Иоанн креститель
Содержание:
- О чем просят перед иконой
- Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа в реке Иордан в Вифаваре
- Судьба правой руки Иоанна
- Рождество Иоанна Предтечи
- Смерть
- Призыв Пророка Иоанна в наши дни
- Несколько случаев исцеления
- Где находилась голова пророка после смерти?
- Евангельский рассказ[править | править код]
- Своим примером готовиться путь ко Христу
- Где находилась голова пророка после смерти?
- Заточение и смерть Иоанна Предтечи
- История жизни пророка Иоанна
- Местонахождение мощей
- Голову Иоанна Крестителя обретали трижды
О чем просят перед иконой
Святой образ с изображением усекновения головы праведника считается чудотворным. Верующие молятся перед иконой и просят святого о заступничестве и милости. Существует специальная молитва, которую христиане произносят перед святым образом. Текст написан святыми старцами, которые всю жизнь посвятили служению Господу.
Иоанн Предтеча помогает людям в тяжелую минуту, например, невинно осужденным или попавшим в тюрьму. Крестителю молятся о вразумлении грешников, о прощении грехов, о приобщении к церкви некрещеных людей. Люди просят святого помочь им пережить пост, а также даровать богатый урожай зерна, овощей. Этому святому молятся пасечники, хлеборобы, простые селяне.
Иоанна Крестителя просят о помощи воины, которые сражаются на поле битвы и в любую минуту могут умереть. Солдаты молят праведника укрепить их веру во Всевышнего. Воины просят даровать им силу духа, избавить от отчаяния. Иоанн Предтеча является примером для подражания. Ведь даже в минуту смерти он не отрекся от Господа, принял его волю со смирением. Это тяжелое испытание проповедник сумел вынести с честью.
Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа в реке Иордан в Вифаваре
Само Крещение Господне произошло у реки Иордан в местности под названием Вифавара. Считается, что эта местность расположена в районе монастыря святого Иоанна, в 10 километрах восточнее Иерихона.
Иоанн Креститель ранее говорил в своих проповедях о скором пришествии Мессии. Увидев же Агнца Божия, он удивился и спросил:
Вифавара ― место Крещения на восточном берегу реки Иордан, оборудованное для паломников и туристов, с греческим православным храмом Иоанна Предтечи со стороны государства Иордания. Считается, что Крещение Господне произошло в местности Вифара, в 10 километрах восточнее Иерихона
Когда Иисус принял Крещение от святого Иоанна, Дух Святой сошёл на Него был ему глас небес:
Лк. 3:21-22
Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. С Крещение Господним Евангелист Иоанн связывает фактическое создание христианской Церкви, так как после этого у него появились ученики-апостолы.
Ин. 1:35-37
Судьба правой руки Иоанна
Евангелист Лука, согласно преданию, обходя разные селения и города с проповедью, взял с собой из Севастии в Антиохию частицу мощей Иоанна — его правую руку. Таким образом рука была спасена от поругания, которому через 300 лет было подвергнуто тело Крестителя от руки Юлиана-Отступника, языческого царя. Когда Антиохией овладели мусульмане (в 959 году), дьякон перенес эту реликвию в Халкедон, а затем в Константинополь. Здесь она хранилась до тех пор, пока турки не завоевали город.
Однако этот народ также почитал пророка. Желая примириться с рыцарями ордена Св. Иоанна, воинственно настроенными, султан Баязит II решил подарить им эту святыню. Добрыня, русский паломник, ставший впоследствии Антонием, святым и Новгородским архиепископом, в 1200 году видел в царских палатах руку Предтечи. Из памятников истории известно, что император Болдуин после взятия крестоносцами Константинополя в 1263 году передал Оттону де Цикону плечевую кость мощей. Тот послал ее во Францию, цистерионскому аббатству. Эту святыню в конце XIV — начале XV вв. видели в Царьграде русские паломники. В 1453 году турки захватили Константинополь. Святыни его были собраны по воле завоевателя Магомета и хранились в царской сокровищнице. После этого правая рука Крестителя находилась в Петербурге, в Зимнем дворце (церковь Нерукотворного Спаса).
Рождество Иоанна Предтечи
Рождество Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа было предвозвещено Пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40, 3), а прославил его Сам Господь, Который назвал Иоанна Ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11).
Сами события этого рождества, как предшествующие, так и последующие, заставляют сердце замереть в страхе благоговейном и восхищенном. Постичь умом, и тем паче построить какую-то логическую цепочку в череде евангельского повествования об этом событии невозможно, и поэтому невоцерковленный испытывает смущение, атеист скептически машет рукой, прибавляя свой стандартный эпитет: «Сказки все это», а верующий…
Верующий просто лоб крестит, да молитву, какую сердце подсказывает, повторяет. Ведь для него — «Ты еси Бог, творяй чудеса» вполне естественно и жизненно.
Не поражаться же произошедшему столь давно, но отнюдь не утратившему современного (здесь хорошо более емкое, украинское определение «сучасного») значения невозможно. Тут не только удивительность самого рождения у престарелых родителей, но и вся радуга сомнений и вопросов, столь характерных для человека нынешнего времени при проявлениях Божьего Промысла. Ведь мы знаем, что священник Захария был праведным, и в то же время, когда ему возвестил архангел Гавриил, что родится от него Предтеча, Захарий не поверил. Не поверил, хотя был полон веры в Бога.
До самого рождения Иоанна Предтечи наказывается его отец немотой. Праведник — наказывается! И хотя близко удивительное избавление от наказания, невольно задумываешься: ежели праведника наказал Господь, то как же он меня, любимого, терпит? Вот тут и становится понятным евангельское восклицание: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк.9:24).
Вера укрепляется на примерах тех, кто, имея ее, достиг пажитей Небесных, и здесь Иоанн Предтеча, которого Сам Господь называл Ангелом, и есть идеал праведности в теле человеческом, носитель ангельского духа, чистоты и совершенства.
Пустыня стала для него училищем благочестия, и даже в ней он был велик.
В пустыне Предтеча питался только акридами и диким медом, одевался лишь в одежду из верблюжьего волоса, опоясывался кожаным поясом, приготовляя себя к высокому своему служению. Именно он — Иоанн, есть начало начал монашества.
Его слова были настолько сильны, что потрясали многочисленных слушателей до глубины души. Именно с него берет начало миссионерское служение, апостольское благовестие.
Предтеча безбоязненно обращал свое пламенное слово против таких гордых и надменных нравом фарисеев и саддукеев, называя их порождениями ехидными. Уста праведника не смыкались до самой мученической кончины. Здесь — источник «веры до крови», то есть мученического подвига исповедания Христа.
Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века Праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами — его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.
Смерть
Пророк Иоанн сурово обличал преступления правителей, призывая тех раскаяться. В частности прилюдно осуждал аморальное поведение тетрарха Галилеи Ирода Антипу, женатого на Иродиаде, своей племяннице. Красавицу Иродиаду Антипа отбил у своего единокровного брата, Ирода Филиппа. Иоанн явился во дворец тирана и прямо перед гостями в пиршественной зале обличил того в грубом нарушении еврейских законов.
Икона Иоанна Крестителя
Тетрарх не раскаялся, а, наоборот, арестовал пророка и посадил в темницу. Что с ним делать дальше, оставалось не понятным: казнь такой известной в народе персоны могла вызвать волнения населения Галилеи. Но обличительная речь разгневала жену Ирода. Публично оскорбленная женщина жаждала мести, которую и совершила при помощи своей дочери Саломеи.
На празднике в честь дня рождения Ирода Антипы Саломея так красиво танцевала, что Ирод перед гостями пообещал девушке выполнить любое ее желание. Подстрекаемая матерью, Саломея попросила в подарок голову Иоанна. Отправленный в тюрьму оруженосец отрубил пророку голову и преподнес девушке жутковатый подарок на серебряном блюде. Голову Саломея передала Иродиаде, а тело слуги отдали ученикам Крестителя.
Казнь Иоанна Крестителя
В память этих событий отмечается день Усекновения главы Иоанна Предтечи. В Православной церкви это день строгого поста. В народной традиции Усекновение обросло рядом обычаев и суеверий: запрещается работать с острыми предметами, есть круглые овощи и фрукты, резать хлеб. Ученики похоронили обезглавленное тело Иоанна Предтечи в Севастии, поблизости от гробницы пророка Елисея, но после с телом святого стали происходить чудеса.
Примерно в 362 году язычники вскрыли и разгромили захоронение, сожгли кости и разбросали прах. Однако христианам удалось спасти часть мощей. В X веке Феодор Дафнопат рассказывал христианам, что апостол Лука хотел увезти тело в Антиохию, но севастийцы позволили увезти только правую руку святого. Позже нетленная Десница Иоанна Крестителя переехала в Константинополь, в честь чего был установлен соответствующий праздник, сейчас не популярный.
Положение во гроб Иоанна Крестителя
Иродиада прятала голову пророка в дворцовых покоях, но служанка выкрала реликвию и закопала в глиняном кувшине на склоне Елеонской горы. Через несколько лет при копании рва кувшин нашли слуги вельможи Иннокентия и реликвию опознали. Это событие празднуется прихожанами РПЦ 24 февраля по старому стилю. Перед смертью Иннокентий хорошо спрятал святыню.
В годы, когда в Иерусалиме правил император Константин Великий, два паломника случайно нашли главу, но лентяи поручили нести реликвию попутчику. Попутчик (по профессии горшечник) ушел от монахов и стал хранителем святыни. После его смерти кувшин с чудотворной головой перешел к сестре хранителя. Позже реликвия досталась арианскому священнику, который спрятал главу в пещере близ Емессы.
Храм Святого Иоанна Крестителя в Керчи
В 452 году архимандриту близлежащего монастыря явился во сне Иоанн и указал место сокрытия главы. Реликвию нашли и перенесли в Константинополь. Второе Обретение главы празднуют одновременно с первым. Во время беспорядков в Константинополе святыню отправили на хранение в город Емессу, потом прятали в Команах во время иконоборческих гонений.
Посольство императора Михаила III в 850 году, руководствуясь озарениями патриарха Игнатия, нашло голову святого в Команах. Это было третье Обретение, отмечаемое РПЦ 25 мая по юлианскому календарю. Для каждого праздника разработан свой канон – порядок и перечень молитв, читаемых во время торжественного богослужения священниками.
Мощи Иоанна Крестителя
Дальнейшая история реликвии точно не известна, и сейчас на звание обладателя подлинной головой Иоанна Крестителя претендуют двенадцать церквей. Также в христианском мире насчитывается семь челюстей (помимо голов), одиннадцать указательных пальцев, девять рук и четыре плеча. Все эти реликвии почитаются подлинными и совершают чудесные исцеления.
Призыв Пророка Иоанна в наши дни
«Когда возвестил архангел Гавриил священнику Захарии, что родится от него Предтеча, Захарий не поверил, не поверил, хотя был полон веры в Бога. Хотя он и жена его Елизавета были праведны, тем не менее этот праведник не поверил.
И что же, простил ли Бог ему это колебание в вере? Нет, Он наказал его тяжелым наказанием, устами архангела повелел ему быть немым в течение девяти месяцев, до времени исполнения пророчества.
Это было наказанием праведнику за неверие…
Если когда-нибудь поколеблетесь в вере, то не оставайтесь в колебании, но смотрите, чтобы не понести за него тяжкое наказание. Поэтому, если случится вам когда-нибудь пошатнуться в вере своей, не падайте духом. Вспомните, как был Богом прощен священник Захария, отец Предтечи, и уповайте, что и вас, если покаетесь, восставит Он в вашем христианском достоинстве и подаст вам дары Своей благодати, чтобы могли вы идти дальше за Ним»
Сщисп. Лука Крымский
Несколько случаев исцеления
- Зимним вечером женщина поскользнулась, упала и сильно ударилась головой. При обращении в больницу ей был выставлен диагноз: трещина лобной кости, сотрясение головного мозга. Требовалась срочная операция, но больная от нее отказалась. Родственники отвезли ее в церковь, где она с сердечной молитвой желала приложиться к лику Иоанна Предтече с обручем. Но как оказалось, несколько дней назад образ увезли в монастырь. Больная не унывала, она набралась сил, без чьей-либо помощи дошла до монастырской часовни и осуществила желаемое. Сразу же она почувствовала облегчение. А на следующий день больной была сделана томограмма. Результат ошеломил всех: повреждений костей черепа нет, сотрясение мозга отсутствует.
- У девушки случилось обострение гайморита. Ей было проведено лечение антибиотиками и прокол пазухи носа. Врачи советовали решиться на операцию по поводу перфорации кости. Но накануне операции больная направилась в монастырь и пред иконой Иоанна Предтече стала умолять пророка о помощи. После моления прочитала канон и приложилась к иконе. В результате хирургического вмешательства не случилось, к нему не было абсолютно никаких показаний.
- У одной неверующей дамы была диагностирована опухоль мозга. Ей предстояла операция с трепанацией черепа. В последней надежде на исцеление она пришла в монастырь и приложилась к чудотворной иконе Иоанна Крестителя с обручем. Перед операцией ей было назначено дополнительное обследование и после просмотра рентгеновских снимков врачи недоумевали: куда пропала опухоль?
- После моления пред иконой Предтечи одна прихожанка получила исцеление от болезни щитовидной железы. Она три дня подряд прикладывалась к лику и молила святого об исцелении. В день очередного обследования щитовидка оказалась совершенно здоровой. А сама девушка выразила желание поступить в обитель.
Где находилась голова пророка после смерти?
Голову пророка нашла благочестивая Иоанна. Эта реликвия была погребена на Елеонской горе, в сосуде. Через какое-то время, копая для основания храма ров, один благочестивый подвижник обнаружил голову и хранил ее у себя. Перед своей смертью, опасаясь, что неверующие обнаружат это сокровище, он закопал ее в земле там же, где и нашел. Во время правления Константина Великого два монаха пришли поклониться Гробу Господню в Иерусалим. Одному из них явился Предтеча и указал, где находится его голова. Христиане с этих пор празднуют Первое обретение главы Иоанна. Однако более популярен другой праздник, связанный с этим пророком. И сейчас мы о нем расскажем.
Евангельский рассказ[править | править код]
Евангелия указывают на то, что у Иисуса существовал непосредственный предшественник, подготовивший ему мученический путь. Этот предшественник, Иоанн, рисуется сектантом, но проповедующим не в храме, а в пустыне. Согласно евангелистам Матфею и Марку, он носил власяницу — одежду из грубого верблюжьего волоса, подпоясанную полоской кожи, а питался, чем Бог пошлёт: акридами (сушёной саранчёй) и диким мёдом.
Согласно сведениям всех четырёх Евангелий, встреча с Иоанном — важнейший эпизод в жизни Иисуса.
Согласно Матфею, у Иоанна крестились «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская», «исповедуя грехи свои». Увлечённые общим порывом, к нему будто бы пришло креститься даже довольно много фарисеев (членов религиозной группировки, добивавшейся скрупулёзного соблюдения Закона) и саддукеев (аристократов и высшего духовенства, отрицавших устное предание от одного к другому и слепо почитавших, так же, как и фарисеи, букву Писания). Однако Иоанн отверг их следующей отповедью:
Речь Иисуса начиналась с той же формулы, что и речь Иоанна:
Однако старший по возрасту зачинатель поставлен ниже младшего, его «ученика»:
Согласно евангелисту Иоанну, враждебные Крестителю фарисейские священники и левиты (потомки Леви, младшие служители храма) из Иерусалима спросили его, кто он, на что он ответил, что он не Мессия (Христос), не Илия и не пророк. На вопрос, «что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?», пустынник отвечал:
Наиболее обстоятельный рассказ о Крестителе содержится у евангелиста Луки. Он включает версию о чудесном происхождении Иоанна:
Далее повествуется о посещении тем же самым ангелом в галилейском городе Назарете Девы Марии (которая названа родственницей Елисаветы) с вестью о предстоящем рождении ею Сына Божьего.
В изложении евангелистов Марка, Матфея и Луки Креститель и Иисус встречаются единожды. Евангелист Иоанн же повествует о двух встречах. Согласно ему, в первый раз Креститель увидел незнакомца, в котором Дух, пославший его крестить людей и принявший облик голубя, указал Агнца Божия. А на другой день произошла ещё одна встреча Крестителя и Иисуса, во время которой от первого отошли двое его учеников, братья Андрей и Симон, и перешли ко второму.
Как и у Иисуса, у Крестителя был свой путь к месту казни, связанный с обличением палестинского тетрарха (четвертовластника, унаследовавшего четверную часть отцовского царства) Ирода Антипы, женившегося на Иродиаде — жене своего брата и его же племяннице. Ирод Антипа бросил проповедника в темницу, но, опасаясь народного гнева, сохранил ему жизнь. Однако Иродиада не простила обиды и нашла способ расправиться с Иоанном:
Историчность насильственного конца жизни Крестителя подтверждена независимым от Евангелий источником — «Иудейскими древностями» Иосифа Флавия, который пишет:
Своим примером готовиться путь ко Христу
«Захария при рождении своего сына Иоанна сказал, что он приготовит путь Господу (Лк. 1, 76), то это не была его тщетной надеждой и несбыточной мечтой. Успех, который имел в своем деле Иоанн, вполне оправдал эту надежду. Никогда Иисус не нашел бы такого приема, никогда Его учение не достигло бы такого быстрого и широкого распространения в народе, если бы Иоанн не вызвал в нем движения к Нему и не сделал сердца людей восприимчивыми для Него.
Своей строгой, с благоговением совершаемой добродетелью сделал он это — добродетелью, которая воодушевляла и его последователей, сообщая им силу, ревность и мужество растрогать узы греха и подниматься на ту нравственную высоту, на которой видели они Иоанна.
В самом деле вы, любящие добро, скажите, что пробудило в вас эту любовь, что воспламенило вашу ревность, что укрепило вас в борьбе против ада, что дало вам мужество возвратиться на путь добра в то время, когда под тяжестью искушений вы близки были к бездне погибели, когда приходили в отчаяние при встрече с разного рода трудностями и препятствиями? В большинстве случаев не были ли это примеры добрых, благочестивых родителей, начальников и воспитателей, благородных друзей, примеры добрых людей из различных времени стран?»
Сщмч. Владимир (Богоявленский)
Где находилась голова пророка после смерти?
Голову пророка нашла благочестивая Иоанна. Эта реликвия была погребена на Елеонской горе, в сосуде. Через какое-то время, копая для основания храма ров, один благочестивый подвижник обнаружил голову и хранил ее у себя. Перед своей смертью, опасаясь, что неверующие обнаружат это сокровище, он закопал ее в земле там же, где и нашел. Во время правления Константина Великого два монаха пришли поклониться Гробу Господню в Иерусалим. Одному из них явился Предтеча и указал, где находится его голова. Христиане с этих пор празднуют Первое обретение главы Иоанна. Однако более популярен другой праздник, связанный с этим пророком. И сейчас мы о нем расскажем.
Заточение и смерть Иоанна Предтечи
Иоанн не боялся обличать самого царя Ирода, который жил незаконно с женой своего брата. Который бросил свою жену и взял Иродиаду. Та ненавидела Иоанна за обличение и заставила Ирода посадить святого в темницу, что он и сделал. Но царь уважал Иоанна, приходил и слушал его слова. Он не хотел убивать его, как требовала Иродиада.
Однажды на день рождения царя состоялся пир, на котором плясала племянница Ирода (дочь Иродиады от первого брака). Ее звали Саломия. Царю понравился ее танец, и он поклялся исполнить за это все, что она ни попросит. Саломия не знала, что просить, и пошла к матери. Та велела ей просить голову святого Иоанна.
Когда Саломия сообщила ему свою просьбу, царь расстроился.
Ведь он любил Иоанна, считал его святым и не хотел его смерти. Но, поскольку он
прилюдно обещал исполнить любое пожелание Саломии, то пришлось отдать приказ об
усечении головы Иоанна. Когда коварная женщина получила на блюде свою жертву,
то некоторое время издевалась над главой святого, колола иголками его язык. По
преданию, даже мертвая голова продолжала обличать Иродиаду в прелюбодеянии.
Затем она выбросила голову. Тело Иоанна погребли ученики его в Севастии. Убийцы были жестоко наказаны. Отец брошенной жены Ирода отправился войной на него с целью отомстить и разбил его войска. Самого Ирода посадил в темницу римский император. Иродиада же погибла жестокой смертью, провалившись под лед, причем голова ее была отрезана льдинами.
История жизни пророка Иоанна
Родителями Иоанна Предтечи являются праведные и богобоязненные Захария и Елисавета, проживавшие в Хевроне. Они всю жизнь умоляли Бога о даровании им чада, но чудо свершилось лишь при достижении ими преклонных лет.
Младенец Иоанн был рожден на полгода раньше Иисуса Христа. О предстоящем его рождении старец-священник Захария был извещен во время совершаемого им богослужения в церкви.
Однажды будущий отец лицезрел по правую сторону от жертвенника архангела. Он и произнес заветную весть, что мольба будущих родителей услышана Богом и скоро Елисавета родит сына Иоанна. Он и обратит к Богу множество народа и станет Предтечей Мессии.
Захария усомнился в радостной вести и попросил некого знамения с Небес. Знамение случилось — священник был поражен немотой за неверие.
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн
Рождение Иоанна Предтечи
Вскоре у Елисаветы совершилось зачатие и через 5 месяцев ее посетила Дева Мария, приходившаяся ей дальней родственницей. Она пришла с радостной вестью о том, что Ее посетил архангел Гавриил и возвестил о непорочном зачатии и рождении от Нее Христа Спасителя. Также он дал знать Пречистой Деве, что неплодная Елисавета шестой месяц носит во чреве сына.
Вскоре непраздная Елисавета родила мальчика. На удивление всех, мать нарекла сына Иоанном. Немой Захария попросил дощечку и начертал на ней, что имя его сыну — Иоанн. Тут же его уста открылись и он снова смог говорить. Он ликовал, благодарил Всевышнего и возносил пророчества о скором пришествии Спасителя Мира — Мессии, которому его сын Иоанн станет Предтечей.
Интересно.После Рождества Иисуса Христа царь Ирод приказал истребить всех младенцев-мальчиков, дабы продолжить царствование и не иметь соперников. Услышав страшную весть, Елисавета ушла с сыном Иоанном в пустыню и спряталась в пещере.
Захария же нес священническое послушание. Воины Ирода пытались разузнать у него место, где скрывается его супруга с младенцем, на что получили отказ и разъяренные, убили клирика прямо в церкви. Через некоторое время Елисавета тоже умерла, но местом ее смерти стала пустыня. А Иоанна всегда охранял Ангел Небесный.
Начало служения
Будучи юношей, Иоанн удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и поселился в дикой пещере. До 30 лет он прожил здесь, находясь в беседе с Богом, в молитве и полнейшем уединении.
О нем говорят, что жил на земле, как на небе. Его облачение было наипростейшим, сшитым из ткани из верблюжьих волос, было подпоясано кожаным поясом. Питался Иоанн диким медом, корнями и растениями.
Он постоянно ожидал призыва Божиего на дело общественного служения.
Пророчество Святителя
Узрев о величественном учении Иоанна, к нему поспешили люди и крестились от него в водах Иордана, исповедуя свои согрешения. Проповеди святителя были напитаны необычайной силой, тем самым многие крещаемые были уверены, что он и есть ожидаемый Мессия. Но Иоанн развеивал их домыслы словами, что вслед за ним идет Сильнейший, который будет крестить Святым Духом и Огнем.
Тем самым Иоанн дал понять людям, что он не Христос, а только Его Предтеча. Так и заканчивается история Ветхого Завета и открывается Новозаветная Церковь.
«Иоанн Предтеча. Рождество». Храм Вениамина Петроградского г. МоскваХрам Вениамина Петроградского г. Москва
Крещение Иисуса
Богоизбранный народ жил в ожидании принятия Единородного Сына Божия. Иоанн Предтеча сподобился крестить Мессию в Иордане, а когда Иисус выходил из воды, на Него сошел Дух Святый в виде голубя, и громогласный глас с Небес возвестил, что «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Усекновение головы
После Господня Крещения Иоанн был заключен под арест царем Иродом Антипой. Галилейский правитель был разгневан на Крестителя за то, что он открыто обличал правителя в беззаконном сожительстве с Иродиадой, которая была супругой его брата Филиппа.
В свой день рождения Ирод устроил званный пир, где Соломия — дочь Иродиады, очень красиво танцевала, чем угодила царю. Он пожелал отблагодарить девицу и поклялся дать ей все то, о чем она пожелает. Соломия, по сговору с матерью, пожелала принять в качестве ценного дара честную главу Иоанна Крестителя на блюде.
Тут же тюремный стражник отсек святому голову и Соломия получила желаемое.
Позже супруга домоправителя Иродова погребла главу мученика в глиняном сосуде на Елеонской горе, а тело Иоанна забрали его ученики и захоронили в Севастии.
Местонахождение мощей
На сегодняшний день из всех мощей Предтечи сохранились только фрагменты отрубленной головы и его правая рука (десница). Они хранятся в разных странах и являются важнейшими святынями для всех христиан мира. Частицы мощей пребывают в Афонском Дионисиевском монастыре, в итальянской церкви Святого Иоанна Крестителя в Венеции, в одной из христианских обителей Абхазии и в других местах.
Где находится глава Предтечи
После погребения на Елеонской горе глава пророка обреталась несколько раз. Христианству известно три таких обретения:
- первое. Голову святого обнаружил верующий вельможа Иннокентий, купивший земли возле Елеонской горы. На месте, где была обнаружена реликвия, он приказал построить христианский храм. Позже глава попала в руки двух монахов, однако была утеряна ими;
- второе. Это событие датируется 452 г. Главу Предтечи обнаружил в Емессе монах по имени Маркелл, который передал ее в Константинополь. Здесь она хранилась на протяжении несколько веков, вплоть до прихода в Византию крестоносцев;
- третье. В период иконоборчества святыню вывезли из Константинополя. Главу вернули на прежнее место только в 850 г. после восстановления традиции почитания икон.
В дальнейшем голову Иоанна Крестителя неоднократно делили на фрагменты, поскольку каждое христианское государство желало иметь хотя бы небольшую частицу этой величайшей реликвии. Сегодня ее основная (лицевая) часть хранится во французском городе Амьене. Сюда она была доставлена в 1204 г. после захвата Константинополя.
Место хранения десницы святого
Согласно давней легенде, руку пророка Предтечи сумели спасти христиане, жившие в период правления Юлиана Отступника. Верующие люди успели спрятать десницу до сожжения остальных мощей в городской башне. По другой версии, святыня хранилась в Александрии до самой смерти безбожного императора Юлиана.
В дальнейшем рука Иоанна Крестителя странствовала по миру не меньше его честной главы:
- в X веке десница сначала попала в Халкидон, а через некоторое время – в Константинополь;
- после падения византийской столицы турки переправили ее на остров Родос, затем на Мальту;
- в 1799 г. рука Предтечи оказалась в России: реликвию преподнесли в дар императору Павлу I, после чего для нее изготовили богатый золотой ковчег и написали особую службу;
- в период революции 1917 г. при содействии княгини Ольги Александровны христианскую святыню отправили в Данию, а затем в Белград.
С 1951 г. десница Иоанна Крестителя пребывала в государственном историческом музее черногорского города Цетинье. До 1993 г. ее считали бесследно утраченной, однако позже она обнаружилась в Острожском монастыре Черногории, где пребывает и сейчас.
Сегодня десница Иоанна Крестителя, заключенная в золотой ковчег, лишена двух перстов. Мизинец находится в одном из музеев Стамбула, безымянный палец хранится на территории Италии, в городе Сиене. Периодически десница отправляется в путешествие по православным городам России, Украины и Беларуси, благодаря чему ей может поклониться каждый верующий человек.
Голову Иоанна Крестителя обретали трижды
Что же касается главы Иоанна Крестителя, то в исламе и католицизме иметься своя версия и её нахождении. В традиции Православной церкви существуют предания о трёх обретениях главы Иоанна Крестителя, в честь каждого установлено отдельное празднование.
Место обретения в Часовне Обретения главы Иоанна Предтечи Спасо-Вознесенского монастыря на Елеоне. Первое обретение главы Иоанна Предтечи произошло на Едеоской горе
Первое обретение празднуется 24 февраля по юлианскому календарю. Оно связанно с преданием, говорившем о том, что Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна Крестителя и спрятала её в своём дворце.
Оттуда её выкрала благочестивая служанка по имени Иоанна, жена домоправителя царя Ирода. Голову она захоронила на Едеоскоей горе. Спустя несколько лет вельможа Иннокентий решил построить здесь церковь и во время земляных работ обнаружил голову пророка, которую в церкви же и поместил.
Второе обретение главы Иоанна Крестителя также празднуется 24 февраля.
В этот раз голова Иоанна обретена в правление императора Константина Великого в Иерусалиме двумя паломниками-монахами, которые передали её горшечнику.
По велению явившегося ему святого тот принял мощи на хранение. Позже глава пророка оказалась у священника-арианина, который, указывая на исцеления, происходившие с её помощью, поддерживал авторитет ереси Ария.
Еретик спрятал главу в пещере около города Емесса и над ней построили монастырь. В 425 году святой Иоанн явился настоятелю обители и указал на место нахождения своей главы, которую нашли и перенесли в Константинополь.
Место 3-го обретения главы Иоанна Предтечи. Абхазия. Каман Комны. Это место патриарху Игнатию указывал в своём ведении ему сам святой Иоанн Креститель
Третье обретение празднуется 25 мая по юлианскому календарю. В этом случае голову святого из Константинополя из-за волнений, перенесли в город Емиссу. Позже во времена иконоборческих гонений она попала в Комны.
Святой Иоанн и здесь помог найти свои мощи. Так обретение его главы сопровождалось явлением святого патриарху Игнатию. Святой указал то место, где она находиться, а посланное императором Михаилом III посольство обрело святыню в этом месте.