896,эпикур (биография)

Философия Эпикура

Когда Эпикуру исполнилось 32 года, он образовал свою философскую школу. Позже он купил в Афинах сад, где делился со своими последователями разными знаниями.

Интересен факт, что поскольку школа находилась в саду философа, она начала называться «Садом», а последователи Эпикура стали именоваться – «философами из садов».

Над входом в школу висела надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо».

Согласно учению Эпикура, а, следовательно, и эпикуреизму, высшим благом для человека являлось наслаждение жизнью, которое подразумевало под собой отсутствие физической боли и беспокойств, а также избавление от страха перед смертью и богами.

По мнению Эпикура, боги существовали, однако они с безразличием относились ко всему тому, что происходило в мире и жизни людей.

Такой подход к жизни вызвал интерес у многих соотечественников философа, в результате чего у него с каждым днем появлялось все больше и больше последователей.

Ученики Эпикура являлись вольнодумцами, часто вступавшими в дискуссии и подвергавшими сомнению общественные и моральные устои.

Эпикуреизм быстро стал главным оппонентом стоицизма, основателем которого был Зенон Китийский.

В античном мире не было столь противоположных течений. Если эпикурейцы стремились получать максимальное удовольствие от жизни, то стоики пропагандировали аскетизм, стараясь контролировать свои эмоции и желания.

Эпикур и его последователи пытались познать божественное с точки зрения материального мира. Они разделяли эту идею на 3 категории:

  1. Этика. Она позволяет познать наслаждение, которое является началом и концом жизни, а также выступает в качестве мерила блага. Посредством этики человек может избавиться от страданий и ненужных желаний. Поистине, счастливым может стать только тот, кто научится довольствоваться малым.
  2. Каноника. В основу материалистической концепции Эпикур брал чувственные восприятия. Он полагал, что все материальное состоит из частиц, которые так или иначе проникают в органы чувств. Ощущения в свою очередь приводят к появлению предвосхищения, которое и является настоящим знанием. Стоит заметить, что разум по Эпикуру становился помехой для познания чего-либо.
  3. Физика. С помощью физики философ пытался отыскать первопричину возникновения мира, которая бы позволила человеку избежать страха перед небытием. Эпикур говорил, что Вселенная состоит из мельчайших частиц (атомов), движущихся в бесконечном пространстве. Атомы в свою очередь соединяются в сложные тела – людей и богов.

Ввиду всего перечисленного, Эпикур призывал не испытывать страха перед смертью. Он объяснял это тем, что атомы разносятся по необъятной Вселенной, в результате чего душа перестает существовать вместе с телом.

Эпикур был уверен в том, что нет ничего такого, что могло бы повлиять на человеческую судьбу. Абсолютно все появляется по чистой случайности и без глубокого смысла.

Интересен факт, что мысли Эпикура оказали большое влияния на идеи Джона Локка, Томаса Джефферсона, Джереми Бентама и Карла Маркса.

Эпикуреизм и гедонизм. Гедонизм

1. Гедонизм (от греч. hedone — наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в Г. рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия, что делает Г. разновидностью антропологического натурализма. Как нормативный принцип Г. противоположен аскетизму.

В Древней Греции одним из первых представителей Г. в этике был основоположник киренской школы Аристипп (начало 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувственного удовольствия. В ином плане идеи Г. получили развитие у Эпикура и его последователей (см. Эпикуреизм), где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия). Гедонистические мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этических теориях просветителей. Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гассенди, французские материалисты 18 в. в борьбе против религиозного понимания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. Наиболее полное выражение принцип Г. получил в этической теории утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И. Бентам, Дж. С. Милль). Идеи Г. разделяют и некоторые современные буржуазные теоретики — Дж. Сантаяна (США), М. Шлик (Австрия), Д. Дрейк (США) и др. Марксизм критикует Г. прежде всего за натуралистичность и внеисторическое понимание человека, видит в нём крайне упрощённое истолкование движущих сил и мотивов человеческого поведения, тяготеющее к релятивизму и индивидуализму.

Концепция счастливой жизни

Главный раздел философии Эпикура — этика. Он верил, что популяризация утверждения об отсутствии высших сил, управляющих людьми, освободит людей от мистических заблуждений и страха смерти. Умирая, человек перестает ощущать, а значит, нет смысла бояться. Пока человек существует — смерти для него нет, когда он умрет — его личность перестанет существовать. Цель человеческой жизни — стремиться к удовольствию и отдаляться от страданий.

Для достижения этой цели этическая модель жизни Эпикура предполагает наслаждение через отказ от страдания. Человек нуждается в постоянном ощущении удовольствия — свободе от страхов, сомнений, и полной невозмутимости.

Истинный мудрец — это человек, осознавший, что страдание либо кратковременно (и его можно пережить) либо слишком сильно и приводит к смерти (в этом случае его бессмысленно бояться). Мудрец обретает истинное мужество и спокойствие. Он не гонится за славой и признанием, отказывается от суетных стремлений. Природа требует от человека соблюдения простых условий: есть, пить, находится в тепле. Эти условия просто исполнить, а стремиться к другим удовольствиям необязательно. Чем скромнее желания человека, тем легче ему стать счастливым.

В «Саду Эпикура», его последователи предпочитали духовные удовольствия, отрицая услаждение тела. Они возносили потребности духа, находя успокоение в дружбе и взаимопомощи.

Детство и жизненный путь

Эпикур родился в 341 г. до н.э. в семье Неокла и Херестраты. За несколько лет до рождения мальчика его отец перебирается в афинское поселение на острове Самос в Эгейском море. Там Эпикур и воспитывается. На протяжении четырёх лет он изучает философию под руководством Памфилия, последователя учения Платона. Уже после этого, в возрасте восемнадцати лет, Эпикур отправляется в Афины, где два года будет проходить воинскую службу. После смерти Александра Великого его преемник Пердикка переселяет афинян с острова Самос в город Колофон, расположенный на территории современной Турции. Туда Эпикур и отправляется после прохождения службы. Он учится у Нозифана, открывшего ему учения Демокрита. Между 311 и 310 г.г. до н.э. Эпикур учительствует в Митилине, однако после возникновения некоторых разногласий с местными властями покидает этот город. Оттуда он отправляется в Лампсак, где основывает собственную школу. В 306 г. до н.э. Эпикур возвращается в Афины, где и пробудет до самой своей смерти в 270 г. до н.э. В этом городе философ приобретает земельный надел, где основывает школу, получившую название «Сад Эпикура».

Название это было дано школе потому, что занятия проходили в саду, располагавшемся у дома философа. Самыми первыми учениками его стали Гермарх, Идоменей, Леонтей и его жена Темиста, автор сатирических философских трудов Колот, Полиэн из Лампсака и Метродор из Лампсака. «Сад Эпикура» стал первой греческой школой, допустившей к обучению женщину. Эпикур всегда провозглашал дружбу очень важным элементом на пути к счастливой жизни, а потому его школа всячески способствовала образованию дружеских компаний. Несмотря на то, что на формирование философии школы оказали влияние учения его предшественников, и Демокрита в частности, позднее Эпикур отречётся от них. Из всех письменных источников до наших дней дошло лишь три письма, вошедших в X том «Жизней выдающихся философов» Диогена Лаэртского. Здесь же мы находим два цикла цитат, известных под названием «Принципиальные доктрины» Эпикура. Некоторые фрагменты этого труда, некогда состоявшего из XXXVII томов и носящего название «Трактат о природе», были найдены на Вилле Папирусов в Геркулануме.

Это интересно: 889,Шумерское искусство в Раннединастический период, комплекс царских гробниц в уре

Школа эпикурейцев просуществовала около шестисот лет

Ее основы и установки приобрели множество сторонников и последователей и у жителей древнего Рима. Так, известное сочинение Лукреция Кара О природе вещей явилось своеобразным гимном и источником распространения эпикуреизма и в дальнейшем.

Теория познания Эпикура

Сам философ называл свое учение каноника. Потому что суть его заключается в постижении своеобразных жизненных критериев и канонов настоящей истины. Основным таким критерием он считал наши жизненные ощущения. Именно от ощущений, по мнению Эпикура, зависят действия нашего разума.

Смерть Эпикура — проста и банальна. Умер великий мыслитель в 72 года от обычной мочекаменной болезни. И, в этой связи, еще раз приходят на ум его высказывания, суть которых в следующем:

  • Своим появлением в этом мире человек обязан лишь самому себе и своим родителям;
  • Он есть не что иное — как результат естественного развития природы;
  • Боги, возможно, и существуют, но в нашу жизнь они не вмешиваются;
  • Судьба человеческая зависит лишь от него самого;
  • Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.

Не в этом ли и заключается подлинный смысл нашего существования?..

Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.)

Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.

Философия Эпикура делится на три больших раздела:

• учение о природе и космосе («физика»);

• учение о познании («каноника»);

• учение о человеке и его поведении («эстетика»).

2. Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются следующие:

• ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи);

• вселенная вечна и бесконечна;

• все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;

• атомы и пустота вечны;

• атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом);

• «мира чистых идей» не существует;

• существует множество материальных миров во Вселенной.

3.»Каноника» (учение о познании) опирается на следующие основные идеи:

• окружающий мир познаваем;

• основным видом познания является чувственное познание;

• невозможно «созерцание разумом» каких-либо «идей» либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение;

• ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни.

4. «Эстетику» Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям:

• своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям);

• человек есть результат биологической эволюции;

• боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;

• судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;

• душа является особым видом материи;

• душа человека смертна, как и тело;

• человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;

• счастье человека состоит в удовольствии;

• под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);

• нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.

Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.

Эпикур родился в 341 г. до н.э. на острове Самос. Его отец Неокл был школьным учителем. Эпикур начал изучать философию с 14 лет. В 311 г. до н.э. он переехал на остров Лесбос, и там основал свою первую философскую школу.

Еще через 5 лет Эпикур переселился в Афины, где вел философскую школу, известную как «Сад Эпикура», до самой смерти в 271 г.до н.э.

За свою жизнь Эпикур написал около 300 философских сочинений. Ни одно из них не дошло до нас полностью, сохранились только отрывки и пересказы его взглядов другими авторами. Зачастую эти пересказы весьма неточные, а некоторые авторы вообще приписывают Эпикуру свои собственные измышления, противоречащие сохранившимся до наших дней высказываниям греческого философа.

Так, принято думать, что Эпикур считал телесное удовольствие единственным смыслом жизни. В действительности же взгляды Эпикура на удовольствие не столь просты. Под удовольствием он понимал прежде всего отсутствие неудовольствия, и акцентировал необходимость учитывать последствия удовольствий и страданий:

«Так как удовольствие есть первое и прирожденное нам благо, то поэтому мы выбираем не всякое удовольствие, но иногда обходим многие удовольствия, когда за ними следует для нас большая неприятность.

Также мы считаем многие страдания лучше удовольствия, когда приходит для нас большее удовольствие, после того как мы вытерпим страдания в течение долгого времени.

Таким образом, всякое удовольствие есть благо, но не всякое удовольствие следует выбирать, равно как и страдание всякое есть зло, но не всякого страдания следует избегать.»

Поэтому, согласно учению Эпикура, телесные удовольствия должны быть подконтрольны разуму: «Невозможно жить приятно, не живя разумно и справедливо, и так же невозможно жить разумно и справедливо, не живя приятно.»

Каноника, как часть философии

В философствовании Эпикура физика не может существовать без каноники. Она определяет истину, без которой развитие людей, как разумных существ, невозможно.

Восприятие очевидно, истинно и всегда правильно отражает действительность. Оно берет образ предмета и с помощью систем органов чувств опознает его. Способность фантазировать этому не противоречит. Благодаря фантазии, человек может воссоздать реальность, которая ему не доступна. Поэтому для эпикурейца чувственное восприятие — основа познания. Убрать из процесса познания восприятие нельзя — оно помогает отделить истинное суждение от ложного.

Ложь утверждает некое суждение как действительность, но на самом деле оно не подтверждено восприятием. Согласно философу, ошибка происходит, когда человек соотносит восприятие не с той действительностью, которой он был порожден, а какой-нибудь другой. Ложь — результат домысливания, добавления к увиденному образу фантастического представления. Чтобы опровергнуть ошибку, нужно искать подтверждение фантазии в действительности. Если его нет — восприятие ложное.

Основная идея Эпикура

Основная идея Эпикура заключалась в том, что для счастья достаточно отсутствия страданий; мы уже переживаем отсутствие страданий как удовольствие. Это потому, что человек от природы добр, и именно страдания делают его несчастным. Естественное состояние человека заключается в том, что в жизненном пути он не сталкивается ни с чем хорошим и ни с чем плохим, и это уже приятное состояние, потому что процесс самой жизни, сама жизнь — это радость. Это врожденная радость, о которой нам не нужно беспокоиться, мы несем ее в себе. Будучи врождённой, она независима. Пусть только тело будет здоровым, а душа спокойной, и жизнь тоже будет прекрасной.

Это важнейшее место в эпикуреаризме, ибо здесь гедонизм ассоциируется с культом жизни. Жизнь — это добро, единственное добро, данное нам как собственность. Эпикурейцы поклонялись жизни в форме религиозного культа, это было похоже на секту последователей жизни. Однако они знали, что это добро ограничено и недолговечно. По сравнению с природой, которая бесконечна, стабильна и каждый раз перерождается, человеческая жизнь — это эпизод. Эпикур считал заблуждением верить в метемпсихоз и периодическое возвращение души. Так возникло, что древняя философия признавала ценность жизни для себя, но в то же время признавала ее ничтожность. Вывод этого открытия состоял в том, что то хорошее, что мы задерживаем, должно цениться и наслаждаться сразу, ибо оно является временным и преходящим. Нужно было сразу же наслаждаться выгодой, не надеясь на будущее существование. Это было полностью земное этическое учение.

Философия Эпикура живет по сей день

Эпикур считался пренебрежительным к религии и поэтому не нравился большей части Греции. Однако у него действительно появилось небольшое количество очень преданных последователей. Он основал философскую школу в Афинах под названием «Сад», в честь сада, которым он наслаждался в детстве на острове Самос.

В двух шагах от Платоновской академии Сад был одним из первых философских заведений, которые приветствовали как женщин, так и рабов.

Эпикуреизм, название учения Эпикура, будет пересмотрено современными этическими философами, такими как Джон Стюарт Милль и Джереми Бентам.

Эпикур прожил свою жизнь без страха смерти. Он пытался научить других преследовать аналогичные цели. Он был человеком, который знал, что он хозяин своей жизни, единственный капитан своего корабля. Он вдохновлял других стремиться к научным знаниям и жить свободно.

Верный своему учению, он описал последний день своей жизни в 270 г. до н. э. как «поистине счастливый день».

Философ Эпикур

Эпикур Самосский — один из ярчайших философов, живших в эллинистическую эпоху (примерно 341-271 годы до нашей эры). Его учение — учение Эпикура, эпикурейство или эпикуреизм, — как оно стало называться в истории, —явилось, можно сказать, апофеозом учения по достижению человеком счастливой и радостной жизни.

Доктрины античности, — а это огромное количество дошедших до нас теорий и учений, — несмотря на свой преклонный возраст, и в наше неоднозначное время могут быть своеобразными ориентирами для многих людей, желающих задуматься не только о форме жизни, но и о глубоком и многозначном ее содержании. И наоборот.

Учение Эпикура Самосского

Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином эпикуреизм. Это учение можно условно разделить на три части:

  1. философия Эпикура или, как еще принято называть основное ее направление — эпикурейство;
  2. физика, дающая нам понимание о мире, вселенной и о природе вещей: здесь автор выступает как материалист, и в этом прослеживается связь атомистического материализма Демокрита и Эпикура;
  3. теория Эпикура о Богах.

Согласно этой теории, Боги и их существование — вовсе не есть непреложный факт. Ибо, если бы они действительно существовали, то могли бы, по мнению философа, истребить мирское зло. Если же они этого по каким-то причинам не делают — возникает естественного рода сомнение в их существовании.

А вообще-то — Богу, если он даже и существует, — вовсе нет никакого дела до людей, — считал Эпикур. И всё хорошее, и всё плохое, что с нами происходит — есть не что иное, как результат либо удовольствия, либо боли.

Суть эпикурейства


Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что самое главное для человека — это научиться жить счастливо. Остальное же несущественно. Согласитесь: установка отнюдь не древнего свойства. И в наш просвещенный век она звучит не менее актуально и убедительно, чем звучала в древности.

Но Эпикур жил, как известно, до Рождества Христова, мы же с вами живем сегодня и сами можем уже сделать вывод о том — насколько человечество преуспело или не преуспело в достижении этой цели…

Физика Эпикура, его атомизм – кратко

В физике Эпикур является горячим сторонником идеи Демокрита об атомах. По его мнению, она целиком подтверждается чувственным опытом, ибо постоянно происходящее на наших глазах смешение разных сред нельзя объяснить без предположения о том, что они состоят из мельчайших частиц. В то же время атомы не могут быть делимы до бесконечности (термин Демокрита «атом» в буквальном переводе и означает «неделимое»), потому что тогда материя рассеивалась бы в пустоте, и никаких тел вообще бы не было.

Но в подробностях своего атомизма Эпикур сильно отходит от первоначального учения Левкиппа и Демокрита. Два этих философа признавали изначальное движение атомов в пустоте, а Эпикур сводит такое движение единственно к падению вниз, которое, согласно его представлению, есть извечное свойство материи (о законе притяжения, порождаемого массой тел, античность ничего не знала). Демокрит же, в противоположность этому, полагал, что в бесконечности нет ни верха, ни низа. Кроме этого, Эпикур, в отличие от Демокрита, утверждает, что атомы в своем падении совершают минимальное самопроизвольное (спонтанное) отклонение от прямой линии – как если бы атом обладал некоторой свободой воли. Иначе все тела постоянно опускались бы вниз в одном и том же неизменном виде, и было бы нельзя объяснить столкновений атомов и образования из них всё новых и новых масс. В этом пункте Эпикур уклоняется от строгого механического детерминизма ранних атомистов. Он горячо восстаёт их против строго механицизма, говоря, что такой подход хуже любой ложной веры в богов: тех ещё можно смягчить мольбами, а механистическая физика – неумолимый тиран, обрекающий человека на полное рабство.

Эпикур заимствует у первых атомистов и учение о душе, состоящей из мелких, подвижных атомов. Эпикур с ударение утверждает, что после смерти душа рассеивается, и никаких посмертных ощущений быть не может. Чувственные восприятия Эпикур, по примеру Демокрита, объясняет атомными истечениями, идущими от телесных предметов.

Человек — хозяин своей жизни

Эпикур (342/341– 271/270 до н. э.) родился на острове Самос, в 18 лет переехал в Афины. Свою школу основал сначала в Митилене, затем перебрался в Лампасак, позже — в Афины

Эпикур, основатель философского направления, утверждал, что цель жизни — стремление к удовольствиям. Что же такое удовольствие, с его точки зрения? Это вовсе не удовлетворение всех своих желаний или поиск наслаждений: Эпикур понимал удовольствие как благородное спокойствие, умение довольствоваться малым и радоваться жизни. Число желаний, которые может испытывать человек, безгранично, и далеко не все человек может удовлетворить. Поэтому нужно уметь ограничивать свои потребности и наслаждаться тем, что имеешь.

Наслаждаться жизнью людям мешает страх, считал Эпикур. Есть три главных страха, от которых люди должны избавиться. Первый страх — это страх перед богами. Но богам нет до людей никакого дела. Учение Эпикура о природе и космосе заключается в следующем: во Вселенной существует бесчисленное количество миров, которые образуются в результате столкновения атомов. В промежутках между мирами, так называемых междумириях, и обитают бессмертные боги. Они пребывают в состоянии вечного блаженства и не вмешиваются в жизнь людей.

Учение эпикура шло вразрез с традициями греческой мифологии, утверждавшей, что бог танатос подвергал мучениям умирающих и уже расставшихся с жизнью из-за тех грехов, которые они совершили при жизни

Второй страх, который портит людям жизни — страх смерти. Его Эпикур объявлял бессмысленным. Вся наша жизнь — это ощущения, через них мы понимаем, что хорошо, а что плохо. Со смертью все ощущения прекращаются, значит, это ни хорошо, ни плохо. Смерть просто не имеет к нам никакого отношения, считал философ.

Последнее, от чего нужно избавиться мудрому человеку — страх перед судьбой, которая в любой момент может вознести на вершину или, наоборот, низвергнуть в пропасть. Эпикур доказывал, что судьбы, то есть предопределения, не существует, потому что высшие силы не участвуют в человеческой жизни и не влияют на нее.

Эпикур не был исступленным искателем наслаждений. Он находил счастье в жизни, лишенной страха

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector