Преображение господне: история, значение праздника и традиции яблочного спаса

Содержание:

Красивые поздравления с Преображением Господним

Сегодня можно не ломать голову, придумывая поздравления самостоятельно. Существует масса готовых вариантов. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, выбирайте для получателей разные открытки и поздравления с Преображением Господним.

Православные поздравление в стихах

Рифмованные поздравления с Преображением Господним легко читаются, однако они подойдут не каждому. Их больше оценят творческие личности, которые увлекаются поэзией. Как правило, они любят все необычное. В этой подборке собраны самые оригинальные стихи:

В Преображение Господне

Я от души хочу вам пожелать

Видеть радость в каждом новом дне,

Забот с проблемами не знать.

***

Спешу поздравить вас с Преображением,

Пусть радость вам Господь пошлет!

Желаю быть всегда с хорошим настроением,

И пусть мечта вперед ведет!

***

С Преображением Господним

Я поздравляю вас, друзья!

Желаю чтобы каждый день был плодотворным

Чтобы всегда хватало вам еды, питья.

***

Скоро осень наступает

В связи с этим холодает.

Но а нам от этого не грустно:

Яблоки едим мы с хрустом.

Второй Спас румян на вид,

Нас он щедро угостит.

***

Хочу вам пожелать в Преображение Господне

Чтоб в доме было тихо и спокойно,

Еще телесного, душевного здоровья

И выглядеть всегда достойно.

***

Счастья всем вам и веры в любовь

В светлый праздник Господа Преображенья!

Пусть мечты сбываются вновь и вновь,

Близкие дарят хорошее настроенье!

***

Преображение Господне — второй по счету Спас.

В этот день, православные, я поздравляю вас.

Собирать урожай яблок наступила пора.

Пусть светлые мысли сопровождают всегда.

***

Светлый праздник к нам спешит,

В церкви колокол звенит.

Яблоко бери кусай,

Урожай снять помогай!

***

В Преображение Господне я поздравленье шлю

И яблочко румяное дарю.

Скорее откуси кусочек,

На отдых отведи часочек.

***

Сегодня в домах верующих

С самого рассвета

Готова выпечка из яблок

С ароматом лета!

И в этот светлый праздник хочу вам пожелать

Блага от жизни получать!

При выборе поздравления учитывайте характер и жизненные ценности принимающей стороны. Можете не просто скопировать готовый стих, а объединить несколько, подкорректировав их, если это будет более уместно.

Короткие поздравления в прозе в день Преображения Господня

Многие считают поздравления в прозе более душевными, в них можно выразить все, что лежит на душе. В последнее время особой популярностью пользуются короткие поздравления. Учитывая современный ритм жизни и постоянную спешку, их чаще дочитывают до конца:

Преображение Господня. История возникновения Праздника

Традиция празднования Преображения Господня зародилась еще в IV веке. 19 августа (6 августа по старому стилю) православные вспоминают событие, когда Спаситель явил свое Божественное величие своим близким ученикам – апостолам Петру, Иоанну и Иакову. Произошедшее описано сразу в трех Евангелиях — от Матвея, от Марка и от Луки.

За сорок дней до своей смерти на Голгофе Иисус Христос в сопровождении учеников Петра, Иакова и Иоанна отправился помолиться на гору Фавор. Во время молитвы на вершине горы ученики увидели, как Учитель их преобразился “и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф 17:1-2).

Также перед глазами удивленных учеников предстали и два великих ветхозаветных пророка – Илия и Моисей, которые говорили с Господом о его последних днях жизни, страданиях и смерти. Апостолы были поражены и наблюдали за происходящим. Вдруг на гору опустилось светлое облако, из которого ученики услышали голос: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте”. Это был голос Бога Отца. Испугавшись, апостолы пали ниц.

Тогда Иисус сказал им встать и не боятся. Когда ученики поднялись с земли, то не было рядом уже ни ветхозаветных пророков, ни облака. Стоял пред ними только их Учитель, в привычном образе. Иисус запретил Петру, Иоанну и Иакову раскрывать тайну Преображения “доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых”.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

День Преображения Господня апостолы увидели Христа преображенным — во всей Божественной славе

Слово «преображение» происходит от греческого «метаморфосис» и латинского Transfiguratio, что буквально переводиться как «превращение в другой вид», «изменение формы». Полное название праздника звучит так: Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Этот праздник относят к 12 важнейшим праздникам после Пасхи. Они непосредственно связанны с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии.

Титульный лист Евангелия от Матфея. Неизвестный автор. Третья четверть XI век. События Преображения Господня описаны в синоптических Евангелиях, например, в Евангелии от Матфея

Все События Преображения Господня описаны в каждом из синоптических Евангелией: от Матфея, Марка и Луки. Эти описания очень похожи. Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнёс:

(Мк. 9:1)

После этого, через шесть дней Он взял троих своих учеников Петра, Иакова и Иоанна и отправился с ними для молитвы на гору Фавор. Эти ученики считались самыми близкими Ему.

События Преображения описаны в синоптических Евангелиях.

На горе во время молитвы Иисус Христос «преобразился пред ними: и просияло лицо его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). При этом случилось явление двух ветхозаветных пророков. Моисей и Илия явились и стали беседовать с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31).

Пророки Моисей и Илия. Пророки явились ученикам Христа в день его преображения

Петр восхитился всем происходящим и сказал Христу: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5). Куща — род шалаша или палатки. После того, как апостол произнес эти слова, явилось облако осенившее всех.

Из облака ученики Христа услышали голос, который сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте!» (Мф. 17:5). После того, как Иисус на горе преобразился, Он спускаясь с неё запретил говорить своим ученикам об увиденном до своего Воскресения.

Корни и история Яблочного Спаса

Историки утверждают, что Второй спас пришел на смену дохристианскому празднику сбора яблок. В старинные времена плоды до этого дня считались незрелыми и несъедобными. Лишь после освящения у алтаря сочные фрукты разрешалось употреблять в пищу без ограничений. Язычники верили, что яблоки в этот день наделены особой силой — они несут здоровье, красоту, силу и счастье.

Преображение Господне в православной церкви называют еще Спасом на горе. Верующие знают, что 19 августа — ровно за 40 дней до распятия Христа, Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Иисус начал молиться, его лицо вдруг осветил неземной свет, а одежды превратились в белоснежные. Так Иисус Христос преобразился на глазах у Петра, Иоанна и Иакова, открыв им свое предназначение.

В этот миг будущий Спаситель узнал, что ему суждено во имя людей умереть мученической смертью на кресте, а потом воскреснуть. Христос строго-настрого запретил своим ученикам рассказывать об этом чудесном событии. Вернувшись к людям, сын Господа Бога велел собирать яблоки, чтобы Отец мог освятить их. Отмечать Яблочный спас начали в 4 веке, после того, как на горе Фавор был открыт храм, увековечивший Преображение Господне.

Чему посвящён праздник

История события, произошедшего в этот день, описана в Евангелии. Преображение Господне можно назвать самым древним праздником, ведь первые упоминания о нём нашли в исторических рукописях IV века.

Православное Преображение объясняется так: в этот день Бог явился людям в человеческом обличии, но оставаясь святым.

В IV веке по настоянию святой царицы Елена возвели храм на том месте, где произошло Преображение Господа. С того самого дня были объявлены торжества в честь божественного события.

С тех пор Православная церковь исповедует то явление, когда Иисус Христос добровольно принял страдания на Кресте ради спасения всего человечества.

Господь Своим преображением доказал, что земная жизнь полна лишений и скорбей, но каждого ожидает небесная слава вечного блаженства. Иисус пришёл в этот мир в обличии человека, зная, что добровольно жертвует собой ради прощения грехов человечества.

Икона праздника

Пророки Моисей и Илия — главные пророки Ветхого Завета. Моисей умер, не достигнув земли обетованной, Илия был взят на небо живым. Их явление, пишет Златоуст, означало, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Гора Фавор — пологая. Скалы на иконе — символ духовного восхождения верующего к Богу, а также образ крепкой, как камень, веры.

Апостолы, ослепленные светом, лежат на земле. Иаков и Иоанн закрывают рукой лицо, не смея взирать на Преображенного Спасителя, и только Петр смотрит на Христа, готовясь произнести слова: «Наставник! хорошо нам здесь быть».

Мандорла — круг света вокруг Христа, символ Божественной славы и величия.

Лучи света, исходящие от фигуры Христа, — образ света Преображения: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9:3).

Фаворский свет — свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения. В XIV веке возник богословский спор о том, что это был за свет — тварный или нетварный. В итоге восторжествовала позиция святого Григория Паламы, который писал, что ученики Христа «видели, и видели доподлинно, то нетварное и Божественное Сияние, тогда как Бог пребывал незримым в пресущественной Сокрытости». И так как Сам Христос этим светом освятил человеческую природу, то и каждый уверовавший в Спасителя человек, по учению Церкви, может также сподобиться своего личного Преображения, восприняв нетварный, Фаворский свет. Таков величайший смысл этого двунадесятого праздника.

Феофан Грек, знаменитый древнерусский иконописец XIV века, написал одну из самых известных икон Преображения Господня (смотр. выше). Фаворский свет в палитре Феофана Грека будто бы «материализовался», вспышками присутствуя на каждом изображении.

Явление ветхозаветных пророков

На горе Фавор Иисусу с апостолами явились два великих пророка – Моисей и Илия. Оба пророка познали Бога на горных вершинах. Моисей получил скрижали закона с десятью заповедями на горе Синай (Исх. 31:18). На горе же Хорив Илия нашел Бога не в ветре, не в землетрясении, а в тихом веянии (3 Цар. 19:9-12), о чем упоминается в паремиях – богослуженбных чтениях – накануне праздника во время великой вечерни.
Моисей жил за 1600 лет до Рождества Христова, пророк Илия – за 900 лет. В день Преображения апостолы видели их живыми, а значит увидели и подтверждение слов Господа Иисуса Христа: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6:47)

Основы праздника

Священнослужители наставляют: духовное преображение стимулирует заполнение человеческого сознания святостью и нравственной чистотой.

Личное преображение человека влияет и на окружающий мир

Истинно верующие, проходящие такое становление, изменяют и окружающий мир. Человек собственноручно подчиняет своей воле индивидуальные страсти и начинает распространять лучшие качества вовне. Вселенная отвечает взаимностью и ослабляет хватку, возникшую от человеческого грехопадения, и открывает путь к Господу.

Это торжество всегда приходится на время Успенского поста, который предваряет Успение Пресвятой Девы Марии и отмечается с 31 июля по 14 августа. В славянской традиции этот праздник называется «Яблочным Спасом» — торжеством, знаменующим наступление осенней поры и природного изменения.

О праздниках, именуемый «Спасами»:

В библейском сюжете говориться, что на вершине горы под названием Фавор произошло великое событие, которое значится в церковных анналах истории как Преображение Спасителя Христа.

  • Уже приближалось время, когда Божий Сын понесет свой крест и будет распят за человеческие грехи. Сам Учитель все более упоминал в своих беседах с апостолами о том, что вскоре Ему предстоит терпеть страдания за веру в Господа.
  • Однажды Он отправился на вершину горы Фавор, чтобы вознести молитвы Небесному Отцу. В пути его сопровождали самые близкие апостолы, которым суждено было увидеть чудесное Преображение Спасителя.
  • Ученики Петр, Иоанн и Иаков лицезрели удивительную перемену в теле Христа, когда он только начал воспевать могущество Господа. Лицо Иисуса воссияло лучезарным светом, одеяния Его сделались белоснежными и излучали запредельное сияние.
  • Рядом с Мессией чудесным образом предстали великие пророки Ветхого Завета — Моисей и Илия. Честнейшие мужи вели дружелюбную беседу с Христом о предстоящих страданиях на Голгофе.
  • Изумленный апостол Петр, пораженный видением и не желающий окончания этих бесед, просил Иисуса разрешения устроить на горе палатки для величайших пророков и самого Сына Божьего.
  • Неожиданно в небесах возникло облако, которое покрыло собравшихся приятной тенью. Вскоре раздался грандиозный Голос, который утверждал, что Христос есть Его Сын, и только Сына нужно слушаться.

    Преображение Господне: Христос явил апостолам Свою славу

  • Когда видение пропало, на горе остались только апостолы и Спаситель. Последний подошел к любимым ученикам, стоявшим на коленях и испытывающим благоговейный страх, коснулся их рукой и дружелюбно попросил встать, приняв божественную любовь.

На заметку! Невысокая гора под названием Фавор находится в северной области масштабной Израильской долины. Этот холм славится грандиозными дубами, оливковыми деревьями и большим количеством зелени. Фавор по своей форме напоминает огромную полусферу, возвышающуюся над окрестными селениями, виноградниками и полями.

Это интересно: Праздник Ореховый спас — история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

Преображение Господне: как праздновать

В христианской традиции праздник Преображения уходит корнями в ветхозаветный праздник кущей, когда освящались первые плоды и колосья пшеницы. То есть наши предки в это время начинали собирать урожай – и первые собранные дары природы несли в храм на освящение.

По канону в этот день принято святить виноград, однако в наших широтах он не вызревает к моменту празднования, поэтому на Руси издревле святят в этот день яблоки. Поэтому-то Преображение Господне в народе и прозвали Яблочный спас.

И отсюда же традиция подавать на праздничный стол в этот день как можно больше блюд с яблоками и медом (его также продолжают святить в этот праздник). Это и просто яблоки с медом, и яблочный пирог, и блины с яблоками, и различные овоще-фруктовые салаты. И напомним: продолжается Успенский пост 2019: календарь питания на этот день позволяет послабления в меню, но основных запретов в еде не снимает. О запретах в еде на этот день читайте в нашем материале Что нельзя делать в Успенский пост – от питания до прощения и свадьбы.

Также на Яблочный спас святят в церкви и другие круглые фрукты, а некоторые – даже овощи:

  • виноград,
  • горох в стручках,
  • груши,
  • помидоры и т.п.,
  • пучок колосьев пшеницы и ржи – тем самым прославляя разнообразное богатство природы.

К слову, считается, что до освящения яблоки нового урожая есть нельзя, то есть вообще: ни в сыром виде, ни добавлять в блюда или компоты (иные напитки). Особо ревностно этой традиции придерживались родители, у которых умер маленький ребенок: в народе верили, что если родитель съел яблоки до Яблочного спаса – тогда сам малыш на небе яблок в этом году уже не отведает.

Народная традиция пошла от монахов. В сборнике богослужебных и аскетических указаний – Типиконе – есть четкий запрет, что инокам до освящения на Преображение Господне плодов есть нельзя. Воздерживаясь от поедания яблок и иных плодов до их освящения, верующие люди тем самым выполняют завет: «Сначала – Богу, потом – нам».

Также освященные на Преображение плоды принято в этот день носить на могилы родных и близких людей.

Митрополит Сурожский Антоний. Проповедь на Праздник Преображения

Праздник Преображения раскрывает перед нами славу Богом созданной твари. Не только Христос явился в славе Отчей, в славе Своей Божественной в этот день перед Своими учениками: Евангелие нам говорит, что Божественный свет струился из Его физического тела и из той одежды, которая его покрывала, изливался на все, что окружало Христа.

Здесь мы видим нечто, что прикровенно уже раскрывалось нам в Воплощении Христовом. Мы не можем без недоумения думать о Воплощении: как оказалось возможно, что человеческая плоть, материя этого мира, собранная в теле Христовом, могла не только быть местом вселения Живого Бога – как бывает, например, храм – но соединиться с Божеством так, что и тело это пронизано Божественностью и восседает теперь одесную Бога и Отца в вечной славе? Здесь прикровенно открывается перед нами все величие, вся значительность не только человека, но самого материального мира и неописуемых его возможностей – не только земных и временных, но и вечных, Божественных.

И в день Преображения Господня мы видим, каким светом призван воссиять этот наш материальный мир, какой славой он призван сиять в Царстве Божием, в вечности Господней… И если мы внимательно, всерьез принимаем то, что нам здесь открыто, мы должны изменить самым глубоким образом наше отношение ко всему видимому, ко всему осязаемому; не только к человечеству, не только к человеку, но к самому телу его; и не только к человеческому телу, но ко всему, что телесно вокруг нас ощутимо, осязаемо, видимо… Все призвано стать местом вселения благодати Господней; все призвано когда-то, в конце времен, быть вобрано в эту славу и воссиять этой славой.

И нам, людям, дано это знать; нам, людям, дано не только знать это, но и быть сотрудниками Божиими в освящении той твари, которую Господь сотворил… Мы совершаем освящение плодов, освящение вод, освящение хлебов, мы совершаем освящение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни; внутри пределов Церкви это начало чуда Преображения и Богоявления; верой человеческой отделяется вещество этого мира, которое предано человеческим безверием и предательством тлению, смерти и разрушению. Верой нашей отделяется оно от этого тления и смерти, отдается в собственность Богу, и Богом приемлется, и в Боге уже теперь, зачаточно, поистине делается новой тварью.

Но это должно распространиться далеко за пределы храма: все без остатка, что подвластно человеку, может быть им освящено; все, над чем мы работаем, к чему мы прикасаемся, все предметы жизни – все может стать частью Царства Божия, если это Царство Божие будет внутри нас и будет, как сияние Христово, распространяться на все, к чему мы прикасаемся…

Подумаем об этом; мы не призваны поработить природу, мы призваны ее освободить от плена тления и смерти и греха, освободить ее и вернуть в гармонию с Царством Божиим. И поэтому станем вдумчиво, благоговейно относиться ко всему этому тварному, видимому нами миру, и послужим в нем соработниками Христовыми, чтобы мир достиг своей славы и чтобы нами все тварное вошло в радость Господню. Аминь.

(19 августа 1973 г.)

Преображение Господне: поздравления

С Преображеньем я вас поздравляю.

И от души всем друзьям пожелаю

Веры, терпения, много любви,

Были чтоб мысли светлы и чисты.

Пусть вас Господь бережет от напасти,

Пусть в вашем доме поселится счастье.

Будьте здоровы, живите без бед

С вашими близкими вы много лет!

***

Пусть жизнь принесет свет и радость тебе,

Пусть трудных мгновений не будет в судьбе,

Пусть будет в достатке и дом, и семья.

С Преображеньем Господнем тебя!

***

Поздравляю с праздником Преображения Господнего и от чистого сердца желаю с каждым днём преображать себя, свои мысли, свой внутренний и окружающий мир. Желаю здравствовать, надеяться и любить, мечтать и радовать своё сердце с каждым мгновением.

Послание к верующим

Преображение Господа относилось не только к Христу, но и к трем его ученикам. К такому же очищению должен стремиться истинно верующий христианин. Религия — наука, призывающая к изменению и исправлению индивидуальной личности. Христиане живут для того, чтобы в определенный час обрести чистое видение животворящей благодати, которую посчастливилось лицезреть апостолам на Фаворе.

Икона Преображение Господне

Однако в призвании православных людей не стоит только личное преображение, они отвечают и за собственное окружение, Вселенную. Христианин — это добрый правитель и защитник материального мира. Спаситель показал пример, искупив грехи людские Жертвой, смертью и чудесным Воскресением. Такая же важная задача по защите веры является основной у истинно верующих.

Важно! Когда человек осознает полноту ответственности за происходящее, стремиться к обретению блаженства, то бесконечная Вселенная и Сам Создатель открывает перед ним правильные пути и дарует все богатства. Святые призывают к милосердию и получают его в ответ

Вместе с божественным светом Фавора во Вселенную возвращается забытая радость и счастье бескорыстного служения Богу

Святые призывают к милосердию и получают его в ответ. Вместе с божественным светом Фавора во Вселенную возвращается забытая радость и счастье бескорыстного служения Богу.

Преображение Господне дата в других церквях

У католиков этот день имеет статус праздника, но не торжества, то есть его «ранг» более низкий. Он приходится на 6 августа, но, если это будний день, возможен перенос на ближайшее воскресенье. В Ассирийской церкви Востока праздник также назначен на 6 августа.

Для христиан Армянской апостольской церкви – это один из главных праздников, который любим народом. Сначала его отмечали в начале года по армянскому календарю, и он был языческим. Люди обливали друг друга водой и выпускали в небо голубей. Сегодня эти элементы сохранились, но церковью был придан им христианский смысл. Это воспоминание о Всемирном Потопе. В VI веке Преображение было включено в число пасхальных праздников и перенесено на седьмое воскресенье после Пятидесятницы.

Что такое Преображение Господне и в чем его смысл

Исходя из истории, описанной выше, можно теперь заметить важные моменты такого великого чуда. Гора, на которой произошло Преображение Иисуса представляла собой церковь, где Христос соединил два Завета. В настоящее время во время службы священники надевают белые наряды, как символ небесного сияния, произошедшего на горе Фавор много лет тому назад.

Преображение Господне имеет еще второе название – Второй или Яблочный Спас. Если окунуться опять же в историю появления христианства и вспомнить, что мы эту религию взяли из Византии, то там в этот день было принято святить виноград. Но так как в наших широтах виноград не приживается, решили использовать яблоки, которые как раз поспевали ко дню Преображения Господня. Хотя по сути своей 19 августа каждого года можно освящать любые плоды, которые уже поспели к празднику.

Ослепительная надежда

В Преображении Господнем явлен высший смысл нашей жизни, ее наивысшая цель. Это событие приоткрыло тайну Богообщения и  Богопознания. Преображение Господа дало обреченному человечеству невиданную доселе возможность и надежду на изменение (преображение) человеческого естества, очищение его греховной природы посредством соединения со своим Творцом. 

Только возвысившись над земным возможно созерцать Божественное.

Преображение стало дверью в Вечность, окном в бесконечный мир познания Бога и Его бытия.

Само событие произошло незадолго до Крестных страданий Господа.  Христос пригласил троих учеников помолиться вместе с Ним уединенно. Они отправились на север к возвышавшейся над всей Иудеей горе Фавор.

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1–2).

Но почему именно их выбрал Спаситель быть свидетелями такого чуда? Чем они отличались от других апостолов? Вот что по этому поводу говорит святитель Иоанн Златоуст:

«Они превосходили прочих: Петр – сильной любовью к Иисусу, Иоанн – особенной любовью к нему Иисуса, а Иаков – ответом, который он дал вместе с братом своим: «можем» испить чашу (Мк. 10:39)».

Итак, придя на гору, апостолы стали свидетелями величайшего чуда – Божественного Преображения Спасителя, явления Его величия и славы.

«Господь, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – явил им Царство Свое прежде поругания Своего и честь Свою прежде безчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят Иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение мира».

Всю ночь пребывал в молитве Господь на горе Фавор, апостолы все время были подле Него и усердно молились, но, устав, уснули. Пробудившись ото сна, они увидели Преображенного Господа и пророков Моисея и Илию, которые говорили с Ним о том, что Его кровь искупит грехи человеческие. А из светлого облака над ними раздался голос Бога-Отца, назвавшего Иисуса Христа Своим возлюбленным Сыном…

Ослепительный свет блистал повсюду на горе и объял души апостолов. Он разливался, мерцал, сверкал, делая прекрасным все вокруг.

Свет, исходящий от Преображенного, был настолько велик, что пред ним меркло даже сияние лучей рассветного светила. И сбылось сказанное в Писании: «При словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей» (двух величайших пророков и трех избранных апостолов) «состоится дело» (Втор. 19:15).

Апостолы смогли воочию увидеть, что Иисус Христос «не есть Илия, но Бог Илии…» (прп. Ефрем Сирин). Они смогли найти подтверждение своей веры и убедиться в Божественном достоинстве своего Учителя.

Свято-Преображенские монастыри и храмы

Православный Преображенский монастырь на горе Фавор

Православный Преображенский монастырь на горе Фавор

Храмы, иноческие обители воздвигались на Фаворе еще со времен равноапостольной царицы Елены, которая построила здесь храм апп. Петра, Иакова и Иоанна. С VIII в. здесь образовался монастырь, впоследствии разоренный мусульманами. С XII в. молиться на горе верующие могли только раз в год, 6 августа.

Сейчас на горе две обители: католическая (францисканская) и православная.

Греческий монастырь основан в середине XIX в., когда на горе поселился архимандрит Иринарх, происходивший из Молдавии. Он начал восстановление одной из византийских базилик. Но официальное разрешение на это турецкие власти дали только в 1860 г. Его освящение состоялось уже после кончины архим. Иринарха, 6 августа 1862 г.

Обустройство обители проводилось на деньги благотворителей, прежде всего – Русского Палестинского общества. Ныне это женский монастырь Иерусалимской патриархии. Его главный храм имеет три престола – Преображения, прор. Моисея и Илии и свв. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского.

Чтимые святыни обители:

  • икона Божией Матери, именуемая Акафистной;
  • пещера Мелхиседека – по преданию, место, близ которого царь Салима встретил праотца Авраама (Быт. 14:18).

Паломники также стараются поклониться могиле основателя монастыря, архимандрита Иринарха. Она находится справа от храмовых дверей.

Событие Преображения

Преображение (Рафаэль, 1519—1520, Пинакотека, Ватикан)

Преображение описано в каждом из синоптических Евангелий, причём описания эти очень похожи.

Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнёс: «…истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе»

(Мк. 9:1), а спустя шесть дней взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он«преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). При этом явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом«об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). Увидев это, восхищенный Пётр сказал:«Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос:

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5)

Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых»

(Мк. 9:9).

Богословское толкование

Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Своё пришествие на облаках во славе с ангелами»

Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти»

, предстали для того, чтобы показать, что«Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй» .

Преображение (Джованни Беллини, 1480—1485).

Ряд богословов (Косма Маюмский, Иустин Попович) считают, что при Преображении было преображено и всё человеческое естество, так как Бог стал человеком и «преобразил» Божий образ каждого человека, удаляя с него «осадок» первородного греха: «Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков

».

Событие Преображения Господня были в центре богослово-философского спора по вопросу об «умной» молитве и Фаворском свете между сторонниками возродившего исихастскую практику Григория Синаита: Григорием Паламой, монахом Давидом, Феофаном Никейским, Николаем Кавасилой и патриархами Калистом и Филофеем — с одной стороны, и Варлаамом Калабрийским, Никифором Григорой, Акиндином — с другой.

Перед иконой Преображения Господня обычно молятся в праздник Преображения

Несмотря на то, что образу Преображения Господня можно молиться в любое время, обычно к нему обращаются во время торжественной Литургии на праздник Преображения. Икона помогает в следующих случаях:

  • очищения от грехов;
  • исцеления;
  • укрепления веры;
  • спасения родных и близких.

Видеоролик: Преображение Господне молитва. 19 августа. Яблочный Спас. На видеоизображении транслируется текст молитвы на праздник преображения Господня.

Примерный текст молитвы к иконе преображения Господня следующий: «Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей.

Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми. Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь».

События, легшие в основу праздника

Христос, взяв трёх учеников, поднялся на гору. Очевидно, восхождение было трудным. Устав от пути, ученики заснули. Во время их сна Иисус преобразился:

Когда ученики проснулись, они увидели, как Господь беседует с двумя пророками — Моисеем и Илиёй. От Христа исходил яркий свет и божественная благодать. От радости, которая разливалась вокруг, Пётр захотел остаться на горе Фавор навсегда. Он предложил Господу создать три кущи (шатры, временные жилища) — Ему и двум пророкам.

Ученики испугались и упали на землю, закрывая лицо руками. И исчезла вся Слава Господня и пророки Его. Когда ученики поднялись, они увидели только Иисуса Христа.

Когда Господь сошёл с учениками с горы Фавор, Он повелел им молчать о видении, открывшемся им. Молчать до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых. Богословы считают, что этим чудом Иисус Христос хотел ободрить и поддержать своих учеников, не хотевших отпускать Его на добровольную жертвенную смерть. Своим Преображением Христос наглядно показал апостолам свою божественную природу. А через явление двух ветхозаветных пророков подтвердил, что его будущая Крестная Смерть является исполнением древних пророчеств о Мессии.

События Преображения Господня

Мы читаем о Преображении в трех Евангелиях, оно не описано только в Евангелии от Иоанна.

Как сообщают апостолы-евангелисты, события Преображения произошли через шесть дней после того, как Христос в беседе о кресте и Царствии Божием произнес: «…истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1). Спаситель взял с собой трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и отправился на гору, чтобы помолиться. Пока Христос молился, учеников, уставших за день, сморил сон. Но потом чудо разбудило их — Учитель «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2). Перед Спасителем явились пророки Моисей и Илия и говорили с Ним. Как пишет апостол Лука, беседа шла «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9:31), то есть о предстоящем распятии на кресте. Апостол Петр, пораженный величием Господа, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9:5). После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из недр облака раздался голос Бога-Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). После этого чудесного события Христос и ученики сошли с горы. Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9:9).

Славянские традиции на 19 августа

В православном мире, разбавленном языческими отголосками, существовали интересные традиции.

  • До «Яблочного Спаса» считалось большим грехом употреблять в пищу яблоки. В день праздника эти плоды обязательно освящали в храмах и клали на могилу почивших.
  • Славянские девушки разговлялись яблоками и загадывали желание на жениха. На этот праздник плоды использовали для блинов и пирогов, приправляя грибами и различными ягодами.
  • Существовала традиция провожать солнце, петь песни и водить хороводы. Южные и западные славяне 19 августа начинали собирать виноград, а после освящение в храме — употреблять его в пищу. Некоторые хозяева совершали специфические действия, чтобы повысить урожайность.
  • В Сербии верили, что 19 августа преображается небо и земля, а македонцы считали, что в этот день можно увидеть Бога и загадать желание.

В день 19 августа православная церковь ежегодно отмечает торжество Преображения Господня. Этот праздник демонстрирует истинную природу Бога, воплощенного в человеческом теле.

Совет! Каждый христианин должен обустроить свою жизнь так, чтобы получить возможность созерцать истинный Свет Небесного Царства, блистающий для всех праведников.

Видео о чуде на горе Фавор. Преображение Господне

Почему называется Яблочный Спас?

В Православной церкви существует запрет на вкушение винограда и большинства других плодов нового урожая до Преображения Господня.

Поскольку в Древней Руси не было виноградников, то запрет с винограда был перенесён на яблоки. При этом в отдельных местах, согласно словарю Даля, запрет существовал на все плоды, кроме огурцов. И по сегодняшний день существует обычай приносить виноград, яблоки и другие плоды на праздник Преображения в храм.

Свое название – Яблочный Спас – праздник получил от имени бога Спаса, которому посвящался урожай и созревшие плоды. Языческие традиции празднования Яблочного Спаса переплелись с христианскими. Поэтому 19 августа люди приносили плоды, выращенные в садах, на освящение в храм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector