Бытие в философии — понятие и основные формы
Содержание:
- Смысл проблемы бытия
- Что думали о мироздании философы
- Исторические изыскания сути бытия
- Древние толкования бытия
- Формы
- Формирование понятий бытия в истории философии
- Как философы открывали для себя мироздание
- Материальный мир как единая система
- Субъективная и объективная реальность
- Термин «бытие»
- Онтология русской философской мысли
- Сколько видов реальности существует в философии
- Глава 1
- Человек: единство тела и духа
- Бытие
Смысл проблемы бытия
Впервые о бытие, как о философской проблеме заговорил Парменид ещё во времена Древней Греции. Древнегреческий мыслитель в европейской философии обозначил бытие как всеобщее свойство мира просто быть. В силу этого он понимал бытие как нечто неизменное и неподвижное.
Пример 1
Парменид писал: «Не возникает оно (бытие) и не подчиняется смерти.
Цельное все, без конца, не движется и однородно.
Не было в прошлом оно, не будет, но все – в настоящем.
Без перерыва, одно. Ему ли разыщешь начало?
Как и откуда расти?»
В свою очередь, Гераклит утверждал, что бытие не может быть неподвижным, и выдвигал идею постоянно меняющегося мира. Тем не менее, в момент, когда понятие бытия обосновалось в науке, можно называть переходом от протофилософии к философии. Это, в конечном счёте, дало возможность представить мир как неделимое целое на теоретическом уровне.
Тем временем, Платон занимается развитием идей Парменида, и предлагает рассмотреть понятие бытия как истину, это значит, определить то, что на самом деле есть бытие, а не то, какой оно носит характер. Проблема онтологии, по мнению Платона, представляет собой осмысление чистого бытия как эйдоса или идеи. Быть – значит быть эйдосом.
Пример 2
Из диалога «Тимей»: «»…должно разграничить вот какие две вещи: что есть вечное, не имеющее возникновения бытие и что есть вечно возникающее, но никогда не сущее».
Мир вечных объективных идей для Платона был подлинным бытием. Хотя немного времени спустя, неоплатоник Плотин, будет утверждать, что подлинное бытие только Бог.
Аристотель внёс свой вклад в рассмотрение понятия бытия. В своём учении он попытался объединить все предшествующие результаты философов и сделать логические выводы. Таким образом, он получил понятия, которые раскрывали смысл бытия. Он поднял новые темы философии, значимые для позднейшей онтологии. Говорил о бытие как действительности, бытие как единстве противоположностей, бытие как божественном разуме.
Онтологические учения Платона и Аристотеля оставили свой след и внесли свой вклад в дальнейшее развитие западноевропейской онтологической традиции. В то же время христианские философы Средневековья смогли достаточно ловко приспособить античную онтологию для разрешения проблем теологии.
Что думали о мироздании философы
Н. Гартман, немецкий философ, противопоставил «новую онтологию» теории познания и считал, что все философские направления изучают бытие. Бытие многолико, оно включает в себя физические, социальные, психические явления. Единственное, что объединяет части этого разнообразия – они существуют.
Согласно М. Хайдеггеру, немецкому экзистенциалисту, существует связь между ничто и бытием. Отрицая ничто возникает и помогает раскрыться бытие. Этот вопрос – главный вопрос философии.
Хайдеггер переосмыслил понятия Бога, реальности, сознания и логики с точки зрения подведения философии под научное основание. Философ считал, что человечество утратило осознание связи между человеком и бытием еще со времен Платона, и стремился это исправить.
Ж. Сартр определял бытие как чистое, логическое тождество с самим собой. Для человека — бытие-в-себе: подавленная умеренность и самодовольство. По представлениям Сартра, по мере развития человечества, ценность бытия постепенно утрачивается. Это смягчает то, что частью сущего является ничто.
Исторические изыскания сути бытия
Чтобы описать философский смысл проблемы бытия, кратко потребуется рассмотреть исторические изыскания в этой области познания. Впервые представленный термин был употреблен Парменидом (философ 5-4 вв. до н. э.). Во времена существования этого мыслителя вера людей в богов Олимпа стала заметно снижаться. Мифы стали рассматриваться как вымысел, что рушило основные мировые нормы. Мир, Вселенная стали восприниматься как нечто бесформенное и ненадежное, будто у людей из-под ног выбили опору. Человек стал испытывать страх, тревогу, что сделало их жизнь ужасной.
Вам будет интересно:Герменевтика Шлейермахера: основные тезисы, теория и дальнейшее развитие идеи
Люди на подсознании отчаялись, начали сомневаться во всем, не могли найти выход из тупика. Им требовалось найти прочную, надежную опору, вера в новую силу. В лице Парменида философия смогла осознать сложившуюся проблему. На место сомнений в силе богов пришло осознание власти ума, мысли. Но это были не просто размышления. Это «чистая», абсолютная мысль, которая не связывалась с чувственным опытом. Парменид оповестил человечество о новой силе, открытой им. Она удерживает мир, не позволяя ему погрузиться в хаос. Такой подход позволил упорядочить глобальные процессы в понимании людей.
Новый философский смысл бытия рассматривался Парменидом, как провидение, Божество, вечное. Он утверждал, что все процессы происходят не просто так, а «по необходимости». Ход вещей не может измениться по воле случая. Солнце внезапно не погаснет, а люди не исчезнут в один день. За предметно-чувственным миром философ усматривал нечто, что выполняло бы роль гаранта для всего сущего. Парменид называл это Божеством, что означало для людей новую опору и поддержку.
Термин «бытие» философ позаимствовал в греческом языке. Но значение этого слова получило новое наполнение. Быть – это существовать в реальности, иметься в наличии. Эта категория стала объективным ответом на потребности той эпохи. Парменид наделял бытие следующими характеристиками:
- Это то, что есть за чувственным миром, это мысль.
- Оно едино, абсолютно и неизменно.
- Отсутствует деление на объект и субъект.
- Есть всей возможной общностью совершенств, главными из которых есть Добро, Истина, Благо.
Бытие – истинное существование, у которого нет начала и конца. Оно неделимо, неуничтожимо, нескончаемо. Бытие не нуждается ни в чем, лишено чувств. Поэтому его можно постичь лишь умом, мыслью. Парменид, чтобы описать философский смысл категории бытия кратко, представлял для людей его в виде сферы, у которой нет границ в пространстве. Такое описание вытекало из представления, что шар – прекраснейшая, совершенная форма.
Под мыслью, которой и есть бытие, по мнению философа, он подразумевал Логос. Это космический Разум, через который человек раскрывает для себя Истину бытия. Она открывается для людей непосредственно.
Древние толкования бытия
Философы Древней Греции, отвечая на вызовы своего времени, также задавались вопросом о происхождении всего сущего. Они обеспокоены появлением и исчезновением объективной реальности мира. Поскольку греки видели космос как упорядоченную реальность, поиск происхождения фокусировался на физической реальности.
Основатель первой философской школы в Миллете — Фалес видел воду как основу мира, Анаксимандер — воздух, Гераклит — огонь, Пифагор — число. Представители Элеанской школы Парменид, Дзено, Ксенофаны сформировали первое теоретическое понимание существования. Это понятие бытия относится к открытию этой школы. Эта теория стала основой всей классической онтологии, доктрины бытия.
Важнейшим пунктом в этой концепции была аксиома – бытие есть, небытия нет. Бытие есть и не быть никак невозможно.
Парменид думает о том, чтобы быть настоящим совершенством, за ним ничего нет. Разум заботится о различии бытия, это его дело. Разум может быть разумом только тогда, когда он думает о существовании.
Думать о небытии невозможно. Неблагополучие, которое мы систематизируем в мыслях, делает его таковым. Мы не можем ничего сказать о небытии, не сделав его существом, то есть бытием. То, что мы говорим о небытии, подтверждает мысль о том, что оно не существует, оно становится уже существующим. Небытие — это предел мыслей.
Постепенно понятие первобытного развивается на пути к высшей абстракции, когда невозможно сказать что-либо конкретное о бытии. Быть невыразимым. Можно определить бытие по тому, что за ним стоит, но за ним ничего нет. Быть антонимом «ничто», о чем можно только сказать, что оно есть, существует, есть. Существование становится единственным признаком бытия как совокупности всех вещей.
Формы
Существует два подхода к определению философского смысла проблемы бытия. Основные формы бытия по роду существования делят на две группы:
- Материальное.
- Идеальное.
В первом случае под этой формой подразумевается, например, Солнечная система. Идеальное бытие – это идея ее возникновения.
По характеру представленная категория может быть:
- Существование объективное. Его характерным признаком является независимость от сознания человека.
- Бытие субъективное. Оно является неотъемлемой частью сознания человека.
Чтобы понимать, о чем идет речь, нужно рассмотреть философский смысл и основные формы бытия. Так, материальными его формами могут быть:
- Природно-органические субстанции, например, биологические виды.
- Природно-неорганические объекты. К этой категории относятся планеты, звезды, моря, горы и т. д.
- Социальные.
- Индивидуальные.
- Искусственные. Это механизмы, созданные человеком.
Идеальными видами существования являются:
- Идеальное объективно (мышление, закон).
- Идеальное субъективно (например, мечты).
Также стоит выделить следующие формы бытия:
- Существование человека.
- Бытие духовного. Это единство бессознательного и сознательного начала, знания, которое выражается через речь.
- Существование социального. Это единство разновидностей деятельности человека. Подвидом этой категории считается индивидуализированное и общественное существование.
- Бытие вещей, тел, процессов.
Есть разные виды бытия:
- Состояния природы (например, стихийное бедствие).
- Первичная природная среда, которая возникла раньше человека и его сознания. Она первична и объективна. Это подразумевает рождение человека и появление его духа после природы. Мы неразрывно связаны с окружающей средой.
- Процессы, вещи, которые были созданы людьми. Это вторичная природа.
Формирование понятий бытия в истории философии
Уже в древнейших философских учениях стали формироваться идеи бытия
Парменид (V век до н.э.) уделил этой категории большое внимание в древней философии. Он считал, что: а) существо всегда есть, оно не возникает и не исчезает, т.е
оно вечно; б) существо неподвижно и неизменно; в) существо является закрытой сферой (сферой), что означает его ограниченность и полноту; г) знание о существе мы получаем с помощью разума, потому что чувства вводят нас в заблуждение.
В философии Платона бытие делится на три уровня:
- Духовное бытие вечных, нематериальных идей, которые являются первичными;
- Чувственное бытие вещей, которые являются производными от идей;
- Бытие предметов искусства.
В средневековой философии бытие обычно отождествлялось с Богом («Бог есть сам»), который считался источником отдельных вещей.
В эпоху Возрождения и в современный период (XVI-XVIII вв.) возникли натуралистические представления о бытие как о природе. А именно, материалисты этого периода отождествляли себя с материей во всех ее проявлениях («телесной субстанцией»). D. Беркли основал субъективно-идеалистическую концепцию бытия: «Быть — это быть в восприятии».
Категория бытия занимает важное место в немецкой классической философии. Гегель, противопоставляя свой диалектико-идеалистический подход к пониманию бытия метафизическому подходу Парменида, подчеркнул, что «становление — это данность бытия»
Категория бытия стала отправной точкой для построения его «науки логики» как системы категорий.
Самой большой заслугой Гегеля было, во-первых, что он заполнил категорию бытия с глубоким диалектическим содержанием, связанным с идеей развития. Во-вторых, философ придал категории полярного характера, связав ее с «другим» — категорией «ничего». Единство (противоречие) этих категорий — это формирование, единство происхождения и уничтожение. В-третьих, Гегель сделал противоречие «быть-ничего» «двигателем восхождения» в своей логике как последовательно развертывающуюся систему категорий (качество, количество, мера, сущность и внешний вид и т.д.). В-четвертых, Гегель выделил две формы объективного процесса — природу (Natursein) и целенаправленную деятельность человека (gesellschaftliches Sein). Однако немецкий философ представил себя как «инаковость разума», т.е. он растворил бытие в мысли (панлогизм).
В диалектическом материализме бытие делится на бытие идеального (духовного) и материального. Последний считается первичным, определяющим, а первый вторичным, зависимым от него. Эта зависимость выявляется понятием «рефлексия»: идеал — активное творческое воспроизведение материального существа.
В философии XX века проблема бытия активно обсуждалась в экзистенциализме применительно к человеческому существованию (Хайдеггер, Ясперс, Сартр и др.). Основным термином этого философского течения является «экзистенциализм». Он выражает способ бытия человеческой личности как конкретной, уникальной, единственной в своем роде, недоступной через рационалистический язык понятий. Таким образом, бытие — это прежде всего человеческое существование: бытие — это наша жизнь.
Как философы открывали для себя мироздание
Первым, кто выделил реальность как категорию, названную «бытием», стал Парменид —древнегреческий философ, живший в VI-V вв. до н.э. Философ использовал наработки своего учителя, Ксенофана и элейской школы, чтобы классифицировать весь мир, используя в основном такие философские понятия как бытие, небытие и движение. По Пармениду, сущее непрерывно, неоднородно и абсолютно неподвижно.
Платон внес большой вклад в разработку проблемы сущего. Античный мыслитель отождествлял бытие и мир идей, и считал идеи подлинными, неизменными, вечно существующими. Платон противопоставлял идеям неподлинное бытие, которое состоит из доступных человеческим чувствам вещей и явлений. Согласно Платону, вещи, воспринимаемые с помощью чувства – тени, которые отображают истинные образы.
Аристотель в основании мироздания расположил первичную материю, не поддающуюся любой классификации. Заслуга Аристотеля в том, что философ первый вывел идею о том, что человек способен познать реальное существование через форму, доступный образ.
Декарт трактовал данное понятие как дуализм. Согласно концепции французского мыслителя, сущее составляет материальная форма и духовная субстанция.
Философ XX М. Хайдеггер придерживался идей экзистенциализма и считал, что сущее и бытие – не тождественные понятия. Мыслитель сравнивал сущее со временем, заключив, что ни первое, ни второе невозможно познать рациональными методами.
Материальный мир как единая система
С зарождения философии первые мыслители стали задумываться о том, что представляет собой окружающий мир и как он возник.
Сущее, со стороны человеческого восприятия, двояко. Его составляют вещи (материальный мир) и духовные ценности, созданных людьми.
Еще Аристотель основой бытия назвал материю. Явления и вещи можно объединить в одно целое, единую основу, которой и является материя. Мир образуется из материи как единство, не зависящее от воли и сознания человека. Этот мир воздействует через окружающую среду на человека и общество, а те, в свою очередь, прямо или опосредованно воздействуют на окружающий мир.
Но не взирая ни на что бытие едино, вечно и беспредельно. Различные формы: космос, природа, человек и общество существуют равнозначно, хотя представлены в различных формах. Их наличие создает единый, универсальный, бесконечный универсум.
На каждом этапе развития философской мысли человечество стремилось к пониманию единства мира во всем его разнообразии: мира вещей, а также духовного, природного и общественного миров, образующих единую реальность.
Субъективная и объективная реальность
Каждая лекция об основах науки обычно начинается с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно
Во-первых, как писал известный национальный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934), «предмет психологии — самый трудный из всех, что есть в мире, и наименее изученный; метод его познания должен быть полон специальных приемов и предосторожностей, чтобы произвести то, что от него ожидается». Во-вторых, психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма различных точек зрения и мнений относительно решения наиболее фундаментальных вопросов, в том числе и проблемы объекта психологии
С тех пор, как немецкий философ Кристиан Вольф (1679-1754) ввел в научное употребление термин «психология», прошло более 200 лет, сопровождаемых его появлением, кризисами, научными потрясениями в системе знаний и методах «науки о душе». Психология рассматривалась как наука о субъективном опыте, сознании, поведении и так далее. В то же время считалось, что «прямой субъективный опыт», «сознание» и «поведение», безусловно, известны. Наиболее распространенным и ненаучным является тавтологическое определение: «Психология — это наука о психике». Это «определение, которого стоит стыдиться». Мы должны лишь утешить себя тем, что пока не было предложено ничего лучшего. По крайней мере, это определение устанавливает, что существует особая реальность, отличная от других видов реальности, которая может быть изучена научными методами.
Термин «бытие»
Рассмотреть философский смысл проблемы бытия кратко крайне тяжело. Это фундаментальная категория представленной науки.
Вам будет интересно:Философские письма П. Я. Чаадаева: прижизненная публикация
Ее поверхностное изучение не позволит осознать всей картины представленного понятия. Существуют разные подходы к осознанию термина «бытие». Люди применяют его в своей речи, подразумевая одно из трех его основных значений:
Это объективно существующая (вне зависимости от нашего сознания) реальность.
Обобщенное высказывание, которое применяется для описания материальных условий жизни людей и социума в целом.
Это синоним слова «существование».
В философской антропологии смысл человеческого бытия понимается многозначно. Как и в других науках, это понятие представляет собой глубокую мировоззренческую проблему. Человек может уяснить для себя эту категорию с разных позиций. В зависимости от выбора мировоззренческой позиции и происходит определение бытия. Человек может выбрать для формирования своего понятия об этой категории науку, веру, мистику, религию, фантазию или практическую жизнь.
Философский смысл категории бытия рассматривается этой наукой как основная проблема общего или конкретного мировоззрения. Это основная составляющая метафилософии.
Вам будет интересно:Филипп Меланхтон: биография, история работы, труды
В широком смысле этот термин нужно рассматривать как все, что есть, что существует или есть в наличии. Это предельно широкая, бесконечная и многообразная категория. Противостоит бытию небытие. Это то, чего нет или не может существовать вообще.
Если рассматривать термин более конкретно, то он обозначает весь материальный мир. Это объективная реальность, которая существует независимо от сознания человека. Чтобы доказать подобное качество материального мира, происходит обоснование при помощи эмпирических, экспериментальных способов. Так, например, доказывать существование красоты, космоса, природы или иных категорий нет необходимости независимо от сознания человека. Но вот обосновать автономность существования физического человека (организма) от сознания гораздо сложнее.
Онтология русской философской мысли
Давая характеристику проблеме бытия в проекции на историю философской науки и мысли можно выделить особенности русской традиционной философии. В.В. Зеньковский в труде «История русской философии» фундаментально выделяет особое значение онтологической проблемы, которая присуща только русской философии.
Несмотря на это, современные учёные говорят с долей скептизма об онтологии русской философской мысли. Все размышления об онтологии русских мыслителей довольно условны, потому как проблематика бытия не была для них самодовлеющей. Проблемы онтологии важны для них только в аспекте основы универсализма, никак иначе.
Пример 5
Достоевский говорил об универсализме как о том, что русская душа способна к отзывчивости как никто другой, в свою очередь, всемирная отзывчивость носит глубинный философский смысл. Эти слова он произнёс на Пушкинском празднике, и его речь нашла свою популярность во всём мире.
Отзывчивость во всемирном понимании определена как опора на любовь, т.е. как онтологический фундамент личностного бытия. И напротив, совершенно безличная категория «бытие» из понятия бинарной пары «бытие=ничто», занимает наиважнейшее место в религиозной философской мысли. Более того, становится основной проблемой теоретической философии и практического познания, тем самым организуя индивидуально-личностное бытие, которое, в свою очередь, является более религиозным по своим признакам и генезису.
Именно это и стало основополагающими факторами в проработке онтологии и наиболее значимых идей русской философии XIX–XX вв.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Сколько видов реальности существует в философии
Философия бытия включает в себя все в сознании человека, природе и обществе. Поэтому его категории – абстрактное понятие, объединяющее по общему признаку разнообразные явления, предметы и процессы.
Выделяют две категории:
- Объективная реальность существует вне зависимости от человеческого сознания.
- Субъективная реальность состоит из того, что принадлежит человеку и без него не существует. Сюда относятся психические состояния, сознание и духовный мир человека.
Существует иное распределение бытия как совокупной реальности:
- Природное. Разделяется на то, что существовало до появления человека (атмосфера) и та часть природы, которая преобразована человеком. Сюда можно отнести селективные сорта растений или промышленную продукцию.
- Человеческое. Человек как объект и субъект, подчиняется законам природы и в то же время является социальным, духовно-нравственным существом.
- Духовное. Разделяется на сознание, бессознательное и сферу идеального.
- Социальное. Человек как личность и как часть общества.
Глава 1
1 | В начале сотворил Бог небо и землю. | |
2 | Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. | |
3 | И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. | |
4 | И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. | |
5 | И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. | |
6 | И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. | |
7 | И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. | |
8 | И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй. | |
9 | И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. | |
10 | И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. | |
11 | И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. | |
12 | И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево , приносящее плод, в котором семя его по роду его . И увидел Бог, что это хорошо. | |
13 | И был вечер, и было утро: день третий. | |
14 | И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; | |
15 | и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. | |
16 | И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; | |
17 | и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, | |
18 | и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. | |
19 | И был вечер, и было утро: день четвёртый. | |
20 | И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. | |
21 | И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. | |
22 | И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. | |
23 | И был вечер, и было утро: день пятый. | |
24 | И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. | |
25 | И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. | |
26 | И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. | |
27 | И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. | |
28 | И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. | |
29 | И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу; | |
30 | а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. | |
31 | И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. |
Глава 2
Человек: единство тела и духа
Человек является природным существом. Но благодаря сознанию, он не только физически существует, но и способен рассуждать о существовании мира и себя. Человека олицетворяет единство духа и тела. Первичной предпосылкой существования у человека является материальное. Человечество — это общность, включающая всех индивидов, живущих, живших и тех, что в будущем родятся
Важно понимать, что существование людей не зависит от сознания отдельно взятого человека.
Важно обратить внимание на такой нюанс человеческого существования, как зависимость от общественных мотиваций. Если иные природные категории функционируют автоматически и можно предсказать их поведение с достаточной определённостью, то на поступки человека и его поведение часто влияют не биологические инстинкты, а общественные и духовные мотивы
Для человеческого общества тоже характерен способ существования, в котором переплетаются материальное и духовное. Бытие социальное подразделяется на существование отдельной личности в обществе и на само общество.
Бытие
Глава 1.
1В начале сотворил Бог небо и землю.
2Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
7И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
9И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
11И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево , приносящее плод, в котором семя его по роду его . И увидел Бог, что это хорошо.
13И был вечер, и было утро: день третий.
14И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
19И был вечер, и было утро: день четвёртый.
20И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
21И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
22И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23И был вечер, и было утро: день пятый.
24И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
26И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;
30а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Предыдущая книга |
|
« Предыдущая глава |
Следующая глава » |