Преподобный никита столпник

Небольшая путаница

В 2010 году на зимней Олимпиаде в Ванкувере после неудачного выступления нашей сборной В. В. Путин, который тогда занимал пост премьер-министра, отметил, что оно является поводом для проведения серьезного анализа. Он дал указание сделать оргвыводы и исправить ситуацию, создав необходимые условия для хорошего выступления российских спортсменов на сочинской Олимпиаде в 2014 году.

Премьер также отметил, что в Ванкувере от наших олимпийцев ожидали гораздо большего, но это не значит, что нужно опустить руки и, посыпая пеплом голову, избивать себя веригами. Следует отметить, что в данном случает имеет место неточность. Ведь как видно из сказанного выше, никто себя не собирался бить веригами, их носили на теле.

Скорее всего, речь шла о самобичевании, иначе называемом флагелланством. Это движение «бичующихся», которое возникло в XIII веке. Его представители использовали самобичевание как один из вариантов «умерщвления плоти». Оно могло быть и келейным, и публичным.

При этом орудием был бич или плетка с тремя хвостами. На плетке имелись многочисленные узлы с шипами длиной в палец. При ударе они вонзались в плоть с такой большой силой, что для их извлечения необходимо было сделать дополнительный рывок.

Подтверждает ошибку и этимология слова «вериги», образованного от старославянского «верига», обозначающего «цепь», которое происходит от праславянского verti, что значит «связывать».

Мощи святителя во время Второй мировой войны

А вот один удивительный факт времен Великой Отечественной: следом за угнанными в неволю новгородцами последовали им на выручку во главе со святителем Никитой и новгородские угодники Божии…

В 1942 году фашисты угнали в Литву свыше 3 000 новгородцев. Осенью того же года в литовский городок Векшни, в который и определили новгородцев на поселение, немецкий военный эшелон привез пять серебряных рак с мощами новгородских святых. Приехавший незамедлительно настоятель местного храма архимандрит Алексий (Черань) первой опознал раку святителя Никиты. Все мощи сразу же были перевезены в церковь, и митрополит Литовский Сергий в телефонной беседе поручил настоятелю до всенощного бдения открыть раки и поправить одеяния святых. Сам отец архимандрит пишет:

«После долгого путешествия святые в раках сдвинулись с места и их надо было положить надлежащим образом, и поэтому сподобил меня, недостойного, Господь поднять святителя Никиту целиком, на моих руках, при помощи иеродиакона Иллариона. Святитель был облачен в темно-малиновую бархатную фелонь, поверх которой лежал большой омофор кованной золотой парчи. Лик его был закрыт большим воздухом; на главе – потемневшая от времени золотая митра. Лик святителя замечателен; всецело сохранившиеся черты его лица выражают строгое спокойствие и вместе с тем кротость и смирение. Бороды почти не видно, только заметна редкая растительность на подбородке. Правая рука, благословляющая, сложена двуперстием – на ней ярко выделяется сильно потемневшее место от прикладывания в течение 400 лет. Дивен Бог во святых Своих!»

Весь православный народ, оказавшийся в том литовском краю, с трепетом и воодушевлением встретил святые мощи. Тогда же иеродиакон Илларион, помогавший настоятелю храма привести в порядок мощи святых, человек не очень образованный, но горевший верой дважды увидел один сон: святитель Никита, облаченный в мантию, стоял посреди храма и читал покаянный канон. Иеродиакон, вошедший в храм и увидевший епископа, сразу же пал ему в ноги и попросил благословения. Святитель жестом благословил новгородца и произнес: «Молитесь все об избавлении от бедствий, грядущих на родину нашу и народ. Враг лукавый ополчается. Должно вам всем перед службой Божией принимать благословение».

После этих слов святитель стал невидим. Узнав об этом, митрополит Сергий установил правило, чтобы перед началом каждой службы при открытии раки святителя Никиты выходить священнослужителям и прикладываться к деснице святого Никиты, возвращаться в алтарь и тогда лишь начинать литургию. Эта традиция чтится и ныне новгородским священством. Особенно ее придерживаются священники Софийского собора, не мыслящие начать богослужение, не приложившись к мощам святителя.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4:Насладився богомудре воздержания, и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш святителю Никито: и ныне моли Христа Бога, да спасет души наша.Кондак, глас 6:Архиерейства саном почтився, и чисте чистейшему предстоя, прилежно моление за люди твоя приносил еси, яко и дождь молитвою свел еси, овогда же и града запаления угасил еси. И ынне святителю Никито моли Христа Бога, спасти императора православнаго Николая Александровича, и люди твоя молящияся, да вси вопием ти: радуйся святителю отче предивный.Молитва святителю Никите, затворнику Печерскому, еп. Новгородскому:О архиерею Божий, святителю Никито, услыши нас, грешных раб твоих, стекшихся днесь в священный храм сей, молящихся тебе и к священной твоей раце притекающих и умиленно вопиющих: якоже седя на престоле святительства в Великом Новеграде сем, и единою нале-жащею бездождию дождь молитвами свел еси и паки граду сему, огненным пламенем обшедшему, молитвою пламень огненный угасил еси, и ныне молим тя, о святителю Христов Никито, молися ко Господу, еже избавити Великий Новград сей и вся грады и страны христианския от труса, потопа, глада, огня, града, меча и от всех вра–гов, видимых и невидимых, Яко да избранных молитв твоих ради спасаеми, славим Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Ду-ха, и твое милостивное предстательство ныне и присно и во веки веков. А минь. , преподобный

Использованные материалы

  • «Ярославская епархия» // Страница официального сайта Московского Патриархата Патриархия.ru:
  • Адреса монастырей Переславля // Страница информационного портал города Переславля PERESLAVL.RU
  • «Монастырь во имя прп. Никиты Столпника (мужской)» // Сайт «Русское Православие»
  • Свирелин А. И., «Описание Переславского Никитского монастыря в прежнее и нынешнее время (с приложением календаря, составленного для г. Переславля)» / А. И. Свирелин. — М.: Типография А. А. Торлецкого и Ко, 1878:
  • (материал использован частично)

В книге списков настоятелей у Строева он неправильно назван Высоцким

Никита Бесогон

Разбираясь с вопросом, когда отмечают именины Никиты Бесогона, надо отметить, что его иконописный сюжет иллюстрирует историю византийских апокрифических текстов жития святого. По некоторым данным, он был сыном царя Максимиана. Уверовав во Христа, он вызвал большое негодование отца-язычника и был подвергнут многочисленным жестоким пыткам, а затем брошен в темницу, куда однажды к нему в облике ангела явился сам бес и стал уговаривать его уверовать в языческих идолов, пообещав ему освобождение от мучений. Никита не поверил этой жуткой ангельской сущности и стал усиленно молиться Господу, и тогда с неба спустился архангел Михаил и приказал подвергнуть испытаниям ложного ангела. Тогда Никита схватил беса и стал бить его своими кандалами, и тот вынужден был признаться в том, что он нечистый дух.

Потом царь опять вызвал к себе Никиту, но тот пришел не один, а привел с собой беса, чтобы показать всем, кто взял власть над ними. А чтобы окончательно убедить, Никита воскресил давно умершую супружескую пару. Но это не подействовало на Максимиана, тогда против него восстали и царица, и народ. В этот день святой Никита крестил 18 400 человек, но вскоре отдал Богу душу.

Храмы во имя преподобного Никиты Столпника

В 1511–1522 гг. был освящен придел церкви великомученика Никиты во имя преподобного Никиты Столпника. Около 1515-1521 гг. переславским дьяконом Евстафием после его исцеления у мощей преподобного Никиты Столпника была построена деревянная Никитская церковь, посвященная переславскому чудотворцу. Однако до наших дней церковь не сохранилась. Каменный храм во имя святого великомученика Никиты с двумя приделами, во имя преподобного Никиты Столпника и во имя всех святых, был заложен в 1564 г. и освящен в 1574 г.


Собор во имя святого великомученика Никиты с двумя приделами: во имя преподобного Никиты Столпника и во имя всех святых Никитского монастыря в Переславле-Залесском

Јкосъ №.

ҐгGлwвъ под0бника и3 бэсHвъ противоб0рца прови1дz тS всеS твaри зижди1тель словесы2 прbр0ческими: и3змhйтесz и3 чи1сти бyдите, на покаsніе њгласи1въ тS, ћкw вторaго пavла, человэколю1бнw къ себЁ призвA, нaсъ же научи2 ўблажaти тебE си1це:

Рaдуйсz, сосyде и3збрaнный, свhше бGwмъ пред8увёданный: рaдуйсz, въ хрaмъ д¦а всесaгw пред8устaвленный.

Рaдуйсz, спод0бивыйсz бжcтвеннагw призвaніz: рaдуйсz, ўдост0ивыйсz t гDа њправдaніz.

Рaдуйсz, блгdть б9ію, ўмzгчaющую сeрдце твоE, получи1вый: рaдуйсz, њчисти1тельнагw покаsніz т0ки слeзъ и3сточи1вый.

Рaдуйсz, вёру въ призвaвшаго тS гDа несумнённу воспріsвый: рaдуйсz, всегw2 себE води1тельству б9ію предaвый.

Рaдуйсz, супрyжницу и3 клеврeтwвъ твои1хъ гDа рaди њстaвивый: рaдуйсz, невозврaтное твоE шeствіе къ снискaнію сп7сeніz напрaвивый.

Рaдуйсz, цrтвіz нбcнагw стzжaтелю: рaдуйсz, њ всёхъ къ тебЁ притекaющихъ тeплый ко гDу предстaтелю.

Рaдуйсz, ніки1то прпdбне, ст0лпниче и3 чудотв0рче.

Семья

Никита долгое время не спешит заводить семью, дорожа своей свободой и независимостью. Когда девушке удается его окольцевать, то сложно сказать, будет ли удачным ее брак с Никитой. С ним может ужиться только терпеливая, уступчивая, хозяйственная и сексуальная женщина, так как Никита не стремится уступать своей жене власть в семье и не любит идти на уступки. И через какое-то время может начать изменять жене ради новых сексуальных ощущений, но измену со стороны жены никогда ей не простит. За этим сразу последует развод с его стороны. Если в семье родится ребенок, которого Никита очень полюбит, то он постарается, чтобы семейная жизнь была благополучной и счастливой.

Честная жизнь

Преподобный Никита, уроженец Переславля-Залесского, жил в XII веке. Пришедши в возраст, он вступил в брак и с тем вместе предался многим порокам; был, как говорится в рукописном житии, другом мытарей; притеснял бедных, заводил ссоры с богатыми, взимая от них неправедную мзду и сим способом приобрёл себе богатое имение.

Однажды Никита пришёл в церковь, где на то время читано было при Богослужении из Пророка Исайи следующее: Тако глаголет Господь: измыйтеся и чисти будете, отъимите лукавства от душ ваших и прочее. (Ис.)

Эти пророческие слова до того тронули Никиту, что он тогда же решился оставить порочную свою жизнь и всецело посвятить себя на служение Богу. Оставив дом, семейство и большое имение, неправедно им нажитое, он ушёл в Никитский монастырь, где показал собою редкий пример самоотвержения и духовного подвижничества. Возложив на себя тяжёлые железные вериги, он заключился в уединённый каменный столп, в котором до самой кончины своей день и ночь пребывая в трудах, посте и молитве, с сердечным сокрушением просил у Господа Бога прощения своих грехов, взывая непрестанно: «Владыко Христе Царю! помилуй мя падшаго; возстави на путь истинный погрязшаго в тине греховной». Вериг было двое: одни из них полегче носил он на теле; другие, весом в два с половиною пуда, возлагал и носил поверх одежды.

Господь услышал покаянную молитву раба своего Никиты, простил ему все прегрешения и, дабы удивить милость свою над ним, ниспослал ему дар врачевания ещё при жизни.

Исцеление святого князя Михаила Черниговского

Слух о необычайном подвижничестве преподобного Никиты, а равно и о его чудотворениях далеко разнёсся. Отовсюду стали приходить к нему здравые и недужные или для получения назидательных наставлений, или для исцеления.

Из числа немощных, приходивших к преподобному Никите, было одно особенно замечательное лицо — Черниговский Князь Михаил Всеволодович (Чермный), впоследствии святой мученик и исповедник (отец преподобной Евфросинии Суздальской). Страдая в юных летах телесным расслаблением и не ведая, какими врачевствами укрепить своё здоровье, Князь Михаил нарочито, по одному слуху о преподобном Никите и о его святой и чудодейственной жизни, прибыл из Чернигова в Переславль-Залесский. Остановясь за версту от Никитского монастыря, Михаил послал одного из своих боляр к преподобному просить у него помощи в своей тяжкой болезни. Преподобный Никита, видя искреннее усердие Князя, дал посланному жезл, сказав, что шлёт его как врачевство для больного; пусть возьмёт его в руки и исцелеет. Посланный возвратился, вручил Князю жезл и, лишь только он принял его в свои руки, тотчас ощутил себя совершенно здравым. В память сего события Князь Михаил тогда же повелел водрузить крест на том самом месте, где последовало исцеление, с означением года, именно: «лета 6694» (1186 год).

Об этом чудесном исцелении Черниговского Князя Михаила и о поставлении им креста в память сего события говорится в Степенной книге и, по свидетельству писателя оной, крест тот был ещё цел в конце XVI века. (Смотри часть 1, страницы 315 и 316.) Ныне на этом месте находится каменная часовня, расстоянием от монастыря Никитского в одной версте, возле Ростовского шоссе, и называется Черниговскою.

Свою жизнь преподобный Никита Столпник закончил мученической кончиной

Свою жизнь он закончил мученической кончиной. Однажды его родственники увидели на нем вериги и кресты. Они приняли их за серебряные, и захотели ими завладеть. В 1186 году они разобрали покрытие столпа, и убили подвижника, после чего забрали кресты и вериги, и убежали.

Утром его обнаружил пономарь. Он призвал на это место всех остальных. Игумен с братией тогда нашли и самого Никиту. От его тела шло благоухание.

Святой отец Никита, пребывая в столпе своем и вознося постоянные молитвы Богу, подавал исцеление всем, кто приходил к нему для получения врачевства от недугов

Его же убийцы увидели, что это не серебро, а железо, и стали бросать вериги в Волгу. Но Господь прославил эти подвиги святого. Ночью старец Симеон увидел три ярких луча света. Он сказал об этом настоятелю, и, собравшись все вместе у реки, они увидели три креста и вериги. Они забрали их в Никитский монастырь и положили на гроб преподобного Никиты. После на этом месте происходили исцеления.

Однажды святитель Фотий в 1420 году настоял на том, чтобы были открыты мощи святого Никиты. Когда игумен с братией совершил молебен, а затем открыли бересту, которой был обернут Никита, как вдруг могила закрылась землей. Мощи святого остались под спудом. На этом месте в 1511 году был построен придел в честь преподобного Никиты.

Никите Столпнику написана молитва, которую можно читать дома перед иконой

Никите Столпнику написана и молитва, которую можно читать дома перед его иконой.

Молитва Никите Столпнику

О, всечестная главо, преподобне отче преблаженне, Никито преподобномучениче! Не забуди нищих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых своих и благоприятных молитвах к Богу и не забуди присещати чад своих.

Моли за ны, отче благий и избранниче Христов, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, и не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева и не престай моляся за нас ко Христу Богу:

тебе бо дана бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти убо жив пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя и соблюдая нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския, заступниче и молитвенниче наш добрый.

Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя Бога достойно веселится.

Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем, и тебе молимся, и милися деем, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, и горьких мытарств, и воздушных князей, и вечныя муки избавится нам, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Ему, Господу нашему Иисусу Христу.

Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец с житием. Икона, XVII в. Германия, Мюнхен, Галерея Бренске

Житие новгородского святителя Никиты

В 1030-ом году в Киеве родился человек, которому выпало на долю немало трудностей и заблуждений, прежде чем он пришел к пониманию истинных ценностей Христа. Звали его Никитой. В 50-х годах 11 века он стал одним из первых послушников Киево-Печерской лавры. Никита долгие годы служил монахом и вместе с братией молился Спасителю.

В 1078-ом настоятелем обители был назначен игумен Никон. Во времена его правления инок Никита решил стать затворником и, уединившись в монастырской келье, читать Законы Божьи. Однако игумен Никон отказался благословить монаха на затворническую жизнь. Настоятель сказал, что молодому и полному сил иноку лучше работать с братией, а не сидеть в келье без дела. К тому же в затворе монах может прельститься на обещания бесов, ведь когда-то что-то подобное произошло с братом Исаакием пещерником.

Однако Никита не захотел слушать старого игумена. Молодой инок заперся в своей келье и стал молиться Богу. Однажды он услышал чей-то голос, с ним в унисон произносящий молитвы Господу. Монашеская келья инока в тот момент наполнилась благоуханием. Перед монахом предстал бес в образе ангела. Неопытный подвижник принял его за святого небожителя и стал с ним беседовать. Бес, притворившись ангелом, велел иноку не молиться, а только читать книги, изучать Ветхий Завет. Искуситель заверил монаха, что будет вместо него произносить молитвы Господу. Инок поверил бесу и перестал молиться Спасителю, а только читал книги, да и то не те, что нужно.

Вскоре монах выучил Ветхий Завет наизусть. С приходившими к нему верующими он беседовал о пользе этого Писания. Бес часто являлся во сне к монаху-затворнику и делился с ним секретами из будущего. Никита с подачи искусителя прослыл пророком. К иноку стали приходить христиане, чтобы послушать его пророчества. Монах предсказал убийство новгородского князя Глеба Святославовича. Вскоре киевский правитель Изяслав убедился в правдивости слов инока.

Многие христиане заметили, что монах-затворник ничего не говорит о Новом Завете. Инок никогда не вспоминал об Иисусе Христе и о Святом Евангелии. Братия поняла, что Никита пребывает во власти бесовских заблуждений. Монахи посовещались и решили изгнать из кельи Никиты беса, притворившегося ангелом. Затворник, благодаря молитвам, вышел наружу и очистился от греховного наваждения.

После этого происшествия монах впал в детство и забыл выученный наизусть Ветхий Завет. Инок не мог вспомнить даже буквы. Монахам пришлось заново его учить грамоте. Вскоре инок понял, в чем его главная ошибка. Он стал плакать горькими слезами и неистово молиться. Никита стал ревностным блюстителем веры Христа, он принял обет великого воздержания и вечного послушания.

Прошло около 15 лет. Никита молился Богу, выполнял с братией монастырские обязанности. В 1096 митрополит Киевский Ефрем возвел монаха в епископский сан и назначил епископом Великого Новгорода. Согласно новгородской летописи, Никита стал шестым Новгородским владыкой. Епископ переселился из Киева в Великий Новгород и принял местную паству. Для всех своих прихожан он стал настоящим примером христианской добродетели.

Тринадцать лет прослужил Никита в должности епископа Новгородского. В Великом Новгороде он читал проповеди прихожанам, обращал в христианство язычников. Он подавал милостыню бедным, помогал заблудшим обрести душевный покой. За добродетельную жизнь Господь даровал епископу дар чудотворца. Никита Новгородский спас Новгород от многих бедствий (молитвами погасил пожар, призвал дождь во время сильной засухи). Позже новгородцы сделали Никиту своим покровителем земледелия и защитником от пожаров. Епископ Новгородский помог молитвами местному князю Мстиславу победить в одном их военных походов.

Святитель всю свою жизнь способствовал распространению христианства на Руси. Он распорядился построить несколько храмов в Великом Новгороде. Правда, возведенным из дерева церквям не удалось сохраниться на протяжении 1000 лет и уцелеть до наших дней. Епископ благословил строительство каменного Антониевого монастыря преподобным Антонием на берегу реки Волхов.

Умер Никита Новгородский 31 января 1108 (1109) года. Похоронили епископа в епископской одежде и веригах в новгородском Софийском соборе. Там он покоился почти четыре столетия.

Любовь

Никита еще в старших классах начинает встречаться с девушками, которых без труда очаровывает, благодаря своему красноречию, нежности и умению романтично ухаживать. С легкостью разрывает отношения с предыдущей девушкой ради отношений с другой, наплевав на их чувства

Выбирая себе девушку, Никита в первую очередь обращает внимание на ее внешность, фигуру. С неприметной, толстой или некрасивой девушкой он ни за что не станет встречаться

Только во вторую очередь он обращает внимание на ее интеллект, сексуальность. Если все соответствует его критериям, то есть шанс, что она долгое время будет его девушкой, в противном случае Никита будет искать следующую.

Гибель великомученика Никиты. Обретение вериг

Весть о чудесном исцелении и щедрых подарках князя быстро разошлась по миру. Родственники Никиты поспешили к нему, потому что намеревались получить часть богатства. Долго внушал им праведник о зле, о грехе сребролюбия, но те не вняли его словам, а только ожесточились сердцем. Решили они, что вериги на Никите серебряные, так блестели они на солнце.

Задумали лиходеи черное дело. В ночь тайно проникли злоумышленники в обитель, подобрались к столпу и стали разрушать доски, которыми была накрыта яма (от дождей и непогоды). Никита все это слышал, догадался об их намерениях, но не стал поднимать шум и тревогу. Молча он принял побои, смерть от мучителей, отдался воле божьей. Так бренное тело его обрекло покой, а душа вознеслась на небо. Лиходеи же сняли с него вериги и бросились за врата. Уже в поле они поняли, что это не серебро, а обычное железо, и в отчаянье побросали вериги в Волгу.

Обнаружив тело бездыханного Никиты, братья отнесли его в храм. Молва о его гибели быстро разнеслась, и потянулось к гробу великомученика множество народу. Многие в то время получили исцеление пред гробом его.

Благочестивый старец Симеон из соседнего монастыря утром вышел на берег реки и увидел светящийся столб над водой, позвал он архимандрита, горожан. Доплыв до середины реки, обнаружили они, что подобно дереву плавали на поверхности вериги Никиты – цепи и кресты. С радостью восприняли эту весть Никитинские иноки, снарядили делегацию и перенесли вериги в свой монастырь, положили их у гроба Никиты Столпника.

Сотни паломников тянутся в монастырь, чтобы приложится к мощам Никиты, обрести исцеление, как души, так и тела.

Известные люди с именем Никита

Никита Толстой — советский физик.

Никита Салопин — российский актер.

Никита Моисеев — российский ученый.

Никита Хрущев — государственный деятель СССР.

Никита Демидов (1656 — 1725), русский промышленник, основатель династии Демидовых

Происхождение: Древнегреческое имя. Покровителем имени является преподобный Никита Исповедник. Будучи игуменом обители Мидикийской, он исповедовал людей, очищая их души от грехов, проповедуя истинные ценности и христианскую веру; причислен к лику святых.

Характер: Это мужчины, которые знают себе цену. Они эгоистичны и целеустремленны, выбирают себе цель, идут к ней прямым путем. Не любят, чтобы ими командовали, они настойчивы, упрямы и одновременно, чувствительны и ранимы. Внешне похожи на мать, характер же у них отцовский.

Семейная жизнь их складывается трудно, но, любя детей, предпочитают не разводиться. Очень преданные сыновья.

У этих мужчин талант от Бога. Они лидеры, правда, это не распространяется на семейную жизнь. Друзей у них немного, Никита лишен дипломатичности, не желает ни к кому приспосабливаться, и не терпит ничьего превосходства.

«Зимние» — сложны в общении, большие спорщики. Трудолюбивы, свои планы продумывают до мелочей. Не терпят долгих разговоров по телефону. «Летним» не очень везет в браке, но они терпеливы. Любят животных, часто держат в доме собаку. Любят ездить в командировки и водить свой автомобиль (но не ремонтировать его). Заботливые сыновья.

Никита отличается веселым нравом, любит шумные вечеринки, танцы, путешествует, если есть такая возможность. Никита коммуникабелен, прекрасно ладит с людьми, однако работать в коллективе не умеет, по натуре он индивидуалист, не может подстраиваться под других, предпочитая действовать самостоятельно. Гостеприимен, привлекателен для женщин, обладает чувством юмора.

Посмертные чудеса Никиты Столпника

В 1515 году рассудок покинул переславского дьякона Евстафия, но как только на него положили железные святыни Столпника, разум возвратился.

Страдающий телесной слабостью Иван Турков в 1884 году засвидетельствовал полное исцеление после чтения молитвы святому.

Прибывший в обитель Яков Оханов, приняв иночество с именем Иоаким, был поставлен на переписывание святого писания, но впал в искушение и начал заниматься колдовскими книгами, волхвовать. Господь разгневался на самоуверенного инока, который взялся за исцеление бесноватого, приведенного родственниками к мощам Никиты Столпника.

Люди пожаловались на Иоакима игумену, но инок отрицал свою принадлежность к волхованию. В тот момент, когда бесноватый с целованием наклонился над веригами святого, лицемерный монах был брошен на землю неведомой силой, долго вопил и умер, а бесноватый Иларион получил исцеление.

Иван Лопаткин не только потерял рассудок, но онемел при расслаблении членов тела. Его жена перепробовала все средства и травы, в отчаянии и надежде повела больного мужа в Никитский монастырь.

При приближении к мощам преподобного Иван почувствовал приближение смерти, но жена не отчаялась, а начала усердно молиться, осталась с умирающим мужем на Литургию. При пении Трисвятого Лопаткин сделался недвижимым, но как только зазвучала Херувимская песнь, задышал, самостоятельно осенил себя крестом, встал на ноги и поклонился святым мощам, дарующим исцеление по вере и силе молитвы. Здоровье и разум Ивана Лопаткина полностью восстановились.


Икона святого Никиты Переславского

Во времена царя Ивана Грозного на строительстве храма работал некий Симеон, имеющий бесноватую жену. Испробовав все молитвы и народные средства, Симеон с женой отправились к Никитской могиле, около которой бесы так атаковали больную, что ее не смогли удержать несколько сильных мужчин.

Игумен монастыря распорядился надеть на бесноватую святые вериг, пять дней дьявол не отпускал душу Евдокии, но, в конце концов, сдался, и женщина со слезами на глазах молилась в храме, прося Бога об очищении от лукавого.

Уснув во время молитвы у столпа святого, она во сне увидела Никиту Столпника, который велел молиться Спасу. Проснувшись, Евдокия рассказала о сне мужу, они отправились на Литургию, после принятия причастия женщина получила полное исцеление.

Никитская обитель хранит не одно свидетельство исцелений, дарованных как царским особам, там и простым людям.

Значение и почитание в православии

В 1547-ом в пасхальную ночь гробницу Никиты украсили праздничным покровом. При Феодосии, архиепископе Новгородском, на первом Макарьевском Соборе 1547-го года скончавшегося несколько веков назад епископа решили канонизировать для общероссийского церковного почитания.

Прошло 11 лет со дня канонизации и, по благословению Макария, митрополита Московского, было решено открыть гробницу отца Никиты. Мощи святого были обретены 30 апреля 1558-го года архиепископом Новгородским Пименом. Нетленные останки епископа долгое время находились в Софийском соборе. Святым мощам молились абсолютно слепые и страдающие глазными болезнями люди. От святейших останков Никиты верующие получали чудесное исцеление.

В 1629-ом для мощей сделали новую гробницу, украшенную серебром. В 1956 останки святого перенесли в Николо-Дворищенский собор. В 1962 мощи отправились на хранение в храм Апостола Филиппа. В 1993 останки вернулись в Софийский собор.

Святого епископа Новгородского помнят и чтят в русском православии. Ежегодно в честь отца Никиты совершается праздничное богослужение. Епископа Новгородского христиане вспоминают 13 февраля, 13 и 27 мая.

Из грязи да в князи

12 век. В небогатой семье городища Переславль Залесский родился мальчик. Документы того времени не сохранили его имени и фамилии. 

Мальчик рос замкнутым, обидчивым и озлобленным ребёнком. Со временем наш герой, а скорее антигерой, вырос, пробился в люди и стал одним из главных правителей городища — сборщиком податей. А эта система втягивает человека в грех воровства, потому что в руки идут неучтённые огромные деньги. 

1152 год. Время тогда было сложное. Князь Андрей Долгорукий решил перенести городище Переславль Залесский на реку Трубеж и построить каменный храм Спаса Преображения.

Для этого требовалось много денег, и  князь поднимает налоги и подати. Мытари зверствовали, они забирали у людей больше, чем следует, иногда и все средства к существованию.

Никита об этом знал, но не останавливал грабёж: жажда обогащения пересилила разум.  Он строит себе огромные хоромы, живёт на широкую ногу, устраивает богатые пиры, загордился, стал надменным и грубым. Оно и понятно: поднялся из бедности, и вдруг такое богатство. Истинно: из грязи да в князи. 

Но на удивление совесть в душе его сохранилась. А может Господь её пробудил?! Никита понял, что грешен и за это будет наказан.

С годами от осознания своей греховности страдал все сильнее и сильнее. Тогда Господь даёт ему возможность избавиться от душевных мук. Он показал ему видение. А видение — это такой мираж.

Однажды, готовя очередной пир, жена увидела в котле вместо кусков мяса закипающую кровь и отдельные части тела: руки, ноги, голову. В ужасе она побежала за мужем. Увиденное потрясло его настолько, что он сломя голову понёсся в монастырь со словами: «Господи, спаси погибающую душу». 

  • Первое в искуплении греха — покаяние (с греческого «изменение ума»). Никита упал в ноги игумену и стал просить принять его в число братии, то есть постричь его в монахи. Это значит, что он должен оставить свою семью на Бога и никогда более её не видеть. А жена у него была покладистая, тихая и скромная. И дети были. 
  • Второе в искуплении греха — это нестяжание  (отсутствие стремления к накопительству, к материальным благам). Как у монахов. Никита оказался таким человеком, что отказывается от всего. 
  • И третье — самое тяжелое. Это полное послушание в монастыре всем и особенно игумену. 

Игумен понимал, что перед ним человек, который 30 лет жил в богатстве и роскоши, поэтому никогда не научится слушаться. И отказывает Никите со словами: «Да ты не понесёшь искуса послушания». 

И стало грешнику страшно. Ведь цель христианина в жизни — достичь царствия Божия. А какое царствие Божие, если ты убийца.

И снова бросается в ноги Никита со словами: «Отче, спаси погибающую душу!» Тогда игумен принимает решение его испытать. Он посылает Никиту в ворота монастыря, чтобы, стоя на коленях, тот у всех просил прощения. И думал, что пришелец не сломит своей гордыни.

А через три дня его потеряли. Никита уходит в тайгу, которая окружала монастырь. Это сейчас её нет, а тогда  в ней строился город, и назвали его Переславль Залесский, то есть за лесами от Киева.

И там раздевается по пояс и отдаёт себя на съедение комарам. Они вились на ним бурым столбом и чуть не выпили всю его кровь.

Найденного Никиту принесли в монастырь на руках обессиленного, окровавленного. Он снова упал в ноги игумена с просьбой: «Отче, спаси погибающую душу». Игумен наконец понял, что его надо срочно постричь.  

Во время пострига его нарекли Никитой. А имя, данное ему при рождении, не обнаружено ни в одном документе.

Учёные высказывают предположение, что мирское имя  не сохранилось потому, что его дальнейшая жизнь, подвиг его христианский были столь велики, что оно уже не имело никакого значения.

После пострига Никита много молится, постоянно постится, но страдания не оставляют его, он перестает спать ночами. И монах просит у игумена разрешения носить вериги. 

Тексты

В течение жизни святой Никита глубоко изучил основы православной веры, и с его именем связано несколько религиозных текстов. Они обозначены в священных писаниях и известны всем, кто погружался в церковную историю.

Тропарь

В православной церкви тропарь представляет собой краткое песнопение, предназначенное для восхваления и призыва на помощь священного образа. Тропарь Никите великомученику следующий: «Мученик Твой, Господи, Никита/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша».

Кондак

Термином кондак изначально называли свитки пергамента, содержащие записи церковных песнопений. Затем под словом кондак стала пониматься краткая церковная песнь, предназначенная для восхваления Бога, Матери Божией либо святого. Песнь Никите Готфскому, Константинопольскому заключает в себе такие слова:

«Прелести посек державу стоянием твоим/ и победы приим венец во страдальчествех твоих,/ со Ангелы, славне, радуешися,/ Никито тезоимените,// с ними Христа Бога моля непрестанно о всех нас».

Молитва

Молитва святому великомученику Никите содержит прощение о дарах для души и телес. При обращении к святому образу произносят такой текст:

Веригоношение

Чтобы усвоить, что это – вериги, целесообразным будет сказать о них подробнее. Как уже было отмечено, этот предмет был в ходу у христианских аскетов и использовался ими для «умерщвления плоти». Кроме упомянутых цепей, колец и полос могли применять железные шляпы, железные подошвы, медные иконы, которые вешали на грудь с помощью цепи. Иногда цепь продевалась сквозь кожу или даже тело. Вес вериг мог достигать иногда нескольких десятков килограммов.

Как писал Григорий Богослов, изнуряя себя веригами и истончая плоть, монахи истончали вместе с тем и грех. В соответствии со строгостями аскетического идеала иноки перестали довольствоваться лишь обычным аналавом (четырехугольный платок, на котором изображены страсти Господни). У них возникло желание более чувствительно воздействовать на свою волю путем воздействия на тело.

Сначала вериги носили исключительно монахи-аскеты, но затем их стали использовать и обычные верующие.

Как добраться

Проезд:

Никитский монастырь расположен на окраине Переславля-Залесского. Из Москвы до Переславля можно добраться от автовокзала (возле станции метро «Щелковская»), далее до монастыря — на городском автобусе. Ходят в Переславль-Залесский автобусы также из Ярославля и Ростова. На автомобиле из Москвы надо следовать по Ярославскому шоссе до Переславля-Залесского, затем проехать весь город (будьте внимательны, не сворачивайте перед въездом в Переславль на окружную дорогу) и повернуть налево на указателе «Никитский монастырь».

Адрес:

Ярославская область, Переславль-Залесский, Никитская слобода, ул. Запрудная, 20.

Тел.:

8 (48535) 3-20-08, 8 (48535) 3-17-65

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector