Демокрит
Содержание:
- Список литературы
- Атараксическая философия Демокрита
- Антропология
- завод
- Атомистический материализм глазами Демокрита
- Сочинения и доксография
- Литература
- Неделимость и математика
- Психология и теория ощущений
- Источник спокойствия души
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Этика
- Первые ощущения Демокрита[править]
- Красота слога произведений
- Наука
Список литературы
- Асмус В.Ф. Демокрит. М.: Изд-во МГУ, 1960.
- Пивоваров Д.В., Тульчинский Г.Л., Максимов А.М., Артемов В.М., Рахматуллин Р.Ю., Беляев И.А. Многомерность свободы // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 4. С. 90-97.
- Жуковский В.И., Пивоваров Д.В., Рахматуллин Р.Ю. Визуальное мыш-ление в структуре научного познания. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. 180 с.
- Рахматуллин Р.Ю. Герменевтическая функция образа в процессе обучения // Вестник Карагандинского университета. 2012. № 4. С. 74-79.
- Рахматуллин Р.Ю. Визуализация как способ трансформации и развития научного знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-2 (53). С. 163-165.
- Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Место образа в научном познании // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 7-1 (69). С. 132-134.
- Рахматуллин Р.Ю., Хидиятов Н.Б. Рационалистическое направление в философии. Министерство внутренних дел Российской Федерации; Уфимская высшая школа. Уфа, 1993. 75 с.
- Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Генезис эпистемологического конструктивизма в европейской философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 4-1 (66). С. 151-153.
- Рахматуллин Р.Ю. Личностный образец как фактор социализации // Вестник ВЭГУ. 2013. № 3 (65). С. 114-121.
Атараксическая философия Демокрита
Ранее описано, что древнегреческий мудрец проявлял интерес ко многим областям человеческой деятельности, медицина не стала исключением.
Понятие атараксии было животрепещущим для философа. Атараксия определяется, как психическое состояние личности, отличающееся абсолютным бесстрашием на фоне эмоциональной встряски. Такое состояние души Демокрит относил к приобретению человеком мудрости, опыта. Его можно добиться с помощью стремления к самосовершенствованию, проникновению в загадки мироздания. Философские античные школы заинтересовались атараксической философской мыслью мыслителя (эпикурейская, скептическая, стоическая школы).
Но Демокрит предлагает не только учиться, познавать, самосовершенствоваться, но и думать. Он сопоставляет мыслительный процесс со знанием, где первый все-таки главенствует.
Атараксия философа аргументированно объясняет закономерность событий. Учит пользоваться умением молчать, которое приоритетно над говорливостью. Перечисленные догмы справедливы.
Антропология
Демокрит, вероятно, мог быть автором античной теории об историческом развитии человеческих сообществ, хотя свидетельства этого не бесспорны. В отличие от воззрения Гесиода о золотом веке человечества, в сравнении с которым нынешнее состояние являет собой упадок, Демокрит мог положить начало альтернативной традиции, согласно которой жизнь людей первоначально не отличалась от жизни животных. Эта теория описывает постепенное развитие человеческих сообществ, создававшихся с целью взаимопомощи, формирования языка, ремесел и сельского хозяйства. Хотя данный текст не упоминает имени Демокрита, его авторство является наиболее правдоподобным (Cole 1967; Cartledge 1997).
Если Демокрит положил начало этой теории, это может означать, что он серьезно относился к необходимости объяснить происхождение всех аспектов нашего мира. Не следует считать, что общественные институты существовали всегда или были даром богов. Объяснение Демокрита предполагает, что человеческая культура была ответом на необходимость и тяготы жизни. Некоторые считали, что сам по себе бесконечный размер атомистической вселенной — и, следовательно, число возможных комбинаций и сочетаний, возникающих лишь случайно — играет огромную роль в разработке теории, которая могла бы объяснить, не прибегая к телеологическому или теологическому толкованию, возникновение социальных институтов (Cole 1967). Хотя здесь, как и в других вопросах, происхождение теории отнюдь не очевидно, мы тем не менее можем не без оснований предположить, что Демокрит создал убедительное, последовательное объяснение большей части природного мира исходя лишь из нескольких основных принципов.
О последующей истории атомистики Демокрита и ее рецепции можно узнать из статьи об античном атомизме.
завод
Работа Демокрита была неизвестна в Афинах. Считается, что Аристотель был первым, кто изучил и прокомментировал это, и что причина, почему его работа не была столь же известна как работа других философов, состоит в том, что он сам не был заинтересован в том, чтобы быть известным.
После его смерти греческий историк Диоген Лаерсио расскажет о существовании нескольких произведений, оставленных Демокритом. Эти работы будут включать более 70 текстов и трактатов по математике, этике, физике, технике и музыке..
Среди его самых известных работ Великий Диакосмос, и несколько сборников фрагментов его мыслей, таких как Лешль, Дильс-Кранц и Лурия.
По содержанию своей работы Демокрит считается одним из первых энциклопедических авторов истории.
Атомистический материализм глазами Демокрита
Предшественник Демокрита Левкипп был не слишком известен в научном пространстве, но он выдвинул теорию об «атоме», которую позже развил абдерский философ. Она стала его самым значимым трудом. Сущность учения сводится к изучению самой маленькой неделимой частицы бытия, которая обладает уникальным естественным свойством – движением. Атомы, философ Демокрит, рассматривал, как бесконечность. Мыслитель, будучи одним из первых материалистов, считал: благодаря хаотичному движению атомов, разнообразию форм, размеров комбинируются тела. Отсюда исходит атомистический материализм Демокрита.
Ученый предполагал наличие природного междуатомного магнетизма: «Атом неделим, целостен. Все, что не имеет пустоты внутри себя обладает хотя бы малой долей пустоты снаружи. Из вышесказанного делают вывод, что атомы все равно немного отталкиваются друг от друга, одновременно с этим и притягиваются. Это есть материалистический парадокс».
По выражению материалистически настроенного мудреца атомы есть «что», вакуум «ничто». Из этого следует – предметы, тела, ощущения не имеют цвета, вкуса, запаха, это всего лишь следствие разнообразного соединения атомов.
Сочинения и доксография
В сочинениях античных авторов упоминается около 70 различных трудов Демокрита, из которых до настоящего времени не сохранился ни один. Исследования философии Демокрита опираются на цитаты и критику его идей в трудах более поздних философов, таких как Аристотель, Секст, Цицерон, Платон, Эпикур и других.
Наиболее значимой работой Демокрита следует полагать «Великий мирострой», космологическую работу, охватывавшую практически все доступные в то время области знания. Кроме того, на основе списков Диогена Лаэрция Демокриту приписывают авторство таких работ, как «О душевном расположении мудреца», «О добродетели», «О планетах», «О чувствах», «О разнице форм», «О вкусах», «О цветах», «Об уме», «О логике или канонах», «Причины небесных явлений», «Причины воздушных явлений», «Причины наземных явлений», «Причины огня и огненных явлений», «Причины звуков», «Причины семян, растений и плодов», «Причины живых существ», «О соприкосновении круга и шара», «О геометрии», «Об иррациональных линиях и телах», «Числа», «Проекции», «Большой год», «Описание неба», «Описание земли», «Описание полюсов», «Описание лучей», «О ритмах и гармонии», «О поэзии», «О красоте стихов», «О пении», «Врачебная наука», «О диете», «О живописи», «Земледелие», «О военном строе» и др.
Существует легенда о том, что Платон велел скупить и уничтожить все труды Демокрита — своего философского антагониста. Достоверность этой легенды не является слишком высокой. Кроме того, известно, что в I в. н. э. Трасилл издал сочинения Демокрита и Платона, разбив их по тетралогиям.
-
Назад
-
Вперёд
Добавить комментарий
Литература
Исследования
- Асмус В. Ф. Античная философия
- Асмус В. Ф. Демокрит. — М.: МГУ, 1960.
- Абакумов Ю. Г. Демокрит. Попытка создания «альтернативной» геометрии // Вестник Забайкальского государственного университета.2011. № 8. С.22-25.
- Верлинский А. Л. Дата рождения Демокрита у Аполлодора и Фрасилла (Заметки о методах античной хронографии) // MOUSEION: Профессору Александру Иосифовичу Зайцеву ко дню семидесятилетия. Сб. статей. — СПб., 1997. — С. 100—127.
- Виц Б. Б. Демокрит. — М.: Мысль, 1979.
- Верлинский А. Л. Необходимость, случайность, свобода: Демокрит и его наследники // Linguistica et philologica: Сб. статей к 75-летию Ю. В. Откупщикова. СПб., изд-во СПбГУ, 1999. — С. 211—238.
- Дитмар А. Б. К вопросу о космогонических и географических взглядах Демокрита (около 460—359 гг. до н. э.) // Учёные записки ЯГПИ им. К. Д. Ушинского. — 1959. — Т. XXXII (XLII) «Естествознание». — С. 349—367.
- Зубов В. П. К вопросу о математическом атомизме Демокрита // Вестник древней истории. — 1951. — № 4. — С. 204—208.
- Зубов В. П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. — М.: Наука, 1965.
- Лебедев А. В. Избавляясь от „досократиков“ // Философия в диалоге культур. Всемирный день философии (Москва – Санкт Петербург, 16 – 19 ноября 2009 года), Материалы. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — С. 177–183.
- Лурье С. Я. К хронологии софиста Антифонта и Демокрита // Известия Российской академии наук. — 1918. — С. 2285—2306.
- Лурье С. Я. Механика Демокрита. Архив истории науки и техники, сер. 1, вып. 7. — 1935. — С. 129—180.
- Лурье С. Я. Теория бесконечно-малых у древних атомистов. — М.-Л.: Изд. АН СССР, 1935.
- Лурье С. Я. Очерки по истории античной науки. — М.-Л., 1947.
- Лурье С. Я. Демокрит и индуктивная логика // Вестник древней истории. — 1961. — № 4. — С. 58—67.
- Лысенко В. Г. Атомизм вайшешиков и атомизм Демокрита (Опыт сравнительного анализа) // Древняя Индия. Историко-культурные связи. — М., 1982. — С. 187—201.
- Майстров Л. Е. О принципе исономии у Демокрита // Историко-математические исследования, вып. 20. — 1975. — С. 299—302.
- Тимошенко В.Е. Материализм Демокрита.М., 1959.-96 с.
- Пикель Р.В.. Великий материалист древности (Демокрит). Под редакцией и с предисловием Л.И. Аксельрод (Ортодокс). Москва. `Новая Москва`. 1924. 113с.,
- Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2011.
- Щетников А. И. Вопрос о характере касания прямой и круга как проблемная точка развития древнегреческой геометрии в конце V — начале IV века до н. э. // Историко-математические исследования. — 2006. — № 11 (46). — С. 174—196.
- Bailey, C. The Greek Atomists and Epicurus. Oxford,1928.
- Vlastos, Gregory. «Ethics and Physics in Democritus» // Philosophical Review. 1945/1946. 54/55: 578—592, 53-64.
- Жан Салем. Демокрит. Пылинки в луче солнца. Париж, 1996.
Неделимость и математика
Основания для предположения о существовании неделимых величин, очевидно, исходят из вопросов, сформулированных Зеноном Элейским. Некоторые из апорий Зенона касаются сложности пересечения конечной величины, если та считается бесконечно делимой, то есть состоящей из бесконечного множества отрезков. Атомисты, возможно, пытались обойти эти апории, предполагая, что у делимости есть предел.
В то же время не ясно, в каком смысле атомы неделимы и как необходимость в мельчайших величинах соотносится с утверждением о неделимости атомов. Ферли предполагает, что атомисты могли не разделять физическую и теоретическую неделимость (Furley 1967: 94). Физическая неделимость атомов, вероятно, не связана с доводами в пользу неделимых величин, так как плотность атомов — отсутствие в них пустоты— считается причиной неделимости. Существование пустого пространства между атомами приводится в качестве причины их делимости: один поздний источник, Филопон, даже предполагает, что на самом деле атомы не могут соприкоснуться, в противном случае они бы слились (DK 67А7). Делал ли сам Демокрит такой вывод или нет, в его теории атомы считаются неделимыми независимо от размера. Хотя, предположительно, существует мельчайший размер атома, и этого достаточно, чтобы обойти парадоксы бесконечной делимости.
Согласно аргументу reductio ad absurdum , приводимого Аристотелем (Первая аналитика. 62b), можно предположить, что атомисты исходили из убеждения, что если величина бесконечно делима, то ничто не мешает разделить ее в любой точке. Затем атомисты спрашивали, что в таком случае останется: если остаются протяженные частицы, например, пыль, тогда гипотетическое деление еще не завершено. Если же остается ничто или точки, тогда вопрос состоит в том, как протяженная величина может состоять из чего-то непротяженного (DK 68А48b, 123).
Считается также, что Демокрит внес вклад в математику и поставил вопрос о природе конуса `12`]. Он утверждает, что, если конус разрезать в каком-либо месте параллельно основанию, две получившиеся при этом поверхности должны быть или одинакового размера, или разного. Однако если они одного размера, то конус становится цилиндром, но если они разные, тогда конус должен иметь ступенчатые, а не цельные стороны. Хотя из сообщения Плутарха неясно, как Демокрит решил (и решил ли) эту проблему, вероятно, он понимал, что существуют вопросы по поводу отношений между атомизмом как физической теорией и природой математических объектов.
Психология и теория ощущений
Душа (псюхэ) тождественна с разумом (нусом) и состоит из тончайших сферич. атомов «огня», проникающих в любые межатомные промежутки и обладающих наивысшей подвижностью. Между любыми двумя атомами тела находится атом «души», приводящий их в движение. Смерть характеризуется «рассеянием» индивидуальной души, но сами по себе атомы «души» бессмертны; слабая степень сознания присуща даже трупам и неживому (см. Гилозоизм). Все чувственные восприятия Д., по Аристотелю, сводил к осязанию, т. е. к контакту между воспринимающими атомами души и «истечениями» от предметов. Все тела постоянно излучают материальные снимки, или «образы» (εἲδωλα), которые отпечатываются на воздухе между объектом и глазом; этот отпечаток, подобно волне, проникает в глаз и передаётся в мозг. Цветовые ощущения обусловлены различиями в форме и комбинации атомов. Звук вызывается «раздроблением» воздуха внутри тел на атомы одинаковой формы под воздействием звуковой волны. Вкусовые ощущения также сводятся к формальным различиям: ощущение кислого вызывают «угловатые» атомы, сладкого – «круглые» и т. д. Помимо пяти чувств Д. признавал существование экстрасенсорного восприятия «у бессловесных животных, мудрецов и богов». Любые фантастич. образы, возникающие в сознании (в т. ч. во время сна), – реальны. Реинтерпретируя в терминах атомистики нар. веру в «демонов», носящихся в воздухе, Д. рассматривал их как атомные «истечения»-образы, проникающие через поры в человека (особенно ночью и при экстатич. состояниях); они могут предсказывать будущее и оказывать на людей благотворное или злотворное влияние. По некоторым свидетельствам, эти образы проникают в «наш мир» из космич. пространства – благодаря им возникли древние представления о богах.
Источник спокойствия души
Чем больше люди замкнуты и сосредоточены на себе, тем более они счастливые. Для собственного выражения мыслей Демокрит ввел в русскую речь новые слова «благосостояние», «бесстрашие», «гармония» и другие. Благодушие – главный термин этики древнегреческого философа. Ему даже ученый посвятил отдельную книгу, в которой акцент делался на ограничение телесных удовольствий во имя разума и контроля. Мыслитель был уверен, что благодушие возникает только тогда, когда начинается размеренная жизнь и умеренность в потребностях. Демокрит научился радоваться тому, что у него есть и не завидовать богатым и известным личностям.
Организм человека, по мнению мудреца, подобен космосу, а его душа – атом. Подвижность мелких круглых частиц приводит к движению самой души. Этот факт заставлял представлять ее в виде округленных огненных атомов. Когда человек осуществляет вдох, то вместе с кислородом в организм попадают новые огненные частицы, приходящие на смену потраченных. Именно этот фактор и прекращает жизнедеятельность организма, приводя его к смерти.
Насколько были удивительны и многогранны интересы Демокрита! Нет той области знаний, которую бы не затронул ученый.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
`bottomLinkPreText` `bottomLinkText` This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit). Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply. Images, videos and audio are available under their respective licenses.
{{current.index+1}} of `items`.`length`
- Credit:
- Uploaded by: `current`.`info`.`uploadUser` on {{current.info.uploadDate | date:’mediumDate’}}
- License: {{current.info.license.usageTerms || current.info.license.name || current.info.license.detected || ‘Unknown’}}
- License: {{current.info.license.usageTerms || current.info.license.name || current.info.license.detected || ‘Unknown’}}
- View file on Wikipedia
Это интересно: 177,Делец по имени Пу Шоугэн. Моголы в Китае — династия Юань. История Китая.
Этика
Д. ориентирована на психологич. эвдемонизм, её ключевое понятие – эвтюмия, «благорасположение духа», выражающее идею душевного комфорта, – трактовалось в одноим. этич. трактате. Иногда это идеальное состояние описывается в негативных терминах как «безмятежность» или «невозмутимость». «Судьбы» (тюхэ) не существует, человек обладает свободой воли (несмотря на атомистич. детерминизм в физике), никакие внешние условия не могут сделать его несчастным. Душевный покой достигается избавлением от глупых желаний и неоправданных надежд, преодолением страха смерти и загробного наказания (основанного на ошибочных представлениях о мире и божестве), предпочтением духовных ценностей материальным, неизменным следованием традиц. греч. этич. идеалу «меры». Жизнь философа имеет особую регламентацию: философ отказывается от деторождения, не участвует в обществ. делах, найти причину одного явления для него ценнее, чем получить персидский престол, он – гражданин мира.
В области политики Д. даёт гл. обр. практич. наставления. Бедность при демократии настолько же предпочтительнее богатства при тирании, насколько свобода лучше рабства. Интересы полиса – превыше всего, т. к. при его гибели гибнет всё. Законы благотворны для людей, только если они добровольно им подчиняются: как чисто внешнее принуждение, закон не может запретить грешить втайне. Отсюда постоянные апелляции Д. к нравств. воспитанию граждан, к совести, «стыду перед собой», к «закону в душе», запрещающему «совершать неподобающее». Богатые должны делиться с бедными, бедные – не завидовать богатым, т. к. «согласие» граждан – залог общего спасения. Зависть приводит к революциям и гражд. войнам, но в гражд. войне не может быть победителей, т. к. выигравшие её проигрывают наравне с побеждёнными. Т. о., достигший состояния эвтюмии (и свободный от зависти) становится не только источником радости для самого себя, но и залогом социального мира.
Первые ощущения Демокрита[править]
Ощущения
Ощущая большую потребность в общении, Демокрит в перерывах споров с Лениным начинал спорить с программистами. Он отвергал наличие в бета-версиях излучения элементарных бетонных частиц, доказывая программистам что бетоны это всего лишь обыкновенные и хорошо известные древним грекам фуфлоны. Программисты зная что Демокрит сам состоит на 90% из баблонов в свою очередь утверждали, что приводимые им в пример фуфлоны- это есть не что иное как потерявшие свою массу пижоны. Программисты назвали Демокрита плебеем и устроили ему на форуме настоящую баню. Однако по этому поводу Демокрит не очень-то и парился потому как после этой головомойки он случайно обнаружил на себе две неизвестные и совершенно новые парные частицы панталоны.Одну из них Демокрит подарил Ленину в доказательство того что неисчерпаемые свойства ленинского баблона есть ничто по сравнению со свойствами деления частиц заложенными природой в панталонах.
В знак благодарности Ленин подарил Демокриту Финляндский вокзал. На вокзале наблюдательный Демокрит обнаружил ещё одну неделимую частицу- вагон. Вагон далеко не последняя частица которую он сумел там обнаружить. На вокзале вместе с Лениным он исследует батон, открывают целое семейство бухлонов, потом принимаются за поиски музона и после обнаружения ими омона прекращают свои эксперименты.
Баблон муфлона
Начало начал
В минуты отсутствия собеседников(Ленина и программистов) Демокрит развлекал себя метафизическими викторинами:»где?», «что, когда, сколько?», «откуда?» и «почему?».В результате правильных ответов Демокрит пришёл к выводу что субстанции: «где?» и «сколько?» — первичны, а «откуда?» и «почему?»- вторичны. А примитивные «что» и «когда» вообще второстепенны. С ним согласились и Ленин и программисты.
Баблогика
В своём учении «О баблоне» Демокрит подробно изложил что лимоноцентрическая система бабла существует благодаря связи элементарных баблонов, напрямую завися от числа, размера и текучести баблонов. Согласно учению, отсутствие баблонов-Вечная Дуплон-дыра.
Эволюция баблонов в бабло по Демокриту происходит в три этапа:
1.- происхождение(пропажа) баблона. На первой ступени возникновения баблона огромную роль играют два важнейших его свойства: а) прилипаемость, б) прыгучесть.
2.- формирование(исчезновение) лимона. На этой стадии баблоны притягиваются друг к другу, достигают критической массы и становятся сверхлетучими. Скорость их испарения близка к скорости света.
3.-образование(распил) бабла. На этом этапе баблоны вступая в тесное взаимодействие с 0t-катионами, оседают в них заполняя собой все пустоты и промежутки; приобретают вид законченной комбинации.
Красота слога произведений
Демокрит в древности получил известность не только благодаря глубине своего учения, но и из-за красоты слога произведений. Многие мыслители отмечали это, включая Цицерона, Тимона из Флиунта и Дионисия Галикарнасского. Приметами стиля Демокрита были: аллитерации, ритмическая организация фразы, краткость, неологизмы, ассонансы, широкое употребление риторических антитез: «пустота» и «атомы», «микрокосм-человек» и «макрокосм-Вселенная» и др.
Об атомах и пустоте мы уже рассказали в начале статьи. Что же еще интересного можно узнать о таком философе, как Демокрит? Биография его отмечена и работами по этике, которая является продолжением атомистической физики этого мыслителя.
Наука
Жизнь и научные эксперименты знаменитого абдеритянина не оставляли равнодушными сограждан, которые считали его помешанным. Демокрит любил гулять часами по кладбищу, где обдумывал идеи сотворения мира в тишине и спокойствии. В разговоре мог запросто расхохотаться без причины. Мужчина объяснял это тем, что житейские трудности и нюансы – это ничто, в сравнении с глобальностью мироздания.
Друзья ученого пригласили Гиппократа для исцеления душевнобольного «смеющегося философа». Основанием послужило то, что люди увидели, как мужчина вспарывает трупы животных ножом, вынимает внутренности и увлеченно конспектирует, рассматривая органы зверей. Гиппократ зафиксировал полноценное здоровье – психическое и физическое. Доктор отметил, что впервые встречает такого умного и образованного человека.
Смеющийся Демокрит
Демокрит изучал физику, астрономию, медицину, математику, музыку. Каждая сфера подвластна величайшему мыслителю Греции. Мудрец считается основоположником атомистического учения, которое гласит, что в мир состоит только пустоты и атомов. Выводы ученого относительно следующих наук таковы:
- Математика. Отрицание бесконечной делимости сводится к тому, что геометрические тела раскладываются на листочки (плоскости), которые дробятся на нити (линии), распадающиеся на зернышки (точки). Создает теорию математической проекции и перспективы. Демокрит первым высказал мысль о том, что конус представляет собой третью часть цилиндра, а пирамида – это часть призмы. Эту теорему доказал Евдокс.
- Физика. Абдерский ученый доказал существование атомов – неделимых частиц, движущихся в пустоте. Атомы притягиваются друг к другу, образуя тела и фигуры.
Теория атомов придумана Демокритом
- Биология. Происхождение и развитие человеческой расы произошло путем «самозарождения». Демокрит говорил: «Мухи заводятся в гнилом мясе, а черви — в иле». Организмы приспосабливались к условиям жизни и эволюционировали. Конечная цель природы – человек, после рождения которого адаптация и перерождение не остановятся.
- История и культура. По мнению ученого, люди объединились в стаи для защиты от диких животных. Эта же причина послужила развитию речи и интеллекта. С течением лет в человеческой общине сформировалось понятие нравственности и обобщение ценностей, что привело к созданию государств и законов.
Карта Демокрита
- Астрономия. Неисчислимое количество атомов, двигаясь в хаотичном порядке, сталкиваются и цепляются друг за друга. Вихрь, возникший в космосе, объединил частицы. Так, по мнению ученого, появилась Земля, которая размещена в центре Вселенной.
- География. Ученый муж создал географическую карту, основываясь на собственных путешествиях. В карте начертаны все страны и города, которые посетил.
Основополагающей стадией древнегреческого материализма становится учение Демокрита, принципы которого заложены в собственную философию Эпикура.