Материализм в философии: понятие и основные идеи
Содержание:
Материалист. Идеалист.
То, что для идеалиста обязанности, для материалиста конкретная цель в цифрах. В свою систему ценностей он включает только те, что стимулируют его на достижение большей выгоды. Материалист амбициозен и всегда хочет добиться большего, чем у него уже есть и мотивируется фразой: « я МОГУ это сделать!». А все чувства и эмоции, которые мешают, до поры отодвигаются на задний план. Идеалист ставит чувства и эмоции на первое место.
Материалист реально смотрит на вещи и живет в предлагаемых обстоятельствах. Распределяет свои обязанности исходя из даты, сроков, результата. Просто все чего он хочет, имеет денежное выражение. Значит материалист зарабатывает деньги, а если не получается, при крайнем выражении своего типа – ворует, берет взятки. И в этом он честен и перед собой и перед обществом.
Он интересен – этот тип. И достоин уважения. Хотя бы потому, что экономики всех развитых стран держаться именно на материалистах. Их принято называть «средний класс». Раньше в него входили купцы, мануфактурщики. Сейчас – частные предприниматели, топ – менеджеры, известные деятели культуры и шоу-бизнеса.
Ещё раз повторюсь, то, что другие называют обязанности, у материалиста всё оцифровано и выражено в конкретике. Известных фамилий можно перечислить много. Тут и предприниматели прошлого: Щукин, Третьяков, Мамонтов, Морозов. Современники: Б. Гейтс, Д.Сорос, Р. Абрамович. Выражение материалиста «Ничего личного, чисто бизнес». Но вот с литературными героями – материалистами выходит незадача.
Если для идеалиста составить график, наметить цели, определить даты достижения подцелей это обязанности, то для материалиста это смысл жизни. Оказывается, писатели (в массе своей идеологи) их не любят и представляют в отвратительном и смешном виде ( «Скупой рыцарь», «Мертвые души», «Гроза»). Они однобоко представлены как жадные, недалекие, черствые дельцы.
Но материалист живой и нечто человеческое ему не чуждо. Например, купец Лопахин из Вишневого сада А.П.Чехова. Дед и отец Лопахина «были рабами», а он выбился в люди, стал богат. Он сочувствует хозяевам сада, но не понимает их переживаний. Ведь делу еще можно помочь, разбить сад на дачные участки и сдавать в аренду. Зачем нужна красота, если есть нечего? Для Лопахина красиво то, что и глаз радует и доход приносит «Я весной посеял маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистого. А когда мой мак цвел, что это была за картина!». И здесь нет переживаний, которые испытывает идеалист. Деятельная натура Лопахина очень узнаваема. Именно такие люди, сделавшие себя с нуля, многого добившиеся, но сохранившие душевные порывы становятся меценатами и спонсорами.
Таков О.Тиньков. Торговал техникой, потом создавал пищевые производства, открывал рестораны, развивал одноименную марку пива. Его мотивация понятна как у всех материалистов: «Хотите знать, с чего я начинал? С воли к жизни. Жить я хотел, а не прозябать. Хотел переехать в квартиру, хотел ленинградскую прописку… Все денег стоило». Он не привязывается к своим детищям: создает, развивает и продает с баснословной прибылью. Сейчас Тиньков увлечен электронной банковской коммерцией. Разбогател – и может себе позволить.
Точно также и Лопахин – захотел и купил Вишневый сад. Итак, подводя итог, скажем: материалист этот тот, кто предпочитает больше высокую зарплату и хороший соцпакет, чем воплощение идей, семейные ценности, эмоции как идеалист . Он карьерист, потому что власть приносит деньги. Если нет достойного заработка, он уедет на вахту или откроет свой бизнес, а прибыль вложит в недвижимость и это не обязанности это стратегия жизни.
Материалиста очень просто определить из разговора, если он говорит про:
- Деньги (сбережения)
- Деньги (зарплата)
- Акции
- Драгоценности
- Инвестиции
- Работа
- Карьера
- Имущество
- Бизнес-схема
- Бизнес-идея
- Собственный бизнес
- Бренд
- Личный автомобиль
- Собственное жилье
- Награда
- Связи
- Влиятельные друзья
- Социальный статус
- Место в иерархии
- Долги
- Финансовые обязательства
- Наследство
- Коллекция
- Образование
- Профессия
- Опыт
- Квалификация
- Достаток
- Перспективы
- Бизнес-информация
То перед вами материалист.
У Вас проблемы?Вам нужен психолог? Звоните, пишите прямо сейчас!
Skype OlegVZobninТелефон +7(987) 955–49–56WhatsApp +7(987) 955-49-56Viber +7(987) 955-49-56
Средневековье[править | править код]
С приходом христианства большинство теорий материализма были отброшены как противоречащие новой религиозной догме, поэтому развитие натурфилософии было заторможено на многие сотни лет. Позже, Роберт Гроссетест и Роджер Бэкон уже в XIII веке призывали создать экспериментальную науку, которая на математическом языке объяснила бы все закономерности материи. Такой подход при господстве католицизма привёл бы к гонениям или инквизициям, так как оно не согласовалось с учением Аристотеля о Боге как первоначале всего сущего. Позже эти идеи были воплощены в начале Нового времени у Галилео Галилея, когда всевозможные случайные явления предложили рассматривать через призму механицизма. Как писал сам Галилей:
Обзор
В 1748 году французский врач и философ Ла Меттри поддерживает материалистическое определение человеческой души в L’Homme Machine.
Материализм принадлежит к классу монистической онтологии и, таким образом, отличается от онтологических теорий, основанных на дуализме или плюрализме . Для единичных объяснений феноменальной реальности материализм был бы противоположен идеализму , нейтральному монизму и спиритизму . Он также может контрастировать с феноменализмом , витализмом и двухаспектным монизмом . Его материальность в некотором роде может быть связана с концепцией детерминизма , которую поддерживали мыслители Просвещения .
Несмотря на большое количество философских школ и тонкие нюансы между многими, считается, что все философии относятся к одной из двух основных категорий, определяемых в противоположность друг другу: идеализм и материализм . Основное положение этих двух категорий относится к природе реальности — основное различие между ними заключается в том, как они отвечают на два фундаментальных вопроса: «из чего состоит реальность?» и «как это происходит?» Для идеалистов дух или разум или объекты разума ( идеи ) первичны, а материя вторична. Для материалистов материя первична, а разум, дух или идеи вторичны — продукт воздействия материи на материю.
Материалистический взгляд, возможно, лучше всего понимается в его противопоставлении доктринам нематериальной субстанции, исторически применявшимся к разуму Рене Декартом ; однако сам по себе материализм ничего не говорит о том, как следует характеризовать материальную субстанцию. На практике его часто приравнивают к той или иной разновидности физикализма .
Современные философские материалисты расширяют определение других научно наблюдаемых сущностей, таких как энергия , силы и кривизна пространства ; однако философы, такие как Мэри Мидгли, полагают, что понятие «материя» неуловимо и плохо определено.
В 19 веке Карл Маркс и Фридрих Энгельс расширили концепцию материализма, чтобы разработать материалистическую концепцию истории, сосредоточенную на примерно эмпирическом мире человеческой деятельности (практики, включая труд) и институтов, созданных, воспроизведенных или разрушенных этой деятельностью. Они также разработали диалектический материализм , взяв гегелевскую диалектику , лишив ее идеалистических аспектов и соединив их с материализмом (см. ).
Нередуктивный материализм
Материализм часто ассоциируется с редукционизмом , согласно которому объекты или явления, индивидуализированные на одном уровне описания, если они подлинные, должны быть объяснимы в терминах объектов или явлений на каком-то другом уровне описания — обычно на более ограниченном уровне. .
Нередуктивный материализм явно отвергает это понятие, однако, принимая материальное строение всех деталей как совместимое с существованием реальных объектов, свойств или явлений, не поддающихся объяснению в терминах, канонически используемых для основных материальных составляющих. Джерри Фодор аргументирует эту точку зрения, согласно которой эмпирические законы и объяснения в «специальных науках», таких как психология или геология, невидимы с точки зрения фундаментальной физики.
1.1 Материализм
Материализм (рис.1)
— философское направление, которое исходит из того, что:
мир материален, существует объективно, внесознания и
независимо от сознания;
материя первична — никем не сотворена — существует вечно;
сознание и мышление — это свойство материи;
мир, его закономерности познаваемы.
Рисунок 1 — Материализм
Философы и философские школы, которые отдавали преимущество
Материи, считали ее первичной, а Дух (Сознание) — производным и зависимым от
Материи, назывались философскими школами материализма, или просто — материализмом.
Материализм — философия марксизма, философия Людвига
Фейербаха, французских материалистов 18 столетия, Лукреция Кара, Эпикура,
Демокрита, китайского философа Ван Чуна, индийских философов школы чарваки. Считая
сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение
внешнего мира, утверждая этим познаваемость природы.
В обыденном же мировоззренческом видении материалистами
называют тех, кто при решении какой-либо жизненной проблемы на первое место
ставит материальные интересы, а духовными факторами пренебрегает.
В основе мира лежит материальное начало (причины) — материя,
атом, земля, воздух, и т.д. Оно являются решающими для возникновения и
существования идеального (духовного), так например, материалисты считают:
в природе материальной основой материю; в результате
последующего развития материи через много лет возникла духовная сущность (человеческое
сознание);
в обществе главными движущими силами развития соответственно
— материальную силу общества (экономику), которая и определяет все остальные идеальные
(духовные) сферы — культуру, образование, науку и т.д.
Материализм имеет продолжительную историю. Начала
материализма были в философии Древнего мира. Еще Ф. Милетский (античность) считал,
что все возникает из воды и в неё превращается.
В современном смысле материализм начинает зарождаться с
работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху
французского Просвещения, но он еще склонён отрицать специфику сложного, сводя
его к простому. Определяющее влияние на европейскую философию он приобретает в
XIX веке.
Основные линии развития материализма представлены наивным материализмом
древней Греции, метафизический материализм нового времени и диалектический
материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
Исторический материализм
Идеализм обуславливал движение истории исключительно деятельностью лидеров, но Марксу удалось развить диалектику Гегеля, результатом чего стал сделанный им вывод о том, что главной движущей силой истории стали противоречия, возникающие в сфере производства, приведшие к возникновению классовой борьбы. Данную причину развития истории Маркс отнес к объективным, а значит, не зависимым от воли конкретных личностей, как считалось ранее. В соответствии с выдвинутыми им предположениями, Маркс предложил собственную версию периодизации исторического процесса, состоящую из определенных общественно-экономических формаций, через которые проходит каждое отдельное общество и человеческий социум в целом.
история
Истоки материализма лежат в греческой натурфилософии . К важным лидерам мнений относятся: Фалес , Анаксимандр , Эпикур , но прежде всего Левкипп и Демокрит , основоположники материального атомизма . Натурфилософы искали естественные объяснения реальности вместо мифологических. Поэтому натурфилософия также считается предшественником современной науки .
Как представители материализма в эпоху Просвещения , Ламетри , а затем Гольбах , Гельвеции и Дидро, следует отметить , с 1750 года . Публикация под псевдонимом « Système de la nature» Гольбаха в 1770 году произвела фурор как среди разведчиков, так и среди их противников . Этот двухтомный труд представляет механистическое мировоззрение, в котором природа работает сама по себе, а все процессы протекают детерминированно . Работа открыто защищает атеизм, свидетельствует о моральном превосходстве и выступает против различных доказательств существования Бога . Однако философ Рене Декарт более 100 лет назад придерживался материалистического мировоззрения . Он свел живой организм (включая людей) к его механике и определил материю как копию духа .
Французский математик, физик и философ Лаплас разработал строго механистическое, детерминированное мировоззрение, основанное на философах Просвещения . Он утверждал, что знание текущего состояния каждой частицы во Вселенной позволяет определить состояние Вселенной в любой будущий момент времени на основе законов природы (см . Демон Лапласа ). Против идеи демона Лапласа могут быть выдвинуты различные возражения, основанные на принципах, признанных физикой Лапласа. Сегодня демон Лапласа служит только для иллюстрации строго детерминированного взгляда на мир.
Молодогегелевские материалистические повороты абсолютного идеализма Гегеля развили Людвига Фейербаха , Карла Маркса и Фридриха Энгельса с 1840-х годов. Обратившись к английской экономической теории (особенно к Смиту и Рикардо ), а также к идеям французского социализма, Маркс и Энгельс основали свою материалистическую философию истории (названную покойным Энгельсом и его последователями историческим материализмом ) и диалектический метод . Энгельс также выступил против возникшего тогда недиалектического научного материализма — спора материализма с возникающим, также из-за потери Гегеля, вызывающего воспоминания столкновения неокантианцев, — иногда называемого вульгарным материализмом . Диалектический материализм связан , в частности , к Энгельсу в Анти-Дюринг и Диалектика природы , чтобы сделал мировоззрением и был награжден исторический материализм вместе гегемона основной философский подход в социалистических государствах (см. О Иосифе Сталине О диалектическом и историческом материализме ). С другой стороны, некоторые марксистские материалисты видят пределы диалектики , на которые Маркс уже намекал. Георг Лукач видел, что диалектика ограничивается историей человечества, в то время как Антонио Грамши не был готов принять ни ограничение диалектики людьми, ни расширение природы. Другие марксисты в значительной степени отказались от ссылки на диалектику: некоторые части неокантианства стремились объединить философию Канта с историческим материализмом. Луи Альтюссер первоначально противопоставил структуралистскую интерпретацию Маркса гегелевским интерпретациям, а затем сформулировал алеаторический материализм, следующий за греческой атомистикой . В зависимости от направления марксизма материализм ассоциируется с толчком к экономике, обществу, (естественным) наукам, природе или (в связи с тезисами о Фейербахе ) с разным весом. В качестве сущности Маркса Теодор В. Адорно определил критический материализм в отличие от философского вульгарного материализма, критику идеализма, что делает его отправной точкой для его негативной диалектики .
В аналитической философии много представителей материалистических позиций. Разрабатываются различные модели того, как сознание и чувственное восприятие (см. Также Qualia ) могут быть интегрированы в физическое мировоззрение. В то время как некоторые философы хотят объяснить такие процессы, как иллюзии ( устраняющий материализм, например, в Поле Черчленде и Дэниеле Деннете ), другие подчеркивают, что психическое не является отдельной сферой бытия рядом с физическим, но не может быть полностью прослежено до последнего. (например, ненормальный монизм у Дональда Дэвидсона ).
Заблуждения материалистов
Реализм, о котором я говорю – это необязательно материализм. По моим наблюдениям у материалистов значительно меньше заблуждений и самообмана, нежели у большинства представителей эзотерической публики. Однако материалист заблуждается в самой основе своих взглядов – он раб собственной религии – веры в отсутствие Бога, веры в существование лишь того, что он может проверить мгновенно, в ходе собственной деятельности. И такая вера по-своему искренна и практична.
Материалист – как ребенок, у которого есть кубики, которые можно сложить в определенной последовательности, они будут похожи на дом, и он не понимает, зачем все усложнять, выдумывая некие внутренние аспекты, которые он считает заблуждением. Его не интересуют составные части этих кубиков, их взаимодействие, внутренняя энергия. Это за него проделали ученые, физики и биологи, успокоившие разум обывателя своим глубоким познанием.
Однако это лишь одна сторона реальности – поверхностная, сопоставимая и подчиненная определенным проверенным законам, проистекающим из того, что одно и то же действие может быть повторено при идентичных, или схожих обстоятельствах. Это – логика левого полушария, которая в абсолютном смысле проявляет себя, как логика машины, компьютера, оперирующего четко изложенными и проверенными формулами. Компьютер не знает заблуждений, но его взаимодействия со средой ограничены. Материалист, убежденный в отсутствии неизвестных ему тонких факторов подобен древнему человеку, который верил, что земля плоская только потому, что не был способен увидеть земной шар со стороны. На progressman.ru есть отдельная статья, посвященная силе убеждений.
Существует и другая сторона, для логического ума неуловимая, но доступная для правого полушария мозга. Хоть каждое действие и подчиняется определенным законам, но сами эти законы – условность. В бесконечности объективно может существовать все, что угодно. Интуиция не знает заблуждений, она способна проникать в запредельность, в ту парадоксальную часть реальности, где дважды два и равняется четырем, и нет, где каждое число, вообще, одновременно – и ноль, и бесконечность, где каждый элемент – и пустота, и наполненность одновременно.
Доказательство существования парадоксального мира за пределом логики – это сама жизнь, и наш относительно упорядоченный человеческий мир. Вероятность появления нашего мира в беспредельной вселенной равна практически нолю. Это также – и запредельные для ума бесконечность пространства и вечность времени, чудо сознания и реальности как таковой. Существование в абсолютном аспекте не подчиняется никаким законам, формулам, не поддается логическому познанию и размышлению. Понять бесконечность умом невозможно. Отрицать ее – значит заблуждаться.
Что касается заблуждений о связи физического мозга и сознания, здесь хотелось бы привести цитату Анри Бергсона – философа первой половины двадцатого века и некогда президента научной ассоциации психологов в Лондоне:
Иными словами, мозг является своеобразным проводником деятельности сознания, но не ее причиной. Вера в то, что миллионы мыслей нашего ума, и само сознание являются продуктом мозга, на мой взгляд – очевидное заблуждение. Сознание не может состоять из материи.
Материалист – это человек жестко фиксированный, привязанный к бесконечно узкому диапазону восприятия материальной вселенной и логического познания, как к факторам с его точки зрения единственно возможным и правильным. И по-своему, в контексте своих возможностей материалист прав. Чем меньше человек видит, тем меньше у него заблуждений. У насекомых вообще нет никаких заблуждений.
Реальность в ее глобальном аспекте проявляется по-разному в каждом. Через некоторых из нас, она проецирует свои свойства как энергия сознания, идеально приспособленная лишь к отдельному узкому спектру своей глобальной природы бытия. Через других реальность проявляет себя как непостижимая, спонтанная и всеобъемлющая сила, связанная в иное время с диаметрально противоположными полюсами существования одновременно.
Современные теории
В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов[каких?] сохранялся интерес и к диалектике.
К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть проверено только посредством естественнонаучных методов; неопозитивизм, с самого начала отрицающий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что обе философские концепции отвергают саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления субъекта; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Бертрана Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.
В современной философии конца XX и начала XXI века материализм представлен философским направлением «онтологической философии», видным выразителем которого является американский философ Барри Смит (англ.). Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания.
Ещё одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление, концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма (англ.), в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».
Элиминативизм как разновидность материализма критически относится к понятийному аппарату современных научных представлений о психических процессах. Представители элиминативизма считают, что психологические концепции, представления о сознании и соответствующий категориальный аппарат требуют замены новым подходом, который оперирует понятиями нейронных взаимодействий головного мозга. Категории «желание», «мотив», «вера», «понимание» должны исчезнуть из описаний психических процессов, как исчезли в своё время понятия флогистона, теплорода, витализма. Элиминативизм развивался в работах Пола Черчленда и Патриции Черчленд, Дэниела Деннета.
1.3 Влиятельные современные теории
В 20 веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике. В отличие от античного материализма, материализм сейчас уделяет много внимания духовному развитию человека.
К материализму часто относят:
натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе;
эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественнонаучных методов;
неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что он:
отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления;
считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка;
отчасти материалистична и философия Б. Рассела и его школы: хотя он и отрицает понятие субстанции, мышление считает классом событий в мозгу человека.
Материализм конца XX и начала XXI века представлен философским направлением «онтологической философии», лидером которого является американский философ Барри Смит.
Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания.
Еще одной в какой-то мере расширяющей материалистическое представление можно назвать принцип «Семантического экстернализма», в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».
Для понимания специфики философского знания рассматриваемого вопроса необходимо затронуть вопрос о соотношении материализма и идеализма, который мы и рассмотрим в следующей главе.
Список использованной литературы
- Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Рук. авт. колл. И.Т. Фролов. — М.: Республика, 2005. — 623 с.
- Ильин В.В. Философия в схемах и комментариях: Учеб. пособие / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.
- Корниенко А.А. Философия. Учебное пособие / А.А. Корниенко. — Томск: ТПУ, 2007. — 112 с.
- Момажян К.Х. Введение в социальную философию / К.Х. Момажян. — М: Владос, 2001. — 418 с.
- Руткевич М.Н. Диалектический материализм: курс лекций для филос. фак. / М.Н. Руткевич. — М.: Мысль, 1973. — 527 с.
- Семёнов Ю.И. Философия истории / Ю.И. Семёнов. — М.: Современные тетради, 2003. — 776 с.
- Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: недавнее прошлое, настоящее, будущее / Ю.И. Семёнов // Новая и новейшая история. — 1996. — №3. — С.80-84.
- Соколов В.В. Основной вопрос философии в его исторической философской конкретике и развитии / В.В. Соколов // Философские науки. — 1990. — №8. — С.83.
- Таганский Т. Вульгарный материализм. История философии XIX века / Т. Таганский. — М.: Мысль, 1959. — С.333-337.
- Философия: хрестоматия / Сост.к Б. Иваненко, Е.В. Маргиева Томск: ТПУ, 2000. — 103 с.
- Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика / Ф. Шлегель. В 2-х т. Т.2. — М.: Мысль, 1983. — С.104-105.
- Якушев А.В. Философия (конспект лекций) / А.В. Якушев. — М.: Приор-издат, 2004. — 224 с.
2 Ильин В.В. Философия в схемах и комментариях: Учеб. пособие / В.В.Ильин, А.В.Машенцев.- СПб.: Питер, 2007.- С.14.
3 Таганский Т. Вульгарный материализм. История философии XIX века / Т.Таганский. М.: Мысль, 1959. С.333-336.
4 Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: недавнее прошлое, настоящее, будущее / Ю.И.Семёнов // Новая и новейшая история. — 1996. — №3. — С.80.
5 Там же. С.84.
6 Семёнов Ю.И. Философия истории / Ю.И.Семёнов. М.: Современные тетради, 2003. С.67.
7 Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика / Ф.Шлегель. — В 2-х т. Т. 2 — М.: Мысль, 1983. С.104.
8 Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: недавнее прошлое, настоящее, будущее / Ю.И.Семёнов // Новая и новейшая история. — 1996. — №3. — С.86.
История и формы материализма
Античный материализм
Материализм возник в Древней Греции. Самыми известными философами-материалистами были Демокрит, Эпикур и Люкреций.
Древнегреческий философ Демокрит (460–370 гг. до н. э.) утверждал, что материя, из которой всё произошло, состоит из атомов. Они постоянно двигаются и, встречаясь, образуют предметы. Помимо атомов, обязательно должна быть пустота, где они совершают своё движение.
Древнегреческий философ Эпикур (341–270 гг. до н.э.) говорил об отсутствии сверхчувственного. К тому же он критиковал религию. Поэтому считается, что в его философии присутствуют материализм и атеизм.
Древнеримский философ Люкреций Кар также отрицал присутствие «божественной воли» при создании мира, а также в судьбе человека.
По мнению Люкреция, душа состоит из атомов. Когда человек умирает, атомы души разлетаются. Загробной жизни не существует. А жизнь и смерть никогда не соприкасаются. Потому что, когда человек умирает, он уже ничего не чувствует. Следовательно, и боятся нечего.
Метафизический материализм
Метафизический материализм — это материализм XVII–XVIII веков. Представители этого течения: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Дени Дидро, Поль Гольбах, Жульен Ламеттри, Клод Гельвеций Людвиг Фейербах, Пьер Гассенди и др.
Первоматерию эти философы пытались объяснить с помощью и механики (Галилео Галилей, Леонардо да Винчи), и геометрии (Томас Гоббс).
Общими для этих философов были идеи привлечения науки в познании первоматерии. При этом наука должна быть обязательно практической. Любое познание должно сопровождаться экспериментами, опытами.
Метафизическому материализму было свойственно отсутствие религиозных предубеждений и гипотез.
Материализм Фейербаха
Отдельно стоит учение о материализме немецкого философа Людвига-Андреаса Фейербаха (1804–1872). Его учение называется антропологический материализм Фейербаха.
Философ утверждал, вера заложена в человеческой природе. Человек обязательно должен во что-то верить.
Но Фейербах считал, что на первое место должен выйти человек. Богу же отведено второе место. Получается, главной является идея о человеке, а не о Боге.
Читайте подробнее про Метафизику.
Диалектический материализм
Представители диалектического материализма: немецкие философы Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895).
В своих идеях они опирались на диалектику немецкого философа Фридриха Гегеля, а также на материализм Фейербаха.
Маркс и Энгельс считали, что сначала была материя, а потом только возник дух. Сознание человека формируется, когда материя проецирует саму себя. Никакого божественного фактора нет.
По мнению философов, диалектика лежит в основе человечества, направляет его движение.
Читайте подробнее про Диалектику.
Исторический материализм
Позднее Маркс и Энгельс пришли к историческому материализму. Исторический материализм был сконцентрирован на обществе и социологии — науке, изучающей общество и отношения в нём.
Исторический материализм был сконцентрирован на производственных отношениях между людьми, на способах производства.
Экономическая система — основа всех отношений. В обществе, чтобы оно развивалось, должна происходить классовая борьба.
Что касается государства, то по мнению Маркса и Энгельса, в нём должен установиться капитализм и должна произойти социалистическая революция. В результате этой революцию к власти придёт пролетариат.
Ещё одним ярким представителем исторического материализма был Владимир Ильич Ленин (1870–1924)
Большое внимание он уделял борьбе пролетариата за власть, построению социализма в СССР, а также психологии масс и отдельного человека
Узнайте ещё много чего интересного про Марксизм.
Что такое материализм в философии?
Материализм — это направление в философии, согласно которому материя является первопричиной, началом бытия, а сознание и воля выступают только как его следствие, относясь к вторичным понятиям. Термин «материализм» происходит от латинского слова «materialis», в переводе означающего «вещественный».
Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя. Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей. Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум. Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее.
Для европейского материализма характерны три стадии развития:
- Первая стадия связана со стихийным материализмом древнегреческих и древнеримских мыслителей (Эмпедокла, Демокрита, Эпикура и др.).
- На протяжении 16-18 столетий происходило формирование метафизического материализма (под влиянием Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Дидро и др.).
- К средине 19 века К. Марксом и Ф. Энгельсом были сформированы основополагающие принципы диалектического материализма.
Заключение
Материализм играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного мира. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, еще нерешенным вопросом, то материалистическое мировоззрение заранее исключает его идеалистическое объяснение и ориентирует на поиски естественных законов развития, действительных ещё непознанных связей. Отвергая идею творения «из ничего», материализм выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений.
Идеализм, как противоположное материализму учение, способствует изучению мира и его структуры с другой, идеалистической, стороны. Эти два направления философии, рассмотренные вместе, представляют полную картину мира.
Античный материализм показывает истоки и предпосылки зарождения изучаемых направлений, что создает фундамент для дальнейшего их изучения.
Механистический материализм отражает концепции мира с точки зрения механики и других точных наук. Данный вид материализма позволяет взглянуть на картину мира с точной и рациональной стороны.
Диалектический материализм, будучи в самой основе противоположен идеализму, имеет и диаметрально противоположные ему гносеологические источники. Это: строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость и подвижность понятий; неразрывная связь всех научных представлений, всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными (релятивными) и предупреждающая их превращения в абсолют.