Протоиерей владимир волгин: духовник и духовничество

Молитва о духовном отце

– Отец Савва, зная, что я занимался литературными трудами (скорее всего, не для того, чтобы я проявил профессиональные способности), предложил мне отредактировать его книгу. Сейчас издано уже несколько книг схиигумена Саввы…

– Даже есть аудиокниги его наставлений…

– Да, а тогда он передал мне для редактирования машинописный текст и вложил туда молитву о духовном отце. Я слышал о нем, как о человеке праведной жизни, но не знал, что такое прозорливость, и, будучи несколько тщеславным, подумал: «Как хорошо! Батюшка сам предлагает мне стать духовным отцом, а я нуждаюсь, с одной стороны, и в разрешении многих вопросов, волнующих мое молодое сердце, а с другой, такой великий – я не знал его величины, но понимал, что он великий, – будет моим духовным отцом!»

– А как же вы тогда понимали, что «он великий»?

– Через людей, через то, что говорили о нем. И в нем, конечно, существовало нечто невидимое, но ощутимое. Наверное, именно это и называется проявлением благодати Святого Духа. Он был носителем этой благодати.

И как-то после монастырской трапезы, беря у него благословение, я спросил: «Батюшка, вы хотите, чтобы я был вашим духовным сыном?» – Он ответил: «А ты хочешь?» – Я говорю: «Да, хочу». Надо отдать должное тому, что я, не подумавши, захотел духовного руководства этого праведного человека, тогда не понимая вовсе, что это такое.

– На тот момент вы были в Церкви совсем недавно?

– Недавно, и не знал, что такое послушание, но душа подсознательно все время стремилась к послушанию, выискивала для себя авторитеты. Я понимал, что как в любой области человеческого познания, так и в области духовной жизни, мы нуждаемся в преподавателе. Благодарение Богу! Он согласился стать духовным отцом. В таких отношениях я состоял с ним недолго, потому что, повторяю, это было мое поверхностное, эмоциональное желание. За то краткое время, которое мы общались, он удивил меня совершенно поразительным дарованием – своей прозорливостью. Помню, он благословил написать первую исповедь. Я написал исповедь за всю свою жизнь, тогда немноголетнюю. Несколько стыдясь, передал ему. После прочтения он сказал знаменательные слова. С одной стороны, эти слова меня удивили, а с другой, они осуществляются в моей жизни. На много десятилетий вперед он видел, что будет со мной, с моей жизнью, в моей жизни.

Нужен ли человеку духовный наставник

В любой сфере деятельности или в спорте у начинающего специалиста, спортсмена или школьника всегда есть наставник. Он помогает овладеть профессией, делится опытом, советами. Наставничество священнослужителя направлено на достижение учеником крепости духа, религиозного самосознания и исполнения божественных заповедей.

Отношения чада и духовника не измеряются количеством проведённого совместно времени. Иногда достаточно нескольких предложений, чтобы в душе стало спокойно и вопросы разрешились

Важно выполнить все советы, поступившие от духовника

В мирской жизни семьям, следующим по законам Божьим, важно исповедоваться у одного духовника. Случается, что возникающие внутренние семейные проблемы можно решить совместно

Духовный отец и его чадо

– У вас были великие духовники – схиигумен Савва, архимандрит Иоанн. Вы сами имеете бесценный опыт духовничества. Как бы вы определили правильные отношения между духовным отцом и духовным чадом?

– Вот уже 30 лет я служу Церкви в священническом сане. У меня много духовных детей. И определенно и искренне я вам скажу: несмотря на огромное количество духовных детей, я не имею духовного права руководить ими, потому что я сам еще слепой. Я передаю лишь тот опыт (и, может быть, это ценно для моих чад), который сам почерпнул от духоносных старцев и святых отцов.

– А чем отличается просто хороший священник от старца?

– Старец – носитель благодати Духа Святого. Вот я, священник, не носитель этой благодати. На мне после рукоположения почивает благодать священства. Через эту благодать я совершаю, и каждый священник совершает, таинства. Старцы же – носители благодати Духа Святого, стяжатели Духа Святого. А главное дарование Духа Святого – дарования любви, долготерпения, прозорливости. Поэтому православным людям нужно было бы искать этих старцев!

В свое время отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что «нам были знакомы такие великие столпы Церкви, а мы сами уже не те. А вы знаете нас, и после нас останетесь вы, а вы будете далеко не те»… То есть оскудевает благодать Божия. И я делюсь с духовными детьми тем поразительным опытом, который почерпнул и от старцев, и из книг, которые читал и пропустил через себя. Ничего своего я стараюсь не говорить.

В начале своей пастырской жизни я, может быть, что-то и требовал от своих духовных детей, сейчас ничего не требую, потому что знаю, что не прозорлив, но передаю им некий опыт, и слава Богу, если они этот опыт примут.

– Отец Владимир, как на ваш взгляд, безупречное послушание должно быть только старцу или и духовному отцу – простому священнику – тоже?

– Сейчас уже, я думаю, да – безупречное послушание должно быть только старцу. Добро и стремление к послушанию духовному отцу. Но духовные отцы, являющиеся такими же незрячими, как я, не должны требовать этого послушания от своих духовных детей. Как я, незрячий, буду требовать послушания, которое в конечном итоге может завести человека в яму? Слепой слепого куда поведет? В яму. Обязательно провалятся оба. Поэтому к своим духовным детям я проявляю разумнейшее, на мой взгляд, снисхождение и не требую от них послушания себе. Я требую послушания заповедям Божиим, послушания в отношении установленного ритма исповеди и причастия.

Протоиерей Владимир Волгин о неосуждении

В попечительский совет программы, которая аккумулирует средства на издание православных учебников, подготовку преподавателей православной культуры, съемку церковного кино, паломничество, входит и о. Владимир Волгин. Среди примечательных членов совета — протоиерей Алексий Злобин, в храме которого Путин молился на Рождество-2006, министр Александр Соколов, полпред Александр Коновалов, автор антисемитского «письма 500» Александр Крутов и владелец сети магазинов «Иль де Ботэ» Валерий Володин. Проект поддерживают десятки общественных организаций, в том числе радикальное молодежное движение «Стяг», участвовавшее в «Русском марше».

Офис программы размещен в старинном особняке на центральной московской улице Солянка. О. Киприан признается, что пока о программе мало кто знает, но худо-бедно пять тысяч преподавателей православной культуры в ее рамках уже подготовлено. При этом иеромонах убежден, что «96 % молодежи России» уже и так «доверяет РПЦ». От высшей иерархии программу, созданную по благословению Патриарха, курирует ректор Московской духовной академии архиепископ Евгений (Решетников). Именно к нему в гости ездил Дмитрий Медведев 19 октября, и именно ему пообещал государственное признание церковных дипломов.

Хорошо осведомленный в вопросах духовной жизни «первых лиц» петербургский игумен Григорий (Лурье) заметил в интервью «Огоньку», что в общем и целом типы религиозности Медведева и Путина мало различаются: «Оба приняли православие, но не поняли его». Однако, по мнению игумена, Медведев еще не избавился от некоторых иллюзий в отношении политических возможностей руководства РПЦ МП и склонен предоставить ему больше преференций, чем Путин. Ученый-религиовед Роман Лункин добавляет: «Если Путин – верующий, обращенный в православие из спецслужб ради интересов страны, то Дмитрий Медведев – органичный православный мирянин, для которого вера нечто большее, чем политическая необходимость». Сказывается разница в поколениях — личностное становление Медведева происходило в 80-е — начале 90-х гг., в период «религиозного бума» в России.

Итак, Россию вновь ждет подчеркнуто православный президент и еще более церковно активная и яркая «первая леди». В ближайшие годы формированию «церковно-государственной симфонии нового типа», похоже, ничто не грозит.

* Домовый храм Трех святителей находится в здании дома отдыха «Архангельское», принадлежащего Управлению делами Президента РФ.

Александр Солдатов

наверх

Время на проверку

— Отец Владимир, с чего человеку, только что пришедшему в Церковь, начать поиск духовника?

— Прежде всего, об этом нужно молиться. Преподобный Симеон Новый Богослов советует молиться много, чтобы Господь послал духовника. Еще один совет: не спешить. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил следующее: когда молодой человек и девушка познакомились и имеют симпатию друг к другу, то до решения вопроса о браке должно пройти три года. Безусловно, между ними должны быть дружеские отношения, целомудренные, и уже к концу третьего года молодые люди должны определиться: могу ли я с этим человеком жить или нет? Вот духовничество — это тоже в каком-то смысле брак, только духовный. И поэтому не сразу нужно проситься в духовные чада к тому священнику, который тебе пришелся по вкусу и отвечает сегодня внутренним твоим запросам. Завтра это может оказаться не так!

Нужно очень внимательно присмотреться к нему, увидеть положительные стороны — а мы, священники, будучи человеками, являем и пристрастные, отрицательные свои стороны. Нужно наблюдать за тем, как священник руководит своими духовными детьми, навязывает ли тотально свою волю, настаивает ли на ней или оставляет человеку свободу. Даже Господь не ограничивает нашу свободу, Он стучится в дверь сердца, именно стучится, но не приказывает: «Откройте Мне дверь!»

— Можно с лёту довериться и духовно не­опытному человеку, «младостарцу»…

— Да. Младостарцы — это молодые, не­опытные священники, которые считают себя людьми, знающими волю Божию, всё понимающими, всё видящими. А на самом деле это не так. Да, безусловно, бывают исключительные случаи: преподобный Александр Свирский уже в 18 лет считался старцем, преподобный Амвросий Оптинский в 38 лет стал старцем. А в обычной нашей жизни люди приходят зрелыми к этой харизме, к тому послушанию, которое Господь может возложить на человека непосредственно или через духовного отца. Но если мы не видим чего, а утверждаем, что видим, и настаиваем на этом, то горе нам, священникам, духовникам!..

Поэтому, повторюсь, спешка ни к чему.

Я уже 36 лет служу в сане священника, и много людей прошло через меня и остановилось у меня как у духовника. Но раньше я преждевременно устанавливал отношения: человек просит об этом, «влюбился» как в священника с первого взгляда и думает, что все будет благополучно. Были и такие случаи, когда люди уходили от меня, наверное, разочаровываясь, наверное, потому, что я не смог достаточно глубоко ответить на их вопросы. А может быть, отвечал так, что вопрошающим было неинтересно слушать. Разные бывают причины отхода верующих мирян от своих духовников. И для того чтобы этого не было, я постепенно, с опытом, стал устанавливать какой-то период, так скажем, «воздержания» до заключения отношений. Я говорю: «Понаблюдайте за мной. Я вам не откажу ни в коем случае, буду сейчас на правах “исполняющего обязанности” духовного отца. Но не буду таковым до тех пор, пока вы не посмотрите на меня достаточно продолжительное время».

— При этом Вы исповедуете этих людей?

— Да, конечно, исповедую, беседую, отвечаю на все те вопросы, которые они ставят передо мной.

— Чем отличается духовное чадо от человека, который просто приходит на исповедь?

— А чем отличаются свои дети от чужих детей? Наверное, тем же. Твои дети тебя слушаются, по крайней мере, обязаны слушаться до какого-то возраста. Да и потом, может быть, послушание сохраняется, если это полезно будет. А чужие дети тебя не слушаются. Они к тебе могут обращаться за каким-нибудь советом, за конфеткой, условно говоря, за объяснением чего-то. Вот и исповедующийся человек, не являющийся духовным чадом, находится примерно на таком уровне отношений со священником.

Впервые в Печорах

– Отец Владимир, вы помните свою первую в жизни встречу со старцем?

– Я родился в советское время, в 1949 году, в атеистической семье. И только когда мне было почти 20 лет, за девятнадцать дней до двадцатилетия, принял крещение. Тогда я ничего не знал о Православии. Помню, в том же году мой крестный, Лев Сергеевич Лапшин, очень образованный человек, окончивший филологический факультет в 1917 году и бывший ассистентом известного лексиколога Д.Н. Ушакова, предложил мне, брату и его жене совершить полусветское путешествие в Ленинград, Пушкинские горы и Псково-Печерский монастырь.

Надо сказать, что советское время было особым: православные христиане, тем более молодые, преследовались, священники молодых людей, как правило, сторонились, потому что стояли на регистрации у уполномоченных. За активную деятельность их могли снять с регистрации и вручить «волчий билет»: священник терял приход, был вынужден искать работу не по призванию. Поэтому те вопросы, которые, естественно, возникали в моем юном сердце, не находили ответа у священников.

Так вот, мой приснопамятный крестный предложил нам совершить эту поездку.

Псково-Печерский монастырь никогда не закрывался. В предвоенное время он относился к эстонским землям, а во время войны было не до закрытия. Хрущев пытался покончить с обителью, но усилиями наместника, архимандрита Алипия (Воронова; 1914–1975), человека невероятной силы духа и праведной жизни, его молитвенным дерзновением монастырь устоял.

Мы приехали в обитель, сияющую красотой, благолепием, дышащую древностью Православия. Печоры поразили нас.

– Напомните, пожалуйста, какой это был год?

– Это был 1970 год.

И вот тогда мы впервые познакомились с двумя старцами: будущим схиигуменом, а тогда еще игуменом, Саввой (Остапенко; 1898–1980) и будущим нашим духовным отцом, архимандритом Иоанном (Крестьянкиным; 1910–2006). С архимандритом Иоанном мы познакомились мельком, поначалу я даже его и не запомнил. Тогда он был иеромонахом.

– Сейчас имена схиигумена Саввы и архимандрита Иоанна известны уже, наверное, каждому. Тогда было иначе?

– Тогда было иначе, но православные люди знали их имена. Меня впечатлила эта поездка и поразила в самое сердце. И вот тогда я решил хоть изредка, но посещать Псково-Печерский монастырь. Через какое-то время я вернулся в Печоры. Помню, что снова были брат и его жена. Брат потом стал священником (ныне протоиерей Анатолий Волгин настоятель храма святителя Николая в с. Василькове, благочинный Осташковского округа Тверской епархии. – А.Н.), как и я. Мы приехали с вопросом о его венчании и беседовали с игуменом Саввой, который сказал, что не нужно откладывать. Брат и его жена были удивлены, говорили, что не готовы, что у них нет свадебных костюмов… На что отец Савва им ответил: «А что, вам нужны внешние украшения, а не благодать Святого Духа? Ведь благодать Святого Духа превосходит все внешнее, весь мир!» Мой брат с женой согласились и были повенчаны по благословению старца.

Сын Елены Кориковой вырос без папы. Почему его не признали родной отец и звездная бабушка

Хрупкую и миниатюрную Елену Корикову по праву считают настоящей красавицей. Однако известная актриса смогла заслужить уважение и любовь поклонников не только благодаря привлекательной внешности, но и с помощью таланта. Приехав в столицу из Ростова-на Дону, тогда еще будущая звезда театра и кино смогла поступить во ВГИК с первого раза.

Привлекательная студентка никогда не была обделена мужским вниманием. Однако отдала свое сердце Корикова однокурснику Дмитрию Рощину − единственному сыну актрисы Екатерины Васильевой

Почему же наследник известнейшей артистки так и не признал своего ребенка, а сама «звездная» бабушка даже не вспоминает о старшем внуке?

Родного сына не признал

Отношения влюбленной пары тщательно скрывались от глаз строгой и жесткой мамы Дмитрия — актрисы Екатерины Васильевой. Это было неудивительно, поскольку все окружающие люди отмечали ее нелегкий и слишком властный нрав.

Когда Елена узнала о своем «интересном положении», возлюбленный выразил желание жениться на девушке. Молодые люди решили сообщить новость Екатерине Сергеевне. Видимо, «звездная мама» усомнилась в искренности чувств будущей невестки, поскольку после состоявшегося знакомства Рощин «изменил показания». Молодой человек стал сомневаться в отцовстве и быстро отказался от своей любви.

В 1993 году начинающая актриса Елена Корикова стала мамой. Удивительно, но она не стала грозить судом и тестами ДНК звездному семейству, а молча воспитывала ребенка в одиночку.

Самое интересное, что в это время Кориковой и Рощину пришлось работать вместе − во время съемок фильма «Три сестры». Отец новорожденного Арсения был рядом с матерью своего ребенка, однако не проявлял ни малейшего интереса к делам бывшей возлюбленной и малыша. Хорошо, что режиссер картины выделил молодой маме отдельную комнату, где она могла кормить сына во время перерыва.

Как актриса поднимала сына в одиночку

Актриса редко делится с окружающими людьми подробностями личной жизни. Однако о своем желании родить сына и воспитать самостоятельно она говорит во всеуслышание. По словам актрисы, она нисколько не жалеет о том, что приняла решение вырастить Арсения в одиночку.

@elena.korikova

В 2021 году Корикова не смогла пройти мимо искреннего пожелания одной из своих преданных фанаток, выразившей ей бурное восхищение. На своей страничке Елена решила поблагодарить девушку за поддержку, после чего неожиданно поделилась своими переживаниями в сложный для нее период.

Корикова отметила, что с рождением ребенка (и после обнародования самой актрисой имени отца Арсения) на нее обрушился шквал критики. Кроме того, Елена оказалась в центре внимания представителей желтой прессы. Однако сама Корикова благодарна Богу за все испытания.

Через пару лет после расставания с Еленой Рощин поступил в духовную семинарию. Он женился и сейчас воспитывает семерых детей. Екатерина Васильева говорит о своих внуках с большим удовольствием, впрочем, всегда забывает о самом старшем наследнике.

Кого Арсений называет папой

Долгое время актриса встречалась с Максимом Осадчим − известным режиссером клипов. Их отношения продлились около десяти лет. Гражданский муж Елены был не против усыновления Арсения, но сама актриса отвергла благородное предложение. Она дала сыну свою фамилию.

Но именно Осадчий стал для мальчика другом и наставником. Несмотря на то, что через время Елена и Максим расстались, этого мужчину Арсений по-прежнему называет папой.

В жизни актрисы было много бурных романов, однако завоевать доверие парня удалось только бывшему гражданскому мужу Кориковой.

Первую роль сыграл в 8 лет

Дебют (в роли Сида, сводного брата Тома) состоялся ни много ни мало в фильме Станислава Говорухина «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», когда Мите было 8 лет. Васильева там сыграла тетю Полли. Спустя несколько лет в картине «Визит дамы» у нее была главная роль, у сына — эпизод. Еще две работы у Рощина-младшего случились во время учебы во ВГИКе — «Три сестры» (Тузенбах) и «Нелюбовь» (Рома).

Дмитрий Рощин в фильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», 1981 г. Фото: Кадр из фильма

Словом, Дмитрий Рощин уверенно шел по стопам матери. В продолжение карьеры хотел и сам снимать кино (зря, что ли, учился у Сергея Соловьева?).  

В 1995-м Дмитрию исполнилось 22 года, он благополучно окончил ВГИК и собирался заниматься серьезными кинопроектами в Петербурге. Но зашел за советом к духовнику — отцу Владимиру Волгину. И… поменял Питер на деревню возле леса, куда его пригласил батюшка. «Меня будто взяли из одного места и переместили в другое», — вспоминал потом Рощин.

Очень скоро ему стало понятно, что Бог есть. Что теперь он в Церкви навсегда. И режиссером уже не будет. Хотя сомнения и страхи, кажется, и сегодня не оставляют отца Димитрия: «Ну какой из меня пастырь?..»

ВЛАДИМИР ВОЛГИН

Был алтарником у о. А.Меня в 1974. Младший брат свящ. Анатолия Волгина. Рукоположен в Белгородской обл. Хризостомом Мартишкиным в конце 1970- и начал обличать Меня. С сер. 1990-х нНастоятель храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках и надвратного храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших», расположены они действительно на Софийской набережной.Среди духовных чад жена президента Медведева, Иван Охлобыстин и актриса Екат. Васильева.

Возможно, ему принадлежит памфлет против о. А.Меня под псевдонимом «Сергей Антиминсов». Ответ ему Меня, 1984 (тут и о В.).

Волгин: уп. в мемуаре Завалова как неудачливый поэт, убежавший в священство. О нем же в мемуаре Зорина, 1993.

Александр СОЛДАТОВ

Полная версия статьи, опубликованной в журнале «Огонёк», 17-23 декабря 2007 г.

Тайна духовничества

— Что для Вас самое тяжелое в духовничестве и что — самое отрадное?

— Самое тяжелое в духовничестве — это то, что моя душа не является обителью для Бога. Вот чем отличались старцы от таких духовников, как я: они зрели душу человека, по благодати Божией видели ее. И давали такие советы, которые были целительны конкретно для этого человека. Вот это то, что мне приносит боль, но ни в коем случае не разочарование, а боль, потому что в духовничестве я вижу для своей души огромные возможности и именно духовничество мне приносит огромнейшее удовлетворение само по себе. Потому что порой я вижу, как советы — не мои, а «слизанные» с кого-то — приносят пользу другому человеку. Это огромная отрада! Это радость, когда советы, почерпнутые тобой у святых отцов и у старцев, оказывают целительное воздействие на души твоих духовных чад.

Без послушания отношения бессмысленны.

— А как новоначальному прихожанину понять, что этому священнику можно довериться, что он именно пытается понять Божию волю о человеке, а не навязать ему свою?

— Действительно, некоторые навязывают свою волю в полной уверенности, что им открыта воля Божия. Священник, только приняв сан, не имея ни опыта, ни знаний, воображает себя духовным руководителем. Это называется младостарчество — болезненное, но очень широко распространившееся в девяностые годы явление. Оно изживается, но постепенно.

Можно ли довериться священнику настолько, чтобы попросить его быть руководителем твоей духовной жизни, подскажет только внутренний опыт. Это трудно, особенно человеку, только начинающему церковную жизнь, но другого пути нет. Формально подходить к таким серьезным вопросам нельзя и дать какой-то общий совет я не могу.

Самим священникам, наверное, не следует спешить становиться духовниками. Я, например, не считаю, что достоин быть духовным отцом. Есть прихожане, которые постоянно исповедуются у меня — человек 10–15, привыкли они ко мне, — но когда меня просят стать духовным отцом, я, как правило, отказываюсь. Я всегда готов исповедовать человека, утешить, что-то посоветовать, но отношения чада с духовным отцом предполагают послушание.

Если священник соглашается быть моим духовным отцом, я верю, что он мне не просто по-человечески что-то советует, но через него мне советует Господь, и я должен проявить послушание. Проявлю ли, зависит от моего свободного выбора, но в случае послушания духовнику Господь подаст Свою благодатную помощь, а если не прислушаюсь к его совету, духовник не отвечает. Но без послушания такие отношения бессмысленны.

Некоторые прихожане прислушиваются к моим советам, стараются им следовать, и это всегда меня радует, но формально я никогда не называл себя чьим-либо духовным отцом. Не чувствую я в себе готовности к такой ответственности.

— Послушание касается только духовных вопросов? Должен ли духовник давать житейские советы: переходить ли на другую работу, куда ехать отдыхать?

— Опытный духовник, хорошо знающий свое чадо, может с пониманием отнестись и к его житейским проблемам. Например, на работе возникают конфликты, часто люди хотят тут же хлопнуть дверью, уйти. И не всегда после этого перемены бывают к лучшему. Когда человек поступает по своей воле, нередко потом жалеет. И, наоборот, если не стал сразу поддаваться эмоциям, прислушался к совету другого, все в итоге нормализуется.

Я обычно советую в таких случаях не торопиться, подождать — время многое лечит, в том числе и многие конфликты со временем разрешаются. Не только на работе, но и в семье. Бывает, что муж гуляет на стороне — как быть жене? Церковь допускает развод в таких случаях, но если она готова потерпеть и простить, потом семейная жизнь может восстановиться, нормализоваться. Необязательно восстановится, но я знаю случаи, когда восстанавливалась. А развод — всегда трагедия.

Нужный для пчел: архимандрит Авель (Македонов)

«Наша брань не с плотью и кровью (то есть не с людьми, не с животными), а с духами злобы поднебесной», — говорит апостол Павел. Его слова повторяет Дмитрий Карамазов: в мире диавол борется с Богом, и полем брани является человеческая душа. Так вот старцы, это великие люди, которые превозмогли духовную брань и победили с помощью Божией «духов злобы поднебесной».

Архимандрит Авель (Македонов)

С отцом Авелем, который в последние годы служил настоятелем Иоанно-Богословского монастыря под Рязанью, я познакомился в 1976 году. Тогда он был настоятелем Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне. Он был туда послан в числе братии, отправленной трудами митрополита Никодима (Ротова), очень влиятельного тогда иерарха.

Я познакомился с отцом Авелем, когда поступал в Ленинградскую Духовную Академию. Незадолго до этого у меня произошел такой бессознательный, не оформленный интеллектуально, отход от Бога. Я переживал это искушение серьезно и глубоко, так что ощущал себя в духовном смысле живым трупом. Архимандрит Авель приехал с Афона. Он поразил меня своим взглядом: что-то неотмирное было в нем.

Я преисполнился к отцу Авелю глубоким доверием и желал с ним поговорить о своем отступлении. Я подошел к нему и рассказал о случившемся. А он мне ответил: «Владимир, ну что ты так переживаешь? Вот у меня было отступление от Бога — так это настоящее отступление». И рассказал мне: когда он стал священником, то огненно служил Божественную литургию. А второй священник служил небрежно, невнимательно. И отец Авель этим постоянно искушался внутренне, осуждал его.

И как-то, в разговоре с этим священником, вразумляя его, он высказал это вслух. А после: «Вы знаете, Владимир, — сказал он мне, — когда я приступил к служению Литургии, то ощутил сухость в своем сердце, и так продолжалось очень долго. Я почувствовал окаменение. У меня был даже помысел оставить священство, потому что так Божественную литургию невозможно было совершать, как я совершал ее. Господь преодолел во мне это искушение, но с тех пор я больше не испытываю того огня в служении, который испытывал в первое время».

Так он меня утешил. И сказал: «Владимир, молись обо мне, а я буду слышать твои молитвы и буду молиться за тебя». Я как-то ему очень поверил, и когда молился за него, то верил в то, что эту молитву он слышит и ответно молится за меня.

Вторая встреча произошла с архимандритом Авелем уже в Иоанно-Богословском монастыре. Я приезжал с несколькими лицами, и всех он удивительным образом утешил, касаясь самых тонких струн каждой души, ответил на самые сокровенные вопросы.

Архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов), духовный отец архимандрита Авеля (Македонова), еще в 50-е годы XX столетия предсказал, что он получит от Бога этот особый дар утешения людей. Рассказывает отец Авель*:

Архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов)

«В 1953 году я приезжаю к владыке по делам, он меня встречает, благословляет, обнимает, прижимает к сердцу и говорит: «Вот, ангел мой, я скоро уйду, а ты…», и сделал такую многозначительную паузу. Я с замиранием сердца жду, сейчас он скажет: «А ты потом, после меня, через 40 дней придешь ко мне».

А он вдруг и говорит: «А ты (это был 1953 год!) доживешь до тех времен, когда и церква открывать будут, и новые строить будут, и монастыри откроют, и новые построят, и у тебя монастырь будет, купола золотить будут». Ну, я не мог ему не поверить. Я говорю: «Владыка, а в службе произойдет какое-нибудь изменение?» Он говорит: «Нет, только лишь одно изменение будет: сейчас мы служим в облачениях матерчатых, а тогда — служить в настоящих парчовых».

Вам это понятно? Потому что когда церква закрывали, вывозили ризницы. И когда церква стали открывать, там облачений-то нет. И вот люди жертвовали — то какую-то штору (тогда война шла, ничего не было), то какая-нибудь барыня свое венчальное платье отдаст… из тряпок все было матерчатых. А сейчас-то действительно все парчовое. «А только лишь благодати будет очень мало. Вот рядом церковь, а душа не лежит — нектара нет. Они будут ходить в другую церковь, хоть и дальше».

И поэтому он говорит: «Ты не умрешь, ты еще нужен». И я заплакал: «Владыка, Вы все можете у Бога выпросить!» Он говорит: «Нельзя, пойми, что ты будешь не один, будут священники, но мало очень. Поэтому ты еще будешь нужен для пчел, которые понимают толк в нектаре и в пыльце». Вот я и дожил, а теперь удивляюсь».

ВЛАДИМИР ВОЛГИН

Был алтарником у о. А.Меня в 1974. Младший брат свящ. Анатолия Волгина. Рукоположен в Белгородской обл. Хризостомом Мартишкиным в конце 1970- и начал обличать Меня. С сер. 1990-х нНастоятель храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках и надвратного храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших», расположены они действительно на Софийской набережной.Среди духовных чад жена президента Медведева, Иван Охлобыстин и актриса Екат. Васильева. Возможно, ему принадлежит памфлет против о. А.Меня под псевдонимом «Сергей Антиминсов». Ответ ему Меня, 1984 (тут и о В.).

Волгин: уп. в мемуаре Завалова как неудачливый поэт, убежавший в священство. О нем же в мемуаре Зорина, 1993.

Александр СОЛДАТОВ

Полная версия статьи, опубликованной в журнале «Огонёк», 17-23 декабря 2007 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector