Виктор франкл: биография, цитаты, книги

Жизнь

Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене, Леопольдштадт , на Чернингассе 6, вторым ребенком министра иностранных дел Габриэля Франкла и его жены Эльзы, урожденной Лион. В 1923 году он сдал аттестат зрелости, среди прочего, с трактатом по психологии философского мышления .

Он изучал медицину, а его главными предметами стали депрессия и самоубийство . В дополнение к своей медицинской диссертации в 1930 году он представил философскую диссертацию под названием «Бессознательный Бог в 1948/49 году» . У него был личный контакт с Зигмундом Фрейдом и Альфредом Адлером , основателями первой и второй «Венской школы психотерапии». Франкл был исключен из Общества индивидуальной психологии в 1927 году из-за «неортодоксального поведения (вопросы о значении)» Альфреда Адлера. В то время как Адлера интересовал вопрос о значении для предотвращения и предотвращения ущерба, который может возникнуть в результате беспокойства, лишений и жалоб у психически здоровых людей, Франкл поставил вопрос о значении в центр своей работы по предотвращению самоубийств .

1924/1925 Франкл был председателем социалистической средней школы в Австрии. В 1928 году он основал молодежные консультационные центры в Вене (вместе с Вильгельмом Бёрнером ). В 1930 году, во время выпуска, он организовал акцию, чтобы отговорить студентов с плохими оценками от совершения самоубийства.

С 1933 по 1937 год он руководил «павильоном самоубийц» в психиатрической больнице в Вене . В качестве старшего врача он ежегодно лечил до 3000 женщин, подвергающихся риску самоубийства.

После «аншлюса» Австрии в марте 1938 года ему запретили лечить «арийских» пациентов из-за его еврейского происхождения. В 1940 году он взял на себя руководство неврологическим отделением больницы Ротшильдов , единственной больницы в Вене, которая все еще лечила пациентов-евреев. Некоторые из его отчетов этого периода были предназначены для защиты пациентов от национал-социалистической эвтаназии . В 1941 году его попросили явиться в консульство США в Вене для выдачи визы, на которую он подал заявку. Однако он предпочел не оставлять родителей одних и отказался от визы.

Мемориал концлагеря в Тюркхайме

В декабре 1941 года он женился на Тилли Гроссер. Как евреи, он, его жена и его родители были гетто Терезиенштадт 25 сентября 1942 года . Его отец умер там в 1943 году, его мать была убита в газовой камере в Освенциме , как и его брат Вальтер, а его жена умерла в концентрационном лагере Берген-Бельзен . Франкл был доставлен из Терезиенштадта в Освенцим 19 октября 1944 года, а через несколько дней — в концлагерь Кауферинг III, а 5 марта 1945 года — в лагерь Тюркхайм, лагерь- спутник концентрационного лагеря Дахау . 27 апреля 1945 года он был освобожден армией США в Тюркхайме.

В книге он изложил свои впечатления и переживания в концлагерях … Все равно скажи жизни «да» ( психолог переживает концлагерь) . Вскоре после окончания войны он придерживался мнения, что примирение, в частности, может обеспечить значимый выход из катастроф мировой войны и Холокоста . В 1946 году он был назначен в совет директоров Венской неврологической поликлиники и оставался им до 1971 года. В 1950 году он основал Австрийскую медицинскую ассоциацию психотерапии и стал ее первым и единственным президентом.

В 1947 году Виктор Франкл женился во второй раз на Элеоноре Катарине Швиндт, которая была не только его партнершей на протяжении более 50 лет, но и поддерживала его научно. У них родилась дочь Габриэле.

Могила Виктора Франкла на Центральном кладбище Вены, «Староизраильский департамент».

В 1948 году Франкл помог Хайнцу фон Ферстеру опубликовать его первую важную научную публикацию (Das Gedächtnis. Квантовое физическое исследование) .

В 1955 году он получил звание профессора по неврологии и психиатрии в Университете Вены , посещающие профессорские взял его в США ( Harvard University , Даллас и Pittsburgh ). Его считали одним из величайших знатоков своего дела. Франкл написал 32 книги на 49 языках; он получил 29 почетных докторских степеней по всему миру .

Виктор Франкл был увлеченным альпинистом и альпинистом; Ракс была его любимая гора. Его именем названы три трудных виа феррата. В 67 лет получил лицензию пилота.

Похоронен на Центральном венском кладбище в «Староизраильском отделении».

Применение на практике

При работе с детьми

Логотерапия вполне применима в раннем возрасте, начиная с детского сада. Специалисты работают с детьми замкнутыми, апатичными, ничем не интересующимися, а также теми, кто пережил смерть одного из родителей. В зависимости от ситуации, применяются разные методы.

Вербализация переживаний

Маленькие детки не способны глубоко рефлексировать и смотреть на себя со стороны. Поэтому логоанализ выстраивается иным путём — через игрушки или вымышленного сказочного персонажа. Специалист рассказывает ребёнку историю, максимально похожую на его, которая якобы произошла со слонёнком (к примеру). Затем выстраивается диалог о том, что чувствует слонёнок, как он себя должен вести и как ему можно помочь.

Свободные словесные ассоциации

Диагностическая методика, используемая в логотерапии и позволяющая понять, как выстраиваются отношения ребёнка с родителями, воспитателями и другими детьми.

При работе с проблемными детьми логотерапевты также активно используют различные арт-методики: рисование, лепку, сказкотерапию.

При работе с подростками

Многие психотерапевты считают, что логотерапия — одно из самых эффективных направлений для лечения подростковой склонности к суицидам. Девиантное поведение — результат разложения в обществе нравственных идеалов. Поэтому здесь активно применяется дерефлексия, направленная на формирование смысложизненных ориентаций, собственных ценностей.

Помощь в осознании смысла жизни благотворно сказывается на психическом здоровье. Подростки после курса лечения начинают понимать, насколько вредны и разрушающи алкоголь и наркотики. Они пробуют осознанно выбирать свои нравственные идеалы, не оглядываясь на существующих идолов.

Не так давно было создано новое поднаправление, которое было названо «ЛогоАрт-терапия». Её цель — помочь подросткам найти себя в этой жизни, реализовать свой творческий потенциал.

Упражнения для взрослых

При серьёзных расстройствах личности и поведения, фобиях, затяжных депрессиях и склонности к суициду необходимо обращаться непосредственно к специалисту. На занятиях проводится групповая терапия по программам «Я счастлив(а) когда…», «Взаимные комплименты», «Светлые стороны моей жизни» — активно применяется метод дерефлексии.

Если у человека просто тяжёлая жизненная ситуация и опустились руки, можно самостоятельно воспользоваться отдельными упражнениями логотерапии.

Расскажи мне обо мне

Попросите кого-нибудь, кто вас хорошо знает, рассказать ему о вас. Приготовьтесь выслушать хорошие и плохие моменты. Второй шаг — выслушать о себе от того, кто вас мало знает. Третий — представить себе, что вы писатель, абсолютно другой человек, и написать о себе. Сравните характеристики и составьте обобщающий словесный портрет. А теперь работайте над тем, что надо исправить.

«Доброделатель»

Поставьте перед собой цель — делать по одному доброму делу в день. Пусть они будут незначительными и незаметными — главное, чтобы вы получали от этого удовольствие. Через неделю увеличьте нагрузку до 2 дел. И так по нарастающей.

«Жилетка»

Поиграйте в ролевую игру. Представьте себя дипломированным психологом. Выберите из своего окружения человека, который попал в трудную жизненную ситуацию и которому плохо. Ваша задача — помочь ему восстановиться так, чтобы он даже не заметил, что вы это делаете целенаправленно.

После выполнения таких упражнений меняются жизненные ценности и собственные проблемы начинают казаться мелкими.

Логотерапия — направление необычное, но реально помогающее людям в тяжёлых жизненных ситуациях.

Духовная свобода вопреки концу света: в чем искать смысл?

Одним из самых главных был вывод о том, что «заключенный, который потерял веру в будущее, обречен». Франкл вспоминал, что в концлагере самоубийства были повсеместным явлением и лучшие шансы на выживание были не у самых сильных или самых здоровых заключенных, а у тех, кто, несмотря на страдания, смог обрести смысл существования. Некоторым узникам удавалось «найти прибежище от окружающего кошмара в богатой внутренней жизни и духовной свободе». Это помогало им переносить лагерную жизнь.

Франкл часто вел воображаемые беседы со своей женой Тилли (которая, как он позже узнал, умерла в другом концлагере) или читал лекции перед воображаемой аудиторией о психологии концлагеря — теме, которой он посвятит всю последующую жизнь.

3 основных принципа логотерапии

Три основных принципа или основы логотерапии следующие:

  1. Свобода воли.
  2. Воля смысла.
  3. Смысл жизни.

Свобода воли

Свобода воли развивается через особую человеческую способность, известную как «самоудовлетворение». Это возможность видеть, принимать, регулировать и визуализировать себя. Согласно учению Франкла, это дает нам свободу от трех источников влияния:

  1. Инстинкты.
  2. Наследие.
  3. Окружающая обстановка.

Человек обладает всеми этими тремя вещами, но они не определяют нас. Мы свободны от этих трех аспектов. Человек свободен быть ответственным, потому что он свободен. 

Из этого экзистенциального анализа человек несет ответственность за реализацию смысла и ценностей. У человека есть призыв осознать смысл своей жизни и те ценности, которые придают ему смысл. Человек является единственным ответственным за этот призыв.

Воля смысла

Воля смысла и самопреодоление, которое характеризует людей, тесно связаны. Человек всегда указывает за пределы себя, на значение, которое он должен сначала открыть, и чью полноту он должен достичь. Воля к удовольствию(Фрейд) и воля к власти(Адлер) ведут человека к имманентности. Однако эти концепции противостоят самопревосхождению и могут нарушить наше существование.

С точки зрения логотерапии удовольствие и сила — это последствия достижения цели, но не сама цель. Поэтому люди, которые стремятся только к удовольствию или власти, живут в отчаянии. Они чувствуют себя втянутыми в огромный экзистенциальный вакуум. Воля к смыслу не ищет силы или удовольствия. Он даже не ищет счастья. Его цель — найти аргумент — причину — быть счастливым.

Смысл жизни

Два упомянутых нами принципа говорят о человеке, готовом встать перед жизненными обстоятельствами, с полной свободой, основанной на значении, которое передает это. Это профиль человека в поисках смысла. Жизнь имеет смысл. Это значение уникально для каждого из нас. Таким образом, наш долг как сознательных и ответственных существ состоит в том, чтобы открыть нашу собственную версию этого значения.

Мы делаем это по трем основным каналам, которые относятся к трем категориям ценностей.

  1. Иногда это направляет нас к реализации творческих ценностей.
  2. В других случаях это будет влиять на нас с опытом. Например, когда мы наблюдаем закат или кто-то держит нас за руку.
  3. В других случаях мы столкнемся с ограничениями самой жизни (смерть, страдание).

В любом случае жизнь всегда будет содержать скрытый смысл до конца. Это неотразимый, постоянный призыв открыть и осознать это. Это три основополагающих принципа логотерапии Виктора Франкла. Как мы уже видели, это гуманистически-экзистенциальный взгляд на людей. И это может быть трудно понять, если мы не знакомы с экзистенциализмом. 

Виктор Франкл

Виктор Эмиль Франкль родился в Вене 26 марта 1905 года. Он пережил четыре концлагеря, в том числе Освенцим. С раннего возраста он проявлял интерес к изучению медицины и естествознания. Он также очень критически относился к редукционистским позициям.

Его призвание пришло очень рано, и его собственный поиск смысла начался задолго до Холокоста. Во время Холокоста он работал над своей самой известной книгой «Человек ищет смысл». 

Виктор Франкл был убежден, что то, что делает нас уникальными, это человеческий дух. Сведение жизни и человеческой природы к «ничто», как это делали многие философы и психиатры того времени, было не самым подходящим способом взглянуть на жизнь.

В 19 лет он уже разработал свои две основные идеи:

  1. Первое: мы должны ответить на вопрос, который жизнь задает о смысле нашей жизни, поскольку мы несем ответственность за свое существование.
  2. Второе: конечный смысл находится за пределами нашего понимания и останется там. Это то, во что мы должны верить, стремясь к этому.

Опыт Франкла в концентрационных лагерях показал ему, что люди способны найти смысл. Смысл для любых жизненных обстоятельств, даже самых нелепых и болезненных.

Логотерапия, наследие для человечества

Виктор Франкл смог переделать свою жизнь. Он женился в 1947 году, имел дочь, двух внуков и правнука. Его брак продлился 50 счастливых лет. Он получил более 40 почетных докторских степеней, опубликовал более 30 книг и преподавал в некоторых из самых престижных университетов мира. К ним относятся Гарвард, Стэнфорд и Вена. Он умер в 1997 году, сразу после того, как совершил свой первый полет в качестве пилота-любителя.

Школа психологии Франкла называется Логотерапия, и многие психиатры используют его методы сегодня. Его теории утверждают, что у людей есть 3 измерения: соматическое или физическое, ментальное и духовное. С его точки зрения, психологические проблемы возникают из-за недостатка силы в духовном измерении или в определении смысла жизни. Для логотерапевтов «воля к значению» — это то, что позволяет нам продолжать жить.

Как мы находим смысл? По словам Франкла и его последователей, мы можем избрать 3 пути: создание, трансцендентный аффективный опыт и отношение к страданию. Первое соответствует ценностям творчества. Это связано со способностью создавать произведения искусства, писать и т. д. Второе основано на ценности опыта, межличностных взаимодействий и ощущений

Третий относится к важности отношения и предполагает способность преодолевать страдания

Сообщение, которое Виктор Франкл хотел бы передать другим, заключается в том, что психические расстройства возникают не в страдании, а в том значении, которое дано этому страданию. Его жизнь была примером способности человека подняться над любым обстоятельством.

Ролло Мэй

Еще один представитель гуманистического направления, работы которого до сих пор остаются одними из лучших – Ролло Мэй. Он родился 21 апреля 1909 года в Соединенных Штатах. Впоследствии Мэй сменит имя, полученное при рождении (Рис Мэй) на Ролло. Родители Мэя плохо ладили друг с другом. Кроме Риса, его родители имели еще шестерых детей, старшая сестра Мэя страдала шизофренией. Окончив колледж, Мэй переезжает в греческий город Салоники, где занимается преподаванием английского языка. Мэй начинает посещать лекции Альфреда Адлера. В 1933 году возвращается в Штаты, где начинает обучение богословию и одновременно занимается психотерапией.

В 1940 году Мэй выпускает книгу, получившую огромный успех – «Истоки творческой жизни». Однако вскоре после этого он скупает все остатки тиража, так как, по его словам, он перестал верить тому, что сам написал ранее. Еще одним поворотным пунктом в судьбе Мэя было его заболевание туберкулезом. Тогда оно было смертельно опасным. Полтора года Мэй проводит в схватке за жизнь. После выздоровления Мэй решил порвать с религией. Большую опору для себя он находит в психологии. Ролло Мэй стал одним из первых американских исследователей, которого интересовали движущие силы и факторы развития личности в русле экзистенциальной психологии.

Мэй исследовал феномены свободы и тревоги. Свобода заключается в том, что каждый человек имеет способность управлять своим развитием. Обладая сознанием и самосознанием, мы можем поступать соответственно нашему пониманию. Но человеческая жизнь также соотносится и с теми конкретными обстоятельствами, которые никому изменить не под силу, или с судьбой. Судьба предопределяет жизнь человека. При этом у него все же остается свобода реагировать на обстоятельства тем или иным способом, сотрудничать с судьбой, или же самому бросать ей вызов. Движущие силы развития личности в психологии Мэя противостоят человеческим зависимостям, неосознанности. Освобождение происходит тогда, когда человек начинает делать сознательный выбор.

Истоки логотерапии

Основателем логотерапии является Виктор Франкл. Учёный родился в Вене в 1905 году. Учился на психиатра и невролога, работая в рамках экзистенциальной терапии. Во время Второй мировой войны Франкл провёл около 3-х лет в различных нацистских концлагерях, это сильно повлияло на его работу и развитие логотерапии.

Франкл заметил, что те, кто смог пережить фашистские концлагеря, как правило, находили в этом какой-то смысл. Например, ставили перед собой цель, которую они должны были обязательно выполнить. Для самого Франкла его желание переписать рукопись, конфискованную по прибытии в концлагерь Освенцим, было мотивирующим фактором. После освобождения из лагерей Франкл возобновил свою работу в качестве невролога и психиатра. В 1946 году он опубликовал книгу «Человек в поисках смысла», излагая свой опыт в концентрационных лагерях, а также принципы и методы логотерапии.

Виктор Франкл в поисках смысла

Когда он покинул концентрационный лагерь, Франкл искал свою семью и столкнулся с разрушительной правдой, что он был один. Он никогда не увидит своих любимых снова. Первое, что он попытался восстановить, была его книга, которая была в рукописи и была взята у него при входе в лагерь. Ему удалось переделать его и опубликовать свою первую книгу под названием «Психоанализ и экзистенциализм».

Вскоре, перед Рождеством 1945 года, Фрэнк почувствовал неоспоримое побуждение. Ему нужно было рассказать о том, что он пережил и чему научился в концентрационных лагерях. Итак, он нанял трех секретарей и велел им делать записи, когда он рассказывал обо всем, что с ним произошло. На девять дней он прекратил говорить, только когда не мог сдержать слез.

Так родилась величайшая работа Виктора Франкла: «Человек в поисках смысла». Эта книга была переведена почти на каждый язык. Многие считают это шедевром как свидетельства, так и психологии. Самое трогательное в книге то, что Франкл не хотел рассказывать о жестокостях. Его целью было послать трогательное послание миру. Он сказал: «Я хотел просто донести до читателя на конкретном примере, что жизнь имеет смысл и потенциал в любых условиях, даже в самых несчастных».

Элементы терапии

В логотерапии и экзистенциальном анализе центральные термины — это самопревосхождение и самоотстранение . Первое означает высокую этическую ценность преданности задаче или человеку, второе — юмористическое пренебрежение к себе.Два очень полезных метода, извлеченных из самоотстранения для борьбы с физическими симптомами, — это парадоксальное намерение и отказ от рефлексии . Обе техники предотвращают наложение вторичного психологического аффекта на первичное соматическое.

  • О парадоксальном замысле: неврологическим неудачам — например, память об именах часто оставляет вас в беде — противостоит решение стать чемпионом мира в этой дисциплине, а здесь — чемпионом мира по забыванию имен. И в большинстве случаев, как парадоксальный эффект этого намерения, неврологический сбой в конце концов не возникает, можно вспомнить название. Как это ни парадоксально, но под психотерапевтическим руководством пациент желает именно того, чего он боится.
  • С другой стороны, дерефлексия требует, чтобы вы как можно больше игнорировали тревожный симптом, не обращали внимания на него, оставались сосредоточенными на лучшей, более стоящей цели — и, о чудо, симптом исчезает.

Терапевтический элемент парадоксального намерения , который часто путают с парадоксальным вмешательством , был заимствован из других школ, а также среди прочего. де-рефлексия, изменение отношения, драма логотипа, экзистенциально-аналитическое толкование сновидения, сократовский диалог .

В общем, в том числе помогают логотерапевтические идеи. Чтобы терпеливо и мужественно переносить печальный опыт:

Лечебно-пастырское попечение, с. 118.

Страдающий человек, с. 241.

Обе цитаты, как и многие другие отрывки из творчества Виктора Франкла, ясно показывают, что неизбежные страдания, переносимые с достоинством, — это достижение, которое характеризует человека, его собственное.

Карьера

Психиатрия

Между 1928 и 1930 годами, еще будучи студентом-медиком, он организовал консультационные центры для молодежи, чтобы справиться с большим количеством подростковых самоубийств, происходящих примерно во время табелей успеваемости в конце года. Программа спонсируется городом Вена и бесплатна для студентов. Франкл нанял в центр других психологов, в том числе Шарлотту Бюлер , Эрвина Вексберга и Рудольфа Драйкурса . В 1931 году ни один венский студент не покончил жизнь самоубийством .

После получения степени доктора медицины в 1930 году Франкл приобрел обширный опыт в психиатрической больнице Штайнхоф, где он отвечал за лечение суицидных женщин. В 1937 году он начал частную практику, но нацистская аннексия Австрии в 1938 году ограничила его способность лечить пациентов. В 1940 году он поступил в больницу Ротшильда , единственную больницу в Вене, которая все еще принимает евреев, в качестве главы неврологического отделения. Перед депортацией в концентрационные лагеря он помог многочисленным пациентам избежать нацистской программы эвтаназии, нацеленной на умственно отсталых.

В 1942 году, всего через девять месяцев после женитьбы на своей жене, Франкл и его семья были отправлены в концлагерь Терезиенштадт. Его отец умер там от голода и воспаления легких. В 1944 году Франкла и оставшихся в живых членов его семьи отправили в Освенцим, где его мать и брат были отравлены газом. Его жена умерла позже от тифа в Берген-Бельзене. Сам Франкл провел в общей сложности три года в четырех разных концлагерях.

После войны он стал главой неврологического отделения Венской поликлинической больницы и открыл частную практику у себя дома. Он активно работал с пациентами до выхода на пенсию в 1970 году.

В 1948 году Франкл получил степень доктора философии в Венском университете. Его диссертация, Бессознательный Бог , исследует отношение психологии и религии. В этом Франкл выступает за использование сократовского диалога (дискурса самопознания) с клиентами, чтобы войти в контакт с их духовным бессознательным.

Могила Виктора Франкла в Вене

В 1955 году Франклу было присвоено звание профессора неврологии и психиатрии в Венском университете , и в качестве приглашенного профессора он читал лекции в Гарвардском университете (1961 г.), Южном методистском университете в Далласе (1966 г.) и в Университете Дюкесна в Питтсбурге (1972 г.). ).

На протяжении всей своей карьеры Франкл утверждал, что редукционистские тенденции ранних психотерапевтических подходов дегуманизировали пациента, и выступал за повторную гуманизацию психотерапии.

Американская психиатрическая ассоциация награжден Франкл 1985 Оскар Пфистер премии за вклад в развитие религии и психиатрии.

Человек в поисках смысла

После освобождения он смог вернуться в Вену. Там он возглавил неврологическое отделение поликлинической больницы, а затем в течение девяти дней написал « Человек в поисках смысла» . Книга, первоначально озаглавленная «Психолог из концентрационного лагеря» , была выпущена на немецком языке в 1946 году. Миллионы экземпляров были распроданы на десятках языков.

Английский перевод книги «В поисках смысла» был опубликован в 1959 году и стал международным бестселлером. Франкл видел в этом успехе симптом «массового невроза современности», поскольку название книги обещало решить вопрос осмысленности жизни.

В 1991 году « Человек в поисках смысла» вошел в десятку самых влиятельных книг США по результатам опроса, проведенного для Библиотеки Конгресса и Клуба « Книга месяца» .

Логотерапия и экзистенциальный анализ

Франкл разработал логотерапию и экзистенциальный анализ, которые основаны на философских и психологических концепциях, в частности, на желании найти смысл жизни и свободу воли . Франкл выделил три основных способа осознания смысла жизни: изменение мира, получение определенного опыта или принятие определенных взглядов.

Основные техники, предлагаемые логотерапией и экзистенциальным анализом:

  • Парадоксальное намерение : клиенты учатся преодолевать навязчивые идеи или тревоги с помощью дистанцирования и юмористического преувеличения.
  • Дерефлексия: отвлечение внимания клиента от симптомов, поскольку гиперотражение может привести к бездействию.
  • Сократический диалог и изменение отношения: задавание вопросов, призванных помочь клиенту найти и реализовать самоопределенный смысл своей жизни.

Его признание смысла в качестве центральной мотивационной силы и фактора психического здоровья является его неизменным вкладом в область психологии. В нем заложены фундаментальные принципы зарождающейся области позитивной психологии .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector