Варавва (фильм, 2018)
Содержание:
Канонические тексты
Разбойник Варавва упоминается всеми четырьмя евангелистами при описании ими Страстей Христовых, а также в Книге деяний святых апостолов, где о нём говорит апостол Пётр (Деян. ).
Евангелие | Текст |
---|---|
От Матфея (Мф. ) | На праздник же правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. <…> Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. |
От Марка (Мк. ) | На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. Тогда был в узах , по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. И народ начал кричать и просить о том, что он всегда делал для них. Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. Но первосвященники возбудили народ , чтобы отпустил им лучше Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Они опять закричали: распни Его. <…> Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. |
От Луки(Лк. ) | А ему и нужно было для праздника отпустить им одного . Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. Варавва был посажен в темницу за произведённое в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю. |
От Иоанна(Ин. ) | Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник. |
Павел Крайнов, актер, роль Вараввы
Кадр из фильма «Варавва» (2019 г.)
— Такая сложная роль не могла не повлиять на жизнь и мировосприятие. Что поменялось для вас?
— Я крещеный человек, но всегда был далек от церкви. То есть, я не ходил в церковь по воскресеньям, не посещал особо службы. После фильма я несколько пересмотрел свои взгляды. Не могу сказать, что я теперь целыми днями в храме и все кардинально поменялось. Но я стал более интересующимся всей этой темой.
Такие вещи, безусловно, накладывают отпечаток. Особенно, когда начинаешь погружаться в материал, общаться с людьми, которые имеют к этому отношение: со священниками, с батюшками…Мы очень много разговаривали и, конечно, ты вовлекаешься и начинаешь быть частичкой этой истории.
Если веришь – необязательно ходить в церковь. Это ведь некий символ, метафора. Ну, у каждого своя история, каждый выбирает для себя. Для кого-то обязательно посещать храм, а кому-то достаточно дома подумать о вышнем.
Кадр из фильма «Варавва» (2019 г.)
— А не опасались прикоснуться к библейской теме? Всегда есть риск вызвать недовольство верующих.
— Ох, вы правы. Это всегда очень опасно, но ведь у нас экранизация романа. Это та же библейская история, просто глазами другого человека, Вараввы. Писание-то сохранено – мы не отходили от канонов, ничего не нарушили, не напридумывали. Там есть, безусловно, вымышленные персонажи, но они не ломают сути.
Когда кино было готово, режиссер и продюсеры встречались с людьми, которые к этому имеют непосредственное отношение, и мы даже участвовали в нескольких православных фестивалях. Куратор фестиваля «Лучезарный ангел» протоиерей отец Владимир Волгин посмотрел картину и сказал, что ничего противоугодного богу он там не видит.
Так что с этой точки зрения вопросов нет. А об отношении обычного зрителя можно судить по тому, что на предпремьере подходили люди и говорили, что с удовольствием бы привели детей посмотреть фильм.
Потому что помимо религиозной тематики там поднимаются и другие очень важные вопросы. Любовь, дружба, предательство вера… Вера не только в бога, а и в себя, в друзей, в любимого человека.. Поэтому там много пластов и любой человек поэтому сможет что-то для себя почерпнуть. Недаром слоган фильма «Найди свои ответы».
— Есть информация о том, что в некоторых городах фильм будет показываться только в период Пасхальных праздников. С чем связано такое ограничение?
— Есть сети, которые взяли фильм в прокат на две недели, другие – меньше. И дело не в том, что фильм о религии, дело в том, что считается, что на такое кино у нас зритель не ходит.
Директора, которые управляют кинотеатрами, ждут фильмов типа «Мстителей». Поэтому мы сталкиваемся с неким скептическим отношением. Нам говорят, что тема для узкого круга зрителей, что это мало кого интересует и так далее.
Скорее всего, управленцы в кинотеатрах боятся пустых залов, поэтому взяли фильм только на праздники. Но если люди пойдут, то просто продлится показ еще на неделю.
Кадр из фильма «Варавва» (2019 г.)
— Расскажите о съемках. Мы знаем, что для режиссера это стало дебютной работой.
— Да, да, и у режиссера, у оператора, и у меня, и еще у половины актеров. Мы начинали работу над фильмом еще в 2012 году. И, наверное, если бы это был какой-то экшен или комедия, уже неактуально было бы ее выпускать, спустя столько времени после начала съемок. Так что положение спасает только вечность темы фильма и драматургия, которая сродни мировой классике.
— А с чем связано такое долгое производство фильма?
— Дело в том, что продюсер фильма Антон Кириллов снимал на свои собственные деньги, и их нужно было где-то брать. Получилось так, что сценарий случайно попал в руки к продюсеру.
По его словам, у него в тот момент был сложный период в жизни и по прочтении этого сценария, ему стало легче, он нашел какие-то ответы для себя и понял, что хочет донести эту картину до зрителя, чтобы кто-то еще смог это прочувствовать.
— А вы для себя нашли ответы?
— Безусловно, этот фильм послужил для меня толчком. Мне стало легче на какие-то вещи реагировать, я стал более спокойно относиться к каким-то потерям, разочарованиям.
Как-то более философически, что ли. Просто перестал переживать по мелочам и научился акцентироваться на действительно важных вещах: здоровье родных, близких. Остальное – ерунда.
Бросать
- Энтони Куинн, как Варавва
- Артур Кеннеди в роли Понтия Пилата
- Джек Паланс, как Торвальд
- Сильвана Мангано, как Рэйчел
- Гарри Эндрюс, как Питер
- Эрнест Боргнин в роли Люциуса
- Кэти Хурадо, как Сара
- Витторио Гассман в роли Саака
- Норман Вуланд, как Руфио
- Валентина Кортезе, как Джулия
- Арнольдо Фоа в роли Иосифа из Аримафеи
- Майкл Гвинн в роли Лазаря
- Лоуренс Пейн в роли ученика
- Дуглас Фоули, как Васасио
- Гвидо Челано в роли Скорпиона
- Энрико Глори
- Карло Джустини, как офицер
- Джанни ди Бенедетто как офицер
- Роберт Холл, как командир гладиаторов
- Рина Брайдо — Гуляка в таверне
- Нандо Анджелини
- Туллио Томадони в роли слепца
- Джо Робинсон в роли гладиатора
- Фредерих Ледебур, как офицер
- Марчелло Ди Мартир
- Спартако Нале — Смотритель
- Мария Дзаноли в роли нищей
- Густаво де Нардо
- Владимиро Пиччиафуочи
- В титрах не указан
- Рой Мангано в роли Иисуса Христа
- Паола Питагора в роли Марии Магдалины
- Рина Франкетти в роли Марии Клопасской
- Пьеро Пасторе в роли Никодима
- Вера Друди в роли Саломеи
- Нино Сегурини в роли апостола Иоанна
- Якопо Текки в роли апостола Фомы
- Иван Тризо в роли императора Нерона
- Шэрон Тейт в роли патриция на арене
До того, как начался основной кастинг, Юл Бриннер активно рассматривался на главную роль, но так и не получил эту роль. Его предыдущими ролями в библейских фильмах были «Фараон» в «Десяти заповедях» и « Соломон в« Соломоне и Саве » .
Библейское повествование
Согласно всем четырем в Иерусалиме был преобладающий обычай Пасхи, который позволял Пилату, префекту или правителю Иудеи , заменять смертный приговор одному заключенному путем всеобщего одобрения. В одном из таких случаев «толпе» ( охлос ), « евреям » и «толпе» в некоторых источниках был предложен выбор: освободить Варавву или Иисуса из-под римского плена. Согласно синоптическим Евангелиям от Матфея , Марка и Луки , а также описанию у Иоанна , толпа выбрала Варавву для освобождения и Иисуса из Назарета для распятия. Пилат неохотно уступает настоянию толпы. В одном отрывке из Евангелия от Матфея толпа говорит (Иисуса): «Да будет кровь Его на нас и на детях наших».
Матфей называет Варавву только «печально известным узником». Марк и Лука далее ссылаются на Варавву как на одного из участников στάσις ( стазиса , бунта), вероятно, «одного из многочисленных восстаний против римской власти», совершивших убийство. Роберт Эйзенман утверждает, что в Иоанна 18:40 Варавва упоминается как λῃστής ( lēstēs , «бандит»), «слово Иосиф Флавий всегда употребляет, говоря о революционерах».
В трех евангелиях говорится, что существовал обычай, что на Пасху римский правитель отпускал узника по выбору толпы; , и . Более поздние копии Луки содержат соответствующий стих ( ), хотя он отсутствует в самых ранних рукописях и может быть более поздним чтобы привести Луки в соответствие.
Обычай освобождать узников в Иерусалиме на Пасху известен богословам как Пасхальное прощение , но этот обычай (будь то на Пасху или в любое другое время) не записан ни в одном историческом документе, кроме Евангелий, что заставляет некоторых ученых сомневаться в его историчности. учитывая антиисторический характер Священного Писания, и делать дальнейшие заявления о том, что такой обычай был простым повествовательным изобретением авторов Библии.
Искусство, литература и СМИ
- Русский писатель Михаил Булгаков в своем художественном изображении распятия в романе «Мастер и Маргарита» (ок. 1940 г.) создает более убедительный портрет Пилата как измученного и подавленного провинциального чиновника. Он представляет себе разговор между Пилатом и Каиафой, первосвященником Иерусалимского храма, в котором последний угрожает Пилату, что Иисус из Назарета вдохновит восстание в Иерусалиме, если он будет освобожден. Пилат, озлобленный, разочарованный, утомленный приказом, который ему не подходит, и в конечном итоге отвергающий наивный утопизм Иисуса, соглашается привести в исполнение смертный приговор, а не усугубить недоброжелательность местного духовенства.
- По-испански barrabás — это разговорное слово, обозначающее плохого или непослушного человека. Слово бараба имеет аналогичное значение (бродяга, рафф) в славянских языках , особенно в сербском и хорватском .
- В «Евангелии лжецов» , романе Наоми Олдерман 2012 года , Варавва является одним из главных героев, а Олдерман изображает Варавву, а не Иисуса как человека, который вызывает рыбаков.
- Персонаж бельгийских комиксов профессор Барабас назван в честь библейского персонажа.
- Фултон Оурслер в своем романе 1949 года «Величайшая история из когда-либо рассказанных» изображает Варавву как друга святого Иосифа , который был мужем Марии и законным отцом Иисуса . Друг Иосифа, первоначально известный как Самуил, является членом группы, посвятившей себя ниспровержению римского правления. Самуил, знакомый с историей рождения Иисуса, говорит Иосифу, что он выбирает имя «Иисус Варавва».
- 1961 фильм Варавва , основанный на романе по Лагерквист , изображает жизнь библейской фигуры, изображали Энтони Куинн , после распятия , как он ищет спасение.
- Фильм Метро-Голдвин-Майер 1961 года « Царь царей» описывает выдуманную предысторию ареста Вараввы, изображая его как фанатика и соучастника преступления Иуды Искариота, который подстрекает и терпит поражение в восстании с целью подавить римский гарнизон Иерусалима.
- Дай Нам Варавву! Это был телевизионный фильм 1961 года, созданный для Зала славы клейма , написанный Генри Денкером и режиссер Джордж Шефер . Варавву сыграл Джеймс Дейли . В фильме также снимались Ким Хантер , Деннис Кинг , Кейр Даллеа и Тони Дарней .
- Варавва , телевизионный фильм индийского режиссера Аниша Даниэля 2005 года фокусируется на заключении и последующем освобождении (вместо Иисуса) Вараввы.
- Спорная спекулятивная история Holy Blood, Holy Grail , которая утверждает, что родословная произошла от Иисуса и которая послужила исходным материалом для романа Дэна Брауна « Код да Винчи» , продвигает теорию о том, что Иисус Варавва был сыном Иисуса (и что использование слова «Варавва», означающего «сын раввина» или «сын отца», было сродни «младшему»). Теория гласит, что сын был более жестоким, чем его отец, в попытках свергнуть римское правление и восстановить власть своей еврейской королевской семьи. Далее предлагается, что освобождение Вараввы Пилатом было дано в обмен на сдачу Иисуса, который сам был передан римским властям в качестве торговли, чтобы обеспечить освобождение и изгнание своего сына, а не казнь, таким образом, чтобы сохранить еврейскую царскую линию в его жизни. сын своим самопожертвованием. Это освобождение еврейского наследника в обмен на казнь его отца, истца Иисуса, царя евреев , как гласит теория, было сделано для умиротворения еврейского населения и предотвращения восстания.
участок
Понтий Пилат предлагает освободить либо Иисуса из Назарета, либо Варавву по обычаю Пасхи . Собравшаяся для прощения толпа выбирает Варавву, и Иисуса приговаривают к распятию . Вернувшись к друзьям, Варавва спрашивает свою возлюбленную Рахиль. Его друзья сообщают ему, что Рахиль стала последовательницей Христа . Вскоре возвращается Рахиль, но она не рада видеть Варавву.
Варавва становится свидетелем распятия Иисуса. Когда Иисус умирает, небо становится черным, и Варавва потрясен. Он наблюдает за телом Христа, запечатанным в гробнице. На третье утро Варавва находит гробницу открытой. Рахиль говорит ему, что Христос воскрес, но Варавва говорит, что это иллюзия или что Его последователи украли тело. Он посещает апостолов ; они не знают, где Он, но также верят, что Он воскрес.
Рахиль проповедует в Иерусалиме о самом Христе Иисусе и забита камнями до смерти по настоянию священников. Варавва, охваченный чувством вины, возвращается к своим преступным путям и пытается ограбить караван, перевозивший нескольких священников. Когда ограбление кончается, Варавва не пытается бежать, и его захватывают римские солдаты. Закон запрещает Пилата от исполнения того, кто ранее был помилован, поэтому он приговаривает Варавву на протяжении всей жизни рабства в серных рудниках на Сицилии .
Варавва проживет в этом адском существовании следующие двадцать лет. Он прикован цепью к Сааку, христианскому моряку, которого отправили в шахты за то, что он позволил рабам бежать. Саак сначала ненавидит Варавву за то, что он был помилован вместо «Учителя», но в конце концов они стали друзьями. Со временем Саак становится слишком слабым, чтобы работать. Когда охранники собираются убить его, шахта разрушена в результате землетрясения, и Саак и Варавва остались в живых. Суеверная жена местного префекта Юлия считает их благословенными. Префект должен уехать в Рим, будучи назначенным в Сенат. Юлия настаивает, чтобы Варавва и Саак сопровождали его на удачу.
Оказавшись в Риме, Торвальд, главный гладиатор Рима , готовит мужчин стать гладиаторами . После гладиаторского боя Саак слышит, как он делится своей верой с другими гладиаторами, и приговаривается к смерти за измену . Когда расстрельная команда намеренно пропускает метательные копья, Торвальд казнит Саака. На следующий день Торвальд и Варавва сражаются на арене. Варавва побеждает, убивает Торвальда и производит впечатление на императора Нерона , который освобождает его. Варавва отвозит труп Саака в катакомбы , где поклоняются местные христиане. Они похоронят его как следует.
Варавва теряется в катакомбах. Когда он в конце концов появляется, Рим горит . Варавве сказано, что христиане развели огонь. Полагая, что конец света настал (как учили Рахиль и Саак), Варавва поджигает еще несколько зданий. Он сталкивается с римскими солдатами и говорит им, что он последователь Христа. Он заключен в тюрьму вместе с несколькими другими христианами, в том числе с апостолом Петром . Петр упрекает Варавву за поджог, сообщая ему, что христиане не будут делать этого. После этого христиан казнили массовым распятием в , последовавших за огнем. На протяжении всей своей жизни Варавва считался человеком, который не мог умереть. Наконец, поверив в Христа, его тело дышит последним.
Регина Хакимова, исполнительница роли Юдифь Искариот
Кадр из фильма «Варавва» (2019 г.)
— Это была моя первая работа, мне было 22 года, я только выпустилась из института. Перед съемками я основательно готовилась к роли, полностью прочла Библию, чтобы понимать атмосферу проекта.
Съемки были самыми комфортными из всех, что случились со мной с 2012 года и до сегодняшнего дня. Такие семейные, теплые, с доверительными отношениями.
— У режиссера это тоже была первая работа. Как с ним работалось в тот раз?
— С режиссером тоже очень хорошо работалось. Он давал нам максимум свободы, практически не говорил, что нам делать. Мы были полностью погружены в свои характеры, в своих персонажей, потому что неоткуда было ждать подсказок. И это полное погружение дало свои плоды.
Кадр из фильма «Варавва» (2019 г.)
— Если не говорить о том, что эта лента – первый полный метр в вашей карьере: насколько она значима для вас?
— Такое кино достаточно редко снимается в мире, а тем более, в России
Поэтому этот фильм всегда останется для меня очень важной вехой. Следующие проекты, в которых я участвовала, были, в основном, сериалами
И такой большой роли у меня пока больше не было.
Думаю, моя карьера не зря началась именно с такого фильма: неординарного, выбивающегося из общего ряда. Я надеюсь, что зрителям понравится то, во что мы вкладывали всю душу. Это красивая история, эмоциональная, глубокая, думаю, она тронет каждого, заставит задуматься.
Кадр из фильма «Варавва» (2019 г.)
Семь лет история Вараввы шла к своему зрителю. Это не обычное кино, не стрелялка и не страшилка. Такие истории дотягиваются до гораздо более глубоких человеческих эмоций, и только ради них стоит посмотреть этот фильм.
Апокрифические тексты
Из новозаветных апокрифов о Варавве сообщает Евангелие от Никодима, которое повторяет рассказ канонических Евангелий о традиции дарования свободы узнику в праздник Пасхи: «Есть у меня в темнице знаменитый разбойник по имени Варавва и Иисус, в котором ни единого греха я не нашёл смертного: кого отпущу вам?».
В ряде поздних греческих рукописей Евангелия от Матфея Варавва называется «Иисус Варавва». По утверждению Оригена в его время большинство евангельских текстов содержало именно такую форму имени. Многие исследователи признают, что это есть первоначальная форма имени Вараввы, которую затем сократили, чтобы не путать с личным именем Христа.
Историчность
Согласно еврейскому историку Максу Димонту , история Вараввы, рассказанная в Евангелиях, не заслуживает доверия как с римской, так и с иудейской точки зрения. История, на первый взгляд, представляет римскую власть Понтия Пилата, опирающуюся на подавляющую военную мощь, запуганную небольшой толпой невооруженных гражданских лиц, заставившую освободить заключенного, приговоренного к смерти за восстание против Римской империи . Утверждается, что римский губернатор, проявивший величественные дружеские отношения со своим управляемым городом, мог сам столкнуться с казнью. Как выразился Димонт: «любой римский правитель, освободивший предателя Рима в обмен на признанного друга Рима, каким был изображен Иисус, должен был бы обследовать его голову после того, как она была отделена от его тела». Кроме того, Димонт возражает против правдоподобия истории Вараввы, отмечая, что предполагаемый обычай привилегии Paschale , «привилегии Пасхи », когда преступник освобождается, встречается только в Евангелиях. Ни один подобный обычай не упоминается ни в каких внебиблейских рассказах, и нет прецедента для такой практики в библейских или внебиблейских источниках; это заметное отсутствие, утверждает Димонт, делает основу для повествования недостоверной и трудной для веры.
Раймонд Э. Браун утверждал, что евангельские повествования о Варавве нельзя считать историческими, но вполне вероятно, что заключенный, которого называли Варавва ( бар авва , «сын отца»), действительно был освобожден примерно в то время, когда Иисус был распят и это породило историю. Тем не менее, Крейг А. Эванс и NT Райт аргументов в пользу историчности помилования описательного пасхальном, ссылаясь на свидетельства такого помилования от Ливий «s Книг из фонда города , Флавий » ы Древности евреев , Papyrus Флоренции, Плиния Младший «S посланий и Misnah .
В некоторых древних рукописях от Матфея 27: 16–17 полное имя Варавва упоминается как «Иисус Варавва», и это, вероятно, имя, изначально написанное в тексте. Сам Ориген видел рукописи с именем Вараввы как «Иисус Варавва» и заявил, что у этого бандита было невозможно иметь такое святое имя, так что «Иисус», должно быть, был добавлен к имени Вараввы еретиком. Но возможно и обратное, т. Е. Более поздние книжники, переписывая отрывок, убрали имя «Иисус» из «Иисус Варавва», чтобы избежать бесчестия к имени Иисуса Мессии. Тем не менее, некоторые современные ученые утверждают, что противоречащее интуиции сходство имен двух мужчин является доказательством его историчности. Они сомневаются, что христианский писатель изобрел бы подобное имя для преступника, практически приравнивая Христа к преступнику, если бы он писал историю в полемических или богословских целях.
Бенджамин Уррутия , соавтор книги «Логия Иешуа: высказывания Иисуса» , согласен с теорией о том, что Иешуа Бар Авва или Иисус Варавва был не кем иным, как Иисусом из Назарета под другим именем, и что выбор между двумя заключенными не исторический. . Уррутия выступает против представления о том, что Иисус либо возглавил, либо спланировал насильственное восстание. Иисус, с этой точки зрения, должны были планировщик и лидер еврейского ненасильственного сопротивления плану Пилата , чтобы настроить стандарты Римский орел на Иерусалимском «s Храмовой горе . Историю этого успешного сопротивления рассказывает Иосиф Флавий , который не говорит, кто был лидером, но рассказывает о распятии Иисуса Пилатом всего двумя абзацами позже, хотя этот отрывок, как полагают, был вставлен.
Меньшинство ученых, включая Стевана Дэвиса , Хаяма Маккоби и Горация Абрама Ригга, утверждали, что Варавва и Иисус были одним и тем же человеком, потому что, как и многие, они обнаружили, что изображение жизни их мессии отвергается за жизнь товарища-преступника как немного крайнее. .