Исихазм в православии и философии
Содержание:
- “Если у нас есть силы, то сатана тут как тут. Он тотчас приносит небрежение и сон”
- “Восемнадцать лет я прожил рядом с ним и никогда не видел его сердитым”
- Что позволяет познать Господа в исихазме?
- Техническое состояние сайта
- Иосиф Исихаст оставил — свои наставления для мирян
- Вскоре Арсений и Иосиф расположились — в скиту святой Анны в пещере под обрывом
- Монастырь Иоанна Предтечи, Великобритания
- Философия и богословие исихазма
- Значения термина
- Посещаемость
- Что в книгах тех далеких лет
- Интеграция в православную церковную жизнь
- Мэгура и другие скиты, Молдова
- Наследие
- Исихазм на Руси
- Исихастский спор
- Что это исихазм?
- Влияние старца Иосифа Исихаста на жизнь Афона
- “Когда человек в праздники не чувствует двойную благодать, это означает, что что-то у него не в порядке”
- Старец Василиск: о Иисусовой молитве Исихазм
“Если у нас есть силы, то сатана тут как тут. Он тотчас приносит небрежение и сон”
Христос не требует от нас того, что выше наших сил
«Доколе держат вас ноги, на молитве стойте, если желаете увидеть плоды».
«Христос не требует от нас того, что выше наших сил. Если мы действительно не можем ни стоять, ни сидеть, тогда Он с нами, даже если мы лежим. Но если у нас есть силы, то сатана тут как тут. Он тотчас приносит небрежение и сон».
О чтении духовной литературы
«Чтение тоже является одним из видов молитвы. Мы каждый день читали одну-две главы Священного Писания и после этого – книги святых отцов. Что же касается Исаака Сирина, то он всегда был у нас под мышкой… Но, кроме него, мы читали и “Лествицу”, и авву Дорофея, и “Эвергетинос”, и святого Макария, и многих других, а также и жития святых».
«Всё Священное Писание богодухновенно, и мы должны читать его всё
Из Ветхого Завета особенное внимание нужно уделять Псалтири. Это очень сильная молитва»
«Читая жития святых, мы получаем двойную пользу. Первая польза состоит в том, что пример их подвигов пробуждает нас от сна нерадения. Вторая же – в том, что, когда мы читаем жития святых с благоговением, святые эти молятся за нас Христу».
«Но всегда, прежде чем начать чтение, нужно помолиться. После молитвы чтение жития святого приводит нас в такое умиление, что мы уже не в состоянии остановить слезы. Так бывает потому, что молитва просвещает ум».
“Восемнадцать лет я прожил рядом с ним и никогда не видел его сердитым”
Восемнадцать лет я прожил рядом с ним и никогда не видел его сердитым или в пылу гнева. Помню, что только однажды он повелительно возвысил тон своего голоса, не соглашаясь с одним братом, который настаивал на том, чтобы что-то было сделано иначе. Но старец с помощью молитвы провидел, что если бы уступил, то с другим братом случился бы несчастный случай. Поэтому он строгим тоном сказал: “Ты сотворишь послушание. Будет именно так”. И действительно, он оказался абсолютно прав.
В ясности ума предчувствуя кончину, отец Арсений открыл и обнажил всего себя перед своими духовными чадами. Многие братия не успевали задать ему вопрос: как только они приближались, он опережал их, входил в их помыслы, в их затруднения и тотчас давал соответствующий совет. Некоего брата, помышлявшего уйти из монастыря, он призвал и, наедине открыв ему его же собственные помыслы, предложил и соответствующие лекарства, чтобы избавиться от брани».
Духовные наставления старца Арсения Исихаста
О молитве
Когда миряне интересовались Иисусовой молитвой, старец Арсений обычно спрашивал их: «Есть ли у вас духовник? Исповедуетесь ли вы? Ходите ли вы в храм, молитесь ли дома? Поститесь ли вы в среду и пятницу? Регулярно ли причащаетесь?» Если посетители были людьми семейными, он добавлял: «Соблюдаете ли вы воздержание со своей женой в посты, воскресные дни, праздники? Столько ли у вас детей, сколько дает вам Бог? Имеете ли любовь к врагам и друзьям? Если вы поступаете так, тогда мы побеседуем об умной молитве. Если нет, то и умной молитвы нет. И времени не будем терять».
«Основанием, конечно, является Иисусова молитва. Если есть у тебя охота к молитве, не прерывай молитву. Она возмещает всё. Если молитва ослабнет, тогда читай акафист. Божия Матерь очень любит и молитву “Богородице Дево, радуйся”. Иногда, как прочитаешь несколько раз эту молитву, Богородица дает такую неописуемую сладость!»
Что позволяет познать Господа в исихазме?
Способствует постижению такой цели постоянное повторение определенных слов. В исихазме — это Иисусова молитва.
Достаточно часто паломники и аскеты погружаются в себя с помощью таких манипуляций. Постоянное творение данных слов может привести в благодатное состояние даже начинающего. Но многие церковнослужители не поддерживают такое мнение. Они привыкли утверждать о том, что на то, чтобы созерцать Всевышнего, нужно довести процесс повторения до автоматизма, а на это необходимо некоторое время.
Стоит также помнить о том, что делать это необходимо только с чувством глубокого покаяния и сознанием своего недостоинства. Совершать данное необходимо только с чистым сердцем и открытой душой. Ведь если помысли будут заняты чем-то, то и достижение поставленной задачи будет невыполнимо.
Техническое состояние сайта
Возраст домена
14 лет
Молодые и новые домены плохо продвигаются в высококонкурентных тематиках. Также важна история домена и сайта. Старые домены с плохой историей сложно продвинуть. Поисковые системы любят старые, тематические домены с хорошей историей (без фильтров, спама, черного сео и т.п.).
Обновлено 29.06.2021 21:10
Окончание домена
Домен продлен до 12.06.2022
Не забывайте продлевать доменное имя. Лучше включить автоматическое продление у своего регистратора. После окончания регистрации домена есть шанс потерять доступ к домену.
Обновлено 29.06.2021 21:10
SSL-сертификат
Cайт не доступен по HTTPS.
Описание:
Для продвижения сайтов коммерческой направленности важна конфиденциальность обмена информацией междусервером и посетителями. Это повышает лояльность потенциальных клиентов к ресурсу, увеличивает уровеньдоверия, влияет на конверсию и рост позиций в выдаче практически по всем запросам.
Cтатьи по теме:
- Заявление Google
Обновлено 15.02.2018 21:52
Технологии, которые используются на сайте
Язык программирования
PHP
Код ответа сервера
Успешный запрос ресурса.
-
http://isihazm.ru301 Moved Permanently
-
http://www.isihazm.ru/200 OK
-
Успешный запрос ресурса.
Описание:
Для успешного индексирования страницы поисковыми ботами HTTP-код ответа сервера должен быть 200
Дополнительная информация:
- Проверка ответа сервера внутренних страниц сайта
- Список кодов состояния
- Коды ответов сервера — подробное описание
Обновлено 29.06.2021 21:10
IP
217.12.241.3
Местоположение сервера
Россия
Расположение сервера имеет значение для поисковых роботов. При ранжировании они отдают предпочтение сайтам, чьи серверы находятся в той же стране, что и целевая аудитория ресурса.
Обновлено 29.06.2021 21:10
Датацентр
JSC Ruscentrosvyaz
Ошибки HTML кода
Найдено 973 ошибки и 125 предупреждений.
Описание:
Код без ошибок — это код, который соответствует стандартам W3C. Страницы с корректным кодом правильно отображаются в браузере, то есть имеют хорошие поведенческие факторы, и занимают более высокие позиции в выдаче.
Дополнительная информация:
Сервис W3C — проверка страниц на ошибки кода
Обновлено 29.06.2021 21:10
Иосиф Исихаст оставил — свои наставления для мирян
Старец оставил довольно много своего духовного опыта, который изложил в своих книгах и наставлениях. Специально для мирян им были даны наставления, на основе его духовной жизни.
Рассмотрим самые известные наставления для мирян Иосифа Исихаста.
Специально для мирян Иосиф Исихаст дал свои наставления, на основе его духовной жизни:
1) Бог прежде всего Личность. «Бог не просто какая-то формальность, Он прежде всего Личность, говори с Ним, полюби Его!».
2) Если ты хочешь, чтобы твоя молитва была услышана. «Если ты молишься и хочешь, чтобы твоя маленькая молитва была услышана, тогда знай, что и твои маленькие согрешения записываются, и они искажают твое маленькое добро».
«Если ты говоришь, что твое согрешение маленькое – ничего страшного, – тогда и твоя маленькая молитва не доходит до Бога – ничего страшного».
«Имей любовь ко всем и смотри, чтобы не огорчил чем-нибудь и не навредил кому, ибо во время молитвы встанет препятствием скорбь твоего брата».
«Изложение монашесткого опыта» преподобного Иосифа Исихаста на сайте azbyka.ru
3) Благодать Божия. «Не считай себя человеком, если не получил благодати. И без благодати напрасно мы, люди, родились в мир».
«Благодать Божия зависит не от лет, а от образа жизни и милости Господней».
«Сразу, как только воистину покается человек, приближается к нему благодать и ревностью увеличивается. Опыт же требует многолетнего подвига».
4) Стань добрым, и все станут добрыми с тобой. «Не негодуй на братьев. Переноси их ошибки, чтобы и они переносили твои. Люби, чтобы тебя любили, и терпи, чтобы тебя терпели. Стань добрым, и все станут добрыми с тобой».
Вскоре Арсений и Иосиф расположились — в скиту святой Анны в пещере под обрывом
Вскоре отец Арсений и Иосиф находят одну заброшенную каливу, и это становится их очередным местом подвигов. Это калива располагалась в малом скиту святой Анны, в пещере под обрывом. Из различных подручных материалов, они стали строить себе небольшую хижину, которая включала всего 3 небольших помещения.
На данном изображении мы видим скит Иосифа Исихаста, который он построил себе собственноручно
Место было не совсем удобное, им постоянно не хватало жилых помещений. Но впоследствии к ним все-таки стали присоединятся и другие подвижники — молодые монахи.
Вскоре преподобный старец Иосиф принял решение о том, чтобы перебраться чуть ближе к береговой черте. В качестве этого была выбрана калива в честь святых Бессребреников, которая располагалась в новом скиту.
Монастырь Иоанна Предтечи, Великобритания
Ученик великого старца преподобного Силуана Афонского отец Софроний (Сахаров) (1896 – 1993) волею судеб попал в Англию, где поселился в тихом месте с учениками. Потихоньку скит разросся, но все равно не велик, но важен тем, что исихастские духовные тексты и делания прижились в Великобритании. Кстати, принц Чарльз исихазм очень уважает и регулярно живет на Афоне в монастыре Ватопед.
Есть забавная история об основании скита. Местный пастор по приезде о. Софрония очень был заинтересован, что там происходит, кто они такие, эти православные? И он спросил своего епископа: «Что это – секта? Верят ли они в Святую Троицу, хотя бы?» И епископ сказал: «Don’tworry. Theyareorthodox. They are the ones who invented it». (Они православные, они создали учение о ней).
Сергей Хоружий: «Процесс, начавшийся снизу в русском монашестве, а также за пределами России деятельностью св. Паисия Величковского (1722-1794) и его учеников, вырастает постепенно в русское исихастское возрождение XIX-XX вв. Его основные вехи — создание и распространение русского «Добротолюбия» (фундаментальный свод исихастских текстов, не раз пересматривавшийся, дополнявшийся и ставший базовым руководством для устроения православного сознания и жизни); создание влиятельных очагов исихазма (Оптина Пустынь, Валаам, Саров и др.); подвиг учителей русского исихазма — свв. Тихона Задонского, Серафима Саровского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, в нашем веке — св. Силуана Афонского и его ученика игумена Софрония (Сахарова); становление новых форм исихазма — странничества и, в особенности, старчества. Новые формы показывали, что особая черта русского исихазма — широкое развитие намеченной у Паламы тенденции к утверждению исихазма в качестве универсальной, общеантропологической стратегии: в отличие от древнего института старцев — наставников иноков, в русском старчестве, а также в движении «Монастырь в миру», идущем от славянофилов и получившем развитие в нашем веке, в том числе, при большевистских гонениях, — совершается выход исихазма в мир».
Философия и богословие исихазма
В основе философии и богословия исихазма лежит учение об обожении, представление о том, что посредством Божьей благодати праведник может созерцать энергию непознаваемого Бога, соединяться таким образом с Богом (что в некотором смысле и называется обожением уже в этой земной жизни, поскольку исихасты считали, что несмотря на различие сущности и энергии Бога божественную энергию тоже можно называть Богом, соединение с Богом можно поэтому описывать как «обожение», «боговидение», «богосозерцание» и т. д., а соединённого таким образом человека можно исходя из уважения и христианской любви к Человеку называть «Богом по благодати» несмотря на то, что по существу (по природе) обоженный человек остаётся человеком и, конечно же, не становится ни Богом, ни его наместником на Земле в какой бы то ни было форме). Наиболее известные представители византийского исихазма — Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Григорий Палама. Догматическим обоснованием исихастской практики стали развитые Григорием Паламой принципы святоотеческой концепции «синергии» — взаимодействия божественной благодати и свободной воли человека — и наметившееся ещё у Василия Великого и Григория Нисского учение о различии божественной сущности и божественных энергий. В сочинениях Григория Синаита и Григория Паламы развивалась система восхождения духа Человека к божеству, учение о самонаблюдении, целью которого было нравственное улучшение, раскрывалась целая лестница добродетелей. На верху лестницы, углубляясь в себя во время доведенного Григорием Синаитом до совершенства сочетания чтения в уме Иисусовой молитвы с «дыхательным методом», инок должен был победить свои страсти и отрешиться от всего земного, в результате чего достигалось экстатическое созерцание божественного света.
Значения термина
Крупнейший современный исследователь исихазма о. Иоанн Мейендорф (1926—1992) выделяет несколько значений термина: 1) отшельническое монашество анахоретов-молчальников; 2) особая школа и техника («умное делание»), ядром которой является непрестанное творение в уме молитвы Иисусовой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а целью — уподобление Христу, видение Фаворского света и обожение; 3) обосновывавшее исихастскую практику догматическое учение св. Григория Паламы и его последователей, которое шире богословия энергий, и начатое Паламой церковное движение (паламизм) (хотя о. Иоанн Мейендорф замечает, что паламиты, возглавлявшие византийскую церковь, могут быть названы исихастами лишь с оговорками); 4) явление в религиозной жизни России XIV—XVI вв.
Российский учёный-религиовед Е. А. Торчинов определяет исихазм следующим образом:
Посещаемость
Просмотры19 000≈ 640 в день
Отказы #%
Время на сайте # мин.
Глубина просмотра #
Примерные данные, вычисленные на основе информации с сервиса Alexa
Источники трафика
Социальные сети | ### |
Поисковые системы | ### |
Почтовые рассылки | ### |
Ссылки на сайтах | ### |
Прямые заходы | ### |
Социальный трафик
Нет данных |
Рейтинг по трафику
2 094 601
Место в мире
География посетителей
Россия | 0% |
Беларусь | 0% |
Похожие сайты
afonit.info | 0% |
agionoros.ru | 0% |
blagosloven.ru | 0% |
isihast.ru | 0% |
alavastr.ru | 0% |
История счётчиков
Счётчики не найдены
Тест показывает активные и отключенные ранее счетчики систем статистики и связанные с ними сайты. Эта информация может быть полезна в случае, если у конкурента есть неизвестные вам проекты, управление статистикой которых происходит с одного аккаунта — вы сможете их найти. Если в вашими счетчиками что-то пойдет не так, вы также можете это увидеть.
Веб-студии иногда самостоятельно устанавливают счетчики на сайты клиентов и управляют ими с того же аккаунта, что и счетчиком своего сайта. Вы можете сделать анализ сайта студии и благодаря этому тесту узнать, кто ее клиенты.
Обновлено 29.06.2021 21:10
История IP-адресов
Мы нашли 1 IP-адрес, связанный с сайтом
IP-адрес | Найден | Исчез | Связанные сайты |
---|---|---|---|
217.12.241.3 | 02.12.2019 | — |
##### ##### ##### ##### ##### Показать всё |
IP-адреса, найденные когда-либо на сайте. А также сайты, у которых обнаружен такой же IP-адрес.
Обновлено 29.06.2021 21:10
Что в книгах тех далеких лет
Иосиф, будучи уже известным и почитаемым в среде монахов как Молчальник, всю жизнь стремился к уединению. Слава, что пришла к нему с годами, его не тревожила, так как о таком величии он даже не думал, ему это было совершенно не нужно. Благодаря скитаниям и отшельничеству, старец приобретал и постоянно расширял знания, которыми впоследствии делился с монахами. В течение всего времени Иосиф не забывал вести записи, которые потом были опубликованы. Эти книги нашли своих почитателей в миру и в монастырях.
Все, что было связано с исканиями и с таким трудом приобретенным опытом, изложено в книгах отца Иосифа.
Интеграция в православную церковную жизнь
Исихасты полностью интегрированы в литургическую и сакраментальную жизнь Православной Церкви, включая ежедневный цикл литургической молитвы Богослужения и Божественной литургии . Однако исихасты, живущие отшельниками, могут очень редко посещать Божественную литургию (см. Житие святого Серафима Саровского ) и не могут читать Божественное служение, кроме как посредством Иисусовой молитвы (подтвержденная практика на Афоне). В общем, исихаст ограничивает свою внешнюю деятельность ради своей исихастической практики.
Православная традиция предостерегает от поиска экстаза как самоцели. Исихазм — это традиционный комплекс аскетических практик, включенных в доктрину и практику Православной церкви и предназначенный для очищения члена Православной церкви и подготовки его к встрече с Богом, которая приходит к нему, когда и если Бог хочет, через Бога. милость. Цель состоит в том, чтобы обрести через очищение и благодать Святого Духа и спасение. Любые экстатические состояния или другие необычные явления, которые могут возникнуть в процессе исихастской практики, считаются второстепенными и неважными, даже весьма опасными. Более того, поиск необычных «духовных» переживаний сам по себе может нанести большой вред, разрушив душу и разум ищущего. Такой поиск «духовных» переживаний может привести к духовному заблуждению (ру. Prelest, греч . Plani) — антониму трезвости, — когда человек считает себя святым, испытывает галлюцинации, в которых он или она «видит». «ангелы, Христос и т. д. Это состояние духовного заблуждения на поверхностном, эгоистическом уровне доставляет удовольствие, но может привести к безумию и самоубийству и, по мнению отцов-исихастов, делает спасение невозможным.
Гора Афон — центр практики исихазма. Святой Паисий Величковский и его ученики сделали эту практику известной в России и Румынии , хотя исихазм и раньше был известен в России, о чем свидетельствует независимая практика преподобного Серафима Саровского .
Мэгура и другие скиты, Молдова
Молдова и Румыния знамениты как центры, где сложилась, благодаря подвижничеству Паисия Величковского, современная исихастская традиция. Делание святого Паисия было настолько масштабным, что в богословии Румынии есть даже понятия паисианизм. В современности на территории Румынии и Молдавии также есть очаги исихазма. Например, из монастыря – скита Мэгура происходит великий афонский старец Дионисий (Игнат — на фото выше), в крещении Димитрий, – один из самых почитаемых афонских духовников современности. Его чтили самые разные люди, например, английский принц Чарльз. Старец Дионисий (Игнат) отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет — на Святой горе Афон, из них 67 лет — в келье св. Георгия «Колчу».
Наследие
Будучи человеком высокодуховным, старец Иосиф Исихаст Афонский, жизнь и учение которого будут примером для многих праведных людей, подготовился к неминуемой кончине, которую он уже чувствовал. Он сетовал на то, что люди, которым он пытался помочь, не могли внять ему, насмехались и смеялись. Но все же старец нашел тех, кто един с ним в деяниях и мыслях. В День Успения Божьей Матери он причастился Святых Христовых Тайн. Старец Иосиф Исихаст отошел в мир иной 15 августа 1959 году, в возрасте 60 лет.
Кроме душевной теплоты и праведных речей оставил старец Иосиф Исихаст письма к монашествующим и мирянам. Здесь наставления и праведные речи старец адресует всем, кто хочет стать ближе к Богу. Одним из лучших напутствий старца Иосифа Исихаста стало полное собрание творений, которое считают книгой жизни, открывающей путь к знаниям. Именно эту книгу выбирают в качестве проводника на пути к монашеской жизни те, кто почувствовал в себе призвание уйти от мирской суеты.
В своих книгах старец Иосиф Исихаст проповедует душевно-телесную молитву, которую необходимо проживать, пропускать через себя. Он говорил, что молитва – умное действо, и у каждого она будет проходить по-разному. Божественная Литургия – одно из излюбленных времяпрепровождений старца, ведь именно она может стать для монаха важным условием для духовного роста.
В своем братстве отец Иосиф постоянно обращался к Литургии. Совершая ее ежедневно, причащаясь, монахи чувствовали тот божественный свет, к которому стремились. Некоторые, правда, роптали, что слишком частые причащения становятся слишком тягостны. На что Иосиф напоминал осуждающим о том, что многие святые следовали этой дорогой, что именно в этом деянии было дано множество откровений.
В 2008 году один из учеников преподобного Иосифа, Старец Ефрем Филофейский, выпустил книгу — «Мой Старец Иосиф Исихаст и Пещерник», где изложил свои воспоминания о своей жизни и, в частности, о жизни под наставничеством Иосифа. В русском переводе книга имеет название: «Моя жизнь со Старцем Иосифом». Эту книгу даже читали во время трапезы в монастырях, настолько она полна мудрости.
Монах Иосиф Ватопедский, старец Иосиф Исихаст которому стал духовным отцом и наставником, в 1982 году также выпустил книгу. Он посвятил свое творение жизни и аскетическому учению своего учителя. Книга названа «Старец Иосиф Исихаст. Жизнь и Учение». Она была написана по просьбам большого количества людей, почитающих старца Иосифа. Затем к этой книге добавилась еще одна глава. Это было учение о практике жизни в безмолвии — «Десятигласная духодвижная труба», написанное в свое время старцем Иосифом Исихастом.
Исихазм на Руси
В XIV веке исихазм из Византии, где он стал особо популярен, приходит и на Русь. Культура «Великого молчания», как называют средневековое церковное искусство русского народа, несомненно, обязана своим духом исихазму. Желание воцерковить пространство жизни, создать из государства храм и одновременно посвятить себе молчаливому уединению серьезно повлияли на мировоззрение целой нации.
Исихастами были и Сергий Радонежский, и Андрей Рублев, и многие подвижники и самые обычные жители Руси.
“Отрок Варфоломей”, Нестеров М.
Практика Иисусовой молитвы глубоко проникла в народное сознание, став обыденной практикой и для иноков, и для мирян. «Духовным мечом», с помощью которого совершалась молитва, стала лестовка, символичное и практичное творение русского религиозного ума. В книге «Цветник» священноинока Досифея описано, с каким усердием следует совершать исихастскую практику:
В древнерусских уставах сохранены указания о том, как человек по нужде или желанию может отмаливать частично или полностью суточный круг богослужения при помощи поклонов с произнесением слов Иисусовой молитвы:
- За вечерню: триста поклонов.
- За немифон: триста поклонов.
- За павечерницу: двести поклонов.
- За полунощницу: триста поклонов.
- За утреню: семь сот поклонов.
- За первый час: сто пятьдесят поклонов.
- За часы: пять сот поклонов; за часы с почасием: семь сот пятьдесят поклонов.
Иисусова молитва требует от человека повышенного внимания. Необходимо слышать произносимые в уме слова и сосредотачиваться на них. А произносить молитву нужно еще и с сердцем. Ведь наш разговор с Богом всегда должен быть честным, искренним и от души.
Исихастский спор
Григорий Палама
Примерно в 1337 году исихазм привлек внимание ученого члена Православной церкви Варлаама , калабрийского монаха, который в то время занимал должность настоятеля монастыря Святого Спасителя в Константинополе и посетил гору Афон. Гора Афон была тогда на пике своей славы и влияния, во времена правления Андроника III Палеолога и под руководством Протоса Симеона
На Афоне Варлаам встречался с исихастами и слышал описания их практик, а также читал сочинения учителя исихазма св. Григория Паламы , который сам был афонским монахом. Обученный западному схоластическому богословию, Варлаам был возмущен исихазмом и начал бороться с ним как устно, так и в своих трудах. Как частный учитель богословия в западном схоластическом стиле, Варлаам предлагал более интеллектуальный и пропозициональный подход к познанию Бога, чем учили исихасты.
Варлаам возражал против учения исихастов о природе света, переживание которого считалось целью практики исихаста, считая его еретическим и кощунственным . Исихисты утверждали, что он имеет божественное происхождение и идентичен свету, явившемуся ученикам Иисуса на горе Фавор во время Преображения Господня . Этот Варлаам считался политеистическим , поскольку постулировал две вечные сущности, видимого и невидимого Бога.
Что касается исихастов, спор был поднят святым Григорием Паламой , впоследствии архиепископом Фессалоникийским , которого собратья-монахи на Афоне попросили защитить исихазм от нападений Варлаама. Сам святой Григорий хорошо разбирался в греческой философии. Святой Григорий защищал исихазм в 1340-х годах на трех различных синодах в Константинополе , а также написал ряд работ в его защиту.
В этих произведениях святой Григорий Палама использует различие, уже обнаруженное в IV веке в трудах каппадокийских отцов , между энергиями или действиями (греч. Energeiai) Бога и сущностью Бога. Святой Григорий учил, что энергии или действия Бога не были сотворены . Он учил, что сущность Бога никогда не может быть познана его созданием даже в следующей жизни, но что его несотворенные энергии или действия могут быть познаны как в этой жизни, так и в следующей, и переданы исихасту в этой жизни и праведник в следующей жизни истинное духовное познание Бога. В паламитском богословии нетварные энергии Бога освещают исихаста, удостоенного опыта нетварного света.
В 1341 г
спор был передан на рассмотрение синода в Константинополе под председательством императора Андроника III; синод, принимая во внимание отношение к писаниям псевдо-Дионисия , осудил Варлаама, который отрекся и вернулся в Калабрию, впоследствии став епископом католической церкви .. Один из друзей Варлаама, Григорий Акиндинос , который изначально был другом святого Григория Паламы, поднял спор, который также сыграл роль в гражданской войне между сторонниками Иоанна Кантакузина и Иоанна V Палеолога
Было проведено еще три собора по этому поводу, на втором из которых последователи Варлаама одержали короткую победу. Но в 1351 году на синоде под председательством императора Иоанна VI Кантакузина учение исихаста было утверждено как учение Православной церкви.
Один из друзей Варлаама, Григорий Акиндинос , который изначально был другом святого Григория Паламы, поднял спор, который также сыграл роль в гражданской войне между сторонниками Иоанна Кантакузина и Иоанна V Палеолога . Было проведено еще три собора по этому поводу, на втором из которых последователи Варлаама одержали короткую победу. Но в 1351 году на синоде под председательством императора Иоанна VI Кантакузина учение исихаста было утверждено как учение Православной церкви.
Что это исихазм?
Термин произошел от греческого слова «исихия», значение которого: спокойствие, тишина и уединение. Исихазм – это практика монахов в православной вере, основанная на учении Иисуса. Его главная цель заключается в созерцании Божественного света, который будет исходить из сердца. Упоминание об этой практике удалось найти в документах 3-4 вв. н. э. Наибольшее распространение она получила благодаря Григорию Паламе в 14 веке. Официальное признание исихазм получил в 1351 году.
Согласно этой мистической практике, Господа нельзя познать, используя логическое мышление или научные знания. Чтобы его узреть, необходимы волевые усилия, нужно быть сосредоточенным и получить снисхождение Божьей благодати. Можно выделить три направления исихазма:
- отшельничество – появилось в первые века монашества;
- духовные практики, подразумевающие повторение молитвы Иисуса;
- учение Григория Паламы о нетварных энергиях.
Исихазм в философии
Основа практик заключается в духовном перевоплощении, что дает шанс общаться и увидеть Господа. Исихазм в философии – это возможность понять, что человек является микрокосмом, в котором отражена вся Вселенная. Люди, совершающие грехи, затемняют образ Господа в себе, но если жить по заповедям, то можно очистить душу и приблизиться к Высшим силам посредством молитв. Бог постоянно открывается миру в своих действиях, например, в силе, любви, мудрости и так далее.
Исихазм в православии
Практики можно условно разделить на несколько элементов, которые должны выполняться исключительно в строгой последовательности.
Очищение сердца . Христианский исихазм основывается на том, что только человек с чистым сердцем сможет узреть Бога. Считается, что люди должны быть более аскетичными в еде, одежде и других сферах
Важно отвлечься от любых объектов чувственного наслаждения, что позволит сосредоточиться на общении с Господом. Можно использовать умно-сердечные молитвы, к постоянному произношению которых привязывал сам Иисус.
Уединение
Практиковаться необходимо только в одиночестве и лучше в полумраке. Это важно для максимальной концентрации.
Соединение ума и сердца . Православный исихазм подразумевает применение медитаций и дыхательных упражнений. В результате ум сосредотачивается в области сердца, где и находится душа. Это принято называть «умным деланием».
Молитва . Иисусову молитву необходимо повторять непрестанно и на одном дыхании. Это особое искусство, которому можно обучиться.
Безмолвие . После того как все этапы были пройдены, происходит сосредоточение на сердце и образование тишины, что важно для общения с Господом.
Явление Фаворского света . Последний этап свидетельствует о вступлении в богообщение.
Влияние старца Иосифа Исихаста на жизнь Афона
Старец Иосиф считал основной целью своей жизни служение Господу, но его жизнь повлияла на целое поколение афонских монахов. Ученики старца участвовали в восстановлении следующих афонских обителей:
- Ватопед;
- Филофей;
- монастырь святого Дионисия;
- Ксиропотам;
- Констамонит;
- Каракал.
Последователи Иосифа Исихаста основали 20 монастырей на территории США, Греции, Кипра и Румынии. Старец Иосиф учил своих учеников следующим идеям:
- Монахи должны предаваться умной Иисусовой молитве, так как она является главным условием духовного роста.
- Монахи и миряне должны часто причащаться Святых Христовых Тайн. Старец говорил, что во время этого таинства люди приближаются к Божией Благодати и удостаиваются божественных откровений.
- Иноческая жизнь — постоянная борьба с мирскими искушениями и бесовскими соблазнами. Главным орудием монаха является смирение, труд и непрестанная молитва.
Послания к монахам содержатся в полном собрании сочинений, которое читают молодые иноки в качестве настольной книги и чтения во время совместных трапез.
“Когда человек в праздники не чувствует двойную благодать, это означает, что что-то у него не в порядке”
Знак духовного преуспеяния
«Еще одним очень важным знаком нашего духовного преуспеяния служит особенная благодать по воскресеньям и великим праздникам. Когда человек в эти дни не чувствует двойную благодать, это означает, что что-то у него не в порядке».
Следи за тем, чтобы иметь любовь к брату
Отец Арсений рассказывал: «Однажды один брат положил передо мной поклон и говорит: “Благослови, геронда. Я опечалил одного брата, и потому молитва не идет”. Я отвечаю ему: “Ну, ничего страшного. Положи перед братом поклон, чтобы пришла любовь, и молитва вернется снова”. – “Геронда, но ведь я положил поклон перед тобой, разве этого недостаточно?” – “А вот и нет,– говорю ему,– недостаточно. В чем ты перед ним провинился, за то и попросишь прощения”. Я видел, как внутри него происходила борьба. Наконец он пошел и попросил прощения. На следующий день он приходит снова и говорит мне: “Спасибо, геронда, за совет. Всю прошедшую ночь я молился с радостью и умилением”».
У отца Арсения спросили: «Геронда, просить прощения – это хорошо, но случается, что попросишь у кого-либо прощения, а он не прощает. Как быть?» Старец ответил: «Ты попросил прощения? Значит, ты свободен. Следи лишь за тем, чтобы иметь любовь к брату. И впредь, пока он не примет твоего покаяния, немного тяни за него и четку».
«Насколько это в ваших силах, следите за тем, чтобы все отцы были вами довольны. Если в киновии у тебя хорошие отношения с 99 братьями, а одного брата ты по невнимательности огорчил, то он становится препятствием в твоей молитве».
Старец Василиск: о Иисусовой молитве Исихазм
Полный Текстъ Рукописи, Переписанной О. Софроніемъ (Сахаровымъ)
Святой старецъ-пустынножитель Василиск Сибирскiй
Послѣ 25-летняго общенія со Старцемъ Аѳонскимъ, Схимонахомъ Никодимомъ, Господь сподобилъ посѣтить его въ его ушеліи на крутыхъ утесахъ скалистаго южнаго берега Святой Горы, на Каруліи.
Старецъ хотѣлъ опубликоватъ молитвенный дневникъ своего Старца, Іеросхимонаха Ѳеодосія, и нужно было отредактироватъ его при личной бесѣдгъ, т.к. были существетые вопросы. Въ бесѣдѣ коснулись Старца Василиска и рукописи его о Молитвенныхъ Дѣйствіяхъ Іисусовой Молитвы, которая, очевидно, пропала вмѣстѣ съ разгромомъ женской обители недалеко отъ Москвы, гдѣ она храниласъ.
«Нѣтъ,— воскликнулъ О. Никодимъ, — она у меня естъ. Её переписалъ, но не всю, Отецъ Софроній, тотъ что о Силуанѣ писалъ, когда былъ тутъ у насъ на Карулѣ». Каково же было наше удивленіе, когда черезъ минуту онъ вручилъ намъ её. Она совсѣмъ неболъшаго размѣра.
Её не издавали изъ-за боязни, что для малоопытныхъ она можетъ плохо послужитъ, могутъ впасть въ прелестъ. Изъ-за такого опасенія её замалчивали.
Но О. Никодимъ сказалъ, что «неразумно изъ-за такои боязни лишатъ истинныхъ охотниковъ духовнаго дѣланія. Пусть всѣ знаютъ о Молитвѣ Іисусовой, хотя и единицы займутся всерьёзъ этимъ святымъ подвигомъ и тогда, достигшіе непрестанной молитвы, будутъ вымаливатъ свихнувшихся, а то вѣдь всѣ погружаются въ тину нерѣшителъности. И добавилъ, что вообще конецъ всему уже скоро прибліжается. Долго ли еще Аѳону устоять передъ такими усиленными натисками міра? Надо смѣло говоритъ объ Іисусовой Молитвѣ съ художественнымъ пріемомъ. Вообще церковные дѣла плохи (умноженіе ересей, новостилъники и т. д.). А молитва Іисусова устоитъ!
Мы писали О. Софронію въ Англію, даже ѣздили къ нему, но конца рукописи онъ такъ и не обнаружилъ за всѣ эти долгія годы. Толъко послѣ его смерти католики издали полностъю, и мы смогли пополнитъ её въ православномъ контекстѣ.
Надо имѣть въ виду, что проявленіе святости у Старца Василиска было явленіе крайне рѣдкое и не подлежитъ оно подражанію обыденному человѣку, ибо высокій уровенъ его возвышенной жизни былъ резулътатомъ огромнаго, почти сверхъчеловгъческаго подвига. Да не дерзаемъ слѣдовать ему, не покоривъ въ себтъ внѣшняго страстнаго человѣка. Печатаемъ же съ цѣлъю пролитъ болъше свѣта на милостъ Божію, содержащуюся въ сокровищницѣ Русскаго Исихазма.