Культовый советский фильм мог так и не выйти на экраны. как снимали фильм «чучело»
Содержание:
- Музыка
- Съёмочная группа
- Музыка
- Смысл фильма Чучело
- Анализ произведения
- Фильм «Чучело»: смысл концовки
- Тезисный пересказ
- Предыстория
- Валентина Романова-Чыыскырай: «Нужно было покормить дух огня»
- Кристина Орбакайте
- Съёмочная группа
- Второстепенные персонажи
- Главные герои и их характеристика
- Сюжет[править]
- Проблема и смысл
- В ролях
- Сюжет
- Чучело: смысл концовки
- Итог бойкота Лены
Музыка
Почти вся музыкальная дорожка фильма состоит из мелодий, которые не поощрялись тогда в советском кино. Композитор фильма София Губайдулина была приглашена Быковым после того, как тот услышал музыку к мультфильму «Балаган». Губайдулина, которая написала, по её словам, для фильма «тему чистой любви», на тот момент входила в Хренниковскую семёрку. Быков назвал Губайдулину «этически близким к фильму человеком».
Помимо этого, в фильме трижды звучат композиции иностранных поп- и рок-групп, причём звучат они в сценах, в которых задействована Кнопка со своей компанией, словно подчёркивая их антигеройственность:
- сцена «очной ставки» разворачивается под песню Артура Александера «Anna (Go to Him)» в исполнении The Beatles, а когда Кнопка и ребята идут за Леной в самом начале фильма, фоном является песня «Venus» (кавер-версия хита голландской группы Shocking Blue);
- сцена, где Лена пытается отнять у ребят платье и где её любовь к Сомову окончательно рушится, музыкальным фоном является песня «A Cowboy’s Work Is Never Done» американского дуэта «Сонни и Шер» в исполнении оркестра Рэя Конниффа;
- на дне рождения Сомова Лена танцует под песню «Good Good Lovin’» Чабби Чекера.
Также в фильме прозвучали песня Аллы Пугачёвой «Старинные часы» и композиция «Пасифик» латвийской группы «Зодиак» (сцена, где ребята собирают хворост для костра, чтобы сжечь чучело Лены), а также песня «Куда уехал цирк» Валерия Леонтьева.
Во время финальной сцены в школе звучит песня «Беловежская пуща» в исполнении детского хора.
Губайдулина была выставлена вместе с Ю. Никулиным, К. Орбакайте и Е. Санаевой на получение Государственной премии СССР, однако её, как и остальных, из списка вычеркнули.
Съёмочная группа
- Авторы сценария: Владимир Железников, Ролан Быков
- Режиссёр-постановщик: Ролан Быков
- Оператор-постановщик: Анатолий Мукасей
- Художник-постановщик: Евгений Маркович
- Композитор: София Губайдулина
- Звукооператор: Владимир Курганский
- Дирижёр: Сергей Скрипка
- Режиссер: Аркадий Хайт
- Операторы: Д. Смидович, Владимир Мясников
- Художник по костюмам: А. Докучаева
- Монтажёр: Людмила Елян
- Художник-гример: Е. Евсеева
- Комбинированные съёмки:
- оператор: Всеволод Якубович
- художник: Ирина Иванова
- Консультант: А. Петровский
- Редактор: Наталья Лозинская
- Музыкальный редактор: Раиса Лукина
- Директор картины: Сергей Вульман
Музыка
Почти вся музыкальная дорожка фильма состоит из мелодий, которые не поощрялись тогда в советском кино. Композитор фильма София Губайдулина была приглашена Быковым после того, как тот услышал музыку к мультфильму «Балаган». Губайдулина, которая написала, по её словам, для фильма «тему чистой любви», на тот момент входила в Хренниковскую семёрку. Быков назвал Губайдулину «этически близким к фильму человеком».
Помимо этого, в фильме трижды звучат композиции иностранных поп- и рок-групп, причём звучат они в сценах, в которых задействована Кнопка со своей компанией, словно подчёркивая их антигеройственность:
- сцена «очной ставки» разворачивается под песню Артура Александера «Anna (Go to Him)» в исполнении The Beatles, а когда Кнопка и ребята идут за Леной в самом начале фильма, фоном является песня «Venus» (кавер-версия хита голландской группы Shocking Blue);
- сцена, где Лена пытается отнять у ребят платье и где её любовь к Сомову окончательно рушится, музыкальным фоном является песня «A Cowboy’s Work Is Never Done» американского дуэта «Сонни и Шер» в исполнении оркестра Рэя Конниффа;
- на дне рождения Сомова Лена танцует под песню «Good Good Lovin’» Чабби Чекера.
Также в фильме прозвучали песня Аллы Пугачёвой «Старинные часы» и композиция «Пасифик» латвийской группы «Зодиак» (сцена, где ребята собирают хворост для костра, чтобы сжечь чучело Лены), а также песня «Куда уехал цирк» Валерия Леонтьева.
Во время финальной сцены в школе звучит песня «Беловежская пуща» в исполнении детского хора.
Губайдулина была выставлена вместе с Ю. Никулиным, К. Орбакайте и Е. Санаевой на получение Государственной премии СССР, однако её, как и остальных, из списка вычеркнули.
Смысл фильма Чучело
В фильме мы видим сплошную серость: это и осенняя пора, мрачность и однообразие городского мотива. Люди сплошь нахмуренные, сильно озабоченные своими повседневными делами и проблемами.
Дети рано взрослеют, вращаясь в круговороте этих взрослых проблем. Во всем чувствуется какая-то серость и безысходность.
Одна лишь яркая личность в фильме — Лена. Она не такая как все и всё.
И хотя фильм, на первый взгляд, ничем не примечателен, он вошел в умы и сердца не только взрослых, вдруг обративших внимание на проблемы их детей, но и на самих школьников. Актуальность тех проблем из фильма никуда не улетучилась
Аналогичные ситуации возникают у детей и сейчас
Актуальность тех проблем из фильма никуда не улетучилась. Аналогичные ситуации возникают у детей и сейчас.
Лидеры были в школьных коллективах всегда. Вокруг них собирается весь класс. И всегда находится кто-то один, на которого обрушиваются детские агрессивные взгляды.
Весь фильм снят в серых однообразных красках провинциального осеннего города. Хмурые люди, озабоченные своими проблемами, дети, рано вникающие в эти взрослые проблемы, пасмурное небо – все это создает ощущение безнадежности. Единственное яркое пятно – девочка Лена, появляющаяся вдруг среди этой серости.
Будет ли «растерзан» одиночка, зависит от рядом находящихся взрослых.
Анализ произведения
По своему описанию повесть пугает своей жестокостью, показывая перед читателями метания маленькой ни в чем не виноватой девочки. Автор показывает, как, порой аморальным путем, детям свойственно утверждаться как личность в социуме. Основной темой «Чучела» является борьба маленького и одинокого в своей беде человека против жесткого общества.
Произведение написано в жанре бытовой прозы. Главная мысль повести: только доброта и способность к состраданию помогают вырасти маленькому и не устоявшемуся человеку в настоящую личность.
Для составления своего собственного мнения, более полного понимания мотивов и проблем героев, пополнения базы аргументов и подготовки к выпускному сочинению рекомендуется прочитать повесть полностью в оригинале.
Фильм «Чучело»: смысл концовки
А взрослые, как обычно, сами в себе. У них свои заботы. И они так далеки от событий, происходящих с их детьми.
Первая их задача: накормить и одеть. А что творится в душе ребенка, как складываются его межличностные отношения со сверстниками, это как-то уходит даже не на второй, а третий и четвертый план.
Даже классная учительница не в курсе того, что происходит в классе.
Когда в конце фильма Лена приходят с дедушкой в класс, чтобы попрощаться перед своим отъездом, они дарят ту картину с лысым человеком, учительница узнает о случившемся, то она в недоумении.
Она смотрит на своих воспитуемых с удивлением и непониманием. Она, конечно, в ужасе. Ведь она должна была все это предотвратить. А она, педагог, даже не в курсе таких ужасных событий.
А если бы знала? Разобралась бы? А может и нет. Может так лучше, когда ничего не знаешь? Или не хочешь знать? Так ведь проще жить…
Вот такой вот получился фильм ЧУЧЕЛО.
Тезисный пересказ
В статье также представлено очень краткое содержание повести «Чучело» для общего понимания сюжета.
В средней школе в шестой класс поступает новенькая – Лена Бессольцева. Девочка настолько не похожа на своих одноклассников, что моментально вызывает неприязненное отношение. Насмешки и издевки усиливаются, когда дети узнают, что она внучка Заплаточника – известного в их городке коллекционера картин. Для них он странный, поскольку все свои деньги тратит на покупку полотен знаменитых художников, а сам при этом ходит в поношенных вещах.
Лена во всем похожа на дедушку. Она дружелюбна и открыта, а в людях видит только хорошее. Одета она тоже немного странно, поэтому получает прозвище Чучело. Тем не менее, между ней и красавчиком Димой возникают романтические отношения.
Лена – добрая и жизнерадостная девочка, не нашедшая понимания среди одноклассников
Однажды класс сбегает с уроков в кино. Дима, сам того не желая, рассказывает классной руководительнице по какой причине они отсутствовали на уроке. Их серьезно наказывают, отменив давно запланированную поездку в Москву. Весь класс уверен, что предатель – Чучело, и готовятся к расправе. Лена, которая случайно слышала разговор Димы с учительницей, молчит. Она уверена, что он все объяснит ребятам. Однако мальчик, испугавшись, не признается.
Бессольцевой объявлен жесткий бойкот. У нее крадут платье и делают из него чучело, после чего пытаются сжечь его. Лена отбирает у них свое обгоревшее платье, надевает на себя, коротко стрижется и так приходит в класс. Не желая больше выносить унижений, она высказывает одноклассникам все, что у нее на душе.
Дедушка девочки, видя, как глубоко страдает Лена, навсегда покидает городок вместе с ней. Перед отъездом они дарят городу огромную коллекцию картин, одну из них – школе. Когда Бессольцева была уже далеко, ребята осознали, что они натворили.
Предыстория
Как оказалось, сценарий этого легендарного фильма был создан еще за 10 лет до того, как он вышел на экраны. Режиссер Владимир Железников принял решение написать сценарий и снять картину, которая отобразила бы не самую привлекательную сторону советских школьников. И все дело в том, что данная история вовсе не была вымыслом. Родная племянница Владимира, как и главная героиня картины, подверглась травле своих одноклассников потому, что взяла на себя чужую вину. А в это же время учитель, который должен был грамотно во всем разобраться и уладить конфликт, попал в больницу с инфарктом. Девочка мучилась несколько недель, пока правда не всплыла на поверхность.
Валентина Романова-Чыыскырай: «Нужно было покормить дух огня»
Но, конечно, главная находка фильма – это известная якутская этнопевица, солистка Государственного театра эстрады Республики Саха Валентина Романова-Чыскыырай, выступление которой Дмитрий увидел на YouTube.
Кстати, до съемок в фильме «Пугало» у Валентины уже был актерский опыт. Она снималась в телесериале, в Якутии, после чего у ее героини даже появился фан-клуб.
Кадр из фильма «Пугало»
— Даже не зная о том, что такое сниматься в фильме, я мечтала о появлении на красной дорожке. Но тогда я хотела получить «Грэмми». Победа на «Кинотавре» же, конечно, была неожиданной. Но премия досталась мне в степенном возрасте, и я отношусь к ней спокойно. Я очень горда победой, но считаю, что все наши достижения появились благодаря родителям».
— Валентина, насколько сложно вам, красивой женщине, было играть человека, в общем-то непривлекательного, отрешенного от мира?
— Было очень просто. Я месяцами не готовилась к этой роли. Вообще, не люблю много зубрить, это все наигранно. Поэтому будь что будет. Если бы я об этом задумывалась, то ничего бы полезного не сделала.
На самом деле Пугало – далеко не уродка, она красивая. И думаю, зритель увидел это.
— Какие эпизоды дались вам тяжелее всего?
— Кадры в больнице. Это очень энергетически сложные сцены. Нужно было играть так, будто все происходит на самом деле. Сразу после съемок все силы вдруг иссякли. Но я совершила обряд очищения. Нужно было покормить дух огня, попросить, чтобы нас оберегали. Съемки закончились ровно в то время, как и планировалось. Я просила духа оберегать нас от всего, поэтому все так быстро и получилось.
Вообще, подобралась хорошая дружная команда. Никто не капризничал, не создавал никаких конфликтов. Мы были как одна большая семья. Главную сложность создавал только холод, мы постоянно снимали фильм на улице.
— Для чего, на ваш взгляд, зрители должны увидеть эту картину?
— Этот фильм показывает хорошие человеческие качества. Потому что Пугало же никто не понимал. Такие люди не похожи на остальное общество, они не могут войти в систему, при этом они свободны.
Кадр из фильма «Пугало»
— А как вам дались откровенные эпизоды, когда приходилось раздеваться?
— Когда Дмитрий дал мне сценарий, и я увидела откровенные сцены, то обратилась к мужу и дочери. Они мне сказали: «Делай все так, как говорит режиссер». Во время съемок Дмитрий меня пожалел и сказал, чтобы я сама решила, буду ли сниматься в таких сценах. Но я, конечно, отдалась воле режиссера.
— А как отнеслась ваша семья к вашей победе?
— Дочка увидит фильм на премьере 25 февраля. А мой муж картину уже не застал, его нет на белом свете. Он успел только оценить трейлер и сказать: «Классный фильм!». Супруг долго болел онкологией. Его лечили, но не смогли спасти. Жизнь есть жизнь. Я счастливый человек, поскольку встретила такого прекрасного человека и родила от него дочку, которой уже 22 года. А с ним мы прожили душа в душу 24 года.
Мои идеалы в семье – это родители, которые очень сильно любили друг друга. Счастье, что и я была любима. Муж был талантливым музыкантом – моим наставником и соратником, сопровождал меня на концертах и гастролях. И, наверное, будет помогать мне и дальше…
Смотрите фильм «Пугало» в кинотеатрах с 25 февраля.
Кристина Орбакайте
Исполнительницей главной роли — Лены Бессольцевой, оказалась ныне народная артистка РФ Кристина Орбакайте. В те времена думали, что дочь Аллы Пугачевой попала в кино исключительно по блату. Однако сам Быков признавался, что лично он выбрал Кристину на эту роль, причем в первый раз от ее кандидатуры он отказался — подумал, что она слишком «матерая» для этой роли. Ему нужна была более нежная и хрупкая девочка. Однако вскорости понял, что нынешняя чистота и невинность не может быть отдельно от волевого и стойкого нрава.
Если выпало мало снега, то урожая не будет: 16 декабря — День Ивана Молчальника
«Папа обижается». Агата Муцениеце об отношениях с Прилучным после развода
Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят
Съёмочная группа
- Авторы сценария: Владимир Железников, Ролан Быков
- Режиссёр-постановщик: Ролан Быков
- Оператор-постановщик: Анатолий Мукасей
- Художник-постановщик: Евгений Маркович
- Композитор: София Губайдулина
- Звукооператор: Владимир Курганский
- Дирижёр: Сергей Скрипка
- Режиссер: Аркадий Хайт
- Операторы: Д. Смидович, Владимир Мясников
- Художник по костюмам: А. Докучаева
- Монтажёр: Людмила Елян
- Художник-гример: Е. Евсеева
- Комбинированные съёмки:
- оператор: Всеволод Якубович
- художник: Ирина Иванова
- Консультант: А. Петровский
- Редактор: Наталья Лозинская
- Музыкальный редактор: Раиса Лукина
- Директор картины: Сергей Вульман
Второстепенные персонажи
Маргарита Ивановна
– классная руководительница 6 класса. Молодая женщина, которая зациклена на построении своей личной жизни. Обладает добрым и понимающим характером, уважаема среди учеников.
Миронова (прозвище — Железная Кнопка)
– серьезная девочка с сильными лидерскими качествами. Имеет огромное влияние в классе и манипулируют людьми. Не изменяет своим принципам, имеет свое видение справедливости.
Шмакова
– самая красивая девочка в классе. Очень хитрая, способна устроить подлость.
Валя
– грубый мальчик без чувства жалости.
Лохматый
– самый сильный мальчик класса, отец которого работает лесником.
Рыжий
– шутник класса.
Васильев
– справедливый и порядочный мальчик. Сначала заступается за Лену, но в результате оказывается слабохарактерным и отступает.
Главные герои и их характеристика
Лена Бессольцева
– ученица шестого класса, новенькая в классе. Приехала в провинциальный город к деду. Открытая и дружелюбная девочка, очень доверчивая и наивная. Не привыкла отстаивать свою точку зрения, из-за чего постоянно старается подстраиваться под остальных.
Николай Николаевич Бессольцев
– очень замкнутый пожилой человек, дедушка Лены. Мужчину считают слегка чудаковатым, однако уважаемым человеком. У него огромная коллекция картин в доме. Характер дедушки Лены тоже мягкий, дружелюбный и доверчивый.
Дима Сомов
– новый одноклассник Лены. Самый красивый и обеспеченный мальчик в классе. Несмотря на популярность и ум, герой оказывается трусом.
Сюжет[править]
Лена приезжает к дедушке и поступает в 6-й класс школы в провинциальном городе. Одноклассники, кроме тихого Васильева (Павел Санаев, сын Санаевой и пасынок Быкова, будущий писатель; в младших классах был изгоем) над ней насмехаются, считая чудаковатой. За Ленку заступается Дима Сомов — самый популярный мальчик в классе. В результате Лена и Дима становятся друзьями. Но отношения скоро портятся из-за одного трусливого поступка Димы.
Ребята собирались поехать в Москву и сами зарабатывали на это деньги, которые клали в копилку. Однажды шестиклассники решили пойти в кино, прогуляв урок. Но скоро ребята узнают, что копилка с деньгами осталась в классе. Лена вызывается её принести, но спотыкается и падает. Дима, назвав подругу недотёпой, сам идет за копилкой. Лена за ним идет в школу. Дима встречает Маргариту Ивановну и неохотно рассказывает про поход в кино. Произошедшее видят Лена, Шмакова и Попов, сидящие под партой
. Учительница наказывает шестиклассников и отменяет поездку в Москву. Ребята решают найти виновника-стукача. Лена берёт вину на себя, из-за чего её начинают травить. Дима никак не признаётся и скоро по трусости присоединяется к одноклассником, травящим Лену.
Одноклассники крадут платье Лены, делают чучело, изображающее Лену, и сжигают его. Лена от отчаяния на самом пике переживаний заставила остричь себя наголо («Я — чучело!») и, чтобы проучить одноклассников, на дне рожденья Сомова унижает всех своих обидчиков. Попов сдаёт Диму, которому все (кроме Лены) объявляют бойкот. Вскоре Лена уезжает из города. Её дедушка дарит школе портрет бабушки Лены, очень на нее похожей. А на доске в классе написано: «Чучело, прости нас!»
Проблема и смысл
Автор написал «Чучело» с целью показать жестокость и бессердечие детей к сверстнице, которая на них непохожа. Железников пытается оценить мотивы каждого подростка. Тот же Рыжий из-за собственных проблем с отцом вымещает злость и безысходность на Лене.
Встает вопрос и об учительнице, которая из-за подготовки к свадьбе забывает о служебном долге. Она не хочет забивать мысли чужими проблемами, поэтому не вникает в ситуацию. Маргарита Ивановна не обращает внимания на пришедшую просить помощи Лену.
Проведя анализ, можно понять, что произведение Железникова учит быть добрее, сострадательней и жертвенней, как делает это Лена Бессольцева. Автор указывает, что ни в коем случае нельзя поддаваться чужому мнению, делать скоропалительные выводы, не разобравшись в ситуации. Иначе в будущем придется серьезно раскаиваться. Это главная мысль и мораль повести «Чучело».
В 1983 году по одноименной книге был снят фильм «Чучело», он стал настоящим откровением для многих советских зрителей. Эта была первая художественная лента, в которой школьники предстали в роли антигероев. Полный список актеров можно посмотреть на сайте «Википедия».
В ролях
- Кристина Орбакайте — Лена Бессольцева, школьница
- Юрий Никулин — Николай Николаевич Бессольцев, дедушка Лены
- Дмитрий Егоров — Дима Сомов, одноклассник Лены
- Елена Санаева — Маргарита Ивановна Кузьмина, классный руководитель
- Светлана Крючкова — тётя Клава, парикмахерша
- Ролан Быков — дирижёр военного оркестра суворовского училища
- Павел Санаев — Васильев, одноклассник Лены
- Андрей Ломов — рыжий шкет
- Коля Манвелов — очкарик
- Марина Мартанова — Марина (Мотя), одноклассница Лены, дочь тёти Клавы
- Анна Толмачёва — Шмакова, одноклассница Лены
- Максим Чмель — Попов, одноклассник Лены
- Ксения Филиппова — Миронова (Железная Кнопка), одноклассница Лены
- Костя Чеховской — Валька, одноклассник Лены
- Олег Быков — Петька, старший брат Вальки
- Дима Кружилин — Лохматый, одноклассник Лены
- Мария Артёмова — Светка, младшая сестра Димы
- Антонина Вольская — Александра Васильевна, директор школы
- Елена Вольская — бабка
- Олег Штефанко
Сюжет
В провинциальную школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Она селится в доме своего деда Николая Николаевича, бывшего военного, который коллекционирует картины, написанные одним из его предков, и устраивает картинную галерею в своём доме. В городке деда недолюбливают из-за его замкнутого образа жизни.
Когда Лена приходит в свой новый шестой класс, одноклассники своим поведением ясно дают понять, что презирают её. Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её деда, которого в городке называют «запла́точником»: он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями.
В классе особенно ярко выделяются следующие ученики: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» (девочка, фактически лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели), Лохматый (силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила), Шмакова (первая красавица в классе, всегда делающая то, что выгодно в первую очередь ей), Попов (влюблён в Шмакову), Валька (мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье — это много денег), Мотя (мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву), Васильев (самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не издевается над Леной) и Сомов (мальчик из богатой семьи, из-за денег пользующийся большим авторитетом в классе). Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости в адрес неё и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. Классу её поведение кажется совершенно непонятным, и поэтому ей дают кличку Чучело, на которую Лена старается не обижаться. И только Дима Сомов оказывает новенькой поддержку. Их дружба, переросшая во влюблённость, вскоре даёт трещину из-за следующего трусливого поступка Димы.
Ребята решают прогулять урок и пойти в кино. Когда все тайком выходят на улицу, обнаруживается, что Дима оставил в классе копилку, в которой хранились деньги на поездку в Москву (собственно говоря, готовясь к этой поездке, ребята так много работали, что и решили прогулять урок). Лена вызывается её принести, но спотыкается, и Дима, обозвав её недотёпой, бросается вперёд. Лена идёт вслед за ним и у дверей класса слышит, как их классная руководительница Маргарита Ивановна выпытывает у Димы, куда все сбежали. Дима не хочет выдавать ребят, но в какой-то момент учительница называет его трусом, и он, не выдержав, выдаёт тайну. Лена всё это слышит, прячась за дверью, но ни она, ни Дима не знают, что в этот момент в классе под партой прячутся Шмакова и Попов.
В наказание за прогул ребят лишают поездки в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились. Ребята решают найти и наказать виновного, и Лена, видя нерешительность Димы, берёт вину на себя, в результате чего становится изгоем. Одноклассники объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают.
Лена долгое время надеется, что Дима всё же признается в своей вине, но тот всё не решается.
В конечном итоге, несмотря на глубокую привязанность ребят, Дима присоединяется к своим одноклассникам, так как понимает, что если и дальше продолжит защищать Лену, то может оказаться на её месте. В один из дней одноклассники крадут платье Лены и с помощью Димы поджигают его.
На следующий день Лена, желая проучить Диму и других одноклассников, остригает себе волосы и на дне рождения Сомова унижает всех, кто издевался над ней. В этот момент Миронова начинает сомневаться в предательстве Бессольцевой и даже жалеет, что она стала предателем, так как увидела в ней моральную силу.
Попов понимает, что дело зашло слишком далеко, и выдаёт Диму. Весь класс объявляет тому жестокий бойкот. Только Лена отказывается, несмотря на то, что Дима предал её.
Лена уезжает из города вместе со своим дедушкой. Перед отъездом Николай Николаевич завещает все свои картины и дом в память городу в качестве городского музея. Свою любимую картину, на которой изображена очень похожая на Лену его бабушка Маша, Николай Николаевич дарит школе. В финале один из учеников оставляет надпись над портретом Машки: «Чучело, прости нас!», а свидетелем отъезда Лены и дедушки становится военный оркестр.
Чучело: смысл концовки
А со взрослыми в фильме совсем беда… Погруженные в житейские проблемы, они не замечают что происходит с их детьми. Главное – накормлены и одеты. А чем они живут, что думают, о чем мечтают – это все лирика. Некоторые из них пытаются задавать вопросы школьникам, и даже заступаться за Лену. Но все это – дежурное поведение взрослых, без особого вникания, без интереса. И даже классная руководительница, которой по статусу положено знать, что происходит в ее классе, ведет себя отстраненно, отделывается стандартными учительскими фразами.
О многом говорит ее взгляд в самом конце. Когда Лена и ее дедушка приходят в класс, чтобы попрощаться с ребятами и подарить школе картину. Ту самую, похожую на Лену. Учительница, узнав наконец обо всей ситуации, смотрит на ребят, будто видит их впервые. На ее лице недоумение и ужас. Она за несколько лет так и не смогла узнать их, понять, на что они могут быть способны. Возможно, даже не пыталась. Потому что так ведь удобнее, правда?
Но человеческое отношение и участие могут растопить даже застывшие и ожесточенные детские сердца. Поэтому финальная сцена фильма показывает зрителям слезы, текущие по щекам школьников. По щекам даже самой стойкой и железной из них — Кнопки. Слезы очищения и принятия. Слезы раскаяния. И поэтому детская рука аккуратным почерком выводит на доске: «Прости нас, Чучело!»
Итог бойкота Лены
В скором времени Димка окончательно предал Лену. Он присоединился к остальным и сжег чучело, действие являлось символическим. Наконец Попов, поняв, насколько все далеко зашло, рассказывает всем настоящую версию происходящих событий. Лена уходит из школы, и не собирается больше в нее возвращаться.
Ее дедушка подарил всю свою коллекцию картин городу и уезжает вместе со своей внучкой. Одно изображение его бабушки, которая в молодости похожа на Ленку, преподносит школе.
Произведение Владимира Железникова «Чучело» очень глубокое, показывает многие аспекты детской психики и отношений между детьми. Автор произведения детально описал непохожесть друг на друга всех героев, одноклассников Лены-Чучела. По книге Железнякова был снят фильм, который хорошо передал атмосферу произведения. Краткий пересказ повести по главам не полностью раскрывает глубину всех мыслей, заложенных в произведение, и детям рекомендуется прочитать его полностью. Ведь главное находится в диалогах и мелких поступках и действиях всех персонажей.