикам.

Противостояние двух этих течений наложило глубокий отпечаток на религиозно-общественную ситуацию в России XV-XVI веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector