Царь ирод

Царь Ирод Великий, как тетрарх Галилеи прославился уничтожением «галилейских разбойников»

Биография Ирода Великого рассказывает о том, что став в 25 лет губернатором или тетрархом Галилеи он прославился уничтожением повстанцев Иезекии. Историки считают, что среди них находились участники антиримского восстания.

Захваченных разбойников казнили, что вызвала одобрение у римских наместников Сирии и осуждение у консервативных иудеев. В результате тетрарх Ирод оказался на хорошем счету у римских властей.

Бюст Клеопатры VII из Шершелл в Алжире. Когда царь Ирод отправился из Иудеи в Рим просить помощи для отражения нашествия парфян, он по пути становился в Египте, где его приняла царица Клеопатра

В 40 году до н.э. случилось нашествие парфян. При этом в одной из битв с Антигоном Хасмонеем, последним из Маккавеев, и с парфянами, его союзниками, Фазаил попал в плен, где затем совершил самоубийство.

После этого Ирод оставил Галилею и бежал на юг. В начале он остановился в Иерусалиме, потом отправился в Идумею, а далее отправился в Египет. Здесь его приняла царица Клеопатра (Ид. 14, 14:2). После этого тетрарх отправился на корабле в Рим.

Его подержал император Марк Антоний, который его представил сенату и «избрал» царём Иудеи. С этого момента Ирод стал носить титул «царь Иудеский».

Жизнь

Рим

Монета отчеканена Иродом Агриппой

Он родился Марк Юлий Агриппа , названный так в честь римского государственного деятеля Марка Випсания Агриппы . Иосиф сообщает нам, что после казни своего отца молодой Агриппа был отправлен своим дедом Иродом Великим к императорскому двору в Риме . Там Тиберий очень привязался к нему и обучал его вместе со своим сыном Друзом , который также подружился с ним, и будущим императором Клавдием . После смерти Друза Агриппа, который был безрассудно расточительным и был по уши в долгах, был вынужден покинуть Рим и бежать в крепость Малата в Идумеи . Там, как говорили, он подумывал о самоубийстве.

После краткого уединения, через посредство его жены Cypros и его сестра Иродиада , Агриппа получил сумму денег, его шурин и дядя, Иродиады муж, Ирод Антипа , Тетрархом из Галилеи и Переа , и ему было разрешено поселиться в Тверии и получить в этом городе чин эдила с небольшим годовым доходом. Но после ссоры с Антипой он бежал к Луцию Помпонию Флакку , правителю Сирии . Вскоре после этого он был осужден на основе информации, предоставленной его братом Аристобулом , в получении взятки от дамасцев , желавших приобрести свое влияние у проконсула, и снова был вынужден бежать. Когда он собирался отплыть в Италию , он был арестован в связи с задолженностью перед казной Цезаря, но бежал и достиг Александрии , где его жене удалось добыть определенную сумму денег у Александра Алабарха . Затем он отправился в плавание и высадился в Путеолах . Он был благосклонно принят Тиберием , который доверил ему образование своего внука Тиберия Гемелла . Он также подружился с Калигулой , тогда популярным фаворитом. Однако однажды его подслушал вольноотпущенник Евтихий, выражающий пожелание смерти Тиберия и продвижения Калигулы, и за это он был брошен в темницу.

Калигула и Клавдий

Царство Ирода Агриппы I, данное ему Калигулой

После смерти Тиберия и вознесения Агриппы другу Калигула в 37 г. н.э., Агриппа был отпущен на свободу и сделал царем территории Gaulanitis (The Golan Heights ), Auranitis , Batanaea и Трахонитской , что его дядя Филипп тетрарх был проведен с добавление Абилы. Агриппа также был удостоен украшения претория и мог использовать титул amicus Caesaris («друг Цезаря»). Калигула также подарил ему золотую цепочку, равную по весу железной цепи, которую он носил в тюрьме, которую Агриппа посвятил Иерусалимскому храму по возвращении на родину. В 39 году нашей эры Агриппа вернулся в Рим и устроил изгнание своего дяди Ирода Антипы . Затем он получил тетрархию своего дяди, состоящую из Галилеи и Пиреи . Это создало еврейское царство, но в его центре не было Иудеи.

После убийства Калигулы в 41 году нашей эры Агриппа был вовлечен в борьбу за вступление между Клавдием , преторианской гвардией и сенатом . Насколько большую роль сыграл Агриппа, неизвестно; разные источники различаются. Кассий Дион просто пишет, что Агриппа сотрудничал с Клавдием в его стремлении к правлению. Флавий Иосиф дает нам две версии. В «Еврейской войне» Агриппа представлен только как посланник уверенного и энергичного Клавдия. Но в «Еврейских древностях » роль Агриппы является центральной и решающей: он убеждает Клавдия противостоять Сенату и убеждает Сенат избегать нападок на Клавдия. Став императором, Клавдий передал Агриппе власть над Иудеей и Самарией и предоставил ему орнаментa consularia , а по его просьбе передал Халкидское царство в Ливане брату Агриппы Ироду Халкидскому . Таким образом Агриппа стал одним из самых могущественных царей востока. Его владения более или менее соответствовали владениям его деда Ирода Великого .

В городе Берит Агриппа построил театр и амфитеатр, бани и портики . Он был одинаково великодушен в Севастах , Гелиополисе и Кесарии . Агриппа начал строительство третьей и внешней стены Иерусалима, но Клавдий не был в восторге от перспективы сильно укрепленного Иерусалима, и он помешал ему завершить строительство укреплений. За дружбой Агриппы ухаживали многие из соседних царей и правителей, некоторые из которых он поселил в Тверии , что также вызвало некоторое неудовольствие Клавдия.

Ещё в юные годы царь Ирод Великий проявлял выдающиеся даровании и не гнушался никакими средствами

Ирод I Великий происходит из династии антипатридов. Его дед Антипатр покорился Хасмонейскому Иудейскому государству и принял иудаизм. При этом он сохранил за собой власть над Идумеей.

Его отец — Антипатр Идуменянин считался сторонником римлян. Так он поддержал взятие Иерусалима Помпеем, надеясь тем самым ослабить евреев. В 47 году до н.э. сам Ирод получил римское гражданство.


Римский император Марк Антоний, бюст. В 48 году до н.э. он назначил Ирода и его братии Фазаила четверовластником над Иудеей

Родился тиран около 4 года до н.э. Он был вторым сыном в семье, его отец — идумейский князь, а мать — аравитянка Кипра. В 15 лет Ирод стал прокуратором Галилеи, а в 48 году до н.э. его вместе с братом Фазаилом Император назначен императором Марком Антонием четверовластником над Иудеей.

15 лет

было Ироду Великому, когда он стал прокуратором Галилеи

Современники отмечали, что с детства царь показывал выдающиеся военные и политические дарования. Он преуспел в дипломатическом искусстве и ораторском мастерстве. Обладал мужеством, находчивостью и силой воли, однако был вместе с тем чрезмерно честолюбив и коварен.

Ирод стремился к власти и не гнушался для этого никакими средствами. Особенно его жестокость, подозрительность и коварство усилились в нем к концу жизни.

Римляне оказали Ироду Великому помощь в освобождение Иерусалима от парфян

Из Италии Ирод I отправился в Птолемиду. Здесь при поддержке властей Рима он скомплектовал армию, состоящую из наёмников и еврейских беженцев. Её задачей стало противостояние экспансии Парфии и освобождение Иерусалима (Ид., 14,15:1).

После того как парфян разбили, к армии Ирода присоединились римские легионеры в количестве 11-ти регулярных легионов под командованием Квинта Сосия Сенециона. В союзе с римскими легионами его войска в 37 году до н.э. взяли Иерусалим и свергли парфянского ставленника Антигона.

Вход Ирода в Иерусалим. Миниатюра Жана Фуке, XV век. Царь Ирод Великий во время осады Иерусалима совместно с римскими войсками, женился на внучке первосвященника Гиркана III, Маримне. Сделал он это чтобы увеличить свои шансы на престол

Когда ещё шла осада города, Ирод женился на Маримне, внучке первосвященника Гиркана III. Этим он преследовал две цели: повысить свои шансы на престол и придать своей династии санкцию кровного родства с домом Хасмонеев.

Заняв его Ирод казнил 45 активных сторонников Антигона, кроме того его стараниями казнили в Антиохии пленного последнего иудейского царя Хасмонейской династии.

Гай Юлий Цезарь Октавиан Август. С Октавианом царь Ирод сумел выстроить дружественные отношения, не смотря на то, что он вначале поддерживал в гражданской войне его противника, Марка Антония

В то время между Марком Антонием и Октавианом Августом началась война, и Ироду пришлось лавировать между соперниками. В 31 году до н.э. после Сражения при Акциуме Марк Антоний протерпел поражение.

После этого в Иудею вторглись южные племена, а самом Иерусалиме произошло крупное землетрясение. Оно унесло 30 000 жизней. Несмотря на эти бедствия, царь Ирод сумел вовремя заявить своё верноподданничество новому римскому императору Октавиану Августу.

В результате тот присоединил к его владениям еще и северо-восточные области Палестины: Трахонитиду, Ватанею и Авранитиду.

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Богослужение

На Усекновение главы Иоанна Предтечи совершается праздничная служба — Всенощное бдение. Стихеры празднику были написаны гимнографами преподобным Иоанном Дамаскиным (VII—VIII вв.) и патриархом Германом (VIII в.). На великой вечерни читаются три паремии — отрывки из книг пророка Исаии (Ис. 40, 1–3, 9; 41, 17–18; 45,8; 48,20–21; 54,1), пророка Малахии (Мал.3,1–3, 5–7, 12, 18, 17; 4, 4–6), царя Соломона (Прем. 4,7, 16–17, 19–20; 5,1–7), в которых содержатся пророчества об Иоанне Предтече. На Утрени читают два канона, написанных в VIII веке. Первый канон составил преподобный Иоанн Дамаскин, второй — святитель Андрей Критский. Апостольское и Евангельское чтения на Литургии посвящены событиям усекновения главы Иоанна Предтечи: 33 зачало Деяний святых апостолов (Деян. 13, 25-32) и 24 зачало Евангелия от Марка (Мр. 6,14-30).

Несмотря на то, что произошло скорбное событие, Церковь Христова его радостно празднует, восхваляя светильника Вселенной и победоносного страдальца, о чем и поем в стихерах на малой вечерни: «На блю́де принести́ твою́ главу́, И́род беззако́нныи, скве́рней Иродиа́де, отсе́к со дерзнове́нием, повелева́ет, всеблаже́нне. О́ чю́до стра́шно и пресла́вно слы́шание. Но Христо́ва Це́ркви, ра́достно пра́зднует твое́ страд́ание».

Праздновать верным честную память Пророка и Предтечи повелевает и канон Андрея Критского: «Пусты́ни кра́сное овча́, Заха́риин пло́д, и Елисав́етино без наде́жи прозябе́ние, предповелева́ет ве́рным торжествова́ти, честну́ю его́ па́мять».

Фрагмент иконы Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи — это день, в который мы, соблюдая строгий пост, празднуем победу Пророка и Проповедника Христова над скверным беззаконием.

Библиотека Русской верыКанон усекновению главы Иоанна Предотечи →

Читать онлайн

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:

Па́мять пра́веднику с похвала́ми, тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне Предоте́че. Яви́л бо ся еси́ вои́стину Проро́к честне́йши, я́ко и в бы́стринах крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́данного. Те́мже за и́стину пострада́в, ра́дуяся благовести́л еси́ во а́де су́щым, Бо́га я́вльшагося пло́тию, взе́млющаго грехи́ ми́ра, и подаю́щаго на́м ве́лию ми́лость.

Русский текст:

Память праведника почитается похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предотече, явился ты поистине из пророков честнейший, ибо удостоился в быстром течении крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав, с радостью благовествовал и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, вземлющего грехи мира, и подающего нам великую милость.

Кондак. Церковно-славянский текст:

Предоте́чи сла́вное усекнове́ние, смотре́ние бы́сть не́кое Боже́ствено, да и су́щым во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие. Да рыда́ет у́бо Ироди́я, беззако́нно уби́йство испроси́вши. Не зако́н бо Бо́жии, ниже́ живы́и ве́к возлюби́, но ле́сть вре́менную.

Русский текст:

Предотечи славное усекновение произошло по некоему Божественному замыслу, чтобы и пребывавшим во аде проповедать пришествие Спасителя. Да рыдает же Иродиада, беззаконное убийство испросившая. Не закон бо Божий возлюбила, не вечную жизнь, но лесть временную.

Величание празднику:

Велича́ем тя Крести́телю Спа́сов Иоа́нне, и почита́ем вси честны́я ти главы́ усекнове́ние.

«Чёрная легенда» царя Ирода

Ирод I Великий (74/73 — 4 гг. до н. э.), царь Иудеи, — пример человека, «чёрная легенда» о котором совершенно затмила его подлинную историю. Христианская культура пересказывала эту легенду так долго, что даже теперь при звуке имени «Ирод» перед глазами встаёт сцена массового детоубийства.

Легенда пошла из Евангелия от Матфея. Апостол писал, что Ирод услышал о словах пророка Михея: родился в Вифлееме «Вождь, Который упасёт народ мой Израиля». Царь начал искать младенца, ибо посчитал его своим конкурентом за власть. Когда поиски не увенчались успехом, Ирод решил, что семья с ребёнком сбежала, и в безумии велел «избить всех младенцев и во всех пределах его, от двух лет и ниже». Других источников, которые подтверждали бы описываемые Матфеем события, нет. Однако история такая яркая и столь важная для христиан как часть повествований о Рождестве, что стала неотъемлемой частью Библии.

Правдива ли она? Историки судят об этом однозначно — имя «Ирод» стало нарицательным и опорочено как злодейское абсолютно незаслуженно. Профессор Майкл Грант пишет об «избиении»: «Ясно, что это не подлинная история, а миф или народное сказание, мрачное свидетельство воздействия на воображение современников наводящей ужас личности этого человека».


Избиение невинных, худ. Д. де Вольтерра, Италия, 16-й в. (stringfixer.com)

Мало того, что кроме Евангелия от Матфея никто о массовом детоубийстве не рассказывал (а случись подобное — современники точно не оставили бы это без внимания), так ещё и хронологически это вряд ли возможно — Ирод умер в 4 году до н. э., то есть до рождения Христа. И даже если основываться на утверждении, что календарь ошибочен (а вероятно, так и есть, и Иисус родился за несколько лет до «официальной» даты своего рождения), едва ли Ирод, престарелый и уже далеко не здоровый физически, мог опасаться младенца — пока тот вырастет… ну, вы понимаете. Ирод не был безумцем.

Историк В. Л. Вихнович пишет, что, вероятно, история об «избиении» не выдумана лично Матфеем, а возникла после смерти Ирода «в среде иудейских оппонентов царя, которых у него было достаточно и при жизни…» Но всё же миф о кровавом детоубийстве имеет под собой и реальную историческую подоплёку — но об этом чуть позже.


Избиение младенцев, худ. П. П. Рубенс, 17-й в. (regnum.ru)

История избиения младенцев

Согласно Евангелию от Матфея, Ирод, узнав от волхвов, что те идут в Вифлеем поклониться новорождённому «Царю Иудейскому», испугался заговора с целью узурпации его власти и отдал приказ уничтожить младенца. По сверхъестественному наущению волхвы не открыли ему местонахождения младенца, после чего Ирод приказал убить всех вифлеемских детей в возрасте до двух лет, надеясь, что в их числе окажется и загадочный «будущий царь». Евангелие не сообщает числа убитых младенцев; в церковном предании цифры разнятся, доходя до 14 000 (в византийской традиции) и 64 000 (в сирийской). Брюс Алворд утверждает, что подобные масштабы трудновообразимы, учитывая, что Вифлеем был небольшим городком, а в те времена такое количество людей могло составить население целого города.

Другие историки и богословы обращают внимание на огромное стечение народа в Вифлеем тех времён, согласно Евангелию от Луки, в котором упоминается, что Иосиф и Мария шли в Вифлеем по причине переписи населения, город при этом был переполнен, и им нашлось место только в хлеву. Прозаик Paul L

Maier сомневается в том, что избиение младенцев имело место: хотя жестокость и доходящая до паранойи подозрительность Ирода в последние годы его жизни хорошо известна, другие источники этого события не упоминают, в том числе Иосиф Флавий. Богослов Александр Мень отвечает на это, что трагедия в глазах Иосифа Флавия была незначительной в сравнении с бесчисленными зверствами Ирода. Служитель Пресвитерианской церкви Donald A. Hagner считает, что число убитых детей было завышено. Но Александр Мень отмечает, что приказ о направлении в Вифлеем отряда солдат с распоряжением умертвить там всех младенцев моложе двух лет, вероятнее всего отдавался Иродом в глубокой тайне.

Тетрарх Галилеи

В 73 году д. н. эры у Антипатра родился сын – будущий царь Ирод Великий. Когда тому исполнилось 25 лет, отец без труда выхлопотал ему у царя должность тетрарха (губернатора) Галилеи – северной и весьма крупной провинции Иудеи. Уже в самом начале своей карьеры молодой чиновник отличился, жестоко подавив восстание местных жителей, поднятое ими под предводительством своего вождя Хизкии.

Жители Галилеи пытались покончить с ненавистным им римским владычеством, но Ирод Великий (так его стали величать потомки) всегда помнил, из чьих рук он получил власть и золото. Разгромом и последующей казнью «галилейских мятежников» тетрарх ещё более возвысился в глазах своих римских хозяев, но в то же время заслужил ненависть иудеев.

Ключевым моментом, изменившим ход всей дальнейшей жизни Ирода, стало происшедшее в 40 году до н. э. нашествие на Галилею парфян – жителей Парфянского царства, древнего государства, располагавшегося к юго-востоку от Каспийского моря. Не в силах оказать им сопротивление, тетрарх бежал сначала в Иерусалим, а затем в Идумею. Оказавшись, таким образом, в безопасности, он тем не менее не успокоился, а решил воспользоваться сложившейся ситуацией и извлечь пользу даже из нашествия иноземцев.

Примечания

  1. . endic.ru. Дата обращения: 8 июня 2020.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 января 2009.
  3. Иосиф Флавий. Иудейская война. — Минск: Современный литератор, 1999. — С. 177, 197.
  4. Christian-Georges Schwentzel, «Hérode le Grand», Pygmalion, Paris, 2011
  5. ↑ M. SARTRE — D’Alexandre à Zénobie. Histoire du Levant antique Paris 2001 Éd. Arthème Fayard pp. 540,542.
  6. J.P. MEIER — Un certain juif Jésus Les données de l’histoire I Paris 2004 Éd. Cerf p. 425 note 18.
  7. Иудейские древности, книга 14, 487, 488
  8. Иудейские древности, книга 17, 190, 191
  9. Maier, Paul L. (1998). Herod and the Infants of Bethlehem. Chronos, Kairos, Christos II. Mercer University Press. p. 170.
  10. ↑ Мень, Александр. Сын человеческий, гл. I
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 марта 2015.
  12. Hagner, Donald A. (1993). Matthew 1-13, Word Biblical Commentary, Vol. 33a. Thomas Nelson. p. 35.
  13. статья «Ирод (Великий)», Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Царь Ирод Великий умер страшной смертью: его заживо съели черви

Несмотря на активное строительство и раздачу хлеба в голодные годы, царь Ирод Великий не пользовался популярностью у иудеев. Дело в том, что он считался чужим в Иудее, так как происходил не иудейской династии, заводил эллинистические и римские обычаи, например, строил амфитеатры, где проводились гладиаторские бои, театры, дозволял проводить языческие церемонии.

Естественно, что консервативной части иудейского общества это не нравилось. Однажды даже сильная партия фариссев в количестве 6000 человек отказались принести ему присягу в верноподданстве и устроили заговор с целью свержения.

Убийство жены Ирода, средневековая гравюра. В последние годы жизни Род Великий, опасаясь за свой трон стал истреблять всех возможных претендентов на него. Он не остановился даже перед убийством своей жены Мариамны и сыновей

Именно поэтому последние годы жизни и правления Ирода отмечены особой подозрительностью, мстительностью и жестокостью. Спасая свой трон он истреблял потомков законных правителей еврейского народа, и не остановился даже перед умерщвлением Мариамны, хотя она была самой любимой из его десяти жен, вместе с ее двумя сыновьями — Александром и Аристовулом (7 г. до н.э.).

За несколько дней до своей смерти Ирод велел убить своего сына Антипатра. Обещание это все же не было исполнено, узнав об этом, император Октавиан Август сказал: «Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном»

Библия говорит о том, что царя Ирода заживо съели черви.

Царь Ирод дожил до 70 лет и процарствовал в Иерусалиме 34 года. Как умер царь, рассказывается в Библии: «В назначенный день Ирод, надев царские одежды, воссел на троне и обратился к собравшимся.

Народ же, в угоду ему, восклицал: «Это не человек говорит, а Бог». И тотчас поразил Ирода ангел Господень за то, что не воздал тот славы Богу: он умер, изъеденный червями». Исторические источники  того периода подтверждаю, что перед смертью он сильно страдал от болей в животе. Какой именно болезнью болел царь, установить пока что не удалось.

Иродион, остатки крепости, вид сверху. В крепости похорнили тело царя ирода Великого после его смерти

Своими наследниками после кончине Ирод хотел видеть Архелая и Антипу, но после его смерти римский император Октавиан Август разделил Иудею на четыре части, по числу сыновей Ирода, а Архелаю дал всего лишь титул этнарха, пообещав сделать его в дальнейшем царем.

Сам же Архелай устроил отцу пышные похороны. Траур по царю Ироду Великому продолжался семь дней, похоронили его Иродионе — крепости, построенной Иродом рядом с поселком Текоа.

Храм Ирода

Когда был сложен фундамент нового храма, обученные каменной работе священники, облаченные в священные ризы, стали строить стены из больших камней белого мрамора. Храм имел 100 локтей в длину и 120 в вышину. Восточный вход закрывали, как в скинии Моисеевой (I, 583), пестрые завесы, по которым были вышиты пурпурные цветы и другие фигуры. Все было устроено по образцу храпа Соломонова. Новое было только то, что за этими завесами было поставлено золотое изображение большого куста виноградной лозы, эмблема благословенной Богом страны, одно из чудес искусства по драгоценности. Храм окружали великолепные колоннады, особенно красива была южная, образуемая 162 коринфскими колоннами. Перед восточною стороною храма стоял большой жертвенник. На террасе, бывшей несколькими ступенями ниже храма, Ирод построил обнесенный зданиями двор для народа; на этот двор вели с террасы храма трое северных и трое южных ворот, а восточные ворота, самые огромные и великолепные, вели на передний двор и на особый двор для женщин. Надписи над воротами переднего двора воспрещали под страхом смертной казни вход в него иноплеменникам. Кругом его Ирод повесил трофеи своих побед, как приношения храму. Он соперничал с Соломоном и построением великолепного дворца, и сооружением других построек.

Модель Храма Ирода

Но несмотря на построение великолепного храма, он становился все ненавистнее народу своими злодействами и господствовавшим при его дворе развратом; с годами, он делался все более свирепым; в последние годы его царствования яд и палачи играли большую роль при безбожном дворе иерусалимском. Народ с нетерпением ждал смерти Ирода; в особенности горячо желали ее гонимые им фарисеи.

За пять дней до смерти Ирод велел казнить своего старшего сына, Антипатра, который, перессорив царское семейство и погубив братьев своими клеветами, задумал убить отца, но вместо того, чтобы овладеть престолом, попал в темницу и был убит.

Избиение младенцев

Своей известностью в наши дни царь Ирод во многом обязан эпизоду, подробно описанному в Евангелии от Матфея. Речь идёт о том, как от спешивших в Вифлеем волхвов Ирод услышал о рождении Иисуса Христа – нового царя Израильского. Поняв в буквальном смысле их слова и испугавшись, что у него появился конкурент, он вознамерился погубить новорожденного.

Однако, не зная точно, о ком именно они говорили и где его искать, он отдал приказ, беспрецедентный по своей жестокости. Ирод повелел убить в Вифлееме всех младенцев мужского пола вплоть до двухлетнего возраста, полагая, что в их числе непременно окажется и тот, кого он так опасается. Евангелист Матфей умалчивает о количестве жертв, но Священное Предание говорит о 14 тыс. убитых.

Это злодеяние затмило в памяти потомков всё хорошее, что сделал в своей жизни Ирод Великий. Младенцы, безвинно загубленные им, навеки создали царю репутацию злого гения еврейского народа, сделав его символом произвола и бесчеловечности.

Биография Ирода Великого

Ирод родился в 73-м – 74-м гг. до н. э. и был сыном римского префекта. Сегодня часто говорят «прокуратор» Иудеи, но отец Ирода Антипатр, как и позже знаменитый Понтий Пилат, были именно префектами, то есть полноправными правителями Иудеи.

Иудеи

Когда в Израиль во главе своих несокрушимых легионов пришёл римский генерал Помпей, Антипатр сделал всё для того, чтобы войти в доверие к завоевателю, это был его шанс на власть в Израиле. И не ошибся: он был назначен опекуном законного царского наследника Гиркана II, которого сам же сместил с трона и отправил в заточение буквально за несколько месяцев. Когда между Помпеем и Цезарем разгорелся конфликт, Антипатр удачно стал на сторону Помпея, и после смерти Цезаря у него не осталось конкурентов в борьбе за престол в Иудее. Получив власть над ней, Антипатр основал свою царскую фамилию – династию Иродиадов. Ирод родился в атмосфере проримской культуры, в семье правителя Иудеи, который до последнего дня оставался верным её приверженцем и слугой. Изнутри Израиль разрывала жестокая борьба за власть, то и дело приводящая к большому кровопролитию. И во многом эта борьба находила своё оправдание в религиозных верованиях и обычаях евреев. Помпей со своими римскими легионами свершил страшный и непоправимый в их глазах поступок – он ограбил и разрушил их главный храм. Тот самый, что по Библейским преданиям построил царь Соломон. Для радикально настроенных евреев всё римское теперь представлялось примером абсолютного зла, и они не желали мириться с его властью над Израилем. Тем более что римские императоры называли себя богами и требовали соответствующего поклонения от завоёванных народов, но первая и главная заповедь иудейского бога Яхве грозила проклятьем всем, кто поклонится чему-то или кому-то земному. «Не сотвори себе кумира и не создавай никаких изображений того, что есть на небе и на Земле!». Так звучит эта ветхозаветная заповедь и поныне.

Храм СоломонаArtwork by Alex Levin.

Ирод же, выросший среди римской роскоши и развлечений, впитал в себя отцовскую преданность Риму – этому могущественному символу истинного величия, богатства и силы. Когда ему было 25 лет, ещё при жизни своего отца он был назначен тетрархом (правителем) Галилеи. Первая слава быстро пришла к Ироду после разгрома им армии повстанцев во главе с Иезекией, – зелотом, претендовавшим на звание еврейского мессии.

Когда кровь дешевле золота

Но население Иудеи не доверяло Ироду и презирало как чужака. Тот действует решительно: изгоняет свою жену Дорис с трехлетним сыном Антипатром и сочетается браком с хасмонейской принцессой Мирьям, внучкой Гиркана II Иоханана. Этот союз давал Ироду формальное право на власть. Поражает то, что именно в Мирьям позже Ирод увидит политическую противницу, которая, по его мнению, угрожала его власти – как и теща Александра и младший брат Мирьям, Аристовул.

Для полного контроля в Иудее Ирод казнит 45 членов синедриона, сторонников династии Хасмонеев, удовлетворив наконец давнее желание мести. Это подорвало силу синедриона, который превратился в обычный религиозный суд и потерял влияние на законодательство страны. Он отменил и наследственность первосвященства, а право назначать и увольнять первосвященников оставил за собой.

Ирод И Великийвідкриті джерела

Кроме того, Палестина стояла на международных торговых путях, Ирод собирал пошлину с купцов, арендовал у императора медные прииски на Кипре, брал на откуп собирание податей для Рима с выгодой для себя.

С одной стороны, Иудея процветала. Росло количество еврейского населения. Во времена Ирода Великого в Палестине обитало около 2,5 млн евреев, а в пределах Римского государства – около 7 млн.

Но с другой стороны… Верхний город в Иерусалиме, где обитала знать и находились резиденции царя и первосвященника, процветал за счет поборов с простого люда и благодаря храмовому налогу, который платили мужчины-иудеи всего мира. Это составляло около 1 млн сестерциев в год – такой концентрации денег не знал даже Рим того времени. И этими деньгами распоряжались всего лишь 10 тысяч жителей Верхнего города.

Иудеяhotfishing

Марк Антоний, узнав о смерти Аристовула, приказал Ироду явиться для объяснений. Уезжая, Ирод отдал распоряжение начальнику стражи казнить свою жену и тещу в случае его смерти. По свидетельству Иосифа Флавия, приказ Ирода разоблачила сама же Мирьям – за это, вернувшись из Египта, Ирод казнил начальника стражи. Мирьям возненавидела супруга.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Царь – строитель Иерусалима

Ирод Великий, биография которого наполнена многими деяниями, оставившими след в памяти потомков, вошёл в историю и как выдающийся строитель. Толчок началу этой его деятельности дало землетрясение, о котором упоминалось выше. Чтобы ликвидировать его последствия и поднять из руин некогда цветущую страну потребовались самые энергичные меры.

Несмотря на то что недавняя война с арабами изрядно опустошила казну, Ирод нашёл средства, чтобы привлечь в столицу, где развернулись главные работы, многих иностранных зодчих. В результате этого архитектура вновь возводимых зданий во многом приобрела римские и греческие черты.

Главной же стройкой всей его жизни стала реконструкция Второго Иерусалимского храма, весьма обветшавшего за долгие века. Выполнением этого амбициозного проекта царь рассчитывал поднять свой авторитет среди евреев, относившихся к храму как к колыбели их религии и нации в целом. Кроме того, честолюбивому по натуре, ему не давала покоя слава царя Соломона, построившего Первый храм, и остаться в памяти потомков продолжателем его дела было сокровенной мечтой, которую лелеял в себе Ирод Великий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector