Храм святого иоанна предтечи в керчи

Православная Жизнь

Храм Святого Иоанна Предтечи — православный храм в центре Керчи, старейший на территории Крыма. Памятник византийского зодчества.

Строение классифицируется как крестово-купольный храм, возведённый в традициях восточно-христианской архитектурной школы. Наиболее похожие по построению церкви существовали в азиатских областях Византийской империи, в Константинополе и на Кипре.

Древнейшая часть храма сложена из рядов белого камня и плоского кирпича. Полосатая бело-розовая кладка характерна для византийских зодчих — так строители укрепляли здания на случай сейсмической встряски.

Предположительное время постройки храма — между VIII и IX веками, но споры об этом продолжаются, и большинство специалистов склонны считать, что храм был возведён к IX или даже XI веке.

Подтверждением древности храма служат найденные в его кладке амфоры периода VIII века, использованные в качестве голосников, а также надпись на одной из колонн, которая поддерживает свод храма. Надпись гласит: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260» (что соответствует 752 году от Рождества Христова).

Существует предание, что постройка церкви начата с благословения Андрея Первозванного.

Следующее упоминание о церкви можно найти в надписи Тмутараканского камня, находящегося в Эрмитаже. «В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен». Ряд исследователей предположили, что на камне высечена не столько ширина Керченского пролива, сколько расстояние между храмом Иоанна Предтечи в Керчи и церковью Богоматери на Таманском полуострове, ныне не сохранившейся.

Во время господства на Чёрном и Азовском морях генуэзцев храм пользовался большой известностью. Возможно, именно поэтому Керченский пролив называли проливом Святого Иоанна, а сам город именовали портом Святого Иоанна, хотя его официальное название в тот период — Черкио или Воспоро. Во время существования Крымского ханства храм был переоборудован в мечеть.

К моменту присоединения Крыма к России церковь находилась в запущенном состоянии. Фундамент её сильно осел, так что для входа в храм соорудили лестницу в восемь ступеней. Трёхнефный притвор в псевдовизантийском стиле пристроили к храму в 1834 году с западной стороны. В 1845 году комплекс пополнился ещё и двухъярусной колокольней и северным притвором, построенными по проекту архитектора Александра Дигби. В эти же годы строители, занимающиеся реконструкцией, обнаружили под куполом фрески изображение двух святых. По мнению Игоря Грабаря, фрески могли быть написаны учениками Феофана Грека.

В 30-х гг. XX века храм был закрыт. Официальная причина — отсутствие прихода. Лишь в конце 1950-х гг. о церкви вновь заговорили как о памятнике византийской архитектуры. В 1963 году ей был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. Однако это не помешало открыть возле храма рыбный рынок.

В период с 1974 по 1978 годы храм реставрировали. Чтобы поддержать и окончательно не разрушить остатки купола, строители установили металлический поддерживающий каркас. Для восстановления кладки использовались идентичные оригиналу камни и кирпичи. Художники восстановили часть росписей храма и древней штукатурки. Вокруг южного и восточного фасадов древнего храма понизили поверхность земли до первоначального уровня. Установили православный крест, хотя на это реставраторам разрешение не давали. По окончании реставрации в церкви открыли лапидарную коллекцию керченского исторического музея.

Богослужения в храме начались вновь в 1990-х гг., после того, как церковь передали керченской православной общине.

Существует версия, что храм построен на месте ещё более древнего культового сооружения. Так, некоторые учёные полагают, что капители церкви относятся к раннему типу византийских и коринфских капителей, а их возраст берет начало в конце V — начале VI вв., поэтому есть предположение, что колонны и капители храма изготовлены задолго до строительства церкви и взяты из древней базилики, находившейся, возможно, на том же самом месте. Доказательством тому служат следы гари, найденные в районе храма, относящиеся к IX в., когда хазары были изгнаны с Боспора, — исследователи выдвинули точку зрения, что базилика просто сгорела, а на её месте и был построен храм Иоанна Предтечи.

Сегодня церковь состоит из древней части и постройки XIX века. Во дворике церкви сохранилась каменная плита с углублением, которое напоминает след человеческой стопы. По местным сказаниям, этот след принадлежит Иоанну Предтече или Андрею Первозванному.

По материалам azbyka.ru

Город

Город Керчи
​Керчь — это один из самых древних городов не только Крыма, но и всего мира. Месторасположение города: на востоке Крымского полуострова на берегу Керченского пролива. Керчь является одним из самых больших городов Крыма, а точнее занимает третье место после Севастополя .
На сегодняшний день Керчь является не только крупным экономическим центром и портом, но и городом,…

Коктебель Крым
​Коктебель — это курортный поселок городского типа, который находится на берегу Коктебельского залива в восточной части Крымского полуострова. Ближайший населенные пункты: город Феодосия и поселок городского типа Орджоникидзе.
Географические координаты поселка городского типа Коктебель: N 44.9631 E 35.2499
Местоположение Коктебеля интересно тем, что он…

Крым Феодосия
Феодосия — ранние названия Кефе, Каффа и Ардабда, и это только самые распространенные. Город берет свое начало в 6-м веке до нашей эры, основан греками. Более ранние периоды просто не изучены, но одно из предположений, что греческий город был основан на более древних останках людей, но фактических доказательств пока нет.
Город Феодосия расположился на юго-востоке…

Храмы Керчи за городской чертой

Северо-восточнее Керчи, на самом краю Керченского полуострова есть поселок Подмаячное. Местная церковь, самая восточная из храмов Керчи, носит имя Иконы Казанской Божьей матери. Община получила здание бывшего магазина под организацию церковного прихода в 2000 году. Была пристроена звонница, трапезная, просфорня и поставлен купол на крышу. Сейчас эту церковь можно увидеть на улице Рудя, неподалёку от берега Керченского пролива.

В селе Войково, которое вплотную примыкает к Керчи с запада, расположен знаменитый Катерлезский монастырь Святого Георгия. Ранее это село называлось Катерлез, отсюда  и название. Основана обитель на месте легендарного появления святого Георгия перед пастухом на горе, которая после этого события была названа в честь великомученика

Обросшая легендами, она привлекла внимание высшего духовенства Таврической губернии, и в 1848 году архиепископ Таврический и Херсонский Иннокентий предложил возвести здесь каменную церковь. 

Крымская война помешала скорейшему строительству храма, но проект не был забыт и в 1857 году воплотился в жизнь. В то же время архиепископ Иннокентий ратовал перед Синодом об открытии при храме монашеской мужской обители. Уже после смерти Иннокентия разрешение было получено и монастырь начал своё существование. В 1889 году построили новый зимний храм. К тому времени на территории обители уже стояли три келейных, трапезная, гостиница для паломников, хозяйские постройки и мастерские. 

В 1900 году Катерлезский монастырь стал женским. Одной из версий такого оборота является нарушение мужчинами-монахами благочинности и устава обители. Так монастырь дожил до грозной революции. Из всех храмов Керчи и святых мест этого города больше всего от новой власти пострадал Катерлезский монастырь. Препирательства с руководством монастыря было недолгим. В 1924 году обитель и храм закрываются. Часть монахинь ушла в Косьмо-Дамиановский монастырь. Мало того, власти решили разрушить все постройки, служившие религиозному культу – они были варварски взорваны. Уже в наше время делаются попытки восстановить монастырь. Храму были переданы два недостроенных здания. Неподалёку подвизались монахини, для которых были благоустроены кельи, хотя до полного восстановления ещё далеко. Медленно, но и эта крымская святыня возрождается.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы – один из храмов Керчи, расположенный за пределами города. В момент его освящения в 1853 году село называлось Петровским, и новая церковь служила духовным надобностям всей округи. Ныне населённый пункт называется Ленинское. Он сильно пострадал и от атеистов советской эпохи и во время тяжелой Второй мировой войны, хотя именно война дала возможность оставшимся верующим посещать полуразрушенный храм без куполов. В 1961 году храм снова разрушили, и снова его отстроили прихожане. Окончательно власти его уничтожили в семидесятых годах, на его месте построили Дом культуры. В наше время храм Рождества Пресвятой Богородицы в Ленинском был восстановлен, ему придана колокольня, теперь он снова служит местной пастве.

Храм иконы Божьей Матери Скоропослушницы, в селе Мысовое, которое находится между мысом Казантип и селом Щелкино, был построен на месте старого, каменного, однопрестольного храма, возведённого ещё до революции (1898 год). В 1937 году церковь была разрушена до основания, и только в 2010 году восстановлена на прежнем месте. Есть в этом приходе и своя икона Божьей Матери Скоропослушницы, переданная в дар из Белоруссии. Чтобы добраться до маленького посёлка, лучше держать за ориентир более крупное село Щелкино.

В селе Глазовка (бывшее Баксы), к которому медленно подбирается черта города, находится храм Святителя Николая Чудотворца. Открыт храм в 1994 году в здании местной библиотеки. Это село находится в полутора километрах западнее от упомянутого выше поселка Подмаячное.

Внешний вид храма

Главная часть архитектурного сооружения — трехапсидный, четырехстолпный, храм, с полусферическим куполом, построенный в восточно-христианском стиле. Имеет очень характерный для византийских архитектуры тип кладки внешних стен — чередование белых известняковых блоков с тонкими красными кирпичами из глины.

В XIX веке, как уже было сказано, храм был дополнен другими постройками. Хотя, архитекторы старались стилизовать их под византийский стиль, они заметно отличаются от основной, древнейшей части храма.

Престольные праздники:

  • 7 июля — рождество св. Иоанна Предтечи;
  • 11 сентября — усекновение главы св. Иоанна;
  • 20 января — собор св. Иоанна Крестителя;
  • 9 марта — первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи;
  • 7 июня — третье обретение его честной главы.

Общественная стройка

Все началось с того, что в поселке Старый Карантин (ныне городской район Аршинцево) в Керчи в начале ХХ века не было своей церкви. По тем временам это была проблема для населенного пункта. И в 1903 году жители обратились к богатому и известному жителю города – А.В. Новикову – с просьбой о помощи.

Новиков был в то время в Керчи человеком известным. Он руководил отделением общественного банка, неоднократно избирался в городскую думу и даже являлся городским головой, занимал пост мирового судьи. Он имел чин статского советника (это высокий уровень в чиновничьей иерархии Российской империи) и был человеком со средствами. В числе прочего он владел участком земли в подходящем месте, часть этого участка он и преподнес городской казне для строительства церкви.

Городской архитектор А.И. Карапетов разработал проект новой церкви, градоначальник дал разрешение на строительство. Смета была определена в 11 тыс. рублей – часть из них выделила городская казна, остальное было получено от состоятельных горожан. Некоторые простые верующие вносили свой «вклад» работой.

Строительство шло в 1905-1907 годах. Считается, что освящение было проведено 15 февраля 1907 года (точных документальных свидетельств нет, историкам приходится ориентироваться на косвенные данные). Церковь могла вместить до 450 человек, имела 3 входа, 5 куполов, колокольню. В ее деятельности были заинтересованы влиятельные горожане.

После 1917 года ситуация изменилась. Но церковь работала до 1930 года. Только тогда ее закрыли, а здание (устранив специфические церковные «атрибуты») стали использовать в качестве клуба рыбаков. Но и клубу не повезло – после оккупации Керчи гитлеровцы устроили в нем конюшню.

Во время оккупации произошло и восстановление церкви. Захватчики утратили интерес к зданию, а верующие навели в нем относительный порядок и вторично освятили. Церковь продолжила работу и после освобождения Керчи от фашистов. В 2007 году ее основательно отремонтировали – обновили роспись, починили купола.

Два названия

Но вот что занимательно – любой любопытный, интересующийся историей Керчи, может прочитать о том, что в 1907 году храм Старого Карантина освящался вовсе не в честь Успений Богоматери. Именовался он до закрытия Церковью Вознесения Господня.

Как получилось, что второй раз церковь освятили под другим названием? Достоверной информации по этому поводу не имеется. Однако есть предположения, что именно тогда местная община заполучила икону необычного формата, именуемую «Троеручица». Это особый вид икон, весьма почитаемый в православии, и посвящен он именно богоматери. Возможно, что из-за появления в храме такой святыни его и решили вторично освящать под другим названием.

Про керченскую «Троеручицу» рассказывают немало разных «чудодейственных» историй. Фактом является то, что она почитаема у верующих.

В царской России

В XIX веке в храме проводились большие строительные работы. Постепенно церковь дополнили западным пределом, трехнефным притвором, северным притвором и колокольнями. До своего закрытия в послереволюционные годы, этот храм служил центром духовной жизни для местного греческого населения. Сюда стекалось множество паломников.

Интересно! К числу самых почитаемых в то время храмовых святынь относится один необычный камень с углублением, напоминающим след человеческой ноги. Люди верили, что этот след оставил святой, по одной версии, апостол Андрей Первозванный, по другой — пророк Господень Иоанн.

Этот камень снискал необыкновенное почитание в народе. Среди многочисленных паломников была традиция — наливать в «след от ноги» святую воду и пить ее. Камень этот сохранился до наших дней. Сейчас его можно найти во дворе храма.

До революции при церкви существовали две начальные школы для детей из грекоязычных и русскоязычных семей. В этом храме принял крещение один из самых известных святых XX века — архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Тогда он был еще младенцем.

Читайте о крымском святителе:

  • Икона Луки Войно-Ясенецкого
  • Молитва Луке Крымскому перед операцией
  • Акафист святителю Луке

Где находится храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи

Прямо у горы Митридат в самом центре Керчи Находит старинная церковь Иоанна Предтечи. Это настоящая жемчужина архитектуры и образец зодчества, постройка представляет образец византийской архитектуры. Стоит отметить, что данный памятник архитектуры является самым древним христианским храмом не Только в России или на крымском полуострове, но и в Европе. Он заметно выделяется от других старинных церквей своим нарядным живописным обликом.

Найти на карте

Что касается внешнего вида постройки, то это трехапсидный храм, имеющий один плоский купол, который опирается на крестообразные своды. Их поддерживают четыре крепкие столба. Всю эту конструкцию укрепляют колонны, которые венчаются византийско-коринфскими капителями.

Если обратить внимание на кладку стен храма, то сразу бросается в глаза использование технологии чередования красного и белого кирпича. Подобная техника встречается только в византийской архитектуре

На современном языке такое решение называют «слоеный пирог», однако это добавляет кладке красоту, эффектность, неординарность. Плюс ко всему такое решение возведения храма обеспечивает ему максимальную прочность и сейсмическую выносливость. Поэтому не удивительно, что старинная постройка смогла сохраниться до нашего времени.

Историческая справка

Споры о начале строительства храма ведутся постоянно. Церковные источники уверяют, что строительные работы благословил сам Андрей Первозванный, живший в I столетии. Коринфские капители относятся к пятому или шестому веку. Также на одной из колонн есть надпись, датируемая 752 годом. При Византии церковь была одной из самых посещаемых на полуострове.

Постоянные набеги хазар привели к разрушению храмового баптистерия в VII веке. Свой вклад в разрушение святыни внес и большой пожар, случившийся в девятом столетии. Масштабная реконструкция комплекса началась уже при Тьмутараканском княжестве. Храм святого Иоанна Предтечи был частично разобран и возведен заново. В итоге сохранились следующие конструкционные элементы:

  • фундамент и общая планировка;
  • коринфские капители;
  • мраморные колонны;
  • северная стена с византийской кладкой.

В эпоху владычества крымских ханов, церковь была превращена в мечеть. В 1774 году полуостров стал частью Российской империи. К зданию была пристроена лестница, а в 1834 г. появился неовизантийский трёхнефный притвор. Колокольня появилась в 1845-м — её сделали по проекту Александра Дигби.

Реставрационные работы

На протяжении большей части 20-го века церковь Иоанна Предтечи находилась в упадочном состоянии. Ситуация радикально изменилась в 60-е, когда керченскую достопримечательность признали архитектурным памятником. В 1974-1978 гг. начались масштабные реставрационные работы. Вот что изменилось:

  • установлен поддерживающий каркас из металла;
  • кладку восстановили (кирпичи идентичны оригинальным);
  • штукатурка и храмовая роспись отреставрированы профессиональными художниками;
  • снижена поверхность у восточного и южного фасадов.

Реставраторы проявили и определенные вольности. Так, был установлен православный крест — это сделали без надлежащего правительственного разрешения. Кроме того, храм святого Иоанна Предтечи обзавелся собственной лапидарной коллекцией. Начиная с 1990-х, в керченской церкви идут постоянные богослужения.

5 интересных фактов о храме

Ежегодно тысячи туристов едут в Керчь, чтобы посетить церковь Иоанна Предтечи. Чем эта достопримечательность привлекает путешественников? Назовём пять причин для посещения храма:

Это древнейшее культовое сооружение Керчи. Храму без малого полторы тысячи лет, так что, переступив порог святыни, вы погружаетесь в атмосферу седой старины

Церковь действующая, что важно для верующих людей.

Акустические хитрости. В стены сооружения вмурованы пустотелые амфоры

В старину этот хитрый прием позволял усилить акустику и донести слова проповедей до каждого прихожанина. Так что, если у вас есть есть желание насладиться работой церковного хора, обязательно загляните внутрь.

Лапидарная экспозиция. За этими непонятными словами скрывается коллекция древних валунов, на которых высечены исторические надписи.

Фрески. Большинство фресок были варварски уничтожены в период Крымского ханства. Но при очередной реконструкции ученые нашли изображения двух святых. Авторство работ приписывается ученикам Феофана Грека, легендарного византийского иконописца.

Уникальный вид. Церковь сохраняет на себе печать древности. К возведению и реконструкциям храма приложили руку известные зодчие. Здесь трудились византийские, русские и генуэзские мастера.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Керчь)

Храм Рождества Пресвятой Богородицы ведет свою историю с 2000 г., когда Церкви было передано гражданское здание по ул. Льва Толстого, 161, в котором в разные годы размещались детские учреждения: Дом пионеров, детский сад. По рассказам старожилов там, где сейчас находится храм, в 1938 году представителем Греческой Церкви было освящено место под храм.

С сентября 2000 года начались регулярные утренние молебны и вечерни.

24 октября 2000 г. была зарегистрирована религиозная община “Рождество Пресвятой Богородицы”. Храм имеет два придела: храм на втором этаже в честь Рождества Пресвятой Богородицы, храм первого этажа в честь святой блаженной Ксении Петербургской.

В марте 2001 г. В нижнем храме была отслужена первая Божественная Литургия. Начались регулярные службы.

В феврале 2003 г. началось развернутое строительство и переоборудование. Были возведены колокольня, барабан, главный купол и луковица. В том же году был освящен и установлен крест. Затем был сооружен купол колокольни.

В 2004 г. появились первые 5 небольших колоколов, на Пасху 2005 г. был поднят благовест.

На престольный праздник 21 сентября 2008 года в верхнем храме была первый раз отслужена Божественная литургия.

Адрес:

Россия, Республика Крым, г. Керчь, ул. Л. Толстого, д. 161

Храмы Керчи разных конфессий

Католический костел Успения Божьей матери – один из старейших храмов Керчи. Его возведение пришлось на тридцатые годы девятнадцатого века. В 1840 году он был открыт для вложившей в строительство собственные средства итальянской общины города. Как и многие другие храмы страны, после революции не работал по прямому назначению. В девяностых годах прошлого столетия храм, представлявший собой ветхое, серое здание, передан католической общине, которая провела реставрационные работы. Костёл реставрирован и вновь принимает прихожан. Расположен костёл Успения Божьей Матери в центре города на улице Театральной напротив Театра А.С. Пушкина.

Небольшая армянская церковь Святых Архангелов была открыта в 1857 году. После революции здесь помещался кинотеатр «Пионер». В начале девяностых годов прошлого века здание передано первоначальному владельцу – армянской общине Керчи. Церковь Святых Архангелов находится на пересечении улиц Театральная и Володи Дубинина совсем недалеко от католического костёла.

Мечеть Джума Джами – единственный храм Керчи, принадлежащий мусульманской общине. Построенная ещё в девятнадцатом веке, мечеть была сильно повреждена во Вторую мировую войну, а после её окончания татарское население было депортировано в Казахстан. Мечеть осталась без прихожан и была отдана под кинотеатр. В настоящее время ведётся частичная реставрация Джума Джами, но до окончания её далеко. В 2015 году на здание был поставлен купол. Найти эту мечеть можно на пересечении улиц Пушкина и Гоголя.

И старые, и новые храмы Керчи определяют сегодня архитектурный лик города. Старые церкви не забываются и реконструируются, новые периодически возникают на радость религиозным общинам. Духовная жизнь Керчи налаживается.

olegman37

История

Строение классифицируется как крестово-купольный храм, возведённый в традициях восточно-христианской архитектурной школы. Наиболее похожие по построению церкви существовали в азиатских областях Византийской империи, в Константинополе и на Кипре.

Древнейшая часть храма сложена из рядов белого камня и плоского кирпича. Полосатая бело-розовая кладка характерна для византийских зодчих — так строители укрепляли здания на случай сейсмической встряски.

Предположительное время постройки храма — между VIII и IX веками, но споры об этом продолжаются, и большинство специалистов склонны считать, что храм был возведён к IX или даже XI веке.

Подтверждением древности храма служат найденные в его кладке амфоры периода VIII века, использованные в качестве голосников, а также надпись на одной из колонн, которая поддерживает свод храма. Надпись гласит: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260» (что соответствует 752 году от Рождества Христова).

Существует предание, что постройка церкви начата с благословения Андрея Первозванного.

Следующее упоминание о церкви можно найти в надписи Тмутараканского камня, находящегося в Эрмитаже. «В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен». Ряд исследователей предположили, что на камне высечена не столько ширина Керченского пролива, сколько расстояние между храмом Иоанна Предтечи в Керчи и церковью Богоматери на Таманском полуострове, ныне не сохранившейся.

Во время господства на Чёрном и Азовском морях генуэзцев храм пользовался большой известностью. Возможно, именно поэтому Керченский пролив называли проливом Святого Иоанна, а сам город именовали портом Святого Иоанна, хотя его официальное название в тот период — Черкио или Воспоро. Во время существования Крымского ханства храм был переоборудован в мечеть.

К моменту присоединения Крыма к России церковь находилась в запущенном состоянии. Фундамент её сильно осел, так что для входа в храм соорудили лестницу в восемь ступеней. Трёхнефный притвор в псевдовизантийском стиле пристроили к храму в 1834 году с западной стороны. В 1845 году комплекс пополнился ещё и двухъярусной колокольней и северным притвором, построенными по проекту архитектора Александра Дигби. В эти же годы строители, занимающиеся реконструкцией, обнаружили под куполом фрески изображение двух святых. По мнению Игоря Грабаря, фрески могли быть написаны учениками Феофана Грека.

В 30-х гг. XX века храм был закрыт. Официальная причина — отсутствие прихода. Лишь в конце 1950-х гг. о церкви вновь заговорили как о памятнике византийской архитектуры. В 1963 году ей был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. Однако это не помешало открыть возле храма рыбный рынок.

В период с 1974 по 1978 годы храм реставрировали. Чтобы поддержать и окончательно не разрушить остатки купола, строители установили металлический поддерживающий каркас. Для восстановления кладки использовались идентичные оригиналу камни и кирпичи. Художники восстановили часть росписей храма и древней штукатурки. Вокруг южного и восточного фасадов древнего храма понизили поверхность земли до первоначального уровня. Установили православный крест, хотя на это реставраторам разрешение не давали. По окончании реставрации в церкви открыли лапидарную коллекцию керченского исторического музея.

Богослужения в храме начались вновь в 1990-х гг., после того, как церковь передали керченской православной общине.

Создание храма

Согласно легенде, первая церковь в этом месте Керчи была сооружена, вероятно, еще в 1 столетии н.э.

по непосредственному благословению самогоАндрея Первозванного. От того первого строения сохраниласьплита со следом человеческой ноги. По преданию, этот след принадлежит апостолу Андрею. Хотя другая легенда приписывает следИоанну Предтечи . Так это или иначе, но увидеть это мифическое очертание человеческой ноги туристы могут и сегодня, достаточно заглянуть в церковный дворик.

Внутри храма Иоанна Предтечи

После самой первой церкви, возможно, сооружались другие, которые были иных размеров и форм. А вот указать точную дату сооружения ныне существующего Храма довольно проблематично. На основании многолетних и многоплановых исследований ученые установили следующее.

Строили храм, несомненно, константинопольские зодчие

, ибо ее крестово-купольная форма указывает на влияние именно этой архитектурной школы 5-8 веков. Византийско-коринфский тип колонных капителей и вид мрамора, из которого они сооружены, указывает на их датировку не позднее 8 века.

Византийско-коринфские капители колонн в храме

Раскопки 80-х гг. 20 века

позволили сделать выводы, что объемный крестово-купольный храм типа базилики, а так же находившееся при нем здание баптистерия сооружены все-такив 6 веке . По всей вероятности, этот храм тогда называлсяХрамом Святых Апостолов , ибо письменные источники указывают на наличие в нем мощей Св.Апостола Симона, принявшего мученическую смерть неподалеку.

Археологические данные подтвердили, что крепость Боспор

возводилась императором Юстинианом Первым вместе с сооружением храма, и даже планировка улиц шла уже с учетом его наличия. Баптистерий был уничтожен хазарами уже в 7 веке. А в 9 столетии храм сильно пострадал от пожара.

Реконструкции храма Иоанна Предтечи в XIX и XX веках

Новая русская администрация Крыма не признавала принципы турецкой застройки городов, поэтому они активно перестраивались в соответствии со вкусами по европейски образованных российских архитекторов. Керчью занялся одессит Франсуа Шаль, по проекту которого старая турецкая церковь была разобрана. Интересно, что  эта крепость была построена так, что храм Иоанна Предтечи оказался на земляном валу, что сильно затрудняло попадание в него. 

На месте мусульманской твердыни была разбита площадь между горой Митридат и морем, центральной частью и украшением которой стал храм Иоанна Предтечи. Параллельно ведутся работы по перестройке здания церкви. В 1834 году к нему пристраивают западный притвор с тремя нефами, для чего разобран старый нартекс (в принципе, тот же притвор, только не отделяемый от пространства храма дверьми), десятью годами позже – колокольня (архитектор Александр Дигби) и притвор с северной стороны (архитектор А. Карапетов). 

В 1896 году была построена часовня с той же северной стороны здания. Таким образом, храм Иоанна Предтечи принимает свой современный вид, в котором гармонично соединены древний византийский храм и пристройки девятнадцатого века. Старая часть представляет собой трёхапсидное четырехстолпное помещение. Оригинальная кладка старой постройки представляет собой красивое чередование известняковых плит и обожженного кирпича (плинфы). 

Подобная же кладка используется и в оформлении арок. Её же можно увидеть и в кладке барабана купола над его узенькими светонесущими окнами. Со сложностями воссоздания техники получения обожженных кирпичей столкнулись советские реставраторы в двадцатом веке. Однако эта техника не была чем-то необычным, существующие византийские храмы и храмы Древней Руси изобилуют примерами её применения. Полусферический купол с крестом был единственным, располагался он в центре креста. 

Ну а сама церковь так и осталась в пользовании греческой общины Керчи, которая была на то время довольно многочисленной.

Главный престол храма, как и он сам, назывался в честь Иоанна Предтечи. Алтарь был изготовлен ещё в восемнадцатом веке, иконостас блистал позолотой. Второй престол был назван в честь святой Екатерины. Самой значительной  и старой была икона Иоанна Предтечи, мастерством росписи славились иконы Спасителя и Божьей Матери. Множество ценных реликвий, икон, дорогой утвари, книг, древних свитков было собрано клиром и общиной, однако всё это сгинуло в Гражданскую и Великую Отечественную войны. Среди пропавших ценностей было Евангелие одиннадцатого века.

Древность храма Иоанна Предтечи и стала спасительницей этого памятника культуры в советскую эпоху. Церковь мыслилась как уникальный археологический объект, нежели как место отправления религиозных обрядов. Поэтому оно осталось стоять там, где его застала революция. Однако и должного внимания храму никто не уделял. 

И только в начале семидесятых годов прошлого столетия храм Иоанна Предтечи решено было реконструировать. На то время он стоял посреди продуктового рынка, забытый и заброшенный. Главным архитектором была назначена Е.Лопушинская. Задумать и спроектировать оказалось легче, чем осуществить на деле. Здание сильно осунулось, все части храма, а в особенности купол, держались на честном слове. Поэтому для начала нужно было устанавливать поддерживающие  конструкции и укреплять ветхие несущие стены здания церкви и колокольни. Реставрационные работы велись со скрупулёзной тщательностью, несмотря на то, что перед мастерами был объект чуждого советской идеологии религиозного характера. 

Материалы старались подбирать в точности такие, какие использовались средневековыми зодчими, детали по возможности изготавливали в точном соответствии оригиналу. Удалось сохранить частично внутреннюю отделку с росписями. Был даже поставлен крест на купол, что вовсе выходило за рамки целей реставрационной бригады.

Архитектурные элементы храма Иоанна Предтечи 

В девяностых годах храм Иоанна Предтечи был передан православной церкви. Возобновились богослужения, у церкви появился приход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector