Сборник: отец арсений
Содержание:
- Несмотря на свой 95-летний возраст, старец непрестанно и ревностно подвизался
- “Восемнадцать лет я прожил рядом с ним и никогда не видел его сердитым”
- Тысячи духовных чад обогрел за свою жизнь батюшка, вселяя веру и любовь
- Предисловие к четвертому изданию
- Все лагеря и ссылки пережил отец Арсений с верой Христовой и любовью к человеку
- “Если у нас есть силы, то сатана тут как тут. Он тотчас приносит небрежение и сон”
- “Монашество требует от нас бодрости, потому что от этого зависит, будем мы жить или умрем”
- Любовь к Господу и к ближним позвала молодого монаха Петра Стрельцова служить в приходе
- Предисловие
Несмотря на свой 95-летний возраст, старец непрестанно и ревностно подвизался
Преподобный Паисий Святогорец в книге «Отцы-святогорцы и святогорские истории» рассказывал: «Отец Арсений Пещерник говорил: “Когда я молюсь по четкам стоя, то ощущаю сильное Божественное благоухание. А когда молюсь сидя, едва его чувствую”. Несмотря на свой 95-летний возраст, старец непрестанно и ревностно подвизался, а также постоянно духовно обогащался, хотя у него и без того был уже накоплен большой духовный капитал».
Отец Паисий был весьма удивлен простоте и чистоте старца, ибо понимал, что благоухание во время молитвы есть свидетельство чистоты сердца молящегося. С тех пор он преисполнился к отцу Арсению особенного уважения.
Монах Иосиф Дионисиатис: «Именование старца Арсения Пещерником уже общепринято ввиду того, что приснопамятный большую часть жизни провел вместе со своим сподвижником (великим старцем Иосифом Исихастом) в горах, пещерах и ущельях земли. Безусловно, подошло бы имя “Арсений Исихаст”, а также старец по справедливости мог бы быть назван “таинником и истинным чадом Богородицы”. Старец Арсений, благодаря самоотречению и своим сверхъестественным подвигам, действительно стал таинником и истинным чадом Богородицы, всегда с дерзновением умоляющим Ее о нас.
С первой же минуты мы увидели в его спокойном лице черты преподобного со многими дарованиями: кротостью, любовью, смирением. Но наиболее выделялись его блаженная простота и незлобие.
“Восемнадцать лет я прожил рядом с ним и никогда не видел его сердитым”
Восемнадцать лет я прожил рядом с ним и никогда не видел его сердитым или в пылу гнева. Помню, что только однажды он повелительно возвысил тон своего голоса, не соглашаясь с одним братом, который настаивал на том, чтобы что-то было сделано иначе. Но старец с помощью молитвы провидел, что если бы уступил, то с другим братом случился бы несчастный случай. Поэтому он строгим тоном сказал: “Ты сотворишь послушание. Будет именно так”. И действительно, он оказался абсолютно прав.
В ясности ума предчувствуя кончину, отец Арсений открыл и обнажил всего себя перед своими духовными чадами. Многие братия не успевали задать ему вопрос: как только они приближались, он опережал их, входил в их помыслы, в их затруднения и тотчас давал соответствующий совет. Некоего брата, помышлявшего уйти из монастыря, он призвал и, наедине открыв ему его же собственные помыслы, предложил и соответствующие лекарства, чтобы избавиться от брани».
Духовные наставления старца Арсения Исихаста
О молитве
Когда миряне интересовались Иисусовой молитвой, старец Арсений обычно спрашивал их: «Есть ли у вас духовник? Исповедуетесь ли вы? Ходите ли вы в храм, молитесь ли дома? Поститесь ли вы в среду и пятницу? Регулярно ли причащаетесь?» Если посетители были людьми семейными, он добавлял: «Соблюдаете ли вы воздержание со своей женой в посты, воскресные дни, праздники? Столько ли у вас детей, сколько дает вам Бог? Имеете ли любовь к врагам и друзьям? Если вы поступаете так, тогда мы побеседуем об умной молитве. Если нет, то и умной молитвы нет. И времени не будем терять».
«Основанием, конечно, является Иисусова молитва. Если есть у тебя охота к молитве, не прерывай молитву. Она возмещает всё. Если молитва ослабнет, тогда читай акафист. Божия Матерь очень любит и молитву “Богородице Дево, радуйся”. Иногда, как прочитаешь несколько раз эту молитву, Богородица дает такую неописуемую сладость!»
Тысячи духовных чад обогрел за свою жизнь батюшка, вселяя веру и любовь
После освобождения из лагеря, в 1958 году, поселился батюшка в Ярославской области в Ростове Великом, где и остался жить. Сначала жил в уединении, но скоро написал письма своим духовным детям.
Начала собираться духовная семья. Со всех уголков необъятного Союза приезжали к нему за помощью, поддержкой, советом, опытом. Каждый год его посещали до 380 человек. И днем и ночью его жизнь была наполнена служением и любовью.
Символическая могила отца Арсения на кладбище Ростова Великого Ярославской области
Даже во время длительной болезни, когда оставалось жить ему несколько дней, отец Арсений не думал о себе, молился о других, исповедовал, наставлял. Скончался преподобный иеромонах в 1975 году и погребен был в Ростове.
На могиле его поставили камень с надписью «Отец Арсений 1894 — 1975». Сейчас место захоронения утеряно, пропал и камень, умерли все те, кто мог показать могилу батюшки. Однако, на кладбище Ростова Великого есть символическая могила в память об иеромонахе.
В 2011 году был снят документальный фильм о том, какими трудами и жертвами были собраны воспоминания, о том, что творилось в стране во времена культа личности, и как преследовались верующие во все последующие годы Советской власти.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Предисловие к четвертому изданию
После первого издания книги “Отец Арсений” прошло семь лет. За это время она неоднократно переиздавалась на русском языке, три раза – на греческом, на английском, готовятся издания и на других языках. Ее благотворное влияние на души наших современников огромно, многие благодаря этой книге обрели христианскую веру.
Но нашлись и скептики, заявившие даже в печати, что книга “Отец Арсений” – роман, главный герой которого является собирательным образом, а рассказы, из которых он состоит, – художественный вымысел. Эти попущенные Промыслом Божиим сомнения побудили человека, лично знавшего отца Арсения, Владимира Владимировича Быкова, написать свои воспоминания, помещенные в настоящем издании в качестве Послесловия.
Отец Арсений в последние годы жизни постоянно благословлял своих духовных чад записывать рассказы приезжавших к нему и свои собственные воспоминания, повествующие о том, как Бог помог обрести веру и пройти жизненный путь. Старец высказывал уверенность в том, что со временем эти записи помогут другим людям найти Бога, и выражал желание, чтобы будущий сборник был назван “Путь к вере”. С таким названием была напечатана четвертая часть в третьем издании книги, выпущенном в 1998 г. Материалы четвертой части были собраны и переданы в Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт В. В. Быковым. Но Владимир Владимирович сообщил, что есть еще воспоминания, которые авторы или их потомки пока что не давали для опубликования. В ответ на наши усиленные просьбы Владимир Владимирович снова стал настойчиво уговаривать владельцев драгоценных рукописей передать их для нового издания. Так появилась пятая часть книги, названная нами “Возлюби ближнего своего”. Она содержит шестнадцать неизданных прежде рассказов духовных детей отца Арсения, его солагерников и его собственных. В них находится много новых сведений о жизни о. Арсения, появляются подлинные имена близких к нему людей (А. Ф. Батурина, А. Ф. Берг, Юрий и Кира Бахмат и др.). Впервые издаваемые тексты сообщают нам о поездках отца Арсения к епископу Афанасию (Сахарову), о его связи с протоиереем Сергием Орловым (в тайном постриге – иеромонах Серафим), с протоиереем Александром Толгским, протоиереем Всеволодом Шпиллером. Оказывается, целый ряд хорошо известных нам людей, теперь уже почивших, близко знали отца Арсения и тайно общались с ним (Д. И. Мелихов, Т. Н. Каменева, Л. А. Дилигенская и др.). Нас не должна удивлять такая искусная и строгая конспирация – в новых воспоминаниях рассказывается, как жила духовная община отца Арсения в годы гонений и в последний период его жизни в Ростове Великом, как училась беречь свою тайну. Эта тайна и теперь еще не полностью открылась – мы не знаем подлинного мирского имени отца Арсения, не нашли названия храма, где он служил в Москве. Но мы благодарим Бога за благодатный дар приобщения к великому пастырскому подвигу замечательного старца и дивного чудотворца, столь близкого к нам по времени.
Протоиерей Владимир Воробьев Февраль 2000 г.
Все лагеря и ссылки пережил отец Арсений с верой Христовой и любовью к человеку
Протоиерей Павел, настоятель храма, принял молодого иеромонаха и обучал его всему, чего сам постиг за тридцать лет служения.
В начале 1921 года отец Арсений стал вторым священником прихода, а в конце того же года протоиерея Павла арестовали и сослали в Архангельскую область, где он скончался через шесть неполных лет.
Отец Арсений остался единственным священником прихода.
Сталинские репрессии имели массовый, жестокий характер. Жертвами становились не только политические противники большевизма, но и все, кто, по мнению коммунистов, представлял угрозу достижениям целей партии.
Репрессиям подвергались чиновники царской власти, полицейские, предприниматели и священнослужители, студенты. Сослать или расстрелять могли по доносу, сфабрикованному делу, или совсем без объяснения причин.
Исполнен был дух отца Арсения двумя разными путями, ведущими к одной цели. Один являл собой великую любовь к Богу, второй — к человеку, как к ближнему. Молился и просил он Господа указать на путь истинный.
Отправился Арсений в Оптину пустынь за советом к своему духовному отцу. Выслушал его старец Анатолий и сказал:
Архиепископ Иларион также одобрил духовный путь иеромонаха, о чем молодой Арсений и мечтать не мог, поскольку не принято было иеромонахам служить в приходах. Благословение архиепископа вдвойне утвердило уверенность в правильном духовном выборе начинающего священника.
Отрывок из книги «Отец Арсений»:
В 1927 году арестовали и сослали батюшку Арсения на два года в Архангельскую область. Возвращаться в Москву после ссылки ему было запрещено, поэтому служил он за сто первым километром, в одном из храмов Московской области.
В 1931 году снова арест и снова ссылка. На этот раз в Вологодскую область на долгих пять лет. Жить после ссылки отцу Арсению разрешалось в Архангельской, Владимирской или Волгоградской областях, но служить в церквях было запрещено.
После ссылки он продолжает богослужения, на этот раз уже подпольно, на дому. Тайно несколько раз успевает съездить к владыке Афанасию в Петушки.
В 1939 год — третий арест — Сибирь, затем — Урал.
В марте 1941 года — лагерь усиленного режима, без права переписки и посещений, и в 1942 году — перевод в лагерь с особым режимом, который называли смертным, поскольку выжить в таких условиях удавалось единицам.
Но даже в этих условиях отец Арсений продолжает хранить и множить любовь к Богу.
Верующие тянулись к нему, как к источнику духовного спасения, неверующие — обретали любовь, душевную теплоту, надежду и веру. Окружающие люди видели в нем старца, достигшего духовной безупречности.
“Если у нас есть силы, то сатана тут как тут. Он тотчас приносит небрежение и сон”
Христос не требует от нас того, что выше наших сил
«Доколе держат вас ноги, на молитве стойте, если желаете увидеть плоды».
«Христос не требует от нас того, что выше наших сил. Если мы действительно не можем ни стоять, ни сидеть, тогда Он с нами, даже если мы лежим. Но если у нас есть силы, то сатана тут как тут. Он тотчас приносит небрежение и сон».
О чтении духовной литературы
«Чтение тоже является одним из видов молитвы. Мы каждый день читали одну-две главы Священного Писания и после этого – книги святых отцов. Что же касается Исаака Сирина, то он всегда был у нас под мышкой… Но, кроме него, мы читали и “Лествицу”, и авву Дорофея, и “Эвергетинос”, и святого Макария, и многих других, а также и жития святых».
«Всё Священное Писание богодухновенно, и мы должны читать его всё
Из Ветхого Завета особенное внимание нужно уделять Псалтири. Это очень сильная молитва»
«Читая жития святых, мы получаем двойную пользу. Первая польза состоит в том, что пример их подвигов пробуждает нас от сна нерадения. Вторая же – в том, что, когда мы читаем жития святых с благоговением, святые эти молятся за нас Христу».
«Но всегда, прежде чем начать чтение, нужно помолиться. После молитвы чтение жития святого приводит нас в такое умиление, что мы уже не в состоянии остановить слезы. Так бывает потому, что молитва просвещает ум».
“Монашество требует от нас бодрости, потому что от этого зависит, будем мы жить или умрем”
«Настал твой час, и ты проснулся? Не рассеивайся, не зевай, не вставай вяло. Монашество требует от нас бодрости, потому что от этого зависит, будем мы жить или умрем. Проснулся? Встань, перекрестись и сразу: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”».
«Насколько возможно, следите за языком, чтобы он не празднословил и не осуждал, но непрестанно творил молитву, когда вы заняты работой. Вот вам мое благословение, исполняйте это, и у Христа мы все будем вместе».
Отец Арсений рассказывал: «Вчера повар говорит мне: “Благослови, у меня подгорела еда”. “Верно, есть у тебя какой-то плохой помысл”, – отвечаю ему. – “Не помню, геронда”. Тогда я говорю: “Ум твой о чем-то замечтался, и молитвы не стало”. – “Да разве это связано?” – “Связано, и еще как. Заметь, что, когда ты говоришь молитву непрестанно, пища никогда не отвлечет твоего ума, и увидишь, какую вкусную еду ты приготовишь!”».
Любовь к Господу и к ближним позвала молодого монаха Петра Стрельцова служить в приходе
Отец Арсений, в миру Стрельцов Петр Андреевич, родился в 1894 году в московской семье. Мама, Мария Александровна, с детства прививала Пете нерушимую веру и любовь к Богу.
После успешного окончания исторического факультета Московского Императорского Университета, в 1916 году, Петр Андреевич больше восьми месяцев болел эндокардитом. В это время им написаны первые работы по древнерусскому искусству и культуре.
Мечтая с детства о монашестве, в 1917 году поехал Петр Стрельцов в Оптину пустынь.
Два года прожив в послушании у старца Анатолия и отца Нектария, постиг великую любовь к Господу.
Приняв монашеский постриг с именем Арсений, что значит — мужественный, в чине иеромонаха, с благословения своих духовных отцов, отправился служить «в миру».
Обратившись с прошением к Святейшему патриарху Тихону, Арсений получил разрешение на службу в одном из московских приходских храмов.
Предисловие
В последние годы появилось много воспоминаний о жизни политических заключенных во времена «культа личности».
Пишут ученые, военные, писатели, старые большевики, интеллигенты самых разных профессий, рабочие, колхозники. Пишут о своей жизни в лагерях и тюрьмах, о допросах, но никто еще не рассказал нам о миллионах верующих, погибших в этих лагерях, тюрьмах или переживших небывалые страдания на допросах.
Они страдали и умирали за свою веру, за то, что не отреклись от Бога и, умирая, славили Его, и Он не оставлял их.
«Положить печать на уста своя» – значит предать забвению страдания, муки, подвижнический труд и смерть этих мучеников, пострадавших Бога ради и нас, живущих на земле.
Не забыть, а рассказать должны мы об этих страдальцах, это наш долг перед Богом и людьми.
Лучшие люди Русской Православной Церкви погибли в это трудное время: иереи и епископы, старцы, монахи и просто глубоко верующие люди, в которых горел неугасимый огонь веры, по силе своей равный, а иногда и превосходящий силу веры древних христиан-мучеников.
В этих воспоминаниях предстает пред нами один, только один из многочисленных подвижников. А сколько было их, погибших за нас!
Двадцать веков копило человечество знания, христианство принесло Свет и Жизнь людям, но в двадцатом веке люди отобрали из арсенала знаний только зло и, помножив на достижения науки, доставили миллионам людей величайшие и длительнейшие страдания и мучительную смерть. Господь привел меня пройти малую часть лагерного пути с отцом Арсением, но и этого было достаточно, чтобы обрести веру, стать его духовным сыном, пойти путем его, понять и увидеть его глубочайшую любовь к Богу и людям, и познать – что такое настоящий христианин.
Прошлое не должно быть утеряно, на прошлом, как на фундаменте, утверждается новое, поэтому сообщить, что мне удалось узнать о жизненном пути о. Арсения, я посчитал своим долгом.
Для того чтобы собрать драгоценные сведения об о. Арсении, мне пришлось обратиться к памяти его духовных детей, письмам, когда-то написанным им друзьям и духовным детям, и воспоминаниям, написанным людьми, знавшими его.
Духовные дети о. Арсения были многочисленны, и там, где поселял его Господь, появлялись они вокруг него, был ли это город, где он, ученый-искусствовед, принял иерейство и организовал в полузабытом приходе общину, деревня, где он был в ссылке, затерянный в бескрайних лесах Севера маленький городок, или страшный лагерь «особого режима».
Интеллигенция, рабочие, крестьяне, уголовники, политические заключенные – старые большевики, работники органов, соприкасаясь с ним, становились его духовными детьми, друзьями, верующими и шли за ним. Да! Многие, узнав его, шли за ним.
Каждый, знавший о. Арсения, рассказывал мне, что он видел и знал о нем.
Встречаясь с о. Арсением, я старался узнать о его жизни, но, хотя он вел со мною много бесед, о себе рассказывал мало. Кое-что мне удалось записать еще при его жизни, и, давая ему на просмотр записки, я спрашивал: «Так ли это было?» и он всегда говорил мне: «Да, было», – но обязательно добавлял: «Господь всех нас водил по многим дорогам, и у каждого человека, если внимательно присмотреться к его жизни, есть много достойного внимания и описания. Моя жизнь, как и каждого живущего, всегда переплеталась или шла рядом с жизнью других людей. Много было всего, но все и всегда было от Господа».
Часто по нескольку раз он исправлял неточности в написанном. Для удобства изложения воспоминаний некоторые соБыт. сдвинуты мною во времени, переменены названия мест и имен почти всех участников, так как многие еще живы, а время переменчиво.
Труден был поиск, но в результате появились эти воспоминания, письма и записки, хотя и несовершенные по своему изложению, но воссоздавшие образ и жизнь о. Арсения.
Начиная свою работу, я не представлял вначале, какой соберу материал и объем книга, но теперь отчетливо вижу, что будет три части: «Лагерь» – первая часть, и Вы прочтете ее сейчас, вторая часть – «Путь», в которую войдут отдельные письма, воспоминания, рассказы людей, знавших и знающих о. Арсения. Вторая часть написана, но требует доработки, а для третьей части собран многочисленный материал, над которым надо еще много работать. Молю Господа помочь мне.
Было бы самонадеянным говорить: «Я написал, я собрал». Писали, собирали, посылали мне свои записки многие и многие десятки человек, знающие и любящие о. Арсения, и это им принадлежит написанное. Я лишь пытался, как и все, кого возрастил и поставил на путь веры о. Арсений, трудом своим отдать малую часть неоплатного долга человеку, спасшему меня и давшему мне новую жизнь.
Прочтя записки, помяните о здравии раба Божия Александра, и это будет мне великой наградой.