Как сложилась судьба понтия пилата пятого прокуратора иудеи после казни христа
Содержание:
- Биография
- Знакомство с Цезарем
- Понтий Пилат — преступник или жертва?
- [править] Биография
- День ужаса
- Образ и характеристика Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
- Образ Понтия Пилата и проблема совести
- Легенда Понтия Пилата
- Исторические свидетельства. Происхождение Пилата
- Прокуратор Иудеи
Биография
Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, вынесший смертельный приговор Иисусу Христу. Известный по Новому Завету и роману Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».
В биографии Понтия Пилата слишком много белых пятен, поэтому часть жизни до сих пор для исследователей остается загадкой, которую мастера-историки пытаются разгадать. Понтий Пилат происходит из сословия всадников. Такая информация предложена в нескольких источниках.
Римский префект Иудеи Понтий Пилат
Существуют источники, в которых сказано, что Понтий Пилат появился на свет в 10 году. Вотчиной будущего прокуратора стал город Лугдуне в Галлии. В современном мире этот населенный пункт является французским Лионом. Исследователи утверждают, что «Pontius» — это имя, которое дали при рождении мужчине, указывает на римский род Понтиев.
Уже во взрослые годы мужчина оказался на должности прокуратора Иудеи, сменив на этом посту Валерия Грата. Это эпохальное событие произошло в 26 г. н.э.
Знакомство с Цезарем
Понтий Пилат, несмотря на политические потрясения, удержался на «должности» относительно долго – 10 лет. Возможно, это было связано со специфической политикой императора Тиберия, который утверждал, что частая смена наместников способствует распространению коррупции. О неучтивых чиновниках он привык говорить: «Они, как комары, сосут кровь, но когда хорошо напьются, то меньше вредят. Надо иметь милость к людям и не посылать к ним постоянно новых грабителей».
Супруга, предупредившая Пилата
Из Евангелия от Луки мы узнаем об еще оном лице этой истории – жене прокуратора. Взволнованная судьбой захваченного пленника она говорит мужу: «Не вдавайся в дело этого невинного человека, потому что сегодня во сне я много от него натерпелась» (27, 19). Евангелист не объясняет природу этих снов, но вкладывает в уста женщины слова, явно контрастирующие с приходящими со всех сторон обвинениями: она называет Иисуса справедливым.
Лука не уделяет больше внимания жене Пилата. Апокрифы, однако, дали ей имя, неизвестное в Библии – Клавдия Прокула. Ориген утверждал, что она должна была быть обращена в христианство. В упоминаниях св. Нины, которая занималась евангелизацией Грузии, оставлен небольшой комментарий по этому поводу. Клавдия, якобы, в течение некоторого времени хранила похоронный саван Иисуса, так называемую Туринскую плащаницу.
В глазах евреев: идолопоклонник
Несмотря на умеренные симпатии к Иисусу из Назарета, Понтий Пилат не уважает еврейский народ. По крайней мере, он несколько раз конфликтовал со своими подданными. Все началось с введением атрибутики с изображением Цезаря в крепость Антонии. Обиженные нарушением своих прав евреи очень энергично возражали.
Как пишет историк Иосиф Флавий: «Многие евреи пришли в Кесарию, чтобы убедить прокуратора не использовать эти символы. В течение пяти дней Пилат не желал их выслушать, он это сделал на шестой день, сидя в кресле судьи. Когда евреи собрались, он приказал окружить их кордоном солдат и угрожал им смертью, если они не перестанут мучить его своими требованиями. Евреи бросились на землю и оголили свои шеи, говоря, что предпочитают смерть нарушению своих прав. Пилат, не желая убивать такое количество людей, смягчился и снял флаги».
Кроме того, Пилат столкнулся с недовольством своих подданных, когда приказал разместить позолоченные щиты в честь Тиберия во дворце Ирода. Такой акт не был приемлем, особенно в святом центре иудаизма. Инцидент достиг самых высоких инстанций, в результате чего Пилату пришлось капитулировать.
Кровавый наместник или святой?
Непосредственной причиной смещения Пилата с должности было кровавое нападение на самаритянских паломников в 36 г. н. э. Обманутые лжепропроком они собрались в полном вооружении у подножия священной горы Гаризим. Прокуратор напал на них во главе своей армии и жестоко убил. Правитель Сирии, которому подчинялся Пилат (вероятно, Публий Сульпиций Квириний), приказал ему предоставить объяснения самому Цезарю.
Несмотря на это, коптской православной церковью в настоящее время Понтий Пилат признан святым. По преданию, он тайно принял христианство после смерти Иисуса. Это было сделано из-за жены, которая должна была убедить мужа в истинном послании Христа. Их памятный день приходится на 20 июня. В восточной православной церкви святой является только Клавдия, потому что в Евангелии она убеждала мужа, чтобы тот не имел ничего общего с распятием пророка из Назарета.
Поделиться этой записью
Понтий Пилат — преступник или жертва?
Понтий Пилат — кто это? Преступник? Жертва обстоятельств?
В Православии вопрос о Пилате не подразумевает категоричных ответов. Безусловно негативной оценке подвергаются только действия Иуды Искариота, предавшего Иисуса, и фарисеев, требовавших смертной казни Христу. Символ Веры и богослужебные тексты Пилата упоминают в качестве «функции», при правлении и с участием которого была принесена Крестная Жертва Искупителя мира. Это не означает, что Пилат — жертва обстоятельств. И он якобы поступил так, как ему было предписано Божественным Провидением. Пилат выступил в роли палача, приняв собственное решение казнить Иисуса.
[править] Биография
В −36 годах — пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи (Тацит его называет прокуратором Иудеи, Иосиф Флавий — правителем /игемоном/ и наместником, а найденная в Кесарии надпись показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с по 41 годы, был в должности префекта).
Филон Александрийский говорит, что его правление было ознаменовано жестокостями, насилиями и непрерывными казнями без всякого суда; в приведённом Филоном письме Агриппы I Пилат характеризуется как продажный, жестокий и кровожадный человек.
Иосиф Флавий пишет, что первый же его шаг Пилат в качестве прокуратора чуть не вызвал всеобщего восстания: предшественники его, уважая религиозные чувства евреев, при своём вступлении в Иерусалим удаляли со своих знамен все фигуры и изображения; Пилат же позволил солдатам ночью внести их в город. Как только это стало известно евреям, толпы народа поспешили в Кесарею, резиденцию прокуратора, и просили его удалять изображения. После пятидневных тщетных переговоров Пилат приказал своим солдатам окружить просителей и пригрозил им, что перебьет их всех, если они не перестанут его беспокоить. Однако, когда он увидел, что толпа предпочитает смерть оскорблению своих религиозных чувств, он уступил. В другой раз он самовольно завладел фондами храмовой кассы, желая получить средства для постройки водопровода, который снабжал бы Иерусалим водой Соломоновых прудов. Ограбление храма вызвало восстание; Пилат послал в толпу мятежников переодетых солдат со скрытыми в платье кинжалами; солдаты перебили массу народа — не только мятежников, но и случайных зрителей — и таким образом подавили восстание. Хотя Пилат уже по опыту знал, как щепетильны евреи по отношению к изображениям и символам, он тем не менее вывесил в храме Ирода позолоченные щиты, посвященные императору Тиберию, и снова чуть не вызвал восстания. Щиты были удалены специальным приказом императора, к которому евреи обратились с протестом. Последним актом жестокости Пилата, поведшим к его падению, было избиение толпы самаритян, собравшихся, по наущению одного обманщика, на горе Гризим, чтобы отыскать священные сосуды, якобы зарытые там Моисеем. Самаритяне подали жалобу Вителлию, легату Сирии; последний приказал Пилату отправиться в Рим для объяснений, чтобы дать там отчет в своих действиях императору Тиберию, и назначил на его место Марцелла. Но прежде, чем Пилат достиг столицы империи, Тиберий умер, и Пилат больше не вернулся в Иудею.
Совсем другой образ даётся в Новом Завете, в котором рассказывается, что Пилат в ходе суда трижды отказывался предать Иисуса Христа казни, в которой был заинтересован Синедрион во главе с первосвященником Каиафой. Вероятно, следуя примеру Апостола Павла, который стремился распространить среди народов Римской империи отвергнутую евреями христианскую религию, авторы евангелий желали возложить ответственность за смертный приговор Иисусу только лишь на евреев. По этому источнику, Пилат всячески пытался спасти Иисуса и символически умыл руки, заявляя: «невиновен я в крови праведника сего», однако по настоятельному требованию народа, «бив Иисуса, предал на распятие».
Христианские предания гласят, что Пилат покончил жизнь самоубийством или был казнён императором: Евсевий Кесарийский утверждает, что Пилат был сослан в город Вьенн в Галлии, где неудачи привели его к самоубийству; менее вероятно утверждение Хроники Малалы, что он был казнён при Нероне. Позднейшая легенда говорит, что своим самоубийством Пилат предупредил смертную казнь, к которой его якобы приговорил Калигула; тело Пилата, по преданию, было брошено в Тибр.
У Понтия Пилата была жена, Клавдия Прокула, она не разделяла антиеврейских взглядов мужа, и стала иудейской прозелиткой, вероятно по неким мотивам личного характера.
День ужаса
И эта большая кровь пролилась. Причем случилось это как раз в тот момент, когда Пилат решил облагодетельствовать жителей Иерусалима одним из главных достижений римской культуры — водопроводом. Как и любой город на Ближнем Востоке, Иерусалим испытывал недостаток пресной воды. Чтобы решить эту проблему, Пилат решил построить акведук, который бы вливал в систему городского водоснабжения дополнительные объемы воды из горных источников, находящихся более чем в сорока километрах от Иерусалима. Это было очень серьезное строительство, стоившее огромных денег. Налогов, уплаченных иудеями, на него не хватало. И Пилат решил взять деньги на водопровод из корвана — храмовой сокровищницы.
Народ, возмущенный таким святотатством, собирался многотысячными толпами возле строящегося водопровода, ругая Пилата последними словами и требуя прекращения строительства. Пилат отреагировал быстро и решительно. Приехав в Иерусалим, он согласился выслушать всех недовольных. Уже зная, что иудеев бесполезно запугивать и убеждать, когда речь идет об их святынях, Пилат распорядился, чтобы римские легионеры надели местное платье и вооружились дубинами, до поры пряча их под одеждой.
Тысячи переодетых воинов окружили толпу, ожидая условного сигнала. Когда возмущенный народ отказался разойтись, Пилат дал с трибуны команду — и началась кровавая бойня. Хорошо обученные солдаты стали нещадно избивать безоружных людей, ломая руки и ноги, круша ребра, разбивая головы. Толпа в ужасе кинулась бежать, насмерть затаптывая на своем пути несчастных соотечественников. Множество жителей Иерусалима погибли во время этой страшной «аудиенции» у Пилата. Урок был усвоен. После него на массовые восстания против пятого прокуратора Иудеи народ уже не решался.
Образ и характеристика Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
«Мастер и Маргарита» является одной из самых великих работ Булгакова. Роман довольно не прост в понимании, но в нем заложен глубочайший смысл, который передает автор читателю. Данный роман, сложно отнести к какому ни будь определенному жанру. Это роман-притча, роман сатирический с философским наклоном.
Все начинается с того, как в романе появляется одни из главных героев – дьявол. После этого ведется много рассуждений по поводу выбора человека. При этом человек либо верит в бога, либо нет.
Основная идея и мысль романа, просматриваются тогда, когда перед читателем возникает образ Иешуа и прокуратора Понтия Пилата.
Понтий Пилат является прокуратором, он имеет власть над людьми. Данный герой от всей души показывает то, что ему ненавистен город Ерлашаим. Возможно это из-за его роли в этом городе. Этот человек суров и бескомпромиссен. Его слово здесь закон и сила в его понятии формирует закон и порядок.
Прокуратор когда-то был человеком военным, он не раз испытывал опасность. Он понимает, что на вершине только тот, кто сильнее, мудрее. Для того, чтоб тебя уважали нужно отбросить жалость. Пилат уверен в том, что если человек имеет власть, то у него могут быть только одни враги и ни каких друзей.
Римский Император является для прокуратора самым сильным и авторитетным человеком. Соответственно он поставлен в Ерлашаиме императором, значит здесь он бог. Может быть, когда-то он и был другим человеком, что довольно заметно, но сейчас он такой, какой есть.
Все его основные черты, являют влиянием власти данной ему.
Данному герою в городе нет равных людей по статусу и не только, ему просто не с кем поговорить на равных, все люди ему не интересны. У Понтия Пилата есть только один друг, это его верная собака. Когда они встретились с бродягой Иешуа, то прокуратор почувствовал, что с ним общаются на равных. Ему показалось, что он может общаться с философом вечно.
Этот человек, проповедующий свое учение, имеет смелость пререкаться и возражать словам прокуратора. К тому все происходит так, что Пилат даже сразу не понимает, что его слова для бродяги не закон. Иешуа придерживается мнения, что в мире все люди добрые, а злых людей нет. Философ говорит только правду, ему не зачем врать, ведь правду говорить не всегда легко, но всегда приятно.
Для прокуратора Иешуа был довольно интересной личностью.
То, что Га-Ноцри не виновен, Понтий Пилат понял сразу. Он пытается спасти бродяге жизнь. Пилат не желает убивать несчастного. Но он не смог поменять мнение первосвященника. В итоге Иешуа приговорили к казни. После этого, прокуратор не может себе простить такого решения и корит себя за это всю жизнь.
Вариант 2
Это один из самых важных образов в романе Булгакова, а если рассматривать часть «романа в романе», написанное Мастером, то один из двух главных героев.
Формально это отрицательный персонаж. Но не нужно судить самих людей, а только их поступки, ведь так и подходит к этому Булгаков. Да, Пилат отправляет на мученическую (и позорную) смерть праведника.
И сам Понтий понимает, что совсем не прав… Всем известно, что Пилат бы предпочел отправить на заслуженную казнь преступника настоящего, а приходится этого головореза отпустить. И всё потому, что церковники чувствуют, что деятельность, речи, само существование Иешуа для их системы опасней.
И вот обстоятельства, влияние этих вредных стариков из церкви, где процветает торговля. Плюс шаткое положение самого римского ставленника. Всё-таки он принимает неправильное для высшего смысла и для собственной души решение.
Думаю, что образ этот достоин сочувствия. Такой уж человек этот Пилат, как я это вижу, военный. То есть он привык к дисциплине, к тому, что есть «черное и белое», правильное и неправильное. И что всё понятно! А тут зло прикидывается добром… И ещё нужно было сделать нечто, что разрушило бы систему.
Не думаю, что герой боялся потерять пост, доход… Он бы всем рискнул ради этого искреннего и доброго «целителя». Пилат ведь так проникся уже тем, что Иешуа спас его от страшной головной боли. Их разговоры были настолько интересны для Пилата, так поражали его слова пленника.
Он восхищался его спокойствием и стойкостью.
Но таких людей, как Пилат, не всегда может сбить с «их» пути даже любовь. Сильное чувство их может напугать, как не испугает любая физическая угроза. Ради любви оставить учёбу, бросить карьеру… А что скажут родители, коллеги? По-моему, Пилат чувствует ответственность за всё, ему кажется, что он не может нарушить заведенный порядок, при всей своей силе.
В любом случае, Пилат во всех смыслах сильный человек проявил слабость.
Образ Понтия Пилата и проблема совести
«Мастер и Маргарита» – это уникальное, нетрадиционное произведение М.А. Булгакова, так как в него входят два романа (роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера). Содержание этих двух романов сопоставляется и противопоставляется, но воспринимается как единое произведение, связанное с судьбой всего человечества. «Роман о Пилате», состоящий из 4-х глав, – это рассказ об одном дне римского прокуратора Иудеи и его встрече с проповедником добра и справедливости Иешуа Га-Ноцри. Роман построен так, что почти все его герои стоят перед выбором: добро или зло, честь или бесчестие, вера или безверие, малодушие, трусость или самопожертвование во имя справедливости. Перед таким выбором встал и прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Понтий Пилат – умный и могущественный правитель, в руках которого жизнь и смерть любого из жителей Иудеи. Типическую черту его характера автор подчеркивает деталью портретной характеристики – «белый плащ с кровавым подбоем». И читатель понимает, что прокуратор покоренной Иудеи – часть деспотической государственной машины, незапятнанной снаружи и обагренной кровью изнутри. Столкновение с бродячим философом, Иешуа Га-Ноцри, которого приводят на суд к Пилату, обвиняемого в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, производит переворот в душе игемона. Между ними происходит духовный поединок. Обращение Иешуа к Понтию Пилату, «свирепому чудовищу» (как он сам себя называл), «добрый человек» сначала разозлило его, а потом, после экзекуции, вызвало в нем сложные мысли и чувства. Пилат – яркая и сильная личность, но в его душе царила жестокость, он всех презирал и понимал, насколько его положение унизительно и противно его душе. Но к тем, кого судил, он был безразличен: «Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать». Его мучили постоянные головные боли и не давали покоя недобрые мысли. Поэтому ему хотелось к допросу арестованного отнестись формально, но так как он сформировался в условиях подчинения армейской дисциплине и государственным законам, то заставлял себя усилием воли допрашивать бродячего философа. Также он хорошо знал, что за малодушие в тоталитарном государстве его не простят. В ходе допроса прокуратор понял искренность убеждения Иешуа в том, что «злых людей нет на свете» и что его вера в доброе начало человека беспредельна. Любой безнравственный поступок, даже предательство бродячий философ готов отменить как временное заблуждение и оправдать. Даже кентуриона Марка он характеризует как доброго, хотя и несчастного человека. По убеждению Иешуа, главное достоинство в человеке – духовная сторона жизни, человек бескорыстно делает добро ради самой идеи добра. Все люди, по мысли бродячего философа, свободны и равны. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений и говорит только правду.
Будучи носителем античной культуры с ее идеалами гармонично развитой личности, прокуратор почувствовал не только интерес, но и уважение к Га-Ноцри, умному, свободному и счастливому человеку, который способен сострадать и помогать даже тому, кто отправляет его на казнь. Справедливые речи арестованного нашли отклик в больной душе игемона, уставшего от лицемерия. Поняв, что Иешуа невиновен, прокуратор даже пытался его спасти, но страх перед кесарем заставил Понтия Пилата вынести пророку смертный приговор. Из-за карьеры Пилат струсил восстать против несправедливости, освободив невиновного человека. С тех пор совесть правителя не знала покоя: он обрек себя на вечные душевные муки. Пытаясь заглушить голос совести, прокуратор приказал убить Иуду, предавшего Га-Ноцри. Но и этот поступок не принес Понтию Пилату покоя. Ему приснился сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя. Слабость и трусость Пилата оборачиваются для него двухтысячелетней мукой раскаяния. Но в конце романа к Понтию Пилату приходит прощение, данное ему Мастером. Его простил и Иешуа. Так автор подвел читателя к мысли о том, что подлинное могущество только в доброте и участии, а не в силе власти.
Итак, через образ Понтия Пилата Булгаков утверждает, что всем ходом человеческой истории руководит добро, истина и свобода, а не зло и власть, которые находятся в вечной борьбе.
Легенда Понтия Пилата
Библейский Понтий Пилат — воплощение малодушия. Римлянин, который хотел помешать казни невиновного бродячего проповедника, но под давлением синедриона и толпы разгневанных иудеев всё-таки отправил его на крест. Евангелие от Луки описывает это так: «Но они кричали: Расни Его! Распни! Он в третий раз сказал: Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу». Но «великий крик» фарисеев и левитов «превозмог», и Пилат «Иисуса предал в их волю». При этом римский префект (наместник) снял с себя ответственность за казнь пророка. Согласно Матфею, он «взял воды и умыл руки перед народом». Так Пилат продемонстрировал, что кровь — не на его руках: «Не виновен я в крови праведника сего — смотрите вы».
Часть этой истории не противоречит известным нам фактам. Действительно, Пилат, если бы он рассматривал дело Христа, вряд ли приговорил бы его к смертной казни. Вместе с Иисусом казнили ещё двоих, и вот с ними всё просто: один (Варрава) убил римского легионера, защищая свою жену от домогательств, второй (Гестас) ограбил и избил римского гражданина на дороге. Но Христос не нарушил римских законов и ничем не навредил ни единому гражданину Рима. В его стремление стать царём иудейским Пилат бы не поверил — слишком мало у проповедника было сторонников, тогда как за Римом — легионы.
Что есть истина? Иисус и Пилат, худ. Н. Н. Ге, 1890. (holytrinityutrecht.nl)
Но самое главное, что заставляет нас не доверять библейскому повествованию — Пилат вообще вряд ли судил Христа. Он утверждал приговоры тех, кто нарушил законы Рима. Иисус же обвинялся в религиозных преступлениях — попытках пересмотреть основы веры, и в том, что побил каких-то торговцев у Иерусалимского храма (мелочь для префекта!). Подобными делами занимался синедрион; римляне позволяли иудеям самим разбирать такие конфликты согласно их обычаям и традициям. Римской администрации до «ересей» и многочисленных иудейских сект дела не было, Пилата заботило другое — признание владычества империи и повиновение масс. Иисус же признавал Царя небесного, а что на земле — всё «от Бога», «кесарю — кесарево».
Есть ли ещё поводы сомневаться в евангельском рассказ о римском префекте (а других источников о причастности Пилата к казни Христа нет)? Историк Л. А. Ельницкий предлагал объяснение, почему ранние христиане могли интерполировать (то есть вставить) сюжет о Пилате в биографию Иисуса. Превратить римского префекта в одного из виновников распятия — логичный ход для евреев I в. н. э., которые Пилата ненавидели: Понтий заслужил репутацию жестокого и несправедливого чиновника, который издевался над местными традициями. История с казнью вполне соответствовала образу Пилата и подпитывала всеобщий гнев мятежных иудеев против Рима.
Средневековое изображение сцены разговора Христа и Пилата. (history.com)
Интересно, что в более поздних текстах отношение христиан к Пилату и история самого Пилата изменились — вслед за политической ситуацией. Христианство во 2−3 вв. н. э. распространилось по Римской империи, и лидеры религии начали искать примирения с властями. Если ранее Пилат описывался как враг христиан, то теперь — как друг. Во-первых, в евангельском рассказе он пытается спасти Христа, и не может лишь из слабости, виновны же во всём иудеи и синедрион (враги христианства); во-вторых, ходили слухи, будто бы Пилат так впечатлился случившимся, что позднее сам обратился в христианство или, по меньшей мере, сочувствовал ему (об этом писал Тертуллиан). Очевидно, эта история должна была подать другим язычникам империи пример — вот, мол, даже Пилат увидел во Христе истину.
С древними текстами, которые дошли до нас спустя тысячи лет после многочисленных утрат их фрагментов, редакций и просто ошибок переписчиков, часто так — они менялись и служили политическим целям тех, кто их редактировал спустя пару сотен лет после описываемых в них событий. Так что историкам приходится сомневаться в ключевых евангельских сюжетах, и история Пилата — один из таких сюжетов.
Проповедь. (malereikopie.de)
Исторические свидетельства. Происхождение Пилата
Исторически достоверной информации о Понтии Пилате очень мало. Гораздо больше легенд, домыслов, подделок и апокрифов. Имя прокуратора, помимо текста Библии, упоминается еще в трудах историков Иосифа Флавия, Тацита, Филона Александрийского. Реальность существования Пилата была окончательно подтверждена найденной в 1961 году плитой с отрывками надписи: «Тиберий <�…> Понтий Пилат <�…> префект Иудеи».
Найденная плита, подтверждающая историчность Пилата
Также были найдены и монеты с именем Пилата, отчеканенные в его правление. А не так давно израильские ученые расшифровали надпись на древнем кольце – там было высечено имя римского наместника. Предположительно, украшение могло принадлежать либо самому Пилату, либо его чиновнику.
Любопытно, что, вопреки устоявшемуся мнению, Понтий – это не имя, а фамилия. И Пилат – тоже не имя прокуратора, а его прозвище, означающее «метатель копий». Вполне возможно, что по молодости он был связан с военным делом, по некоторым сведениям он был всадником в римских войсках. Наместник Рима принадлежал к древнему клану Понтиев, являвшихся потомками самнитов (древнее италийское племя), влившихся в римское общество. По легенде, отважный римский воин был замечен и за меткий глаз награжден собственным поместьем, вошел в фавор при императоре Тиберии.
Другая версия гласит, что Понтий – это производное от города Понт в Германии, а, следовательно, будущий прокуратор имел германское происхождение. Имя Пилат некоторые расшифровывают как сложение имен его родителей – жителей прирейнской Германии, дочери мельника Пилы и короля Атуса. Но это, скорее всего, лишь красивая легенда.
Бюст Понтия Пилата
Упоминание Пилата в Новом Завете является одним из косвенных доказательств историчности самого Христа, именно поэтому он упоминается даже в Символе веры христиан
Да и вообще фигуре Понтия Пилата уделяют особое внимание именно христиане, для историков он не является приоритетной личностью
Прокуратор Иудеи
В литературе Понтий Пилат предстает перед читателями в образе жестокого человека. Современники прокуратора же дают мужчине немного иную характеристику: упрямый, безжалостный, жесткий, грубый, агрессивный «зверь», у которого не было никаких моральных границ и преград.
На должность прокуратора Иудеи Понтий Пилат вступил по велению собственного тестя. Но, будучи жестоким человеком, ненавидящим евреев, первым делом решил показать, кто главный на Святой Земле. Поэтому здесь появились штандарты, на которых размещались изображения императора.
Понтий Пилат и Иисус Христос
Религиозные законы оказались чужды Пилату. Это привело к конфликту, который не завершился после истории со штандартами, а еще больше разгорелся из-за объявления о строительстве акведука в Иерусалиме.
Главным деянием за время работы в должности прокуратура стал суд над Иисусом Христом. Эта ситуация случилась в канун иудейской Пасхи. Ради поиска истины Пилат прибыл в Иерусалим. Арестовали Иисуса в ночь с четверга на пятницу, после чего привели мужчину в синедрион. Старейшины желали уничтожить Спасителя, но последнее слово всегда было за прокуратором Иудеи.
Главной целью синедриона было создание образа Христа как человека, который представлял опасность для императора. Первым на судилище выступила Анна, после чего допрос устроили другие члены синедриона. На допросе Иисус приводил аргументы, которые разрушали созданный первосвященником образ. Христос рассказывал о том, что никогда не скрывал собственную жизнь, веру и проповеди.
Понтий Пилат и Иисус Христос
Священники предлагали Понтию Пилату обвинить Иисуса Христа в богохульстве и подстрекательстве к бунту, но требовались доказательства. Тогда на помощь обвинителям пришли лжесвидетельства. Спаситель, как называли иудеи Иисуса, не проронил ни слова в свою защиту. Это вызвало еще большее негодование со стороны синедриона.
Совет приговорил Христа к смерти, но это решение не было окончательным, так как итоговую точку в аналогичных делах мог поставить исключительно прокуратор. И вот появился он – Понтий Пилат, одетый в белоснежный плащ. Это действо получило в будущем название «суд Пилата».
Иисуса привели к прокуратору ранним утром. Теперь судьба Христа полностью зависела от человека в плаще. В Евангелии сказано, что Иисус в ходе суда не раз подвергался истязаниям, в том числе возложению тернового венца, бичеванию. Прокуратор не хотел вмешиваться в это сложное дело, но возможностей избежать судилища не было.
Понтий Пилат показывает толпе Иисуса Христа после избиения плетьми
Собранные доказательства вины Иисуса показались Пилату недостаточными, поэтому трижды прокуратор выносил отказ в смертельной казни. Но синедрион не соглашался с таким решением, поэтому предоставили новый вариант обвинения, связанный с политикой. До Пилата донесли сведения о том, что Христос считает себя Царем Иудейским, а это является опасным преступлением, так как угрожает императору.
Этого оказалось недостаточно, так как в последнем разговоре с Иисусом Понтий понял, что никакой вины за этим человеком нет, а обвинения надуманные. Но в конце беседы Христос объявил о царском происхождении, отмеченным в родословной. Это стало последней каплей для Пилата, поэтому прокуратор отправил Иисуса на бичевание.
Вынесение смертного приговора Иисусу Христу
В это же время к Понтию обратился слуга с посланием от жены, которая увидела вещий сон. По мнению женщины, Пилату не следует выносить Праведнику наказание, иначе он мог бы пострадать сам. Но приговор был исполнен: Христа избивали бичами со свинцовыми шипами, рядили в шутовские наряды, а на голову надевали терновый венок.
Но даже это не остановило людей от негодования. Общественность призывала прокуратора вынести более серьезный приговор. Ослушаться народ Понтий Пилат не мог из-за некоторой доли трусости, поэтому решил казнить Иисуса Христа. После этого «преступления» прокуратор прошел процедуру омовения рук. Это позволило зафиксировать непричастность к совершенному убийству.