Он вам не ирод, или судьба царя иудеи
Содержание:
- Содержание
- Династия Хасмонеев (152—37 годы до н. э.)
- Иудея (Йуда) (932—587 г. до н.э).[править]
- Хронология еврейских царей по труду Тиле
- Иудейское царство (Йехуда) (X век до н. э. — около 587 года до н.э)
- Римские наместники Иудеи[править | править код]
- Список королей [ править ]
- Иродиады (династия Ирода) (37 до н. э. — 76 н. э.)
- Государственное устройство Израильского царства
- [править] Биография
- Иродиады (династия Ирода) (37 до н. э. — 76 н. э.)
- Прием
- Разделение
- Иудея (Йуда) (932—587 г. до н.э).[править | править код]
- Наси (князья) (71 — 415 н. э.) Старейшины иудейской общины в Палестине
- Индивидуальные доказательства
- «Чёрная легенда» царя Ирода
- [править] Биография
Содержание
- 1 Израильско-Иудейское царство (ок. 1040—932 г. до н.э)
- 2 Иудея (Йуда) (932—587 г. до н.э).
- 3 Израиль (Исраэл) (932—722 гг. до н.э) 3.1 I династия
- 3.2 II династия
- 3.3 III династия
- 3.4 IV династия
- 3.5 V династия
- 3.6 VI династия
- 3.7 VII династия
- 3.8 VIII династия
- 3.9 IХ династия
4 Персидские наместники Иудеи и Израиля
5 Хасмонеи (Маккавеи)(152—37 гг. до н. э.)
6 Идумеи (династия Ирода)(37 до н. э. — 76 гг. н. э.)
7 Тетрархия (4 до н. э. — 34 н. э.)
8 Римские наместники Иудеи
- 8.1 Прокураторы (6—66 н. э.)
8.2 Проконсулы (70—395)
8.3 Вожди иудейских восстаний 8.3.1 Восстание 66—73 н. э. (Первая Иудейская война)
8.3.2 Восстание 132—135 н. э.
8.4 Наси (князья) (71 — 415 н. э.) Старейшины иудейской общины в Палестине
Династия Хасмонеев (152—37 годы до н. э.)
Вожди восстания против греков, первосвященники, этнархи и цари Иудеи. Столица: Иерусалим.
Имя в рус. традицииИмя в оригинале | титул | Годы жизни (до н. э.) | Длительность правления(до н. э.) | Комментарии | |
---|---|---|---|---|---|
Маккавеи | |||||
1. | Маттафия ХасмонейМатитьягу ха-Хашмонай | вождь восставших | ? — 166 | 170—166 | |
2. | Иуда Маккавей, сын МаттафииЙехуда ха-Маккаби | вождь восставших | ? — 161погиб | 166—161 | |
Этнархи и Первосвященники Иудеи | |||||
1. | Ионатан, сын МаттафииЙонатан бен Матитьягу ха-Хашмонай | первосвященник и этнарх | ? — 143погиб | 152—143 | положил начало первосвященнической династии Хасмонеев |
2. | Симон, сын МаттафииШимон бен Матитьягу ха-Хашмонай (Тассис) | первосвященникпервосвященник и этнарх | ? — 134погиб | 143—140140—134 | положил начало независимому правлению династии Хасмонеев |
3. | Иоанн Гиркан I, сын СимонаЙоханан Гиркан | первосвященник и этнарх | 134—104 | ||
Цари и первосвященники Иудеи | |||||
4. | Аристобул I, сын Иоанна Гиркана IИехуда Аристобул | царь и первосвященник | ? — 103 | 104—103 | узурпировал трон, положил начало царской династии Хасмонеев |
5. | Александр I Яннай, сын Гиркана I | царь и первосвященник | 126—76 | 103—76 | |
6. | Саломея АлександраШломцион | царица | 139—67 | 76—67 | жена Аристобула, позже жена Александра Янная |
7. | Аристобул II, сын Александра Янная | царь и первосвященник | ? — 49погиб | 67—63 | последний независимый царь из династии Хасмонеев |
63 до н. э. — 6 н. э. вассал Рима. | |||||
8. | Иоанн Гиркан II, сын Александра ЯннаяЙоханан Гиркан | царьэтнарх и первосвященник | 103—30погиб | 6563—40 | |
Антипатр ИдумеянинАнтипатр II | фактически соправительпрокуратор Иудеи | ? — 43погиб | 63—4747—43 | был назначен Юлием Цезарем | |
Александр II, сын Аристобула II | соправитель | погиб | 56—48 | ||
40—37 до н. э. тетрархия (раздел Иудеи на четыре части) | |||||
9. | Маттафия Антигон II, сын Аристобула IIМатитьягу Антигон | царь и первосвященник | ? — 37?погиб | 40—37 | последний царь династии Хасмонеев |
10. | Аристобул III | первосвященник | 36 |
Иудея (Йуда) (932—587 г. до н.э).[править]
(Южн. Палестина). Столица
: Иерусалим.
- 1. Ровоам, сын Соломона (913—911).
- 2. Авия (Абийам), сын (913—911).
- 3. Аса, сын (911—870).
- 4. Иосафат (Йегошапат), сын (870—848).
- 5. Иорам (Йегорам), сын (848—841, сопр. с 853).
- 6. Охозия, сын (841)1
- 7. Гофолия (Аталия), мать (841—835)1
- 8. Иоас (Йегоаш), сын 6 (835—796)1 Иодай (Йегоада)(первосвященник, рег. 835—825).
9. Амасия, сын (796—767)1
10. Озия (Уззиа, Азариа), сын (767—, сопр. с 791).
11. Иофам (Йотам), сын (740—732, сопр. с 760).
12. Ахаз, сын (732—716, сопр. с 735).
- 722—612 вассал Ассирии.
13. Езекия (Эзекиа), сын (716—687/).
14. Манассия (Манассе), сын (687/6 — 642/, сопр. с 696/).
15. Амон, сын (642/1—640/)1
16. Иосия (Йошеа), сын (640/39—608)1
17. Иоахаз (Йегоахаз), сын (608)1
18. Иоаким (Йегоаким, Элиаким), брат (608—597)1
19. Иехония (Йегойакин), сын (597, ум. ок. 560).
20. Седекия (Зедекиа, Маттания), дядя (597—586).
- 586—539 гг. до н.э вавилонское завоевание (вавилонский плен).
- 539—331 гг. до н.э персидское завоевание.
Хронология еврейских царей по труду Тиле
ИЗРАИЛЬ | ИУДА | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
король | Царствовать | Длина | король | Возраст вступления как | Править как | Длина | Возраст в | |||||
перекрытие | подошва | со- регентом | единственный король | Со — регента | единственный король | сына рождения | суть сына | смерть | ||||
Иеровоам I | 931 / 0-910 / 9 | 22 | Ровоам, сын Соломона | 41 год | 931 / 0- 913 | 17 | 59 | |||||
Авия, сын Ровоама | 913-911/ 0 | 3 | ||||||||||
Надаб | 910 / 9-909 / 8 | 2 | Аса, сын Авии | 911 / 0- 870/9 | 41 год | |||||||
Бааша | 909 / 8-886 / 5 | 24 | ||||||||||
Ила | 886 / 5-885 / 4 | 2 | ||||||||||
Зимри | 885/4 | 0,02 | ||||||||||
Тибни | 885 / 4-880 | |||||||||||
Омри | 885 / 4-880 | 880-874 / 3 | 12 | |||||||||
Ахав | 874 / 3-853 | 22 | Иосафат, сын Асы | 35 год | 38 | 872/1 — 870/9 | 870 / 9- 848 | 25 | 23 | 54 | 59 | |
Охозия | 853-852 | 2 | Иорам, сын Иосафата | 32 | 37 | 853- 848 | 848- 841 | 8 | 23 | 44 год | ||
Иорам | 852-841 | 12 | Охозия, сын Иорама | 22 (42) | 841 | 1 | 22 | 22 | ||||
Ииуй | 841-814 / 3 | 28 год | Афалия, дочь Ахава | 841- 835 | ||||||||
Иоахаз | 814 / 3-798 | 17 | Иоас, сын Охозии | 7 | 835- 796 | 40 | 22 | 46 | ||||
Иоас | 798-782 / 1 | 16 | Амасия, сын Иоаса | 25 | 796- 767 | 29 | 15 | 30 | 54 | |||
Иеровоам II | 793 / 2-782 / 1 | 782 / 1-753 | 41 год | Азария (Озия), сын Амасии | 16 | 39 | 792 / 1–767 | 767-740/ 9 | 52 | 33 | 57 год | 68 |
Захария | 753-752 | 0,5 | ||||||||||
Шаллум | 752 | 0,08 | ||||||||||
Менахем | 752-742 / 1 | 10 | Иоафам, сын Азарии | 25 | 36 | 750-740/ 9 | 740 / 9-732 / 1 | 16 | 21 год | 44 год | ||
Pekahiah | 742 / 1-740 / 9 | 2 | ||||||||||
Пека | 752-740 / 9 | 740 / 9-732 / 1 | 20 | Ахаз, сын Иоафама | 20 | 735-732/ 1 | 732 / 1–716 / 5 | 16 | 16 | 40 | ||
Hoshea | 732 / 1-723 / 2 | 9 | ||||||||||
Езекия, сын Ахаза | 25 | 716 / 5–687 / 6 | 29 | 33 | 44 год | 54 | ||||||
Манассия, сын Езекии | 12 | 22 | 697 / 6–687 /6 | 687 / 6–643 / 2 | 55 | 45 | 66 | |||||
Амон, сын Манассии | 22 | 643 / 2–641 / 0 | 2 | 17 | 24 | |||||||
Иосия, сын Амона | 8 | 641 / 0- 609 | 31 год | 17 Иоахаз 16 Иоаким 31 Седекия | 39 | |||||||
Иоахаз, сын Иосии | 23 | 609 | 0,25 | |||||||||
Иоаким, сын Иосии | 25 | 609- 598 | 11 | 19 | 36 | |||||||
Иоахин, сын Иоакима | 18 (8) | 598- 597 | 0,25 | |||||||||
Седекия, сын Иосии | 21 год | 597- 586 | 11 |
Иудейское царство (Йехуда) (X век до н. э. — около 587 года до н.э)
(Южн. Израиль). Столица: Иерусалим.
Имя в рус. традиции Имя в оригинале | В Ветхом Завете | Годы правления | Комментарии | ||
---|---|---|---|---|---|
1. | Ровоам, сын Соломона Рехов‘ам бен Шломо | 3Цар. — | 928—911978—960— | ||
2. | Авия, сын РовоамаАвиям бен Рехав‘ам | 3Цар. — | 911—908960—958913—911 | ||
3. | Аса, сын АвииАса бен Авиям | 3Цар. — | 908—867958—917911— | ||
4. | Иосафат, сын АсыЙегошафат бен Аса | 3Цар. — | сопр. с | 870—846917—892870— | |
5. | Иорам, сын ИосафатаЙегорам бен Йегошафат | 3Цар. — 4Цар. | сопр. с 851895 | 846—843892—888848— | |
6.погиб | Охозия, сын ИорамаАхазия бен Йегорам | 4Цар. — | 843—842888—887841 | ||
7.погибла | Гофолия, дочь АмврияАталия бат Омри | 4Цар. — | 842—836887—881841— | жена Иорама и мать Охозии | |
8.погиб | Иоас, сын ОхозииЙегоаш бен Ахазия | 4Цар. — | 836—798881—840835— | ||
регент | ИодайЙегояда | 4Цар. — | 836—826881—871835— | первосвященник | |
9.погиб | Амасия, сын ИоасаАмация бен Йегоаш | 4Цар. — | 798—769840—811796— | ||
10. | Озия/Азария, сын АмасииУззияу/Азария бен Амация | 4Цар. — | сопр. с | 785—733811—758767— | |
11. | Иоафам, сын ОзииЙотам бен Уззияу | 4Цар. — | сопр. с | 759—743758—742740— | |
12. | Ахаз, сын ИоафамаАхаз бен Йотам | 4Цар. — | сопр. с | 743—727742—727732 — 716 | |
— вассал Ассирии | |||||
13. | Езекия, сын АхазаХизкияу бен Ахаз | 4Цар. — | 727—698727—698716—/686 годы до н. э. | ||
14. | Манассия, сын ЕзекииМенаше бен Хизкияу | 4Цар. — | сопр. с /695 годов до н. э. | 698—642698—642687/686 — /641 годы до н. э. | |
15.погиб | Аммон, сын МанассииАммон бен Менаше | 4Цар. — | 641—640642—640642/641—/639 годы до н. э. | ||
16.погиб | Иосия, сын АммонаЙошияу бен Аммон | 4Цар. — | 639—609640—609640/639—608 годы до н. э. | ||
17.погиб | Иоахаз, сын ИосииЙегоахаз бен Йошияу | 4Цар. — | 609609608 | правил три месяца | |
18.погиб | Иоаким, сын ИосииЙегоаким бен Йошияу | 4Цар. — | 608—598609—598608—597 годы до н. э. | брат Иоахаза | |
19. | Иехония, сын ИоакимаЙегояхин бен Йегоаким | 4Цар. — | 597598597 | умер ок. 560 года до н. э. | |
20. | Седекия, сын ИосииЦедкияу бен Йошияу | 4Цар. — | 596—586598—587597—586 годы до н. э. | дядя Иехонии | |
27 августа 586 года до н. э. Разрушение Первого Храма | |||||
586—539 годы до н. э. Вавилонское завоевание (Вавилонский плен) | |||||
539—331 годы до н. э. Персидское завоевание |
Римские наместники Иудеи[править | править код]
Прокураторы (6—66 н. э.)править | править код
Резиденция: Иерусалим.
- Копоний (6—9).
- Марк Амбивий (9—12).
- Анний Руф (12—15).
- Валерий Грат (15—26).
- Понтий Пилат (26—36).
- Куспий Фад (36—46).
- Тиберий Александр (46—48).
- Вендитий Куманий (48—52)
- Марк Антоний Феликс (52—61).
- Порций Фест (61—62).
- Луций Альбин (62—64).
- Гессий Флор (64—66)1
- Флавий Веспасиан (легат 66—69, император Веспасиан 69—79).
- Тит Флавий Веспасиан, сын (легат 70, император Тит 79—81).
Вожди иудейских восстанийправить | править код
Восстание 66—73 н. э. (Первая Иудейская война)править | править код
- Элеазар бен Анан (в Иерусалиме 66—67)1
- Симон бар Гиора (в Геразе 66—67, в Иерусалиме 67—70)1
- Элеазар бар Симон (в Идумее 66—70, в Масаде 70—73)1
- Иоанн из Гисхалы (в Галилее 66—70)1
— римское завоевание и разрушение Иерусалима.
Восстание 132—135 н. э.править | править код
- Симон Бар Кохба (Сын Звезды)(в Иерусалиме 132—135)1
- Элеазар из Модейна (фактически 132—134)1
— римское завоевание и выселение евреев из Иудеи.
Наси (князья) ( — н. э.) Старейшины иудейской общины в Палестинеправить | править код
Резиденция: Йауне, с 220 Сепфорис, с 230 Тивериада (Тверья).
- 1. Иоханан бен Заккаи (71 — 80).
- 2. Гамалиэл I (80 — ок. 95)(98 — 115).
- 3. Элеазар бен Азария (ок. 95 — 98).
- 4. Симон, сын 2 (ок. 115—165).
- 5. Иуда I Наси, сын (ок. 165—210).
- 6. Гамалиэл III, сын (ок. 210 — 30).
- 7. Иуда II, сын (ок. 230 — 70).
- 8. Гамалиэл IV, сын (ок. 270 — 90).
- 9. Иуда III, сын (ок. 290—320).
- 10. Гиллель, сын (ок. 320 — 65).
- 11. Гамалиэл V, сын (ок. 365 — 85).
- 12. Иуда IV, сын (ок. 385—400).
- 13. Гамалиэл VI, сын (ок. 400 — 15, ум. 426).
ок. 415 распад общины.
Список королей [ править ]
Библия описывает череду царей единого царства, а затем и разделенных королевств.
Дом Саула править
Саул и Давид — Рембрандт
Согласно Библии, колена Израиля жили как конфедерация под руководством специальных харизматических лидеров, называемых судьями . Примерно в 1020 г. до н. Э. Под огромной угрозой со стороны иностранных народов племена объединились, чтобы сформировать первое Соединенное Королевство Израиля . Самуил помазал Саула из колена Вениамина первым царем.
- Савл (1020–1000 гг. До н. Э.)
- Иш- Босет (Эсбаал) (1000–991 гг. До н. Э.)
Дом Давида править
Тель Дан стела со ссылкой на «Дом Давида»
- Давид (ок. 1003–970 до н. Э.) — сделал Иерусалим столицей Израиля.
- Адония (самозванец, ок. 970 г. до н. Э.)
- Соломон (ок. 970–930 до н. Э.)
- Ровоам (ок. 930–915 до н. Э.)
После того, как Ровоам царствовал три года, Соединенное Королевство Израиля было разделено на два — на севере Израильского царства под Иеровоамом , со столицей сначала в Сихемах , затем Пенуили , Фирцы , и , наконец , Самарии и управлялись сериями династии, начиная с Иеровоама; и южное царство Иудейское со столицей, все еще находящимся в Иерусалиме и управляемое Домом Давида . Под правлением Езекии в Иудейском царстве Неоассирийская империя завоевала и разрушиласеверное царство 722 г. до н.э., оставив только южное царство Иудеи .
Царство Израильское (Самария) править
Зимри
Тибни (самозванец)
Шаллум
Дом Давида (продолжение) править
- Авия (годы правления 915–912 до н . Э.)
- Аса (годы правления 912–870 до н . Э.)
- Иосафат (годы правления 870–849 до н . Э.)
- Иорам (годы правления 849–842 до н . Э.)
- Охозия (годы правления 842–840 до н . Э.)
Дом Давида (восстановлен) править
- Иоас (годы правления 836–796 до н . Э.)
- Амасия (годы правления 796–767 до н . Э.)
- Озия (годы правления 767–750 до н . Э.)
- Иоафам (годы правления 750–735 до н . Э.)
- Ахаз (годы правления 735–716 до н . Э.)
- Езекия ( т. 729/716 — 697/687 до н.э.)
- Манассия ( т. 697 / 687-643 до н.э.)
- Амон (годы правления 643–640 до н . Э.)
- Иосия (годы правления 640–609 до н . Э.)
- Иоахаз ( ок. 609 г. до н . Э.)
- Иоаким (годы правления 609–598 до н . Э.)
- Иехония ( род . 9 декабря 598 г. — 15 марта 597 г. до н. Э.)
- Седекия (годы правления 597–586 до н . Э.)
Династия Хасмонеев править
Потомки Маттафия
- Аристобул I (годы правления 104–103 до н . Э.)
- Александр Янней (годы правления 103–76 до н . Э.)
- Саломея Александра (королева, годы правления 76–67 до н . Э.)
- Аристобул II (годы правления 67–63 до н . Э.)
- Гиркан II (годы правления 63–40 до н . Э.)
- Антигон II ( т. 40-37 до н.э.)
- Ирод Великий (годы правления 37–4 до н . Э.)
- Ирод Агриппа (годы правления 41–44 г. н . Э.)
Таблица на королей
В этой таблице описаны короли, их родители, возраст, в котором они жили, пророки, оказавшие на них влияние, и императоры, с которыми они столкнулись в битвах.
Иродиады (династия Ирода) (37 до н. э. — 76 н. э.)
Столица до 6 н. э. — Иерусалим, затем — Кесария Палестинская
Иродиады — царская династия, правившая под покровительством Рима в Иудее или на части её территории в 37 до н. э. — 76 год н. э. Родоначальником династии Иродиадов был Ирод I, сын идумеянина Антипатра, ставшего в 47 году до н. э. правителем Иудеи. Ирод получил в 37 году до н. э. от римлян царский титул.
Имя в рус. традицииИмя в оригинале | титул | Годы жизни | Длительность правления | Комментарии |
---|---|---|---|---|
Антипатр ИдумеянинАнтипатр II | прокуратор Иудеи | ? — 43 до н. э.погиб | 47—43 до н. э. | был назначен Юлием Цезарем |
Фазаил, сын Антипатра IIПецаэль | тетрарх Самарии | 75—40 до н. э.погиб | 43—40 до н. э. | |
Ферор, сын Антипатра II | тетрарх Переи | 68—5 до н. э. | 20—5 до н. э. | |
Ирод I, сын Антипатра IIХордус | тетрарх Галилеи и Переицарь Иудеи, Идумеи и Переи | 74—4 до н. э. | 43—40 до н. э.40/37 — 4 до н. э. | получил титул тетрарха от Марка Антония; в 40 году объявлен царём Иудеи в римском Сенате; в 37 захватил Иерусалим и стал царём Иудеи |
Ирод Архелай, сын Ирода I | этнарх Иудеи, Идумеи и Самарии | 23 до н. э. — 18 н. э. | 4 до н. э. — 6 н. э. | был отправлен в ссылку в Галлию |
6 н. э.: римская аннексия Иерусалима | ||||
Ирод Филипп II, сын Ирода I | тетрарх Итуреи и других северо-восточных областей: Трахонеи, Батанеи, Гавланитиды, Панеады и Авранитиды (Южная Сирия) | 20? до н. э. — 34 н. э. | 4 до н. э. — 34 н. э. | |
Ирод Антипа, сын Ирода I | тетрарх Галилеи и Переи | 20 до н. э. — после 39 н. э. | 4 до н. э. — 39 н. э. | был отправлен в ссылку в Испанию императором Калигулой |
Агриппа I, сын Аристобула, внук Ирода I | тетрарх Трахонеи, Батанеи, Авранитиды и Абилены тетрарх Галилеи и Переицарь Иудеи и Самарии | 10 до н. э. — 44 н. э. | 37—44 39—44 41—44 | стал преемником Ирода Филиппа, Ирода Антипы, а затем и всего царства Ирода Великого |
Ирод II (Халкидский), сын АристобулаХордус Халкидон | царь Халкиды | 15 до н. э. — 48 н. э. | 41—48 | |
Агриппа II, сын Агриппы I | царь Халкидыправитель Самарии царь Иудеи (Галилеи, Трахонеи, Батанеи и Авранитиды) | 28—96 | 49—54 48—76 53—91 | после разрушения Иудеи в 70 году сохранил власть на севере Израиля |
70—395: Иудея — римская провинция |
-
- 395—619, 629—640: византийская провинция.
- 619—629: персидское завоевание.
- 640: арабское завоевание.
Государственное устройство Израильского царства
Главным институтом, на который опирались царства Самуила, Саула и первоначальное царство Давида, было войско. Оно формировалось из племенного ополчения. В случае необходимости глава племенного союза созывал ополченцев при помощи труб и копров. Давиду, главе большого государства, для поддержания власти требовался аппарат более развитой. Вяленым шагом к изменению общества стало создание регулярной армии, наполовину состоявшей из филистимских наёмников.
Во время правления Давида в Израильско-Иудейском царстве сформировался государственный аппарат из судей, священников, писцов и сборщиков податей. Второй фигурой после царя стал государственный.
Окончательному сращению Израиля и Иудеи мешал древний ханаанский город Иерусалим, который находился на пересечении торговых караванных путей и оказался в центре нового государства. Давид захватил Иерусалим и сделал его религиозным центром, а по сути столицей государства. С этого момента Иерусалим стал называться народом Давида.
При Давиде появились новые должности и посты: докладчик царя, его доверенное лицо — мазкир, министр иностранных дел — софер. Ещё одну должность занимал ашер-алгамас — сборщик податей, наблюдавший за исполнением трудовой повинности. Угодья Давида были огромны и обслуживались царскими работниками, что позволяло хозяйству царя сохранять независимость от различных групп населения. Постепенно складывается восточное деспотическое государство. При Давиде фигура царя наделяется не только военными, но и священническими полномочиями, обретает ореол святости.
Династия царского дома Давида правила в Иудее на протяжении 400 лет, до разрушения Первого храма, Давид умер в 965 г. до н. э., но процесс распада царства на Израиль и Иудею был уже запущен.
[править] Биография
Имя Иорам означает «Яхве высок».
Он был сыном Ахаба и Иезавели, братом Ахазии.
После смерти Ахазии вступил на израильский престол; царствовал в течение 12 лет, с 852 г. до н. э. по 841 г. до н. э. или с 877 г. до н. э. по 865 г. до н. э.
Будучи сыном Изебели, Иорам продолжал, вероятно, религиозную политику своей матери, хоть и не в такой мере, как она. Он даже приказал удалить Баалову маццебу, думая этим, по-видимому, снискать себе расположение современников — пророков, например Элиши, однако Элиша продолжал ненавидеть его, как потомка грешников Ахаба и Изебели.
Иорам предпринял поход против моавитян с целью наказать царя Меша за то, что тот перестал платить дань Израильскому царству. Иорам уговорил иудейского царя Иегошафата, своего родственника, с которым поддерживал дружественные сношения, помочь ему в этой войне. Объединённая еврейская армия двух царей двинулась к югу от Мёртвого моря. К своему союзу они привлекли и царя Эдома, который, вероятно, только недавно принял власть от иудейских царей, так как до этого времени Эдомом управлял начальник, или «ниццаб», נצנ, зависимый от Иерусалима. Моавитяне двинулись к границам, к вади южнее Мёртвого моря. Поход был первоначально, вероятно, удачен для коалиции царей и в частности для Иорама; однако окончательно подчинить себе Моав и наложить на него дань ему не удалось.
Возникшие вскоре после этого события в Дамаске в Сирии столкнули Иорама с новым врагом — арамейским царём Хазаелем. Последний, добившись престола путём убийства, решил прежде всего отвоевать у Израильского царства те города, которые были ему уступлены его предшественником. Полагают, что этот поход состоялся не без влияния со стороны пророков, в частности Элиши, ненавидевших династию Омридов. Хазаель прежде всего напал на Заиорданские области; Иорам поспешил к Раммот-Гилеаду, чтобы отстоять эту важную крепость. Произошла жестокая битва, в которой сам Иорам был тяжело ранен.
Возвращаясь в Изреель, чтобы залечить свою рану, Иорам поручил командование войсками своему талантливому военачальнику Иегу. Последний же провозгласил себя израильским царём. Затем, переправившись через Иордан, он помчался с частью израильского войска в Изреель. По скачке отряда, издали замеченной дворцовой стражей, царь Иорам признал неистового Иегу и послал одного гонца, а вслед за ним и другого, чтобы узнать, в чём дело, но гонцы не возвращались. Встревоженный Иорам, вместе с иудейским царём Ахазией, гостившим тогда у него, выехал навстречу Иегу. Увидев издали своего полководца, Иорам крикнул ему: «Всё ли благополучно, Иегу?» Однако Иегу ответил: «Что за благополучие, пока существуют разврат матери твоей Изебели и её бесчисленные волхвования!» Иорам хотел убежать обратно во дворец вместе со своим гостем, однако меткие стрелы Иегу сразили их обоих.
Тело Иорама Иегу приказал бросить в виноградник Набота, как бы показывая тем народу, что он — Иегу — является мстителем за невинную кровь, пролитую в этом месте отцом Иорама Ахабом.
Омри | Итобаал I | ||||||||||||||||||||||
Ахаб | Иезавель | ||||||||||||||||||||||
Охозия | Иоарам | Аталия | Иорам | ||||||||||||||||||||
Охозия | |||||||||||||||||||||||
Иродиады (династия Ирода) (37 до н. э. — 76 н. э.)
Столица до 6 н. э. — Иерусалим, затем — Кесария Палестинская
Иродиады — царская династия, правившая под покровительством Рима в Иудее или на части её территории в 37 до н. э. — 76 год н. э. Родоначальником династии Иродиадов был Ирод I, сын идумеянина Антипатра, ставшего в 47 году до н. э. правителем Иудеи. Ирод получил в 37 году до н. э. от римлян царский титул.
Имя в рус. традицииИмя в оригинале | титул | Годы жизни | Длительность правления | Комментарии |
---|---|---|---|---|
Антипатр ИдумеянинАнтипатр II | прокуратор Иудеи | ? — 43 до н. э.погиб | 47—43 до н. э. | был назначен Юлием Цезарем |
Фазаил, сын Антипатра IIПецаэль | тетрарх Самарии | 75—40 до н. э.погиб | 43—40 до н. э. | |
Ферор, сын Антипатра II | тетрарх Переи | 68—5 до н. э. | 20—5 до н. э. | |
Ирод I, сын Антипатра IIХордус | тетрарх Галилеи и Переицарь Иудеи, Идумеи и Переи | 74—4 до н. э. | 43—40 до н. э.40/37 — 4 до н. э. | получил титул тетрарха от Марка Антония; в 40 году объявлен царём Иудеи в римском Сенате; в 37 захватил Иерусалим и стал царём Иудеи |
Ирод Архелай, сын Ирода I | этнарх Иудеи, Идумеи и Самарии | 23 до н. э. — 18 н. э. | 4 до н. э. — 6 н. э. | был отправлен в ссылку в Галлию |
6 н. э.: римская аннексия Иерусалима | ||||
Ирод Филипп II, сын Ирода I | тетрарх Итуреи и других северо-восточных областей: Трахонеи, Батанеи, Гавланитиды, Панеады и Авранитиды (Южная Сирия) | 20? до н. э. — 34 н. э. | 4 до н. э. — 34 н. э. | |
Ирод Антипа, сын Ирода I | тетрарх Галилеи и Переи | 20 до н. э. — после 39 н. э. | 4 до н. э. — 39 н. э. | был отправлен в ссылку в Испанию императором Калигулой |
Агриппа I, сын Аристобула, внук Ирода I | тетрарх Трахонеи, Батанеи, Авранитиды и Абилены тетрарх Галилеи и Переицарь Иудеи и Самарии | 10 до н. э. — 44 н. э. | 37—44 39—44 41—44 | стал преемником Ирода Филиппа, Ирода Антипы, а затем и всего царства Ирода Великого |
Ирод II (Халкидский), сын АристобулаХордус Халкидон | царь Халкиды | 15 до н. э. — 48 н. э. | 41—48 | |
Агриппа II, сын Агриппы I | царь Халкидыправитель Самарии царь Иудеи (Галилеи, Трахонеи, Батанеи и Авранитиды) | 28—96 | 49—54 48—76 53—91 | после разрушения Иудеи в 70 году сохранил власть на севере Израиля |
70—395: Иудея — римская провинция |
-
- 395—619, 629—640: византийская провинция.
- 619—629: персидское завоевание.
- 640: арабское завоевание.
Прием
Хронологическая реконструкция Тиле не была принята всеми учеными, равно как и работы других ученых в этой области. Тем не менее, работы Тиле и тех, кто следовал по его стопам, получили признание в более широком спектре, чем у любой сопоставимой хронологии, так что ассириолог DJ Wiseman написал: «Хронология, наиболее широко принятая сегодня, основана на тщательном исследовании Тиле». и, совсем недавно, Лесли Макфолл: «Хронология Тиле быстро становится общепризнанным мнением среди исследователей Ветхого Завета, если она еще не достигла этой точки». Хотя критика подвергалась многочисленным конкретным моментам в его хронологии, его работа получила значительную похвалу даже у тех, кто не согласен с его окончательными выводами. Тем не менее, даже ученые, разделяющие религиозные убеждения Тиле, утверждали, что в его аргументации есть слабые места, такие как необоснованные предположения и предполагаемое круговое рассуждение.
Эта цитата от критика системы Тиле демонстрирует упомянутое выше различие между дедуктивным подходом, основанным на предпосылках, и индуктивным подходом, основанным на данных, а не на априорных предположениях. Здесь Тиле критикуют за то, что он основывает свои теории на данных или свидетельствах, а не на предпосылках.
Несмотря на эту критику, методологическая трактовка Тиле остается типичной отправной точкой для научных исследований этого предмета, и его работа считается установившей дату разделения израильского царства. Это нашло независимое подтверждение в работах Дж. Ливера, Фрэнка М. Кросса и других авторов, изучающих хронологию королей Тира. Работа Тиле нашла широкое признание и использование в различных смежных научных дисциплинах. Его дата 931 г. до н.э., в сочетании с синхронности между Ровоамом и Фараон Сусакима в 1 Царств 14:25 , используется египтологов , чтобы дать абсолютные даты для Египта 22 династии , и его работа была также использована учеными в других областях , чтобы установить Ассирийские и вавилонские даты. Критика реконструкции Тиле привела к дальнейшим исследованиям, которые уточнили или даже отошли от его синтеза. Известные исследования этого типа включают работу Тэдмора и Макфолла.
Отношение ученых к библейским повествованиям об израильских монархиях с конца девятнадцатого века до середины двадцатого века было в значительной степени пренебрежительным, они относились к записям как к вымышленным и не принимали во внимание ценность царственных синхронизмов. В отличие от этого, современные ученые отношение к монархической хронологии и синхронизму в 1 и 2 королях было гораздо более позитивным после работ Тиле и тех, кто развил его тезис, изменение отношения, которому недавняя археология способствовала.
Разделение
Йеровам упоминается в Писании как исключительно нечестивый человек, о котором мудрецы говорят, что он не имел никакого удела в будущем мире. Он заставлял людей, находящихся под его правлением, участвовать в актах идолопоклонства, стремясь разорвать их связь с Храмом Всевышнего в Иерусалиме.
На протяжении 200 с лишним лет Израиль был разделен на два отдельных царства, пока Северное (управляемое не потомками Давида) было изгнано желающими занять территорию ассирийцами. Со временем изгнанные израильтяне потеряли связь со своими собратьями и с тех пор стали известны как «десять потерянных колен Израиля».
А в 3327 году (434 г. до н.э.) подошло к концу и время царства Йеуды. Невухаднецар, царь Вавилона, вторгся в Израиль и сверг царя Йеояхина и его приближенных. На смену Йеояхину пришел Цидкияу, которого на престол возвел Невухаднецар. Одиннадцать лет спустя Святой Иерусалимский Храм, построенный царем Шломо, был разрушен вавилонянами, а весь еврейский народ оказался в изгнании.
Иудея (Йуда) (932—587 г. до н.э).[править | править код]
(Южн. Палестина). Столица: Иерусалим.
- 1. Ровоам, сын Соломона (—).
- 2. Авия (Абийам), сын (913—911).
- 3. Аса, сын (911—).
- 4. Иосафат (Йегошапат), сын (870—).
- 5. Иорам (Йегорам), сын (848—, сопр. с ).
- 6. Охозия, сын (841)1
- 7. Гофолия (Аталия), мать (841—)1
- 8. Иоас (Йегоаш), сын 6 (835—)1
Иодай (Йегоада)(первосвященник, рег. 835—825).
- 9. Амасия, сын (796—)1
- 10. Озия (Уззиа, Азариа), сын (767—, сопр. с ).
- 11. Иофам (Йотам), сын (740—, сопр. с ).
- 12. Ахаз, сын (732—, сопр. с 735
722—612 вассал Ассирии.
).
- 13. Езекия (Эзекиа), сын (716—/).
- 14. Манассия (Манассе), сын (687/6 — /, сопр. с /).
- 15. Амон, сын (642/1—/)1
- 16. Иосия (Йошеа), сын (640/39—)1
- 17. Иоахаз (Йегоахаз), сын (608)1
- 18. Иоаким (Йегоаким, Элиаким), брат (608—)1
- 19. Иехония (Йегойакин), сын (597, ум. ок. ).
- 20. Седекия (Зедекиа, Маттания), дядя (597—).
-
- 586— гг. до н.э вавилонское завоевание (вавилонский плен).
- 539— гг. до н.э персидское завоевание.
Наси (князья) (71 — 415 н. э.) Старейшины иудейской общины в Палестине
Резиденция: Ямния (Явне), с 220 Сепфорис (Ципори), с 230 Тивериада (Тверия).
- 1. Иоханан бен Заккаи (71—80).
- 2. Гамалиил I (Гамлиэль ха-Закен) (80 — ок. 95)(98—115).
- 3. Элеазар бен Азария (ок. 95 — 98).
- 4. Шимон бен Гамлиэль, сын 2 (ок. 115 — 165).
- 5. Иехуда I ха-Наси, сын (ок. 165 — 210).
- 6. Гамлиэль III, сын (ок. 210 — 30).
- 7. Иехуда II ха-Наси, сын (ок. 230 — 70).
- 8. Гамлиэль IV, сын (ок. 270 — 90).
- 9. Иехуда III ха-Наси, сын (ок. 290 — 320).
- 10. Гиллель бен Иехуда, сын (ок. 320 — 65).
- 11. Гамлиэль V, сын (ок. 365 — 85).
- 12. Иехуда IV ха-Наси, сын (ок. 385—400).
- 13. Гамлиэль VI, сын (ок. 400 — 15, ум. 426).
- ок. 415 распад общины.
Индивидуальные доказательства
- ↑ Кристиан Фревель: Geschichte Israels , Штутгарт, 2018, с. 205.
- Кристиан Фревель: Geschichte Israels , Штутгарт 2018, стр.207.
- Анжелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Göttingen 2019, стр. 59–192, здесь стр. 102 f.
- Анжелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Геттинген, 2019, стр. 59–192, здесь стр. 103.
- Ангелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Göttingen 2019, стр. 59–192, здесь стр. 101 f.
- Анжелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Геттинген, 2019 г., стр. 59–192, здесь стр. 106.
- Анжелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Göttingen 2019, стр. 59–192, здесь стр. 106 f.
- Кристиан Фревель: Geschichte Israels , Штутгарт 2018, стр. 233.
- Анжелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Геттинген, 2019, стр. 59–192, здесь стр. 108.
- Анжелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Геттинген, 2019, стр. 59–192, здесь стр. 108. См. TUAT I / 4, стр. 367–369.
- ↑ Анжелика Берлеюнг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Геттинген, 2019 г., стр. 59–192, здесь стр. 110.
- Кристиан Фревель: Geschichte Israels , Штутгарт 2018, стр.206.
- Christian Frevel: Geschichte Israels , Stuttgart 2018, p. 257 f.
- Ангелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Göttingen 2019, стр. 59–192, здесь стр. 114. См. TUAT I, стр. 374 и далее.
- ТУАТ II, с. 555 ф.
- Ангелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературе, религии и истории Ветхого Завета , Геттинген 2019, стр. 59-192, здесь стр. 108. См TUAT I, стр. 388-391.
- Кристиан Фревель: Geschichte Israels , Штутгарт 2018, стр. 223.
- Навуходоносор II. На 7-м году своего правления, в месяц Кислев, выступил против Иерусалима, осадил его и взял его 2-го Адара . Он сверг там царя и нового царя и принес тяжелые потери Вавилону. 8-й год правления Навуходоносора II начинается с нисана 597 года.
«Чёрная легенда» царя Ирода
Ирод I Великий (74/73 — 4 гг. до н. э.), царь Иудеи, — пример человека, «чёрная легенда» о котором совершенно затмила его подлинную историю. Христианская культура пересказывала эту легенду так долго, что даже теперь при звуке имени «Ирод» перед глазами встаёт сцена массового детоубийства.
Легенда пошла из Евангелия от Матфея. Апостол писал, что Ирод услышал о словах пророка Михея: родился в Вифлееме «Вождь, Который упасёт народ мой Израиля». Царь начал искать младенца, ибо посчитал его своим конкурентом за власть. Когда поиски не увенчались успехом, Ирод решил, что семья с ребёнком сбежала, и в безумии велел «избить всех младенцев и во всех пределах его, от двух лет и ниже». Других источников, которые подтверждали бы описываемые Матфеем события, нет. Однако история такая яркая и столь важная для христиан как часть повествований о Рождестве, что стала неотъемлемой частью Библии.
Правдива ли она? Историки судят об этом однозначно — имя «Ирод» стало нарицательным и опорочено как злодейское абсолютно незаслуженно. Профессор Майкл Грант пишет об «избиении»: «Ясно, что это не подлинная история, а миф или народное сказание, мрачное свидетельство воздействия на воображение современников наводящей ужас личности этого человека».
Избиение невинных, худ. Д. де Вольтерра, Италия, 16-й в. (stringfixer.com)
Мало того, что кроме Евангелия от Матфея никто о массовом детоубийстве не рассказывал (а случись подобное — современники точно не оставили бы это без внимания), так ещё и хронологически это вряд ли возможно — Ирод умер в 4 году до н. э., то есть до рождения Христа. И даже если основываться на утверждении, что календарь ошибочен (а вероятно, так и есть, и Иисус родился за несколько лет до «официальной» даты своего рождения), едва ли Ирод, престарелый и уже далеко не здоровый физически, мог опасаться младенца — пока тот вырастет… ну, вы понимаете. Ирод не был безумцем.
Историк В. Л. Вихнович пишет, что, вероятно, история об «избиении» не выдумана лично Матфеем, а возникла после смерти Ирода «в среде иудейских оппонентов царя, которых у него было достаточно и при жизни…» Но всё же миф о кровавом детоубийстве имеет под собой и реальную историческую подоплёку — но об этом чуть позже.
Избиение младенцев, худ. П. П. Рубенс, 17-й в. (regnum.ru)
[править] Биография
Имя означает «Яхве даровал».
Он был сыном Иегоахаза, стал третьим царём из Иегуидов на израильском престоле.
Царствовал 16 лет, примерно с 798 г. до н. э. по 782 г. до н. э.
Иоаш считается одним из величайших израильских царей; расшатанное во времена его отца Иегоахаза Израильское царство не только восстановило при нём свою прежнюю мощь, но и стала грозным противником многих соседних народов, в том числе арамеев, то есть Сирии.
Особенно прославился Иоаш своими победами над сирийцами. По-видимому, Иоаш дважды воевал с сирийцами и оба раза успешно. Сначала Иоашу удалось только изгнать арамейского царя Бен-Гадада III из своих пределов, даже не вступив в серьёзный бой; позже, когда Бен-Гадад III вновь вторгся в Израильскую равнину, Иоаш напал на него при Афеке и в трёх битвах разбил его наголову. Бен-Гадад III вынужден был вернуть израильтянам все города, отобранные у них как им самим, так и его отцом Хазаелом.
Во время царствования Иоаш отношения между Израильским и Иудейским государствами, бывшие и ранее не особенно дружелюбными, ещё сильнее ухудшились. Иудейский царь Амация, опьянённый своими победами над Эдомом, решил попытать счастья и в войне с Израильским царством. Причина войны неясна, Библия о ней умалчивает, однако косвенным образом её, вероятно, можно вывести из той притчи, с которой Иоаш обратился к Амации: Иоаш, по-видимому, отказал последнему в руке своей дочери.
Оскорблённый Амация двинул свою армию к границе Израиля. Первое сражение у Бет-Шемеша окончилось полным поражением иудейской армии и его бегством. Сам Амация попал к Иоашу в плен, однако последний был столь великодушен, что вернул ему трон, ограничившись только тем, что снёс северные стены Иерусалима и в виде контрибуции забрал золото и серебро Храма и дворца. Это был первый случай, когда Иерусалим был взят израильским царём, частично разрушен и лишён своих богатств. Чтобы обезопасить себя от будущих набегов, Иоаш взял у Амации заложников.
В области религиозной политики царь Иоаш, хотя и действовал в духе Иеробеама, сына Небата, то есть терпел идолопоклонство, но всё же очень доброжелательно относился к пророкам, совещался с ними (особенно с Элишей) и исполнял все то, что они ему советовали. Когда пророк Элиша умирал, Иоаш пришёл к нему и плакал по поводу близкого его конца, называя его при этом «отцом, военной колесницей Израиля и его всадником», то есть. защитником и оплотом израильского народа. Во время этого посещения Элиша предсказал Иашу, что он одержит блестящие победы над арамеями.
Иоаш упоминается в Письменах ассирийского царя Адад-Нирари III, где сообщается, что ассирийский царь утвердил коронование «Иоаша самаритянина».
Иоаш умер в Себастии и был похоронен «вместе с царями израильскими».