Усекновение главы иоанна предтечи
Содержание:
- Иконография праздника
- Царство Божие для всех
- Путь в никуда
- Храмы во имя Рождества Иоанна Предтечи
- Иоанна Предтечу много раз хотел убить сам Ирод царь Иудейский
- Жизнь Иоанна Предтечи
- История жизни пророка Иоанна
- Рождество Предтечи – это величайшее событие мировой истории
- Популярное за 7 дней
- Рождество Иоанна Крестителя. Богослужение
- Усекновение главы Иоанна Предтечи. Богослужение
- Особенности богослужения
- Заточение и смерть Иоанна Предтечи
Иконография праздника
Когда появились первые изображения Рождества Иоанна Крестителя, достоверно не известно. Самой древней является фреска на стенах византийского собора города Охрид, датирующаяся XI столетием. Именно она стала примером для более поздних образов. На ней написана Елизавета, лежащая на ложе и Захарий, удерживающий табличку с именем. Ниже можно увидеть служанок, которые пеленают новорожденного.
К концу XVI столетия Иоанна Предтечу изображали с ангельскими крыльями за спиной. Он стоял в полный рост, а левой рукой удерживал свиток. Вокруг святого по периметру иконы писали сцены из жизни великого пророка.
Фрески в церкви Пресвятой Богородицы Перивлепты в Охриде
Не менее известным является Деисус, где написаны Иисус Христос, Пресвятая Дева Мария и Иоанн Креститель. Традиция изображать подобную композицию уходит корнями к византийской церкви. Сегодня образ украшает практически все православные иконостасы, а иногда встречается, как самостоятельная святыня.
Иоанн Креститель не зря так сильно почитается Церковью. Он был последним, кто пророчествовал о скором пришествии Мессии, а также единственным, кто удостоился Божественной чести крестить Сына Божьего. Сегодня великий пророк для всех православных христиан является покровителем кающихся и верующих.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Царство Божие для всех
30 лет спустя Иоанн Креститель возвещает
людям то, что будет проповедовать Иисус: настала полнота времен, Царство Божие
уже близко. Эта проповедь предшествует появлению Христа.
К Иоанну приходят совершенно разные люди.
Фарисеи и саддукеи слышат от него: «Змеиные отродья, кто вам внушил мысли
бежать от грядущего возмездия?» Они ему говорят: «Мы не змеиные отродья. Наш
отец Авраам. На каком основании ты нас так унижаешь?» В ответ он возвещает суд,
что из камней придорожных, то есть из язычников, из тех, кого вы не считаете
людьми, Бог сделает детей Авраама. Они станут Церковью Нового Завета. А вы — то
дерево, у основания которого уже лежит секира. На иконах Иоанна Крестителя это
красиво изображается. У его ног лежит секира, которая отсечет ему голову. Он
одновременно и пророк грядущего суда, и первый мученик.
К Предтече приходят блудницы,
преступники, мытари, римские солдаты-оккупанты. Это не только иудеи, но и
язычники, которые хотели стать иудеями, частью народа, наследниками Завета. Потрясает,
с какой добротой Иоанн с ними обращается: и вам есть место в Царствии Божьем.
Для этого просто не нужно грабить. Довольствуйтесь тем жалованием, которое
получаете. Мир погрязает в коррупции, но вы в этом не участвуйте. Царство Божие
не для избранных — для меня и моих друзей. Оно для всех. Не в моей компетенции
распоряжаться им.
Наконец, к Иоанну приходит Иисус. Это
первое Его появление на публике. Он еще никак Себя не зарекомендовал. Кто-то
знает о Его существовании, поскольку живет рядом. Но никто не знает, кто Он.
Путь в никуда
Языческие традиции тяжело изживаются в народе. И этому есть объяснение. Человеку, из-за его приземленности, греховности и неразвитости, легче поклоняться миру видимому, примитивному, нежели тянуться вверх, к миру невидимому, возвышенному.
Оттого возникло поклонение стихиям, природным явлениям и распространились различные суеверия и предрассудки.
В ночь на Ивана Купалу (Купала – языческий бог плодов) наши предки-язычники праздновали день летнего солнцестояния. По старому стилю он выпадал на 23-24 июня, по новому – на 7 июля. Неосведомленные предки считали, что необходимо приносить жертвы божеству, ублажать его. Поэтому зажигали костры, юноши и девицы плясали вокруг него, гадали… Как результат – празднество похоти.
Православным христианам важно помнить, что за привлекательной картинкой костров и гуляний стоит кощунственная вещь – оскорбление того, кто с горячим сердцем, неутомимой молитвой и проповедью подготовил мир к приходу Христа Спасителя. Присоединяясь к «народным гуляниям», вы перечеркиваете путь к своему спасению
В этот день постарайтесь чуть больше обычного сосредоточиться на молитве, вспомните славного Пророка и Крестителя Господня Иоанна, его житие и возрадуйтесь его рождеству как началу явления миру Господа нашего Иисуса Христа.
Храмы во имя Рождества Иоанна Предтечи
Со времен Крещения Руси на ее территории постоянно возводились святыни во имя великого пророка. Сегодня некоторые из них являются памятками архитектуры, хранящие древние уникальные артефакты. Так, Чесменская церковь в Санкт-Петербурге удостоилась этого звания на федеральном уровне. От других храмов ее отличают легкие, изящные архитектурные формы.
Не менее известен и собор во имя Предтечи на Пресне (Москва). Изначально он был деревянным, однако в XVIII столетии дерево заменили камнем. Храм всегда был действующим, даже при Советском Союзе его двери никогда не закрывались для прихожан. Сегодня там можно увидеть уникальные иконы, а также ощутить непередаваемую атмосферу древности. Так, церковь хранит знаменитый образ «Ангел в пустыне» (XVII в.), а стены ее расписаны самим Васнецовым. Это открытие было сделано после того, как одна из фресок святыни замироточила.
Также в столице есть еще один собор Иоанна Крестителя – на Бору. А вот Великий Новгород славится храмом, находящимся на Опоках. Не растеряли традицию возводить церкви во имя Рождества Предтечи и староверцы. Их приходы расположены по всей России:
- пос. Сепыч (Пермская обл.);
- пос. Шамары (Свердловская обл.);
- д. Кувакуш (Кировская обл.) и др.
Чесменская церковь в Санкт-Петербурге
Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором
Иоанна Предтечу много раз хотел убить сам Ирод царь Иудейский
Вскоре о том, что родился отрок с благодатью Божией, дошло и до Ирода. Когда начались убийства детей, то Елисавета взяла отрока своего и отправилась в высочайшие горы пустыни.
В это время святой Захария находился в Иерусалимском храме, он исполнял череду служения. Святая Елисавета со слезами молилась Богу, скрываясь в горах, она просила защитить ее, и сына. Когда с высоты гор она увидала приближавшихся воинов, то начала обращаться к каменной скале, чтобы гора приняла их с чадом, и тогда же расступилась гора и приняла Елизавету с Ионном, и скрыла их от убийц. После чего войны, не найдя искомого возвратились обратно.
Елисавета вместе с Иоанном прячется в скале одной из гор. Фото: school.orthpatr.ru
Царь иудейский отправил воинов к Захарию, чтобы тот отдал сына. Захария сказал, что не знает, где в настоящее время находится его сын. После чего Ирод приказал убить его. Они убили его между церковью и алтарем.
Елизавета со своим сыном пребывала в горе. В ней образовалась пещера, вблизи нее появился источник, и выросла финиковая пальма. Всякий раз, когда наступало время принятия пищи, дерево преклонялась, и они могли насытиться плодами. Через 40 дней после смерти Захария святая Елисавета представилось в пещере.
Святой пророк Иоанн был питаем Ангелом до своего совершеннолетия. Так хранила рука Божия святого Иоанна.
Жизнь Иоанна Предтечи
Жизнь святого Иоанна Предтече или Иоанна Крестителя описана в Евангелии. Он родился в семье священника Захарии и Елисаветы в городе Хевроне. У пары преклонного возраста не было ребенка. Однажды архангел Гавриил известил Захарию о скором рождении у него сына и велел назвать Иоанном. Также архангел предрек, что Иоанн будет проповедовать веру и известит людей о приходе Иисуса Христа. Захария не поверил в слова архангела и тут же онемел до появления на свет сына. Иоанн родился на полгода раньше Иисуса. После рождения Иисуса Христа волхвы объявили народу благую весть о появлении нового царя. Царь Ирод отдал приказ истребить всех младенцев, дабы убить Иисуса. К Захарии пришли и потребовали младенца, но отец не выдал сына и жену, за что и был убит в стенах храма, где вел службу. Елисавета с сыном бежала в пустыню и жила в пещере много времени. Там ее постигла смерть. Отрок Иоанн ушел в Иудейскую пустыню, вел аскетическую жизнь, проводил дни свои в молитвах. В 30 лет он вернулся в город, где проповедовал и проводил крещение жителей в Иордане.
Простые, очень сильные проповеди убеждали людей уверовать в Бога. Иоанн подготовил народ к появлению Иисуса Христа, поэтому его называют Иоанном Предтече. Когда они встретились, Иоанн объявил народу о пришествии Сына Божьего и собственноручно крестил Иисуса. Картина «Явление Христа народу» как раз об этом событии. За это царь Ирод бросил Предтече в темницу. Иродиада, сожительница Ирода и жена его брата, приказала дочери Соломии танцевать перед гостями на пиру, в награду попросить у царя голову Иоанна. В темнице отсекли голову Иоанну и принесли на блюде во дворец. Голова святого погребена на Елеонской горе. Тело похоронено учениками в Севастии. Десница (отсеченные пальцы) как святые мощи, хранятся в монастыре. За свой подвиг Иоанн причислен к лику святых, он основоположник Нового завета и таинства крещения, креститель Иисуса.
Молитва Иоанну Предтече помогает людям обрести надежду на лучшее будущее и безгрешную жизнь.
История жизни пророка Иоанна
Родителями Иоанна Предтечи являются праведные и богобоязненные Захария и Елисавета, проживавшие в Хевроне. Они всю жизнь умоляли Бога о даровании им чада, но чудо свершилось лишь при достижении ими преклонных лет.
Младенец Иоанн был рожден на полгода раньше Иисуса Христа. О предстоящем его рождении старец-священник Захария был извещен во время совершаемого им богослужения в церкви.
Однажды будущий отец лицезрел по правую сторону от жертвенника архангела. Он и произнес заветную весть, что мольба будущих родителей услышана Богом и скоро Елисавета родит сына Иоанна. Он и обратит к Богу множество народа и станет Предтечей Мессии.
Захария усомнился в радостной вести и попросил некого знамения с Небес. Знамение случилось — священник был поражен немотой за неверие.
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн
Рождение Иоанна Предтечи
Вскоре у Елисаветы совершилось зачатие и через 5 месяцев ее посетила Дева Мария, приходившаяся ей дальней родственницей. Она пришла с радостной вестью о том, что Ее посетил архангел Гавриил и возвестил о непорочном зачатии и рождении от Нее Христа Спасителя. Также он дал знать Пречистой Деве, что неплодная Елисавета шестой месяц носит во чреве сына.
Вскоре непраздная Елисавета родила мальчика. На удивление всех, мать нарекла сына Иоанном. Немой Захария попросил дощечку и начертал на ней, что имя его сыну — Иоанн. Тут же его уста открылись и он снова смог говорить. Он ликовал, благодарил Всевышнего и возносил пророчества о скором пришествии Спасителя Мира — Мессии, которому его сын Иоанн станет Предтечей.
Интересно.После Рождества Иисуса Христа царь Ирод приказал истребить всех младенцев-мальчиков, дабы продолжить царствование и не иметь соперников. Услышав страшную весть, Елисавета ушла с сыном Иоанном в пустыню и спряталась в пещере.
Захария же нес священническое послушание. Воины Ирода пытались разузнать у него место, где скрывается его супруга с младенцем, на что получили отказ и разъяренные, убили клирика прямо в церкви. Через некоторое время Елисавета тоже умерла, но местом ее смерти стала пустыня. А Иоанна всегда охранял Ангел Небесный.
Начало служения
Будучи юношей, Иоанн удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и поселился в дикой пещере. До 30 лет он прожил здесь, находясь в беседе с Богом, в молитве и полнейшем уединении.
О нем говорят, что жил на земле, как на небе. Его облачение было наипростейшим, сшитым из ткани из верблюжьих волос, было подпоясано кожаным поясом. Питался Иоанн диким медом, корнями и растениями.
Он постоянно ожидал призыва Божиего на дело общественного служения.
Пророчество Святителя
Узрев о величественном учении Иоанна, к нему поспешили люди и крестились от него в водах Иордана, исповедуя свои согрешения. Проповеди святителя были напитаны необычайной силой, тем самым многие крещаемые были уверены, что он и есть ожидаемый Мессия. Но Иоанн развеивал их домыслы словами, что вслед за ним идет Сильнейший, который будет крестить Святым Духом и Огнем.
Тем самым Иоанн дал понять людям, что он не Христос, а только Его Предтеча. Так и заканчивается история Ветхого Завета и открывается Новозаветная Церковь.
«Иоанн Предтеча. Рождество». Храм Вениамина Петроградского г. МоскваХрам Вениамина Петроградского г. Москва
Крещение Иисуса
Богоизбранный народ жил в ожидании принятия Единородного Сына Божия. Иоанн Предтеча сподобился крестить Мессию в Иордане, а когда Иисус выходил из воды, на Него сошел Дух Святый в виде голубя, и громогласный глас с Небес возвестил, что «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Усекновение головы
После Господня Крещения Иоанн был заключен под арест царем Иродом Антипой. Галилейский правитель был разгневан на Крестителя за то, что он открыто обличал правителя в беззаконном сожительстве с Иродиадой, которая была супругой его брата Филиппа.
В свой день рождения Ирод устроил званный пир, где Соломия — дочь Иродиады, очень красиво танцевала, чем угодила царю. Он пожелал отблагодарить девицу и поклялся дать ей все то, о чем она пожелает. Соломия, по сговору с матерью, пожелала принять в качестве ценного дара честную главу Иоанна Крестителя на блюде.
Тут же тюремный стражник отсек святому голову и Соломия получила желаемое.
Позже супруга домоправителя Иродова погребла главу мученика в глиняном сосуде на Елеонской горе, а тело Иоанна забрали его ученики и захоронили в Севастии.
Рождество Предтечи – это величайшее событие мировой истории
«День рождения Иоанна Предтечи… чрезвычайное явление не только своего времени, но и всей истории должны мы приветствовать рождение этого мужа
Высоко и важно было служение, к которому Иоанн призван был еще от чрева матери; совершенно новый и в своем роде единственный был способ, каким он исполнил свое трудное служение
Он должен был быть пророком Вышнего, должен был идти впереди Господа и приготовить путь Ему, иначе сказать, должен был народ, погруженный в бездну греха и порока, привести к сознанию своего бедственного положения и пробудить в нем жажду освобождения из того состояния, в котором так хорошо себя чувствовала его греховная, чувственная природа, – словом, должен был приготовить людей к принятию Спасителя. А это такое трудное дело, что можно было не только усомниться в исполнении и успехе его, но прийти в отчаяние, если просмотреть, как приступил Иоанн к его исполнению.
Не знамениями и поразительными чудесами, как прежде его пророки, внедрил он веру в свое божественное посланничество, не льстивыми словами он старался расположить к себе… Исполненный строгости и пламенея ревностью Илии… Беспощадно обличил он господствовавшее направление своего чувственного века и бичевал порок всюду, где бы он ни находил себе место – в пышных ли палатах богачей или в убогих хижинах бедняков»
Сщмч. Владимир (Богоявленский)
Популярное за 7 дней
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
Рождество Иоанна Крестителя. Богослужение
По значимости и торжественности службы праздник рождества Иоанна Крестителя приравнен к двунадесятым. Стихеры праздничной службы написали Анатолий, патриарх Царьграда (V век), Иоанн Дамаскин и Андрей Критский (VIII век) и другие православные гимнографы. За вечерней службой читается два канона: один написан Иоанном Дамаскиным, второй — Андреем Критским. В праздничных песнопениях вспоминается встреча матери Иоанна Предтечи с Богородицей:
Елисаве́ть зача́т Предоте́чу Благода́ти, Де́вая же Го́спода сла́вы. Целова́стеся о́бе ма́тери, и младе́нец взыгра́ся. Вну́трь бо ра́б хва́лит Влады́ку. Уди́вльшися ма́ти Предоте́чева, нача́т вопи́ти: отку́ду мне́ се́, да Ма́ти Го́спода моего́ прии́де ко мне́? Да спасе́т лю́ди отча́янныя, име́яи ве́лию ми́лость.
Перевод: Елисавета зачала Предотечу Господня, Девая — Господа славы. Когда, приветствуя друг друга, целовались обе матери, младенец Иоанн взыгрался. Во чреве матери раб хвалит Владыку. Удивилась матерь Предотечева и сказала: «Откуда мне это, что пришла ко мне Матерь Господа моего»? Пусть спасет отчаявшихся людей тот, Кто имеет великую милость. Кондак и икос праздника, читаемые по шестой песни канонов, разъясняют нам смысл и значение праздника.
Кондак:
Непло́ды дне́сь Христо́ва Предоте́чу ражда́ет, и то́й е́сть соверше́ние вся́каго проро́чества. Его́ же бо проро́цы пропове́даша, на То́м во Иорда́не ру́ку положи́в, яви́ся Бо́жию Сло́ву проро́к и пропове́дник, вку́пе и Предоте́ча.
Перевод: Сегодня неплодная рождает Христова Предотечу, который есть исполнение всякого пророчества. Потому что на проповеданного всеми пророками, возложил во Иордане руку. И явился Божию Слову пророк и проповедник, вместе с тем и предшественник.
Икос:
Восхва́лим ны́не Госпо́дня Предоте́чу, его́же свяще́ннику Елисаве́ть роди́, из ложе́сн непло́дове, но не без се́мене. Христо́с бо еди́н вмести́лище про́йде непроходи́мо без се́мене. Иоа́нна непло́ды роди́, бе́з мужа же сего́ не роди́. Ису́са же осене́нием Отца́ и Ду́ха Бо́жия, Де́вая роди́ Чи́стая. Но Безсе́менному яви́ся от непло́дове про́рок и пропове́дник, вку́пе и Предоте́ча.
Перевод: «Восхвалим сегодня Предотечу Господня, которого священнику (Захарии) родила Елисавета из бесплодного чрева, но не без семене. Только один Христос родился безсеменно. Иоанна родила неплодная, но не без участия мужа. Исуса же родила Девая Чистая, осенением Отца и Духа Божественного. Но рожденному без семени (Богу) явился пророк и проповедник, вместе с тем и предшественник».
Библиотека Русской верыКанон рождеству Иоанна Предотечи →
Читать онлайн
Усекновение главы Иоанна Предтечи. Богослужение
На Усекновение главы Иоанна Предтечи совершается праздничная служба — Всенощное бдение. Стихеры празднику были написаны гимнографами преподобным Иоанном Дамаскиным (VII—VIII вв.) и патриархом Германом (VIII в.). На великой вечерни читаются три паремии — отрывки из книг пророка Исаии (Ис. 40, 1–3, 9; 41, 17–18; 45,8; 48,20–21; 54,1), пророка Малахии (Мал.3,1–3, 5–7, 12, 18, 17; 4, 4–6), царя Соломона (Прем. 4,7, 16–17, 19–20; 5,1–7), в которых содержатся пророчества об Иоанне Предтече. На Утрени читают два канона, написанных в VIII веке. Первый канон составил преподобный Иоанн Дамаскин, второй — святитель Андрей Критский. Апостольское и Евангельское чтения на Литургии посвящены событиям усекновения главы Иоанна Предтечи: 33 зачало Деяний святых апостолов (Деян. 13, 25-32) и 24 зачало Евангелия от Марка (Мр. 6,14-30).
Несмотря на то, что произошло скорбное событие, Церковь Христова его радостно празднует, восхваляя светильника Вселенной и победоносного страдальца, о чем и поем в стихерах на малой вечерни: «На блю́де принести́ твою́ главу́, И́род беззако́нныи, скве́рней Иродиа́де, отсе́к со дерзнове́нием, повелева́ет, всеблаже́нне. О́ чю́до стра́шно и пресла́вно слы́шание. Но Христо́ва Це́ркви, ра́достно пра́зднует твое́ страд́ание».
Праздновать верным честную память Пророка и Предтечи повелевает и канон Андрея Критского: «Пусты́ни кра́сное овча́, Заха́риин пло́д, и Елисав́етино без наде́жи прозябе́ние, предповелева́ет ве́рным торжествова́ти, честну́ю его́ па́мять».
Фрагмент иконы Усекновение главы Иоанна Предтечи
Усекновение главы Иоанна Предтечи — это день, в который мы, соблюдая строгий пост, празднуем победу Пророка и Проповедника Христова над скверным беззаконием.
Библиотека Русской верыКанон усекновению главы Иоанна Предотечи →
Читать онлайн
Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:
Па́мять пра́веднику с похвала́ми, тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне Предоте́че. Яви́л бо ся еси́ вои́стину Проро́к честне́йши, я́ко и в бы́стринах крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́данного. Те́мже за и́стину пострада́в, ра́дуяся благовести́л еси́ во а́де су́щым, Бо́га я́вльшагося пло́тию, взе́млющаго грехи́ ми́ра, и подаю́щаго на́м ве́лию ми́лость.
Русский текст:
Память праведника почитается похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предотече, явился ты поистине из пророков честнейший, ибо удостоился в быстром течении крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав, с радостью благовествовал и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, вземлющего грехи мира, и подающего нам великую милость.
Кондак. Церковно-славянский текст:
Предоте́чи сла́вное усекнове́ние, смотре́ние бы́сть не́кое Боже́ствено, да и су́щым во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие. Да рыда́ет у́бо Ироди́я, беззако́нно уби́йство испроси́вши. Не зако́н бо Бо́жии, ниже́ живы́и ве́к возлюби́, но ле́сть вре́менную.
Русский текст:
Предотечи славное усекновение произошло по некоему Божественному замыслу, чтобы и пребывавшим во аде проповедать пришествие Спасителя. Да рыдает же Иродиада, беззаконное убийство испросившая. Не закон бо Божий возлюбила, не вечную жизнь, но лесть временную.
Величание празднику:
Велича́ем тя Крести́телю Спа́сов Иоа́нне, и почита́ем вси честны́я ти главы́ усекнове́ние.
Особенности богослужения
Значение празднования выражается в том, что у него имеется один день «попразднства», то есть Церковь совершает особые службы Предтече не один, а два дня, 7 и 8 июля.
По Иерусалимскому Уставу, принятому ныне Русской Православной Церковью, накануне празднования служится всенощное бдение.
Интересный фактДо XIV в. в России совершалось только вечерняя праздничная служба, так как по преобладавшему в Русской Церкви Уставу, исходящему из обители прп. Феодора Студита такого чина, как бдение, не было. Однако сама традиция особого богослужения накануне праздника – очень древняя. Ведь именно Студийскому монастырю продолжительное время принадлежала глава пророка. Поэтому по монастырскому уставу празднование Крестителю совершалось даже не два, а три дня: особым образом воспоминалось освящение придела Крестителя при соборном храме.
К числу особенностей праздничного богослужения Рождения Крестителя сейчас относят:
- канон святому во время бдения, который не предваряется, как во время других праздничных служб, Богородичным каноном;
- Церковь особо подчеркивает радость праздника: подобно службам Пасхи и последующих дней, на Рождество Крестителя не совершаются молитвы о усопших.
Что касается праздничных облачений служащих, то обычно приняты ризы:
белого цвета; традиционно считается, что он символизирует переход, рубеж; не случайно белы ризы священника во время таинств Крещения, Венчания, на погребении; в данном же случае речь может идти о том, что Рождество Крестителя стало рубежом, разделившим Ветхий и Новый Заветы;
золотистые; это цвет Царства Небесного, которое проповедовал святой.
Иконография
Первые иконы, на основе которых стала формироваться традиция, своего рода канон, иконописного представления события, появились примерно с IV в.
Считается, что древнейшая из сохранившихся икон, воспроизводящих сказанное о Рождестве Крестителя Евангелием – скульптурный барельеф, на котором изображен Захария, пишущий на дощечке имя сына, с саркофага на могиле римского чиновника Юния в Латеране (359 г.).
Древнейшей же фреской Рождества св. Иоанна считается находящаяся в храме св. Софии города Охрида (ныне – Македония, во времена Византии – столица Болгарии, здесь была патриархия). Эта икона относится к середине XI в. Она представляет, по-видимому, уже сложившуюся за тысячелетие иконографию события.
Рождество Иоанна Предтечи; Россия. Север; XVIIв.
Центр образа – прав. Елисавета на ложе. Вокруг нее изображены:
- пришедшие ее поздравить родные; они держат дары матери с младенцем; иногда на иконах можно увидеть, что женщины накрывают стол для празднования;
- рядом находится отец пророка, Захария, с дощечкой, на которой пишет имя младенца;
- наконец, обязательный элемент – омовение новорожденного, которое обычно пишется в нижней части.
С XVI в. появляется на иконах Рождества появляется изображение св. Иоанна как Ангела пустыни, обычно в верхней части. Он представляется уже как зрелый муж, облаченный во власяницу, за спиной – крылья. Персты десницы святого сложены ораторским жестом, знаменующем призыв к вниманию. Левой же рукой пророк держит свиток, на котором можно прочесть его слова: «Аз есмь глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень».
С XVI в., когда распространяются «житийные» иконы, образ Рождества иногда изображается по их центру, окруженный клеймами, более подробно показывающими событие, а также вообще житие пророка. Одна из немногих икон такого рода – образ 1 половины XVI в. в Покровском (старообрядческом) соборе, который находится на Рогожском кладбище столицы.
Заточение и смерть Иоанна Предтечи
Иоанн не боялся обличать самого царя Ирода, который жил незаконно с женой своего брата. Который бросил свою жену и взял Иродиаду. Та ненавидела Иоанна за обличение и заставила Ирода посадить святого в темницу, что он и сделал. Но царь уважал Иоанна, приходил и слушал его слова. Он не хотел убивать его, как требовала Иродиада.
Однажды на день рождения царя состоялся пир, на котором плясала племянница Ирода (дочь Иродиады от первого брака). Ее звали Саломия. Царю понравился ее танец, и он поклялся исполнить за это все, что она ни попросит. Саломия не знала, что просить, и пошла к матери. Та велела ей просить голову святого Иоанна.
Когда Саломия сообщила ему свою просьбу, царь расстроился. Ведь он любил Иоанна, считал его святым и не хотел его смерти. Но, поскольку он прилюдно обещал исполнить любое пожелание Саломии, то пришлось отдать приказ об усечении головы Иоанна. Когда коварная женщина получила на блюде свою жертву, то некоторое время издевалась над главой святого, колола иголками его язык. По преданию, даже мертвая голова продолжала обличать Иродиаду в прелюбодеянии.
Затем она выбросила голову. Тело Иоанна погребли ученики его в Севастии. Убийцы были жестоко наказаны. Отец брошенной жены Ирода отправился войной на него с целью отомстить и разбил его войска. Самого Ирода посадил в темницу римский император. Иродиада же погибла жестокой смертью, провалившись под лед, причем голова ее была отрезана льдинами.