Фрейдизм в философии
Содержание:
- [править] Ссылки
- Жак Лакан и диктатура языка
- Функции бессознательного
- Личность
- [править] Научная и исследовательская деятельность
- Период учебы
- После университета
- Фрейд и кокаин
- Период учебы
- Психоанализ Зигмунда Фрейда
- Личная жизнь
- После университета
- «Айсберг» психической реальности
- Краткая биография Ричарда Вебстера
- Перерождение науки в религиозную доктрину
[править] Ссылки
- http://www.lib.ru/PSIHO/FREUD/
- Библиография на русском языке // psychoanalysis.pro
- Доказано: Зигмунд Фрейд изменял жене
Разделы | Общая психология • Акмеология • Дифференциальная психология • Психогенетика • Психодиагностика • Психолингвистика • Психология восприятия (запаха, цвета, звука, вкуса, тактильного восприятия) • Психология личности • Психология развития • Психофизиология • Социальная психология • Специальная психология • Сравнительная психология • Эволюционная психология • Экспериментальная психология • Гендерная психология |
---|---|
Прикладная | Инженерная психология • Клиническая психология • Музыкальная психология • Нейропсихология • Патопсихология • Психологическая помощь • Психология денег • Психология здоровья • Психосоматика • Психотерапия • Педагогическая психология • Психология спорта • Психология труда • Психология управления • Семейная психология • Экономическая психология • Юридическая психология • Психология родительства • Психографика |
Направления (школы) | Ассоцианизм • Бихевиоризм • Функционализм • Структурализм • Психоанализ • Аналитическая психология • Гештальтпсихология • Культурно-историческая психология • Теория деятельности • Когнитивная психология • Гуманистическая психология • Экзистенциальная психотерапия • Рационально-эмоционально-поведенческая терапия • Трансперсональная психология • Трансакционный анализ • Киберакмеология |
Выдающиеся психологи | Альфред Адлер • Гордон Олпорт • Альберт Бандура • Джордж Келли • Рэймонд Кеттел • Эрик Эриксон • Ганс Айзенк • Леон Фестингер • Виктор Франкл • Зигмунд Фрейд • Дональд Хебб • Уильям Джемс • Карл Юнг • Курт Левин • Абрахам Маслоу • Стэнли Милгрэм • Джордж Миллер • Иван Павлов • Лев Выготский • Алексей Леонтьев • Александр Лурия • Жан Пиаже • Карл Роджерс • Эдвард Торндайк • Джон Уотсон • Беррес Скиннер • Вильгельм Вундт • Макс Вертгеймер • Вольфганг Кёлер • Курт Коффка • Фредерик Перлз • Эрик Берн |
Жак Лакан и диктатура языка
Жак Лакан — французский психиатр и психоаналитик, оказавший огромное влияние на постструктуралистов. Лакан провозгласил возвращение к истокам теории Фрейда, но впоследствии значительно изменил ее положения. Он совместил с психоанализом лингвистику, теорию языкового выражения, интерпретацию мысли как языка.
По мнению Лакана, бессознательное — это язык, оно имеет структуру и природу языка. У Фрейда бессознательное составляли влечения различной природы: сексуальной, агрессивной. Лакан же оставляет место только для одного влечения — это желание Другого.
Все остальное и в бессознательном, и в сознательном, по Лакану, — это язык, речь. Он представляет схему психической жизни в виде двух векторов. Первый — вектор безобъектного желания. Он выражается в том, что чего-то хочется, но непонятно, чего именно. Второй вектор — это язык, «скольжение означающих». Язык живет по своим законам, а не по законам внешнего мира.
Векторы желания и языка пересекаются, и в точке пересечения появляется означающее — именно оно и становится объектом желания. Так что, с точки зрения Лакана, объект определяется только тем, что о нем человеку говорит язык, поэтому язык и есть связь человека и с внешним миром, и с самим собой. Человек объясняет себе, чего он хочет, с помощью языка, причем это может быть не только родной язык, но и иностранный.
Поскольку и сознательное, и бессознательное являются языком, возникает проблема их дифференциации. Лакан объясняет, что сознательное отчасти может подчинить язык принципу реальности — то есть сказать нечто адекватное внешним обстоятельствам. В бессознательном же язык полностью господствует, ничему не подчиняется и говорит только то, что считает нужным.
Функции бессознательного
«Оно» или Бессознательное требует от человека удовлетворять потребности. Бессознательное руководствуется только внутренними желаниями, оно эгоистично и непоследовательно. Согласно взглядам Фрейда, главные человеческие желания — стремление к размножению и власти, желание испытывать удовольствие и избегать чувства страха. Если человек в своих поступках руководствуется Сознательным, Бессознательное вступает с ним в конфликт. Возникает эмоциональное напряжение, которое необходимо устранить. Для этого психика использует такие приемы:
- Вытеснение — перемещение желаний в область «Оно», где они продолжают воздействовать на психику, вызывая чувство безотчетного страха и тревожности.
- Рационализации — поиска более приемлемого объяснения для истинных желаний, избавляющего от чувства стыда.
- Сублимации — замены инстинктивных влечений на другие занятия: творчество, социальная работа и другие.
- Регрессии — отказа личности от восприятия действительности, возвращение к стадии развития личности, которая могла обеспечить психологический комфорт.
Постоянный конфликт между Сознательным и Бессознательным приводит к психическим расстройствам. Главная цель психоанализа — определить истинные желания человека, и найти компромиссные способы их реализации.
Личность
Изначально, в философии закрепилось представление о человеческой особи, как у существе разумном. Все поступки рассматривались как результат сознательного решения.
Так было до открытия бессознательного — скрытого компонента, который руководит поступками индивида, но остается неосознанным.
Фрейд предположил, что психика личности не цельная. Это структура, состоящая из отдельных частей:
- «Я» — отвечает за осознанное понимание реальности;
- «Сверх-Я» — контролирует составляющие, сформированные под влиянием социальных норм;
- «Оно» — хранит подавляемые инстинкты и желания.
В каждом человеке присутствуют все компоненты. Они постоянно взаимодействуют друг другом. Когда у него возникает какое-либо желание, Сознательное оценивает его с точки зрения моральных норм. Если выполнение желания чревато нарушением этих норм, оно переходит в скрытую часть структуры личности и остается в ней, пока не будет удовлетворено. Чем больше у индивида моральных запретов (чем сильнее его воля), тем больше у него будет нереализованных желаний, спрятанных от сознательного за рамками «Оно». Постоянный контроль над своими стремлениями вызывает неврозы – соматические проявления, выражающиеся физическим и психическим дискомфортом. Фрейдизм в философии позволил значительно продвинуться вперед в изучении одного из основных вопросов познания — сущности человека.
[править] Научная и исследовательская деятельность
Создал способ лечения больных с помощью психоанализа, основанного на толковании ассоциаций, сновидений, ошибок в действиях клиента. Составил трёхчленную энергетическую структуру личности: ид, эго и супер-эго. Считал, что в основе неврозов лежат сексуальные проблемы.
Развил теорию психосексуального развития индивида; в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Сначала разработал (вместе с Йозефом Брейером) т. н. «катартический метод». Потом сформулировал и перешел к практическому использованию метода «свободных ассоциаций» как основы психоаналитической терапии. Принципы психоанализа распространил на различные отрасли человеческой жизнедеятельности — мифологию, религию, фольклор, художественное творчество и т. п.
Среди его основных произведений — «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923) и др.
Период учебы
Первое время Зигмунда воспитывала мать, но вскоре этим занялся отец, который хотел лучшего будущего для него и всячески прививал сыну любовь к литературе. Это у него получилось и Фрейд-младший сохранил эту любовь до конца своей жизни.
Учеба в гимназии
Прилежность и способность к обучению позволили Зигмунду в 9 лет поступить учиться в гимназию – на год раньше обычного. На тот момент у него уже было 7 братьев и сестер. Родители выделяли Зигмунда за его талант и стремление изучать все новое. Вплоть до того, что остальным детям запрещалось заниматься музыкой, когда он занимался учебой в отдельной комнате.
Не нужно говорить, что за весь период учебы он был учеником №1 в своем классе.
Выбор профессии
Дальнейшее обучение для Зигмунда Фрейда было ограничено рамками из-за еврейского происхождения. На выбор ему оставалась коммерция, промышленность, медицина или юриспруденция. После некоторых раздумий он выбрал медицину и поступил в Венский университет в 1873 году.
В университете он стал изучать химию и анатомию. Однако больше всего ему нравилась психология и физиология. Отчасти из-за того, что в университете лекции по этим предметам читал известный Эрнст фон Брюкке.
Также Зигмунд был под впечатлением от популярного зоолога Карла Клауса, с которым в дальнейшем проводил научную работу. За время работы под руководством Клауса «Фрейд быстро выделился среди других учеников, что позволило ему дважды, в 1875 и 1876 годах, стать стипендиатом Института зоологических исследований Триеста».
После университета
Будучи рационально мыслящим человеком и поставив перед собой цель добиться положения в обществе и материальной независимости, Зигмунд в 1881 году открыл врачебный кабинет и занялся лечением психоневрозов. Вскоре после этого он стал применять кокаин в лечебных целях, пробуя сначала его действие на себе.
Коллеги на него косились, некоторые называли авантюристом. Впоследствии ему стало ясно, что от кокаина неврозы вылечить не получится, а вот привыкнуть к нему достаточно просто. Фрейду стоило большого труда отказаться от белого порошка и завоевать себе авторитет чистого врача и ученого.
Фрейд и кокаин
В биографии Фрейда, и без того противоречивой, есть отдельный пункт, который до определенного момента даже пытались скрывать. Таким пунктом является исследование кокаина, и даже не само его исследование, а невероятная страсть ученого к нему, а также регулярное приобщение друзей и знакомых к приему данного препарата.
В 1884 году, прочитав работу одного военного врача о использовании инновационного средства кокаина, Фрейд решил провести опыт непосредственно на себе. Повышение выносливости, снижение утомляемости – заявленные немецким испытателем факты Фрейд в полной мере ощутил на себе. Он был настолько впечатлен эффектом, что буквально в этом же году выпустил работу, воспевающую его невероятные свойства, называлась она просто «О коке». Кроме того, что Фрейд сам пристрастился к пагубному веществу, он безоговорочно советовал его всем – и знакомым, и совершено незнакомым людям, посредством выпуска новых научных работ.
Не смущал ученого и тот факт, что вести о страшных последствиях принятия кокаина приходили все чаще — он продолжал изучать препарат как анестезирующее средство. На эту тему Фрейд написал огромную научную работу, опубликованную в «Центральном журнале общей терапии», а позже даже прочитал лекцию, в которой в открытую призывал использовать кокаин для подкожных инъекций. Продолжалась «кокаиновая эпопея» Фрейда до 1887 года – именно тогда раз и навсегда был разрушен миф о его целебных свойствах и признана пагубность. Так, пытаясь сотворить прорыв в медицине, Фрейд, сам того не понимая, не только стал наркозависимым, но и «подсадил» на препарат огромное количество людей.
Период учебы
Первое время Зигмунда воспитывала мать, но вскоре этим занялся отец, который хотел лучшего будущего для него и всячески прививал сыну любовь к литературе. Это у него получилось и Фрейд-младший сохранил эту любовь до конца своей жизни.
Учеба в гимназии
Прилежность и способность к обучению позволили Зигмунду в 9 лет поступить учиться в гимназию – на год раньше обычного. На тот момент у него уже было 7 братьев и сестер. Родители выделяли Зигмунда за его талант и стремление изучать все новое. Вплоть до того, что остальным детям запрещалось заниматься музыкой, когда он занимался учебой в отдельной комнате.
Не нужно говорить, что за весь период учебы он был учеником №1 в своем классе.
Выбор профессии
Дальнейшее обучение для Зигмунда Фрейда было ограничено рамками из-за еврейского происхождения. На выбор ему оставалась коммерция, промышленность, медицина или юриспруденция. После некоторых раздумий он выбрал медицину и поступил в Венский университет в 1873 году.
В университете он стал изучать химию и анатомию. Однако больше всего ему нравилась психология и физиология. Отчасти из-за того, что в университете лекции по этим предметам читал известный Эрнст фон Брюкке.
Также Зигмунд был под впечатлением от популярного зоолога Карла Клауса, с которым в дальнейшем проводил научную работу. За время работы под руководством Клауса «Фрейд быстро выделился среди других учеников, что позволило ему дважды, в 1875 и 1876 годах, стать стипендиатом Института зоологических исследований Триеста».
Психоанализ Зигмунда Фрейда
Первоначально Фрейд проводил психоаналитические сеансы при помощи гипноза для подавления травмирующих ассоциаций. Однако впоследствии учёный отказался от этого и применял метод лишь в бодрствующем состоянии пациента.
Психоанализ сформировался на «технике свободных ассоциаций»: человек при общении со специалистом говорит всё, что приходит в голову в процессе «разбора» его состояния. Оказалось, что для эффективного психоанализа было достаточно того «материала», который психоаналитик получает от того, что говорит пациент.
Действительно, человек в обычной жизни практически лишён возможности говорить всё, что хочешь, и всегда, когда хочешь. Люди неискренне ведут себя сами с собой, скрывают от себя свои желания и мысли. От этого формируется неудовлетворённость, которая приводит к неврозам и депрессии.
Люди хотят говорить то, что думают и делиться сокровенным. Условности часто мешают это делать в привычной обстановке. Частично к психоанализу можно отнести хрестоматийный разговор — «излияние души» со случайным попутчиком в поезде, который, на счастье, оказался хорошим слушателем.
Но случайный попутчик в поезде — это максимум хороший слушатель. Легче станет, но проблему это не решит. Специалист-психоаналитик на основании связи осознаваемых мыслей и бессознательного содержания находит объяснительные гипотезы того, что и почему происходит в жизни человека и вместе с пациентом даёт ответ на вопрос — что делать?
Рассмотрим психоанализ Фрейда кратко и понятно.
До Фрейда была принята позиция, что психика (душа) человека целостна. Потом появилось понятие «бессознательное». Согласно теории Фрейда, психика человека условно делится на сознательное и бессознательное. Бессознательное — это установки, желания, влечение. Внутренний «цензор» человека — специальный механизм психики — не даёт бессознательному вырваться наружу прямым путём. Бессознательные симптомы накапливаются, находят выход и проявляют себя.
При психоанализе человек «вытаскивает» из себя бессознательное, вспоминает и рассказывает всё, что накопилось. После рассказанного для пациента наступает облегчение и даже излечивание от последствий тех или иных событий, желаний, влечений.
Фрейд считал, что природа бессознательного зависит от пережитых событий и от того, отчего человек мучается и не может это признать — зависть, чувство неполноценности или превосходства, агрессия и тому подобное. В теории классического психоанализа Фрейда переживания первых пяти лет жизни являются решающими для человека. Бессознательное берёт начало в эмоциях детства и влияет на всю жизнь.
Фрейд говорил о том, что при психоанализе человек переживает заново много событий, в том числе — из детства. Часто отношение клиента к психоаналитику во время сеанса становятся похожими на его отношение к собственному отцу или матери со всем комплексом чувств.
Психоанализ по Фрейду — это фактически «выливание» или перенос на терапевта чувств и влечений, которые составляют бессознательное.
Такие сеансы должны быть частыми и проходить до тех пор, пока человек полностью не избавится от невротических симптомов, комплексов и различных навязчивых мыслей. В среднем психоанализ проводят сессиями по несколько месяцев 2–4 раза в неделю.
Методы психоанализа З.Фрейда, использованные при лечении психологических проблем, привели к более детальному пониманию влияния бессознательных желаний на психологию человека. Психоанализ позволил лучше понять природу психосоматических болезней.
Теория психоанализа Зигмунда Фрейда не является «окаменелой» величиной, она развивается. Ещё при жизни учёный присуждал ежегодную премию за достижения своих учеников в развитии теории психоанализа.
Про Зигмунда Фрейда говорят, что он всё видел «через очки сексуальности». Фрейд видел основу всего бессознательного в теории либидо и детской сексуальности. Его последователи часто критиковали за такой подход. Известный психолог Карл Юнг видел природу бессознательного к коллективной памяти человечества.
Личная жизнь
Десятилетия Зигмунд Фрейд не обращал внимания на женский пол. Откровенно говоря, ученый опасался женщин. Этот факт вызвал массу шуток и пересудов, что смущало психиатра. Фрейд убеждал себя, что всю жизнь способен обойтись без вмешательства женщин в личное пространство. Но обстоятельства сложились так, что и великий ученый поддался влиянию очарования прекрасного пола.
Зигмунд Фрейд и Марта Бейрнайс
Однажды по дороге в типографию Фрейд едва не попал под колеса кареты. Пассажирка, сожалевшая об инциденте, в знак примирения прислала ученому приглашение на бал. Уже на мероприятии Зигмунд Фрейд познакомился со своей будущей супругой Мартой Бейрнайс, а также ее сестрой Минной. Спустя некоторое время состоялась пышная помолвка, а после и свадьба. Супружеская жизнь омрачалась часто скандалами, ревнивая Марта настаивала на том, чтобы муж прервал общение с Минной. Не желая ругаться с женой, Фрейд так и поступил.
Зигмунд Фрейд с дочерью Анной
За 8 лет семейной жизни Марта подарила мужу шестерых детей. После рождения младшей дочери Анны Зигмунд Фрейд решил полностью отречься от половой жизни. Судя по тому, что Анна стала последним ребенком, великий психоаналитик сдержал слово. Именно младшая дочь ухаживала за Фрейдом на закате жизни ученого. Кроме того, Анна — единственная из детей, кто продолжил дело знаменитого отца. Именем Анны Фрейд назван детский психотерапевтический центр в Лондоне.
После университета
Будучи рационально мыслящим человеком и поставив перед собой цель добиться положения в обществе и материальной независимости, Зигмунд в 1881 году открыл врачебный кабинет и занялся лечением психоневрозов. Вскоре после этого он стал применять кокаин в лечебных целях, пробуя сначала его действие на себе.
Коллеги на него косились, некоторые называли авантюристом. Впоследствии ему стало ясно, что от кокаина неврозы вылечить не получится, а вот привыкнуть к нему достаточно просто. Фрейду стоило большого труда отказаться от белого порошка и завоевать себе авторитет чистого врача и ученого.
«Айсберг» психической реальности
Фрейд считал, что некоторые события или желания оказываются для людей слишком пугающими, болезненными. И тогда помимо своей воли человек о них забывает. Мысли о них вытесняются из сознания и погружаются глубоко, ближе к основанию «айсберга». Так в общих чертах формулируется «Теория бессознательного» Фрейда.
Ученый предположил, что вытесненное оказывает большее влияние на жизнь человека, чем тот может себе представить. Как в случае с Бертой Паппенхайм, возможно появление определенных физических симптомов, возникающих без причины. И тогда человеку можно помочь лишь одним способом – сделать бессознательное сознательным.
Краткая биография Ричарда Вебстера
Будущий британский писатель родился в 1950 в семье методистов. В 1973 окончил Университет Восточной Англии и стал бакалавром лингвистики. Через год принимает решение продолжить образование на факультете клинической психологии. Из-за болезни отца вынужден бросить учебу и приступить к управлению семейным почтовым офисом в Кембридже .
- В 1977 женится, спустя 7 лет вместе с женой открывает книжный магазин The Orwell Bookshop в Сауфволде. Успешный бизнес был продан из-за развода Ричарда с женой Бод .
- 1990 год – выпуск работы «Краткая история богохульства», где рассматривает влияние романа С. Рушди «Сатанинские стихи». Публикация книги вызвала широкий резонанс. По утверждению самого автора:
«Сатанинские стихи нанесли вред мусульманской культуре, человечество не должно в произвольном порядке защищать свободу слова и свободу публикации книг, которые причиняют страдания меньшинствам или усилить расовую напряженность» .
1995 – выпуск труда «Почему Фрейд был неправ?», который считается лучшим и наиболее известным среди работ Вебстера. В книге Фрейд рассматривается как личность с комплексом Мессии, также автор приводит аргументы в подтверждение тезиса о психоанализе как лженауке и завуалированном продолжении Иудейско-Христианской традиции.
«Помимо перевода старой доктрины первородного греха на язык современных биологических терминов внутри своей системы, Фрейд также нашел место для одного из наиболее мощных религиозных институтов – института исповеди» .
В дальнейшем Ричарда Вебстера глубоко волновал вопрос ложных утверждений (ложное обвинение, лжесвидетельствование и проч.). В книге «Тайна Брин Эстин» сравниваются обвинения в жестоком обращении с детьми и охота на ведьм в Средние века. Автор предполагает, что изучаемые им обвинения были сфабрикованы и стали явлением массовой истерии.
Ричард Вебстер умер в 2011 году по естественным причинам. Последний год жизни он посвятил работе над скандалом в Casa Pia, учебном заведении в Португалии. Сотрудники учреждения были обвинены в сексуальном насилии над детьми. Вебстер сотрудничал с португальскими властями для выявления «истерии и преувеличения масштабов инцидента» .
Перерождение науки в религиозную доктрину
«По мере того, как психоанализ стал привлекать внимание, укреплялась уверенность Фрейда в своей божественной миссии»
Во многом из-за воспитания, жажды быстрой славы Фрейд считал себя мессией от науки. Из доктора, желающего развивать медицину на благо человечества, пришел лидер, который возвел концепцию психоанализа в статус новой религии. Многие исследователи фрейдизма проводили параллели между психоанализом и христианством, в частности из-за того, что отец психоаналитики воспитывался в религиозной викторианской традиции.
Будучи серьезным ученым, Фрейд должен был понимать порочность своих теорий, осознавать, что не существует ни единой возможности оценить или проверить предложенные им доктрины, которая не основывалась на признании Фрейда гением. Для защиты своих теорий от критики Фрейд укреплял созданное движение силой мессианской личности.
Ричард Вебстер проводит аналогию между тремя «мессиями»: Христом, Ньютоном и Фрейдом. Каждый из указанных деятелей верил, что избран Богом для какой-то особой цели, но также терзается сомнениями на счет своей избранности .
Аллюзии христианства и психоанализа
Исследователи, помимо теоретических основ идей Фрейда, используют для сравнения психоанализа и христианско-иудейской традиции непосредственное описание сеанса психоанализа. Фрейд утверждал, что пациенту следует «лежать или сидеть в кабинете таким образом, чтобы врач был недоступен его взору, заставляя себя тем самым вспоминать свои самые глубинные воспоминания и фантазии, словно разговаривает исключительно сам с собой» .
Позднее последователи психоанализа станут пренебрегать этим правилом, но Ричард Вебстер в своем труде предлагает рассмотреть детально столь очевидное сходство. Как известно, процесс исповеди проводится в отдельном помещении, в котором кающийся не может видеть священника, тем самым невольно рассказывая все утаенные мысли.
Превратная трактовка воспоминаний или фантазий пациентов психоаналитиком в контексте сексуальных травм или отклонений отдаленно напоминает процесс отпущения грехов, ведь только священник мог даровать прощение, если считал грех искупленным .
Для зарождавшегося психоанализа большое значение имела лекторская деятельность Фрейда. Талантливый оратор с ярким даром рассказчика был одарен необычной способностью представлять в высшей степени спекулятивные теории в свете, в котором они казались разумными и взвешенными .
До академического возвышения Фрейду удавалось привлекать учеников и последователей, среди которых был В. Штекель, один из наиболее преданных последователей Фрейда. Осенью 1902 года Фрейд с готовностью принял его предложение основать дискуссионную группу, посвященную изучению идей психоанализа. В общество также был приглашен Адлер, который станет одним из ближайших учеников Фрейда до его исключения из психологического сообщества.
В этом отношении Фрейд продолжал следовать мессианской схеме: безуспешно прождав признания миром его уникальной ценности и важности созданных им истин, сформировал маленькую группу последователей, которые должны были обеспечить ему поклонение, которого он, как искренне верил, был достоин. Группа, которая включала 5 человек, к 1905 году разрослась до 20 человек
К кружку присоединились Юнг, Сакс и еще несколько врачей. Фрейд сохранял эмоциональную дистанцию с последователями, которая являлась основой его лидерского стиля. Роль таинственного бога от психиатрии заставляла его учеников прикладывать большие усилия для получения одобрения от мастера
Группа, которая включала 5 человек, к 1905 году разрослась до 20 человек. К кружку присоединились Юнг, Сакс и еще несколько врачей. Фрейд сохранял эмоциональную дистанцию с последователями, которая являлась основой его лидерского стиля. Роль таинственного бога от психиатрии заставляла его учеников прикладывать большие усилия для получения одобрения от мастера.
Встречи группы носили определенно религиозный характер, что видно из описания Штекеля, который писал «Я был апостолом Фрейда, а он моим Христом!» .
Фрейд был серьезен и строг в трактовке своих теорий его учениками и не позволял никаких отклонений от ортодоксального учения.
Теория детской сексуальности стала вероучением фрейдистской церкви. Те, кто принимал его, попадали в число избранных, не принявшие получали отказ. Эта теория основывалась на ложной науке и разрабатывалась на основе поддельной логики. Поэтому чтобы понять, как столь неубедительная теория получила широкое распространение, нужно учесть, что теория детской сексуальности была более привлекательна, чем ранние гипотезы Фрейда, снимая с создателя гнев сторонников традиционных взглядов.