Храм успения пресвятой богородицы в санкт-петербурге

Колокольня Никольского Морского собора

Рекомендовать место

8

1

Колокольня Никольского Морского собора, расположенная на берегу Крюкова канала, является неотъемлемой частью собора. По своей форме она представляет четырехъярусное здание, завершенное высоким шпилем.

Она была возведена раньше самого Никольского собора — в 1758 году по проекту Чевакинского. Чевакинский – ученик известного Растрелли, который спроектировал 140-метровую пятиярусную колокольню Смольного собора. Его ученик был сильно впечатлен проектом, который, к сожалению, не воплотился в жизнь, и решил построить нечто подобное. Конечно, его колокольня намного ниже и менее грандиозна, нежели план великого учителя, но по своей архитектуре представляет собой красивую и изящную колокольню, устремленную вверх.

Лютеранский собор Святого Петра

Рекомендовать место

11

2

Лютеранскую церковь Cв. Петра строили по проекту К.П. Брюллова (брата знаменитого художника), позаимствовавшего архитектурные формы из средневекового зодчества Западной Европы.

Фасад здания оформлен двумя башнями, между которыми разместился портал главного входа. Портал выполнен по схеме, которая активно использовалась при строительстве храмов во Франции и других странах Западной Европы в Х веке. Духом романской архитектуры был пропитан и зал церкви. Самой выразительной деталью храма была картина «Распятие» работы К.П. Брюллова.

В 1737 году возле церкви построили два дома, в которых разместились квартиры церковных служителей и школа.

В 1930-е годы помещение церкви использовалось как склад, поэтому ее внутреннее убранство не сохранилось. В 1960-х церковь и вовсе переделали в плавательный бассейн. Лишь в 1993 году здание храма возвратили Русской лютеранской церкви, но воссоздать прежний брюлловский интерьер не удалось.

Феодоровский собор

Рекомендовать место

8

2

Вскоре собор был закрыт для реконструкции. Всё имущество (помимо иконостаса) временного храма было перемещено в нижний придел (пещерный храм), который был освящён 27 ноября 1912 года и применялся для молитв императорской семьи в зимний период. В то же время было начато возведение собора, осуществившееся благодаря капиталовложению Николая II, его жены и нескольких купцов. 20 августа 1912 года было проведено освящение собора. 26 января 1914 года церковь была названа Феодоровским Государевым собором.

Храм выглядел торжественно и строго внешне, и восхитительно оформленный в духе древнерусского церковного искусства внутри. На побережье Ковшового пруда располагалось королевское крыльцо, куда императорская семья приезжала до начала службы.

В 1933 году собор был закрыт, имущество храма было перенаправлено в музеи. В нижнем храме основали архив киноплёнок и фотодокументов. В верхнем храме был организован кинотеатр.

За время Второй мировой войны собор был частично разрушен. В конце XX века в нижнем и верхнем храмах возобновились служения. К 75-летию со дня расстрела императорской семьи возле храма был возведён памятник Николаю II.

История создания Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

С основанием Санкт-Петербурга на берегу Малой Невы строится и жилой квартал. Этот район часто затоплялся во время наводнений и местность была болотистой. В народе ее называли «Мокрушей». В 1708 году здесь, на болотистом месте, была построена небольшая деревянная церковь, названная именем Святого Николая. В 1713 году на том же месте построен мазанковый храм. Его главный престол был освящён в 1719 году в присутствии Петра Первого в честь Успения Богоматери. В народе эту церковь стали называть «Успение на Мокрушах». По своим размерам и числу престолов этот храм превосходил другие (Троицкий, Петропавловский, Исаакиевский). Поэтому временно получает статус соборного храма.

К 30-м годам 18 века церковь обветшала. По распоряжению императрицы Анны Иоанновны в 1740 году началось строительство нового каменного храма (архитектор М. Земцов). Из-за смерти императрицы строительство было приостановлено и было продолжено только в 1766 году. Завершить сооружение храма было поручено архитектору А. Ринальди. Проект был изменен. Церковь решили сделать пятиглавой, как принято по древнему российскому обычаю, а не одноглавой как планировалось раньше.

Здание было почти построено, но пожар 1772 года уничтожил старую мазанковую церковь и повредил новое здание. Завершение строительства было поручено И.Е. Старову. Храм был достроен только к 800-летней годовщине принятия на Руси христианства. 1 октября 1789 года был освящен главный алтарь храма уже не в честь Успения Богоматери, а в честь святого князя Владимира, крестителя Киевской Руси. Два придела — Успенский и Никольский напоминают о старых названиях.

22 сентября 1782 года императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской», который подразделялся на четыре степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Награждение орденом четвертой степени давало право на потомственное дворянство. Орден Св. Владимира I степени следовал непосредственно за орденом Св. Андрея Первозванного — высшей наградой России. В 1845 году император Николай I приказал определить Князь-Владимирский собор как храм Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира всех степеней с девизом «Польза, честь и слава». Знак Ордена находится над главным входом в храм. В 1875–1917 годах здесь находилось благотворительное общество и приют для сирот.

В храме проводились службы во время Второй мировой войны и блокады. Многие жители города приходили сюда в самые страшные для Петербурга дни. Здесь хранились ценные иконы из закрывающихся храмов. В 1935 году из закрытого подворья Лавры сюда была передана копия главной святыни Киево-Печерской лавры — иконы Успения Божьей Матери. Одна из ценностей храма — Берлинское напрестольное Евангелие 1689 года в драгоценном окладе, переданное императрицей Елизаветой Петровной.

В 1946 году восстановили колокольный звон храма. Большой колокол был отлит в Финляндии.

Петропавловский собор

Рекомендовать место

11

4

Петропавловский собор — один из старейших храмов Петербурга. Предшественницей собора была деревянная церковь Петра и Павла, построенная на территории одноименной крепости еще в 1703 году. Закладка каменного собора состоялась в 1712 году. Строительство собора, автором проекта которого был архитектор Д. Трезини, велось в течение двадцати лет.

Внешний облик собора и оформление его внутреннего пространства необычны для традиционной русской культовой архитектуры. Главная ценность и достопримечательность — великолепный резной иконостас с позолотой и надпрестольная сень. Они были дарованы храму государем Петром I и его супругой Екатериной I. Очень интересна живопись внутри собора, которая характеризует важный этап в развитии русского искусства. Традиционно стены храмов расписывались особым образом, поскольку было разрешено изображать исключительно библейские сюжеты. Художники, расписывавшие Петропавловский собор, использовали и светские художественные орнаменты, и это было в определенном смысле революционным явлением.

На протяжении многих лет Петропавловский собор был памятником славы русского оружия. В течение двухсот лет здесь хранились трофейные знамена, ключи от городов и крепостей, захваченных русской армией. Однако в начале XX века все реликвии были переданы на хранение в фонды Эрмитажа. В наши дни в соборе экспонируются копии шведских и турецких знамен.

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге) строилась вокруг храма Успения Пресвятой Богородицы. Церковь возводилась силами Киево-Печерского подворья в конце 19 века. На этом месте ранее существовал другой храм, который был перенесен на набережную Фонтанки. Церковь выполнена в псевдорусском стиле, ее стены снаружи облицованы камнем — гранитом и песчаником, а внутри расписаны московскими художниками Снегиревым, Яковлевым и Струнниковым. Снаружи храм также украшает мозаика из мастерской В. А. Фролова. В церкви находится целый ряд ценных икон с частицами мощей Оптинских старцев и целителей. Красоту богослужений в соборе подчеркивает и усиливает пение мужского хора подворья.

Князь-Владимирский собор

Рекомендовать место

11

2

Православный Князь-Владимирский собор принадлежит Санкт-Петербургской епархии РПЦ и имеет важное градостроительное значение. Храм с 57-метровой колокольней является шедевром церковной архитектуры Екатерининской эпохи

Раньше на месте нынешнего собора были храмы, которые неоднократно перестраивались. Первой была деревянная церковь Св. Николая, построенная в 1708 году. После нее на этом месте стояла Успенская церковь. В 1740 году рядом с ней поставили одноглавый каменный храм. В 1765 году архитектор Ринальди разработал новый проект уже пятиглавого собора в переходном стиле от барокко к классицизму. Строительство храма закончили к 800-летней годовщине принятия христианства на Руси.

Внутри собора находятся изображения Евангелистов, копии картин «Преображение» Рафаэля и «Оплакивание Христа» Веронезе. В нем (одном из немногих) не прекращались службы во время Второй мировой войны.

В 1989 году в честь 200-летия собора была выбита юбилейная медаль.

Архитектура

Церковь Успения Пресвятой Богородицы имеет высокую архитектурную ценность. В здании нет поддерживающих колонн. За счет перекрещивания бетонных арок, поддерживающих массивный главный барабан, образовалось большое внутреннее пространство. Это была новаторская идея архитектора В. А. Косякова. Новая технология на сезон сократила время стройки и улучшало акустические свойства внутри. Архитектор при строительстве Успенского храма не экономил на материалах. Получился отличный результат.

Вместимость церкви — до 2 000 человек. Построена из кирпичей и бетонной смеси. Было использовано 14 сортов облицовочного кирпича. Нижний ярус покрыт серым гранитом, верхний — песчаником. Русский художник-мозаичист В. А. Фролов вместе с учениками исполнил в мастерской наружные мозаики. Гладкие части 5 куполов закрыты листами из алюминия.


Храм выполнен в псевдорусском архитектурном стиле, распространенном в XIX-XX веках. Русско-византийское направление объединяет элементы европейской культуры и архитектуры и народные творческие мотивы.

Внутреннее убранство храма

Архитектор смог достичь удивительного сочетания монументального собора и уюта домовой церкви. В. А. Косякову удалось гармонично вписать здание в панораму Васильевского острова.

Стены церкви изначально расписаны московскими мастерами. В Советский период, когда здание храма использовалось не по назначению, росписи замазывали штукатуркой, белили стены, закрашивали масляной краской в несколько слоев. Холод и влага ускорили разрушение. После возвращения Успенского храма церкви, реставрацию начали проводить, используя фото из архивов и аналогичные росписи живописцев дореволюционного времени. Этим занимались группы реставраторов и 80 выпускников Санкт-Петербургского государственный академического института имени И. Е. Репина. В 2013 году работы были окончены.


Внутренняя роспись купола изображает Христа с херувимами и серафимами. Под барабаном размещены композиции о деяниях Спасителя.

В Успенской церкви находятся:

  • иконы с мощами Оптинский старцев, целителей и святых
  • рака с останками преподобного Амвросия, Оптинского чудотворца
  • частица Животворящего Креста
  • икона Богородицы «Скоропослушница», написанная на Афоне в 2009 г.
  • иконы Божией Матери «Всецарица» и Божией Матери «Неупиваемая чаша»

Собор Владимирской иконы Божией Матери

Рекомендовать место

13

3

Церковь начала строиться в 1761 году по плану архитектора Х. Кнобеля. Первый камень обители заложили на Торговой площади, там, где раньше стояла одноименная деревянная церковь. Ее освятили спустя 20 лет. Со временем основное здание расширялось за счет пристраиваемых корпусов. Так, в 1848 году рядом с Владимирским собором архитектором Ф.И. Руска была построена часовня. Архитектурный ансамбль целого комплекса за долгие годы строительства выдержан в стиле классицизма, который плавно переходит в барокко.

Что касается внутренней отделки, то она роскошна и богата. Конечно же в центре всех убранств обители находится Владимирская икона Божией Матери.

Сохранились интересные факты, касающиеся церкви. Известно то, что в храме отпевали Арину Родионову, няню известно поэта А.С. Пушкина. А другое писатель Ф.М. Достоевский был до последних дней своей жизни прихожанином собора. В связи с этим каждый год в церкви проходит панихида по нему.

Интересные факты

  • В 1875 году земля тогда еще Псковского подворья вместе с постройками продана Киево-Печерской лавре за 86 000 рублей
  • В 1922 г. из помещения Успенского храма похитили сосуд для освящения вина, кресты и Священные книги. Братию обвинили в несанкционированном хранении имущества
  • Михаил Васильевич Гундяев, отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состоял в любительском хоре Подворья. Там познакомился с будущей женой Раисой Владимировной Кучиной. В 1933 году Михаила Гундяева вместе с 42 прихожанами обвинили в подготовке убийства Сталина и арестовали.
  • 15 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы. Этот церковный обряд называют «обновлением» храма: здание становится святым, местом особого присутствия Божия на земле.
  • В звоннице помещены шесть колоколов общим весом 1128 кг
  • Подворье и Успенская церковь — объект культурного наследия федерального значения

Автор статьи

Редакция сайта

Данный текст столько раз обновлялся, переписывался и улучшался, что назвать его автором одного человека невозможно. Над ним работала целая команда и поэтому мы надеемся, что результат Вам понравился. Давайте дружить.

Написано статей

131

Раздал деньги, ушел в монастырь

Страусы, белки и коровы, а также сыроварня, пасека, гостиница и небольшой автопарк из тракторов — все это «выросло» вокруг храма преподобного Амвросия Оптинского на подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге.

Сергей, трудник санкт-петербургского Успенского подворья Оптиной пустыни, когда-то был начальником охраны у друга-олигарха. Они жили в Москве — торговали нефтью. У Сергея было трое детей от двух бывших жен. Он покупал квартиры, машины, дома — и все было хорошо. Однажды из любопытства Сергей даже зашел в церковь — исповедался и причастился. После причастия диакон сказал ему: — Ты смотри, аккуратней, а то ведь благодать-то тебя раздавит…

— С чего же это она меня раздавит?

Но «диакон оказался прав», вспоминал потом Сергей, — и вправду раздавила: через месяц денег у него стало в два раза больше, а смысла жизни — в два раза меньше. И ведь все вроде по-прежнему хорошо: в правой руке — чемодан с долларами, в левой — девочка нетяжелого поведения. А вот посередине — в сердце — пустота. И вопрос: «Зачем все это?».

Настоятель игумен Ростислав благословил строительство гостиницы на территории загородного хозяйства подворья. Название гостинице дали соответствующее — «Благое место».

Но благодать продолжала действовать — и вдруг у Сергея начались проблемы то ли с законом, то ли с конкурентами, то ли и с тем, и с другим… Понадобилось спрятаться и залечь на дно. Друзья тайно отправили Сергея из Москвы в Санкт-Петербург. Умирая от безделья в чужом городе, Сергей однажды, с сослуживцем из ВДВ, забрел в храм Успения Богородицы подворья Оптиной пустыни, где и увидел впервые игумена Ростислава, настоятеля… — Батюшка, хотите я Вам храм построю? — сказал Сергей. — Какой нужно? Хотите — белокаменный?

Игумен Ростислав с любопытством осмотрел неожиданного гостя и ответил вопросом на вопрос:

— Ты, я вижу, поработать хочешь? Есть у нас хозяйство за городом, там — коровник. За коровами убирать некому… Вот туда на месяцок я бы тебя взял.

«Я поехал и через месяц — прозрел», — вспоминает Сергей. С тех пор он так и трудится на подворье — занимается любой работой, которую поручает игумен Ростислав. Его Сергей называет коротко — отец:

— Отец меня вымолил. И до сих пор вымаливает.

Проведя месяц в коровнике, Сергей вернулся в Москву, взял восемь белых листов бумаги, поставил внизу каждого свою подпись и вызвал своего юриста:

— У меня одно условие — чтобы никто не мог лишить меня родительских прав. Больше мне ничего не надо. Оставшиеся деньги и имущество — всё — пускай берут жены и делят поровну. Я уезжаю жить на по­дворье.

Жены удивились, но поделили все мирно — не только не перессорились, но даже подружились. Стали крестными у детей друг друга. Живут в соседних подъездах, вместе празднуют дни рождения. И то и дело звонят на по­дворье: «Сереж, помолись о маме, она приболела».

Чтобы жизнь на подворье была настоящей, люди очень хотят трудиться — они на то и трудники. Из этого вырастает бурная деятельность — в том числе на собственной сыроварне.

— Я живу в чуде, — говорит Сергей. — Я понимаю это. То, как сейчас идет моя жизнь и жизнь моих близких, — такого в природе не бывает. Не должно быть. Но оно есть. Сергей не получает на подворье зарплату и говорит:

— Слава Богу. Я впервые в жизни чувствую себя свободным.

…Своя история, подобная этой, есть у каждого второго трудника подворья Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге. Нет, не каждый из них в прошлом был олигархом, но каждый прошел через свой условный коровник, то есть вдруг на себе испытал, что такое — ежеминутное хождение перед Богом. А раз испытав, уже не готов был променять это ни на что другое. Все эти люди уцепились за подворье, как за спасательный круг. И чтобы жизнь на подворье была настоящей, они очень хотят трудиться — они на то и трудники. Из этого вырастает вся бурная деятельность, которая сегодня здесь развернута: и автопарк из нескольких тракторов и экскаваторов, на которых часто работает сам игумен Ростислав, и коровы, и собственная сыроварня, и собственная пасека, и своя гостиница, и даже несколько страусов, которые живут в отдельном хлеву и знакомство с которыми — главное мирское развлечение для гостей и паломников. Внешне все это было бы похоже на обыкновенную и вполне успешную ферму, если бы не один принципиальный момент: в центре этой фермы — храм преподобного Амвросия Оптинского. Все строится и вертится вокруг него. Загородное хозяйство Успенского подворья — слаженно работающий организм. А любой организм жив лишь тогда, когда живо его сердце.

Дореволюционная история[ [ | ]h2>

В течение XIX века здание церкви претерпело ряд изменений.

Вскоре после постройки неравномерная осадка здания привела к повреждению колокольни. В 1816—1817 годах архитектор Л. Руска создал проект частичной переделки здания, соединив вместе тёплую и холодную церкви. Вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, повторяющий очертания портика гауптвахты, возвёденной по проекту того же зодчего/p>

В начале XX века. Ответные портики церкви и гауптвахты, построенные Л. Руска, обновлённая форма колокольни

Архитектор А. И. Мельников на южной стороне от главного алтаря построил придел во имя Всемилостивого Спаса, который был освящён 14 января 1822 года. После этого ему были поручены работы по ремонту.

В 1833—1835 годах, при настоятеле И. И. Иванове, по проекту Мельникова были переделаны купола и своды церкви; 14 февраля 1835 года был освящён северный придел во имя Архангела Михаила, построенный П. Ф. Воцким.

В 1867—1873 годах были проведены работы по капитальной переделке верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, одновременно была несколько изменена форма глав и переделаны портики. Автором проекта был архитектор Г. И. Карпов. Работы начались с обновления главной церкви, после её освящения были продолжены в малой. Новое освящение каждого престола было полным, так как все пять престолов были сняты со своих мест; 1 октября 1870 года состоялось освящение перестроенного храма, но работы не были завершены и продолжались до 1873 года.

В результате этого комплекса переделок, по мнению некоторых современников, к началу XX века архитектура здания утратила стилистическое единство/p>

В 1897—1898 годах под руководством В. В. Виндельбандта были пристроены бетонные тамбуры, а купола были покрыты золочёной медью.

В 1902—1903 годах по проекту И. И. Яковлева были произведены работы по удлинению боковых приделов храма, а также произведён ремонт и реставрация икон.

В храме более полувека (с 1858 года) прослужил протоиерей Константин Никольский.

Ежегодно, 1 августа, в воспоминание избавления от холеры, традиционно совершался крестный ход/p>

Славная история Успенской Церкви

На теперешнем месте храма в 1721-ом году было заложено монастырское подворье с небольшой церквушкой и несколькими строениями. За свою историю оно несколько раз переходило от одного монастыря к ведению другому. В 1875-ом году его приобрела Киево-Печерская Лавра.

На тот момент маленькая церквушка не вмещала всех прихожан, а здания вокруг не отвечали требованиям монашеского подворья. Митрополит Киевский Иоанникий ходатайствовал о перестройке подворья. И вот в 1894-ом году был проведен конкурс среди архитекторов на постройку комплекса церковных зданий. Среди множества работ был отобран проект Косякова Василия Антоновича. В своем проекте ему удалось придать строению солидности и простоты, объединить уют домашней церкви с грандиозностью митрополичьего собора.

Здание выполнено в псевдорусском стиле. Нижняя часть постройки отделана серым гранитом. Верх выстроен из радомского песчаника и четырнадцати видов лекального кирпича. Чтобы внутреннее пространство храма было как можно просторнее, архитектор предложил оригинальное решение – пересекающиеся арки. Таким образом, ему удалось обустроить внутренне пространство церкви без колонн, и зал для ведения служб получился огромным, он мог вместить до двух тысяч прихожан.

На подворье помимо церкви были выстроены еще конюшни, жилые, бытовые и служебные помещения, был разбит уютный садик. Постройки были расположены так, чтобы оградить мирную монашескую жизнь от столичного города.

Восемнадцатого декабря 1897-го года было проведено освящение главного придела в честь Успения Пресвятой Богородицы. А уже через день освящен боковой придел, посвященный Антонию и Феодосию Печерским.

К 1900-му году строительство закончилось. До 1903-го года велась роспись внутренней части храма, которую осуществляли художники из мастерской Федора Соколова. Исследователи утверждают, что к росписи стен приложил руку и Виктор Васнецов.

Краткая история

Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

Общий вид Успенского собора

Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.

Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон.

Юго-западная сторона Успенского собора

Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит. Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания. Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Главный вход в Успенский собор

Революционные и советские годы в жизни подворья

В храме ежедневно проводились службы, работала большая библиотека, монахи несли свое послушание в стенах обители. Но грянула революция 1917- года и спокойная жизнь монахов и прихожан прекратилась.

Сначала подворье обрело статус приходской церкви. В 20-е годы из храма были вынесены все ценности. Власти не раз предпринимали попытки закрыть церковь. Здание хотели передать в ведение , но передача не состоялась. Позднее было решено снести строение. Прихожане собрали больше трех тысяч подписей в защиту храма. Последовал арест оставшихся при храме монахов и ряда активистов из числа прихожан. В списке сосланных на Соловки был певчий хора Гундяев Михаил Васильевич, отец нынешнего Патриарха Кирилла.

В 1935-ом году храм закрыли и в нем устроили склад. В 1961-ом году тут обустроили каток с искусственным ледовым покрытием. Бесценные росписи на стенах были попросту закрашены. Воздействие длительного холода и влаги разрушали стены и фундамент исторического строения.

Славная история Успенской Церкви

На теперешнем месте храма в 1721-ом году было заложено монастырское подворье с небольшой церквушкой и несколькими строениями. За свою историю оно несколько раз переходило от одного монастыря к ведению другому. В 1875-ом году его приобрела Киево-Печерская Лавра.

На тот момент маленькая церквушка не вмещала всех прихожан, а здания вокруг не отвечали требованиям монашеского подворья. Митрополит Киевский Иоанникий ходатайствовал о перестройке подворья. И вот в 1894-ом году был проведен конкурс среди архитекторов на постройку комплекса церковных зданий. Среди множества работ был отобран проект Косякова Василия Антоновича. В своем проекте ему удалось придать строению солидности и простоты, объединить уют домашней церкви с грандиозностью митрополичьего собора.

Здание выполнено в псевдорусском стиле. Нижняя часть постройки отделана серым гранитом. Верх выстроен из радомского песчаника и четырнадцати видов лекального кирпича. Чтобы внутреннее пространство храма было как можно просторнее, архитектор предложил оригинальное решение – пересекающиеся арки. Таким образом, ему удалось обустроить внутренне пространство церкви без колонн, и зал для ведения служб получился огромным, он мог вместить до двух тысяч прихожан.

На подворье помимо церкви были выстроены еще конюшни, жилые, бытовые и служебные помещения, был разбит уютный садик. Постройки были расположены так, чтобы оградить мирную монашескую жизнь от столичного города.

Восемнадцатого декабря 1897-го года было проведено освящение главного придела в честь Успения Пресвятой Богородицы. А уже через день освящен боковой придел, посвященный Антонию и Феодосию Печерским.

К 1900-му году строительство закончилось. До 1903-го года велась роспись внутренней части храма, которую осуществляли художники из мастерской Федора Соколова. Исследователи утверждают, что к росписи стен приложил руку и Виктор Васнецов.

История открытия

Власти Санкт-Петербурга предложили наместнику несколько вариантов на рассмотрение, и его взгляд остановился на старинном намоленном месте на Васильевском острове, где когда-то размещалось Киево-Печерское подворье. Когда представители обители обошли территорию бывшего подворья, они приуныли – состояние построек было ужасающим. Здесь в советские времена размещался общественный каток, на котором зарождалась и проходила этапы становления и взлета знаменитая ленинградская школа фигурного катания. От постоянной сырости здания быстро ветшали и требовали срочного ремонта. Монахам было не привыкать бороться с трудностями, и они активно принялись за восстановление подворья, привлекая прихожан и жертвователей. Сегодня уже вопрос: «Оптина пустынь, подворье в Санкт-Петербурге — как добраться?» перестал вызывать недоумение, и каждый житель города знает, что красивый храм над Невой – это и есть подворье знаменитой обители.

Храм Сегодня

Церковь Успения Пресвятой Богородицы — это не только духовный, но и просветительский центр. При подворье работают:

  • воскресная школа
  • гимназия
  • институт религиоведения и церковных искусств с двумя отделениями: богословским и церковных искусств
  • иконописная школа
  • реабилитационный , который помогает людям, пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных организаций и ведет профилактическую работу по предотвращению вовлечения в секты
  • золотошвейная мастерская «Урбус»
  • мужской хор «Оптина Пустынь» — настоящая гордость храма, сопровождает службы в традициях старинных монастырских распевов
  • паломнический центр, который организует экскурсии по территории храма и по святым местам г. Санкт-Петербурга; проводит много встреч, концертов и дискуссий
  • гостиница
  • кафе

Ценности церкви[ | ]

Церковь была огромна и посещаема, само расположение и привязка к местным топонимическим объектам явилось предпосылкой появления у храма уникальных ценностей.

Материальные сокровища

Церковь украшал высокий вызолоченный иконостас, выполненный в стиле барокко с иконами середины XVIII века, который считался одним из лучших в столице. В церкви был установлен престол с золочёной ротондой, украшенной серебряными барельефами, отличавшийся совершенством художественной чеканки. Весивший более 100 килограммов уникальный престол был пожертвован в 1786 году создателем храма. Храмоздатель С. Я. Яковлев также преподнёс храму плащаницу малинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом. Для этой плащаницы в 1856 году была изготовлена новая гробница из серебра весом около 115 кг. Её изготовил известный ювелир Ф. А. Верховцев и по образцу этой гробницы позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора.

Из образов более всего в храме почитались:

  • Местный образ Успения, обрамлённый в золочёную серебряную раму с осыпанной жемчугами ризой.
  • Список Тихвинской Божией Матери из часовни. Он выставлялся на паперти 27 июня для поклонения.
  • Образ Христа Спасителя. Перед ним вологодское землячество молилось 18 октября в память избавления в 1605 году их города от чумы.

Кроме того, художественной ценностью обладали большие иконы «Погребение Спасителя» и «Прп. Андрей, епископ Критский» кисти В. М. Пешехонова, а также картины художника Г. Г. Мясоедова.

Наконец, выдающейся ценностью храма были колокола. Среди пятнадцати колоколов храма были лучшие образчики произведений отечественного художественного литья. Самый большой из них был отлит в Москве на заводе Ясона Струговщикова и весил 8 900 кг.

Окормление паствы

Спасо-Сенновская церковь была мощным социально-культурным центром Петербурга:

  • В 1820-х годах при церкви существовало приходское духовное училище.
  • Церковь считалась особым приютом для сирот, в дома церкви помещали вдов и сирот духовного звания.
  • При церкви в декабре 1871 года было учреждено Благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам (начало действовать 16 декабря 1873 года). При Обществе существовали богадельня для старых женщин и приют для детей.

В 1903 году причт церкви просил возвести храм в ранг собора, этот ранг был получен в 1923 году.

К церкви было приписано несколько часовен: в Апраксином дворе, в Большой линии — Тихвинская (существовала с 1805; в 1893 по проекту В. Ф. Харламова сделана из чугуна) и Казанская (1800-е, 1847 — по проекту И. Д. Корсини, 1879, тоже из чугуна,- А. Л. Гольм), в Мариинском рынке — Марии Магдалины (1882, А. И. Кракау) и в Михайловском проезде — Ильинская (1850-е) и шатровая, чугунная Всех святых (1916, гражд. инж. Л. М. Харламов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector