Мудрость царя соломона (сборник)
Содержание:
Легенда о настоящей матери: выбор сердцем
Имя Соломон переводится как «миролюбивый». Оно действительно подходило этому человеку, который и сам старался жить в мире с людьми, и других побуждал к подобным отношениям. Его 40-летнее правление не было омрачено ни одним крупным военным столкновением.
Некоторые притчи царя Соломона стали «хрестоматийными». Одна из самых известных историй — это сюжет о настоящей матери.
К Соломону часто приходили самые разные люди, чтобы он помог разрешить спор, найти виновного в происшествии и разрешить иные конфликтные ситуации. Вот и эти две женщины, недавно разрешившиеся от бремени, решили взять в арбитры именно его.
Они обе родили младенцев, но одна из неопытных мамочек нечаянно придавила новорожденного во сне. И подложила умершего малютку соседке, взяв ее малыша себе. Та, проснувшись, не поверила, что лежащий рядом погибший малыш – это ее ребенок. После шумного выяснения отношений, обе направились к Соломону.
Царский суд был шокирующим: Соломон повелел принести меч и разрубить малютку, раздав спорщицам по половинке ребенка. Одна из женщин была готова принять столь жесткое решение. Но вторая кинулась в ноги властителю и со слезами умоляла сохранить малышу жизнь, даже готова была отдать его сопернице.
Конечно же, Соломон признал за ней право на младенца: только истинная мать может быть столь любящей и самоотверженной.
Глава 8
1
Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
2
Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
3
она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
4
«к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
5
Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму.
6
Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда;
7
ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих;
8
все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
9
все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
10
Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
11
потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
12
Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
13
Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
14
У меня совет и правда; я разум, у меня сила.
15
Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
16
мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
17
Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
18
богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
19
плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
20
Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
21
чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.
22
Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
23
от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
24
Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
25
Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
26
когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
27
Когда Он уготовлял небеса, я была там
Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
28
когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
29
когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
30
тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,
31
веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
32
Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
33
Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
34
Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
35
потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;
36
а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».
Глава 7
Глава 9
Как применить мудрость на практике?
Мудрейшая книга Притчей Соломона, написанная более трех тысяч лет назад заключает в себе бесценное сокровище мудрости для всех поколений на земле на протяжении всех прошедших, настоящих и последующих веков. Однажды на работе подойдя к одному коллеге, я сказала, как с годами чувствую, что моя душа не стареет. Он ответил: «Это у Вас так. А я чувствую старость.» «В таком случае, у Вас приобретается мудрость,» — ответила я. «Да, нет! Что Вы такое говорите? Я до сих пор делаю столько глупостей. Ни о какой мудрости не может быть и речи,» – возразил коллега. Я постаралась его переубедить. Было бесполезно. Тогда я подумала, как отвергая Бога, человек добровольно отвергает Божью мудрость. Как жаль! А Бог ведь предлает мудрость каждому! Писание говорит просто и понятно: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иакова 1:5-7). Царь Соломон ничего другого, кроме мудрости, не просил у Бога. Это просьба была угодна Богу и Он наградил мудростью молодого царя Соломона. А как насчёт Вас? Желаете ли Вы быть мудрыми? Возможно, как мой коллега отвергните мудрость добровольно. Всё же, я предлагаю Вам заглянуть на некоторые жемчужинки Божьей мудрости в притчах Соломона.
- Усвойте золотые правила поведения и манеры. Будьте мудрыми. Будьте порядочными. Просто и доступно. Изучайте в точности Божьи заповеди в Библии. Следуйте советам Соломона. Посвящайте для этого много времени в изучении Священного Писания. «Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Притчи 1:3).
- У Бога – начало мудрости. Богобоязненное почитание премудрого Бога – это и есть мудрость. Признайте Его могущество и величие в ежедневной личной жизни. Соломон прекрасно объясняет, как приобрести мудрость у Бога. В искренней молитве просите у Бога мудрости. Он ответит Вам через Священное Писание, через Божье откровение свыше или через наставления старших братьев и сестёр во Христе. Правильный выбор в жизни – зависит от Вашего решения. «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.» (Притчи 1:7)
- Научитесь правильно распоряжаться своим имением. Прислушайтесь к совету Соломона. Доверяйте Господу тем, что Он даёт нам. Распределяйте Ему часть достояния и это послужит огромным благословением. «Чти Господа своим достоянием, первыми плодами от всех своих урожаев» (Притчи 3:9).
- Приобретение мудрости – самое большое достижение в жизни каждого человека. Тот мудрый человек, кто посвятил свою жизнь для Господа. Господь является нашей защитой от всякого рода зла и во всякое время. Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай моих слов и не отклоняйся от них. Не оставляй мудрости, и она защитит тебя.» (Притчи 4:5-6).
- Самое главное богатство в жизни – это забота о чистоте сердца. Это приведёт к благоденствию. «Больше всего хранимого, храни сердце твоё потому что от него источники жизни» (Притчи 5:23).
Много притчей говорят о важности послушания детей родителям, бдительности, рассудительности, знании, предохранения себя от амморальности : «Сын мой! Внимай мудрости моей, и приклони ухо твоё к разумению моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание.» (Притчи 5:1-2). «Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей» (Притчи 6:20)
«Сын мой! Храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. Чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои..» (Притчи 7:1,5).
- Приобретение и изучение Мудрости превыше всех земных сокровищ, превыше золота и серебра и других драгоценнейших камней. В мудрости содержится смысл жизни и сама жизнь. «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею..» (Притчи 8:10-11).
- Мудрость – не многословна и назидательна. Есть чему поучиться всегда. «В многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.» (Притчи 10:19).
- Хотите иметь благословенную семью? Тщательно изучайте притчи Соломона до вступления в брак и в браке. Вы обретёте мудрость и бесценные советы: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.» (Притчи 14:1). «Кто найдёт добродетельную жену? Цена её выше жемчугов.» (Притчи 31:10).
Читайте Библию, размышляйте над Божьими заповедями, притчами и мудрыми советами Соломона, будьте мудры и благоразумны в Боге!
Автор статьи: Татьяна Мороз
Глава 28
1 | Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев. | |
2 | Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна. | |
3 | Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб. | |
4 | Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них. | |
5 | Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют всё. | |
6 | Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат. | |
7 | Хранящий закон — сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего. | |
8 | Умножающий имение свое ростом и лихвою соберет его для благотворителя бедных. | |
9 | Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость. | |
10 | Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро. | |
11 | Человек богатый — мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его. | |
12 | Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются. | |
13 | Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован. | |
14 | Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду. | |
15 | Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом. | |
16 | Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни. | |
17 | Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его. | |
18 | Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них. | |
19 | Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою. | |
20 | Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным. | |
21 | Быть лицеприятным — нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду. | |
22 | Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его. | |
23 | Обличающий человека найдет после бо́льшую приязнь, нежели тот, кто льстит языком. | |
24 | Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот — сообщник грабителям. | |
25 | Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать. | |
26 | Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел. | |
27 | Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий. | |
28 | Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники. |
Глава 27
Глава 29
Глава 30
1 | Слова Агура, сына Иакеева. Вдохновенные изречения, которые сказал этот человек Ифиилу, Ифиилу и Укалу: | |
2 | подлинно, я более невежда, нежели кто-либо из людей, и разума человеческого нет у меня, | |
3 | и не научился я мудрости, и познания святых не имею. | |
4 | Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли? | |
5 | Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него. | |
6 | Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом. | |
7 | Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: | |
8 | суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, | |
9 | дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе. | |
10 | Не злословь раба пред господином его, чтобы он не проклял тебя, и ты не остался виноватым. | |
11 | Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей. | |
12 | Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих. | |
13 | Есть род — о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его! | |
14 | Есть род, у которого зубы — мечи, и челюсти — ножи, чтобы пожирать бедных на земле и нищих между людьми. | |
15 | У ненасытимости две дочери: «давай, давай!» Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: «довольно!» | |
16 | Преисподняя и утроба бесплодная, земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: «довольно!» | |
17 | Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют во́роны дольные, и сожрут птенцы орлиные! | |
18 | Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: | |
19 | пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице. | |
20 | Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: «я ничего худого не сделала». | |
21 | От трех трясется земля, четырех она не может носить: | |
22 | раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; | |
23 | позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей. | |
24 | Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: | |
25 | муравьи — народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; | |
26 | горные мыши — народ слабый, но ставят домы свои на скале; | |
27 | у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; | |
28 | паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах. | |
29 | Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают: | |
30 | лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем; | |
31 | конь и козел, и царь среди народа своего. | |
32 | Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста; | |
33 | потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору. |
Глава 29
Глава 31
Уроки Соломона О свободе
Однажды некто пришел к Соломону в миг, когда тот забавлялся с охотничьей птицей, и сказал:
— Царь, помоги мне, я в печали. Вчера я освободил своих рабов, а сегодня они закидали мой дом камнями.
Царь внимательно взглянул на него, после чего спросил:
— Для чего освобождал ты рабов своих?
Так ответил пришедший за советом:
— Мне досталось богатое наследство, и я решил освободить тех из рабов, с кем провел детство. Я мнил сделать их счастливыми.
Тогда Соломон спросил:
— А кто сказал тебе, что свобода — это счастье, а счастье — это свобода?
И еще сказал он:
— Взгляни на этого хищного сапсана. Хотя он содержится в клетке, на охоте он — господин и повелитель. Если он не захочет охотиться, его никто не заставит — и все равно вечером он получит своего кролика. Он волен улететь, и его никто не задержит — значит, он со мной, покуда сам того желает. Для него свобода — не счастье, она для него — жизнь.
И добавил он:
— Есть и другая птица — курица. День-деньской она ходит по двору или высиживает яйца. Если ее выпустить в степи, она одуреет от свободы, а через день погибнет. Для нее свобода — не счастье, она для нее — смерть.
Спросил тогда отчаявшийся проситель:
— В чем же тогда мудрость?
И ответил Соломон:
— Мудрость хозяина в том, чтобы отделить сапсанов от кур. Первых ты погубишь неволей, вторых — свободой.
И еще сказал он:
— Сапсанов мало, кур много, но нужно беречь и тех, и других.
Муж ответил:
— Я понял тебя, о царь.
— Тогда иди же и впредь умей отделять одно от другого.
Проситель поклонился до земли и вышел в задумчивости.
Притчи Соломона
Глава 6.
1Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого,-
2ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.
3Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
4не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;
5спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.
6Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
7Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
8но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
9Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
10Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
11и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.
12Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,
13мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
14коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.
15Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления.
16Вот шесть, что’ ненавидит Господь, даже семь, что’ мерзость душе Его:
17глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
18сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
19лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
20Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
21навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
22Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:
23ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни,
24чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.
25Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими;
26потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.
27Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?
28Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?
29То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.
30Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;
31но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.
32Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:
33побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится,
34потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,
35не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.
« Предыдущая глава |
Следующая глава » |
Притча о моральном выборе
Однажды к царю Соломону за советом пришел человек, спрашивая, что ему делать, если перед каждым жизненно важным решением его одолевают сомнения, как поступить было бы правильнее. Он страдал от бессонницы и беспокойства из-за постоянного страха поступить неправильно.
Тогда Соломон обратился к нему с таким вопросом – что бы он сделал, видя тонущего ребенка? Тот сразу же ответил, что, не раздумывая, бросился бы за ним в реку. И тогда Соломон спросил – поступил ли бы этот человек по-другому, если бы это событие произошло вчера или завтра. И человек отвечал, что нет – и в прошлом, и в будущем он спас бы тонущего ребёнка.
Царь разъяснил ему, что поступать надо ситуативно, главное – чтоб поступки не шли в разрез с моралью и совестью человека. Таким образом, вся наша жизнь строится не на выборе, а на составляющих нашей души. Внутренне состояние определяет и внешние поступки человека в мире.
Книга Соломона — изгнание дьявола и история происхождения гримуаров
Считается, что Соломон создал книгу, посвященную непосредственно изгнанию дьявола, но это не так. Ритуалы, направленные на защиту от дьявола и любого зла, есть в «Малом» и «Большом ключе Соломона», но больше внимания уделяется использованию потусторонних сил в личных целях.
Современным последователям христианства, ислама и иудаизма непонятно, как мог мудрый израильский царь, любимый Богом, заниматься магией. В «Ключах» и в других исторических свидетельствах относительно царя Соломона есть исчерпывающие ответы на вопрос.
Соломон был настолько мудрым и праведным человеком, что за благие дела Бог вознаградил царя исключительным знанием об окружающем мире. Это позволило правителю безбоязненно покорять силой даже могучих демонов и призывать на помощь сильных ангелов из небесных сфер для обеспечения процветания народу Израиля.
«Ключи» основаны на христианской и еврейской религиозных традициях. Большинство демонстрируемых ритуалов не несет богохульства или греха: заклинания сопровождаются молитвами, а демонов сдерживает непосредственное произнесение принятых в иудейской традиции имен Бога.
Сейчас толкование гримуаров может быть разным, большинство современных священников не одобряют использование содержимого книг. Знания на страницах «Ключа» относились к Ветхозаветному времени, когда строгости в отношении колдовства не существовало, а использование злых духов в благих целях считалось правильным и естественным деянием.
По поверью, сила Соломона, скрытая в тексте, была столь велика, что царь мог единолично свершить изгнание Дьявола. Так, согласно «Гоэтии», правитель смог заключить всех значимых демонов в одном сосуде вместе с их бесчисленными легионами приспешников, что явно было богоугодным деянием.
Глава 16
1 | Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка. | |
2 | Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. | |
3 | Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся. | |
4 | Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия. | |
5 | Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. | |
6 | Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла. | |
7 | Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним. | |
8 | Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою. | |
9 | Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. | |
10 | В устах царя — слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде. | |
11 | Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме. | |
12 | Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол. | |
13 | Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит. | |
14 | Царский гнев — вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его. | |
15 | В светлом взоре царя — жизнь, и благоволение его — как облако с поздним дождем. | |
16 | Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра. | |
17 | Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой. | |
18 | Погибели предшествует гордость, и падению — надменность. | |
19 | Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. | |
20 | Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. | |
21 | Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. | |
22 | Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость. | |
23 | Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. | |
24 | Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. | |
25 | Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. | |
26 | Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. | |
27 | Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. | |
28 | Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. | |
29 | Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; | |
30 | прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; . | |
31 | Венец славы — седина, которая находится на пути правды. | |
32 | Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. | |
33 | В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа. |
Глава 15
Глава 17
Кто автор?
Основной автор этой книги – Соломон, мудрейший царь, кто когда-либо царствовал на земле (1:1; 10:1; 25:1). Некоторые из глав написаны Агуром (30:1) и Лемуилом (31:1). О мудрости Соломона записано следующее: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей…» (3 Царств 4:29-31). Есть мнения, что цари Агур и Лемуил – это псевдонимы Соломона. Притчи, собранные в отдельную книгу, являются общими наблюдениями Соломона, как устроена жизнь людей на земле. Но, естественно, бывают исключения.
Глава 10
1 | Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери. | |
2 | Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. | |
3 | Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет. | |
4 | Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. | |
5 | Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный. | |
6 | Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие. | |
7 | Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет. | |
8 | Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется. | |
9 | Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан. | |
10 | Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется. | |
11 | Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие. | |
12 | Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи. | |
13 | В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга. | |
14 | Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель. | |
15 | Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их. | |
16 | Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху. | |
17 | Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает. | |
18 | Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. | |
19 | При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен. | |
20 | Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество. | |
21 | Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума. | |
22 | Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит. | |
23 | Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость. | |
24 | Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится. | |
25 | Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник — на вечном основании. | |
26 | Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его. | |
27 | Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. | |
28 | Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет. | |
29 | Путь Господень — твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие. | |
30 | Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. | |
31 | Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. | |
32 | Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное. |
Глава 9
Глава 11
Свт. Василий Великий
Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского
Слово: «притча» – у внешних употребляется в означение изречений общенародных и произносимых, всего чаще на путях; потому что путь называется у них οιμος от чего и притчу (παροιμια) определяют так: речение припутное, самое обычное в народном употреблении и от немногого удобно прилагаемое ко многому подобному. А у нас притча есть полезное слово, выраженное с некоторой прикровенностью, но как с первого взгляда заключающее в себе много полезного, так и в глубине своей скрывающее обширную мысль. Потому и Господь говорит: «сия в притчах глаголах вам: но приидет час, егда ктому в притчах не глаголю вам, но яве» (Ин. 16, 25); потому что приточное слово не имеет открыто и общевразумительно высказанного смысла, но обнаруживает намерение свое косвенным образом и только людям более внимательным
Поэтому «притчи Соломона», то есть изречения, возбуждающие внимание и доставляющие пользу на всем пути жизни.
А имя писателя наименовал с тем, чтобы знаменитостию лица привлечь слушателя; потому что достоверность поучающего как делает слово достойным вероятия, так располагает учащихся к большей внимательности. Итак, «притчи Соломона», того Соломона, которому сказал Господь: «се, дах ти сердце смыслено и мудро; якоже ты, не бысть муж прежде тебе и по тебе не востанет подобен тебе» (3Цар. 3, 12). И еще: «даде Господь смысл и мудрость Соломону многу зело, и широту сердца, яко песок, иже при мори: и умножися мудрость Соломонова… паче… всех древних человек и паче всех смысленных египетских» (3Цар. 4, 29–30). Так необходимо присовокупление имени!
«Притчи Соломона, сына Давидова». Присовокуплено и имя отца, чтобы знать тебе, что Соломон был премудр, произошел от отца также премудрого и пророка, с младенчества обучен был священным письменам, но по жребию получил власть; не силою присвоил себе царство, нимало ему не принадлежавшее; но принял отеческий скипетр по справедливому суду отца и по Божию определению.
Он был царем во Иерусалиме. И это сказано не напрасно, но главным образом для различения от других подобного имени царей, а сверх сего, и для того, чтобы поелику он построил пресловутый храм, то и ты знал соорудителя сего храма и виновника всякого гражданского устройства, уставов и благочиния. Много же содействует к принятию советов и то, что писатель книги – царь. Ежели царская власть есть законное правительство, то очевидно, что и правила, какие дает царь, истинно достойный сего наименования, имеют великую законность, будучи направлены к общей для всех пользе, а не составлены с намерением достигнуть царю собственной своей пользы. Тем и отличается злой властелин от царя, что один везде имеет в виду свои выгоды, а другой помышляет о пользе подданных.
Беседа на начало Книги Притчей.