Фарисейство

Судейские амбиции

Если мы пытаемся образумить кого-то, но этот кто-то упорствует в своем нежелании принимать истину, мы ищем способы повлиять на него по-другому, пытаясь «причинить добро». Пристыдить, а если не работает – запугать адом и геенной огненной. Вот только одна важная деталь ускользает от нас: отношения между человеком и Богом –– это их личное дело. Мы же, не зная изнанку жизни конкретного человека, пытаемся поставить ему духовный диагноз, разложить перед ним последствия его ужасающего выбора –– и судим человека еще до Страшного Суда. Мы отнимаем у Бога Его право вершить правосудие.

Таким образом, фарисей – это далеко не глупый, невежественный человек или злодей, но тот, кто не может отказаться от своих предубеждений, кто относится формально к другим и к Богу, кто имеет высокое мнение о себе самом и не видит меры своего падения.

Существует ли противоядие от такого духовного состояния? Что делать, если мы обнаруживаем в себе эти черты? Нужно понимать: нет четкой последовательной схемы, волшебной таблетки, которая будет действовать и работать за нас. Если цель закона была в том, чтобы своими обличениями и указаниями грехов вызвать в людях стремление искать Того, Кто дает прощение и оправдывает верой, –– Христа, то нам необходимо одно: сделать закон трамплином, оттолкнувшись от которого, мы сможем прийти к Живому Богу. Прийти здесь и сейчас. Ведь наша цель – стремиться к Тому, Кто видит нас изнутри, неустанно искать Его, довериться Ему и научиться у Него смотреть на мир глазами любви.

И для этого нам очень важно помнить, что «мы не становимся другими людьми, просто крестившись в Церкви, миропомазавшись, исповедовавшись и причастившись. Это –– долгий путь длиной во всю нашу жизнь, на котором Бог и человек неустанно движутся навстречу друг другу

Человек призван преодолеть свои немощи и искажения, приближаясь к Господу как к источнику бесконечного света, ослепительному и страшному огню, который, с одной стороны, может обжечь, а с другой –– может и переплавить. Вдумаемся в слова апостола: Страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр. 10: 31). Это значит: страшно оказаться в его объятиях, страшно именно потому, что не сгореть в огне может только сам огонь» (протоиерей Алексей Уминский).

Религиозное течение фарисеев возникло в тяжёлые для иудеев годы

Чтобы лучше понять роль движения фарисеев, нужно представить себе те условия, в которых находилась традиция до него.

Итак, существовал еврейский народ, который, как утверждает Священное Писание, был избран для великой миссии. Но вот справиться с нею, увы, для евреев оказалось непосильной задачей по ряду причин:

  1. Разногласия. Священники считали главной задачей иудеев продолжать обрядовую деятельность, а пророки говорили, что иудеи должны стать для человечества примером нравственного и духовного совершенствования.
  2. Вавилонский плен. Навуходоносор II разгромил главное святилище иудеев — их храм, а сам народ забрал в плен на почти двадцать лет. Иудейская цивилизация пришла к краху, народ оказался рассеянным и просто не мог действовать сообща.
  3. Влияние соседних народов. Эллины (грубо говоря, греки) и персы близко контактировали с иудеями, из-за чего возник риск растворения иудейской культуры в других. Зороастризм легко приживался в еврейских умах, так как он — довольно близкое по духу религиозное течение.

Чтобы справиться с этими напастями, иудеи хватались за Моисеев закон, как за спасательный круг, но соблюдать его им не удавалось из-за реалий времени. Например, евреям полагалось держаться в стороне от людей других культур, но выполнить это на практике могли лишь высшие слои населения.

Так из-за религиозно-традиционных побуждений евреи столкнулись с расслоением внутри собственной культуры.

Стало ясно, что для сохранения еврейской культуры требуется свежий взгляд на традицию.

Равнодушие к поиску истины

Когда утихла атеистическая пропаганда, мы стали заново отстраивать свою духовную жизнь. У нас не было преемственности поколений, и мы были вынуждены действовать (иногда вслепую), искать точки опоры, поэтому и начали с основы основ – с закона Моисея, Евангелия и традиций нашей Церкви до революции. Что же мы имеем сейчас? Множество людей ценит покой, который они обретают, приобщаясь к жизни внутри Церкви. Перед ними открывается удивительный мир с его стройным порядком: богослужебный круг и возвышенные тексты, которые читаются на Литургии, многовековые традиции и  канонические правила, посты и аскетическая составляющая христианства. Изучая основы православного вероучения, соприкасаясь с ними, человек не может не чувствовать, что он находит ответы на многие интересовавшие его ранее вопросы: «Как устроен мир и человек? Почему существуют страдание, зло или боль? Где найти в себе силы жить? Где найти покой и радость?»

Сёрен Обю Кьеркегор

Получая ответы, человек раскрывает для себя удивительные вещи: все в мире неслучайно, все имеет смысл. Но проходит время, и он перестает задавать себе вопросы, все кажется ему понятным, привычным, отлаженным. Вчерашний новоначальный, уже обладая неким запасом знаний, чувствует в них надежный фундамент и опору. И постепенно он останавливается. Успокаивается. Но, как сказал датский философ Сёрен Кьеркегор:

Мы остановились на месте и  не готовы шагать дальше, в неизвестность. Нам дорог этот покой, который мы наконец обрели, и движение дальше кажется нам бессмысленным. «Я понял основное, что еще я могу узнать?» Фарисеи, которых обличал Христос, знали закон досконально, но предпочли вычеркнуть из него самое главное – суд, милость и веру. Они нашли ответы на свои вопросы здесь и сейчас, поэтому Сам Христос им был уже не нужен. И они не приняли Его, потому что им не интересен был путь, который Он предложил. Они застыли в своем духовном развитии, словно дети в игре «море волнуется раз», но всерьез считали, что движутся в правильном направлении. Они не смогли признаться даже самим себе, что ошибались, и поэтому не смогли отказаться от своего заблуждения.

Как только человек перестает искать и жаждать истины, как только ему кажется, что он нашел все, что нужно, вера начинает сводиться к выполнению ряда действий и превращается в формализм. Отсюда вытекает следующая черта.

[править] Общие сведения

Название является производным от корня ‏פרש‎‏‎‎, означающего «отделяться» и «обособляться».

Иосиф Флавий рассказывал о фарисеях как об одной из трёх, наряду с саддукеями и ессеями, еврейских сект или «философских школ», проводя при этом аналогию между фарисеями и стоиками; в своём изложении Иосиф Флавий уделяет первостепенное внимание теологическим разногласиям между этими тремя «школами». Кроме того, Иосиф утверждает, что фарисеи и две другие вышеупомянутые секты сложились в правление Ионатана Хасмонея, но столь ранняя датировка представляется сомнительной; сам историк пишет об участии этих сект в политической и общественной жизни начиная лишь с эпохи правления Гиркана I

В то же время, современные историки склонны рассматривать фарисеев как идейных наследников более раннего движения хасидеев, упоминаемых в Маккавейских книгах. Иосиф говорит о симпатиях народа к фарисеям.

Законоучители Талмуда в основном описывают галахические дискуссии фарисеев.

Отношение Нового Завета к фарисеям противоречиво: Иисус Христос обвиняет фарисеев в лицемерии и тщеславии, но его критика направлена не против учения фарисеев, а против их поступков, не соответствующих проповедуемому ими учению. Текст Нового Завета свидетельствует о связи раннего христианства с учением фарисеев, особенно с тем из них, которые признавали примат этических норм в религии. Подобно фарисеям, Иисус Христос утверждал веру в воскресение из мёртвых. В Новом Завете вместе с критикой фарисеев содержатся и положительные высказывания о некоторых из них. Апостол Павел называл себя фарисеем, сыном фарисея.

Фарисеям противостояли саддукеи, причём предметом спора в основном был Устный Закон. Иосиф писал, что «Фарисеи обнародовали несколько халахот, основанных на неписаной традиции, и потому секта саддукеев отвергла эти халахот, поскольку они полагали, что следует считать законом лишь то, что написано в Торе». Но из дискуссий законоучителей Талмуда видно, что саддукеи не отрицали необходимости интерпретировать законы Торы, но настаивали, чтобы эти толкования были записаны. Фарисеи же выступали против, говоря, что «халахот не записывают в книгу», и поэтому объявили праздничной датой день упразднения саддукейской «Книги наказаний». По доктрине фарисеев, Тора, согласно Библии данная Богом Моисею, включала и Письменный и Устный Закон: Божественные откровения, зафиксированные в Пятикнижии, дополненные и разъясненные пророками и устной традицией, следует истолковывать в соответствии с экзегетическими нормами законоучителей каждого поколения. Поэтому, законы Торы необходимо понимать в соответствии с толкованием законоучителей, которых, согласно мнению фарисеев, Всевышний наделил разумом для того, чтобы они интерпретировали эти законы.

В отличие от саддукеев, полностью отрицавших предопределение и веривших, что человек обладает свободой выбора между добром и злом, и ессеев, веривших в абсолютное Божественное предопределение, фарисеи полагали, что все предначертано Всевышним, но добродетель и порок — во власти человека. Всевышний любит свои создания, требует исполнять данный ему закон и вложил в человека два разных импульса — благой и дурной — и, заповедовав ему творить добро, дал Тору как руководство в жизни. «Если человек выбирает добро, небесные силы помогают ему. Если же он творит зло, они предоставляют ему идти своим путем».

Фарисеи, в отличие от саддукеев, верили в бессмертие души, посмертное воздаяние и в воскресение из мёртвых перед наступлением царства Божия. Они считали, что религиозная вера — центр человеческого бытия и что образ жизни человека должен определяться законами Торы.

Выступали против смертной казни.

Еретическое учение фарисеев является основой Галахи и современного иудаизма.

Притча о мытаре и фарисее

Наиболее детально суть Божьего порицания видна в Евангелии, в притче о мытаре и фарисее. Кратко ее суть в следующем: в одном из иудейских храмов молились два человека. Один из них был мытарем — сборщиком местных налогов. Таких людей в обществе часто не любили, поскольку налоги были огромными, и мытари зачастую отбирали в уплату чуть ли не все пропитание семьи. Поэтому мытари имели славу людей бессердечных, злых и немилостивых.

Другим молящимся был праведный, соблюдающий все предписания фарисей. Его молитва была преисполнена чувства собственного достоинства — он благодарил Бога за то, какой он хороший. Заметив мытаря, он стал благодарить и за то, что он «не таков, как тот мытарь». Иудей ставил себя и свои заслуги выше всех остальных людей и считал себя великим праведником, поскольку он соблюдал посты, отдавал десятину в храм, чтил субботу и выполнял множество других предписаний Торы.

Молитва мытаря же носила совершенно иной характер. Он, напротив, не смел поднять глаз своих, стоял с повинной головой. Просил он у Господ одного — милости. Понимая всю сущность своего падения, осознавая свою глубочайшую греховность, этот мытарь просил Бога быть милостивым к нему. На большее он не смел и надеяться.


Фарисей – человек, который относится к Богу и ближним без любви и при этом превыше всего ставит самого себя

И вот Святое Евангелие повествует нам об исходе этих двух молитв. Фарисей, окончив положенное правило, вышел из храма довольный собой, с чувством собственной праведности. Он был абсолютно уверен, что сделал все хорошо и правильно, и что его молитва обязательно будет услышана Богом. И несмотря на это он вышел осужденным.

Мытарь же, который даже не надеялся на прощение от Господа, а только лишь молил о помиловании, вышел со слезами на глазах и с чувством осознания своей полнейшей ничтожности. И при этом Евангелие нам говорит, что этот мытарь вышел из храма оправданный.

Чем же так угодил Господу мытарь и чем так разгневал фарисей? Основной грех последнего в том, что он дает себя право судить. Он судит несчастного мытаря, сразу делая вывод о нем, как о человеке павшем. Он судит и себя, но себе приписывает личину праведности. Однако фарисею никто не давал права суда — это удел одного лишь Бога. Одному Господу известно, кто из нас поистине праведен, а кто грешен.

Следующая погрешность фарисея — свое самодовольство. Мы знаем и из Евангелия, и из творений любых святых отцов, что матерью всех добродетелей является смирение. Смиренный человек не упивается собственной хорошестью, но видит в себе множество недостатков, с которыми старается бороться. Человек же, который считает, что поборол в себе страсти и достиг состояния праведности находится в глубокой духовной прелести. Именно таков и был фарисей из притчи.

Мытарь же, напротив, считал себя ниже и хуже любых других людей. Он возненавидел себя за те грехи, которые совершил в жизни и искренне в них покаялся. Его чувство было настолько острым, что он стоял в храме опущенной головой и только лишь повторял — Боже, милостив буди мне, грешному.

Важно! Именно эти слова прошения милости называются «молитвой мытаря» и с них начинается утреннее молитвенное правило. Можно возразить, что этот фарисей действительно исполнял все, что прописано в Законе

Он не воровал, не блудил, соблюдал посты и еще много чего. Так почему же он не имел права сказать, что все выполнил? Богословы поясняют этот момент так — если бы фарисей познал истинного Бога, а не просто выучил формальный свод правил, то он бы понял, что предела у Бога нет

Можно возразить, что этот фарисей действительно исполнял все, что прописано в Законе. Он не воровал, не блудил, соблюдал посты и еще много чего. Так почему же он не имел права сказать, что все выполнил? Богословы поясняют этот момент так — если бы фарисей познал истинного Бога, а не просто выучил формальный свод правил, то он бы понял, что предела у Бога нет.

Это означает, что по мере духовного возрастания перед человеком открываются все новые и новые духовные горизонты, пределов у которых нет, поскольку Господь — бесконечен. Исполнив одно правило, искоренив один грех, истинно верующий человек найдет в себе еще десяток. Как жив Бог, так жив и подвижен Его Закон. И невозможно Господа поместить в формальные рамки и правила.

Кто такие фарисеи

Фарисеями назвались сторонники значительного и влиятельного иудейского течения, которые целью человеческой жизни считали четкое и детальное исполнение закона, прописанного в Торе. В повседневной жизни это выливалось в мелочное, внешнее и формальное исполнение заповедей. Фарисеи буквально наизусть знали и скрупулезно по пунктам выполняли даже самые мелкие предписания Торы.


Фарисеи получили наибольшее количество обличений от Иисуса Христа

Такая зацикленность исключительно на форме привела к практически полной потере внутреннего смысла. Закон воспринимался как четкое руководство к практическому действию, при этом совершенно не учитывались духовные аспекты вероучения.

Особо чтимой у фарисеев была суббота. В этот день не делались абсолютно никакие дела, поэтому даже Христос, исцеливший больного, попал под осуждение за нарушение субботы. Получается, что даже делание добрых дел порицалось под благовидным предлогом соблюдения заповеди о почитании субботы.

Фарисейство в современной жизни

Может показаться, что фарисейство как образ самодовольного, тщеславного мышления и скрупулезного соблюдения правил изжило себя еще 2000 лет назад. Однако в современных реалиях церковной жизни можно столкнуться с “фарисейской болезнью”. 

Опытные священники говорят, что такому поведению чаще подвержены неофиты. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):

Распространенные проявления фарисейства хорошо известны. Фарисейство это выражается в тщательном контроле соблюдения церковного этикета. Например, работница за свечным ящиком отчитывает вошедшую в храм женщину в брюках или без платка. Или бдительные бабушки, делающие замечания прихожанам, что они не там встали, не так перекрестились. Такое поведение может оттолкнуть человека от храма. Ведь именно верующие христиане как никто другой должны с любовью и пониманием относиться друг к другу. А не становиться тем надменным, злобным фарисеем.

Фарисеи – лицемеры

Фото: Flickr.com

Лицемер, в сегодняшнем значении, можно сказать – артист. То есть, человек, исполняющий роль, которая не имеет ничего общего с его личным характером и личными предпочтениями. Таковы и были фарисеи. Они внешне казались бескорыстными, а на самом деле, использовали свое положение для обогащения за счет самых обиженных судьбой людей и вдов. Вместо того, чтобы облегчить их участь путем праведного разделения даров от богатых, фарисеи добивались обращения имущества бедных во владение своего круга. В результате бедность только увеличивалась, а богатые становились еще богаче. И все это делалось под прикрытием благочестия. Видя такую несправедливость, которую сделали законом, Господь испытал праведный гнев.

Он видел, что фарисеи в мелочах строго соблюдают Закон и широко афишируют свою святость, а в главном – пренебрегают законностью, но это они скрывают от народа, не заостряя его внимание. Ведь люди узнают о законности именно от них, не имея возможности получить информацию другим путем

Но от Бога скрыть эти факты невозможно. Вот почему Иисус обличает их, скрывая с них покров благочестия и обнажая всю гниль их сущности.

Православная Жизнь

Как выработать иммунитет против фарисейства, советует духовник Киевских духовных школ архимандрит Маркелл (Павук).

Фарисей в современном смысле – это человек, который относится к Богу и ближним без души и без любви и при этом превыше всего ставит самого себя, свои добродетели. Можно выделить пять основных признаков фарисея.

Первый признак – это самомнение. Оно проявляется в нерадивом исполнении своих обязанностей в семье, на работе, в обществе. Такому человеку легко обмануть жену, подставить начальника, друга, поскольку по своей гордыне считает их намного ниже себя. Он до посинения готов отстаивать свою точку зрения на возникшую ситуацию и категорически отвергает чужое мнение. Поскольку во главу угла поставлено собственное «я», то его отношения с Богом поверхностны. Лишь для виду, чтобы не навредить своей репутации, или в силу традиции человек может ходить в храм, на богослужения, но он не способен к истинному покаянию и молитве, ибо считает себя самодостаточным.

Второй признак – театральность в словах и действиях, лишь бы понравиться людям и открыть дорогу к карьерным высотам. Такой человек любит производить эффект, а потому внешнему виду, одежде, прическе, манере поведения и разговора он придает особое значение. Следовательно, сразу малодушничает и доходит чуть ли не до отчаяния, если подвергается тяжелой болезни или получает неожиданную травму. Он тратит много времени и денег на поддержание физического здоровья: посещение фитнес-клуба, бассейна и т. д., однако в то же время очень скупой и торопливый, неизменно жалуется на большую занятость и отсутствие средств, если кто-то другой просит о помощи.

Третий признак – пресмыкательство перед начальством из-за боязни потерять положение или должность. Человек все время показывает, как он всех любит и о всех заботится, но на самом деле думает лишь о самом себе. Чтобы удержаться у власти, не лишиться работы, такой не брезгует клеветой на ближнего; улыбаясь в глаза, в уме уже строит ему козни, выискивает слабые места. Если он имеет доступ к большим финансовым средствам, то никак не обходится без подтасовок, обмана, коррупционных схем, а при потере власти или материальных средств чрезвычайно переживает и тем самым раньше времени губит здоровье и загоняет себя в могилу.

Четвертый признак — хвастовство своими достижениями и добродетелями. Сейчас это очень легко делать через личные страницы в соцсетях. Страница самохвала переполнена личными изображениями, как будто он центр земли и только вокруг него все вертится. Он любыми способами добивается того, чтобы другие его заметили и поощрили, а награды выставляет напоказ и безмерно ими гордится. Если вознаграждение его обходит и достается другому, то он резко осуждает своего соперника или забывшего о его трудах начальника, а иногда готов мстить за это как злейшему врагу.

Пятый признак – дотошное формальное исполнение буквы закона, нежелание ради блага ближнего пойти хотя бы на небольшие уступки, что выдает жестокосердие и равнодушие к другим людям. В то же время в отношении собственной персоны этот человек упорно ожидает уступок и привилегий, и если таковых не получает, то легко делается самым большим врагом того, кого совсем недавно лицемерно превозносил, а может, даже клялся в верности и любви.

Не его ли в своем стихотворении изображает великий русский поэт А. С. Пушкин:

Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, Что будет полным наконец.

Когда фарисейство процветает среди людей, не знающих Бога, — это еще полбеды. Но самое опасное и наиболее разрушительное фарисейство — в духовной среде, среди духовенства и мирян. Не случайно Христос Спаситель громко обличал духовных руководителей израильского народа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» (Мф. 23:13). Подобные признаки или их начатки каждый из нас может заметить в себе. Но они не должны приводить в отчаяние. Внимательная, неторопливая, тайная, не напоказ молитва, регулярное нелицемерное покаяние, бескорыстная помощь ближним, периодическая откровенная беседа с опытным духовником вырабатывают надежный иммунитет против фарисейства.

Книжники

В Новом и Ветхом Завете книжники упоминаются как учителя Закона. Они досконально знали содержание Библии, постоянно переписывали Священное Писание. Книжники хранили в памяти предания, передавая их младшим поколениям. У евреев книжники были юристами и богословами. Они считали, что толкование закона должно быть буквальным. Священнослужители строго следовали всем предписаниям. В религии они были формалистами.

Мы рассказали вам о значении основных названиях групп людей и их взглядов, которые чаще всего встречаются в Библии. Именно они влияли на развитие христианства, толковали законы и пытались внедрить свой образ жизни и понимание веры.

Возможно, вы знаете другие значения этих терминов или интересные факты их возникновения. Будем рады ознакомиться с вашей точкой зрения.

использованная литература

Начальный

  • Куган, Майкл, изд. (2007). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифами . США: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-528882-7.
  • Флавий, Тит Иосиф (1998). Тенни, Меррилл (ред.). Полное собрание сочинений . Ссылка Нельсона. ISBN 978-0-7852-1427-4.
  • Вермес, Геза, изд. (2004). Полное собрание свитков Мертвого моря на английском языке . Хармондсворт, ENG: Пингвин. ISBN 978-0-14-044952-5.

Вторичный

  • Коэн, Шэй (2006). От Маккавеев до Мишны . Луисвилл: Вестминстерская пресса Джона Нокса. ISBN 978-0-664-22743-2.
  • Эшель, Ханан (2008). Свитки Мертвого моря и государство Хасмонеев . Город: Wm.B. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6285-3.
  • Джонсон, Пол (1988). . Сан-Франциско: Многолетняя библиотека. ISBN 978-0-06-091533-9.
  • Ньюман, Гиллель (2006). Близость к власти и еврейские сектантские группы древнего периода: обзор образа жизни, ценностей и галахи у фарисеев, саддукеев, ессеев и Кумрана . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-14699-0.
  • Штембергер, Гюнтер (1995). Еврейские современники Иисуса . Миннеаполис: Fortress Press. ISBN 978-0-8006-2624-2.
  • Вермес, Геза (2003). Иисус в его еврейском контексте . Миннеаполис: Fortress Press. ISBN 978-0-8006-3623-4.
  • Веллхаузен, Юлиус (2001). Фарисеи и саддукеи . Мейкон: Издательство Мерсерского университета. ISBN 978-0-86554-729-2.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector