Диалектика и метафизика

Средневековая диалектика

Период «Темных времен» истории человечества ни в коем случае не существовал в культурном или философском вакууме. Во времена Средних веков точно так же использовался античный метод постижения истины.

Диалектику называли одной из составляющих семи вольных искусств и трактовали ее в более широком смысле, чем это делали в Древней Греции. Для ученых и философов это было наукой ведения споров. В структуру диалектического диалога входили вопросы и ответы, которые часто были категоричными и претендовали на максимальную объективность. В изречениях и рукописях Средневековья часто использовались религиозные доводы и суждения, основанные на полном признании власти Господа над душой и разумом человека. Каждый предмет такой «объективной» реальности был разделен между родами и видами.

Всем известная теория триединства мира также использовалась в диалектических размышлениях Средних веков. Это была христианская догма о Боге-Отце, Боге-Сыне и Боге-Духе. Уровень развития диалектики не стал ниже, а просто пошел по другому пути. Темные века нельзя связывать с деградацией философской мысли, а лишь с временным упадком числа поддерживающих ее людей. Диалектика все еще имела в своей структуре те же законы, которые применялись тысячу лет назад. Закон двойного отрицания, единения и борьбы, качественного и количественного развития — все они применялись в Средневековье.

Главной целью, связанной с использованием диалектики Средних веков, является попытка воссоединения двух крайностей. Мирская жизнь должна была быть связана с божественной, мирское с сакральным, бедность с богатством, сила со слабостью и так далее.

Самой главной ошибкой, связанной с развитием диалектики тех времен, считается ее взаимодействие с религией и теологией. Учение о едином боге никаким образом не могло сочетаться с теорией о самом объективном познании, выведенном путем долгих размышлений и диалогов как с человеком, так и с природой. На основании этого Аристотель вывел собственную теорию миропонимания, завязанную на аспекте мирового абсолюта, который, в свою очередь, не зависел от менее монументальных частиц нашего мира. Неоплатоники вывели свою теорию, которая была лишь переосмыслением (или переименованием) уже существующего закона «перехода от количественного к качественному развитию». В работах Кузанского вопрос о том, что такое определение диалектики в философии, раскрывается в отождествлении истинного и ложного, знания и невежества, минимума и максимума. Оно заключается в смысловом объединении всех качественных противоречий.

Литература[править | править код]

  • Диалектика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.о книге
  • Абрамов М. А. Догмы и поиск (сто лет дискуссий о диалектике в английской философии). — М., 1994. — 210 с.
  • Адорно Т. В. Негативная диалектика. Пер. с нем. — М.: Научный мир, 2003. — 372 с.
  • Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. — М., 1991. — 383 с.
  • Берти Э.’ Древнегреческая диалектика как выражение свободы мысли слова // Историко-философский ежегодник 1990. — М., 1991. — С. 321—344.
  • Богомолов А. С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. — М., 1982. — 263 с.
  • Бурова И. Н. Парадоксы теории множеств и диалектика. — М., 1976. — 176 с.
  • Вазюлин В. А. Логика «Капитала» К. Маркса. — М., 1968—2002². — 295 с.
  • Воинов В. В. Модели диалектики в античной и восточной философии // Проблемы философии. Вып. 54. Киев, 1981.
  • Дёмин Р. Н. Сократ о диалектике и учение о разделении по родам в древнем Китае // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. — СПб., 2001.
  • Джохадзе Д. В. Диалектика Аристотеля. — М., 1971.
  • Джохадзе Д. В., Джохадзе Н. И. История диалектики: Эпоха античности. — М., 2005. — 326 с.
  • Диалектика и её критики. — М., 1986.
  • Диалектическое противоречие. — М., 1979. — 343 с.
  • Дынник М. А. Диалектика Гераклита Эфесского. — М., 1929.
  • Зелькина О. С. Системно-структурный анализ основных категорий диалектики. — Саратов, 1970.
  • Зиновьев А. А. О логической природе восхождения от абстрактного к конкретному // Философская энциклопедия. — 1960. — Т. 1.
  • Зиновьев А. А. Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале Капитала К. Маркса). — М., 2002. — 312 с. — ISBN 5-201-02089-5.
  • Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1974. — 271 с. — 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1984. — 320 с.
  • История античной диалектики. — М., 1972. — 335 с.
  • История диалектики XIV—XVIII вв. / АН СССР. Ин-т философии. — М., 1974. — 356 с..
  • История марксистской диалектики от возникновения марксизма до ленинского этапа. — М., 1972.
  • Кедров Б. М. О методе изложения диалектики: Три великих замысла. — М.: Наука, 1983. — 478 с.
  • Критика немарксистских концепций диалектики XX века. Диалектика и проблема иррационального / Под ред. Ю. Н. Давыдова. — М., 1988. − 478 с. — ISBN 5-211-00186-9.
  • Лосев А. Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997.
  • Луканин Р. К. Диалектика аристотелевской «Топики» // Философские науки. — 1971. — № 6.
  • Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. — М.: Наука, 1987. — С. 17-37, 44.
  • Нарский И. С. К вопросу о соотношении формальной логики и диалектики // Вестник Московского университета. — 1960. — № 3.
  • Омельяновский М. Э. Диалектика в современной физике. — М.: Наука, 1973. — 324 с.
  • Оруджев З. М. Диалектика как система. — М., 1973. — 352 с.
  • Петров Ю. А. Логическая функция категорий диалектики. — М., 1972.
  • Садовский Г. И. Диалектика мысли. Логика понятий как теория отражения сущности развития. — Минск, 1982. — 310 с.
  • Семашко Л. М. Диалектика Платона и её интерпретация Гегелем // Философские науки. — 1971. — № 4.
  • Фурман А. Материалистическая диалектика. — М., 1969.
  • Чан Шэнь. Диалектика Гегеля и китайская традиция диалектического мышления. // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. — М., 2000. — С.335-347.
  • Шаш С. Д. Проблема исследования раннегреческой диалектики / Сб. Философские исследования. — Минск, 1970.
  • Широканов Д. И. Взаимосвязь категорий диалектики. — Минск, 1969.
  • Claude Bruaire. La Dialectique / » Que sais-je ? » — PUF, 1993.
  • Jean-Marie Brohm. Les principes de la dialectique / Éditions de La Passion. — 2003. — 254 p.
  • Jean-François Chantaraud. L’état social de la France : Leviers de la cohésion sociale et de la performance durable / Documentation française. — 2013.
  • Georges Gurvitch. Dialectique et sociologie. — Flammarion, 1962.
  • Henri Lefebvre. Le Matérialisme dialectique. — PUF, 1939.
  • René Mouriaux. La dialectique d’Héraclite à Marx. — Syllepse, 2010.
  • Bertell Ollman. La dialectique mise en œuvre : Le processus d’abstraction dans la méthode de Marx. — Syllepse, 2005.
  • Lucien Sève. Sciences et dialectiques de la nature. — La Dispute, 1998.
  • Évariste Sanchez-Palencia. Promenade dialectique dans les sciences. — Ed. Hermann, 2012.
  • Howard Ll. Williams. Hegel, Heraclitus, and Marx’s Dialectic. — Harvester Wheatsheaf, 1989. — 256 p. — ISBN 0-7450-0527-6.

Метафизика

Метафизика как противоположность отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость. 
В Средние века метафизика выступала как форма оптимального познания, соотносимого со сверхразумным познанием. Вопрос о сущем преобразовался в вопрос «Что есть Бог?». 
В Новое время метафизика отделилась от других наук и рассматривалась в качестве методологии. 
У Канта – метафизика понимается как априорное познание, у Гегеля – она связана с рассудком (в то время как разум связан с диалектикой).

Диалектика «исправляет» недочеты метафизики, которая не может совладать с противоречиями. Как разновидность метафизики рассматривается догматизм – отрицание принципа развития и отказ связывать правду с условием, временем, местом. Мышление человека диалектично. 

Однако в процессе развития философского знания диалектика и метафизика взаимодействуют между собой.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Диалектика в немецкой философии

Жемчужиной мировой философии традиционно называют работы немецких философов эпохи классицизма. Идеалистические понятия значения диалектики в философии (кратко) связаны не только с познанием истинности суждений, но и с деятельностью и причинно-следственными факторами. Согласно кантовской диалектической теории, главная проблема бытия заключается в критике чистого разума, действительности и философского познания древности. Это был принципиально новый подход к обсуждению диалектики, который был раскрыт в работах Фихте, Шелинга, Гегеля и многих других известных мыслителей эпохи классицизма. Они размышляли над природой человеческого развития не как религиозного познания, а как единение разума и души.

Диалектика — это… Определение, законы диалектики на News4Auto.ru.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

Закон единения и борьбы

Самым главным понятием, связанным с пониманием диалектики, является понимание законов, по которым она работает. Их суть заключается в определении всего процесса человеческого развития. Главный закон диалектики — это закономерность единства и противоречия. Он гласит о том, что каждый предмет естественной реальности, вне зависимости от наличия физического воплощения, борется внутри себя. Причиной этому служит противоречие, которое легло в основу мироздания и Вселенной, борьба и мир в каждой вещи. Как ответить кратко, что такое диалектика в философии и закон единения и борьбы? Они представляют собой два принципа — противоречия и противоположности.

Аспект противоречия заключается в формировании стадии различий, причин и примет, которые исключают сами себя и друг друга. Суть же противоречия заложена в противодействии полярных сторон, которые могут не только исключать друг друга, но и совместно с этим подтверждать истинность каждой из них.

Это понятие требует определения аспектов вещей и их связь с законами самой логики. При осознании этого факта стоит отказаться от противоречий, тождественных утверждений и синергии этих понятий с осознанием самого термина «познание».

Логическая противоестественность этого закона ведет к противоположным истине результатам. Это может послужить оповещением, сообщающем о присутствии ошибок, но не может непосредственно указать на них. Использование диалектического закона противоречия позволяет определить место неточности до уровня звена. Следующим шагом в получении нового познания станет трактовка предполагаемой истины и понимание вида проблемы. В этом случае каждое противоречие будет стерто причинно-следственными связями.

Трактовки философов

Многие из тех, кто занимался в свое время определением того, что такое диалектика в философии, давали собственную оценку этого понятия. Самыми известными были:

  • Гераклит. Определение диалектики в философии — это формировании самого бытия. Оно будет изменчивым вечность.
  • Сократ говорил о значении диалектики в философии как об искусстве ведения диалога. Целью изучения для него было постижение реальности, путем наваждения собеседника на определенные вопросы. Сократ был одним из самых критикуемых философов своего времени.
  • Платон. Ученик Сократа говорил, что диалектика — это способ разделения или объединения определений. Цель этого действия заключается в достижении сверхчувствительного, превосходного понимания предметной стороны жизни.
  • Аристотель. Не называл диалектику искусством. Считал ее наукой, объединяющей реальные исследования науки.
  • Джордано Бруно значительно отошел от классического, общего восприятия диалектики в философии. Это способствовало формированию совершенно нового понятия. Итальянец наполнил его более реалистичным и живым содержанием. Так, согласно Бруно, в философии диалектика — наука скрещивания противоположных вещей.
  • Кант. В одном из своих главных произведений, «Критике чистого разума», он говорил о диалектике, как об инструменте уничтожения иллюзорного восприятия мира. По его мнению, человек запутывается в противоречиях и только рациональное зерно диалектики способно решить загадки человечества.
  • Гегель говорил о познании противоречивых исходов, которые являются двигателем прогресса человеческой мысли.

СССР и современная Россия

В период Советского союза единственной разрешенной диалектикой оказалась материалистическая. Сутью этого учения стало то, что старое понятие философии, основанное на теоретических рассуждениях, упразднилось. Ее место занял научный подход. Диалектику Гегеля философам новой идеологии следовало систематизировать в соответствии с позициями материализма. Выведенные ими законы стали сутью бытия и познания для советских граждан.

По мнению Ленина и его последователей, целью материалистической диалектики стало научное понимание объективной реальности, для чего необходимо обобщение всех человеческих знаний. Советские философы пытались на основе теоретических работ Маркса и Гегеля вывести обоснование идеи Ленина о неизбежном крахе буржуазии и торжестве пролетарского мировоззрения. Именно пролетариат был выведен как воплощение диалектики в мире материи. А сама диалектика – как его теоретическое оружие.

Распад СССР внес свои коррективы, появились новые оригинальные концепции диалектики. Хотя часть мыслителей современности продолжают придерживаться ее марксистко-ленинской трактовки. Многие современные философы России не выступают открыто против материалистической диалектики прошлого, но признают ее устаревшей из-за главного для последователей Ленина революционного принципа: закона единства и борьбы. Хотя отмечается, что материалистическая теория обладает стройной системой законов, которые гармонично связаны между собой.

Закон перехода от экстенсивного к интенсивному развитию

Предметный диапазон эволюции любого предмета реального мира всегда развивается по определенному сценарию. Закон перехода от количественного изменения к качественному, как нельзя лучше можно представить наглядно. Он гласит о том, что каждый предмет в процессе своего развития накапливает какие-либо изменения, связанные с количеством. Соответственно, чем больше продуктов деятельности имеется, тем больше в них будет качественных изменений. Если говорить простыми словами, то этот закон можно сравнить с процессом эволюции животного мира — чем больше популяция и ее разнообразие, тем лучше и качественнее происходит процесс эволюции.

Альтернативы диалектики

  1. Метафизика – главная альтернатива, т.к. рассматривает вещи и явления независимо друг от друга, отрицает противоречия как источник развития.
  2. Софистика – метод философии, основанный на преднамеренном нарушении законов, на ложных доводах, выдаваемых за истинные (например, ты не потеряешь того, чего не имеешь).
  3. Эклектика – смешивание отдельных разрозненных фактов и создание непродуктивных интеллектуальных конструкций.
  4. Догматизм – восприятие явлений как абсолютной истины, отсутствие гибкости мышления, рассуждений.

Диалектика прошла долгий путь в десятки веков, но ее законы и принципы активно используются в науке, искусстве, культуре, в экономике, социальной жизни. Невозможно составить целое без отдельных элементов. Она помогает преобразовать сложности, расширить кругозор, понять действительность.

Диалектика

Рекомендуемые статьи:

  • ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ — направления и задачи
  • Индивидуальность человека — что это такое
  • КОНФОРМИЗМ — что это такое простыми словами

По материалам — onona.online

ВоркЗилла — удаленная работа для всех
Etxt — платят за написание текстов
Unu — биржа комментариев и микрозадач
Вктаргет — заработок в соцсетях

Современный мир

Современная диалектика развивается в нескольких направлениях. Можно отметить активное использование наработок этого философского учения в различных науках для разъяснения противоречий. В прикладной математике, социологии и психологии. Квантовая механика, генетика, кибернетика, астрофизика – все они обрели теоретическое осмысление законов природы через диалектику.

Приверженцы ее материалистической концепции смогли найти ряд подтверждений своей теории в мире биологии, выявив, что происходит непрерывное изменение живых организмов под воздействием эволюции и метаболизма.

Некоторые современные философы ограничивают диалектику лишь в рамках деятельности человека. Диалектику природы и ее законов вне человеческого общества они не принимают в расчет.

Основное определение

Слово «диалектика» берет свое начало из древнегреческого языка. В переводе оно обозначает искусство спора, способность вести рассуждения в диалоге. Главные законы диалектики в философии — это использование способов аргументации своих рассуждений, применяя всевозможные методы формирования рефлексирующего размышления над теорией. Немаловажным будет исследовать все противоречия, возникающие в процессе мышления и дедукции.

Сам метод диалектического познания раскрывается во многих философских школах прогрессивной Азии и Европы. Популярность диалектики и значение в философии началось с появлением одного из главных основоположников античной культуры. Определение данного понятия можно найти в трудах Платона («Диалоги»). Так, философ считал, что диалектика — это наука о сущем. Общение и поиск истины, раскрытые в общении мыслителя с известными деятелями культуры, политики, торговцами, дали ответ на многие неразрешимые вопросы о смысле жизни, справедливости, правде.

Гегель считал, что самое главное (кратко) в диалектике философии — это сопротивление метафизической теории мира. В понимании немецкого философа, мир не является независимым или бессвязным, а взаимодействует по определенным законам.

Диалектика Г.Гегеля

Первое действительное применение диалектики как мыслительного процесса, выводящего целую систему определений из одного общего понятия, можно отметить у Гегеля. Он  отождествляет имманентную диалектику нашего мышления с трансцендентным логосом всего сущего. Диалектическое мышление есть собственное сознание сущего или его сознание о себе самом, причем вне этого сознания сущего нет.

Диалектика Г. Гегеля конструирует подвижную, динамическую систему понятия средством которой реализуются такие важные принципы диалектики, как принцип всеобщей, универсальной связи и принцип развития. В качестве внутреннего источника развития Г. Гегель рассматривал противоречие.  

Гегель утверждает, что развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: есть определенный тезис, к которому всегда находится антитезис – его полная противоположность. При взаимодействии двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое так же становится тезисом, но на другом уровне развития. Данный процесс повторяется постоянно, а каждый новообразованный тезис имеет всё более высокий уровень развития.  Согласно теории Гегеля, движущей основной прогресса являются противоречия.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Положительная диалектика В. Соловьева утверждает, что логическое содержание нашего чистого мышления тождественно с логическим содержанием сущего. Соловьев указывал, что поскольку наш разум есть отраженное проявление сущего в его общих логических определениях, постольку мы можем иметь и соответствующие, адекватные этим определениям мысли или понятия.

Трактовки философов

Многие из тех, кто занимался в свое время определением того, что такое диалектика в философии, давали собственную оценку этого понятия. Самыми известными были:

  • Гераклит. Определение диалектики в философии — это формировании самого бытия. Оно будет изменчивым вечность.
  • Сократ говорил о значении диалектики в философии как об искусстве ведения диалога. Целью изучения для него было постижение реальности, путем наваждения собеседника на определенные вопросы. Сократ был одним из самых критикуемых философов своего времени.
  • Платон. Ученик Сократа говорил, что диалектика — это способ разделения или объединения определений. Цель этого действия заключается в достижении сверхчувствительного, превосходного понимания предметной стороны жизни.
  • Аристотель. Не называл диалектику искусством. Считал ее наукой, объединяющей реальные исследования науки.
  • Джордано Бруно значительно отошел от классического, общего восприятия диалектики в философии. Это способствовало формированию совершенно нового понятия. Итальянец наполнил его более реалистичным и живым содержанием. Так, согласно Бруно, в философии диалектика — наука скрещивания противоположных вещей.
  • Кант. В одном из своих главных произведений, «Критике чистого разума», он говорил о диалектике, как об инструменте уничтожения иллюзорного восприятия мира. По его мнению, человек запутывается в противоречиях и только рациональное зерно диалектики способно решить загадки человечества.
  • Гегель говорил о познании противоречивых исходов, которые являются двигателем прогресса человеческой мысли.

Критика и оценки диалектики[править | править код]

Николай Гартманправить | править код

По мнению Н. Гартмана,

Гартман считает, что исследование какого-либо метода в принципе вторично по отношению к применению этого метода. Сначала кто-то прокладывает путь познания, «отдаваясь» предмету и совсем необязательно зная, как он это делает, а потом на проложенном участке пути кто-то другой «наводит порядок».

Карл Попперправить | править код

Диалектика Гегеля объясняет развитие мышления через триаду тезисантитезиссинтез. К. Поппер объясняет эту схему, сравнивая её с научным «методом проб и ошибок», который отбраковывает неподтверждающиеся экспериментом теории. Поппер признаёт, что весьма разумно начинать «развитие определённой области человеческого мышления с какой-то одной идеи — тезиса, открытого для критики, которая „создаст“ свой антитезис». Завершаемая синтезом разумных зёрен схема «добавляет некоторые ценные моменты к интерпретации мышления в терминах проб и ошибок».

Критику Поппер начинает с того, что синтез субъективен — определяется не только материалом тезиса и антитезиса, но и умами, его (этот синтез) отстаивающими. Но, правильно замечая, то, что противоречия — двигатель интеллектуального прогресса и что они неизбежны, диалектики делают крайне неверный вывод, что избавляться от противоречий даже нежелательно. Это опасно, говорит Поппер, поскольку так называемая плодотворность противоречий есть просто результат нашего решения не мириться с ними. Кроме того, он показывает, как из противоречия следует что угодно. Примирение с противоречием обязательно приводит нас к отказу от критики, от поиска непротиворечивых теорий, синтеза, к концу рациональности и науки. Поэтому диалектическая логика, более чем годная для философского описания истории, не должна занимать фундаментальное место формального логического вывода в жизни. И уж тем более нелепо утверждать, что физическая реальность развивается диалектически, как это делает Маркс.

К. Поппер отмечает, что в диалектике неправильно употребляются логические термины, а понятия «отрицание» и «противоречие» имеют определенное логическое значение, отличное от диалектического. Такая терминология, по мнению Поппера, лишь вводит в заблуждение. Менее обманчивыми были бы термины «конфликт», «противоположная тенденция» или «противоположный интерес». А неуязвимость диалектики для критики Поппер называет чрезвычайно опасным «железобетонным» догматизмом.

Диалектика и логика

В средние века, по всей видимости под влиянием стоицизма, диалектика поглотила логику, вернее, слилась с ней воедино, превратившись в искусство рассуждения (в отличие от риторики как искусства речи). Сегодня картина полностью изменилась: наших логиков диалектика вообще не занимает. Не в последнюю очередь это произошло с легкой руки Канта, который, мимоходом припомнив Аристотеля, вернул понятию диалектики его узкоспециальное значение, в его устах звучавшее как осуждение. Так что же такое диалектика? Это «логика видимости» (в противоположность аналитике как «логике истины»); это «софистическое искусство придавать своему незнанию или даже преднамеренному обману вид истины» («Критика чистого разума», «О делении общей логики на аналитику и диалектику»). Диалектик стремится использовать диалектику для расширения своих познаний (тогда как логика учит лишь соблюдению формальных условий их связности), что способно привести лишь к «пустословию, с помощью которого можно с уверенностью утверждать или оспаривать все что угодно, в зависимости от настроения». Самым ярким примером служат знаменитые антиномии — эта могила разума (с их помощью можно с равным успехом доказать как тезис, так и антитезис), ибо в их рамках разум пытается рассуждать об абсолюте. Кант полагал, что это заводит мысль в тупик. Но сегодня мы знаем, что некоторое время спустя Гегель превратил этот тупик в цветущий бульвар.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector