Никитский монастырь

История храма

Эта церковь была воздвигнута в первой половине XVIII века на средства фабриканта Ф.Угрюмова. Храм Александра Невского в Переславле-Залесском находится на ул. Советской, 12.

При воздвижении он являлся частью архитектурного ансамбля Богородицко-Сретенского Новодевичьего монастыря, который был упразднен.

Тем не менее к началу XX века церковь Александра Невского была полна хорошо сохранившимися иконами и богослужебной утварью.

В 1929 году она была закрыта, как и соседний Богоявленский собор. Колокольня и монастырская стена были снесены. В алтарной части храма действовал хлебный магазин, а выпекали этот продукт в соседнем Владимирском соборе.

Но в конце концов в середине 1950-х специальная комиссия отнесла этот храм к памятникам русского зодчества, который вошел в состав единого исторического комплекса центральной части города. Фото внизу.

Вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил

Никита надел на себя вериги весом пять пудов, то есть 80 кг.


Святыня монастыря – малые вериги Никиты-столпника. Фото Нины Неугодовой

В монастыре сохранилась только половина цепей, а вторая половина из более крупных цепей и одного креста была подарена в Почаевскую лавру.

Ещё один крест и железная обувь хранятся в монастыре, а третий крест подарили Иоанну Грозному за то, что он построил каменный монастырь.

Первые годы Никита трудился во всех веригах, выкопал пять колодцев, и вода в них стала целебной, потому что такой труд — это подвиг. Прежде всего духовный. Однако страдания не оставляли великого труженика-монаха. И он встаёт на столп.

Мне, как любому современном у человеку, трудно представить такое стояние. Это, к слову, самый тяжёлый духовный подвиг, поэтому христианских столпников можно пересчитать по пальцам.

Еду им приносили простые люди и поднимали её на верёвке, вниз подвижники спускались лишь по нужде.

Но и такого стояния, по признанию Никиты, он недостоин, потому что человек на нем, как свеча, к Богу тянется. И закопал себя в землю на восемь метров. А чтобы выстаивать долгие церковные службы, он прокопал в земле ход до храма.

В Советские годы этот колодец засыпали строительным мусором. Когда в 2000 году решили восстанавливать Никитский монастырь, самый древний на Руси, колодец расчистили.

Монахи говорили, что на дне колодца тесно, темно и грязно. Поэтому паломники опускаются туда только на треть.

Кругом чистота и порядок. Паломники, настоящие паломники, а не те, которые пробегают по монастырю, как савраски без узды, воочию ощущают всё величие подвига Никиты.

Фото Нины Неугодовой

Нам не удалось спуститься в колодец даже на треть, там идут работы. Но и одного рассказа матушки Натальи (она провела с нами экскурсию по монастырю) достаточно для того, чтобы перенестись в суровые времена 12 века и ощутить его жестокие нравы.

Иконопись, скульптура и живопись в Переславль-Залесском музее-заповеднике

Одна из экспозиций Переславль-Залесского музея-заповедника посвящена древнерусской иконописи XV-XIX вв. Здесь представлены произведения иконописи XV-XVIII вв., вывезенные сотрудниками музея в 1920-е годы из закрытых и разрушенных монастырей и храмов Переславля-Залесского и Переславского района.


Воскресение – Сошествие во ад. XVI век. Икона происходит из Покровской церкви с. Малая Брембола Переславского уезда

В древности Переславль-Залесский был одним из центров иконописного дела, входившим в круг ростово-суздальской художественной культуры. С момента присоединения в начале XIV столетия Переславского удела к Московскому княжеству старые культурные связи постепенно ослабевали, но влияние древней традиции еще долго сохранялось в местном изобразительном искусстве. Среди переславских иконописцев были и монастырские иконники, и посадские художники, которые зарабатывали на жизнь своим искусством. Местные мастера писали иконы не только для храмов Переславля и окружавших его сел, но и для церквей Москвы и близлежащих городов.


Огненное восхождение пророка Илии. Конец XVI века. Икона происходит из Покровской церкви в Переславле-Залесском

В экспозиции имеется также несколько первоклассных памятников, связанных своим происхождением с московской иконописной школой. Так, около 1557 года по заказу царя Ивана IV столичными мастерами были написаны иконы для местного ряда иконостаса Федоровского собора одноименного монастыря: «Феодор Стратилат в житии», «Богородица Одигитрия», «О тебе радуется», «Троица Ветхозаветная», «Иоанн Златоуст», «Никола Чудотворец».


Святитель Никола с житием. XVI век. Из церкви Илии пророка

Временем культурного расцвета города была и вторая половина XVII столетия. Тогда в Переславле жили и работали более десятка талантливых иконописцев. Некоторых из них также приглашали для выполнения царских заказов в Москву.


Спас Нерукотворный. XVII век. Икона происходит из церкви св. ап. Иоанна Богослова

Постоянная выставка русской деревянной скульптуры находится в одном из помещений нижнего этажа Трапезной палаты XVII в. Резьба по дереву, занимающая промежуточное положение между высоким искусством и художественным ремеслом, — традиционный промысел населения Переславского края. Местные резчики выполняли сложные иконостасные работы, убирали дивным узорочьем богатые палаты и крестьянские избы, резали на забаву детям игрушки. В экспозиции музея представлены как законченные скульптурные композиции, так и фрагменты несохранившихся иконостасов XVII-XIX веков из храмов Переславля и Переславского района.


Царские врата. XVIII век

Большинство из экспонатов было обнаружено сотрудниками музея во время историко-этнографических экспедиций. Музейная коллекция деревянной скульптуры — это наглядное свидетельство талантливости местного населения, наделенного природным чувством прекрасного и художественным вкусом, сдобренным тонким юмором и самоиронией.

В экспозиции «Русская живопись XVIII-XX вв.» представлены картины художников-передвижников: пейзажи И.И. Шишкина, Н.Н. Дубовского, Л.Л. Каменева, В.Д. Поленова, жанровые полотна П.О. Ковалевского, И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского.


Жуковский С.Ю. Лесная дорога

Большая роль в становлении музея и развитии его художественных коллекций принадлежит Д.Н. Кардовскому. Благодаря его усилиям, в 1927 году собрание живописи пополнилось картинами художников «Мира искусства» и Союза Русских художников. Среди них полотна А.Н. Бенуа, С.Ю. Жуковского, К.Ф. Юона, К.А. Коровина.


Кокурин В.Г. Сумерки в Рыбаках. 1959 г.

Особенностью коллекции современного искусства музея является ее тематическая направленность. Среди таких работ полотна А.А. Осмеркина, А.А. Тутунова и других.


А.А. Тутунов Собор в Федоровском монастыре. Переславль. 1985 г.

История Никитского монастыря с основания до XVII века

Современные насельники, живущие в Никитском монастыре, придерживаются версии, что он был основан в 1010 году. Именно тогда сын Владимира Святославовича Борис вместе с епископом Илларионом стал основывать первые христианские церкви вокруг Плещеева озера. Считается, что один из этих храмов и был первой монашеской обителью, которую создали для распространения христианской веры среди язычников.

А посвятили монастырь Великомученику Никите. Этого святого христиане еще называют Никитой Готским, поскольку по происхождению он был готом и родился на дунайских просторах. Согласно церковным летописям, Никита мученически погиб в 372 году, и позже был канонизирован христианской церковью как святой.

Вид на Никитский мужской монастырь

Если же опираться на литературные источники, то до монгольского периода в истории Руси, Никитский монастырь нигде не упоминается. Только в составленном в XV веке жизнеописании Никиты Столпника из Переславля приведены первые факты о жизни Никитской мужской обители.

Именно после появления в его стенах преподобного Никиты, монастырь приобретает большую известность и популярность в переславских землях. Произошло это в конце XII века. Согласно жизнеописанию, Никита был раскаявшимся грешником и жил в монашеской обители в смирении и молитве. Он обладал даром целительства, носил металлические вериги и каменную шапку. И даже вырыл глубокий столб-колодец, на дне которого неустанно молился.

Слева: северо-западная башня, собор Никиты Мученика, колокольня с церковью Архангела Гавриила. Справа: церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

За это он и получил прозвище Столпника. Здесь же, в монастыре, Никита при странных обстоятельствах был убит и похоронен иноками в храме Великомученика Никиты.

В конце XV века в Никитской обители недолго жил преподобный Даниил – основатель Свято-Троицкого Даниловского монастыря. В последующее время монастырь обрел большую силу, благодаря Ивану Грозному, много раз приезжавшему в Переславль на богомолье. Царь очень боялся измены своих опричников в Александровской слободе и стал готовить себе новую крепость, которой можно было бы воспользоваться, как запасной. Он повелел выстроить в монастыре высокие каменные стены с башнями и бойницами, а также каменные здания. Кроме того, царь передал обители многочисленные вотчинные земли – села и деревни вместе с проживавшими там крестьянами.

Слева направо: собор Никиты Мученика, часовня на месте молитвенного подвига Никиты Переславского, колокольня с церковью Архангела Гавриила, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Есть в истории этого монастыря особо героические страницы. В Смутное время монахи успешно выдержали первую атаку польского войска в 1609 году. А спустя два года, в 1611 году, хотя обороняющиеся 15 дней мужественно отражали удары польско-литовского войска Яна Сапеги, все же неприятелю удалось прорваться внутрь монастырских стен. Монастырь был разорен и сожжен, а большинство его защитников убиты.

Это был пример настоящего подвига. Ведь в то же самое время более мощный по своим оборонительным возможностям Борисоглебский монастырь, испугавшись врага, сдался на его милость без боя. Поврежденные стены Никитского монастыря восстановили только через 30 с лишним лет. А башни надстраивали заново уже в XIX веке.

Под покровительством великих князей

Поскольку в тот роковой день православная церковь отмечала память святого великомученика Феодора Стратилата, то монастырь, основанный на поле, пропитанном братской кровью, назвали в его честь. Первоначально он был мужским, и как свидетельствует легенда, среди его насельников были участники тех событий.

Несмотря на то что Федоровский монастырь (Переславль-Залесский) появился в начале XIV века, первое рукописное свидетельство о нём относится лишь к 1511 году, когда в Москве правил великий князь Василий III – отец Ивана Грозного. Из исторических хроник тех лет известно, что обитель в ту пору была весьма процветающей и имела в своей собственности не только обширные земельное угодья со множеством крестьянских дворов, но и драгоценную церковную утварь.

Столь завидное благополучие объяснялось тем, что Федоровский монастырь (Переславль-Залесский) неизменно пользовался покровительством княжеского дома, откуда ему шли щедрые пожертвования. Кроме того, в угоду правителю и столичные бояре, желая выказать лояльность, не скупясь, посылали в обитель деньги и разного рода ценности.

Архипастыри

Самостоятельная епархия

  • Митрофан (1225 — ?)
  • ? Св. Александр
  • Афанасий (ок. 1353 — ?)

Свт. Иннокентий (Кульчицкий) (5 марта 1721 — 15 января 1727)

  • Арсений (Могилянский) (25 июня 1744 — 30 мая 1752)
  • Серапион (Лятошевич) (3 марта — 29 октября 1753)
  • Амвросий (Зертис-Каменский) (7 ноября 1753 — 8 марта 1761)
  • Сильвестр (Страгородский) (23 декабря 1761 — 4 февраля 1768)
  • Геннадий (Границкий/Грацинский) (13 апреля 1768 — 16 августа 1773)
  • Антоний (Румовский) (2 февраля 1774 — 27 августа 1776)
  • Феофилакт (Горский) (18 сентября 1776 — 6 мая 1788)

Викариатство Владимирское

  • Иннокентий (Фигуровский) (3 июня 1902 — апрель 1918)
  • Дамиан (Воскресенский) (12 мая 1918 — 22 декабря 1925, 2 февраля 1926 — 8 мая 1927)
  • Леонид (Антощенко) (26 июня 1927 — ноябрь 1932)

Викариатство Ярославское

Анатолий (Аксенов) (15 февраля — 28 декабря 1998)

Самостоятельная епархия

  • Феодор (Казанов) (27 декабря 2015 — 28 декабря 2018)
  • Феоктист (Игумнов) (с 28 декабря 2018)

Немецкое ткачество в православной обители

Любопытно, что высшей точки своего благополучия монастырь достиг в период правления Петра I, когда многие другие обители переживали не лучшие времена своей истории. Дело в том, что, во всём прагматичный, государь не стал, по примеру своих предшественников, ограничиваться эпизодическими пожертвованиями, а научил монахинь самих зарабатывать деньги. По его приказу в обители была открыта ткацкая мастерская, где весь процесс шёл по технологиям, заимствованным в Германии.

Кроме того, государь повелел (и попробуй не исполнить!), чтобы каждая монахиня, освоившая ремесло, непременно обучила этому молодую инокиню или послушницу. Трудно сказать, как это отразилось на духовном возрастании сестёр, но в материальном отношении результат был налицо. Благодаря своему высокому качеству продукция монастырских ткачих имела самый широкий сбыт, и звонкая монета рекой потекла в казну обители.

Храм великомученика Никиты

Согласно документам, монастырь начали строить из дерева в начале XI века. Его основателем считают Бориса — сына Владимира Великого, который стремился создать духовный центр для ускорения христианизации на Руси. Известность монастырь получил в XII веке, когда в нем проживал Никита Столпник. По легенде, он служил при дворе Юрия Долгорукого и занимался сбором налогов, податей. Никита имел славу человека, бравшего мзду. Однажды ему привиделась кровь в пище, после чего Никита раскаялся в грешных делах и ушел в монастырь. Настоятель приказал ему несколько дней каяться, только после этого его приняли в монастырь и постригли в монахи. На ногах он постоянно носил железные цепи, а на голове — шапку из камня. Славу ему принес дар врача и целителя: у него даже лечился князь Чернигова Михаил. Точно неизвестно, от чего погиб Никита – то ли был убит по приказу того же князя Михаила, то ли во время случайного нападения воров или во время народных восстаний. Его мощи были признаны святыми в XV веке – когда над ними и была построена Никитская церковь.

Старые храмы и постройки на монастырской территории

Главным храмом монастыря стал Никитский собор. Этот четырехстолпный пятиглавый храм возвели по указу царя Ивана Грозного (1561-1564). А южным его пределом является каменная церковь Никиты Столпника, построенная еще раньше, по повелению отца Ивана Грозного — Василия III. Четырехскатную крышу для этот большого храма сделали позднее – в XVIII веке. И для симметрии, с северной стороны церкви пристроили Всехсвятский придел.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Здание Никитского собора монументально, величественно и очень светлое и просторное внутри. Центральный его купол значительно крупнее остальных. После проведения реставрационных работ в 60-70-х годах прошлого века, центральный купол в конце 1980-х годов неожиданно обрушился. Сейчас храм полностью восстановлен, и завершаются реставрационные и строительные работы по его внутренней отделке.

Неподалеку от главного храма стоит Благовещенская церковь с трапезной палатой, которую возводили и перестраивали в XVI-XVII веках. О многочисленных переделках свидетельствует тот факт, что декоративная отделка этажей этого храма отличается. Считается что здесь останавливался Петр I во время своих первых визитов в Переславль.

К трапезной палате пристроена шатровая колокольня, стоящая на восьмиграннике (1668 г.). «Слухи» шатра этой колокольни заложены, а площадка, где располагаются колокола и звоны, имеет вокруг широкие арочные проемы. Эта старая колокольня – не единственная в Никитском монастыре.

Колокольня с церковью Архангела Гавриила

Вторая, гораздо более высокая, устроена над въездными воротами. Она была возведена в начале XIX века имеет три яруса. Как более поздняя по времени постройка она отличается от общей архитектурной стилистики Никитского монастыря.

Рядом с монастырем установлена увенчанная главкой небольшая кирпичная часовня (1702 г.). Считается, что ее возвели на месте, где произошло чудесное исцеление черниговского князя Михаила Всеволодовича.

Монастырь окружен белокаменными стенами. Они были выстроены для оборонительного боя и имеют бойницы для ведения огня с трех уровней. Чтобы усилить прочность монастырских стен, Иван Грозный повелел скрепить кирпичи специальным раствором, а низ основания выложить из крепких валунов. Находящиеся на поворотах башни значительно выступают из стен наружу. Это позволяло обороняющимся контролировать и свободно простреливать все расстояние между башнями вдоль всего периметра стен.

Монастырский колодец

История Никитского Монастыря

Никитский Монастырь является одним из древнейших в России действующих монастырей и точно самый старый в Переславле-Залесском. Одно из первых упоминаний о нем датируется 1168 годом, но многие считают датой основания Никитского Монастыря 1010 год, а первая церковь на этом месте могла появится и еще раньше. Если это действительно так, то Никитскому Монастырю уже более тысячи лет!

Известность монастырь принимает благодаря преподобному Никите Чудотворцу (Никите Столпнику), среди исцеленным которым были и князь Михаил Черниговский, и сын Ивана Грозного…

До 16-го века все постройки на территории Никитского Монастыря были деревянными, но в 16-го веке по велению Василия Третьего, а позже Ивана Грозного, возводится первая каменная церковь и каменные крепостные стены. В 17-ом веке эта хорошо укрепленная крепость смогла выдержать осаду поляков, но не устояла перед вторжением литовцев и была почти полностью разрушена. После разорения литовцами, Никитский Монастырь был полностью восстановлен семьей Романовых.

Постройки 17-18-го веков и более поздние сооружения сохранились до наших времен.

В Советское время имущество храма было национализировано, монастырь ликвидирован, а на его территории в разное время располагались жилые помещения, школа, женская колония и дом отдыха… В 1960-70-х годах началась реставрация Никитского Монастыря, но открылся он вновь лишь к 1994 году…

О Никитском Монастыре

Находится Никитский Монастырь на северной окраине Переславля-Залесского в Никитской Слободе, по дороге на Плещеево Озеро , к Александровой Горе и Синему Камню . Отсюда открывается красивый вид на Плещеево Озеро.

На территории Никитского Монастыря расположены Никитский Собор, Благовещенский Храм Пресвятой Богородицы, Храм Архангела Гавриила с колокольней, часовня. Особый архитектурный интерес вызывают монастырские крепостные стены с башнями 16-го века и пятиглавый Никитский Собор также 16-го века.

Службы проходят в Благовещенском Храме.

Святыни, представляющие интерес для паломников: мощи, вериги, крест и могила Никиты Чудотворца. Также здесь находится святая икона Пресвятой Богородицы «Поможение в родах», к которой приезжает очень много будущих мам. Есть здесь и святой источник Никиты Чудотворца, воду из которого можно набирать бесплатно, а если своей тары у Вас с собой не найдется, то на месте можно недорого приобрести пластиковые полуторалитровые бутыли.

Мы с Машей, зайдя в Благовещенский Храм, набрали святой воды из источника Никиты Чудотворца. Годовалая Маша, до этого момента не бывавшая в подобных местах, на удивление стала очень тихой и внимательно рассматривала все вокруг, а когда мы вышли из храма долго вслушивалась, открыв рот, в начался колокольный перезвон с Храма Архангела Гавриила.

Напоследок напомню, что мужской Никитский Монастырь действующий, в нем проживают монахи и чтобы им не мешать для посещения открыта не вся территория комплекса. При посещении монастыря мужчины должны быть в брюках, а женщины должны быть не только с покрытой головой, но и в юбке. Если же девушка отправилась к этому святому месту в шортах или джинсах, то юбку Вам могут выдать на входе

На территории разрешена фото и видеосъемка, кроме съемки службы в храме и послушников (насельников) монастыря.

О Никитском Монастыре

Находится Никитский Монастырь на северной окраине Переславля-Залесского в Никитской Слободе, по дороге на Плещеево Озеро , к Александровой Горе и Синему Камню . Отсюда открывается красивый вид на Плещеево Озеро.

Плещеево Озеро -Читать-

На территории Никитского Монастыря расположены Никитский Собор, Благовещенский Храм Пресвятой Богородицы, Храм Архангела Гавриила с колокольней, часовня. Особый архитектурный интерес вызывают монастырские крепостные стены с башнями 16-го века и пятиглавый Никитский Собор также 16-го века.

Службы проходят в Благовещенском Храме.

Святыни, представляющие интерес для паломников: мощи, вериги, крест и могила Никиты Чудотворца. Также здесь находится святая икона Пресвятой Богородицы «Поможение в родах», к которой приезжает очень много будущих мам. Есть здесь и святой источник Никиты Чудотворца, воду из которого можно набирать бесплатно, а если своей тары у Вас с собой не найдется, то на месте можно недорого приобрести пластиковые полуторалитровые бутыли.

Мы с Машей, зайдя в Благовещенский Храм, набрали святой воды из источника Никиты Чудотворца. Годовалая Маша, до этого момента не бывавшая в подобных местах, на удивление стала очень тихой и внимательно рассматривала все вокруг, а когда мы вышли из храма долго вслушивалась, открыв рот, в начался колокольный перезвон с Храма Архангела Гавриила.

Напоследок напомню, что мужской Никитский Монастырь действующий, в нем проживают монахи и чтобы им не мешать для посещения открыта не вся территория комплекса. При посещении монастыря мужчины должны быть в брюках, а женщины должны быть не только с покрытой головой, но и в юбке. Если же девушка отправилась к этому святому месту в шортах или джинсах, то юбку Вам могут выдать на входе

На территории разрешена фото и видеосъемка, кроме съемки службы в храме и послушников (насельников) монастыря.

Конец материального процветания

К концу XIX века, когда Россия переживала бурный рост капиталистического производства, сёстры не смогли успешно конкурировать с крупными ткацкими фабриками, появившимися в стране и заполнившими рынок своей более дешёвой продукцией. В результате Федоровский монастырь (Переславль-Залесский), история которого к тому времени насчитывала без малого шесть веков, обеднел и отошёл на второй план, уступив место иным, более обеспеченным российским обителям. Но сёстры не пали духом.

Лишившись былого материального благополучия, обитель отнюдь не опустела. В начале XX века в ней проживало около пятисот насельниц. В этот период монастырскую жизнь возглавляла одна из самых деятельных настоятельниц — игуменья Евгения. Её трудами была построена общая трапеза, благодаря чему каждая из сестёр получила возможность, не заботясь о пропитании, заниматься порученным ей делом. Тогда же при монастыре действовали четыре школы, в которых бесплатно обучались дети малоимущих жителей Переславля-Залесского.

Как добраться

Проезд:

Никитский монастырь расположен на окраине Переславля-Залесского. Из Москвы до Переславля можно добраться от автовокзала (возле станции метро «Щелковская»), далее до монастыря — на городском автобусе. Ходят в Переславль-Залесский автобусы также из Ярославля и Ростова. На автомобиле из Москвы надо следовать по Ярославскому шоссе до Переславля-Залесского, затем проехать весь город (будьте внимательны, не сворачивайте перед въездом в Переславль на окружную дорогу) и повернуть налево на указателе «Никитский монастырь».

Адрес:

Ярославская область, Переславль-Залесский, Никитская слобода, ул. Запрудная, 20.

Тел.:

8 (48535) 3-20-08, 8 (48535) 3-17-65

Cайт:

https://nikitskiy.cerkov.ru/

Страничка в контакте:

https://vk.com/nikitmon

Исцеление князя Михаила Всеволодовича

Каждый, кто приходил за сотни верст в Переславль-Залесский, Никитский монастырь посещал с целью поговорить с Никитой Столпником. Облегчал он страдания людей, исцелял не только души, но и тела. Дошла о нем молва и до Чернигова, где страдал болезнями с ранних лет князь Михаил Всеволодович. С ближним своим боярином князь собрался в путь, чтобы подойти к столпу Никиты, пообщаться с чудотворцем. Вера в исцеление у князя Михаила была очень велика, но прошел в пути он немало испытаний. Добрались они до стен монастыря, остановились. Прибыв в обитель, боярин обрел Никиту в веригах и каменной шапке, денно и нощно молящегося, рассказал обо всех своих бедах. Выслушал его великомученик, дал свой посох и велел прийти к нему самому князю. Когда Михаил взял посох из рук боярина, тут же почувствовал в себе великую силу. Сам добрался до столпа Никиты, изливал ему свою благодарность, а обитель наградил щедрыми подарками.

Монастырь сейчас

Монастырь окружен стенами и до сих пор выглядит как маленькая крепость. Это и была крепость: в XVI веке именно она была призвана защищать город — ведь Переславский кремль до сих пор оставался деревянным. Стены были возведены при Иване Грозном в 1560-х годах и значительно перестраивались при царе Алексее Михайловиче в XVII веке. Они строились из кирпича, а в основание закладывались крупные валуны. Сохранилось шесть башен и двое ворот, над одними поставлена колокольня.

Главным храмом является Никитский собор, построенный в 1561-64 гг. Когда-то это был классический пятикупольный собор с закомарным покрытием. Первоначальное небольшое здание , построенное в 1528 году, стало одним из его пределов, посвященном Никите Столпнику.

В XVIII веке закомары заменили на четырехскатную железную крышу, а сам храм расписали изнутри. Живопись несколько раз подновлялась. Последний раз его расписывали уже в конце XIX века под руководством известного художника Сергея Грибова.

От внутреннего убранства, к сожалению, практически ничего не осталось, но известно, что оно было богатым и красивым. В советские годы церковь была закрыта, помещение использовалось для нужд разных организаций. В 1980-х годах была произведена попытка реставрации, в результате которой обрушился центральный купол . Сейчас восстановление собора продолжается.

В 1643-1624 строится еще одна церковь — теплая Благовещенская, с трапезными палатами, погребами, кухней и пекарней. Храм несколько раз перестраивался. На втором этаже трапезной были устроены настоятельские палаты — именно там, по преданию, останавливался Петр I. Изначально здесь было два придела — Иоанна Лествичника и Федора Стратилата. Первый был превращен в монастырскую ризницу для хранения ценностей, а второй переделан в XVIII веке в Никольский. В конце XVII века у храма появилась небольшая колокольня. Масштабно храм реставрировался в 1870-х годах: его покрыли новый крышей, сделали новый пол, поставили новый деревянный иконостас и обновили росписи.

Благовещенский храм является сейчас основным монастырским храмом, именно в нем ведутся регулярные богослужения. Здесь сейчас хранятся главные святыни: мощи св. Никиты Столпника и его железные вериги.

Несколько выбивается из общего ансамбля трехъярусная ампирная колокольня 1818 года. Она построена над надвратной церковью Михаила Архангела. Сюда перенесли со старой колокольни колокола и часовой механизм с боем.

На том месте, где когда-то находилась келья Никиты Столпника, сейчас стоит часовня-столп. Она была поставлена в 1702 году. Это небольшое сооружение и правда напоминает башенку. По преданию, ее подвал – это и есть легендарная келья святого.

Неподалеку от монастыря есть святой источник, который, по преданию, был вырыт самим св. Никитой. Источник считается целебным, сейчас он благоустроен, там есть купальни и часовня.

К монастырскому комплексу относится Черниговская часовня, поставленная в том же 1702 году на месте исцеления князя Михаила Черниговского — сейчас это городское кладбище. Красивое небольшое здание в стиле московского барокко сейчас практически не используется и стоит в запустении.

Расцвет обители при Иоанне Грозном

В 1528 году на месте старой Никитской церкви по приказу великого князя Василия III выстроили белокаменный Никитский собор.

Подлинный свой расцвет обитель возымела при правлении сына Василия – царе Иоанне Грозном. Он решил подготовить монастырь в качестве запасной опричной крепости, на случай, если свою надежность как укрепление потеряет Александровская слобода. Иоанн неоднократно совершал паломничество в Никитский монастырь (Переславль-Залесский).

В 1560 году царь приказал возвести новое здание собора. Это был пятиглавый храм. Старая постройка времен отца стала относиться к южному пределу Никиты Столпника. Иоанн Грозный лично присутствовал на освящении нового собора. От себя он преподнес в дар бронзовое паникадило, а его жена Анастасия подарила вышитый лично ей образ Никиты Столпника. Храм этот сохранился и в наши дни. В то время на территории монастыря были воздвигнуты и другие постройки, но не все из них сохранились: трапезная церковь, надвратная церковь Архангела Гавриила, башни и стены, которые на протяжении истории несколько раз перестраивались. Учредил Иоанн и монастырское жительство, снабдил монастырь вотчинами.

Мученическая смерть

Умер Никита от рук лихих людей. Они решили похитить вериги столпника – от постоянного ношения железные цепи сделались настолько гладкими, что сияли будто серебряные. В ночь на 24 мая 1186 года разбойники напали на монаха, убили его, сняли тяжёлые цепи и пустились прочь. На берегу Волги грабители остановились, чтобы поделить добычу. Тут-то и выяснилось, что вериги вовсе не были серебряными. Тогда разбойники бросили их в воду и скрылись. В ту же ночь монахи заметили над рекой три ярких луча, которые поднимались от воды. Горожане и иноки собрались на берегу и увидели, что вериги не утонули – они качались на поверх­ности, «яко древо, в волжских водах плавающее». Цепи извлекли из воды и с молебном внесли их в церковь, положив рядом с гробом преподобного Никиты. Говорят, что те, кто присутствовал на заупокойной службе и прикасался к веригам, получили исцеление. Тело Никиты похоронили вблизи монастыря, а цепи оставили для поклонения верующим.

В 2000 году по благословению патриарха Алексия II мощи были извлечены из земли и перенесены в Никитский монастырь, где они и хранятся вместе с веригами.

Верующие поклоняются мощам преподобного, чтобы попросить об исцелении от телесной слабости. Говорят, что в ответ на молитвы святой помогает справиться с болезнями конечностей, восстановиться после травм, справиться с бессонницей.

Вода из святого источника, выкопанного Никитой, считается целебной. На источнике устроены купальни, куда паломники приходят окунуться. А в день смерти Никиты, 23 и 24 мая по юлианскому календарю (5–6 июня по новому стилю), православные верую­щие отмечают День памяти преподобного Никиты.


Из мегаполиса в царство Берендеево. Выходные в Переславле-Залесском Подробнее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector