Понятие истины в философии

В словаре Д.Н. Ушакова

И́СТИНА, истины, ·жен.1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности (·книж. ). Стремление к истине лежит в основе научных исканий.2. То, что есть в действительности, соответствует действительности, правда. Скрывать истину. Ручаться за истину сообщения. Соответствовать истине. Голая истина.3. Утверждение, положение, суждение, основанное на житейском опыте. Старая истина. Избитая истина. «Слыхал я истину бывало: хоть лоб широк, да мозгу мало.» Пушкин.• Святая истина (·разг.) — непререкаемое положение, утверждение. Во истину (·церк.-книжн., ·ритор.) — действительно, в самом деле, истинно. Во истину прекрасный человек.

Историческое развитие истинности

История понятия начинается с античности, когда истина была тесно переплетена с диалектикой, заблуждениями. Впервые заговорил о правдивости древний философ Аристотель. Мыслитель рассматривал понятие, как интенциональное соглашение между разумом и фактической действительностью.

Традиционную концепцию истинности представлял Платон. Цитата мудреца гласит: «Человек, характеризирующий предметы таковыми, каковыми они являются, утверждает истину, человек характеризующий предметы по-другому – врет».

Но ложь и заблуждение не равноправные догматы. Заблуждение появляется в результате неполномерного восприятия действительности, отсутствия всесторонней осведомленности, не достаточной информативности происходящего. Личность часто заблуждается, делая это непредумышленно. Заблуждение даже способствует поиску правды. Ложь человек использует направленно в собственных интересах: ради самозащиты, самооправдания, личной выгоды, руководствуется другими нелицеприятными мотивами.

Позже философ Кант классифицировал понятие, как свойство личности, заключающееся в согласии собственного мышления с собственными умозаключениями, что характеризуется субъективной личностной адекватностью.

Августин считал, что любое познание является изначально истинным.

Материалистические и идеалистические философы отожествляли реальность с мировой объективностью.

Мыслитель Юм, как представитель Нового времени, сравнивал истинность с агностицизмом.

Философ, живший в двадцатом веке, Хайдеггер пришел к выводу – конечная истина неподвластна человеку и останется загадкой мироздания.

Релятивизм

Релятивизм — это методологический принцип, заключающийся в метафизической абсолютизации относительности и условности эпистемических содержаний.

Она является результатом одностороннего акцента на постоянной изменчивости реальности и отрицания относительной стабильности вещей и явлений. Эпистемологические корни релятивизма заключаются в отказе признать непрерывность в развитии знания и преувеличении зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или доступных логических форм и теоретических инструментов). Релятивисты считают факт развития знания, в ходе которого преодолевается любое достигнутое состояние знания, доказательством его ложности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности знания вообще, к агностицизму.

Релятивизм как методологическая позиция восходит к учению древнегреческих софистов: из тезиса Протагора «Человек есть мера всех вещей…» следует осознание того, что в основе познания лежит лишь текучая чувственность и не отражает объективных и стабильных явлений.

Элементы релятивизма характерны для античного скептицизма: показывая неполноту и условность знания, его зависимость от исторических условий познавательного процесса, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, интерпретирует их как свидетельство недостоверности всего знания вообще.

Аргументы релятивизма использовались философами XVI-XVIII веков (Эразм Роттердамский, М.Монтень, П.Байль) для критики религиозных догм и принципов метафизики. Релятивизм играет еще одну роль в идеалистическом эмпиризме (Дж. Беркли, Д. Юм; махизм, прагматизм, неопозитивизм). Абсолютизация относительности, условности и субъективности познания, возникающая в результате сведения познавательного процесса к эмпирическому описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма.

Релятивизм получил некоторое влияние на рубеже XIX и XX веков в связи с философским осмыслением революции в физике. Обращаясь к метафизической теории познания и игнорируя принцип историзма в анализе научного изменения знания, некоторые ученые и философы говорили об абсолютной относительности знания (Э. Мах, Я. Петцольдт), о его полной условности (Ж.А. Пуанкаре).

В различных отраслях человеческого знания этот термин приобретает свое собственное значение (этический релятивизм, лингвистический релятивизм, физический релятивизм и т.д.).

На кого ориентирована система ИСТИНА¶

Потенциальных пользователей Системы можно разделить на следующие категории:

  1. отдельные ученые и преподаватели;
  2. руководители зарегистрированных в Системе организаций;

#. ответственные за выполнение конкретных функций, связанных с сопровождением
информации в Системе (ответственные от кафедр, лабораторий, секретари диссертационных советов, научных семинаров и т.п.).

Для каждой категории пользователей система «ИСТИНА» предоставляет
специальный набор функций. Отдельные ученые и преподаватели,
которые зарегистрированы в Системе, получают возможность
систематизировать сведения о результатах своей научной и
педагогической деятельности. К числу основных преимуществ
использования Системы для этой категории пользователей можно отнести:
возможность автоматического формирования различных выписок, таких как
список трудов за определенный период времени; создание в сети Интернет
персональной страницы, содержащей сведения об основных результатах
профессиональной деятельности; создание личного кабинета,
отображающего персональную оценку профессиональной деятельности, согласно принятым в
организации формулам такой оценки.

Если ученый или преподаватель является работником зарегистрированной в Системе
организации, то в дополнение к перечисленным возможностям он может
использовать Систему для формирования внутренних отчетов о научной
работе. В Системе реализованы такие функции как подготовка годового научного
отчета, формирование персонального рейтинга работника, подготовка
документов для избрание по конкурсу и т.п.

Для руководителей организаций система «ИСТИНА» может предоставлять сведения,
необходимые для принятия управленческих решений.

Понятие относительной и абсолютной истины, их диалектика

Иногда словом «истина» называют любые суждения. Существуют выражения — «вульгарные истины», «набор истин», обязательные истины и т.д. Конечно, они имеют смысл своего существования как образные языковые средства коммуникации, но в философском смысле они не являются истинными. Пропозиция — это не сама истина, а лишь способ ее представления. Более того, суждения всегда полны, тогда как истина — нет. Истина изменчива и открыта для новых уточнений. Это развивающееся явление, и его нельзя представить в виде готовых, заранее определенных утверждений. Истина не только эволюционирует, она элементарно меняется, следуя за обстоятельствами. Например, то, что солнце находится на востоке, будет верно утром, а то, что оно находится на западе, будет верно вечером. Соотношение текучести и стабильности, изменчивости и постоянства и выражаются двумя взаимосвязанными сторонами истины — абсолютной и относительной.

Мы должны помнить, что абсолютное и относительное — это две стороны одной истины, а не два ее варианта, как писал Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм».

Если первые два момента истины — субъективный и объективный — показывают, насколько наши знания согласуются с реальностью, то вторые два — абсолютность и относительность — говорят нам, насколько они согласуются с ней. Абсолютное в действительности является мерой стабильного; относительное — мерой изменчивого.

И скептики, и агностики обычно отмечают относительную сторону истины, знания как такового. Однако они представляют относительность в отрыве от абсолютной стороны. Догматики, с другой стороны, мыслят абсолютно в отрыве от всякой относительности. В обоих случаях это искажение реальных свойств истины. Признавая только относительность, мы впадаем в релятивизм. Настаивая только на абсолютности, мы впадаем в догматизм. В действительности каждый абсолют оставляет тень относительности. С точностью до наоборот. Догматизм утверждает, что истина независима от всего, что она сама по себе является истиной. Так, немецкий философ Э. Гуссер (1859 — 1938) утверждал: «То, что истинно, абсолютно, истинно «само по себе», истина тождественна независимо от того, воспринимается ли она в суждениях людей или животных, ангелов или богов.

Такая абсолютность не присуща настоящей истине. Она была бы присуща ей, в таком случае, если бы истина существовала независимо от человека, от конкретных условий познания и даже от познаваемого объекта. Что тогда означала бы такая истина, что она могла бы означать, если бы сами предметы менялись в зависимости от условий или даже переставали существовать в прежнем качестве? Такова реальность познания и такова реальность истины. Абсолютность истины заключается в моменте полного совпадения нашего познания с объектом. Момент всегда конкретен и преходящ, лишен абсолютности, ограничен. И дело здесь не в хитростях языка, а в свойствах самой реальности. Любой ответ на вопрос в процессе познания никогда не бывает полным и исчерпывающим. А сам вопрос можно уточнять до бесконечности. Все происходит не вообще, а вполне конкретно, то есть соотносится с конкретными формами и условиями. Все знания конкретны. Но никакая конкретность не является окончательной, определенной. Поэтому истина — это процесс, а не объект или состояние.

Абсолютная истина (абсолютная в объективной истине) — это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое не уточняется и не дополняется в пределах определенного этапа развития науки; это идеал, который не может быть достигнут, хотя знание приближается к нему; это элемент знания, который не может быть опровергнут в будущем. Правда:

  1. Результат познания определенных аспектов исследуемых объектов (констатация факта, которая не тождественна абсолютному знанию всего содержания данных фактов);
  2. Окончательное знание определенных аспектов реальности;
  3. Содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
  4. Полное знание о мире и сложных организованных системах, которое на самом деле никогда не достижимо.

Применительно к достаточно развитому научно-теоретическому знанию выделяют абсолютную истину — полное, всестороннее знание об объекте (сложной материальной системе или мире в целом).

Истина и ее критерии

Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).

Основные концепции истины

Концепция истины

Определение истины

Критерий истины

Классическая

Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности

Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость

Когерентная

Истина есть согласованность знаний

Согласованность с общей системой знаний

Прагматическая

Истина есть практически полезное знание

Эффективность, практика

Конвенциональная

Истина есть соглашение

Всеобщее согласие

Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

  • Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
  • Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
  • Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
  • Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
  • В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.
  • Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины.

Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям.

Имеются и альтернативные трактовки истинности. Так, в религии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.

Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.

Общие условия

  1. Все услуги Сервиса предоставляются Пользователям «как есть». Оператор не принимает на себя никакой ответственности за задержку, удаление, недоставку или невозможность загрузить любые данные Пользователя. Все вопросы предоставления прав доступа к сети Интернет, покупки и наладки для этого соответствующего оборудования и программных продуктов решаются Пользователем самостоятельно и не подпадают под действие настоящих Правил.

  2. Пользователь соглашается с тем, что Оператор может осуществлять сбор и обработку обезличенных статистических данных о работе Пользователей с Сервисом, в том числе — с использованием инструментальных средств, предоставляемых третьими лицами.

  3. Пользователь соглашается с тем, что Сервис формирует в открытом контуре Сервиса его общедоступный в сети Интернет профессиональный профиль, содержащий данные о результатах его научной и педагогической деятельности.

  4. Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервис может содержать элементы рекламного характера. Пользователь также понимает и соглашается, что Сервис может содержать сообщения Оператора, включая служебные сообщения, автоматические уведомления и новостные рассылки.

  5. Оператор вправе устанавливать любые дополнительные требования и ограничения применительно к регистрации на Сайте и к использованию Сервиса.

  6. Каждое обращение Пользователя к любой из частей Сервиса либо к отдельной странице, размещенной в домене istina.msu.ru (или доменов Зеркал Сайта), подразумевает согласие Пользователя с условиями настоящих Правил.

Истина в религии

Неоспоримость бытия – один из основных канонов религии. На подобии философии, в религиозном познании нет конкретных фактов, которые могли бы подтверждать все теоретические знания и гипотезы. Все что невозможно объяснить принято, списывать на веру. А вера в свою очередь, это то, что нельзя доказать математическими вычислениями, но при этом и не подлежит опровержению.

Теологи считают, что главное заблуждение заключается в том, что истина это не «что», а «Кто». Господь Бог является источником бытия, отсюда следует и его неопровержимость. Именно с этой позиции все религиозные деятели не допускают другую истину, так как считают, что ее просто не может быть.

Объективная относительность истины

По общепринятому мнению, объективная истина отражается в сознании человека, как реальность окружающего мира. В таком случае виды объективной истины могут быть самыми разнообразными

То, что сочтет объективным священник, не примет во внимание математик, а то, что волнует философа, не сочтет нужным использовать военный стратег или математик

Истина — это не догма и не имеет четко выраженного видового многообразия, зависящего от области применения. Как минимум, это понятие, как максимум — правильность понимания реальности конкретным человеком. Насколько понимание настроено правильно, определяют знания и сомнения.

Есть знания и нет сомнений — можно определить виды относительной истины в текущий момент времени, в данной ситуации при сложившихся обстоятельствах.

Теории истины[править]

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Все теории можно разделить на дающие реальное определение истине и устанавливающие правила употребления слова «истина».

  • Теории истины (концепции истины), дающие определение истине: Корреспондентная (классическая) теория. Истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени в том числе Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель)
  • Конвенциональная теория. Истина — это результат соглашения (Пуанкаре, Карнап, К. Поппер)
  • Когерентная теория. Истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Лейбниц, Авенариус, Мах, неопозитивизм)
  • Авторитарная концепция. Истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие)
  • Прагматическая (праксеологическая) теория. Истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха, (Ф. Бэкон, марксизм)
  • Теория истины как очевидности. Истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф. Брентано, Э. Гуссерль)
  • Теория истины как опытной подтверждаемости. (Шлик, Нейрат)

Теории истины (концепции истины), устанавливающие правила употребления термина «истина» при построении теорий:

  • Редундантная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» лишены смысла (П. Ф. Рамсей)

Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в смысле теории речевых актов (П. Ф. Стросон)
Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины (А. Тарский)

Истинная красота – что это такое

В старые времена было принято считать, что красота может измеряться на основании устоявшихся критериях. Люди думали, что художественное образование сможет научить человека правильно понимать истинную красоту и отличать ее от уродства. Современное понятие красоты отличается, и считается устаревшим. Сегодня принято считать, что красота – это относительное понятие, которое основывается на каких-то стереотипах.

Но если говорить об истинной красоте, то это скорее проявление душевных качеств человека. Внутреннее состояние, из которого можно выделить такие качества, как: умение сопереживать, внутренняя гармония, честность, а также эмоциональное состояние человека.


Истинная красота — это внутренне состояние души человеческой. Это его поступки, желания и стремления. Обретение душевного равновесия внутри себя — задача каждого человека, который собирается жить в гармонии с другими людьми и всем окружающим миром. Но для начала необходимо начать с самого себя. Загляните в глубину собственного сознания и попытайтесь найти все негативные качества, а потом исправьте их

Для того чтобы обрести душевную красоту, необходимо выполнить три основных действия:

  1. Заведите дневник для записей. Ведение дневника поможет познать себя и разобраться в проблемах, которых мы не замечаем в повседневности. Данный способ является хорошей мотивацией, чтобы пробудить в себе положительные качества. Все мысли, которые будут записаны в собственном дневнике, смогут материализоваться. Так как все, о чем мы будем думать, можно будет узреть.

Таким образом, можно будет полностью определить все свои ошибки и переживания, которые мы не можем увидеть без записи. Перечитывая свои мысли, мы начинаем задумываться, что же делаем не так, или что можно изменить или улучшить для достижения желаемого результата.

Дневник хорошо помогает определить собственные страхи, которые мы с возрастом стараемся заблокировать. Наше подсознание постоянно говорит, что правильно, а что нет, но чтобы обрести истину, нужно полностью понимать собственный разум.

  1. Внутренний голос поможет обрести равновесие и понимание себя. В каждом из нас есть «ребенок». Это то, что позволяет нам радоваться жизни, несмотря на бытовые проблемы и возраст. Все что для этого нужно, просто задать основные вопросы которые вас интересуют и послушать, что вам говорит ваше подсознание. Чтобы не растеряться в мыслях, можно использовать первое действие, и записать все свои вопросы в дневник. После того как вы зададите вопросы и получите ответы, начинайте действовать и менять себя в лучшую сторону. При этом все эти действия должны нести пользу вам и окружающим людям.
  2. Попробуйте медитировать. Медитация помогает глубоко проникнуть в собственное сознание. Это помогает наладить все процессы, которые происходят внутри нас. Сегодня есть множество способов войти в транс и научиться медитировать. Это погружение от собственного сознания в глубины подсознания. Такая практика позволит улучшить эмоциональные реакции, преодолеть депрессивные состояния, раздражительность и другие негативные качества. Кроме этого, можно улучшить концентрацию, реакцию, внимательность и осознанность.

Для того чтобы самостоятельно постичь истинную гармонию внутри себя, можно воспользоваться проверенным способом и задать себе 10 вопросов, которые помогут глубже понять и осознать собственное Я:

  1. Какое количество книг я прочитал за последнее время?
  2. Какое у меня хобби и есть ли оно?
  3. Чью судьбу я проживаю?
  4. Умею ли я сосредоточиться на главных моментах?
  5. Что не дает мне жить, так как я этого желаю?
  6. Каким будет моя жизнь через несколько лет, если я ничего не поменяю?
  7. Что я могу сделать для людей, какую помощь могу оказать?
  8. Я работаю или занимаюсь любимым делом?
  9. Что меня злит и приводит в недовольство?
  10. Кто я такой?

Все эти вопросы помогут глубже понять собственную сущность и разобраться в собственной душе. Данный список можно дополнить в соответствии с вашими потребностями. Запишите свои вопросы в дневник и постарайтесь найти на них ответы. Все что вы осознаете, поможет вам хорошо познать внутренне состояние собственной души.


Истина — это отражение настоящей действительности. Поэтому разумнее всего прекратить ее поиск если для этого нет веских оснований. Все истинное не нуждается в объяснении или понимании, ведь оно есть такое каким должно быть на самом деле

Религиозное понимание истинности

Многочисленные взаимоисключающие религии в вопросе осмысления правды приходят к одному выводу: истина Бога является последней нерушимой инстанцией.

Христианские талмуды, описывающие божьи заповеди (законы), предполагают безусловное верование в непоколебимость изложенного. Личность сама принимает решение верить ей или нет, понимая, что доказательств, подтверждающих каноны, не существует. Особенность человеческого разума характеризуется потребностью веры. Человек свято верит в силу исповеди, которая способна очистить душу.

Восточные религии призывают признавать нерушимый авторитет Учителя, слово которого необходимо воспринимать святым, оно не обсуждается. Мораль в таких случаях уже не рассматривается, как базовая составляющая, основное – наставление Учителя. Только его слово способно спасти. Истина древневосточных постулатов выступает спасительным озарением.

Прекращение действия учетной записи Пользователя, а также удаление материалов, размещенных Пользователем

  1. Пользователь согласен с тем, что Оператор оставляет за собой право прекратить действие учетной записи Пользователя в любое время без предварительного уведомления Пользователя.

  2. Прекращение действия учетной записи может быть произведено в связи со следующими причинами: а) нарушение положений настоящих Правил, а также дополнений к ним, являющихся их неотъемлемой частью; б) по соответствующему запросу органов власти, согласно законодательству Российской Федерации; в) в связи с непредвиденными проблемами технического характера или обстоятельствами, связанными с безопасностью.

  3. Оператор оставляет за собой право по своему собственному усмотрению изменять (модерировать) или удалять любую публикуемую Пользователем информацию, нарушающую запреты, установленные настоящими Правилами (а также любые иные запреты и требования, содержащиеся в действующем законодательстве Российской Федерации), приостанавливать, ограничивать или прекращать доступ к Сервису в любое время по любой причине или без объяснения причин, с предварительным уведомлением или без такового, не отвечая за любой вред, который может быть причинен Пользователю таким действием.

  4. Оператор вправе удалить учетную запись Пользователя и (или) приостановить, ограничить или прекратить доступ к Сервису, если Оператор обнаружит в действиях Пользователя признаки нарушения условий настоящих Правил, без объяснения причин таких действий.

  5. Прекращение действия учетной записи Пользователя предполагает: а) удаление доступа Пользователя к данным в «закрытом» контуре; б) удаление личных настроек Пользователя.

Основные теории истинного познания

Способы достижения истинно верного знания градуируются.

Мыслители разработали несколько теорий постижения правдивости. Перед тем, как их рассмотреть, следует понять, какими критериями пользовались философские умы для выявления поисковых путей. Истина должна быть ясной и обязательно иметь общезначимую масштабность. Понятие истинности пригодно для использования и реализации. Правдивость должна подтверждаться практическими исследованиями.

Основываясь на данных критериях, появилось несколько корреспондентских концепций правды.

Средневековые философы-богословы склонялись к авторитарной концепции, по которой определение правдивости доверялось авторитетному источнику.

Гуссерль, Декарт, Брентано полагались на теорию очевидности истинности, когда истина представлялась очевидным, отчетливым фактом.

Шлик, Локк считали, что правду нужно подтвердить научным путем, отсюда родилась теория опытной доказуемости.

Тарский построил семантическую теорию правдивости, где изначально истина является возможным объектом правды. Вспомогательная метатеория с целью избегания семантических феноменов, создает специальные условия для объективного восприятия истины, ради доказуемости первоначальной теории.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что проблемы, касающиеся истины, ее критериев, интересовали людей с древнейших времен. И первым из известных нам философов, у которого эта проблема приобретает особый философский оттенок, является Аристотель. Классифицируя и обобщая методы познания в науке, Аристотель создал учение о формах мышления, постигающих истину, то есть логику. Человеческий разум считается особым механизмом. Только применяя законы логики, он может приблизиться к истине. Согласно Аристотелю, для применения науки логики необходимо, чтобы в основе логики лежало вечное бытие. Аристотель рассматривает истину как высшую форму существования. Человек, постигший истину, приближается к совершенному существованию.

В дальнейшем историческом развитии учение Аристотеля стало источником многих школ и течений

После публикации работ Канта возникает следующая тенденция в философской мысли: истина имеет «субъективный» характер, и главное внимание в исследовании проблемы истины должно быть уделено познанию самого человека, законов его разума. Кант убедительно показывает, что не может быть универсального критерия истины

Все, что есть у человека, — это формальные законы логики. Но Кант утверждает, что эти законы основаны на априорных формах разума. Впервые он устранил противоречие, которое завело философию того времени в тупик. Является ли человеческое знание продуктом чувственного восприятия или продуктом умственной деятельности? Предложенная Кантом концепция человеческого восприятия мира, основанная на априорных формах разума, помогла выйти из этого тупика.

Мы никогда не постигаем реальность во всей ее полноте, раз и навсегда. Образ его постоянно заменяется, расширяется, углубляется, корректируется, но прежде всего он никогда не остается просто чистым, абстрактным образом мира, он состоит из деталей, которые действуют материально, практически в самых разных изобретениях человека — в технике, технологии, предметах быта, медицинской и социальной практике.

Именно практика как самая широкая система человеческой деятельности оправдывает существование познания и помогает правильно понять все его нюансы, разобраться с его сложностью и противоречиями. Именно практика становится последним аргументом в длинной цепи различных возражений против скептицизма и агностицизма, которые, несомненно, внесли жизненно важный вклад в понимание природы человеческой познавательной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector