Иосиф (библия)
Содержание:
История многострадального Иова
В очень давние времена жил к востоку от Палестины праведный человек, по имени Иов. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей жизни своей угодить Богу. Господь наградил его за благочестие большими благами. Он имел многие сотни крупного и тысячи мелкого скота. Утешала его большая и дружная семья: у него было семь сыновей и три дочери. Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: «Разве даром богобоязнен (праведен) Иов? Отними у него все, что у него есть, — благословит ли он Тебя?» Бог же, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и чтобы научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел. И вот, в один день, разбойники угнали у Иова весь его скот, слуг перебили, а страшный вихрь из пустыни разрушил дом, в котором собрались дети Иова, и все они погибли. Но Иов не только не стал роптать на Бога, а сказал: «Бог дал, Бог и взял: да будет благословенно имя Господне». Посрамленный диавол не удовлетворился этим. Он снова стал клеветать на Иова: «3а жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: но коснись его костей, его тела (т. е. порази его болезнью), — увидишь, благословит ли он Тебя?» Бог разрешил диаволу лишить Иова еще и здоровья. И вот заболел Иов самою страшною болезнью — проказой. Тогда даже жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога, а друзья его, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями. Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать, что он терпит все невинно. В беседе с друзьями Иов пророчествовал об Искупителе (о Спасителе) и о будущем воскресении: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю (увижу) Бога. Я узрю (увижу) Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19, 25-27). После этого Бог, показав всем пример верности и терпения в Своем рабе Иове, Сам явился и велел друзьям его, взиравшим на Иова, как на великого грешника, просить молитв за себя у него. Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо. История многострадального Иова учит нас, что несчастья Бог посылает не только за грехи, но иногда Бог посылает несчастья и праведникам для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и для прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека и учит нас также быть сострадательными к несчастным. Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова. Примечание: см. Библию, в «Книге Иова».
Толкователь снов
Учёные ухватились за эту деталь. В источниках разных времён обнаруживаются сообщения о ценах на рабов. В разное время они разные. Во времена Иосифа невольник стоил именно 20 сребреников. Если бы этот рассказ являлся выдумкой, то откуда, считают специалисты, автор мог знать цену раба десятивековой давности? Измазав разноцветное одеяние Иосифа козьей кровью, братья заявили Иакову, что его сын погиб. Иосифа увезли в рабство в Египет. Однако по приказанию фараона его сразу же освободили и привели во дворец. Оказывается, накануне фараону приснился сон, в котором он увидел сначала семь тучных, а потом семь худых коров. Иосиф, обладавший способностью разгадывать сны, объяснил — это значит, что Египет ожидают семь изобильных, а затем семь голодных лет. Фараон поверил, и с этого дня началось возвышение Иосифа. Правда, в документах того времени высокопоставленный чиновник по имени Иосиф не встречается. Объяснением этому может быть то, что имена иностранных рабов египтяне переиначивали на свой лад. Способность разгадывать сны сыграла в жизни Иосифа важную роль. По мнению учёных, если бы удалось выяснить, что он действительно обладал этой уникальной способностью, то библейская история сделалась бы более достоверной. Но, между прочим, предки Иосифа были родом из Месопотамии, где толкование снов было частью древней культуры. Таким образом, история эта становится все более правдоподобной. В 80-е годы XX века археологи обнаружили недалеко от Каира гробницу бывшего визиря по имени Апер-Эль. На еврейском языке слово «эль» обозначает «Бог». Значит, Апер-Эль был не египтянином, а евреем. Этот визирь был одним из самых приближённых чиновников фараона.
Литература
- Богородский Я. А. Об Иосифе, библейском патриархе. — Казань, 1891.
- Лопухин A. П. Книга IV. Иосиф и его время // Библейская история при свете новейших исследований и открытий. — СПб., 1889—1895. — Т. I.
- // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. VII: Март, День 31. — С. 628.
- Кугел, Джеймс. В доме Потифара: библейский текст и его перевоплощение. — М.: Текст, 2010. — ISBN 978-5-7516-0906-1.
F. Vigouroux. La Bible et les découvertes modernes en Palestine, en Egypte et en Assyrie. — Paris: Berche et Tralin, 1877. — Т. II.
Библейские ссылки
Иуда (слева) разговаривает с Тамар (справа) (1606–1669), картина Рембрандта
Иуда — четвертый сын патриарха Иакова и его первой жены Лии : его полные братья — Рувим , Симеон и Левий (все старшие), Иссахар и Завулон (младшие), Гад и Ашер (младшие) от служанки Лии, и один родная сестра Дина . Всего у него восемь сводных братьев.
Следующее появление Иуды после его рождения находится в Быт. 37, когда он и его братья бросили Иосифа в яму из-за зависти после того, как Иосиф подошел к ним, выставляя напоказ разноцветную одежду , пока они работали в поле. Это Иуда замечает приближающийся к ним караван измаильян на пути в Египет и предлагает продать Иосифа измаильтянам, а не убить. ( Быт. 37: 26-28: «Какая польза, если мы убьем брата нашего и скроем его кровь? … Да не будет на нем рука наша, ибо он брат наш, плоть наша»).
Иуда женится на дочери Шуа, хананеянке . Иуды и его жены трое детей: Эр , Онан и Шела . Эр женится на Фамарь , но Бог убивает его, потому что он «нечестивец в очах Господних» ( Быт. 38: 7). Тамар становится женой Онана в соответствии с обычаем , но его тоже убивают после того, как он отказывается иметь детей для бездетной вдовы своего старшего брата, и вместо этого проливает свое семя . Хотя Фамарь должна была выйти замуж за Шелы, оставшегося брата, Иуда не согласился, и в ответ Фамарь обманом заставила Иуду вступить с ней в половую связь, притворившись проституткой . Когда Иуда обнаруживает, что Фамарь беременна, он готовится убить ее, но отказывается и признается, когда узнает, что он отец ( Быт. 38: 24-26). Фамарь — мать близнецов Фареса (Переца) и Зеры (Быт. 38: 27-30). Первый — патрилинейный предок мессии , согласно Книге Руфь (4: 18-22).
Тем временем Иосиф становится властью в Египте. Спустя двадцать лет после того, как его предали, он снова встречает своих братьев, но они его не узнают. Младший брат, Вениамин, остался в Ханаане с Иаковом, поэтому Иосиф берет Симеона в заложники и настаивает, чтобы братья вернулись с Вениамином. Иуда предлагает себя Иакову в качестве поручителя за безопасность Вениамина, и ему удается убедить Иакова позволить им забрать Вениамина в Египет . Когда вернутся братья, Джозеф тестирует их, требуя порабощение от Вениамина . Иуда умоляет сохранить Вениамина жизнь, и Иосиф раскрывает свою истинную личность.
Семейное древо
Фарра | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сара | Авраам | Агарь | Haran | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Нахор | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Измаил | Милка | Много | Иска | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Измаильтяне | 7 сыновей | Bethuel | 1-я дочь | 2-я дочь | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Исаак | Ребекка | Лаван | Моавитяне | Аммониты | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Исав | Иаков | Рэйчел | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Bilhah | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эдомитяне | Зилпа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Рувим 2. Симеон 3. Левий 4. Иуда 9. Иссахар 10. Завулон Дина (дочь) | 7. Гад 8. Ашер | 5. Дан. 6. Нафтали. | 11. Джозеф 12. Вениамин |
Согласно Библии
Как любимый сын отца (Иакова) (Быт. ), он был ненавистен своим старшим десятерым братьям, которые после одного случая даже захотели убить его. Во сне Иосиф увидел солнце, луну и 11 звёзд, поклонившихся ему (Быт. ). Был и другой подобный сон про клонившиеся снопы.
Однажды братья ушли пасти скот далеко. Тогда отец позвал Иосифа и послал посмотреть, как обстоят дела, и принести ответ. Послушный сын пошёл исполнять волю отца. Братья, увидев приближающегося Иосифа, замыслили убить его. Однако старший — Рувим, желая тайком позже спасти невинного младшего брата, уговаривает всех бросить живую жертву в ров, предварительно раздев. Иуда же предложил более хитрый план.
Случайно проходивший караван измаильтян или аравитян решил судьбу: Иосиф был продан по совету Иуды (Быт. ) за 20 серебреников и перепродан в Египет. Братья испачкали одежды Иосифа в крови заколотого козла, чтобы Иаков поверил в смерть от хищного зверя (Быт. ).
Фараон награждает Иосифа за толкование сна (Быт. ). Иллюстрация, 1869
Иаков узнаёт одежды Иосифа. Алексей Новоскольцев, 1880
Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару. Александр Иванов, 1826
В Египте честный Иосиф был заключён в темницу по наговору распутной жены своего хозяина Потифара, с которой он не захотел разделить ложе (Быт. ).
В тюрьме Иосиф правильно истолковывает сны своих товарищей по несчастью — провинившихся перед фараоном виночерпия и хлебодара (Быт. ): виночерпию он предсказывает, что через три дня тот вернёт должность, а хлебодару, что тот будет казнён повешением. Предсказание сбылось. Иосиф попросил виночерпия вызволить его из тюрьмы, но тот позабыл данное обещание.
Спустя 2 года фараону приснился странный сон, и тогда виночерпий вспомнил о Иосифе (Быт. ).
Иосиф истолковал фараону , пожирающих тучных, после чего достиг положения верховного министра (наместника фараона) богатейшей страны древнего мира, которую он спас от бедствий голода своей мудрой предусмотрительностью. Он истолковал два сновидения фараона, предсказав: ближайшие семь лет будут плодородными, затем наступят семь лет голода.
Фараон поверил толкованию сна (Быт. ), и оно сбылось. Владыка «поставил Иосифа над всей землёй Египетской», и сказал: «без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей, во всей земле Египетской». Фараон сделал его визирем Египта (англ.)русск. и возможно своим соправителем, нарёк имя Цафнаф-панеах и дал в жёны Асенефу, дочь Потифера, жреца Гелиополиса.
Во второй год голода Иосиф (возможно, соправитель фараона) предложил израильтянам жить на территории Египта в земле Гесем. Вот как это произошло: когда гонимые голодом братья Иосифа прибыли в Древний Египет за пищей (Быт. ), Иосиф постепенно открылся им и помирился. Затем переселил весь род Израиля (70 человек), с приведённым братьями по просьбе Иосифа престарелым отцом Иаковом во главе, в Египет, где фараон отвёл им для поселения округ Гесем (, ).
В течение всей своей жизни Иосиф покровительствовал своему роду, и даже после смерти Иакова, когда братья опасались, как бы он не отомстил им за их прежнюю жестокость, продолжал относиться к ним с братской любовью. Он скончался в возрасте 110 лет, и египтяне забальзамировали тело и положили в ковчег в Египте (Быт. ). Оставил после себя двух сыновей, внуков и правнуков.
Впоследствии, во время Исхода из Египта, Моисей вынес останки Иосифа, чтобы перезахоронить их в земле Израиля (Исх. ).
Мусульмане считают, что могила Иосифа тоже находится возле пещеры Махпелы (также Пещера Патриархов) в Хевроне, там же где и захоронены библейские праотцы Авраам, Исаак и Иаков.
Другие категории и статьи раздела «Религия»
Ислам
Ислам — избранные публикации по теме Ислам. Ислам — одна из трех мировых религий. Основатель Ислама — пророк Мухаммед, получивший откровения от Аллаха и передавший их людям в своих проповедях, на основании которых составлена священная книга мусульман — Коран.
- Гурии
- Цвет и звук в Суфизме
- Дух Святой в суфизме
- Ид Аль-Адха (Курбан Байрам) и другие праздники в системе развития эгрегора Ислам
- Вера с правом не ссорилась
Буддизм
Буддизм — избранные публикации по теме Буддизм. Буддизм — мировая религия, основанная Буддой Шакьямуни в 5-6 веках до н.э. Существует несколько традиций Буддизма. В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о причинах страдания, о прекращении страдания, об истинных путях, ведущих к прекращению страдания и достижению Нирваны.
- Мачиг Лабдрон
- Осознание тела
- Медитации дыхания
- Практика созерцания
- Праджня парамита
Саентология
Саентология — избранные публикации по теме Саентология. Саентология — религиозно-философское учение, созданное американским писателем-фантастом Роном Хаббардом, целью которого декларируется улучшение человеческих способностей и повышение духовного осознания. Л. Р. Хаббард охарактеризовал саентологию как прикладную религиозную философию. Саентология включает в себя философию и технику духовного совершенствования и охватывает такие темы как мораль, этика, детоксикация, образование, управление.
- Цели Саентологии
- Как увеличить свое понимание
- Что такое саентология?
- Эмоции
- Ошо Раджниш — о Хаббарде и Дианетике
Жизнеописание
Спустя двадцать лет после того, как Исаак взял Ревекку в жёны, у Ревекки от Исаака (сына Авраама) родились два сына-близнеца. Старший сын был назван Исавом, а младший — Иаковом (Быт. ; ).
Получение первородства
История Иакова излагается в Книге Бытия (Быт. ; ). Она начинается с повествования о том, как Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причём народ, который произойдёт от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего. Характеры и занятия братьев разнились: Иаков был «человеком кротким, живущим в шатрах», а Исав — «человеком, искусным в звероловстве, человеком полей» (Быт. ). Будучи любимцем матери Ревекки, Иаков, выменяв Исаву красноватую снедь (чечевичную похлебку) за право первородства, хитростью добился от отца Исаака, благоволившего Исаву, благословения на первородство и сделался родоначальником еврейского народа. Вся дальнейшая жизнь Иакова, вынужденного расплачиваться за свой обман, рассказана в книге Бытие.
Бегство из Ханаана в Харран
Избегая мести брата Исава, высказавшего своё желание его убить, Иаков, по совету своей матери Ревекки, удалился в город Харран (Северная Месопотамия, Арам-Нахараим). По его словам, в тот момент он имел с собой лишь один дорожный посох, а голову для сна преклонял на камнях. Во время своего побега, в одну из ночей, он увидел во сне мистическое видение, известное сейчас как Лестница Иакова. Это видение очень напугало Иакова. Он посчитал, что находится в месте священного портала, используемого Богом. Поэтому утром он поставил камень, на котором преклонил голову, как памятник и освятил его елеем. И назвал он это место, ранее известное как Луз, Вефилем.
Луиджи Бузи. Встреча Иакова с Рахилью. 1855 г.
Придя в Харран, Иаков навёл справки о состоянии здоровья и благосостоянии семейства Лавана — брата свой матери. Познакомившись с родственниками, он предложил Лавану свои услуги в качестве пастуха с тем условием, что платой Лавана за семь лет работы Иакова станет заключение брака Иакова с Рахилью; на что Лаван дал своё согласие, но позже несколько обманул ожидания Иакова, выдав за него, под видом Рахили, старшую из своих дочерей — Лию (Быт. ). Общественные традиции не позволяли Лавану выдать младшую дочь замуж раньше старшей. Но Лаван успокоил Иакова, сказав, что по окончании свадебной недели он выдаст за него и обещанную ему Рахиль (Быт. ). При этом он добавил уже своё условие, что Иаков отработает за Рахиль последующие семь лет. Этот случай был не единственным, когда Лаван менял условия сделок (Быт. ); и, видимо, этим он настроил Иакова против себя, в результате чего Иаков и сам, в свою очередь, начал извлекать пользу для себя, но нанося вред Лавану, ухудшая поголовье его племенных овец. Отработав на Лавана семь лет за Рахиль, он ещё шесть лет работал на тестя за скот определённой масти. В процессе работы Иаков создал все условия для того, чтобы скот принадлежащей ему масти был сильным, здоровым и давал качественную шерсть; а скот, принадлежащий по договору Лавану, был хуже.
Иосиф в культуре
- «Легенда об Иосифе» — балет в постановке М. М. Фокина () на музыку Р. Штрауса (Josephslegende, op. 63, 1912), написанный по заказу С. П. Дягилева для его труппы Русский балет Дягилева. Многие балетмейстеры осуществляли собственные постановки на эту музыку Штрауса.
- «Иосиф и его удивительный, разноцветный плащ снов» — мюзикл (1968).
Литература
- История Иосифа пересказана в романе Томаса Манна «Иосиф и его братья».
- Юсуф и Зулейха — исламская поэма.
- Кисса-и Йусуф — поэма булгарского поэта Кул-Гали.
- Jāzeps un viņa brāļi («Иосиф и его братья») — пьеса латышского поэта и драматурга Райниса.
Кинематограф
- 1995 — телевизионный фильм «Иосиф».
- 1995 — телевизионный фильм «Раб снов».
- 2000 — мультфильм «Царь сновидений».
- 2008 — телесериал «Пророк Юсуф» (Иран).
- 2014 — мини-сериал «Красный шатёр».
- 2014 — мини-сериал «Иосиф из Египта» (Бразилия).
Красота и испытание
Живя в доме царедворца фараонова, вырос и возмужал Иосиф. Прекрасный лицом и станом, приглянулся он жене Потифара. Она каждый день приходила смотреть на него и даже попыталась соблазнить. Но честный и благородный юноша отверг её и убежал, оставив в её руках свою верхнюю одежду.
Богатая и знатная женщина, перед красотой которой не могли устоять многие мужчины, была оскорблена тем, что какой-то раб отказался от неё. Тогда она коварно всех обманула, сказав, что слуга домогался её. Горько и обидно стало Потифару, что он доверился Иосифу, а тот поступил так мерзко. Воспылавши гневом, царедворец отправил Иосифа в тюрьму.
Женщины
По всему городу среди женщин пошли разговоры о жене Аль
Азиза и ее интрижке со слугой. Слухи расползались, и женщины пытались понять,
как она могла пожелать слугу и поставить под угрозу собственную репутацию.
Супруга Аль Азиза решила их проучить и доказать, насколько красивым и желанным
был Иосиф. Она велела накрыть шикарный стол, пригласила женщин на обед и
поставила ножи у всех тарелок. В комнате царило напряжение, женщины тихо
переглядывались в надежде увидеть этого слугу, при этом считая себя, конечно
же, достойнее жены Азиза. В момент, когда женщины взялись есть, в комнату вошел
Иосиф. Они подняли глаза, увидели красоту Иосифа и забыли, что держали острое в
руках. Женщины были настолько поражены внешностью Иосифа, что невольно поранили
себе руки. Они описывали его как превосходного ангела. Жена Аль Азиза надменно
сказала своим гостьям:
«Перед вами тот, из-за которого вы меня порицали. Я
действительно пыталась его соблазнить, но он отказался. Но если он не выполнит
мой приказ, то будет заточен в темницу и окажется в числе презренных» (Коран 12:32).
Что же произойдет с Иосифом? Опять же с полным смирением
он обратился к Богу и сказал, что тюрьма будет предпочтительней потаканию
женским прихотям. Таким образом, Бог ответил на его молитвы.
Примечания
Сахих Муслим.
Сахих аль-Бухари.
Слезы – не доказательство Истины
Братья вернулись к отцу в слезах. К этому времени уже
было темно, и Иаков сидел в своем доме, с тревогой ожидая возвращения Иосифа.
Услыхав неистовый плач десятерых мужчин, его глубочайшие опасения подтвердились.
Ночная тьма была лишь отражением тьмы их сердец. Ложь легко слетала с их уст, а
сердце Иакова все больше сжималось от страха.
«Они сказали: «О отец наш! Мы соревновались, а Йусуфа (Иосифа)
оставили стеречь наши вещи, и волк съел его. Ты все равно не поверишь нам, хотя
мы говорим правду». Они показали лживую кровь на его рубашке, и он сказал: «О
нет! Это ваши души ввели вас в соблазн, и лучше проявить терпение. Только
Аллаха следует просить о помощи против того, что вы рассказали» (Коран 12:17-18).
В одной истории, пересказанной праведными передатчиками,
которые жили после Пророка Мухаммада, есть небольшая история о мусульманском
судье, который решал случай одной старухи. Детали этого разбирательства не
важны, однако известно, что старушка плакала и плакала, и ее плач не
прекращался. Исходя из представленных доказательств, судья вынес решение против
нее. Друг судьи поинтересовался: «Она так плакала, и она так стара, почему же
ты не поверил ей?» Судья ответил: «Разве ты не знаешь из Корана, что слезы не
являются свидетельством истины, братья Иосифа также пришли к своему отцу
рыдая». Они плакали, но они совершили преступление.
Иаков и Иосиф были одними из самых благородных мужчин.
Пророк Мухаммад описал Иосифа как наиболее достойного и щедрого человека. На
вопрос, кто является самым богобоязненным человеком, он ответил: «Самым
почтенным человеком является Иосиф, Божий Пророк, сын Божьего Пророка, сын
любимого раба Божия (Авраама)».
Когда Иосиф находился в колодце, охваченный ужасом, но уповающий на Господа,
несмотря на многие мили, разделяющие отца и сына, Иаков чувствовал в своем
сердце боль и страх сына. Он знал, что его старшие сыновья лгут. Но, как и
подобает Пророку Божьему, со слезами, стекающими по его лицу, Иаков произнес:
«О нет! Это ваши души ввели вас в соблазн, и лучше проявить
терпение. Только Аллаха следует просить о помощи против того, что вы
рассказали» (Коран 12:18)
Это была для Иакова дилемма – что ему было делать? Он
знал, что его сыновья лгали, но каковы были варианты? Убить своих сыновей?
Благодаря полному подчинению Богу, Иаков знал, что все дела творил Господь. У
него не было выбора, кроме как довериться Богу и обратиться к Нему с надеждой и
терпением.
Сидя в темном колодце Иосиф молился. Отец и сын
обратились к Богу в глубокой темноте ночи. Страх, смешанный с надеждой,
наполнил их сердца, а затем ночь сменилась новым днем. Для Иакова этот день
был началом многих лет веры и терпения. Для Иосифа солнечные лучи рассвета
осветили края колодца. Если бы он мог тогда взглянуть на горизонт, он бы увидел
приближающийся караван. Через несколько минут мужчина опустил ведро вглубь
колодца, ожидая найти чистую прохладную воду.
Примечания
Христианство. Иосиф Библия
Казалось, что предстояло наконец успокоиться Иакову по возвращении на родину, где он мог жить независимо и свободно среди многочисленной своей семьи. Но не был счастлив детьми своими Иаков. Сыновья его, которые сделались впоследствии родоначальниками двенадцати колен израильского народа, управляемого Самим Богом, доставляли ему много огорчений. Между ними не огорчал его только сын Рахили Иосиф, и потому Иаков любил и отличал его преимущественно перед прочими детьми своими.
Это возбуждало зависть в братьях Иосифа и служило поводом к раздору в семье. Окончательно раздражены были братья Иосифа, когда он рассказал им удивительные сны, виденные им, по истолкованию которых можно было судить о будущем его главенстве над ними.
Вот первый сон, который Иосиф рассказал братьям своим: «Вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами?»
Когда же Иосиф рассказал им и отцу своему и второй сон свой: «…вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне», то даже «побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?»
(Быт. 37, 7—10)
Братья Иосифа окончательно возненавидели его и готовы были погубить. Случай к этому скоро представился.
«Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем. И сказал Израиль Иосифу: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хевронской; и он пришел в Сихем.
И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь? Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут? И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане.
И увидели они его издали, и как бы прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов. И услышал сие Рувим и избавил его от рук их, сказав: не убьем его, не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. Сие говорил он с тем намерением, чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его.
Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем (которая также возбуждала их зависть и раздражение, как подарок отца их меньшему брату), и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было.
И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет.
И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет.
Рувим же пришел опять ко рву; и вот, нет Иосифа во рве. И разодрал он одежды свои, и возвратился к братьям своим, и сказал: отрока нет, а я, куда я денусь? И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью; и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет.
Он узнал ее и сказал: это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф. И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни. И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалию сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его.
Детство Иосифа
Иосиф рос молодым, красивым и счастливым мальчиком,
любимым сыном своего отца. Однажды утром он проснулся взволнованным от
необычного сновидения и побежал прямо к отцу, радостно пересказывая увиденное
во сне. Иаков внимательно выслушал любимого сына, его лицо светилось от
счастья, он понимал, что этот сон был пророческим. Иосиф сказал:
«О мой отец! Я видел одиннадцать звезд, солнце и луну. Я
видел, как они поклонились мне» (Коран 12:4).
Иосиф был одним из 12-ти братьев пророка Иакова,
правнуком пророка Авраама. Это пророчество говорит о сохранении послания
Авраама поклоняться Единому Истинному Живому Богу. Внук пророка Авраама Иаков
расшифровал сон и понял, что Иосиф будет избран, чтобы нести «Свет в доме
Божием». Но
радость на лице Иакова вдруг исчезла и сменилась грустью. Он наставлял сына не
рассказывать о своем видении братьям. Иаков предупредил:
«О сын мой! Не рассказывай этот сон своим братьям, а не то они
замыслят против тебя дурное. Воистину, сатана – явный враг человеку. Твой
Господь изберет тебя, научит тебя толковать сны и одарит совершенной милостью
тебя и род Йакуба (Иакова), подобно тому, как еще раньше Он одарил совершенной
милостью твоих отцов Ибрахима (Авраама) и Исхака (Исаака). Воистину, твой
Господь – Знающий, Мудрый» (Коран 12:5-6)
Иаков знал, как его сыновья (братья Иосифа) отреагируют
на сон, что они не смогут принять пророчества и покориться своему младшему
брату. Иаков тогда сильно испугался за юного Иосифа. Старшие десять братьев
Иосифа и так ревновали и завидовали ему. Они знали о нежной привязанности отца
к младшему брату. Иаков был пророком, человеком, который полностью посвятил
себя Единому Истинному Богу. Он справедливо управлял своей семьей и общиной,
относился ко всем с уважением и любовью, но его сердце тонуло в нежной
привязанности к младшему сыну Иосифу. У Иосифа тоже был младший брат, по имени
Вениамин, к счастью он был слишком мал, чтобы участвовать в хитросплетениях и
лживых кознях.
В то время как пророки и праведники стремятся
распространить послание о подчинении и служении Всевышнему, сатана выжидает, а
затем побуждает и подстрекает людей к злодеяниям. Он любит хитрость и ложь, и
теперь сеет семена раздора между Иаковом и его старшими сыновьями. Ревность,
которую они испытывали к младшему брату Иосифу, ослепила их сердца, сбила с
пути и перевернула понятия Добра и Зла
Теперь то, что на самом деле было
незначительным, казалось братьям великим, а то, что было действительно важно,
стало ничем. Иосиф внял предупреждению отца и не рассказывал братьям о своем
сне, но, несмотря на это, они уже были слишком одержимы и поражены ревностью.
Даже не зная о сне Иосифа, они вынашивали план его убийства
Иосиф и Вениамин были сыновьями Иакова и его второй
жены. Старшие сыновья считали себя уже взрослыми. Они были старше, сильнее,
видели в себе и другие хорошие качества. Ослепленные ревностью, они
воспринимали Иосифа и Вениамина маленькими и малозначимыми в семье. Они не
могли понять, почему их отец души не чает в их младших братьях. Старшие сыновья
допускали превратные домыслы по отношению к отцу, которые, на самом деле, были
далеки от реальности. Сатана делал так, что их мысли казались им справедливыми,
хотя их заблуждение было очевидным, и когда они говорили об убийстве Иосифа, то
сразу же каялись Господу в своем презренном деянии.
«Вот они сказали: «Отец любит Йусуфа (Иосифа) и его брата
больше, чем нас, хотя нас – целая группа. Воистину, наш отец пребывает в
очевидном заблуждении. Убейте Йусуфа (Иосифа) или бросьте его в другой земле.
Тогда лицо вашего отца целиком будет обращено к вам, а после этого вы будете
праведными людьми» (Коран 12:8-9).
Позже один из братьев почувствует, что это неправильно и
предложит вместо убийства Иосифа бросить его в колодец. Когда путники найдут
Иосифа в колодце, братья продадут его в рабство, что в принципе также будет его
смертью для семьи. В своей слепоте они верили, что отделив Иосифа от отца, тот
забудет о сыне. Братья продолжали строить свой коварный план. Сатана играл с
ними, вкладывая мысли в их умы и нашептывая заблуждения в их уши. Братья
закончили обсуждение и довольные собой полагали, что они разработали отличный
хитроумный план. Они пришли к Иакову с просьбой отпустить Иосифа с ними в
пустыню под предлогом, что он будет там играть и размышлять о своем. Страх
сковал сердце Иакова.
Примечания
Ибн Касир. «Истории
о пророках».