Симеон афонский и его наследие: биография и цитаты
Содержание:
- Старец Силуан очень повлиял на схиархимандрита Софрония (Сахарова)
- Вы здесь
- Просветление
- Биография Симеона сообщает о том, что родился он в семье бедного крестьянина
- Спасение души
- Симеон Афонский: цитаты
- Жизнеописание
- Цитаты святого Силуана
- Писательская деятельность
- Юношеские годы и молодость
- Мирские заботы
- Внутренняя борьба
- Цитаты Симеона Афонского
Старец Силуан очень повлиял на схиархимандрита Софрония (Сахарова)
У Силуана Афонского было духовное чадо — отец Софроний (Сахаров). Этот юноша приехал на Афон впервые в 1925 году и остался послушником в в Русском монастыре святого великомученика Пантелеимона. Он проходил послушание в библиотеке, часовой мастерской, а также казначействе. Тесно сдружился со старцем Силуаном и был поражен его глубокой мудрости.
Однажды Силуан передал ему свои дневниковые записи и сказал: «Я безграмотный человек, а вы образованный. Исправьте мои писания и сделайте их известными миру…»
По поводу грамотности отца Софрония старец был совершенно прав. Его духовный сын получил хорошее образование и закончил Академию художеств в Москве.
Отец Софроний(Сахаров) — духовный сын отца Силуана, издал книгу о нем, куда включил и его дневниковые записи. Получил благословение на безмолвие
Святой Силуан Афонский, находясь среди людей смог, сохранить свое сердце от различных помыслов и соблазнов. Он считал, что молитва — это самый короткий путь к спасению.
24 сентября 1938
Силуан Афонский мирно отошел ко Господу
Его жизнь для многих стала примером кротости, смирения и любви к ближним.
Примерно через 50 лет, в 1998 году Силуан, наконец, был причислен к лику святых. К лику святых его причислил Константинопольский Священный Синод православной церкви. Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй внес этого старца в месяцеслов Русской Православной церкви.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй внес старца в месяцеслов Русской Православной церкви
Старец Симеон оставил свои наставления для мирян.
Он считал, что неважно быть богатым, достаточно быть просто добрым. Самым бедным человеком он называл того, кто любит деньги
Вы здесь
- Главная
- Читальный зал
- Монах и лестница (Монах Симеон Афонский)
Монах и лестница
Шел однажды монах по дороге, увидел лестницу. А лестница непростая — низ ее на земле находится, а верх лестницы в облака уходит. И любопытный народ возле нее толпится, гадает — к чему бы такая лестница здесь появилась? А лезть на нее всем боязно.
Подошел монах к лестнице, встал на первую перекладину — исчезла земля, встал на вторую перекладину — исчезло небо, встал на третью перекладину — исчезло все, что он знал. А то, что осталось — он не мог назвать ни одним словом. Онемел монах от удивления и даже забыл, где находится.
Но, вот, пришел в себя, Спустился вниз, встал на землю. — «Что видел? Где был?» — Народ любопытный спрашивает. Подумал-подумал монах и отвечает: «Конец лестницы видел! Может кто хочет посмотреть?» Но в ответ не услышал ничего. Вздохнул монах, взял лестницу на плечо и ушел.
Сказал старый монах: «Не любопытствуй о Боге — не получишь непонятного ответа; будь смелым, убедись сам, какой Он есть».
О духовном поле и Христе
Духовная жизнь — это огромное поле, на котором собрано великое множество людей. И все они увлеченно заняты своими делами. Неожиданно перед ними появляется Христос и спрашивает этих людей: «Кто из вас пойдет за Мною?»
Одни люди говорят: «Мы бы пошли за Тобою, но у нас программы помощи миру! Нам некогда!» Другие говорят: «И мы бы пошли за Тобою, но у нас строительство школ и больниц, которое мы не можем бросить!» И множество голосов раздается с огромного поля: «А у нас — школы! А у нас — фермы! А у нас — огороды! Мы не можем идти за Тобой, Господи!»
И вот из этого огромного количества людей остается лишь малая горстка, которая готова идти за Христом. И слышат эти люди голос Его: «Идите за Мной, возлюбленные Мои, истинно возлюбившие Меня, а не свои суетные дела!»
Сказал Старец: «Если тебе некогда жить со Христом, то благодати некогда жить с тобою».
Об удивительком человеке
Одному человеку сказали: «Вы жадный, как собака!» — «Да, — согласился он, — я — жадный, как собака». Потом ему сказали: «Вы такой строптивый, как конь!» — «Да, я строптивый, как конь!» — согласился тот.
Видя такое поведение, люди удивились и спросили этого удивительного человека: «Вот, вас назвали собакой и конем, и вы согласились. Вы что, осел?» — «Да, я — осел». — согласился тот.
Все пожали плечами, а кто-то сказал задумчиво: «Знаете, а в нем что-то есть… очень человеческое».
Сказал старый монах: «Смирение проходит всю землю и не встречает преград ни на земле, ни на Небе».
О любителе давать советы
Один человек постоянно доказывал своим друзьям ценность и важность воздержания и целомудрия. — «Почему ты сам не придерживаешься в жизни своих правил? Сначала ты женилс, потом развелся, теперь женишься второй раз
А сам то и дело твердишь нам о пользе воздержания и целомудрия!» — Сказали друзья этому любителю строгих правил жизни.
— «Отвечу вам так, — сказал этот человек, — представьте, что я попал в болото, сам увяз, но предупреждаю других об опасности! Может быть, хотя бы так, я приношу пользу другим людям…»
— «Если ты знаешь ценность своих правил, то помогай людям своим примером!» — Посоветовали ему друзья.
— «Знать-то эти правила я знаю, а соблюдать не могу…» — со вздохом ответил советчик.
Сказал старый монах: «В духовной жизни знание без решимости безполезно, а решимость без знания опасна».
Мужчина и женщина
Мужчина — это высшее существо только потому, что он так о себе думает и любит доказывать это спорами. Женщина — это немощной сосуд, который умеет любить, но его трудно переспорить.
Только тогда можно стать новым существом, если быть с Богом:
Чем меньше думаешь о себе,
тем лучше и другим и тебе.
Просветление
Свои мысли в минуты высокого просветления, метания страждущей души и путь к покаянию будут позднее описаны в цикле книг «Птицы небесные». Симеон Афонский вернул свои благие помышления в одну ночь, после вещего сновидения, в котором его посетила Богородица, и показала его грехи в виде заползшей в рот змеи. Этот страшный сон подействовал на Семена настолько отрезвляюще, что позабытое в бурной разудалой жизни монашество стало вновь основным стремлением и целью. Отцовский наказ о воинской службе парень все же выполнил. Но гвардеец саперного батальона Петербургской лейб-гвардии Семен Антонов был уже совсем не тем гульвесой с гармоникой на плече. Сослуживцы с первых же дней отзывались о нем, как о мудром спокойном человеке, хорошем товарище, и поверяли ему свои тайны и горести. Мысли о духовном не покидали Семена ни на час. Добросовестно отслужив положенное время, просветленный человек вернулся в родительский дом, проведал всех родственников, собрал нехитрые пожитки и отправился на святую гору Афон.
Биография Симеона сообщает о том, что родился он в семье бедного крестьянина
Его биография гласит, что в миру его звали Симеоном, а после пострижения в монахи стали звать Силуаном. Родился Симеон в семье одного бедного крестьянина Антонова Иоанна.
Родился Симеон в 1866 году в селе Шовское Тамбовской губернии. Родители его были очень мудрыми и трудолюбивыми людьми, хотя и были безграмотными. Очень часто сам старец вспоминал, что его семья была очень дружной. Они жили очень бедно, но по возможности старались всегда помочь нищему и бедному. Порой они отдавали даже самое последнее, что у них было.
С большим радушием они принимали странников, которые к ним приходили. Его отец очень часто говорил с мальчиком о Боге и о православном христианстве, именно эти беседы не прошли мимо для юного отрока Симеона.
Уже с самого детства он помогал своим родным. Своим братьям он помогал в строительстве имения, а отцу часто помогал в поле. Скорее всего, именно по этой причине ему пришлось оставить свою сельскую школу, в которой он проучился всего то, как говорится в биографии 2 зимы. Но это не остановило его стремления к знаниям.
В храме Симеон Афонский научился церковной грамоте.
К знаниям, он стремился всегда. Так как семья его была очень набожной, их жизнь была связана с сельским храмом, в которой они постоянно ходили на службу. Уже с самого младенчества юному Симеону прививалось такое чувство, как благоговение перед Божьим словом. Его душа наполнялась чувством христианского смирения и других добродетелей.
Спасение души
Послушник Симеон кротко исполнял все уставные предписания монашеской жизни, строго соблюдал пост, искренне предавался молитвам и покаянию. Но путь его к очищению был тернистым и сложным. Мятежную душу то и дело посещали дьявольские силы, появлялись помыслы о возвращении в мирскую жизнь. Иногда нападения бесов терзали душу и доводили монаха до исступления. Борьбу с ними он вел твердостью веры и молитвами. Его обращения к Богу занимали порой почти весь день и ночь, он спал по нескольку часов. И просветление наступило, за истинное обращение к вере особый дар от Бога получил Симеон Афонский. Восхождение к небу для него началось с явления Христа, он получил путь к открытию света, способность своей молитвой благословлять души человеческие.
Симеон Афонский: цитаты
Его мудрые цитаты представляют огромный мир поучений и наставлений, которые необходимы для развития духовной личности. Самые сильные его высказывания будут по душе любому человеку, верующему или неверующему, ведь старец считал, что если хочешь помочь человеку, необязательно быть богатым или сильным – достаточно быть добрым. Самым бедным человеком он считал того, кто любит деньги. Он также утверждал, что человек, любящий Бога и ближних, никогда не умрет. А признаком здоровой души у него была вера, больной души — безнадежность. И в заключение еще можно процитировать очень поучительные слова старца о том, что жизнь — это учебник, который закрывается только на последнем вздохе.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделись в соц.сетях:
Жизнеописание
В 1866 году в селе Шовское Тамбовской губернии, в Лебедянском уезде, в семье простых крестьян появился на свет мальчик Семен. Его отец, Антонов Иоанн, в покорности и смирении воспитывал своих детей, при этом дружелюбие и кротость господствовали в доме, в котором никто не слышал крика. Иногда семья перебивалась с хлеба на воду, но в доме постоянно принимались странники, с ними делились последним куском.
Православное воспитание
Будущий преподобный Силуан жадно впитывал рассказы богомольцев о Спасителе и Всевышнем Боге. С юных лет он благоговел перед Божьими посланиями, наполняясь смирением и добродетелями. Церковная грамота, преподаваемая в храме, помогла юноше победить безграмотность.
Преподобный Силуан Афонский
Вступив в отроческий возраст, Семен параллельно с учебой помогал отцу и братьям, работая на поле и строительстве имения. Любимой книгой будущего преподобного Силуана стала описание жизни святых «Житие святых».
Читайте о некоторых святых:
- Житие святого Вонифатия Тарсийского
- Житие святого преподобного Иоанна Лествичника
- Житие святого преподобного Григория Синаита
Выросший в православной семье, где строго почитались Божьи законы, Семен к 19 годам отличался от сверстников физической силой и крепким здоровьем. Рабочие артели, в которой работал молодой Семен, удивлялись его способности:
- перебивать одним ударом толстые доски;
- легко переносить жару и холод;
- питаться скудной пищей и обладать огромной работоспособностью;
- поднимать огромные тяжести.
Путь монашества и схимы
Мечтая с детства о жизни в Киево-Печерской лавре, Семен в послушании отцу проходит военную службу сапером в санкт-петербургском батальоне, при этом постепенно погружается в мирские соблазны. Господь не оставил Своей милостью некогда ревностного христианина. Семену во время сна явилась сама Богородица, сказав, что Ей противен смрадный змей, живущий в юноше.
Наутро юноша раскаялся в содеянных грехах и отступлениях от праведной жизни, он принимает решение посвятить жизнь Богу. На протяжении всей своей военной карьеры будущий афонский старец соблюдает благоразумие, начинает и заканчивает дни молитвами, познавая и открывая для себя глубину Иисусовой молитвы.
Интересно! В возрасте Христа, в 1892 году, он осуществляет свою мечту, принимая монашеский постриг на святой горе Афон в Пантелеимоновском монастыре, получив перед этим благословение Иоанна Кронштадтского.
Через четыре года состоялось его посвящение в малую мантию, монах дает обеты безбрачия, послушания. 15 лет мельница при Каламарейском метохе, входящем в состав старого Нагорного Русика, стала местом его послушания. В 1911 году состоялось пострижение в большую схиму, принятие на себя еще больших и строгих обетов. Новому схимонаху было дано имя Силуан.
Схимонах Силуан
О жизни преподобного старца православный мир узнал из записок Софрония, архимандрита Афонского, последователя отца Симеона, так называли святого на православный лад. Церковные традиции стали основными учителями преподобного, он проводил время в длительных молитвах, литургиях, соблюдая строгие и длительные посты, изучая христианские рукописи. Преподобный не покрывал опекой учеников, ибо сам взрастал без покровительства старцев.
Икона преподобного Силуана Афонского
Иеросхимонах Авраамий предстал перед старцем, имея образ Христа, который в это время находился в епитрахили на исповеди. Повернувшись, он увидел мужчину, у которого лицо было молодым, а волосы седыми. Особое сияние окружало старца-духовника. Святой Симеон понял, что сияние — это Дух Святого, через Которого ему прощаются все грехи.
Пребывание среди людей не стало искушением для святого Силуана, постоянное молитвенное состояние было щитом чистоты, дарующим спасение душе и телу. 46 лет провел преподобный монах в Афонских стенах, не удаляясь в одиночную пещеру, при этом он приобрел дар терпения, послушания и смирения.
Интересно! Симеон Афонский относится к пастырям, поставленным Самим Господом. Имея дар различения духов и познания Духа Святого, силе прощения, он сподобился видеть в храме Старого Нагорного Русика святого монаха.
24 сентября 1938 года схимонах Симеон Афонский тихо отошел к Господу, через полстолетия был причислен к лику святых. Указом патриарха Московского Алексия ІІ его имя занесено в перечень месяцеслова Русской православной церкви. Преподобный Силуан оставил после себя нравоучения и указания, высказанные в его цитатах.
Цитаты святого Силуана
Внутренняя личность христиан формирует под влиянием проповедей, литургий, чтения Святого Писания и православной литературы.
Нравоучения и указания преподобного монаха Симеона Афонского своей простотой приходятся по сердцу каждому как верующему, так и неверующему человеку.
- Не требуется золото или особое богатство, чтобы помочь человеку в беде, для этого достаточно иметь добродушие.
- Самым верным признаком нищеты является сребролюбие. Богат не тот, кто много имеет, и тот, кто умеет довольствоваться малым.
- Человек, познавший любовь Творца, никогда не обидит своих родных и близких.
- Вера является основным показателем здоровой души, человек, имеющий душевные болезни, постоянно пребывает в безысходности.
Старец сравнивал человеческую жизнедеятельность с книгой, которую можно закрыть только при последнем вздохе.
Писания Силуана Афонского
Преподобный Симеон оставил в наследие молитву для приобретения душевного равновесия.
Важно! Каждый человек, особенно священнослужитель или монах, не должны ни на мгновение оставлять мысль о том, что все люди смертны, и в конце жизни придется дать ответ. Раздумывая над этим фактом, человеку будет легко приобрести такие качества характера, как:
Раздумывая над этим фактом, человеку будет легко приобрести такие качества характера, как:
- покаяние;
- смирение;
- чистоту души и сердца;
- верность Богу;
- добродетели.
Пребывая в постоянном осознании своей смертности, размышляя о последнем дне жизни, о котором не дано преждевременно знать никому, христиане с легкостью смогут миновать искушения и множество злых дел, получить освобождение от зависимостей и преткновений.
Жизнь монаха порой может сделать крутой поворот, когда служение людям и даже родителям может отойти на второй план, если того потребует Господь.
Православные христиане, особенно священнослужители и монахи должны каждый день проживать, как последний, помогая людям с искренней душой, как будто это последнее служение на земле, тогда Бог покроет их Своим уединением и общением.
Молитвы к Силуану Афонскому помогают приобрести душевное равновесие
Небрежность в служении, постоянная надежда на завтрашний день все исправить приведет к осуждению окружающего мира и небрежности в служении. Такие служителя легко впадают в искушения, монахи через привязанность к женщинам уходят из монастырей с желанием обрести семью, но взамен счастья приходят болезни и смерть, ибо Бог ревнитель (Исход 34:14).
Мысль о смерти не должна покидать умы монахов. Она будет контролировать не только поступки, слова, но и мысли священнослужителя, спасая от искушений злачных мест.
Забывая о смерти, монахи позволяют себе излишества, начиная со сна, еды, напитков. Это является частой причиной их внезапной смерти.
Писательская деятельность
Писательская деятельность старца не представляет из себя коллекцию из продуманных и структурированных книг, разделенных на тома и рассчитанных для определенного круга читателей. Он писал то, что переживал, делился своим духовным опытом. Лишь потом эти записи были собраны и структурированы.
Основная тематика работ Силуана — путь души ко спасению, преграды, через которые она должна пройти, и борьба с искушениями.
Особо известен цикл книг, в которых собраны работы Афонского подвижника, под названием «Птицы небесные».
Данное творение делится на две части, каждая из которых состоит из двух томов:
- «Птицы небесные или странствия души в объятиях Бога».
- «Птицы небесные или через молитву к священному безмолвию».
Данная книга, собранная из записей подвижника, является в какой-то степени его автобиографией. Первая часть содержит в себе рассказ о пути к монашеской жизни и борьбе с препятствиями, которые возникали. Во второй части делается акцент больше на исихазме, практике молитвы и созерцании Бога.
Умение молиться, по словам святого, достигается большим трудом, но оно делает смерть бессильной перед человеком.
Юношеские годы и молодость
Взрослея, он только укреплялся в вере. Все шло к тому, что Симеон все больше отдалялся от мира и возрастал в желании быть ближе к Творцу. Это хорошо отражено в его цитатах и других писаниях.
В конце концов Симеон определился — он решился стать монахом. Обителью, в которой он хотел подвизаться, была Киево-Печерская Лавра.
Но все пошло не по плану. Отец юноши, понимая, что молодому человеку необходимо сперва набраться опыта, запретил ему постриг, посоветовав сперва пройти воинскую службу. Симеон подчинился воле отца.
Мирская греховная жизнь
Юное неустойчивое сознание и искушения дали о себе знать. После отказа отца он предался интенсивным гуляниям и пьянству. Проводил время с девушками и друзьями, часто попадая в разные передряги.
Однажды одна из его драк чуть не закончилась фатальным исходом. Будучи сильным, здоровым человеком, Симеон чуть не убил своего противника.
Но Господь решил помочь молодому человеку. Во сне Симеон увидел, как в него проникает отвратительный змей. Проснувшись, он услышал голос Богородицы, которая разъяснила, что его греховная жизнь так же противна Ей, как и ему было противно это сновидение.
Воинская служба
Проходя воинскую службу в Санкт-Петербурге в саперном батальоне, будущий монах все больше утверждался в своем желании иноческой жизни. Однажды он хотел посетить Иоанна Кронштадского, но, не застав его, оставил записку, в которой просил молитв.
Накопленные деньги Симеон систематически присылал на нужды Афонских монахов. Сослуживцы даже шутили над ним, что он «умом на Святой Горе».
Монашеский постриг
В 1892 году, вернувшись из армии, молодой человек попрощался с родными и начал свой долгожданный путь на Святую Гору Афон.
На Афоне он поступил в русский Свято-Пантелеймонов монастырь. Физическая работа, которую он там выполнял, давалась довольно легко. Сложнее было перебороть искушения. Бывали даже моменты отчаяния, когда он хотел покинуть Святую Гору, но Богоматерь и воспоминания о чудесном Ее призыве укрепляли юношу.
В 1896 году Симеон принимает монашеский постриг с именем Силуан. А в 1911 г. возводится в схиму (степень монашества, отличающаяся особо строгим уставом). Нес послушание монастырского эконома, заведовал мастерскими, продовольственным складом, торговой лавкой.
Дальнейшая жизнь Силуана наполнена борьбой с самим собой, со своими страстями и грехами. Он жил призывом Христа, обращенным к нему.
Держать ум во аде означает постоянно размышлять о своих грехах. Такой способ аскезы помогает человеку постоянно пребывать в состоянии смирения и покаяния. Но он далеко не всем подходит, Силуан не разрешал своим ученикам практиковать это.
В это же время Силуан начинает свою писательскую деятельность, поначалу в виде записей, которые он хранил у себя, а потом в виде обращений. Затем у него появляется ученик — Софроний, который впоследствии ознакомил христианский мир с творениями и писаниями святого.
Мирские заботы
Мудрость отца проявилась и в этом случае, многое повидавший на своем веку, он понимал, что к монашеству нужно идти с жизненным опытом, иначе не понять человеческих мытарств и страданий. Отец настоял на том, чтобы о служении Богу Семен подумал после прохождения военной службы. Молодость и горячая кровь дали знать о себе, а может, сам Господь послал несмышленому юнцу испытание соблазном. Наделенный крепким здоровьем, богатырской силой, красотой и веселым нравом, парень пустился во все тяжкие. Семье удалось выбраться из нищеты, и бравый молодец напропалую гулял с девушками, распивал хмельную и дрался с обидчиками. Одна из таких драк чуть не закончилась серьезными увечьями противника, так как силачом Семен был знатным. Кто знает, чем бы закончил жизнь Симеон Афонский, если бы Господь снова не напомнил ему о себе.
Внутренняя борьба
Симеон Афонский стал тем, кем он был по стечению многих обстоятельств. Авторитет мудрого отца, религиозное окружение в семье, уроки богословия сыграли, конечно, немаловажную роль в становлении мировоззрения Семена Антонова, но в этих обстоятельствах жили многие в те времена, взять хотя бы остальных детей Антоновых. Все они выросли достойными и честными людьми, но лишь один из них награжден был Богом особенным внутренним миром, способностью анализировать, глубоко мыслить и формировать свои устойчивые взгляды. Один из случаев детства особенно характеризует впечатлительность детской души Семена. Четырехлетний мальчик стал свидетелем разговора отца с одним из случайных путников, который высказывал свое сомнение в существовании Бога. Речи его так поразили ребенка, что он решил во что бы то ни стало пойти искать Бога, и доказать, что он существует. Об особенном мире мальчика Семена Антонова говорит тот факт, что мысль эта продержалась в нем до зрелого юношеского возраста, пока не услышал он рассказов о святых затворниках и божественных чудесах. Зачем идти искать божественное, если оно рядом с нами? Если есть святые люди, значит, Бог в каждом. Наступившее просветление настолько укрепило веру, озарило ум, изменило отношение ко всему окружающему миру, что Семен принял решение посвятить себя духовному служению и стал просить отца отпустить его в послушники Киево-Печерской лавры.
Цитаты Симеона Афонского
Цитаты Силуана состоят обычно из ответов на вопросы, связанные с духовной и повседневной жизнью христианина. В большинстве случаев это короткие фразы, содержащие глубокий смысл.
Приведем пример таких вопросов-ответов:
Какой учитель самый лучший? — Страдание.
Какой учитель самый плохой? — Наслаждение.
Какое умение самое редкое? — Умение отдавать.
Какое умение самое лучшее? — Умение прощать.
Какое умение самое трудное? — Умение молчать.
Какое умение самое важное? — Умение спрашивать.
Какое умение самое нужное? — Умение слушать.
Можно заметить, что в его видении лучшие человеческие качества — это те, когда человеку нужно чем-то жертвовать, в чем-то себе отказывать ради своего ближнего. Впрочем, идеей самопожертвования ради брата своего наполнены и вышеупомянутые «Птицы небесные».
Чтобы лучше понять человека, надо узнать, как он думает. Монах Симеон Афонский писал и говорил то, что думал и поистине переживал. Следующая цитата содержит в себе смысл его жизни, его восхождение ко Господу.
Биография монаха наполнена сложностями и борьбой. Из-за того, что у него почти не было учеников (Софроний появился лишь к концу его жизни), остались неизвестными многие его подвиги и учения. Но точно известно одно — это еще один святой молитвенник за Россию и за весь мир, потому что признак святости не в высокой образованности и известности, а в истинной любви ко Христу и жертвенности Ему.