Храм усекновения главы иоанна предтечи

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском в Москве

днемночью

Февраль -3 °C -8 °C
Март +4 °C -3 °C
Апрель +12 °C +3 °C
Май +21 °C +10 °C
Июнь +23 °C +13 °C
Июль +26 °C +16 °C

Фото с wikipedia.org, автор A.

Savin (userpage · contact)

Храм Казанской иконы Божией Матери

— бесстолпная пятиглавая церковь середины XVII века, расположенная на территории государственного историко-архитектурного музея-заповедника Коломенское, в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское.

Православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.

Южный придел свт. равноап. Аверкия Иерапольского, северный — вмч. Димитрия Солунского. Главная святыня — икона Божией Матери «Державная».

История

В 1649 году в связи с рождением наследника престола Дмитрия Алексеевича было установлено общецерковное почитание Казанской иконы Божией Матери.

Тогда же были заложены каменные Казанские церкви в ярославском Казанском монастыре и при царском Коломенском дворце.

Строительство существующего в Коломенском кирпичного здания на высоком подклете с шатровой колокольней было завершено за четыре года.

В книге П. Г. Паламарчука «Сорок сороков» утверждается, что «под крестом церкви имелась надпись о том, что она построена в честь 100-летия взятия Казани» на месте более раннего деревянного храма.

Вид села Коломенское, ок. 1800 г.

Согласно позднейшему преданию, первый Казанский храм на Государевом дворе был построен при царе Михаиле Фёдоровиче в 1630-х годах. Другая версия церковного предания гласит: «В 1610 г.

тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан.

Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче».

Приблизительно в 1910 году на стены храма, «лишенные первоначально какой бы то ни было живописи», наносится новая роспись. В 1941—1942 годах храм не действовал, затем службы возобновились и более не прекращались.

Архитектура

Первоначально храм был домовым и соединялся переходом длиной около 50 м и шириной около 3 м с деревянным царским дворцом. Крытый переход был так описан польскими послами, посетившими Коломенское в 1671 г.

в начале церковь каменная с притворами по обе стороны в которых окна, полчетверти аршина ширина, мосты войлоками постланы для тепла и мягкого хождения

Северное крыльцо одновременно служит основанием колокольни и переходом в неё.

Святыни храма

  • Чудотворная икона Божией Матери «Державная»
  • Чтимый список с Казанской иконы Божией матери (XVII в).

В северном приделе находится деревянная скульптура Иисуса Христа. В 1920-х гг. скульптура находилась в главном храме.

Герой нашего времени

Немного дорожной философии перед сном.

С увеличением скорости мы незаметно начинаем терять что-то невыразимое, но очень значимое. Мы живем в ограниченном пространстве… Оно ограничено какой-то локацией, в которой мы как-то действуем. Здание, парк, город… И иногда мы переносимся в другую локацию. Прыгаем в машину/метро/самолет, вставляем в уши наушники/утыкаемся в телефон/затягиваемся сигаретой/засыпаем — и перепрыгиваем через десятки/сотни/тысячи километров, «проскакивая» это пространство. Такая условная «телепортация».

Вело-дзен. Привал

        И не задумываемся — что там, между «локациями» и есть-ли вообще? Не важно — нас не касается. Там может кто-то жить/страдать/любить/плакать/смеяться/умирать, там может светить солнце/идти дождь, там может быть день/ночь… Или с таким-же успехом там может быть пустота. Мы как в компьютерной игре — прыгаем между островками локаций, пространство между которыми занимают вращающиеся песочные часы…

Вело-дзен: Тихие заводи

Мы начинаем стремиться к мгновенному результату, пропуская этап труда. Получить как можно быстрее. Пойти купить, если сломалось — выкинуть и купить новое. Оказаться мгновенно там, где хочется — а если оказаться там требует труда и упорства, взять цель ближе. И если мы ждем кого-то — он должен поторопиться, потому что через час наши приоритеты изменятся.

Мы забываем что такое долгое ожидание, мы забываем про напряженное упорство.

Я буду долго гнать велосипед

Вело-дзен: как оно есть

К чему это долгое вступление… Я наконец сделал то, что давно собирался — трехдневная поездка на велосипеде из одной локации в другую. 300 км.

Времени на подумать было немного — три дня. Три дня я «сшивал» пространство между локациями, проживая каждый метр. Три дня я наполнял реальность между локациями физическим трудом. Как натаскать воды в озеро ведром… И три дня меня ждали как, наверное, ждут моряков… И долгое ожидание — это тоже труд. И это ожидание тоже сшивало пространство. Понимаю что три дня по населенным местам — это примерно «ни о чем» для опытных туристов. Но туризм — это история о другом. Поход как правило — само по себе действие в обширной локации «лес»/»горы»/»река». Ты быстро перемещаешься в эту локацию и начинаешь там жить и действовать.

Вело-дзен: в путь

 Осмысленное перемещение между локациями — это другая история. История про целый и неразрывный мир, история про ожидание, история про упорное движение к ожидающим тебя людям. В эти три дня стал понятней «Ночной полет» Экзюпери… Он и до этого был понятен на уровне сознания, но теперь он стал ближе и по ощущениям.

Василий Григ

Просмотрено 230 раз

Либерия

В летописях есть слабые указания на то, что незадолго до смерти Иван Грозный спрятал на территории Коломенского свою знаменитую библиотеку.

Царь очень любил эти места. Москвовед И. Стелецкий, положивший жизнь на ее отыскание, в 1933 г

обратил внимание на возвышенность между обрывом, над которым стоит Предтеча, и берегом реки. Выяснилось, что это отвалы песка, между тем как окружающие почвы представляет суглинок

Без сомнения, когда-то здесь проводились крупные земляные работы. Начав раскопки, на глубине 7 метров, Стелецкий обнаружил каменную кладку. Работы велись на территории старого кладбища, поэтому их пришлось свернуть по требованию местных жителей. Находка ученого не говорила, что за кладкой прячется сокровище, но предполагала о подземных сооружениях близ древнего храма, вход в которые мог начинаться внутри его. 

Для богослужения Предтечу открыли в 1992 г. Службы проходят по расписанию, в выходные, но не каждую неделю. Так что попасть внутрь не просто. А посмотреть снаружи – всегда пожалуйста!

Церковь Вознесения — краткое описание

Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.

Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.

Архитектура

Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.

Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» — отделкой в виде многогранников.

Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы — вимперги.

Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.

В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.

В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.

Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском. В подклете храма сейчас хранится ее список.

Внутреннее убранство

Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое — около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.

Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.

Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.

Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.

Церковь Вознесения Господня — это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.

Тайные знаки

В строительстве храма Посник заключил не открытую до сих пор тайну. При реставрации свода главного купола обнаружили изображение спиралевидного круга, похожего на свастику, выложенного красными кирпичами. Точно такая же и в Покровском. Объяснение звучит не очень убедительно: символ изображает Христа, вечное движение человека к Богу. На деле круг и спирали имеют более глубокое сакральное значение. По окончании работ изображение почему-то закрасили.

Ещё один секрет: храмовые полы из надгробных плит. На некоторых сохранились и читаются обрывки надписей и дат. А ведь в средние века за такое кощунство могли посадить на кол.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи вблизи

Хотя на фото с удаленных ракурсов виден только главный купол, стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи на возвышенном месте. Дорожка в лесном массиве выводит к храмовой ограде, оборудованной кирпичными воротами. Время их строительства неизвестно, но хорошая сохранность говорит о не очень давнем происхождении. Большая арка проезда внутри образует две неполных, посередине смыкающихся.

По бокам от проезда устроены еще две малых арки, одна из них заложена кирпичом. Вторая оснащена калиткой для прохода пешеходов. Все арки крыты металлическими листами, в высших точках установлены тумбы с куполами и крестами. Фронтон центральной украшен иконой Иоанна Предтечи, иначе называемого Крестителем. Прозвания отражают выполненное им предсказание о явлении Христа и проведение обряда крещения будущего Спасителя.

Особой ухоженностью церковная территория не отличается, заросшие травой захоронения тому свидетельство. Каменные надгробия в большинстве заросли мхом, некоторые кресты покосились из-за оседания могильных холмиков. При этом заметны сохранившиеся венки, искусственные цветы на некоторых памятниках. Церковное кладбище, разумеется, давно не действующее, хотя остается в относительном порядке.

Захоронение местных жителей здесь прекратили в 1930-х годах, когда храм уже не действовал. Ведущиеся археологические раскопки, целью которых был поиск прославленной библиотеки Ивана Грозного, также вынужденно свернули. Дальнейшее углубление грозило нарушением целостности фундамента, отчего церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи могла потерять устойчивость. Так и не нашли знаменитую Либерию до сих пор.

Архитектурные особенности

Крестовое построение храма выражено здесь в расположении четырех малых церквей диагонально к частям света. В центральном здании большего размера, как полагается, алтарь на востоке и главный вход с запада. Восьмигранные боковые храмы состоят из двух ярусов, между которыми – зубчатый гребень стилизованных кокошников. Эти церкви соединены притворами с главной, две примыкающих к западной стене с ней сливаются.

Западная стена содержит вход в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, на ней расположена оригинальная звонница. Обычно колокола православных храмов помещают в высокой башне, встроенной в здание либо стоящей отдельно. Здесь для этого использована конструкция, являющаяся продолжением лицевого фасада. Немного напоминает Софийскую звонницу в Великом Новгороде.

Необычно выглядит и барабан купола центрального строения, словно ротонда с тесным расположением колонн. Эта деталь буде показана еще ближе, пока рассмотрим звонницу. Остроконечная конструкция имеет три столба и соответственно два проема, в которых и закреплены несущие балки. Столбы словно составные из неравных частей, разнообразятся прямоугольными углублениями.

Образовавшиеся между столбами проемы под колокола с острыми завершениями явно разной величины. Видимо, ширина их выбиралась исходя из размеров колоколов, которые предполагали разместить на звоннице. Лесенка и трап для звонарей не укрыты от осадков и ветра, как в традиционных колокольнях. Вровень с куполами малых церквей, кресты которых достигают только середины звонницы, расположен уровень звона.

Входные двери в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи расположены прямо под звонницей. Над дверями с открытой створкой, припертой стулом, установлен образ святого мученика. Кроме округлой арки над входом, остальные декоративные элементы острые либо прямоугольные. На стене табличка с наименованием храма, немногочисленные оконные проемы снабжены решетками.

На пятом столетии своего существования церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи переживала не самые добрые времена. Закрытие большевиками в 1924 году, открытие в 1949-м и новое забвение с 1957-го. Последнее освящение ценнейшего исторического и религиозного здания произошло в 1992 году. Для полноты впечатления зайдем внутрь, как и приглашает объявление у входа.

XIX век

Сгорели все здания, кроме соборного храма. Монахини успели заранее скрыться, а часть церковных сокровищ отправить в Вологду. Но все равно обители нанесен такой непоправимый урон, что более чем на полвека она была упразднена и перестала существовать. Ее главной соборной церкви присвоен статус приходской.

С 1860 года начинается восстановление обители и перестройка по проекту Михаила Быковского главного монастырского собора по образу итальянской базилики во Флоренции. Строительство длилось больше 20 лет на деньги от завещания подполковницы Елизаветы Мазуриной при личном участии и попечительстве митрополита Филарета (Дроздова).


1880

Иоанно-Предтеченский женский монастырь возобновлен в конце XIX века как единственный общежительный в Москве, а его первой настоятельницей становится игуменья Рафаила. Обитель быстро заселилась сестрами, отстраивалась и стала процветать, становясь известным и привлекательным местом для паломников со всей страны.

История храма

Он основан в 1685 г. на месте проведения традиционных купаний, посвященных Ивану Купале. Забава берет начало в языческом прошлом и, как утверждают священнослужители, похожа на любовную вакханалию, унижающую человеческую личность.

Озабоченное суеверными предрассудками населения духовенство, решило воздвигнуть здесь православную церковь, чтобы искоренить безнравственные традиции. Вместо перепрыгивания через костер, люди будут посещать храм, где им предстанет примером благочестия креститель Господень, Иоанн Предтеча.

С благословения Патриарха Иоакима началось строительство одиночного деревянного сооружения, без приделов. Завершилось оно быстро. Осенью того же года храм был освящен.

В 1714 г. было решено возвести каменное здание церкви, а деревянное сломать. Значительный вклад в это внесли пожертвования некоторых состоятельных прихожан. Но Петр I, желавший быстрее отстроить Санкт-Петербург, запретил строительство в камне во всей Российской империи, и работы приостановили.

Возобновились они только в 1728 г., после отмены царского указа, и продлились несколько лет. В связи с чем, настоятель храма попросил у Синода разрешение на строительство утепленного придела. Прошение было одобрено. У церкви появился придел, который освятили в честь Иоанна Воина.

Скромное, сдержанное здание в средневековом стиле достроили в 1734 г. Вид его не изменялся 70 лет. В 1804 г. произошел пожар, где пострадала колокольня. Через 2 года, на средства купца и церковного старосты Резанова, началось возведение трехъярусной колокольни, длившееся 4 года.

Храм Рождества Иоанна Предтечи довольно мирно существовал на Пресне, не подвергаясь лишениям, разгрому и глобальным реконструкциям. В 1828 г. по проекту известного архитектора была построена трапезная, а спустя 15 лет, на средства доктора медицины М.Я. Мудрова возвели еще один придел, во имя Премудрости Божьей, Софии.

Богослужения проходили и при власти Советов. Храм не был закрыт или преобразован под хозяйственные помещения, не подвергался осквернению. Заслугу чему приписывают Алексию Флерину, являющемуся настоятелем вплоть до 1937 г. Но 1 раз храм все-таки ограбили.

Это произошло в 20-х гг. XX века, во времена бесчинства и грабежей, закамуфлированных под конфискацию имущества во имя простого люда. Вынесли золото, серебро, мелкий жемчуг, рубин и бриллианты. А в 1930 г., когда официальные власти, продолжавшие антирелигиозную пропаганду, активно уничтожали церкви, вандалы сорвали колокола, повредив при этом ступени на крыльце.

В остальном он не пострадал. Прихожане исправно посещали храм, вносили пожертвования. Их стараниями он обновлялся, проводились реставрации и ремонт. Приход значительно увеличился, расширилась трапезная. Вскоре храм стал очень почитаемым, к нему съезжались верующие из разных городов.

Обет Богу

Первый деревянный храм основал князь Василий III, как обет о рождении сына. Князь ждал наследника 20 лет. Ради него развелся с супругой Соломонией Сабуровой и женился на красавице польке Елене Глинской. В 1530 г. храм достраивался в честь рождения княжича Иоанна (будущего царя Ивана Грозного).

Деревянный храм, по преданию, сгорел. Закладку фундамента существующего учёные относят к 1547 г. Он появился на границе архитектурных эпох: шатровых и столпообразных храмов, в честь восшествия на царский трон юного Иоанна IV.

Таких храмов в России всего два: в Дьяково и Покровский, известный, как Собор Василия Блаженного. У них много общих деталей, что позволяет назвать автора: псковский мастер Посник. Изначально оба храма были бело-красные. Нынешнее оформление Василия Блаженного – дело более позднего времени.

Истории христианских раритетов

Икона “Державная” — история обретения

В церкви хранится и почитается список Казанской иконы Божьей Матери, обретённой на пепелище в городе Казань.

А также образ Богородицы — икона «Державная», чудесным образом найденная в подвале близлежащего Вознесенского храма. Эта история достаточно известна. В феврале 1917 года жительница соседнего с Коломенским села чётко увидела 2 удивительных сна. В первом она услышала голос, который говорил, что в селе Коломенском есть большая чёрная икона. Нужно найти её и сделать красной. Потом ей молиться.

Конечно, женщина ничего не поняла и попросила как-то ей объяснить это сновидение. Вскоре ей приснился следующий сон: она вошла в белоснежную церковь и увидела там Богородицу. Наутро, вспомнив свой первый сон, крестьянка пошла в соседнее Коломенское и там увидела белую церковь из своего сна.

Войдя внутрь, она обратилась к священнику и рассказала ему о своих снах. Вместе они отправились на поиски нужной иконы. Искали долго и, наконец, нашли в подвале храма чёрную, то есть, старую, почерневшую от слоя покрывавшей её пыли икону, которую следовало «сделать красной», то есть, восстановить. Когда Образ потихоньку протёрли, увидели Богородицу с сидящим у неё на коленях Христом. В руках у Неё — скипетр и держава.

Весть о явленной чудесным образом иконе разлетелась на много вёрст вокруг. Тысячи людей со всех уголков России приходили, чтобы помолиться иконе, рассказать Богоматери о своих бедах и просьбах. Икону возили и в другие церкви, чтобы все желающие могли помолиться перед ней.

Высказывают версию о том, что эта икона раньше хранилась в Стародевичьем женском монастыре. Когда шла война с Наполеоном, и он подходил всё ближе к Москве, все наиболее ценные вещи, реликвии, чтобы спасти от уничтожения или осквернения, стали эвакуировать, развозить по разным городам. Так икона «Державная» и оказалась в Коломенском, где и пролежала до 1917 года.

Сегодня это одна из наиболее почитаемых в России икон Богородицы и одна из главных святынь Казанской церкви.

Скульптура Спасителя

Необычна и находящаяся в храме скульптура «Христос в темнице». Выполненная из дерева она очень выразительна. С большим мастерством неизвестный мастер передал Образ Иисуса, особенно его лицо, выражающее скорбь и боль, а также израненные руки. В этой композиции Спаситель изображён с терновым венцом на голове и прижатой к щеке рукой, перед восхождением на Голгофу.

Иногда такую статую Христа ставили в специально приготовленную для этого нишу или какое-то плохо освещаемое помещение. Перед ней ставили зажжённую лампаду, небольшой огонёк от которой освещал сидящую, выполненную в реальный человеческий рост фигуру.

У прихожан создавалось впечатление, что перед ними живой человек, живой Иисус. Деревянная скульптура раненого Христа и так вызывает очень сильные эмоции у верующих, а при создании соответствующей обстановки всё это оказывает очень сильное воздействие.

Даже одеяние на статуе меняли в соответствии с определённым периодом. Так, по традиции, в обычное время фигура Христа была облачена в золотистое облачение из парчи. А в Страстную неделю одежда менялась на трагическую чёрную из бархата. На Пасху же, наоборот, статую облачали в светлые, праздничные одежды из серебристой парчи. Вот такие интересные подробности.

Храм в Дьяково

Строгий, величественный пятистолпный храм возвышается на крутом берегу реки и прекрасно вписывается в окружающий ландшафт. Он выполнен в стиле древнерусских шатровых церквей, но оканчивается плоским куполом. Главный столп высотой 34 м (без креста) окружен 4 самостоятельными восьмигранным приделами с башнями-бочками. Композиция стоит на едином фундаменте и объединяется крытой обходной галереей.

Столпы символизируют преемственность власти московских правителей. Три купола дают намек на соборы Успения во Владимире, Кремле, и Киево-Печерской лавре. Два указывают на наследие предыдущих церквей.

Что в окрестностях, как добраться?

Обычные посетители (но не прихожане) считают эту действующую церковь труднодоступной в связи с тем, что находится она в глубине заповедника и вдалеке от транспортных остановок.

Добраться можно на метро, автобусе, троллейбусе:

Транспорт Название остановки
Метро «Коломенская» или «Каширская»
Троллейбус №67 «Музей Коломенское»
Автобусы № 287, 291

От станций метро до храма следует добираться пешком в среднем около 20 мин.


Автобусная остановка «Музей Коломенское»

К храму через лес ведет деревянная лестница, которая упирается в заборчик. Чтобы попасть на храмовую территорию, следует пройти вдоль ограды до главных ворот, переступив которые посетители оказываются на старинном кладбище, расположенном практически под стенами собора.

Информация для посетителей

С 1995 г. духовенство храма занимается духовным наставничеством пациентов больницы №19.

Церковью организовано множество программ общения. Есть молодежный клуб, проводятся курсы по основам веры и воскресная школа, имеющая 15 л. стаж работы. Для желающих проявить себя в благотворительных делах, создана социальная служба помощи нуждающимся.

Беседы на вероучительных курсах проходят в 7 ч. вечера во вторник и в 3 ч. дня в субботу. По субботам, после Всенощного бдения, проводятся религиозные беседы по библейским сюжетам и о преодолении человеческих страстей.

Созданный для искоренения языческого культа в обществе, храм Рождества пророка Иоанна Предтечи, легко справляется со своей миссией. Он избежал разрушений, грабежей, закрытия, словно сам Господь охраняет его, дабы он продолжал свое благое дело и избавил души людей, живущих на Пресне от искушения дьявола.

Оформление статьи: Владимир Великий

Древние и чудотворные святыни коломенской земли (описание, фото).

Однажды, я как экскурсовод сопровождал группу из города Малоярославец. После осмотра достопримечательностей в Коломне мы отправились на автобусе в загородные мужские монастыри. В Бобреневе монастыре я подвел группу к чудотворной иконе Феодоровской и рассказал о ее чудесных проявлениях и помощи людям. Затем мы поехали в Старо-Голутвин монастырь.

Каково же было мое удивление, когда одна из женщин этой группы позвонила мне на следующий день и со слезами рассказала, что ее семейная проблема решилась в этот же вечер после приезда из Коломны домой. Теперь эта женщина часто приезжает в Коломну и каждый раз посещает Бобренев монастырь. И это всего лишь одна из многих историй.

Православная вера много веков объединяла русский народ, давала ему силу, веру и надежду. Храмы, а особенно монастыри, были важными центрами, в которых происходило образование и воспитание русского народа, которые давали мощный толчок развитию культуры и искусства.

Итак, сначала о монастырях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector