Никита столпник переславский
Содержание:
- История хранения вериг и крестов
- Народные приметы 6 июня
- Монастырь
- Кто такой Симеон Столпник
- Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
- Значение и суть столпничества
- Жизнь Симеона Столпника на столбе
- Житие Даниила Столпника
- Молитва преподобному Симеону Столпнику
- Иконография
- Чудеса исцелений
- Преподобный Симеон Столпник
- Появление столпничества
- Жизнеописание
- Почитание в православии
История хранения вериг и крестов
Святые цепи и кресты до революции хранились в Никитском монастыре, последним настоятелем которого был отец Феофан. Его из-за возраста, слепой жены и душевнобольного сына не арестовали сразу, что позволило священнику спрятать святыни в доме сторожа обители.
В 1939 году храм Животворящей Троицы, в котором служил отец Феофан, закрыли, священника арестовали, но перед этим он успел передать священные вериги двум монахиням, Алфее и Глафире.
Немолодые женщины, рискуя свободой и жизнью, в скитаниях с трепетной нежностью хранили святыни, завернутые в берест, позволяя знакомым христианам прилагаться к ним. Приношения, оставленные верующими, спасли монахинь от голодной смерти.
В 1942 году после подлого убийства Алфеи Глафира передала вериги и кресты в Покровскую церковь, отцу Алексею Громову. После убийства монахини Глафиры опеку над священными предметами взяла на себя монахиня Покровского храма, который не закрывался в тревожное время.
Отец Алексей смалодушничал и присоединился е обновленцам. Этот факт отвернул от прихода верующих, но война сделала свое черное дело, люди, получившие похоронки, приходили в единственный в городе храм на отпевание погибших. Покаявшийся в 1949 году священник Алексей уехал, с 1953 года храм был под опекой архимандрита Тавриона (Батозского).
К тому времени большие вериги находились в музее Переславля, а малые вскоре были перевезены в латвийский город Елгаву, куда был переведен отец Таврион.
Никитский монастырь в Переславле-Залесском
Хранителем святыни стала Спасо-Преображенская пустынь, после возвращения Никитского монастыря Православной Церкви, малые вериги и кресты перевезли в Никитскую обитель. Большие вериги были переданы храму директором музея Михаилом Семеновым.
Народные приметы 6 июня
• Если на Симеона Столпника буйно цвел шиповник, то ждали знатного клева карася.
• Пахнувшие сильнее обычного цветки шиповника указывали на приближавшийся ливень.
• Шедший ливень в Симеонов день предвещал урожай грибов.
• Бутоны кувшинки на водной глади указывали на потепление.
• Если в дождь радуга формировалась с севера на юг, то это примета того, что ненастье будет долгим.
• Дувший ветер с направлением вдоль течения указывал на безоблачную погоду.
Именинники 6 июня (Симеон Столник) Григорий, Геннадий, Иван, Никита, Семен, Степан, Федор.
Выбрать другой день памяти святого по дате рождения
Монастырь
Эта монашеская обитель, возведенная в пятом веке, ныне представляет собой живописные руины. Они находятся в шестидесяти километрах от древнего города Алеппо (ныне Халеб), в Сирии.
Интересный фактИстория возникновения этого монастыря тесно переплелась с жизнью Святого Сименона – именно на том месте, где находился столп аскета, позже выстроили прекрасную крестообразную церковь. Останки столпа с большой каменной глыбой сохранились до сих пор – немое свидетельство духовных подвигов святого отшельника.
Храм этот стоял на самом краю обрыва, а вокруг него возводились монашеские кельи. Строителем монастыря стал византийский император Зенон. За века своего существования монастырь не раз подвергался разграблениям. Его хозяевами становились то турки-сельджуки, то крестоносцы.
В 12 веке монастырем вновь овладевают арабы, и обитель постепенно приходит в запустение. На сегодняшний день яйцеобразные останки столпа святого Симеона являются местом христианского и туристического паломничества. Люди откалывают кусочки камня, чтобы увезти их с собой, ведь считается, что эти камни могут исцелять различные болезни.
Кто такой Симеон Столпник
Святой родился в бедной семье в Сирии. С раннего детства помогал отцу пасти овец. К праведной жизни он пришел после того, как в храме услышал заповеди Блаженств. Мальчик стал с усердием молиться Господу. Вопрошал о даровании способности стать истинно праведным.
Вскоре ему был сон. Якобы он копает яму под основу дома и слышит голос, который велит ему копать глубже. Симеон послушно копал, но стороннему голосу этого было недостаточно. Мальчик копал до тех пор, пока незнакомый голос не сказал: «Довольно». Ему стало понятно, что достичь желаемого можно только через труд.
По пробуждению Симеон укрепился во мнении стать монахом, служить Богу. Так он ушел из отчего дома в соседний монастырь. Перед обителью будущий святой встал на колени, простоял так 7 дней. Видя неистовое желание служить Богу, его приняли в монастырь. Иноком он провел там некоторое время. Усердно молился, постился, отличался послушанием. Все время посвящал молитвам, размышлениям о Господе.
Со временем ему стало не хватать той аскезы, которую он определил для себя. Монашествующий ушел из обители, направился в сирийскую пустыню. Там он построил столп высотой 4 метра и стоял на вершине, не имея возможности сесть или лечь. Только стоял. Стоял ночью и днем, в холод, жару, ветер, дождь. Ко времени его смерти высота столпа достигла 17 метров. Питался святой тем, что приносили сердобольные люди. Чаще это были размоченная пшеница и вода.
Святой не единожды поддавался искушению Дьявола. Однажды он поверил ему, приняв за ангела, чуть не взобрался на огненную колесницу. Якобы Господь даровал преподобному возможность вознестись на Небо. Симеон даже занес одну ногу, но вовремя перекрестился. Видение тотчас исчезло. Святой, раскаиваясь в содеянном, целый год простоял на столпе на одной ноге. На той, которая ступила на колесницу.
В житии преподобного Симеона Столпника говорится о том, что он подвергал себя сильнейшим страданиям. Плоть его заживо съедали черви. Он не только не врачевал язвы, а наоборот, заталкивал выпадающие личинки обратно. Своим бескорыстным подвижничеством Святой Симеон обрел дар исцеления и предвидения будущего.
Многие из сильных мира сего, например, император Феодосий II Младший, прислушивался к его советам. Только после его кончины монофизиты сумели обратить его вдову в монофизитскую ересь. Это течение отрицало двуначалие во Христе. Монофизиты признавали только Божескую природу. Стараниями преподобного Симеона царица вернулась к православию. С монофизитским лжеучением сумел покончить следующий император Маркиан. Он также часто посещал святого Симеона, советовался с ним.
Святой как жил, постоянно молясь, так и скончался с молитвой на устах. Произошло это в 459 году. К тому времени ему было 69 лет. День памяти святого отмечается 14 сентября. В православных богослужениях Симеона называют «небесным человеком, земным ангелом и светильником Вселенной».
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Дея. 16, 16-34; Ин. 9, 1-38
Спорит простота веры с лукавым неверием. Вера, пришедши к прозревавшему слепцу, просветила умные очи его, и он ясно видит истину. Смотрите, как у него все логично. Спрашивают его: ты что о Нем, даровавшем зрение, скажешь? «Это пророк», ответил он, то есть посланник Божий, облеченный силою чудодейственною. Непререкаемо верный вывод! Но образованность книжная не хочет видеть этой верности и ищет уклониться от последствий ее. А так как это не удавалось, то она обращается к некнижной простоте со своим внушением: «воздай славу Богу; мы знаем, что человек Тот грешник». Простота веры не умеет связать этих понятий — грешность и чудодейственность, и выражает это открыто: «грешник ли Он, не знаю, одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». Что можно сказать против такого неведения? Но логика неверов упряма, и при всей очевидности не стыдится утверждать, что не знает откуда отверзший очи слепому. «Это и удивительно», говорит им здравая логика веры, «что вы не знаете откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Казалось бы, после этого ничего не оставалось, как преклониться перед силою такого заключения. Но книжная ученость терпеть не может здравой логики веры, и изгнала ее вон. . . Поди теперь, доказывай истину веры тем, у которых ум растлился от упорства в неверии. Неверы всех времен — люди одного покроя.
Значение и суть столпничества
Фото: Pravmir.ru
Священнослужители отмечают, что столпничество является своеобразной формой добровольного мученичества. Столпники всегда стремились принять обет молчания, противостоять дьявольским козням, добивались смирения за счет умерщвления плоти. В результате с помощью аскетического самоистезания достигали богоподобия.
Если обратиться к истории, то можно найти немало примеров, когда помещение человека на столп становилось своеобразной формой наказания. Столпники же наказывали себя добровольно за человеческие грехи.
Для подвижников столпы становились своеобразными крестами, на которых они умерщвляли свою плоть, подвергая ее всевозможным мучениям и страданиям. Поднимаясь на столп, подвижники восходили как бы по лестнице, стремясь к духовному совершенству. Всю свою жизнь они превращали в иллюстрацию апостольского изречения о том, что на протяжении своей жизни человек только внешне тлеет и угасает, а внутренне обязательно обновляется, если прилагает определенные душевные усилия.
Помимо этого столпничество являлось противоположностью языческому культу гор. Любая высота воспринималась как культовое и священное место, предназначенное для проведения богослужений. Считалось, что если проводить службы на возвышениях, человек будет ближе к Богу, быстрее и точнее донесет до него свои слова. В лице столпников христианские подвижники противостояли подобным языческим культам, стремясь низвергнуть идолопоклонство, внедрив вместо него истинную христианскую веру в единого Бога.
Внешняя похожесть языческой и христианской аскезы свидетельствует о том, что столпничество, скорее всего, развилось из языческих традиций. Но здесь нужно говорить не об эволюции христианства из язычества, а о стремлении его заместить. То же самое происходит, когда на месте языческих культовых построек возводятся христианские храмы.
Жизнь Симеона Столпника на столбе
Святой Симеон всю оставшуюся жизнь провёл на столбе. Колонна эта была высотой около трёх метров, а на её вершине находилась небольшая платформа, огороженная перилами. Хоть Симеон Столпник и привык подолгу держать пост, но совсем не есть и не пить он не мог. Воду и еду ему передавали в корзинах, которые он поднимал при помощи верёвок. По одной версии, когда у Симеона изнашивалось одеяние, ему просто присылали в корзине новое. По второй версии, он так и стоял под палящим солнцем в лохмотьях. В любом случае поведение Симеона немало удивляло и настораживало жителей Алеппо.
Однажды монахи из местного монастыря послали Симеону записку, где просили спуститься с платформы на столбе. Они думали, что его жизнь на колонне — всего лишь проявление гордыни и желание возвеличиться над другими. Но к их огромному удивлению Симеон безропотно стал спускаться по лестнице, приставленной к колонне. Тогда монахи поняли, что никакой гордыни у Симеона Столпника не было и в помине.
Симеон прожил на колоне около 37 лет и иногда проповедовал прямо с неё собравшимся христианам. К нему обращались за советом императоры, и ещё при жизни его признали святым. На той же колонне Симеон и скончался. В наши дни преподобного Симеона Столпника почитают православные и католики. А на месте его столпничества сейчас находятся руины храма Симеона Столпника. Следом за Симеоном появились и другие святые столпники.
Остатки столба, на котором стоял Симеон Столпник
Житие Даниила Столпника
Святой Даниил жил приблизительно в середине V века. Место рождения столпника – Месопотамия, село Вифара. У родителей Даниила много лет не было детей по причине бесплодия матери Марфы. Из-за этого женщине приходилось терпеть укоры со стороны мужа и его родственников. Однажды Марфа во время молитвы дала обет, что если у нее родится ребенок, то он будет посвящен служению Господу. Молитва женщины была услышана, и она родила сына.
Но имя у мальчика появилось лишь в 5-летнем возрасте, так как родители хотели, чтобы имя им было получено от Господа. Для этого родители привели сына к игумену ближайшего монастыря с просьбой выбрать ему имя. Настоятель, взяв богословскую книгу, раскрыл ее на словах святого Даниила. Поэтому мальчика нарекли именем пророка.
Родители хотели сразу оставить сына в обители. Но настоятель отказал им, так как ребенок был еще слишком мал для служения Господу. Даниилу пришлось вернуться с родителями домой. Но когда мальчику исполнилось 12 лет, он покинул отчий дом, отправившись в монастырь.
Отроку пришлось долго уговаривать игумена взять его в обитель, так как тот считал, что мальчику тяжело будет выдержать иноческое послушание. Но Даниил был тверд в своем решении, настоятелю пришлось согласиться.
Через время родители узнали о месте нахождения сына и очень обрадовались. Они решили навестить отрока. Узнав, что Даниил еще не прошел таинство пострижения в иноки, родители уговорили игумена совершить постриг при них. Настоятель согласился выполнить их просьбу, но предупредил о том, что родителям придется отказаться от частых посещений сына.
Однажды, направляясь вместе с игуменом в Антиохию, Даниил оказался возле места, где стоял на столпе преподобный Симеон. Юноша попросил разрешения подняться к преподобному. Столпник Симеон долго беседовал с юным подвижником. Преподобный дал Даниилу мудрые наставления, укрепив и утешив его дух.
После этого у юноши возникло желание повторить христианский подвиг столпника. Через время он покинул стены монастыря, поселившись в бывшем языческом капище. На протяжении долгих лет святой жил один, неустанно молясь и борясь с демонами. Непрестанные молитвы Иисусу помогли преподобному изгнать бесов из капища.
Через 9 лет святому было видение преподобного Симеона, призвавшего Даниила взойти на столп. По воле Божией Даниил взошел на столп, где провел остаток своей жизни.
Столпник мужественно выдерживал любую непогоду и тяготы, постоянно молясь Богу. За это Господь наградил его даром предвидения. Множество пророчеств было дано преподобным Даниилом. Среди них:
- пожар в Константинополе;
- нашествие вандалов;
- рождение наследника у императора Льва.
Святой прожил до 91 года, проведя на столпе более 30 лет. Провидец предсказал свою кончину, поведав о ней ученикам за три дня до смерти. Похоронили преподобного возле подножия столпа.
Молитва преподобному Симеону Столпнику
Преподобне отче Симеоне! Воззри на нас
милостивно и к земли приверженных возведи к высоте
небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены
от тебе, не толико местом, елико грехми своими и
беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас
ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя
святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не
престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу.
Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога
нашего мир Церкви Его, под знамением креста
воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия
же и расколов истребление, утверждение во благих делех,
больным исцеление, печальным утешение, обиженным
заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе
с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими
чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии,
исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви
древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси,
не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих.
Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу,
припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на
жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою
благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи
наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно
уповаем получити вся благая от благосердия Владыки
молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем
нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством
твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии
скончати живот наш и преселитися со упованием в
блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и
подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми
Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа,
ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Иконография
На иконах святой Даниил изображается на месте своего подвизания – столпе. Столп может представлять собой колонну, которую венчает резная капитель. На некоторых иконах столп выполнен в виде архитектурного сооружения с порталом, заменяющим вход. На вершину сооружения, заканчивающегося чашей, ведут ступени. Над чашей возвышается седовласый старец.
Святого отличают следующие признаки:
- длинная остроконечная борода;
- монашеское одеяние;
- на голове куколь;
- руки молитвенно сложены на груди либо воздеты кверху, ладонями к молящимся, иногда в одной руке держит крест либо свиток.
Некоторые иконописцы изображали Даниила рядом со святыми, прославившимися тем же подвигом столпничества. Встречаются образы, где преподобный изображен вместе с Лукой Столпником, память которого выпадает на тот же день, что и Даниила.
Чудеса исцелений
Преподобный Столпник, житие которого складывалось от греховного времяпровождения до полного покаяния и подвига столпничества, стал местной достопримечательностью. Молва об исцеляющих способностях Столпника достигла владений великого князя черниговского Михаила Всеволодовича, страдающего болезнью ног от рождения.
Князь принял решение отправиться к преподобному за исцелением. По пути к Переславлю княжеская свита остановилась для отдыха, разбив походные палатки. Вскоре к палаточному городку подошел инок из близлежащей обители, и опечалил князя своим высказыванием, о том, что Никита простой льстец и обманщик, и помощи ждать от него напрасно.
После ушедшего инока появился следующий, он снова повторил слова предыдущего странника, но князь продолжил путь, следующий привал был перед самым Переславлем, к Столпнику отправился боярин Феодор, но перед этим к княжьей палатке подошел немолодой крестьянин с лопатой, сообщивший, что старец умер, и он лично похоронил его, так сатана останавливал паломников.
Чтобы лично увидеть могилу Столпника боярин Феодор поспешил в монастырь, где был встречен преподобным в столпе, с металлическими цепями и в каменной шапке, пребывающим в молитве.
Житийная икона Никиты Переславского (столпника)
Последующие действия преподобного Столпника удивили боярина, ибо старец передал для немощного ногами князя собственный посох, наказав тому лично явиться в монастырь.
Радость и удивление наполнили палатку в тот момент, когда князь, взяв в руки посох, в тот же час сделал первые шаги, и сам смог дойти до обители. Историки запечатлели чудо исцеления князя Михаила Всеволодовича от 16 мая 1186 года.
В 1702 году на месте княжеской палатки недалеко от Чернигова, в которой тот получил исцеление, возвели часовню.
Преподобный Симеон Столпник
Святой родился по молитвам матери к святому Иоанну Предтече с обещанием посвятить сына Богу. Уже в детстве Симеону являлся Господь, а шести лет от роду он удалился на пустынную гору и вскоре поселился в обители преподобного Иоанна Столпника, где взошёл на столп. На 22-м году жизни по откровению свыше он перешёл на Дивную гору, где основал монастырь. Симеон предсказал взятие Антиохии Хозроем I и землетрясение, исцелял различные недуги и даже воскрешал мёртвых. Призывая его имя, освобождались пленённые персами антиохийцы. По молитве преподобного в течение трёх лет не оскудевала пшеница в монастырской житнице, несмотря на то что её брали в большом количестве для множества паломников. Проведя на столпе 68 лет, преподобный Симеон скончался в 596 году.
Появление столпничества
Фото: Tatmitropolia.ru
Изначально столп, на котором занимали место отшельники, представлял собой небольшую башню или колонну. На самом верху располагалась площадка с небольшим ограждением, где и размещался столпник. Как правило, над ней не было предусмотрено навеса, поэтому отшельник был вынужден стойко переносить любую непогоду. Снизу к площадке вела лестница, непосредственно под ней размещалось специальное ложе.
Первым, кто начал продвигать такую форму монашеского подвига, стал Симеон Столпник. Его современник Феодорит Кирский отмечал, что подвиг святого Симеона – вселенское чудо, о котором должна узнать вся Римская империя.
Симеон появился на свет в районе Антиохии в середине IV столетия. Его родители были христианами, поэтому мальчик в раннем возрасте принял крещение. В 12 лет Симеон отправился служить в монастырь, а спустя еще шесть лет принял постриг.
В обители он служил настолько усердно, что это вызвало недовольство среди братии, начавшей его обвинять в показушности. Из-за этого Симеон ушел из монастыря, став отшельником. Вскоре у него было видение, в котором небесный муж в доспехах стоял на камне. Тогда Симеон простоял сначала три месяца на камне, а потом начал стоять на столпе. Он стоял круглые сутки в прямом положении, проводя время за размышлениями о Господе и молитвами. Святой добровольно отказывался от пищи на длительный срок, переносил непогоду. Ел Симеон только пшеницу, размоченную в воде, которые ему приносили паломники.
Высота столпа, на котором стоял Симеон, постоянно увеличивалась. Если в самом начале она равнялась двум с половиной метрам, то к концу его жизни достигла 16 метров. О подвижническом подвиге стало широко известно, к Симеону потянулись паломники. Святому удалось обратить в христианскую веру несколько племен арабов, к нему многие обращались за советом, в том числе влиятельные императоры.
Святой провел на столпе 37 лет, скончавшись в 459 году. В конце V столетия на месте, где был расположен его столп, появился монастырь, названный в его честь.
Жизнеописание
Юрий Долгорукий получил в наследство Ростово-Суздальскую землю и начал строить Божьи города, монастыри и храмы. Посетив при объезде земель монашескую обитель около Плещеева озера, князь пожелал возвести в городке каменный храм в честь Преображения Господня на берегу реки Трубеж.
Великим княжеским планам не суждено было сбыться при жизни князя, внезапная смерть Юрия Долгорукова стала причиной остановки строительства города и храма. Дело отца продолжил сын князь Андрей Боголюбский, при правлении которого была освящена церковь в Переславле.
Строительство требовало усиленных затрат, которые покрывались податями, лежащими непосильной ношей на плечах переславцев. Для сбора податей требовались жестокие люди, не испытывавшие жалости к жителям городка. Самым жестоким среди сборщиков слыл Никита, который умудрялся параллельно со сбором податей грабить людей для собственной наживы.
Преподобный Никита Столпник
Его изворотливый ум помогали всегда выйти сухим из любых ситуаций, роскошными пирами и ценными подарками сборщик купил власти города. На протяжении нескольких лет корыстолюбивый, алчный сборщик податей терроризировал город, пока Сам Господь не взялся за грешника, желая спасти его для славы Божьей.
Чудо покаяния
Как все русские люди, Никита время от времени заходил в церковь, и однажды грешную душу коснулись слова из книги Исайи (Ис.1:16-17), о том, что надо очиститься от лукавства для чистоты, и всегда творить добро, в первую очередь защищая сироту и вдову.
Жестокое сердце грешника буквально наполнило раскаяние, взглянув на святые образа, некогда жестокий палач увидел лица притесняемых ним людей. Вместе церковного пения в ушах грешника стояли стоны и плач обездоленных. Сердце выскочившего из церкви Никиты трепетало, он побежал домой, где провел ночь без сна.
Наутро, пытаясь забыться, сборщик податей собирает прежних друзей на веселую пирушку, но то, произошло на его кухне, навсегда изменило грешную душу. Во время пира раздался крик жены сборщика податей, стоящей у плиты, хозяин бросился к котлу и увидел в нем в крови плавающие части человеческого тела.
Грешник понял, что ведет себя, как убийца, в отчаянии и страха он бежал из дома в мужскую обитель. Припав к ногам настоятеля, некогда жестокий сборщик податей стал просить о спасении души. Чтобы испытать смиренность и искренность раскаявшегося грешника, игумен приказал ему на протяжении трех дней около монастырских ворот каяться за свои грехи перед каждым входящим,
Посланный через три дня инок не нашел грешника около ворот, но обнаружил покрытого мошкой и кровью искусанное тело в болоте. Добровольный страдалец покорил смирением и послушанием сердце настоятеля, который омыл его и совершил монашеский постриг.
Подвиг столпничества
Осознавая тяжесть беззаконий, совершенных в прошлой жизни, молодой монах надевает на себя огромные цепи из железа и шапку, вырезанную из камня. Он проводит в молитвах и постах круглые сутки.
Вериги преподобного Никиты Столпника
Вначале монах выкопал колодцы для проживания, а потом ужесточил свое проживание, вырыв круглую яму в виде столпа, где умерщвлял плоть от страстей и наполнялся духом Божьим. Подтверждением того, что Всевышний принял жертвенное покаяние монаха стал дар исцелять больных и освобождать зависимых.
Почитание в православии
Почитание столпника в Константинополе началось сразу после его смерти. Император Лев воздвигнул монастырь во имя преподобного.
На Руси Даниил Столпник известен еще с XIII века. В 1282 году, по указанию князя Даниила Московского, был возведен первый деревянный монастырь в Москве, носящий имя святого. Кроме того, на церковнославянский язык перевели полное житие преподобного. Позже святого стали изображать на росписях православных храмов.
Сегодня существует несколько храмов, посвященных Столпнику. Один из них находится в Ставрополе, а придел во имя святого Даниила можно увидеть в церкви станицы Старочеркасская. Празднования почитания христианского аскета проходят 24 декабря по новому стилю (11 декабря по юлианскому календарю).