«что есть истина?» христос и пилат.

Комментарии

Глобализация и Образ будущего

Емеля
сегодня в 13:17

Страна обломовых

Емеля
сегодня в 09:04

Денежная радиация и Русский Дух

Иван Груздев
вчера в 18:17

Чьё оно – Овертоново окно?

Александр Вершинин
вчера в 08:20

COVID-19 и Вакцинация — что это?

А Сидороввалуа
позавчера в 13:25

Почему столицу переносят в Сибирь?

Alexander53
14 сентября в 17:07

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39

Мода — 2021

Александр Вершинин
10 сентября в 05:13

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

vodjanitsa
4 сентября в 21:57

Имущественные права ограбляемых

А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

Валерий Вагин
2 сентября в 08:58

Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии

Александр Вершинин
2 сентября в 03:26

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

Alexander53
28 августа в 21:39

Расия, Расия, Расия …

Алексей Михайлович
25 августа в 22:28

Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон

Емеля
23 августа в 08:57

Научные зарубежные исследования о вакцинации

Александр
20 августа в 06:47

Надо ли жалеть Авериных?

Александр Ильченко
19 августа в 16:32

«Мир пошёл под нож?

Емеля
18 августа в 13:25

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

Емеля
16 августа в 19:32

О том, почему люди не могут жить по-человечески

Алексей Михайлович
9 августа в 23:43

Фальстарт капитализма и социализма

А Сидороввалуа
30 июля в 07:50

Взращивание совести по собственной воле

Mstislav
28 июля в 12:05

Соображения по вакцинации

Юрiй Финистъ
27 июля в 11:22

Марафон по 6 приоритетам

Александр Вершинин
27 июля в 09:39

Алкоголь и глобальное управление. Манёвры в глобальном историческом процессе связанные с алкоголем

Александр Вершинин
27 июля в 09:03

По обстоятельствам неумолимой силы

МФасхутдинов
24 июля в 22:38

Будущее не рифмуется с Европой…

МФасхутдинов
24 июля в 21:31

Цифровики погнали либералов, но упёрлись в нашу душу

Люкин
23 июля в 23:46

Как ковид демаскировался в моей голове

Alexander53
23 июля в 11:29

Кто нами правил под псевдонимом Романовы?

Alexander53
21 июля в 17:41

Популярное за 7 дней

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Б) Богопознание.

Долгая история и у теологии (наука о боге).
Сколько напридумано разных богов, божков, кумиров, якобы создавших
мир и правящих им. В юго-восточной Азии — Шива, в Египте — Озирис
На о. Пасхи — целый легион богов и божков.

Долгий путь от мифов и легенд древних греков с их зевсами, Проме-
теями, девкалионами и пиррами до модного сегодня понимания Высшего
Разума, которого достаточно признавать и не обязательно служить ему,
и тем более любить его. Но выше всех ложных богов есть только Один —
Истинный — «Бог есть истина» Иер. 10:10. Его Предвечный Сын, посетив
Землю, сказал: «Я есть путь и истина и жизнь» Иоанн. 14:6. Он же сказал
и такое: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь
вечную, а они свидетельствуют обо Мне» Иоанн. 5:39.

Богопознание. Есть ли более полезная и интересная наука? Истина
обладает освобождающей силой. «Познаете истину, и истина сделает вас
свободными» Иоанн. 8:32.

Она освободит душу от греха и демонов, голову от тумана и жизнь
от бесцельности и пустоты. Истину нужно хранить: «Живи на Земле и хра-
ни истину» Ис 36:3. Ей угрожают лжеучителя и еретики: «А вкравшимся
лжебратьям… мы ни на час не уступили, дабы истина благовествова-
ния сохранилась у вас» Гал. 2:4—5. «Заменили Истину Божию ложью».

Её — истину — можно разбавлять, как гомеопаты свое снадобье, один
к миллиону. Чуть — чуть истины, а остальное — свои мудрствования или
бредовые идеи поврежденного ума. А подаются — взахлёб.

Даже проповедники, движимые самыми лучшими побуждениями, и те
разбавляют. Все известные мне толкования Откровения — разбавленное
молоко. Не от злого умысла, а от недостатка знаний свыше. Только Апостол
Иоанн получил их из первых рук. И там всё — истина.

Что дать слушателям? Извлекать «драгоценное» даже из ни-
чтожного. А некоторые книги нужно читать, как рыбу кушать: мясо съел,
а кости — в сторону.

Почему мы такие разные? Если даже одинаковый духовный стаж 10—

20—30 — лет от уверования. По-разному мы позволяем истине освобож-
дать нас через Библию. Одни довольствуются слушаньем проповеди раз
в неделю. Сами не читают. Другие живут согласно 1 псалма «В законе
Господа воля его и о законе Его размышляет он день и ночь». Потому
и расселись на разных ступеньках праведности.

«Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» Иоанн. 6:63. Утонем
же в Божественном Слове, чтобы Дух Святой очищал наши души и в них
зрел бы плод праведности. «Плод ваш есть святость» Рим. 6.22.

А) Закон.

Любой народ всегда нуждался и нуждается в железной узде закона, иначе анархия быстро погубит его. Поэтому всегда и везде издавались законы. Из всего, что придумано в истории, лучшим считается: «Кодекс Хаммурапи», «Римское право», «Демократия».

Но Ветхий Завет Библии, данный Самим Богом превосходил всё. О нем восторженно говорит 118 Пс. 142 ст. «Закон твой истина». Но Сам Господь внёс в него поправки и превратил в Новый Завет, доведя до совершенства. И что можно поставить рядом с ним?

Попробуйте отыскать изъян. «Заповеди его не тяжки». Исполнение его доставляет удовольствие, регулирует земную жизнь и ведёт к Вечной жиз- ни. Такое придумать мог только Господь.

Значение истины в современном мире

Говоря о нашем современном обществе, а также о его обращенности к истине, необходимо заострить внимание именно на философских аспектах данной проблемы. На протяжении всего существования человечества нас всегда интересовало и притягивало то, что, по нашему мнению, истинно

Но сейчас, в современное время, когда человечество имеет возможность изобиловать информацией, мнениями и источниками, трудно поставить границы между истинным и ложными. Сегодня на нашу голову валятся подчас совершенно ненужные данные, средства массовой информации со всех сторон навязывают нам свои мнения. Простому человеку тяжело даже просто абстрагироваться от миллионов различных мнений, а не то, что принять собственное решение, полагаясь на внутренние выводы о том, что есть истинно, а что — ложно.

Другой стороной данной проблемы является то, что сегодняшнее общество привыкло полагаться на науку, ставшую для нас не то, чтобы средством познания мира, а основой производства, которое дает человечеству власть над природой, обеспечивает его комфорт и относительную безопасность.

Но наука ведь не обладает всей полнотой истины. Возникающие время от времени научные революции показывают, что рассчитывать на силу нашего разума можно было только с позиции классической рациональности. Сейчас наука уже все меньше и меньше претендует на постижение безусловной, объективной истины. Потому как, чем больше мы узнаем о мире, тем нам становится ясней, как все-таки мало мы знаем о нем и как же мы все далеки от абсолютной истины.

Передаваемые образы

Николай Ге в картине «Что есть истина» передал образ Понтия Пилата, отвечающего за порядок и сохранения существующего устройства общества. Христос в качестве пророка мешал сохранять действующей власти господствующее влияние, а также воздействовал на умы людей, заставляя задумываться о нравственных началах, добре и зле, жизни и смерти. Понтий Пилат гордо держит голову, пытаясь укорить Христа, объяснить ему, что образ проповедника лжив и смешон. Его собеседник внимательно слушает прокуратора, не перебивая его монолог. Христос и Пилат не выясняют, что есть истина, так как первый собеседник знает это, а второй, облаченный в мантию, наделенный властными полномочиями, боится услышать правду.

Образ Иисуса в картине имеет некоторые особенности. С эпохи Возрождения люди привыкли видеть его физически рослым человеком, с уточненным лицом и изысканными чертами лица. В сюжете предстает перед зрителями несколько иной образ. Христос строг, скромен, изнурен. Ходит легенда, что родственница Ге, посмотрев на картину «Что есть истина», упрекнула художника в том, что они изобразил некрасивый образ: у Христа почерневшие глаза, взлохмаченные волосы, угрюмый взгляд. Замечание близкого человека возмутило великого мастера. Он ответил, что человек красив не внешними, а внутренними достоинствами. Прежде всего, он должен быть умен, скромен, добр, разумен. Только сочетание благовоспитанности и щедрости, жертвенности выдает в нем великую личность, но никак не красота его тела или лица.

Вернемся к Понтию Пилату. Его образ в картине кричит об обеспеченности, влиянии. Что стоит его одежда, надменное выражение лица, а также гордая осанка? Ге в его образе сосредоточил не только пороки общества того времени, но и пытливый ум, который пытался разгадать тайну Христа. Конечно, никто в то время не имел смелости называть себя пророком и сыном Божьим. Пилат пытался понять Христа, а также свои ощущения к этому еврею, который без богатства был щедр, без любви был одарен ею сполна.

Истина в литературе и искусстве

Вдумываясь в эту мысль писателя, мы понимаем, что она не так проста, как может показаться. Сразу же приходит на ум: а кто не хочет ее? Вряд ли такой человек есть на свете. Ведь это попросту то же самое, что есть на самом деле, подлинная картина мира, окружающего нас. А кто не желает видеть мир именно таким, каким его создал Господь?

Тут появляется следующий вопрос: а для чего вообще этого желать? Ведь человек мечтает о том, чего у него нет. Выходит, мы не обладаем подлинной картиной мира? Но помимо этого мы ведь и не хотим, чтобы она у нас была, за исключением тех захотевших, о которых рассказывает нам Федор Михайлович.

Рассуждая об этом понятии, также вспоминается роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Впервые это слово в романе возникает в словосочетании «храм истины», который Иешуа обещает воздвигнуть на руинах старой веры. Таким образом, истина — это сакральное понятие, возвышенное, воздвигающее и создающее храмы. Если мы хотим познать, что же это такое, то должны духовно подняться ввысь и оттуда увидеть свою жизнь и свой путь. Об этом повествует нам М.А. Булгаков, и раскрывают в романе его герои.

Также вспомним изречение древности от индийских раджей, взятое Е.П. Блаватской как девиз:

Ведь она не приходит к нам в парадных одеждах, она скромна, она выглядит обыденно, но часто это происходит от того, что мы не обращаем на нее внимания.

Особенное внимание хочется уделить работе Н.А. Бердяева «Истина православия», в которой он пытается разобраться, что означает данное понятие для православной церкви

«Я есмь путь, истина и жизнь». Это означает, что это понятие нужно понимать целостно, оно экзистенциально. Истина не дается человеку в готовом виде, ее можно приобрести лишь путем и жизнью. Она предполагает движение в бесконечность. Часть принимают за целое, не допуская ощущение полноты. С этим как раз-таки и связано то, почему Иисус не ответил на вопрос Понтия Пилата об истине. Он сам истина, но та, которую нужно разгадывать на протяжение всей истории. Она первична, а не вторична, т. е. она — несоответствие чему-то другому. И, наконец, в последней инстанции она есть Бог, наш небесный царь, который, в свою очередь, есть истина, — так рассуждает Бердяев.

Истина — это не соответствие реальности, а ее смысл. В человеке должно происходить духовное пробуждение к истине, иначе она не достигается, ведь это есть творческое открытие, это творческое преображение реальности. Она целостна даже тогда, когда она относится к части.

Совершенно неверно говорить, что истинным является лишь то, что обязательно. Она может открываться лишь одному и отрицаться всем остальным миром, может быть пророческой, пророк же всегда одинок. По мнению Н.А. Бердяева, интересующее нас понятие — это не предметная, бытийственная реальность, отраженная в познающем и вошедшая в него, а просветление, преображение реальности, внесение в мировую данность качества, которого в ней не было до ее познания и откровения.

Картина «Что есть истина» Николая Ге

Тема истины затрагивается не только в философии и литературе, но и в искусстве. Наиболее полно она раскрывается в картине Николая Ге.

История написания

Осенью в 1889 году Николай Ге задумывается о написании картины, которая представила бы собой живописную версию восемнадцатой главы (Евангелие от Иоанна). Картина Ге «Что есть истина: Пилат и Христос» была закончена художником поразительно быстро — уже к середине января 1890-го она была готова, а спустя всего лишь месяц была показана на восемнадцатой Передвижной выставке.

Как обычно, Николай Ге готовился к работе очень тщательно: несколько раз посетил Киев, оставив свой хутор, изучал необходимые моменты, позаботился о тканях для одежд персонажей, заказал их, и всего за несколько дней его невестка, Екатерина Ивановна, сшила тогу для Пилата и рубище для Христа.

Изображенные события

Герои картины были написаны художником с поразительной остротой, непривычной для конца 19 века. Выразительный, мощный затылок Понтия Пилата, его широкая спина — создавали впечатление того, насколько властным, самоуверенным римлянам хотел передать его образ художник. Пилат задает вопрос об истине обвиняемому, не испытывая ни ярости, ни злобы, а лишь — высокомерную насмешку. Он не ждет ответа на свой вопрос, он уверен в том, что и сам знает его. Его и Иисуса разделяет луч света, словно меч, что мысленно относит нас к другим словам Христа:

Но очень необычно изображен здесь Христос.

Со времен эпохи Возрождения Иисуса изображали физически очень красивым человеком, в русской живописи эта традиция прерывается как раз на данном художнике — Николае Ге

Спаситель на его холсте выглядит настолько изнуренным — почерневшее лицо и всклокоченные волосы, — что племянница автора Зоя имела неосторожность сказать, что Он некрасив. Замечание это настолько возмутило Ге, что он ответил Зое горячей отповедью:

Художественные особенности

Дочь писателя, Татьяна Львовна Сухотина-Толстая, в работе над мемуарами упоминала, что картину эту Ге написал поверх другой картины, которая была также на библейскую тему. Изначальная картина называлась «Милосердие». На ней был изображен Христос и женщина-самаритянка возле колодца. «Милосердие» не было одобрено публикой, а Николай Ге, не испытывающий священного трепета перед своими работами, мог картину, которая казалась ему неудачной, легко записать, либо отрезать часть холста, либо даже бросить в мастерской на пол.

В 2011-м году в Третьяковской галерее проводили масштабную выставку Николая Ге. К тому времени появилась возможность проверить, правдивы ли слова Татьяны Львовны при помощи рентгенограмм, коих было сделано в процессе исследования не менее тридцати, а также других современных методик. Под красочным слоем картины о Христе и Пилате обнаружилась утраченная картина «Милосердие».

Темное круглое пятно, проступившее со временем на картине между лицами героев, когда-то было головой Христа с картины «Милосердие», а женщина-самарянка Николаем Ге была переделана в фигуру Иисуса. Полученная реконструкция «Милосердия» в 2011-м году была выставлена рядом с той, на которую она была заменена.

О «совестливых» потомках

Нынче на хуторе Ивановском (теперь с. Шевченко Бахмачского р-на Черниговской обл.) осталось около 5 домов, тополевая аллея, насаженная художником, была вырублена, пруд засыпали, на месте усадьбы – пустырь. Захоронения Николая Ге и его жены сохранились благодаря усилиям местного учителя и краеведа А. Цыганка из с. Ивангород (находится в нескольких километрах от хутора Ге), и только к 140-летию (в 1971 г.) на могиле был установлен бронзовый памятник. Коллекцию организованного народного музея Н. Н. Ге в с. Ивангород, где было собрано 884 экспоната усилиями правнучатой племянницы О. Рубан, трижды грабили во времена «перестройки». Оставшиеся работы живописца передали в Ичнянский краеведческий музей. Открытие отдела, посвященного Ге, приурочили к 180-летию со дня его рождения.

Могила художника в с. Шевченко Черниговской обл.

Время бежит неумолимо… 27 февраля исполняется 190 лет со дня рождения великого художника, написавшего изумительные исторические и религиозные полотна, более ста портретов известных русских писателей, поэтов, ученых, украинских видных деятелей, крестьян («Девушка-украинка», «Старый крестьянин», «Мальчик-украинец»). Ге придавал каждой картине, по его выражению, «форму живую», запечатлел колоритные пейзажи дивного украинского края («Сумерки. Украина», «Пруд на хуторе», «Рассвет. Хутор», «Лунная ночь. Хутор»), инициировал продажу работ для сбора денег на памятник великому Гоголю в Нежине.

Почтим память этого «чистого, нежного, гениального старика-ребенка, всего по края полного любовью ко всем и ко всему, как те дети, подобными которым надо быть, чтобы вступить в Царство Небесное» (Л. Толстой). Окунаясь же в бурлящий океан жизни, унывать и хандрить не станем, следуя наставлениям самого Николая Ге: «…Нужно жить так, как человек плывет… Плыть нужно непрестанно и всякую минуту брать с бою усилием в этом плаванье, в этом и жизнь. Хандра – глупость, ее нужно гнать, ведь вы здесь временно, вы здесь посланы, чтобы сделать дело. Мямлить некогда, нужно спешить, чтобы побольше сделать на Того, кто нас послал на работу (выделено нами. – Н. С.). Ну! Милый человек, поднимите голову… Бодро, смело, с достоинством идите вперед, а что будет, это не наше дело. Это разберут без нас…» .

Наталья Сквира

Литература:

Лопухин А.П.

Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем

Пилат очевидно принадлежал к тем римлянам, которые уже утратили веру в существование истины. Это был скептически настроенный, индифферентный к истине чиновник, который привык видеть везде только ложь, неискренность и полное презрение к требованиям справедливости. В его время в Риме царили взяточничество и продажность, всякий старался только о том, как бы нажить себе состояние, и не разбирал при этом средств. Философия оправдывала такой способ действий, утверждая, что в мире нет ничего достоверного: «только и верно то, – говорил Плиний, – что нет ничего верного». Поэтому и Пилат не желает ничего слышать об истине. «Что есть истина?» Т.е. истина только мечта. Стоит ли из-за нее бороться, идти на смерть? И Пилат, не ожидая ответа (ибо что мог ответить ему этот, по его мнению, энтузиаст- мечтатель? – рассудил Пилат), прокуратор вышел к иудеям и заявил им, что не нашел никакого повода к тому, чтобы подвергнуть Иисуса наказанию.

предыдущий стихследующий стих

Абсолютная истина в христианстве

Истина — это познание объекта и мысленное отображение его в той степени, в которой он существует и соответствует реальности без возможности опровержения. Она не существует в каком-либо виде сама по себе, так как представляет собой человеческое абстрактное определение утверждений, оправдывающихся действительностью или какими-нибудь ограниченными в определенных условиях рамками соответствующие реальности. Как и многие другие определения ветвей от нее, абсолютная истина тоже представляет собой соседствующее отделение и определяется как термин неопровержимости тех или иных известных фактов по ходу развития и познания чего-либо. Как правило, человек несколькими путями ориентирован для познания и достижения абсолюта, основные из которых являются пути науки и религии.

Истина в науке определяется как характеристика, обозначающая степень законченности и идеальности мысли, позволяющая оценить и ровным счетом считать ее познанием или знанием действительности. В христианстве она именуется как не какая-либо изначальная материальность всего или абстрактная универсальная идея для чего-то конкретного, а основание живой личности Иисуса, сказавшего: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6). Но стоит отметить в том числе иные сказанные Им слова, описывающие ее, а непосредственно случай попирания: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8,44). Эти слова говорят нам о том, что воля человека подвержена к причастности как к самому определению, так и ко лжи.

Так как в мировых религиях абсолютная истина представляет не что иное, как производную от «божественное» и «святое», то непосредственно в христианской религии она сосредоточена конкретно на Иисусе, о чем говорится в Евангелии от Иоанна 18:37: «Я на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине». Само же учение Иисуса Христа и его жизнь представляют для верующих христиан полноту благодати и святой правды, а само Евангелие — путь и слова достоверности. Если обратиться непосредственно к христианству, то мы обнаружим, что весь замысел обладания истиной веры состоит во всеохватывающем замысле «Домостроительства Божественного». И согласно вероучению конфессии, этот план несет каждому христианину богооткровенную абсолютную истину, заключающуюся в том, как следует относиться к людям, обществу, к Богу и, соответственно, какие поступки стоит или не стоит совершать.

Все вышеизложенное имеет отношение к дарованию Святого Духа по Христово Воскресение самого Духа Истины, для верующих пребывающих наставляющий, а также просвещающий их жизненный путь, путь веры, в котором есть возможность отличить духа заблуждений и лжи от духа истины. Все это можно отнести в христианстве к предлежащей достоверной реальности, которая составляет не только часть теоретического подхода интеллекта и разума человека, но и входит в норму поведения в его жизни. Стоит не просто пребывать в суждениях на тему абсолютной истины, а «идти к свету» и «поступать по правде» и любой верующий христианин призван к ее познанию.

Почему Пилат задает вопрос об Истине?

«ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?» Спросил Пилат (Иоанн. 18)

Внутри каждого человека есть стремление к познанию истины. И Было оно и в Пилате.

Иисус так и не ответил Пилату. Почему? Не хотел? Не смог? Нет. Просто
не успел. Пилат, сказав это, вышел к Иудеям. И вернулся, уже «накачанный»
иудеями. Молча, отдал Иисуса на истязание. Но вопрос остаётся жить.
Он и сегодня звучит в умах не разучившихся думать. Художник Николай Ге
запечатлел на полотне этот момент встречи Пилата с Иисусом. И картина
называется «Что есть истина?» А что ответили бы вы на это?

Надеюсь, читатель не столь занят, как правитель Иудеи, и у него найдёт-
ся время послушать об истине. Есть истины с малой буквы, прежде о них.

Среди многих путей в лабиринте есть только один верный, веду-
щий к выходу. Это истинный путь.

Среди множества толкований есть только одно правильное. Это
истина данного вопроса.Рассматриваются всевозможные варианты, ищется единственно
верный из них. Его тоже можно назвать истиной.

Это всё относительные истины, они с малой буквы. Их бесконечно
много, как и деталей, из которых складывается наше Бытие, которое мы
веками пытаемся осмыслить. Они нужны, и имеют свою ценность.

Истина не даётся легко, её добывают годами, веками, тысячелетиями.
Например, о мире, в котором мы живём. Добытое порою казалось на-
столько правдоподобным… ну… истина, да и только. Но проходит время
и всем видно, что ошиблись.

Геоцентрическая картина мира Птолемея (вся вселенная вращается во-
круг Земли) прожила дольше библейского Мафусала. Коперник проводил
её в «последний путь», убедив мир, что истинной картиной мира является
Гелиоцентрическая система (всё вращается вокруг солнца).

Но прошло несколько столетий, и Эйнштейн произнёс: «прости, Копер-
ник», и прикрыл глаза почившему детищу Коперника, его теории. Что будет
дальше — покажет история. Но то, что предложил Эйнштейн — теория
относительности, оказалось настолько неожиданным и смелым, сильным
и в слове и деле: её формулы помогли расщепить атом и высвободить
страшного ангела смерти. Один взмах его «меча» — и уничтожен японский
город Хиросима.

Это уже не просто узнанная истина о неведомых прежде силах, это
познанная истина, и она обладает освобождающей силой. Или взять во-
прос: как возник наш мир?

Шесть тысяч лет шло человечество через мифы, легенды, сказки, через
ошибки и заблуждения к идее Большого Взрыва. Это всемирно признанная
теория, даже созвучная некоторым Библейским текстам. Кажется, наконец,
добрались до истины, но уверенности нет ни в чём.

Всё это примеры поиска и добычи истин с малой буквы.

Истина Иисуса Христа

Но Христос начал пояснять Пилату о другой Истине — с боль-
шой буквы. Это то, как понимает Сам Творец, а не мы. То, что видят Боже-
ственные Очи, а не наши. То, что есть на самом деле. Поясним примерами.

Истина в романе «Мастер и Маргарита»

4.1

(15)

Тема истины является главной в споре бродячего философа Иешуа Га-Ноцри и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. «Что такое истина?»- спрашивает Пилат. И слышит в ответ: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова». На первый взгляд, эти слова кажутся странными. Если же вдуматься в них, открывается смысл фразы Иешуа. Болит голова, а значит, в душе нет покоя, что-то гложет и мучает человека. От чего же может страдать знатный и богатый прокуратор Иудеи?

На это дает ответ Иешуа: «Ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей». Понтий Пилат одинок и несчастен. Он умнее многих, а любви в его жизни нет. Вот в чем заключается истина. Ведь истина — это любовь. Иешуа тоже одинок. Он говорит: «Я один в мире». Но для прокуратора все люди злы, а Иешуа любит их, называет «добрыми людьми». Счастье Иешуа состоит в любви к людям. Что это за царство истины и справедливости, о котором он говорит? Это царство любви, «когда не будет власти», потому что она просто не будет нужна. Иешуа верит, что люди когда-нибудь освободятся от страданий, которые сами себе и причиняют, ненавидя друг друга. Пилат в это не верит. Он не видит истины, не знает ее. Весь мир кажется Пилату враждебным. И вдруг он встречает человека, который избавляет его от головной боли, от душевных страданий.

Понтий Пилат

Перед Пилатом открывается путь к истине. Но он слишком озлоблен окружающим миром, он совершает ошибку, за которую потом расплачивается долгие и мучительные годы. У Пилата появляется возможность, вслушавшись в слова Иешуа, изменить свою жизнь, поверить в людей и полюбить их. Что останавливает его? «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков». Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Чего боится прокуратор? Он не хочет рисковать своей карьерой, положением, жизнью? Но дорожит ли Пилат своей жизнью? Ведь за несколько минут до вынесения Иешуа смертного приговора «мысль об яде вдруг соблазнительно мелькнула в больной голове прокуратора».

Значит, к страшному решению Пилата подталкивает простой, животный инстинкт самосохранения. Обстоятельства побеждают прокуратора, потому что у него нет духовной силы. Убив Иешуа, прокуратор подписывает приговор себе и понимает это. «Страшные, злые боли прокуратора некому лечить». От боли души, от терзаний одинокого сердца «нет средства, кроме смерти». Но ведь Пилата ожидает бессмертие!

Чем же заканчивается история Пилата? Прощением. Ведь истина — это еще и прощение. Тема прощения заложена в рассказе о бале Сатаны. Там избавляется от своих страданий и обретает покой Фрида. Покой, тишина, мир — ключевые понятия для Булгакова. Прийти к ним может только тот, кто достоин, кто не отягощен памятью о зле, кого не мучает совесть, кто умеет любить и прощать. Получает прощенне и успокоение Понтий Пилат. Иешуа клянется ему, что казни не было, и прокуратор восклицает: «Больше мне ничего не нужно!»

«Невысыхающая черно-красная лужа» пролитой Пилатом крови, преступление, две тысячи лет лежавшее каменной глыбой на его сердце, исчезает из сознания прокуратора. Пилат уходит по дороге к познанию истины и любви.

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков открывает нам свое понимание мира, свою систему ценностей. Он верит в высшую справедливость. Истина для него — любовь и прощение. «Все будет правильно, на этом построен мир», — говорит Воланд, выражая этими словами авторскую мысль.

4.1 / 5. 15

.

Казнь

Понтий Пилат видит, что Иешуа не похож на настоящего преступника, который подстрекает людей к свержению власти. Он хочет помочь Га-Ноцри, но понимает, что это стоило бы ему своей жизни, так как он бы пошел против власти кесаря: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты?

Или ты думаешь, что я готов занять твое место?». Страх за свою жизнь и боязнь потерять свое властное место заставляют принять прокуратора Иудеи неверное решение: он утверждает смертный приговор. Однако он надеется на то, что Иешуа, согласно обычаям, оставят в живых. Но Синедрион делает выбор в пользу другого преступника. Га-Ноцри казнят.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector