Мудрость человечества

Критика[править | править код]

Со стороны И. В. Сталинаправить | править код

И. В. Сталин в 1934 году написал письмо к членам ЦК ВКП(б) по поводу статьи Энгельса «Внешняя политика русского царизма». В нём критически оценивалась характеристика Энгельсом внешнеполитического курса российского самодержавия в XIX веке. Сущность критики сводилась к тому, что «завоевательная политика со всеми её мерзостями и грязью вовсе не составляла монополию русских царей», будучи присущей «не в меньшей, если не в большей степени королям и дипломатам всех стран Европы». Хотя письмо было доведено до широких кругов общественности лишь в 1941 году, будучи опубликовано в журнале «Большевик» (№ 9), его содержание для ведущих советских историков не было секретом и до этого.

Отношение Энгельса к народамправить | править код

С. Г. Кара-Мурза критикует взгляды Энгельса по национальному вопросу в книгах «Демонтаж народа» и «Маркс против русской революции». В концепции Энгельса народы делятся на прогрессивные и реакционные. Признаком прогрессивности и жизнеспособности нации служит способность угнетать другие народы:

Однако борьбу славян против своих угнетателей в 1848 году он оценивает с точки зрения революционности и предрекает славянам (кроме поляков) гибель:

В отношении народов, являющихся с его точки зрения реакционными, Энгельс не только отрицает право на самоопределение, но и на национальное существование:

Вопреки декларируемому утверждению о том, что история является борьбой классов, в национальной концепции Энгельса мировая революция является мировой войной прогрессивных наций против реакционных, в которой реакционные нации должны погибнуть во имя прогресса:

Факты биографии: детство и юность

Фридрих Энгельс родился в г. Бармене (Рейнская провинция Пруссии) 28 ноября 1820 года (на два с половиной года позже Маркса). Отец его был фабрикантом, к тому же глубоко верующим и консервативно настроенным человеком. Естественно, мальчик воспитывался в строго религиозном духе. К счастью, в семье Энгельса, по-видимому, отсутствовало тупое ханжество. Отец отличался энергичным и веселым характером и обладал, несмотря на свою религиозность, ясным и критическим умом. Мать — Элиза Франциска Маврикия — была добросердечной женщиной, и это создавало в доме жизнерадостную атмосферу. А дед по матери, гимназический ректор, знаток классики, вводил мальчика в широкий и светлый простор греческого эпоса, где действовали самоотверженные, бесстрашные герои, а не бесплотные, «нищие духом» святые. Еще большее впечатление производили на мальчика живые образы древних германских саг, особенно образ доблестного, дерзновенного бунтаря Зигфрида.

Веселым и любознательным рос Фридрих в окружении своих младших братьев и сестер (а их у него было семеро). До четырнадцати лет он посещал городское училище. Получив в училище некоторые сведения из физики и химии и проявив свои блестящие способности к языкам, Фридрих в 1834 году переходит в гимназию соседнего городка Эльберфельда. Дух в гимназии тот же, что и в Барменском училище, хотя она и считалась лучшей школой в Германии. Правда, здесь отличный историк — доктор Клаузен, Он поддержал и развил в Энгельсе интерес к живой истории.

В 1837 году Энгельс оставил гимназию и год изучал азбуку торгового дела, практически работая в фирме своего отца, который решил сделать своего первенца коммерсантом. Через год для продолжения коммерческого образования юноша отправился в Бремен. Тут начинается очень важная полоса жизни Энгельса. Он живет чрезвычайно богатой внутренней жизнью: жадно и много читает прогрессивную литературу, следит за иностранными газетами, пробует свои силы на литературном поприще, пишет романтические стихи, упорно занимается языками (в одном из писем уверяет сестру, что «понимает 25 языков»). Его увлекают и физические упражнения. Он азартно фехтует, лихо скачет на лошади, четырежды без отдыха переплывает широкий Везер. Силы его неистощимы. Но молодому Энгельсу еще придется пройти трудный путь борьбы с господствующим мировоззрением, согласно которому его воспитывали и внутренний разлад с которым не давал юноше покоя.

Главная мысль книги «Роль труда в процессе превращения человека из обезьяны»

Основные идеи философа пришли из учения Дарвина, но Фридрих постарался найти еще больше доказательств обратного, специально для приверженцев противоположной теории. Труд – источник богатства, но он даже большее, чем это. Благодаря труду, обезьяна смогла эволюционировать в некое создание, которое способно качественнее мыслить, анализировать и говорить. Свое развитие получили рука и качество речи, но без труда не вытащишь и человека из макаки. Остается пойти к зеркалу и лишний раз убедиться в правоте Энгельса, а после пойти трудиться, чтобы не деградировать в обратную сторону. Происхождение человека логично по обеим теориям ученых, поэтому читателю позволительно придерживаться любой из них.

Марксизм

Знакомство Энгельса и Маркса случилось в 1842 году. Два гениальных человека встретились в Кельне, в редакции «Рейнской газеты». Первоначально Фридрих не вызвал у Маркса симпатии, потому что философ считал Энгельса приверженцем к младогегельянцам, с которыми у него возникли разногласия. Далее дорога Энгельса последовала в Манчестер, где тот обучался азам работы текстильного предприятия отца. В крупнейшем городе Северо-Западной Англии будущий марксист пробыл почти два года. В живописных районах Соединенного Королевства Энгельс познакомился с жизнью и бытом среднестатистических рабочих людей, и это оказало колоссальное влияние на его последующее мировоззрение.

Фридрих Энгельс и Карл Маркс

В 1843 году Фридрих вступает в ряды немецких революционеров, с которыми познакомился в Лондоне. В то время Энгельс продолжал подрабатывать журналистом, отсылая свои труды, где мелькали рассуждения о коммунизме, во множественные газеты, в том числе и в «Немецко-Французский Ежегодник», который издавался Марксом и его приятелем Руге в Париже. Между будущими соратниками началась переписка, стали нарастать теплые и дружеские отношения, они часто встречались и обсуждали общие философские идеи.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс в типографии «Новой Рейнской газеты»

В 1845 году Энгельс возвращается на родину и принимается за написание научной работы «Положение рабочего класса в Англии». Тогда же и начались разногласия Фридриха с отцом. Энгельс-старший абсолютно не понимал деятельность сына. Коммерсант широкой руки не разделял философию идей антагонизма пролетариата и буржуазии, которой так рьяно увлекался его отпрыск. Фридрих не только начал отвергать всяческие проявления религии, но и заимел проблемы с полицией, что портило репутацию крупного текстильщика.

Фридрих Энгельс и Карл Маркс

Дело в том, что друг Карла Маркса не стеснялся выражать свои взгляды и дискутировать по поводу коммунизма публично. Поэтому хранители правопорядка установили слежку за молодым оратором. Неудивительно, что у Маркса тоже начались распри, правда, с французским законом. В конечном итоге оба общественных деятеля переселились в относительно свободную столицу Бельгии Брюссель. Затем в 1845-м соратники возвратились в Англию, где через 2 года получили билет «Союза справедливых», леворадикальной организации.

Памятник Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу

После принятия Маркса и Энгельса в свои ряды этот кружок по интересам сменил название на «Союз коммунистов». Позже объединение было упразднено после суда над одиннадцатью участниками в Кельне. Зимой, через год, философы возвратились в Брюссель, где стали основателями виртуального инструмента под названием «Коммунистический корреспондентский комитет», который предназначался для почтовой связи между сторонниками социализма.

Фридрих Энгельс и Карл Маркс

С ноября 1845 года молодые гении начали трудиться над двухтомником «Немецкой идеологии», который стал ключевым сводом философии Маркса и Энгельса. Однако авторы не смогли найти издателя, поэтому ценная книга была опубликована только в 1932 году в Москве под редакцией социал-демократа Давида Борисовича Рязанова. Хотя большинство привыкло воспринимать Энгельса как тень и вторую скрипку Карла Маркса, Фридрих сделал неотъемлемый вклад в основу материалистического понимания истории. Ленин говорил:

Маркс и Энгельс разделяли общую теорию пролетариата, а также обосновали необходимость создания революционной партии. Стоит предположить, что по отдельности эти великие умы не добились бы должной славы. В последние годы жизни Энгельс был активным борцом за права рабочих классов, в своей работе «Капитализм» философ подметил тонкую грань зарождавшегося империализма. В «Манифесте Коммунистической партии» Энгельс и Маркс рассмотрели антикапиталистическую революцию как единственный путь, размывающий границу между пролетариатом и буржуазией.

Над какими теориями он работал?

Приоритетным направлением философии Фридриха была трудовая теория. Теории воспитания Энгельс отдал немало времени. Грамотный процесс воспитания человека активно влияет на развитие социальных, демократических, а также исторических процессов государства. Труд, воспитание и умение мыслить на природном уровне делают человека достойным высшей морали – счастья.

На поздних этапах карьеры публициста и ученого изучал историю возникновения языков мира на основе звукоподражательной теории. Он считал, что крики животных и голоса птиц, изначально обитающих недалеко от поселений, сопутствуют будущему акценту населения, проживающего в этом районе. Если учесть, что ментально в мире происходит многое чудесным образом взаимосвязано, то немецкий философ подтверждал это вполне неформальными выводами.

Примечания и ссылки

  1. произношение на немецком стандартизированное транскрибируется согласно стандарту API .
  2. .
  3. Фредерик Энгельс в переводе Бракке, Происхождение семьи, собственности и государства , Париж, Альфред Кост,1931 г., предисловие к первому изданию (1884 г.)
  4. Это анализируется, например, в , том III, страницы 1715–1717, о Тезисах о Фейербахе .
  5. Максимилиан Рубель , Маркс Критика марксизма , Пайо,1974 г.( репринт  2000 г.).
  6. Сартр, Материализм и революция , в ситуациях, III , Париж, Галлимар, 1949.
  7. , стр.  531-534.
  8. По словам Паскаля Шарбонна, эти обвинения никоим образом не оправданы: , p.  463-464.
  9. .
  10. .
  11. Майкл Генрих, Как читать Капитал Маркса? , Смольный, 2015, и Кевин Б. Андерсон, Маркс в антиподах , Силлепс, 2015.

Цитаты[править | править код]

Молодой (?) Энгельсправить | править код

  • «Со времён ужасной французской революции совершенно новый, дьявольский дух вселился в значительную часть человечества, и безбожие столь бесстыдно и надменно поднимает свою наглую голову, что приходится думать об исполнении в настоящее время пророчеств Писания»
  • «…вместо всяких сект и партий мы имеем теперь только две: христиан и противников Христа»

Поздний (?) Энгельсправить | править код

  • «Дворянско-буржуазная революция в Петербурге с последующей гражданской войной внутри страны вполне возможна» ()
  • «Прусская конституция, какой бы она ни была куцей и урезанной, всё же оставалась более либеральной, чем конституция империи»
  • «До тех пор пока традиционная политика сохранения любой ценой status quo… будет руководящим принципом западной дипломатии, девять десятых населения Европейской Турции будет видеть в России свою единственную опору, свою освободительницу, своего мессию»
  • «История и современные факты в одинаковой мере указывают на необходимость основания в Европе на развалинах мусульманской империи свободного, независимого христианского государства»
  • «Христианское население Европейской Турции как греческое, так и славянское более, чем когда-либо, стремится сбросить с себя турецкое иго и более, чем когда-либо, видит в России своего единственного защитника» ()
  • «Русская история идёт очень хорошо. Теперь там и на юге бунтуют» (21 октября )
  • «В каждом крупном революционном движении вопрос о „свободной любви“ выступает на передний план»
  • «Революция есть акт, в котором часть населения навязывает свою волю другой части… И если победившая партия не хочет потерять плоды своих усилий, она должна удерживать своё господство посредством того страха, который внушает реакционерам её оружие»
  • «Франция разгромила во время великой революции феодализм и основала чистое господство буржуазии с такой классической ясностью, как ни одна другая европейская страна»
  • «Террор — это большей частью бесполезные жестокости, совершаемые ради собственного успокоения: людьми, которые сами испытывают страх. Я убеждён, что вина за господство террора в  г. падает почти исключительно на перепуганных, выставлявших себя патриотами буржуа, на мелких мещан, напускавших в штаны от страха, и на шайку прохвостов, обделывавших свои делишки при терроре» ()
  • «…прусское государство и прусская армия потерпят крах, и это произойдёт, вероятно, в войне с Россией — в войне, которая может длиться четыре года и доставит Пруссии только недуги и простреленные кости» ()
  • «Истинной представительницей милитаризма является не Франция, а германская империя прусской нации» (апрель )
  • «Налицо все элементы русского 1789 года, за которым неизбежно последует 1793 год… А раз уж дело дойдёт до революции в России — изменится лицо всей Европы» ()
  • «Масса французских социалистов приходит в ужас при мысли, что нация, осчастливившая мир французскими идеями, взявшая монополию на идеи, что Париж, этот светоч всего мира, должен теперь вдруг получать социалистические идеи в готовом виде от немца Маркса. Однако это всё-таки так и есть, и к тому же Маркс настолько превосходит всех нас своей гениальностью, своей чуть ли не чрезмерной научной добросовестностью и своей баснословной учёностью, что если бы кто-либо рискнул критиковать его открытия, то он только обжёгся бы на этом. Это возможно будет только для людей более прогрессивной эпохи… Я вообще не понимаю, как можно завидовать гению. Это настолько своеобразное явление, что мы, не обладающие этим даром, заранее знаем, что для нас это недостижимо; но чтобы завидовать этому, надо уж быть полным ничтожеством» (25 октября )
  • «Для Пруссии — Германии невозможна уже теперь никакая иная война, кроме всемирной войны. И это была бы всемирная война невиданного раньше размера, невиданной силы» (15 декабря )
  • «От 8 до 10 миллионов солдат будут душить друг друга и объедать при этом всю Европу до такой степени дочиста, как никогда ещё не объедали тучи саранчи»
  • «Консерваторы лишь тогда чего-нибудь стоят, когда их возглавляет человек вроде Дизраели» (конец XIX века)
  • «Соединённые Штаты современны, буржуазны уже с самого их зарождения»
  • «Разве феодализм когда-либо соответствовал своему понятию? Возникший в Западнофранкском королевстве, развитый дальше в Нормандии норвежскими завоевателями, усовершенствованный французскими норманнами в Англии и Южной Италии, он больше всего приблизился к своему понятию в эфемерном Иерусалимском королевстве, которое оставило после себя в „Иерусалимских ассизах“ наиболее классическое выражение феодального порядка»
  • «Уж если дьявол революции схватил кого-либо за шиворот, так это Николая II» (?)

[править] Отношение к России

Энгельс высказался про русский язык, что он «всемерно заслуживает изучения и сам по себе, как один из самых сильных и самых богатых из живых языков, и ради раскрываемой им литературы». В письме к Вере Засулич Энгельс отмечал: «Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости». В 1882 году Маркс и Энгельс писали о том, что Россия является передовым отрядом революционного движения в Европе.

В одном из своих последних писем к Лаврову Энгельс писал: «Мне жаловаться не приходится, но я начинаю замечать, что 74 года это не 47. Однако события должны помочь нам сохранить жизненные силы; вся Европа кипит, повсюду назревают кризисы, особенно в России. Долго там не может так продолжаться. Тем лучше».

Как отмечает канд. филос. наук Е. И. Салов, хрестоматийной остается оценка Фридрихом Энгельсом объективно прогрессивной роли России и русских по отношению к народам Востока и Юга Евразии: «Господство России играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии».

Основная идея книги «Диалектика природы»

Энгельс обычный человек, поэтому его так тянуло к природе. При этом диалектикой он называл процесс разговора о насущных проблемах, которые требуют скорейшего изменения. Из учения следует, что большинство вещей заменяются самостоятельно, соответствуя спиральному ходу развития истории, когда процессы повторяются, но уже с учетом открытий и технического прогресса. Полностью отказавшись от мистики и метафизики, Фридрих оставил нашему читателю место для конспирологических суждений основных истин творения, которое он даже не успел завершить.

Термин диалектика пришел из Древней Греции, поэтому философ не изобретал ничего нового, он попросту объединил мысли Платона, Гегеля и Канта вместе. Природа позволяет человеку и обществу повышать уровень мышления, при этом развитие рождается в споре, как и любые открытие подвергаются сомнению и корректируются человеком, либо внешней средой. Энгельс и его книга «диалектика природы» важнее продвижения коммунистических идей ученого, хотя верить во что-то метафизическое нам никто пока запретить не может, до тех пор, пока не удастся заглянуть за кулисы и понять секреты многочисленных фокусов Вселенной.

О чем книга «Происхождение семьи, частной собственности и государства»?

Фридрих Энгельс основные свои идеи раскрыл в данном произведении. Он доработал учение Моргана и наложил на него свои «мохнатые коммунистические лапы». Определяющим моментом истории он признавал производство и воспроизводство жизни. При этом он разделил общество на две вида: те, кто обслуживает человека, а вторая половина воспроизводит человечество, рожая детей.  В идеале сочетание двух категорий – развитие труда и происхождение семьи, что не так просто на первый взгляд. Фридрих изучил зависимость от качества производства и товаров на процесс укрепления родовых связей, в одном месте убывало, а в другом прибывало. В творении он разделил общество на стадии развития: дикость, варварство и цивилизация, а их в свою очередь на три уровня: низшая ступень, средняя и высшая.

Рыночная экономика полностью зависит от прав на частную собственность. Об этом как никто другой знает текущая власть, подсаживая население на кредиты, а также мощные ипотечные процессы. «Отобрать и поделить» — кричал Карл Маркс, а Энгельс спокойно рассудил, что общество сменится иным обществом, постепенно классы отойдут на второй план, а государство перестанет существовать. «Человек мира» — это звучит гордо.

Философия Энгельса

Фридрих получил торговое образование, но промышленником он так и не стал, при этом успешный экономист из него получился. Умение считать и просчитывать превратило его в прагматика, который полностью отрицал явление высших сил в жизни человека, хотя по юности имел иное мнение на этот счет. В итоге ссоры с отцом на религиозной почве и принятие теории Дарвина. Энгельс проводил исследовательскую деятельность, направленную на укрепление доказательной базы эволюции обезьян в человека. При этом важную составляющую в данном процессе сыграл труд, возможно из обезьян сразу появлялся пролетариат, который объединялся на пути к светлому будущему.

Признание силы единства целей, появления энергии взаимодействия между противоположностями, гипотеза своевременных критических замечаний по любому вопросу, требующего преобразования – делают работы Фридриха максимально привлекательными.

биография

От трудолюбивой ситуации к положению рабочего класса

Маркс и Энгельс. Памятник в Берлине .

Он происходит из семьи протестантских промышленников , его отец разбогател на текстильной промышленности. Он бросил среднюю школу Эльберфельда по семейным обстоятельствам в 1838 году . Работая клерком в торговой компании в Бремене , он начал углубленно изучать философию . Это особенно близко к философии Гегеля , которая тогда преобладала в немецкой философии того времени в ущерб философии Шопенгауэра .

В 1842 году он переехал в Англию , в Манчестер , и работал в промышленной компании, которой интересовался его отец. Именно там он написал и в 1845 году опубликовал «Положение рабочего класса в Англии» .

Встреча и революция

В том же году Энгельс сотрудничал с журналом Annales franco-Allemandes , редактором и издаваемым Карлом Марксом в Париже . После своей первой встречи в 1844 году они обнаруживают, что разделяют те же взгляды, и решают более тесно сотрудничать. После изгнания Маркса из Франции они поселились в Бельгии , где свобода слова больше, чем в других странах Европы .

В Июль 1845 г.Энгельс предлагает Марксу поездку в Англию. Там он встретил Мэри Бернс, ирландскую рабочую, с которой он жил, до ее смерти в 1863. Затем он переехал к своей сестре Лиззи Бернс, до ее смерти в 1878. Ее заменила хозяйкой в ​​Энгельсе Мэри Эллен. Вероятно, именно Мэри Бернс познакомила его с чартистским движением , в котором он познакомился с некоторыми лидерами, такими как Джордж Джулиан Харни . Маркс и Энгельс возвращаются в Брюссель вЯнварь 1846 г., где они основали Коммунистический комитет по переписке. Цель — объединить социалистов из разных частей Европы. Под влиянием концепций Маркса Союз справедливых , социалистическая организация, превращается в Союз коммунистов , которого придерживаются Маркс и Энгельс.

По просьбе Союза коммунистов Маркс в 1847 году начал писать брошюру, основанную, среди прочего, на принципах коммунизма Энгельса. Эта работа, выполненная за шесть недель, написана таким образом, чтобы сделать коммунистические принципы доступными для всех. Он озаглавлен « Манифест Коммунистической партии» и анонимно опубликован вФевраль 1848 г..

В связи с революцией 1848 года Энгельс и Маркс были изгнаны в марте из Бельгии. Они поселились в Кельне, где основали новую газету Neue Rheinische Zeitung (New Rhine Gazette).

Энгельс активно участвовал в революции 1848 г. , участвовал в восстании Эльберфельда  (де) (ныне Вупперталь ). После подавления восстания он присоединился к революции в Бадене и Пфальце . Принимал участие в боях против прусской армии (июнь-Июль 1849 г.) в качестве адъютанта Августа Виллиха  (де) , лидера повстанческого корпуса.

Покровитель и ученый

В 1849 году Энгельс и Маркс были вынуждены покинуть страну и уехать в Лондон. Прусские власти призывают британское правительство выслать двух мужчин, но премьер-министр Джон Рассел отказывается.

Чтобы финансово помочь Марксу, Энгельс вернулся к работе со своим отцом в Манчестер, прежде чем вернуться в Лондон в 1870 году. Он особенно интересовался феминизмом . Например, он считает концепцию моногамного брака результатом доминирования мужчин над женщинами.

С года он выступал в составе Международной ассоциации рабочих (Première Internationale) до ее роспуска в 1876 ​​году . В 1878 году он опубликовал книгу « Месье Э. Дюринга, огорчившая науку» (три главы из которой извлечены и составляют работу под названием « Утопический социализм и научный социализм в 1880 году» ).

После смерти Маркса в 1883 году он собрал свои черновики, чтобы обеспечить посмертное издание книг II и III произведения « Капитал» . Он также предполагает редактирование и перевод других произведений Маркса. Он отвечает за «разоблачение результатов исследования Льюиса Х. Моргана в связи с материалистическим изучением истории». Это будет «Происхождение семьи, частной собственности и государства» , опубликованное в 1884 году. Он работает над объединением различных марксистских рабочих партий в рамках Второго Интернационала .

Он умер в Лондоне в 1895 году бездетным. Он оставляет Лауре Маркс-Лафарг , жене Поля Лафарга , часть его состояния.

Краткая биография Фридриха Энгельса

Фридрих родился в семье крупного фабриканта 28 ноября 1820 года и был старшим из девяти детей. Место рождения: Пруссия, город Бармен. До четырнадцати лет он посещал городскую школу, затем гимназию. За год до окончания гимназии юноша оставил учебу по настоянию отца. Тот мечтал, что сын продолжит его бизнес.

В период с 1838 г. по 1841 г. Фридрих постигал знания по торговому делу, подрабатывая корреспондентом в газетах Бармена. Здесь он публикует свои первые статьи. Затем он уехал в Берлин для прохождения годичной военной службы (повинности). Там он сблизился с левыми гегельянцами, ходил в университет на лекции по философии.

После прохождения военной службы в 1842 г. молодой Энгельс направился в Англию. Там, в Манчестере, была хлопкопрядильная фабрика, одним из владельцев которой являлся его отец.

На фабрике Фридрих работал простым служащим торговой конторы. Он занимался коммерцией фирмы «Эрмен и Энгельс», являясь ее совладельцем до 1869 года. Это позволяло ему финансово обеспечивать свою жизнь.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс

В 1844 г. судьбоносная встреча в Париже с Карлом Марксом дала понять, что они имеют одинаковые взгляды. Энгельс активно участвовал в деятельности Союза коммунистов, вместе с Марксом написал программу «Манифест Коммунистической партии». Постоянно оказывал материальную помощь семье друга и единомышленника.

В период 1848 — 1849 гг. вместе с Марксом издавал «Новую Рейнскую газету». Участвовал в вооруженном восстании в Германии. Затем перебрался в Манчестер, а с 1870 г. стал жить в Лондоне.

С Марксом Энгельс руководил деятельностью «Первого Интернационала». После смерти Карла он много времени уделял развитию марксисткой идеологии, ее распространению в массах. До конца жизни занимался составлением двух томов «Капитала», написал ряд крупных сочинений.

В 1894 г. здоровье Фридриха Энгельса ухудшилось. Он скончался от рака 5 августа 1895 года.

Основное направление его деятельности

Философию можно смело отнести к таковым, хотя кто такой Фридрих Энгельс мы узнаем от Ленина в начале двадцатого века. Его умение сочетать науку и политологию довольно редкое явление. Вместе со знаменитыми революционерами того времени Энгельс готовил манифесты, пытался полностью предсказать характер изменения в общественном и государственном строе после преобразований, а также изучал уровень стабилизации коммуны пролетариата за счет предлагаемых изменений.

Во второй половине жизни вплотную мы разглядели во Фридрихе фигуру ученого. Ему немного мешал соратник Карл Маркс, который регулярно просил денег и подталкивал Энгельса на политические книги, но ученый не реагировал и  продолжал исследовательскую деятельность по ряду принципиальных философских направлений. Он к концу жизни уже точно подтвердил – классическая немецкая философия подошла к завершению эпохи нигилизма, пессимизма, идеалистичности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector